- Жизнь в морях и океанах
- Проверьте свои знания
- Подумайте!
- § 26. Жизнь в морях и океанах2 — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков)
- §26. Жизнь в морях и океанах — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) — 2013 год
- Конспект урока «Жизнь в морях и океанах» 5 класс Природоведение
Жизнь в морях и океанах
Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Знакомство с ними мы начнем с поверхности воды.
Вот плывет небольшое (около 30 см в длину) странное существо. Синее с красным парусом. Это животное с необычным названием португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко раскрашивали свои боевые корабли). Существо это — родственник медуз. Оно не тонет, потому что имеет большой легкий воздушный пузырь. Сверху на этом пузыре есть гребень, который и служит парусом. А вниз, в воду, уходят длинные щупальца. С их помощью кораблик ловит себе еду: рачков, рыбок.
На поверхности океана плавают и другие родственники медуз — парусники. У них плоское, как плот, овальное тело, на котором возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик, хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно увидеть «матросов» — маленьких крабиков. Захотев есть, такой крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков. Другой «матрос» на «палубе» парусника — хищный моллюск янтина — не столь безобиден: он объедает мягкие ткани парусника. На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на пресноводных. Они часто отдыхают на «палубе» парусника. А одна из летучих рыб откладывает на парусник икру. Все эти организмы составляют сообщество поверхности воды.
Сообщество толщи воды включает планктон и активноплавающие организмы. Планктоном (от греческого слова «планктос» — блуждающий) называют все множество живых существ, парящих в толще воды. Это разнообразные водоросли, лучевики, рачки. Все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают кальмары, различные рыбы, дельфины, киты. Они имеют вытянутое обтекаемое тело и сильные мышцы — приспособления для быстрого плавания. В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками — мелкие рыбки, а ими — более крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.
Очень богато видами донное сообщество, складывающееся на небольших глубинах. Помимо прикрепленных ко дну водорослей, здесь живут всевозможные моллюски с красивыми раковинами, актинии, раки-отшельники, креветки, морские ежи и морские звезды, осьминоги, а также множество рыб. Среди них особенно известны камбалы, скаты, удильщики.
Еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Коралловые рифы — постройки, созданные бесчисленными маленькими морскими животными — коралловыми полипами. Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество — одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу на суше.
А на больших глубинах океана, в вечной темноте, сложилось особое глубоководное сообщество. Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются эти жители бездны мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов — выпуская яркое облачко, сбивают с толку хищников.
Проверьте свои знания
- Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете?
- Какие существа составляют сообщество поверхности воды и как они между собой связаны?
- Какие две группы организмов включает сообщество толщи воды?
- Перечислите организмы, составляющие донное сообщество и сообщество кораллового рифа.
- Каковы особенности глубоководного сообщества?
Подумайте!
- Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны?
- Почему сообщество кораллового рифа особенно богато видами?
- Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся? Приведите примеры.
- Назовите организмы, изображенные на рисунке, и определите, к каким сообществам они относятся.
Моря и океаны богато населены живыми организмами. Здесь складываются разнообразные природные сообщества: сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, донное сообщество и сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Источник
§ 26. Жизнь в морях и океанах2 — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков)
185. Дайте определение
Природное сообщество – это совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. В нем осуществляется и поддерживается круговорот веществ.
186. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия природных сообществ
3)глубоководное сообщество
4)донное сообщество.
187. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия животных. Цифрами отметьте природные сообщества, к которым они принадлежат
188. Используя материал учебника, заполните таблицу «Природные сообщества морей и океанов»
189. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о глубоководных обитателях. Запишите план сообщения. Укажите источник использованной информации
1) Условия глубоко под водой
2) Внешний облик обитателей
3) Приспособления в образе жизни глубоководных обитателей
4) Какие тайны еще скрывают глубины?
Источник – энциклопедия и интернет
190. Вставьте пропущенные буквы
Сообщество, коралловый риф, планктон, глубоководные рыбы.
Составьте 2-3 предложения с этими словами
Планктон входит в состав сообщества кораллового рифа.
Глубоководные рыбы живут на дне Марианской впадины.
Источник
§26. Жизнь в морях и океанах — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) — 2013 год
1. Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете?
1)Сообщество кораллового рифа
2)Сообщество поверхности воды
3)Донное сообщество
4)Глубоководное сообщество
5)Сообщество толщи воды
2. Какие существа составляют сообщества поверхности воды и как они между собой связаны?
На поверхности обитают: парусники,кораблики, морские водомерки,крабики, моллюск янтина, летучие рыбы. Все эти организмы связаны друг с другом пищевыми связями, а также используют друг друга как жилище.
3. Какие две группы организмов включает сообщество толщи воды?
Сообщество толщи воды включает планктон (водоросли, лучевики, рачки) и активноплавающие организмы (кальмары, различные рыбы, дельфины, киты).
4. Перечислите организмы, составляющие донное сообщество и сообщество кораллового рифа.
Донное сообщество: прикрепленные ко дну водоросли, различные моллюски, актинии, раки-отшельники, креветки, морские ежи и морские звезды, осьминоги, а также множество рыб, такие как камбалы, скаты, удильщики.
Сообщество кораллового рифа: коралловые полипы, большое разнообразие рыб, рачков, крабов и других морских обитателей.
5. Каковы особенности глубоководного сообщества?
Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются они мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: приманивают добычу либо защищаются от врагов.
6. Вспомните, почему, начиная с определенной глубины, в океане не встречаются растения. Будут ли они там расти, если их специально посадить? Обоснуйте свой ответ.
Растениям на глубине недостаточно света, без которого невозможен фотосинтез. Если их специально посадить на большую глубину, они не будут расти, так как наблюдается нехватка солнечного света.
7. Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны?
Наиболее благоприятны условия кораллового рифа, донное сообщество. Также видов больше в прибрежных зонах. Должны быть условия для сохранения биоразнообразия: много света либо места для укрытия, пригодная температура, много кислорода, много пищи.
В толще воды видов уже намного меньше, чем у берега. На большой глубине живут только самые приспособленные организмы.
8. Почему сообщество кораллового рифа наиболее богато видами? На какое земное природное сообщество оно похоже по большому многообразию видов?
Коралловые рифы по богатству жизни уступают только влажному тропическому лесу на суше. Здесь сложились самые благоприятные условия. Коралловые рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье, там тепло, неглубоко, можно спрятаться от хищников и много пищи.
9. Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся?
У живущих в толще воды и активно плавающих животных тело имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, уменьшающей трение при передвижении. Развиты приспособления для повышения плавучести: скопления жира в тканях, плавательные пузыри у рыб. У пассивно плавающих животных увеличивается поверхность тела за счет выростов, шипов;они очень мелкие и легкие. Разные способы передвижения: изгибание тела, с помощью жгутиков, ресничек, реактивный способ.
У придонных животных исчезает или слабо развит скелет, увеличиваются размеры тела, обычно нет органов зрения, развитие осязательных органов.
10. Назовите организмы, изображенные на рисунке, и определите, к каким сообществам они относятся.
Дельфин – сообщество толщи воды. Осьминоги и глубоководные рыбы – глубоководное сообщество. Кораллы и актинии – сообщество кораллового рифа. Рыбы – сообщество толщи воды. Мелкие рачки – планктон — сообщество поверхности воды.
Источник
Конспект урока «Жизнь в морях и океанах» 5 класс Природоведение
Учебник: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс (6)
Раздел: Жизнь на Земле.
Тема: «Жизнь в морях и океанах».
Учитель: Зюзина Светлана Николаевна.
Тема урока: «Жизнь в морях и океанах».
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться Вода.
(Эпиграф)
Цели и задачи урока:
Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.
Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.
Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.
Урок изучения нового материала.
Методы обучения и формы работы:
Оборудование : ЗУА, интерактивная доска, ноутбук , мультимедиа, презентация «Жизнь в морях и океанах», учебник Природоведение 5 класс автор Н.И. А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, тетрадь, дидактический материал.
I .Слуховая проверка: какая сегодня погода?
Фонетическая зарядка: о-у-я-и—ё—е-и-й-ю-э-жи—жу-жа-жю-жы-жя-жизнь в морях и океанах.
II .Организационный момент
III .Проверка изученного материала
— Ребята, кто помнит, о чём мы говорили на прошлом занятии?
Задание №1 . Разберите по материкам географические объекты, растения и животных :озеро Байкал, Джималунгма, река Нил, Конго, Сахара, пальмы, лианы, акация, баобаб, вельвичия, эбеновое дерево, Намиб, Калахари, Чад, Ньяса, Виктория, Таньганьика Волга, Дон, Амур, бурый медведь, Эвкалипт, мангры, фикус, кенгуру, страус Эму, утконос, ехидна, вомбат.хлебное дерево, акация, белый медведь, лемминг, барс, Уральские горы, Карпаты, Русская равнина, горилла, шимпанзе, носорог, крокодил, слон, жираф, буйвол, гиена, лев, страус, Калахари, Чад, Ньяса,Виктория, Таньганьика, Берёзы, ели, пихты, секвойя, вельвичия, эбеновое дерево, носорог, крокодил, слон, жираф, буйвол,гиена, лев, страус, нектарница, Рыси, скунсы, кайоты, медведи.
Волга, Дон, Амур, Уральские горы,
Карпаты, Русская равнина.
Берёза, черёмуха, тополь, калина, рис,
Сахара, Намиб, Калахари, Чад, Ньяса, Виктория, Таньганьика
акация, баобаб, вельвичия, эбеновое дерево,
Горилла, шимпанзе, носорог, крокодил,
слон, жираф, буйвол,
гиена, лев, страус,
Берёзы, ели, пихты, секвойя,
Рыси, скунсы, кайоты,
Ла – Платская низменность.
дынное дерево, пальмы, бразильский орех,
Муравьед, броненосец, ленивец, анаконда.
Большой барьерный риф, озеро Эйр, Пустыня Виктория.
Эвкалипт, мангры, фикус,
хлебное дерево, акация
Кенгуру, страус Эму, утконос, ехидна, вомбат.
Восточная равнина, Западная равнина,
Пингвины, буревестник, тюлени, киты, касатки.
Задания №2 с несколькими правильными ответами:
1. Какие животные обитают в пустыне:
1) Кобра 3) Песец 4) Варан
2) Верблюд 4) Бурый медведь 6) Волк
2. Подберите пару: способ передвижения — среда обитания.
1) Плавание а) Водная
2) Бег, прыжки б) Наземно-воздушная
3) Полет в) Почвенная
4) Роющий г) Наземная
3. Найдите соответствие между экологическим фактором и компонентом среды
1) Факторы неживой природы а) Свет, температура, влажность
2) Факторы живой природы б) Вырубка лес, осушение болот
3) Факторы, связанные с влиянием человека в) Растения, животные
Задание №3. Отгадайте ребус. Какой организм зашифрован в ребусе?
Вопрос: на каком материке обитает? Ответ: обитает на материке Евразия.
Задание №4 Назовите все материки и части света?
IV .Изучение новой темы или Актуализация знаний
Учитель: Ребята, как называется наша планета?
Ответ учащихся: (Земля).
— А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?
— Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать –голубой планетой -А, сейчас, мы с вами с помощью интеллектуальной разминки попробуем определить тему урока.
Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он — «морской бандит».
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… ( Акулой )
2 Подставляя людям спины
В море нас спасут… ( Дельфины )
3. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — … ( Осьминог )
-Где же живут эти организмы?
( Это обитатели морей и океанов).
И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему нашего урока:
Ответ учащихся : «Жизнь в морях и океанах»
Учитель: -Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море ?
Ответ учащихся: потому, что вода солёная.
Учитель: Давайте отправимся в глубины морей и океанов.
Моря и океаны можно это целая морская страна, которая заселён от самых верхних регионов до самых нижних .
Учитель: сколько же регионов в этой стране?
. (Мы ответим на этот вопрос в конце урока)
-В разных регионах этой страны складываются разные природные сообщества.
— Давайте вспомним, что называется природным сообществом?
( Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы ).
Откройте учебник стр. 135-137 , у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, назовите их (сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество
Учитель : сколько здесь сообществ или регионов страны. (5)
Знакомство с этими сообществами мы начнём с поверхности воды.
В своих тетрадях начертите таблицу, в первую графу запишите сообщество поверхности воды .
По тексту учебника стр. 135 и слайду заполните другие 2 графы.
— Что интересного в нём?
Учитель. Вот посмотрите какое странное существо, синий пузырь с красным гребнем. Это военный португальский кораблик. В старину моряки Португалии также ярко раскрашивали свои боевые корабли. Это родственник медуз. В воду у него уходят щупальца, которыми он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.
Португальский кораблик удерживается на воде при помощи легкого воздушного пузыря и гребеня-паруса)
По поверхности океана плавает парусник. Тело его плоское. Это хищник. Он добывает пищу с помощью щупалец. У него есть матросы-крабики. Захотят крабики есть, спустятся ко дну парусника и поймают среди щупалец рыбку. Рыбы умеют летать? Есть летучие рыбы. Разогнавшись, они выскакивают из воды и парят на своих плавниках над водою.
-В каком регионе страны обитает это сообщество? (первом).
Следующее сообщество – сообщество толщи воды .
Физминутка: Руки вверх – спаси! Акула!
Руки вниз – держись дельфин!
Обними, кто рядом – друга,
Вверх — тяни его, тяни!
Верх тянитесь — на носочках
Друга верного спасём,
Словно вы дельфин на море.
Вверх подпрыгнув- вновь плывём!
Здесь обитают планктон и активно плавающие организмы.
Учитель: какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие организмы?
Ответ учащегося: у них обтекаемая форма тела: акула, дельфины, киты, сельди)
Учитель: что помогает рыбам плавать в толще воды?
Ответ учащихся: плавники, плавательный пузырь.
Учитель: каких хищных рыб вы знаете?
Ответ учащегося : белая акула длина 6 метров. Охотится по ночам на кальмаров и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые. Акулы испытывают постоянный голод, они вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет. Синий кит относится к млекопитающим, это не рыба. Его тело до 33 метров, масса дл 130 тонн. Питается синий кит планктоном
Учитель: что мы называем планктоном?
Ответ учащегося : планктон переводится — блуждающий .В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками – мелкие рыбы, а ими крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.
Учитель: в какой последовательности вы расположили это сообщество?
Следующее сообщество – донное.
Очень богато видами это сообщество. Здесь живут моллюски с красивыми раковинами, морские звёзды, осьминоги, камбала. Они любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать надо иметь разнообразную форма, например у скатов она – плоская, окраска под цвет грунта. Осьминоги выбрасывают чернильное пятно.
В каком регионе расположено это сообщество?
Самое красочнее сообщество и самое красивое – сообщество кораллового риф а.
Учитель: давайте расположим сообщества по регионам сверху вниз.
Сообщество поверхности океана – 1регион, самый верхний
Сообщество кораллового рифа – 2 регион
Сообщество толщи воды – 3 регион
Глубоководное сообщество – 4 регион
Донное сообщество – 5 регион
V . Закрепление материала:
Тест на тему: «Жизнь в морях и океанах».
1.Что такое планктон ?
1)множество живых существ, парящих в толще воды
2)мелкие организмы, на дне морей
3)мельчайшие организмы, парящие на поверхности воды
2. «Отложения известняка, образовавшегося из остатков кораллов и водорослей». Это происходит:
1) на поверхности воды
2)в коралловых рифах
3)на больших глубинах океана
3. О каком сообществе идет речь?
Множество живых существ, активно плавающих в воде. Водоросли, лучевики, рачки — все они мелкие, и обычно имеют на теле выросты, щетинки чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают различные рыбы, киты, кальмары
1)сообщество кораллового рифа
2)сообщество поверхности воды
3)сообщество толщи воды
5. «То ли цветы, то ли животные?» Карл Линней отнёс их к животным.
1) морская звезда
Ответы: 1 – 1, 2 -2, 3 – 3, 4 – 3, 5 — 3
Задание на соответствие:
Обитатели данного сообщества:
1) Сообщество кораллового рифа
а) множество живых существ парящих в толще воды
2) Сообщество поверхности воды
б) морские организмы живущие в коралловых рифах .
3) Донное сообщество
в)особое сообщество, которое расположено на больших глубинах океана, в вечной темноте
4) Сообщество толщи воды
г)организмы, которые обитают на поверхности морей и океанов
5) Глубоководное сообщество
д) растения и животные, обитающие на небольших глубинах
Ответы: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в (Слайд 36).
Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы!
Домашнее задание: стр. 135 – 137.
Источник