Проект по моря по волнам

Творческий проект»По морям по волнам»
проект по окружающему миру (старшая группа)

создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей

Скачать:

Вложение Размер
proekt.docx 24.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Катунинская СШ»

структурное подразделение «Детский сад п. Катунино»

«По морям по волнам»
старшая группа

Тип проекта: познавательно – творческий

Продолжительность проекта : краткосрочный (три недели)

По количеству участников : групповой

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры.

Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского флота.

С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.

Цель проекта : создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей

  • Сформировать у детей представления о морских обитателях теплых и холодных морей;
  • Дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
  • Совершенствовать навыки речевого общения;
  • Развивать творчество, воображение, фантазию;
  • Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
  • Формировать навыки поисковой деятельности;
  • Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

  • овладение понятиями «Арктика», «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
  • имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела обитателей в связи с их жизнью в воде, температурным режимом, способами их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знают о взаимосвязи с другими обитателями;
  • имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
  • Формы и методы работы : наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рисование, аппликация, оригами, лепка.

    Работа с родителями:

    • беседы, рекомендации
    • пополнение материала по теме проекта (книги, иллюстрации, фигурки обитателей, кораблей)
    • участие в конкурсе « По морям, по волнам»

    Продукт проектной деятельности:

    • Оформление мини музея в группе «По морям по волнам»
    • макет «Подводный мир»
    • рисунки, «Мир моря», «Обитатели аквариума»
    • лепка «Морское дно», аппликация «Рыбки в море»
    • конкурс работ «По морям, по волнам».

    Этапы реализации проекта.

    • Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;
    • Сбор и анализ литературы;
    • Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;
    • Беседы «Арктика и мы», «Море в опасности», «Морские обитатели», «Рыбы – кто они?», «Морские растения», «Кем быть?».
    • Наблюдения «Аквариумные рыбки», «Черепаха»
    • Разработка плана реализации проекта

    Познавательные занятия
    1. «Моря бывают разные»
    Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.

    2. «Путешествие по глубинам морского царя».
    Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
    3. «Арктика – Север нашей Родины»
    Цель: познакомить с понятием Арктика, что она из себя представляет, ее обитатели; воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

    Экспериментирование:
    «Окрашивание морской воды».
    Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
    Ход эксперимента:
    1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
    2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
    3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
    Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.

    «Научи яйцо плавать»

    Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
    Задачи:
    1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
    2. Проследить, как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
    3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
    Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
    Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

    «Загадочные кристаллы»
    Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли.
    Задачи:
    1.Приготовить солевой раствор.
    2.Проследить за кристаллизацией соли.
    3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
    Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, карандаш, краситель, камушек, нитки.
    Ход эксперимента:
    1.В стакан налить теплой воды и добавить пакетик соли.
    2.Размешать воду до полного растворения соли.

    3. Добавить краситель
    4.Взять камушек, привязанный к карандашу и опустить в раствор.
    5.Стакан поставить на солнечное окно.
    Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.

    Чтение художественной литературы:
    Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
    Г. Косова «Азбука подводного мира»,
    С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
    А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
    Г.Х.Андерсен «Русалочка»
    Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
    Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.

    Морской конёк
    В море, в зарослях игривых,
    Вьется пламя огонька –
    Раздувают воды гриву
    Норовистого конька.
    Видит он любую норку,
    За добычей смотрит зорко,
    Не зевай, глупыш-рачок:
    От врага – один скачок. Г.Р. Лагздынь

    Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
    Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
    Рассматривание репродукций картин:
    — И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
    — А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,
    — А. Боголюбов «Парусник в море»;

    Дидактические игры:
    «Мир моря»
    Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
    Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

    «Зоологическое лото»
    Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек.

    «Отгадай загадку»
    Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
    Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
    «Распутай путаницу»
    Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.
    Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.

    Подвижные игры:
    «Море волнуется»
    Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
    Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
    — Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
    В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

    «Водяной»
    Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
    Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий — в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит.
    «Рыбак и рыбки»
    Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
    Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники — «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».

    «Водолаз»
    Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
    Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.

    Сюжетно – ролевая игра:
    «Путешествие на корабле»
    Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.

    Художественное творчество:
    «Морской пейзаж»
    Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.

    «Золотая рыбка»
    Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.

    «Аквариумные рыбки»
    Цель: Создание макета аквариума с рыбками, на основе полученных знаний о среде обитания морских рыб. Учимся находить сходства и отличия морских и аквариумных рыб.
    «Морские обитатели»
    Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.

    «Необычные рыбки»
    Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовывать необходимые детали фломастером.
    «Рыбы в аквариуме»
    Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
    «Ракушки»
    Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей об их внешнем виде.
    «Морское дно» (пластилинография)
    Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.

    • Оформление мини музея в группе «По морям, по волнам»
    • альбом «Подводный мир»
    • конкурс работ « По морям, по волнам»

    Источник

    Проект «По морям, по волнам» с использованием ИКТ

    Румия Мансуровна Мязитова
    Проект «По морям, по волнам» с использованием ИКТ

    ПРОЕКТ «ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»

    для детей старшего дошкольного возраста

    с использованием ИКТ

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    Тип проекта: Познавательно-творческий.

    Краткосрочный: 2 месяца.

    Участники проекта: Воспитатель, дети 6-7 лет, физ. инструктор, музыкальный руководитель, родители.

    Актуальность проблемы заключается в том, что только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей, могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором пребывают сейчас.

    Актуальность данной темы возрастает и в связи с тем,что:

    — возрастает потребность в людях, обладающих элементарными экологическими знаниями;

    — в повседневной жизни появилось множество проблем, в том числе и экологического характера;

    — глобальные перемены, происходящие в обществе, требуют пересмотра всей системы воспитания и образования, включая и экологическое, так как без защиты окружающей среды нельзя сохранить здоровье людей. Другими словами «в больной природе не может быть здоровых людей» (Абу Али ибн Сино).

    — развитие сферы экологического воспитания и образования можно рассматривать как возможность всестороннего развития личности. Необходимость комплексного подхода к экологическому воспитанию необходим с нравственным, эстетическим воспитанием личности.

    Для решения данной проблемы мы выявили цель работы — создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «По морям, по волнам». Обобщить и систематизировать знания воспитанников об обитателях морей. Закрепить умение использовать знания о морских обитателях при создании творческих работ в продуктивной деятельности.

    • расширять и систематизировать представления детей о море и об обитателях морских глубин, как экологической системе;

    • развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

    • развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей;

    • развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

    • развивать способность вслушиваться в звуки моря;

    использовать различные нетрадиционные способы при создании творческих работ;

    • учить охранять окружающую среду;

    • совершенствовать стиль партнерских взаимоотношений, стимулировать самостоятельность.

    Для эффективного решения задач проекта происходит через:

    — Организацию развивающей среды в группе – уголка «Подводное царство».

    — Отбор и внедрение эффективных методик и технологий по развитию познавательного интереса, творческих способностей детей. Составление картотеки игр, песен, загадок о морских обитателях направленных на развитие логического мышления, умения.

    Ожидаемые результаты проекта

    • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;

    иметь простейшие представления об особенностях строения тела морских обитателей: способах передвижения — плавает, ползает; способах маскировки; знать о взаимосвязи с другими обитателями; иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе; составлять описательный рассказ с использованием опорной схемы.

    • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски.

    • поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море».

    знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; Надежда Шемякина «Сказка про Кита», чтение стихов Инны Сударевой «На дне морском».

    • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, загадывание загадок.

    • рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни».

    • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», Равель М. «Игра воды».

    • просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо».

    Сотрудничество с родителями: Изготовление фотоальбома «Путешествие к морю», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах (Совместная работа с родителями).

    Деятельность по образовательным областям:

    Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

    1.Беседа: «Какие разные моря с использованием тематического слайд-шоу.

    2.Беседа: «Морские рыбы и морские животные». Использование презентации по теме.

    3. НОД «Морской мир» по ознакомлению с природным окружением.

    «Обитатели воды — рыбы», «Морской мир», «Путешествие маленькой икринки», «Морской конек», «Медузы», «Дельфины», «Краб».

    4.НОД по изо деятельности: «На дне морском»— лепка, «Рыбки играют, рыбки сверкают» — рисование, «Морские коньки играют в прятки» — рисование; аппликация из ткани «Золотая рыбка»; вышивание способом «изонить»«Рыбки», оригами «Рыбки»

    5. НОД по ФЭМП «Морское путешествие».

    6. Викторина «Что мы знаем о подводном мире?»

    7.Физкультминутка: «Морское путешествие».

    8. Физкультурный досуг

    «В поисках сокровищ»

    Чтение художественной литературы.

    Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения.

    9. Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Т. Домаренок «Морские спасатели», С. Сахарнов «Кто в море живет?», И. Сударева «На дне морском», Г. Косова «Азбука подводного мира»

    10.Рассматривание картин: И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море».

    11. Загадки о морских обитателях.

    12. Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок.

    13. Просмотр мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

    Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

    14. Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», Равель «Игра воды, игра с пением «Рыбка – окунечек» р. н. п.

    Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

    15.«Русалочка», «Четвертый лишний», «Чей силуэт?», «Собери дельфина», «Кто здесь живет?», «Про кого рассказ?»

    Словесные игры.Цель: Развивать умение узнавать обитателей по описанию.

    16.Словесные игры: «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Назови одним словом?».

    17.Подвижные игры: «Удочка», «Море волнуется раз», «Караси и щука»

    18.Сюжетно-ролевые игры: «Пароход», «Путешествие на корабле» «Моряки».

    Работа с родителями

    19. Изготовление фотоальбома «Путешествие к морю», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах.

    Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

    Продукт проектной деятельности: организация мини-музея «Подводное царство», фотоальбом «Путешествие к морю», сборник детских рассказов о морях и океанах, коллективный макет «Подводное царство», фотографии с НОД, оформление игрового уголка «Морской мир».

    19.Работа с родителями:Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;

    Изготовление фотоальбома «Путешествие к морю», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах.

    Источник

    Читайте также:  Аральское море история возникновения
    Оцените статью