Профессии людей связанные с морем

Профессии, связанные с водой и морем

Обновлено: 10 Мая 2021

Во все времена море манило своими просторами и шумом прибоя не одно юное сердце. На смену парусным судам пришли теплоходы, пароходы, но, как и прежде, мореходные вузы и училища не остаются без студентов. Какие же морские профессии предлагает нам современность и актуальны ли они, рассмотрим в этой статье.

Актуальность

Морское образование всегда было символом престижности и выделяло человека из сотни других. Оно не потеряло актуальности и в наше время. Эта нелегкая работа, таящая опасности, привлекает в ряды своих учреждений образования тысячи студентов.

Транспортировка грузов морем является одним из самых дешевых видов перевозки большого объема продукции. Море — также ценный экономический ресурс, поэтому государство вкладывает много средств в развитие транспортного морского комплекса страны. Следует не забывать и о стратегических преимуществах владения выходом к морю. Не даром еще Петр I так стремился «прорубить окно в Европу» с его помощью.

Востребованными являются специалисты различных направлений данной отрасли, сильные физически и морально, готовые быстро принимать решения в экстремальных ситуациях.

Плюсы и минусы работы

Мореходная отрасль — одна из тех, где плюсы и минусы делятся поровну.

Приятными особенностями данной профессии являются:

  1. Высокооплачиваемая работа. Специалисты, выходящие в море, являются одними из самых высокооплачиваемых в мире. Накопить на покупку машины, дома моряк может намного быстрее, чем работник на берегу.
  2. Карьерный рост. Квалифицированный специалист при определенных усилиях к 30 годам может получить высокое офицерское звание, что в условиях суши сделать сложно.
  3. Шанс повидать другие страны. Торговые суда заходят в различные международные порты, что дает морякам возможность посмотреть различные национальные культуры, исторические достопримечательности. В дальнейшем моряку не так сложно перебраться в понравившуюся страну на постоянное место жительство.
  4. Влияние моря на личность. Специфика профессии формирует целеустремленную самостоятельную личность. Для работы в море нужен стальной характер, крепкая воля, закалка трудностями, расширение кругозора.
  5. Снабжение во время работы за счет судовладельца. На время морского рейса судовладелец обязан снабжать работников судна питанием, рабочей одеждой. Оплачивать проживание в гостинице на время захода в порты. Моряку нет необходимости тратить личные средства.
  6. Долгий отпуск. Работники моря от 4 до 6 месяцев проводят на суше.
  7. Высокооплачиваемая работа на берегу. Если моряк решает обосноваться на суше и не выходить в море, есть множество работодателей, готовых предложить ему лучшие условия трудоустройства. Те, кто выходил в море, пользуются преимуществами при устройстве на работу в порту.
  8. Востребованность. Морские профессии востребованы не только на территории России, но и в других странах. Выпускник российского морского вуза может найти себе работу на иностранном судне.

Среди основных минусов получения мореходного образования выделяем:

  1. Тяжелая физическая работа. График моряка может быть ненормированным и превышать 12 часов. Отсутствуют выходные. Качка, смена часовых поясов, вахты по 6 часов — все это влияет на физическое состояние человека.
  2. Опасность. Травмоопасность при работе в море очень высокая. Некоторые судна перевозят опасные вещества, что усиливает риск. Медицинскую помощь в море оказать не представляется возможным, если на судне нет врача. Течения, штормы, рифы — риски морской профессии.
  3. Психологическое давление. Во время рейса моряки находятся в замкнутом пространстве, ограниченном кораблем и среди одних и тех же людей на протяжении долгого времени. Это может негативно влиять на психику человека.
  4. Длительная разлука с родными. В среднем, моряк проводит 6-8 месяцев вне дома. В настоящее время современные технологии позволяют связываться с близкими посредством интернета и мобильной связи.
  5. Пираты. На некоторых путях шествия кораблей еще встречаются нападения пиратов. По уставу морякам не разрешено ношение и хранение оружия, поэтому в случае захвата судна они безоружны.
  6. Стоимость обучения и сертификатов. Морские вузы отличаются высокой стоимостью обучения. Развитие морской отрасли требует от моряка постоянно быть в курсе инноваций, регулярно подтверждать свою квалификацию, обновляя сертификаты, проходя переподготовку.
  7. Проблемы с пенсией. Во время несения службы на отечественном судне, идут отчисления в пенсионный фонд. Но если моряк работает на судне с иностранным флагом, эти годы ему в пенсионный стаж не входят.

Морские профессии

Классификация кораблей зависит от их водоизмещения, типа вооружения и их назначения. Соответственно виду корабля меняется и состав судовой команды. Профессии морской отрасли можно разделить на несколько тематических групп:

  • корабельные профессии;
  • подводные;
  • портовые;
  • морские профессии для девушек.

На корабле

Команда корабля подразделяется на:

  • капитана и его помощников;
  • палубная команда;
  • машинная команда.

К востребованным корабельным специальностям относятся такие:

  1. Капитан корабля. Командир судна. В его обязанности входит составление маршрута, контроль за погрузкой и разгрузкой. Капитан отвечает за деятельность палубной части команды. Минимальная зарплата такого специалиста — 460 000 рублей в месяц.
  2. Помощник капитана заменяет его при необходимости. В перечень его знаний и умений входят: навигационные навыки, организация команды. Количество помощников у капитана варьируется в зависимости от типа груза, вида судна. Каждый помощник отвечает за свою сферу деятельности. Заработная плата начисляется в зависимости от ранга и составляет около 200 000 рублей.
  3. Старший механик является начальником машинного отделения. Машинисты, механики и рядовой состав — его подчиненные. В сферу ответственности старшего механика входит бесперебойная работа корабля и обслуживание его технических составляющих. Величина его зарплаты обусловлена типом судна и дальностью рейса. Минимальный заработок старшего механика — от 300 000 рублей.
  4. Помощник старшего механика замещает старшего механика. Его сфера деятельности такая же, но полномочия меньше. Его зарплата колеблется в пределах 200 000 рублей.
  5. Боцман является командиром для всех матросов. В его обязанности входит составление графика смен для матросов и контроль их работы. Зарплата боцмана начинается от 100 000 рублей.
  6. Матрос — младший работник палубной команды. Его обязанностями является пришвартовка судна и исполнение приказов боцмана и помощников капитана. Минимальная зарплата матроса — от 60 000 рублей.
  7. Моторист — младший работник машинного отделения. В его обязанности входит обслуживание судна, проверка и контроль работы всех механизмов. Минимальная зарплата составляет 60 000 рублей.

Это основные профессии в морском деле. Существует много и других, в зависимости от специфики судна.

Под водой

Для профессий, связанных с подводным плаванием, очень тщательно отбирают студентов. Чтобы хорошо переносить изменения давления во время погружения и всплытия, подводный моряк должен обладать очень крепким здоровьем.

Среди подводных профессий можно выделить:

  1. Штурман — специализация, связанная с управлением подводной лодкой. Его обязанности заключаются в прокладывании курса, выборе оптимального маршрута, контроль за передвижением судна и за работой навигационных приборов.
  2. Подводный медик. Врачи есть на многих судах. Однако, подводный медик заслуживает особого внимания — от его реакции, решения и вмешательства зависят жизни людей. Зачастую с подводными лодками нет вообще связи, не говоря уже о возможности доставить больного в госпиталь. Подводный врач должен уметь в экстремальных условиях уметь произвести хирургическую операцию.
  3. Моряк-подводник.
  4. Водолазы. Специалисты данной категории подразделяются на несколько видов:
  • водолазы-строители производят ремонт трубопроводов, прокладку кабелей, поднимают суда со дна морей, возводят под водой основания для мостов;
  • водолазы-исследователи;
  • водолазы-спасатели проводят спасательные операции в местах кораблекрушений, оказывают первую медицинскую помощь потерпевшим, устраняют последствия аварийных ситуаций на воде.

В порту

Для тех, кто любит море, но по каким-либо причинам не может войти в состав команды корабля, существует много интересных портовых профессий.

  1. Стивидор. В его обязанности входит организация и контроль за погрузкой и разгрузкой торговых судов. Стивидор должен уметь составлять план грузовых операций, знать международную документацию.
  2. Лоцман — портовый специалист, отвечающий за безопасный проход и пришвартовку судов. В круг его навыков входит доскональное знание местного фарватера, рельефа морского дна. При подходе к порту, капитан вызывает лоцмана, который берет на себя ответственность провести к пристани судно безопасным путем. В случае аварии по вине лоцмана, порт выплачивает судовладельцу все убытки.
  3. Судовой слесарь-механик занимается ремонтом корабля во время его пребывания в доке. Зарплата такого специалиста от 75 000 рублей.
  4. Судовой электрорадиомонтажник устанавливает, настраивает и ремонтирует радиоаппаратуру на корабле. Заработная плата — от 45 000 рублей.

Так же в морских вузах можно освоить профессии инженера-судостроителя и судостроителя. Данные специалисты проектируют и строят корабли. От их профессионализма и точности в будущем зависят жизни всех моряков.

Для девушек

Долгое время существовало поверье, что женщина на борту — быть беде. В современном мире девушек стали допускать на борт в качестве работниц.

Девушки могут занимать на судах следующие должности:

  • корабельный кок;
  • помощник капитана;
  • лоцман;
  • шкипер.

Чаще все же девушки занимают должности, не связанные напрямую с морем:

  • официанты;
  • аниматоры;
  • стюарды;
  • массажистки на круизных лайнерах;
  • пекари.

Бывают редкие исключения и история знает женщин-капитанов, женщин-штурманов, женщин-механиков и женщин-электриков.

Первой в мире женщиной-капитаном стала Анна Щетинина в 1935 году в 27 лет.

Министерство труда планирует рассмотреть проблему запрета занимать некоторые морские должности девушкам. Речь идет о таких специализациях, как: судоводители, боцманы и водолазы.

Обучение морским профессиям

Поступление в морское учебное заведение имеет свои особенностями. Моряк должен обладать крепким здоровьем, поэтому обязательным условием принятия документов является наличие медицинской справки. Перед поступлением абитуриент сдает норматив по плаванию и проходит психологический тест.

К документам для поступления в морское учреждение есть определенные требования. Помимо стандартного перечня, абитуриент должен предоставить:

  • сертификат прививок;
  • анализ крови на гепатит;
  • выписку из поликлиники;
  • справку от стоматолога;
  • справки от нарколога, психиатра, дерматовенеролога и из тубдиспансера.

Для получения профессии матроса и моториста достаточно одного года обучения в мореходном училище. Для получения офицерских должностей следует поступать в вуз.

Подготовка кадров для мореплавания осуществляется по международным стандартам. Поэтому выпускники морских вузов России получают документ об образовании на английском языке, и на его основании могут трудоустраиваться к иностранным судовладельцам.

Обучение морскому делу проходит в сопровождении жесткой, военной, дисциплины. Ежегодно студенты сдают нормативы по плаванию и проходят медицинскую комиссию.

Среднее морское образование можно получить в:

Морских вузов в России около 40. Это связано со спецификой обучения и сложности установления в учебных учреждениях необходимого оборудования. Обучение по морской специализации предлагают вузы:

Сухопутный сервис Феникс.Хелп предлагает свою помощь будущим «морским волкам» в учебе и освоении тяжелой науки мореплавания.

Источник

Профессии, связанные с морем

Воинское звание


Положение матроса — самая маленькая должность на корабле. Она идентична сухопутному рядовому, определяет призывников срочной службы.
Согласно армейского чину ефрейтора в ВМФ присваивается звание старшего матроса.

Моряк должен соблюдать дисциплину и хорошо выполнять свои обязанности.

Младшая должность в старшинском составе старшина второй статьи. Моряки флота по рангу выше старшины второй стадии и ниже главного старшины – старшина первой статьи.

Должность на эскадре присваивается даже если положенный срок еще не начался.



§ 8. Матрос

Характеристика работ. Несение ходовой и стояночной вахты согласно судовому расписанию. Управление палубными механизмами, судовыми спасательными средствами. Подготовка грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке. Уборка палубы, судовых служебных и санитарно-бытовых помещений. Техническое обслуживание и ремонт корпусных конструкций, палубных механизмов, снаряжения и инвентаря. Открытие и закрытие люков трюмов, погрузка, разгрузка, крепление и раскрепление груза. Замеры уровня воды в льялах.

Должен знать: устройство судна; требования нормативных правовых актов по обеспечению безопасности судна; правила пользования аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем; порядок пользования системами внутренней связи и сигнализации; технологию выполнения такелажных, малярных, швартовных, погрузочно-разгрузочных работ.

При выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью от 300 до 550 кВт; на земснаряде (землесосе) производительностью до 700 м3/час; на плавучих кранах мощностью двигателя до 300 кВт — 3-й разряд;

при выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 550 кВт; на земснарядах (землесосах) производительностью свыше 700 м3/час; на плавучих кранах мощностью двигателя свыше 300 кВт; на всех дноочистительных снарядах — 4-й разряд;

при выполнении работ на судоходных гидротехнических сооружениях и судоподъеме — 5-й разряд.

Звания в ВМФ

Флотские ранги подразделяются на четыре категории:

  • Старшие офицеры;
  • Высшее офицерское начальство;
  • Военнослужащие-призывники;
  • Состав младших офицеров.

Звание рядового приравнено к должности матроса. Все призывники, которые проходят службу на корабле принимают данные статус. Во время службы, если служащий проявляет себя, то ему могут присвоить следующие звания старший матрос.

  1. Рулевые;
  2. Мотористы;
  3. Радиотехники.

Старший матрос может командовать группой армейцев или временно замещать командира части. На погонах обозначена буква «Ф».

После этой должности идут старшие вакансии, они идентичны сержантским званиям в других войсках. Правила и требования от армейца соответствуют званиям сержанта и старшины.

Главный старшина будет нести ответственность за всю роту.

Следующий уровень карьеры – мичман. Это звание получают те, кто закончил специальную школу.

Граждане, которые не имеют воинские звание до поступления в образовательное учреждение профессионального образования, именуются курсантами.

Кто такой моряк?

Моряк – собирательное название профессии, позволяющее обозначить специалистов, работающих на гражданских, торговых и военных судах.

Первые моряки появились еще в период античности. На кораблях/лодках перевозили людей, часто отправлялись в экспедиции, открывали новые земли, прокладывали торговые маршруты, участвовали в войнах. С появлением альтернативных видов транспорта морские путешествия не потеряли значимости.

Команда судна состоит из разных специалистов: матросов, боцмана, лоцмана, штурмана, кока, капитана и пр. Их обязанности распределяются в соответствии с типом судна. Хотя каждый моряк знаком с общей спецификой профессии, капитан круизного лайнера не может управлять крейсером или танкером, так как для этого ему понадобятся специальные знания.

Судовой экипаж принято делить на палубную и машинную службы. Также на пассажирских судах присутствует обслуживающий персонал. Капитану подчиняется весь персонал и палубная команда, к которой относятся офицеры (помощники капитана) и рядовой состав. В обязанности этой службы входит подготовка палубных механизмов и грузовых трюмов к эксплуатации – уборка, смазка, покраска и пр.

Машинная команда состоит из старшего механика и его помощников, а также рефрижераторного механика, электромеханика и рядового состава, включающего мотористов, сварщиков, уборщиков, токарей. Их основные задачи заключаются в поддержании работоспособности всех механизмов машинного отделения.

Хотя требования к обслуживающему персоналу не такие строгие, как к остальным членам экипажа, он также считается частью команды. На борту можно встретить официантов, барменов, уборщиков, аниматоров, фитнес-тренеров и прочих работников, обеспечивающих комфорт пассажиров.

Как присваиваются звания?

Все воинские должности присваиваются согласно установленным периодам. Если солдат хорошо себя проявляет, усердно трудиться, то его могут повысить.

Морские ранги и погоны присваиваются в случаях:

  • Чтобы занять должность старшего матроса нужно отслужить минимум пять месяцев.
  • Стать старшиной можно спустя двенадцать месяцев.
  • Срок выслуги главноого старшины — три года.
  • Статус мичмана – три года.
  • Положение младшего лейтенанта через 24 месяца.
  • Три года нужно отслужить для становления солдата лейтенантом и старшим лейтенантом.
  • Должность капитана третьего ранга присваивается после четырех лет.
  • Чтобы присвоить капитана второго или первого ранга нужно провести на корабельной службе пять лет.
  • Ранг высшего состава офицера присваивается после года службы на корабле в прежнем чине.

В России расположены множество военных подразделений. Все они выполняют определенные боевые, оборонные задачи. В работе солдат ВМФ необходима храбрость, отвага, умение быстро и правильно принять решение.

Кто может присвоить звание?

Морские должности и погоны присуждаются по определенному сроку прохождения службы. Армейцы по призыву, попадая в часть получают положение матроса. Оно соответствует должности рядового в других войсках.

В случае, если на протяжении службы матрос будет себя постоянно проявлять, то ему присвоят звание старший матрос. Оно будет идентично ефрейтору в сухопутных войсках.

В ВМФ есть береговые части, в каждом из которых солдаты занимают свое положение:

  1. Морская пехота;
  2. Морской воздушый флот;
  3. Береговой конвой;

Морская пехота ведет бои на береговой линии или в воде. Они охраняют объекты военно-морского флота.

В пехоте идут флотские звание только у матроса и старшего матроса, а присваиваются звания, как в сухопутных войсках.

Перед званием солдата, который ведет деятельность на гвардейском корабле добавляется слово «гвардии». К воинским званиям, которые имеют юридическую, медицинскую специальности добавляют «медицинской службы или юстиции».

Если солдат в отставке или в резерве, то соответственно добавляют «резерва или в отставке».

Как правило, к дожностям старшин и мичманов название рода войск не добавляется.

Солдаты, которые проходят обучение в военном образовательном учреждении профессионального образования, именуются курсантами, в случае если не имеют звание офицера, и слушателями – если чин уже присвоен.

Список профессий, связанных с морем

Что касается впечатлений, то морские профессии в этом отношении, вероятно, наиболее насыщенные эмоциями, чем любые другие и сравнимы, пожалуй, с профессиями летчиков и космонавтов.

Морские специальности – это, как правило, продолжение семейных традиций и династий. Однако профессии, связанные с морем – это не только прерогатива жителей припортовых городов. Но и, как говорится, наиболее эмоциональных жителей сугубо сухопутных территорий, когда тот или иной человек с детства и юности оказывается привязанным к морской стихии, под впечатлением рассказов и повестей в литературе о романтике морских путешествий и приключений.

Однако, вернемся к цели нашего обзора, а именно относительно перечня морских специальностей, которые могут быть привлекательными, как по доходам, так и по востребованности на рынке труда.

Этот список можно привести в зависимости от назначения морских судов – военные или гражданские, грузовые плавсредства или круизные лайнеры, а также рыболовные или научно-исследовательские суда.

Для обеспечения ответственного судового вождения и эксплуатации различных корабельных механизмов и систем, включая и жизнедеятельность экипажей, являются востребованными профессии:

  • капитанов;
  • штурманов;
  • лоцманов;
  • шкиперов;
  • мотористов;
  • электриков;
  • радистов;
  • поваров или на судах они называются коками;
  • матросов;
  • а также врачей.

На небольших морских судах не только допускается, но и приветствуется совмещение членами экипажей нескольких специальностей.

Какие есть знаки различия?

Указом Президента РФ введены погоны двух вариантов:

  • Погоны с шести углами, верхний край в виде трапеции, из галуна золотого или цвета одежды.
  • Погоны с пяти углами, край треугольником из материала одежды.

Погоны в виде прямоугольников из материала в цвет одежды предназначаются для курсантов, старшин, сержантов, матросов.

Прямоугольные погончики-муфты из материалов военной одежды, надеваемые на пятиугольные погоны, определены на полевое служение.

На погончиках — муфты располагаются различные знаки по должностям.

Рядовые и матросы не имеют знаков различия. Ефрейтора, старшие матросы отличаются лычкой по горизонтали. Существуют знаки отличия в виде матерчатых галунов: полевая одежда определена защитным цветом, повседневная и парадная – только желтого цвета.

Так же существуют знаки различия в виде небольших звездочек, которые располагаются вертикально.

Погоны различают по следующим признакам:

  1. Цвет погонов;
  2. Порядок расположения;
  3. Цвет отличительных знаков.

Большое значение имеет вид одежды. Форма прописана в уставе, ничего другого носить не разрешается.

Повседневная одежда неофицерского состава – это погоны с двумя узкими полосками по краям продольной части. Они обычно располагаются у сержантского состава, у прапорщиков, у рядовых.

Полевая форма – треугольник правильной формы, обычно закамуфлированный под летнюю с продольной полосой.

Для младшего офицерского состава отличием являются звезды, которые имеют небольшой размер. Для старшего офицерского состава майоров, подполковников на погонах располагаются крупные звезды одна или две.

Недостатки профессии моряк

Хотя профессия считается романтичной, личная жизнь морского волка зачастую складывается непросто. Из-за постоянного отсутствия дома рушатся многие семьи. Именно поэтому многие моряки – холостяки, которые не решаются связывать себя постоянными отношениями.

Жизнь в море связана со многими рисками. Даже самые современные и надежные корабли иногда терпят крушение во время шторма. Кроме того, в последние годы участились случаи пиратских нападений, в ходе которых экипаж может попасть в плен или лишиться жизни.

Если моряка не заберет море и не убьют пираты, его может одолеть болезнь. Путешествуя по разным странам, он рискует столкнуться с опасными вирусами, от которых у него не выработался иммунитет. Серьезные заболевания могут привести к летальному исходу. В лучшем случае он будет бороться с недугом до конца жизни, оставаясь на берегу.

Моряк востребован только до тех пор, пока он физически здоров и способен приносить пользу, поэтому при наличии каких-либо заболеваний его карьера может оборваться в любой момент (особенно это касается таких низших чинов, как юнга или матрос). Согласно российскому законодательству моряку не насчитывается трудовой стаж, что не позволяет ему претендовать на пенсию. А значит, ему придется самому заботиться об обеспечении своей старости.

Отправляясь в плаванье, нужно быть готовым к пребыванию в ограниченном пространстве на протяжении 6-12 месяцев. Большую часть времени моряки проводят в море, не имея возможности сменить обстановку или окружение.

Источник

Читайте также:  Smotret пираты карибского моря
Оцените статью