- Природные ресурсы – причина и источник загрязнений Индийского океана
- История названия, основные характеристики
- История исследований и освоения
- Воздействие человека и его последствия
- Экологические проблемы Индийского океана
- Экологические проблемы Индийского океана
- Загрязнение нефтью
- Бытовой мусор
- Химикаты сельского хозяйства и промышленности
- Военные конфликты
- Влияние на флору и фауну
- Экологические проблемы Индийского океана
Природные ресурсы – причина и источник загрязнений Индийского океана
История названия, основные характеристики
Основные экологические проблемы Индийского океана возникли после обнаружения значительных месторождений нефти и газа на территориях государств, занимающих его побережье. Именно это первопричина, следствиями которой стали многочисленные войны за обладание этими природными ресурсами, аварии и розливы, связанные с добычей и транспортировкой нефти.
По своим размерам Индийский океан уступает Тихому и Атлантическому:
- Его площадь около 76,17 млн. кв. км.
- Объем воды 282,65 млн. куб. км.
- Средняя глубина 3711 метров, а наибольшая 7209 м.
- На юге он граничит с Антарктидой, на севере – с Азией, на востоке – с Австралией и на западе – с Африкой.
Океан пересекает четыре климатических пояса. Температура над ним летом до 32°С, зимой до 22°С. Температура поверхностных вод весь год около 28°С. Летом она несколько выше, а зимой ниже.
Максимальная соленость воды в Красном море и Персидском заливе, она там достигает 41%
История исследований и освоения
История освоения началась древнейшими народами еще за 3500 лет до нашей эры. Жители Египта и Месопотамии на своих деревянных и тростниковых лодках добирались до берегов Западной Индии и Восточной Африки. С VI века нашей эры финикийские и персидские купцы доводили свои морские караваны до берегов Восточной Индии. Большой вклад в изучение океана внес венецианец Марко Поло в XIII веке. Первая специальная научная экспедиция по изучению Индийского океана была предпринята в 1872 году.
Первое месторождение нефти было открыто в 1908 году. Сейчас их около 300. В этом регионе расположены такие государства, как: Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Сирия. Усилил воздействие на экологию региона открытый в 1869 году Суэцкий канал с двумя крупнейшими портами Порт-Саид и Суэц.
Воздействие человека и его последствия
С этого времени загрязнение вод нефтью и продуктами нефтепереработки стали основной проблемой океана. Его воды, флоры и фауны. Аварии и вылив нефти при добыче, перекачивании и транспортировке может привести и приводит к гибели морских животных, птиц, рыб, моллюсков и других водных обитателей.
Кроме углеводородов, в океан попадают отходы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных на его побережье и на берегах рек в него впадающих. В воду попадают тяжелые металлы и отходы атомной энергетики.
По развитым с древнейших времен морским транспортным маршрутам, гигантские нефтеналивные танкеры и сухогрузы перевозят тысячи тонн нефти, руды, угля, минеральных удобрений, радиоактивных и отравляющих веществ, другой химической продукции, которые при авариях или затоплении судов, попадают в океанскую воду.
Рыболовство и другие морские промыслы в Индийском океане незначительны и составляют всего 5% общемирового объема. Главные промысловые рыбы – это тунец, сардина, камса, некоторые виды акул и скаты.
Здесь идет добыча креветок, омаров и лангустов. Особое внимание следует уделить добычи китов, которая была остановлена, в связи с практически полным их уничтожением. Но под давлением некоторых стран, вновь была разрешена.
Посмотрите видео: Подводный мир Индийского океана.
Источник
Экологические проблемы Индийского океана
Основные экологические проблемы Индийского океана, как и других частей Мирового океана, прежде всего связаны с антропогенными воздействиями на морские экосистемы и серьезными повреждениями устойчивости этих природных систем.
Воды Индийского океана испытывают различные виды загрязнений. Нефтяное загрязнение занимает особое место.
Регион Ближнего и Среднего Востока играет роль главного «нефтяного крана» в мировом хозяйстве. На него приходится более 2/3 всех запасов и 1/3 добычи нефти зарубежного мира. Особенно выделяется бассейн Персидского залива. Главные из морских грузопотоков нефти начинаются от крупнейших портов Персидского залива и идут к Западной Европе, Северной Америке и Японии.
Наиболее крупные танкеры идут через западную часть Индийского океана вдоль берегов Африки и его северную часть у берегов Южной и Юго-Восточной Азии, менее крупные нефтеналивные суда направляются через Суэцкий канал.
Именно северные, северо-восточные и западные акватории океана чаще всего бывают покрыты нефтяной пленкой. Помимо аварийных ситуаций с танкерами и эксплуатационных сбросов нефти при их промывке нередко случаются повреждения нефтяных платформ, расположенных на шельфе. Наиболее опасными районами, где сталкиваются интересы судоводителей и разработчиков нефти, где сходятся морские пути и нефтегазоразработки, являются Персидский и Суэцкий заливы, Зондский и Боссов проливы. Серьезная опасность загрязнения Индийского океана исходит от милитаризации, подготовки войн и самих военных действий. Военные корабли, как правило, избегают экологического контроля и наносят существенный вред водам океана. До сих пор на дне морей лежит множество судов, затопленных во время различных войн, в частности ирано-иракской войны. Военный иракско-кувейтский конфликт в регионе Персидского залива привел к повреждению многих крупнотоннажных танкеров и буровых платформ и в результате к огромному нефтяному загрязнению в заливе.
Опасный характер носит загрязнение Индийского океана тяжелыми металлами. Это ртуть, свинец, кадмий. Они попадают в воды океана через атмосферу и с речными стоками и поэтому встречаются повсеместно. Вредно действуют на морские организмы также медь, цинк, хром, мышьяк, сурьма, висмут, содержащиеся как в промышленных, так и в сельскохозяйственных отходах. В отличие от нефтепродуктов металлы не разрушаются в природе, а только меняют физико-химическое состояние в той или иной среде и могут накапливаться в морских организмах.
К наиболее опасным загрязнителям относятся ядохимикаты — пестициды и гербициды. Определенный ущерб водам океана нанесла так называемая «зеленая революция», когда многие страны региона резко расширили использование минеральных удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве. Основная часть государств Индоокеанского бассейна значительно отстает в экономическом отношении от развитых стран мира. Объемы промышленных и сельскохозяйственных отходов, попадающих в океан, казалось бы, относительно невелики, но развивающиеся страны в значительной степени концентрируют так называемые «грязные производства», а система очистки стоков в океан крайне недостаточна.
Быстро растет загрязнение океана твердым мусором, который сбрасывается с судов и выносится в океан сточными водами с суши. Имеются сведения, что на дне Индийского океана захоронено огромное количество контейнеров со всякого рода токсичными и радиоактивными отходами.
Все больше осознавая, что океан — это коллектор всех отходов человечества, и накопление в нем полютантов в конечном счете катастрофически скажется на всей географической оболочке Земли, государства Индоокеанского региона договариваются о совместных действиях по охране океана.
В 1978 г. был подписан Кувейтский протокол о региональной кооперации борьбы с нефтяным и другими загрязнениями Персидского залива, в 1981 г. — аналогичный протокол для акваторий Красного моря и Аденского залива. В 1983 г. в Веллингтоне заключена Конвенция об охране флоры и фауны Антарктики, в 1984 г. приняты планы действий по защите морской среды у берегов Восточной Африки и пр.
Как и в других океанах мира, в Индийском создаются и уже действуют морские резерваты. Они имеются в Кувейте, ОАЭ, Египте, Эфиопии, Кении, Мьянме, Индии, Шри-Ланке и др. Из наиболее известных выделяются национальный морской парк Эфиопии «Острова Дахлак», основанный еще в 1968 г. в одном из богатейших в фаунистическом отношении районов Красного моря, два парка в Кении (Малинди и Вашаму) общей площадью 1755 га, охрана которых хорошо организована и технически оснащена, резерват на Сейшельских о-вах. Подобные морские парки не только охраняют те или иные экосистемы, помогают восстанавливать природные условия и ресурсы, но имеют очень большое значение в природоохранном просвещении местного населения и туристов.
Источник
Экологические проблемы Индийского океана
Индийский океан занимает около 20% всей площади Земли, покрытой водой. Это третий по глубине водоем в мире. На протяжении многих лет он испытывает сильное воздействие со стороны человека, которое негативно сказывается на составе воды, жизни представителей океанической флоры и фауны.
Загрязнение нефтью
Одним из главных веществ, загрязняющих Индийский океан, является нефть. Она попадает в воду из-за периодических аварий на прибрежных нефтедобывающих станциях, а также в результате кораблекрушений.
Индийский океан имеет границу с рядом стран Ближнего и Среднего Востока, где широко развита нефтедобыча. Наиболее крупным районом, богатым «черным золотом» является Персидский залив. Отсюда начинаются многочисленные маршруты нефтеналивных танкеров в разные уголки мира. В процессе движения даже при штатной эксплуатации подобные корабли могут оставлять после себя жирную пленку на воде.
Вклад в загрязнение океана нефтью вносят также утечки из наземных технологических трубопроводов и процедуры промывки емкостей судов. Когда наливные цистерны танкеров очищают от нефтяных остатков, рабочая вода сливается в океан.
Бытовой мусор
Основной путь попадания бытового мусора на океанические просторы банален – его выбрасывают с проходящих кораблей. Здесь все – от старых рыболовных сетей, до пакетов из-под еды. Причем, среди отходов периодически встречаются весьма опасные вещи, наподобие медицинских градусников с ртутью и тому подобное. Также твердые бытовые отходы попадают в Индийский океан течением из впадающих рек или просто смываются с берега во время штормов.
Химикаты сельского хозяйства и промышленности
Одной из особенностей загрязнения Индийского океана является масштабное попадание в воду химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, и сточных вод от предприятий. Связано это с тем, что страны, расположенные в прибрежной зоне, имеют «грязную» промышленность. Современные экономические реалии таковы, что многие крупные компании из развитых стран строят промышленные площадки на территории менее развитых государств и выносят туда виды производств, отличающихся вредными выбросами или не совсем безопасными технологиями.
Военные конфликты
На территории некоторых стран Востока периодически случаются вооруженные восстания и войны. При использовании флота, океан принимает дополнительную нагрузку от военных кораблей. Такой класс судов практически никогда не подлежит экологическому контролю и наносит природе большой урон.
В ходе военных действий нередко разрушаются те же установки нефтедобычи или затапливаются суда, перевозящие нефть. Крушения самих военных кораблей добавляют негативного воздействия на океан.
Влияние на флору и фауну
Активная транспортная и промышленная деятельность человека в Индийском океане, неизбежно оказывает влияние на его обитателей. В результате накопления химических веществ, меняется состав воды, что приводит к гибели отдельных видов водорослей и живых организмов.
Самыми известными океаническими животными, которые были почти истреблены, являются киты. На протяжении нескольких веков китобойная практика была распространена настолько широко, что данные млекопитающие практически исчезли. С 1985 по 2010 годы, дни для спасения китовых, действовал мораторий на добычу любых видов кита. В наши дни популяция несколько восстановлена, но до былого количества еще очень далеко.
А вот птице под названием «дронт» или «птица До-до» не повезло. Они водились на острове Маврикий в Индийском океане и были полностью истреблены еще в 17 веке.
Источник
Экологические проблемы Индийского океана
Основные экологические проблемы Индийского океана, как и других частей Мирового океана, прежде всего связаны с антропогенными воздействиями на морские экосистемы и серьезными повреждениями устойчивости этих природных систем.
Воды Индийского океана испытывают различные виды загрязнений. Нефтяное загрязнение занимает особое место.
Проблемы Индийского океана // фото: http://newsinphoto.ru
Регион Ближнего и Среднего Востока играет роль главного «нефтяного крана» в мировом хозяйстве. На него приходится более 2/3 всех запасов и 1/3 добычи нефти зарубежного мира. Особенно выделяется бассейн Персидского залива. Главные из морских грузопотоков нефти начинаются от крупнейших портов Персидского залива и идут к Западной Европе, Северной Америке и Японии.
Наиболее крупные танкеры идут через западную часть Индийского океана вдоль берегов Африки и его северную часть у берегов Южной и Юго-Восточной Азии, менее крупные нефтеналивные суда направляются через Суэцкий канал.
Именно северные, северо-восточные и западные акватории океана чаще всего бывают покрыты нефтяной пленкой. Помимо аварийных ситуаций с танкерами и эксплуатационных сбросов нефти при их промывке нередко случаются повреждения нефтяных платформ, расположенных на шельфе. Наиболее опасными районами, где сталкиваются интересы судоводителей и разработчиков нефти, где сходятся морские пути и нефтегазоразработки, являются Персидский и Суэцкий заливы, Зондский и Боссов проливы. Серьезная опасность загрязнения Индийского океана исходит от милитаризации, подготовки войн и самих военных действий. Военные корабли, как правило, избегают экологического контроля и наносят существенный вред водам океана. До сих пор на дне морей лежит множество судов, затопленных во время различных войн, в частности ирано-иракской войны. Военный иракско-кувейтский конфликт в регионе Персидского залива привел к повреждению многих крупнотоннажных танкеров и буровых платформ и в результате к огромному нефтяному загрязнению в заливе.
Индийский океан //фото:https://wikiway.com
Опасный характер носит загрязнение Индийского океана тяжелыми металлами. Это ртуть, свинец, кадмий. Они попадают в воды океана через атмосферу и с речными стоками и поэтому встречаются повсеместно. Вредно действуют на морские организмы также медь, цинк, хром, мышьяк, сурьма, висмут, содержащиеся как в промышленных, так и в сельскохозяйственных отходах. В отличие от нефтепродуктов металлы не разрушаются в природе, а только меняют физико-химическое состояние в той или иной среде и могут накапливаться в морских организмах.
Индийский океан //фото:https://wikiway.com
К наиболее опасным загрязнителям относятся ядохимикаты — пестициды и гербициды. Определенный ущерб водам океана нанесла так называемая «зеленая революция», когда многие страны региона резко расширили использование минеральных удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве. Основная часть государств Индоокеанского бассейна значительно отстает в экономическом отношении от развитых стран мира. Объемы промышленных и сельскохозяйственных отходов, попадающих в океан, казалось бы, относительно невелики, но развивающиеся страны в значительной степени концентрируют так называемые «грязные производства», а система очистки стоков в океан крайне недостаточна.
Пляж Индийского океана //фото:http://spacefacts.ru
Быстро растет загрязнение океана твердым мусором, который сбрасывается с судов и выносится в океан сточными водами с суши. Имеются сведения, что на дне Индийского океана захоронено огромное количество контейнеров со всякого рода токсичными и радиоактивными отходами.
Все больше осознавая, что океан — это коллектор всех отходов человечества, и накопление в нем полютантов в конечном счете катастрофически скажется на всей географической оболочке Земли, государства Индоокеанского региона договариваются о совместных действиях по охране океана.
В 1978 г. был подписан Кувейтский протокол о региональной кооперации борьбы с нефтяным и другими загрязнениями Персидского залива, в 1981 г. — аналогичный протокол для акваторий Красного моря и Аденского залива. В 1983 г. в Веллингтоне заключена Конвенция об охране флоры и фауны Антарктики, в 1984 г. приняты планы действий по защите морской среды у берегов Восточной Африки и пр.
Вечерний пирс Индийского океана //фото:https://wikiway.com
Как и в других океанах мира, в Индийском создаются и уже действуют морские резерваты. Они имеются в Кувейте, ОАЭ, Египте, Эфиопии, Кении, Мьянме, Индии, Шри-Ланке и др. Из наиболее известных выделяются национальный морской парк Эфиопии «Острова Дахлак», основанный еще в 1968 г. в одном из богатейших в фаунистическом отношении районов Красного моря, два парка в Кении (Малинди и Вашаму) общей площадью 1755 га, охрана которых хорошо организована и технически оснащена, резерват на Сейшельских о-вах. Подобные морские парки не только охраняют те или иные экосистемы, помогают восстанавливать природные условия и ресурсы, но имеют очень большое значение в природоохранном просвещении местного населения и туристов
Источник