- Проект всто восточная сибирь тихий океан
- Строительство ВСТО-I
- Развитие ВСТО-I
- Строительство ВСТО-II
- Развитие ВСТО-II
- Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО)
- География маршрута
- История
- Строительство
- Характеристика трубопроводной системы
- Трудности при прокладке трассы
- Протесты
- Роль президента РФ
- Проверки
- Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО)
Проект всто восточная сибирь тихий океан
Обеспечение транспортировки нефти месторождений Восточной Сибири на НПЗ России и на экспорт в страны АТР через порт Козьмино и в Китайскую Народную Республику.
Строительство ВСТО-I
Строительство магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан на участке от головной перекачивающей станции «Тайшет» до перекачивающей станции «Сковородино» пропускной способностью до 30 млн тонн в год и протяженностью линейной части 2 694 км со строительством семи перекачивающих станций. Строительство нефтеналивного порта в бухте Козьмина.
Этап завершен строительством и введен в эксплуатацию в 2009 году.
Развитие ВСТО-I
В рамках поэтапного увеличения пропускной способности ВСТО-I выполнено строительство новых и реконструкция действующих перекачивающих станций.
В 2012 году введены в эксплуатацию пять перекачивающих станций, что позволило увеличить пропускную способность нефтепровода до 50 млн тонн в год.
В 2014 году введены в эксплуатацию три перекачивающие станции, что позволило увеличить пропускную способность нефтепровода до 58 млн тонн в год.
В 2017 году введены в эксплуатацию три перекачивающие станции, что позволило увеличить пропускную способность нефтепровода до 73 млн тонн в год.
В 2019 году введены в эксплуатацию три перекачивающие станции, что позволило увеличить пропускную способность нефтепровода до 80 млн тонн в год.
Магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке от головной перекачивающей станции «Тайшет» до перекачивающей станции «Сковородино» выведен на максимальную проектную мощность 80 млн тонн в год в 2019 году.
Строительство ВСТО-II
Строительство магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан на участке от перекачивающей станции «Сковородино» до спецморнефтепорта (СМНП) «Козьмино» пропускной способностью до 30 млн тонн в год и протяженностью 2 046 км со строительством восьми перекачивающих станций.
Этап завершен строительством и введен в эксплуатацию в 2012 году.
Развитие ВСТО-II
В рамках поэтапного увеличения пропускной способности ВСТО-II выполнено строительство новых и реконструкция действующих перекачивающих станций.
В 2017 году введена в эксплуатацию одна перекачивающая станция, что позволило увеличить пропускную способность нефтепровода до 45 млн тонн в год.
В 2019 году введены в эксплуатацию три перекачивающие станции, что позволило увеличить пропускную способность нефтепровода до 50 млн тонн в год.
Магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке от перекачивающей станции «Сковородино» до порта «Козьмино» выведен на максимальную проектную мощность 50 млн тонн в год в 2019 году.
Источник
Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО)
Нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) является грандиозной трубопроводной системой. Она соединяет Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское месторождения нефти с портами Приморья на побережье Тихого океана. Обеспечивает выход Российской Федерации на рынки нефтепродуктов Азиатско-Тихоокеанского региона.
География маршрута
Свое начало ВСТО берет в Иркутской области, минует республику Саха-Якутия, Амурскую, Еврейскую автономные области и Хабаровский край. Конечная точка маршрута — залив Находка в Приморском крае.
Нефтепровод строился госкомпанией «Транснефть», ей же и управляется.
История
Свою историю трубопровод начинает отсчитывать с 70-х годов ХХ века. Тогда у СССР появились планы построить систему трубопроводов для вывода нефти из центральных областей страны на побережье Тихого океана. Были проведены предварительные геологоразведочные работы. Однако этим замыслам не суждено было сбыться
Но в конце ХХ века эта идея начала постепенно претворяться в жизни. Инициатором строительства нефтепровода выступило руководство компании «ЮКОС». Однако его конечной точкой был определен Китай.
Первое соглашение о намерениях, предполагаемом маршруте транспортировки и особенностях его эксплуатации было подписано летом 2001 года Премьер-министром РФ и Председателем КНР. После этого, в течение некоторого времени представители сторон предпринимали попытки по реализации проекта применительно к интересам отдельно взятой страны, что не позволило сдвинуть процесс с «мертвой точки».
Весной 2002 года корпорацией «Транснефть» был разработан проект без участия китайской стороной. При этом маршрут должен был пролегать из Ангарска в Находку. Этот план активно поддержало правительство Японии.
Через год оба проекта слили в один — нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». Согласно новому плану, главная нитка трубопроводов шла из Ангарска в залив Находка. При этом предусматривалось ответвление от него на китайский город Дацин.
Летом этого года, после рассмотрения экологической комиссией Министерства природы РФ, проект был забракован, так как он доложен был пройти через природоохранные места и заповедники. Вследствие этого «Транснефть» вынуждена была изменить точку начала с города Ангарска на город Тайшет, а конечной определить – бухту Козьмина.
Строительство
Начало строительства этой крупнейшей нефтепроводной системы началось в апреле 2006 года. Первая очередь проекта, названная «ВСТО–1» введена в строй в декабре 2009 года. Это был трубопровод от города Тайшет до станции «Сковородино» (нефтеперекачивающая станция).
Протяженность ВСТО-1 составила 2694 километра при мощности перекачки нефти в 30 миллионов тонн в год.
В апреле 2009 года, согласно ранее достигнутым договоренностям, началось строительство ответвления от трубопровода в сторону Китая. Введено в работу в конце сентября 2010 года.
2-я очередь трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО–2) запущена в работу в конце 2012 года. Протяженность этого участка, который связал нефтеперекачивающую станцию «Сковородино» (Амурская область) с нефтяным портовым терминалом «Козьмино» у города Находка, составляет 2046 км.
Характеристика трубопроводной системы
Общая длина нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» составляет 4740 км. Нефть, которая поставляется этой трубопроводной системой на мировые рынки, стала называться ESHPO. К началу 2015 года мощность первого участка, ВСТО-1, была доведена до 58 млн. тонн в годовом исчислении. Мощность перекачки ответвления до китайского Дацин, которое берет свое начало в «Сковородино», составляет 20 млн тонн нефти в год.
Введение в эксплуатацию нефтепровода позволило значительно уменьшить затраты на прокладку и энергоснабжение другого масштабного проекта России – газопровода «Сила Сибири».
Предполагается, что до 2020 года мощность ВСТО-1 увеличат до 80 миллионов тонн в год.
Нефтепроводная система дала возможность подключения к ней двух объектов Дальневосточного российского региона: в 2015 году — Хабаровский нефтеперерабатывающий завод; в 2018 году — Комсомольский.
В настоящее время ведется разработка проектной документации по возведению НПЗ в конечной точке трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».
Трудности при прокладке трассы
В процессе прокладки ВСТО строители были вынуждены решать сложнейшие технические вопросы. Это связано с отсутствием на местах необходимой инфраструктуры. В работах задействовали вездеходы, авиацию (вертолеты), которые осуществляли контроль над общей обстановкой.
Строительство серьезно затруднялось сложными природными условиями, такими как сейсмическая активность и низкие температуры. Серьезные препятствия создавал и рельеф местности на всем протяжении маршрута нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Водные преграды, непроходимая тайга, болотистые местности затрудняли подвоз необходимого оборудования и обслуживание возводимых коммуникаций.
Но несмотря на все имеющиеся проблемы, проект создал необходимую инфраструктуру: благоустроенные поселки, дороги вдоль трассы, системы линий электропередач, очистные сооружения и т. п. Все коммуникации были обеспечены системами охраны и связи.
Протесты
Перед началом строительства, в начале 2006 года, уже готовый к реализации проект «Восточная Сибирь — Тихий океан», который разработала государственная компания «Транснефть», был забракован. Это было связано с тем, по мнению государственной экологической экспертизы, что его маршрут проходил в сложной сейсмологической зоне рядом с северными берегами озера Байкал.
Последующие действия «Транснефти» по лоббированию своих планов привели к уступкам со стороны Государственной Думы Российской Федерации, и она сняла ограничения на строительство вблизи байкальских берегов.
Процессы вокруг нефтепровода «Восточная Сибирь» получили и большой общественный резонанс. На всем протяжении предполагаемой трассы от Байкала до Амура прошли акции протеста. Особенно активно природоохранительные активисты были против работ по укладке трубопровода рядом с озером. Они доказывали, что планируемые меры защиты не могут предотвратить серьезных и катастрофических последствий, если произойдет разлив нефти или иная авария нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».
Роль президента РФ
Постепенно требования общественности, выступающей против строительства нефтепровода, начали приобретать и политические оттенки. Отдельные активисты стали выдвигать лозунги по отставке правительства и Президента России
Президент РФ В. Путин летом 2006 года встал на сторону экологов и потребовал вести прокладку нефтепроводной системы не ближе 40 км от северного побережья Байкала.
В результате таких возражений со стороны главы государства проект трассы трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) был пересмотрен, и работы начались гораздо севернее Байкала.
Проверки
Процессы строительства трубопровода корпорацией «Транснефть» неоднократно подвергались проверкам. Первая из них была инициирована Государственной Думой в августе 2007 года. В своем запросе инициаторы указывали на тот факт, что сроки работ существенно отстают от плановых показателей. Это привело к началу проверок Счетной палатой РФ (с февраля 2008 года) процессов освоения выделенных на нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» государственных средств.
Через год объявлено, что проверка завершена. По ее результатам установлен факт распределения без конкурса более 75 млрд. рублей.
В марте 2010 года С. Степашин, руководитель Счетной палаты РФ, на выступлении в Государственной Думе РФ сообщил, что его структурой выявлены факты мошенничества со стороны руководства «Транснефти». Государству нанесен ущерб в размере 3.5 млрд руб. По инициативе Счетной палаты начато уголовное дело, находящееся в производстве Следственного комитета РФ.
Однако в сентябре 2011 года глава правительства РФ Владимир Путин сообщил, что каких-либо претензий к «Транснефти» по вопросам строительства ВСТО не имеется. Деяний, подпадающих под уголовное преследование, не установлено.
Источник
Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО)
МНП ВСТО был построен в соответствии с распоряжением правительства РФ для трубопроводной транспортировки нефти с месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие предприятия российского Дальнего Востока и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)
Магистральный нефтепровод (МНП) Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО) соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка Приморского края.
МНП ВСТО обеспечивает трубопроводную транспортировку нефти с месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие предприятия российского Дальнего Востока и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO.
Общая протяженность МНП ВСТО составляет 4 741 км, проект разделен на 2 сегмента — ВСТО-1 (1 я очередь) и ВСТО-2 (2 я очередь).
ВСТО-1 проходит по маршруту Тайшет — Сковородино по территории 3 регионов — республики Саха (Якутия), Иркутской и Амурской областей.
Протяженность участка составляет протяженность 2694 км.
ВСТО-1 был построен за 3 года и введен в эксплуатацию в 2009 г.
На начальном этапе производственная инфраструктура ВСТО-1 включала 7 НПС, пропускная способность составляла 30 млн т/год нефти.
В 2010 г. начались работы по расширению ВСТО-1 до 80 млн т/год.
В 2012 г. с вводом в эксплуатацию 5 НПС (№№12,13,16,18,20), мощность ВСТО-1 доведена до 50 млн т/год нефти.
В 2014 г., после включения в работу еще 3 НПС (№№ 11,15,19), показатель составил 58 млн т/год.
В 2018 г. в производственную инфраструктуру ВСТО-1 включены еще 3 НПС (№№ 3,6,9), пропускная способность увеличилась до 72 млн т/год.
С вводом в ноябре 2019 г. НПС №№ 2,5,7 показатель увеличился до проектных 80 млн т/год нефти.
В 2011 г. был построен отвод Сковородино — Мохэ от ВСТО-1 для поставок нефти в Китай протяженностью 64 км.
Первоначальная пропускная способность нефтепровода составляла 15 млн т/год, а в 2017 г. нефтепровод был расширен до 30 млн т/год.
ВСТО-2 проходит по маршруту Сковородино — Козьмино по территории 4 регионов — Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной и Амурской областей.
Протяженность участка составляет протяженность 2074 км.
ВСТО-2 построен за 2 года, в эксплуатацию введен в 2012 г., на 2 года раньше планового срока.
Первоначально в структуру ВСТО-2 входили 8 НПС (№№24, 27, 30, 34, 36, 38, 40, 41), пропускная мощность составляла 30 млн т/год.
К концу 2015 г. производительность ВСТО-2 была увеличена до 35 млн т/год.
В декабре 2017 г., с вводом в эксплуатацию НПС № 29 в Амурской области, показатель повысился до 36,7 млн т/год.
Тогда же началось строительство 3 новых НПС (№№23, 26 и 32) и реконструкция действующих станций.
С завершением работ по расширению системы ВСТО-2 в ноябре 2019 г., его пропускная мощность достигла проектных 50 млн т/год.
Порт Козьмино — конечная точка МНП ВСТО — был введен в эксплуатацию в 2009 г.
До запуска ВСТО-2 в 2012 г. доставка нефти от Сковородино до Козьмино осуществлялась железнодорожным транспортом.
Налив производится у 2 причалов, принимающих суда дедвейтом от 80 до 150 тыс. т для дальней транспортировки в страны АТР.
Проведенные в 2017 г. мероприятия по увеличению емкости резервуарного парка и дноуглубительные работы позволили в перспективе увеличить мощность по перевалке нефти в порту до 36 млн т/год.
Источник