Творческий проект»По морям по волнам»
проект по окружающему миру (старшая группа)
создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Катунинская СШ»
структурное подразделение «Детский сад п. Катунино»
«По морям по волнам»
старшая группа
Тип проекта: познавательно – творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный (три недели)
По количеству участников : групповой
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры.
Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского флота.
С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.
Цель проекта : создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей
- Сформировать у детей представления о морских обитателях теплых и холодных морей;
- Дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
- Совершенствовать навыки речевого общения;
- Развивать творчество, воображение, фантазию;
- Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
- Формировать навыки поисковой деятельности;
- Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
Формы и методы работы : наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рисование, аппликация, оригами, лепка.
Работа с родителями:
- беседы, рекомендации
- пополнение материала по теме проекта (книги, иллюстрации, фигурки обитателей, кораблей)
- участие в конкурсе « По морям, по волнам»
Продукт проектной деятельности:
- Оформление мини музея в группе «По морям по волнам»
- макет «Подводный мир»
- рисунки, «Мир моря», «Обитатели аквариума»
- лепка «Морское дно», аппликация «Рыбки в море»
- конкурс работ «По морям, по волнам».
Этапы реализации проекта.
- Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;
- Сбор и анализ литературы;
- Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;
- Беседы «Арктика и мы», «Море в опасности», «Морские обитатели», «Рыбы – кто они?», «Морские растения», «Кем быть?».
- Наблюдения «Аквариумные рыбки», «Черепаха»
- Разработка плана реализации проекта
Познавательные занятия
1. «Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.
2. «Путешествие по глубинам морского царя».
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
3. «Арктика – Север нашей Родины»
Цель: познакомить с понятием Арктика, что она из себя представляет, ее обитатели; воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.
Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.
«Научи яйцо плавать»
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить, как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
«Загадочные кристаллы»
Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли.
Задачи:
1.Приготовить солевой раствор.
2.Проследить за кристаллизацией соли.
3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, карандаш, краситель, камушек, нитки.
Ход эксперимента:
1.В стакан налить теплой воды и добавить пакетик соли.
2.Размешать воду до полного растворения соли.
3. Добавить краситель
4.Взять камушек, привязанный к карандашу и опустить в раствор.
5.Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.
Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира»,
С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок. Г.Р. Лагздынь
Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
— И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
— А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,
— А. Боголюбов «Парусник в море»;
Дидактические игры:
«Мир моря»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.
«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек.
«Отгадай загадку»
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
— Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.
«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий — в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники — «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».
«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.
Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.
Художественное творчество:
«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.
«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.
«Аквариумные рыбки»
Цель: Создание макета аквариума с рыбками, на основе полученных знаний о среде обитания морских рыб. Учимся находить сходства и отличия морских и аквариумных рыб.
«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.
«Необычные рыбки»
Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»
Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
«Ракушки»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей об их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.
- Оформление мини музея в группе «По морям, по волнам»
- альбом «Подводный мир»
- конкурс работ « По морям, по волнам»
Источник
Проект «По морям, по волнам» с использованием ИКТ
Румия Мансуровна Мязитова
Проект «По морям, по волнам» с использованием ИКТ
ПРОЕКТ «ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»
для детей старшего дошкольного возраста
с использованием ИКТ
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Краткосрочный: 2 месяца.
Участники проекта: Воспитатель, дети 6-7 лет, физ. инструктор, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проблемы заключается в том, что только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей, могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором пребывают сейчас.
Актуальность данной темы возрастает и в связи с тем,что:
— возрастает потребность в людях, обладающих элементарными экологическими знаниями;
— в повседневной жизни появилось множество проблем, в том числе и экологического характера;
— глобальные перемены, происходящие в обществе, требуют пересмотра всей системы воспитания и образования, включая и экологическое, так как без защиты окружающей среды нельзя сохранить здоровье людей. Другими словами «в больной природе не может быть здоровых людей» (Абу Али ибн Сино).
— развитие сферы экологического воспитания и образования можно рассматривать как возможность всестороннего развития личности. Необходимость комплексного подхода к экологическому воспитанию необходим с нравственным, эстетическим воспитанием личности.
Для решения данной проблемы мы выявили цель работы — создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «По морям, по волнам». Обобщить и систематизировать знания воспитанников об обитателях морей. Закрепить умение использовать знания о морских обитателях при создании творческих работ в продуктивной деятельности.
• расширять и систематизировать представления детей о море и об обитателях морских глубин, как экологической системе;
• развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
• развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей;
• развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
• развивать способность вслушиваться в звуки моря;
• использовать различные нетрадиционные способы при создании творческих работ;
• учить охранять окружающую среду;
• совершенствовать стиль партнерских взаимоотношений, стимулировать самостоятельность.
Для эффективного решения задач проекта происходит через:
— Организацию развивающей среды в группе – уголка «Подводное царство».
— Отбор и внедрение эффективных методик и технологий по развитию познавательного интереса, творческих способностей детей. Составление картотеки игр, песен, загадок о морских обитателях направленных на развитие логического мышления, умения.
Ожидаемые результаты проекта
• владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
•иметь простейшие представления об особенностях строения тела морских обитателей: способах передвижения — плавает, ползает; способах маскировки; знать о взаимосвязи с другими обитателями; иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе; составлять описательный рассказ с использованием опорной схемы.
• владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски.
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море».
•знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; Надежда Шемякина «Сказка про Кита», чтение стихов Инны Сударевой «На дне морском».
• разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, загадывание загадок.
• рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни».
• прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», Равель М. «Игра воды».
• просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо».
Сотрудничество с родителями: Изготовление фотоальбома «Путешествие к морю», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах (Совместная работа с родителями).
Деятельность по образовательным областям:
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
1.Беседа: «Какие разные моря!» с использованием тематического слайд-шоу.
2.Беседа: «Морские рыбы и морские животные». Использование презентации по теме.
3. НОД «Морской мир» по ознакомлению с природным окружением.
«Обитатели воды — рыбы», «Морской мир», «Путешествие маленькой икринки», «Морской конек», «Медузы», «Дельфины», «Краб».
4.НОД по изо деятельности: «На дне морском»— лепка, «Рыбки играют, рыбки сверкают» — рисование, «Морские коньки играют в прятки» — рисование; аппликация из ткани «Золотая рыбка»; вышивание способом «изонить» — «Рыбки», оригами «Рыбки»
5. НОД по ФЭМП «Морское путешествие».
6. Викторина «Что мы знаем о подводном мире?»
7.Физкультминутка: «Морское путешествие».
8. Физкультурный досуг
«В поисках сокровищ»
Чтение художественной литературы.
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения.
9. Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Т. Домаренок «Морские спасатели», С. Сахарнов «Кто в море живет?», И. Сударева «На дне морском», Г. Косова «Азбука подводного мира»
10.Рассматривание картин: И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море».
11. Загадки о морских обитателях.
12. Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок.
13. Просмотр мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
14. Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», Равель «Игра воды, игра с пением «Рыбка – окунечек» р. н. п.
Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
15.«Русалочка», «Четвертый лишний», «Чей силуэт?», «Собери дельфина», «Кто здесь живет?», «Про кого рассказ?»
Словесные игры.Цель: Развивать умение узнавать обитателей по описанию.
16.Словесные игры: «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Назови одним словом?».
17.Подвижные игры: «Удочка», «Море волнуется раз», «Караси и щука»
18.Сюжетно-ролевые игры: «Пароход», «Путешествие на корабле» «Моряки».
Работа с родителями
19. Изготовление фотоальбома «Путешествие к морю», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах.
Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Продукт проектной деятельности: организация мини-музея «Подводное царство», фотоальбом «Путешествие к морю», сборник детских рассказов о морях и океанах, коллективный макет «Подводное царство», фотографии с НОД, оформление игрового уголка «Морской мир».
19.Работа с родителями:Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;
Изготовление фотоальбома «Путешествие к морю», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах.
Источник