- Самое интересное в истории Российского флота
- Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.
- Северный морской путь – главная арктическая магистраль страны
- Первооткрыватели Северного морского пути
- Иностранные экспедиции
- Планомерные исследования
- Промышленные исследования
- Война
- Современное значение, новые задачи и вызовы
- Великие географические открытия
- Великие географические открытия
- Предпосылки Великих географических открытий
- Открытие Америки
- Тордесильясский договор
- Путь в Индию Васко да Гама
- Первое кругосветное плавание Магеллана
- Исследования Виллема Баренца
- Открытие Австралии и Новой Зеландии
- Покорение Сибири Ермаком
- Итоги и историческое значение Великих географических открытий
- Методические советы учителям
Самое интересное в истории Российского флота
Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.
Северный морской путь – главная арктическая магистраль страны
17 декабря 1932 года — открытие Северного морского пути. Его длина от Карских Ворот (Новая Земля) до бухты Провидения (Чукотка) около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км). Главные препятствия для прохода судов — лед, мелководье и навигационные трудности, однако современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.
Парадоксальность международно-правового статуса этой крупнейшей транспортной магистрали заключается в том, что, несмотря на колоссальные и многовековые усилия русских первопроходцев, моряков и ученых по ее освоению, иностранные державы постоянно пытаются отторгнуть Северный морской путь от России и придать ему интернациональный характер. При этом полярные владения России предлагается ограничить 12 мильной зоной. Поэтому нам необходимо не только продолжать обустройство этой важнейшей морской магистрали, но и хорошо знать роль русских людей в ее открытии и освоении.
Первооткрыватели Северного морского пути
«Россиянам в половине XVI века все берега Северного океана были подробно известны, и, следовательно, мореходствовать по нему начали они уже несколькими веками ранее», писал известный русский мореплаватель и исследователь Арктики Ф. П. Литке.
И действительно, считается, что к морю Студеному люди новгородские пришли в X-XI веках (подробности читайте здесь). В 1032 году состоялось плавание двинского посадника Улеба до Железных (Карских) Ворот Новой Земли. Пройти в Карское море ему не удалось, поскольку его судно не было приспособлено для плавания во льдах. В поисках новых товаров для рынков господина великого Новгорода смелые мореходы из поморов все дальше проникали на Север. В это время был открыт путь на Грумант, острова Колгуев, Вайгач и Новую Землю. На своих кочах, поморы первыми открыли многие арктические земли и ходили по трассе Северного морского пути.
Иностранные экспедиции
В середине XVI века три попытки отыскать северо-восточный проход к берегам Восточной и Южной Азии предприняли англичане. В 1553, 1556 и 1580 годах они направили три экспедиции с намерением пройти все арктические моря и выйти в Тихий океан. Первые две экспедиции смогли пройти только до Новой Земли, третья вошла в Карскую губу, но из-за большого скопления льда была вынуждена повернуть обратно.
В конце века за осуществление этой идеи взялись голландцы. В 1594 году их экспедиция на 4 судах дошла до Ямала. В 1595 году уже 7 голландских судов вошли в Карское море, но вынуждены были повернуть обратно. Наконец, третья экспедиция в 1596 году открыла остров Медвежий и берег Шпицбергена, а затем обогнула с севера Новую Землю и вошла в Карское море. Однако их суда были раздавлены льдами, а мореплавателям пришлось зимовать на широте 76 град. с.ш. С наступлением лета они на лодках пошли на юг, были подобраны русскими мореходами и доставлены в город Колу. Характерно, что в отчетах англичан и голландцев есть упоминания о том, что и Карское, и следующие за ним моря Ледовитого океана (фактически вся западная часть Северного морского пути) уже известны русским мореплавателям.
Планомерные исследования
Предположение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году. Теоретическим обоснованием целесообразности освоения этого транспортного пути занимался М.В. Ломоносов. Много внимания этой теме уделял Д.И. Менделеев, посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ. В этой области он сотрудничал с адмиралом С.О. Макаровым.
Императрица Анна Иоанновна 17 апреля 1732 года подписала указ с поручением В. Берингу отправляться на Камчатку, «идтить для проведывания новых земель, лежащих между Америкой и Камчаткой» и для сплошного исследования северного побережья Сибири. Этот указ положил начало второй Камчатской экспедиции (позднее Великой Северной) 1733-1743 годов. По важности выполненных задач она не имела себе равных в мировой истории. В ней приняло участие 977 человек. Это были отважные подвижники своего дела, многие из них погибли, но результаты их трудов были грандиозными. Они обследовали и впервые нанесли на карту все русское побережье Северного Ледовитого океана. Семь отрядов, «не жалея живота своего», делали эту работу, имя которой — подвиг.
Затем последовал целый ряд арктических экспедиций: плавания Ф.П. Литке, П.К. Пахтусова и К.Бэра. В результате этих экспедиций сложилось устойчивое мнение, что Карское море недоступно для судоходства. Академик К. Бэр назвал его «ледяным погребом».
Однако истощение промысловых ресурсов в западной части Баренцева моря заставило промышленников и мореходов все чаще ходить в Карское море. С 1877 года начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза сибирской продукции в европейскую часть России и за границу (подробности читайте здесь). Русское купечество стало вкладывать деньги в изучение северных морей и в развитие судоходства по ним. Наиболее активно в этой области проявили себя М.К. Сидоров и А.М. Сибиряков, которые щедро финансировали ряд экспедиций и сами организовали несколько коммерческих плаваний по Карскому пути. В результате этого уже к середине 1890-х годов был полностью опровергнут миф о недоступности Карского моря. С 1911 года из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода, но они не получили развития из-за полной необустроенности трассы. Впервые весь маршрут Северного морского пути был пройден с одной зимовкой в 1878-1879 годах экспедицией шведа Нильса Норденшельда на барке «Вега».
Промышленные исследования
С появлением парового флота, изобретением радио и постройкой ледоколов освоение Северного морского пути вступило в новую фазу. Еще в 1919 году белогвардейские правители в Архангельске пытались организовать морское транспортное сообщение с армией Колчака, читайте статью «Гражданская война и иностранная интервенция на Севере». Однако регулярные Карские экспедиции удалось возобновить только при советской власти в 1921 году, а с 1923 года рейсы Владивосток-Колыма. В 1923 году была создана первая советская полярная станция в проливе Маточкин Шар.
С 1924 года начала применяться регулярная авиаразведка льдов. Смотрите также статью о пароходе «Георгий Седов». Это позволило в 1932 году экспедиции О.Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. По итогам этого плавания СНК СССР издал Постановление от 17 декабря 1932 года об образовании Главсевморпути. С тех пор этот день отмечается как День открытия Северного морского пути. Исследования Арктики стали более целенаправленными, а в 1935 году состоялась первая транспортная операция — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток.
В 1936 году состоялся переход эсминцев «Сталин» и «Войков» из Кронштадта во Владивосток в одну навигацию. Это было большое историческое событие, которое открыло возможность быстрого усиления Северного или Тихоокеанского флотов за счет переброски кораблей и судов с одного флота на другой.
Война
В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь был важнейшей транспортной магистралью Советского Севера. По ней осуществлялась проводка боевых кораблей, флот снабжался каменным углём, а промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных лодок и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. По Северному морскому пути под защитой кораблей Северного флота прошли сотни судов, было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов.
Современное значение, новые задачи и вызовы
Наша страна постоянно поводит обширные научные исследования Арктики. Для нас Северный морской путь – это важнейшее средство жизнеобеспечения северных территорий и развития экономики Сибири. Объем грузопотока по нему в 2016 г. превысил максимальные показатели советских времен и достиг 7,5 млн тонн, а к 2030 г. возрастет до 70 млн тонн. Основные грузы будут — СПГ, нефть, уголь. Благодаря морским перевозкам на Севере осуществляется круглогодичная добыча, производство и экспорт полезных ископаемых.
Северный морской путь имеет огромный транзитный потенциал, поскольку обеспечивает колоссальную экономию на топливе, на времени и на эксплуатационных расходах. Международное судоходство по нему открылось в 1991 году. В настоящее время рассматривается возможность стыковки Северного морского и китайского Морского шелкового путей, чтобы создать глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Азию с Европой. Это позволит России найти новую нишу в системе международного разделения труда и вхождения в мировую систему хозяйства.
Широкое использование Северного морского пути сдерживалось тем, что прибрежный маршрут из-за мелководья и множества узких проливов оказался недоступным для крупнотоннажных судов, а плавание по среднему, транзитному и высокоширотному маршрутам зависит от ледовой обстановки. В связи с этим основой устойчивого судоходства на Севере является наш ледокольный флот, в котором объединены самые передовые и наукоемкие судостроительные технологии. Ни подобного флота, ни опыта его эксплуатации, ни людей, владеющих этими поистине редкими знаниями, в мире практически нет. Об опыте его создания и работы читайте в статье Атомный ледокол «Ленин».
Наконец, Северный морской путь – это важный фактор обеспечения безопасности России. Попытки иностранных государств, прежде всего США, отторгнуть Севморпуть от России направлены на подрыв ее экономики и создание для нас военной угрозы с Севера. Уже сейчас полеты американской военной авиации над российским сектором Арктики носят регулярный характер, а их атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, несут боевое патрулирование в Норвежском и Баренцевом морях.
Пентагон планирует вывести на Севморпуть и надводные корабли. Тогда размещенные на них ракеты «Томагавк» смогут поражать почти всю территорию России, а система ПРО «Иджис» сможет сбивать российские МБР на восходящих траекториях. В связи с этим наша страна наращивает свои военно-морские силы в Арктике. Для их эффективной работы построен и включен в состав Северного флота новый патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» с артиллерийским вооружением. Такой корабль сможет самостоятельно выполнять боевые задачи, и будет веским аргументом против любого противника в арктических водах.
Дальнейшее расширение транспортных потоков по Северному морскому пути потребует огромных усилий не только в области научных исследований Арктики и всестороннего оборудования ее инфраструктуры, но и в сфере расширения нашего военно-морского присутствия в этом регионе. Учитывая эти факторы, правительство России приняло целевую программу развития Севера страны на длительную перспективу, и транспортная составляющая, в том числе поддержка отечественного арктического судостроения, – одно из основных направлений этой программы.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Шитарев В. На просторах арктических морей. «Наука и жизнь» № 1 1990 г.
- Лесгафт Э. Льды Северного Ледовитого океана и морской путь из Европы в Сибирь. СПб. 1913 г.
- Шокальский Ю. Морской путь в Сибирь. «Морской сборник» № 8 1893 г.
- Вилькицкий А. Северный морской путь. СПб. 1912 г.
- Россия не сдавала и не сдает свои позиции в Арктике. «Морской сборник» № 4 2007 г.
Освоение Северного морского пути — это обширная и очень интересная тема. В ней много героических дел, потрясающих воображение экспедиций и исследований, но еще больше загадочного, непознанного и необъяснимого. Увлекает ли Вас эта неисчерпаемая глава нашей истории? Расскажите об этом в комментариях. Это будет интересно всем!
Источник
Великие географические открытия
Великие географические открытия
Даже сейчас, когда, казалось бы, на Google Maps не осталось места для terra incognita, географы совершают все новые открытия. Так в 2012 году в Антарктиде было найдено подледное озеро, которое скрывалось от мира в течение 14 миллионов лет. На протяжении всей истории человечества люди открывали и осваивали новые территории. Но эпохой Великих географических открытий по праву считается период с XV по XVII век. Именно в это время были сделаны территориальные и экваториальные открытия, повлиявшие на историю Европы и всего мира.
В этой статье мы расскажем о самых ярких событиях эпохи Великих географических открытий:
Путь в Индию Васко да Гама
Первое кругосветное плавание Магеллана
Исследование Вильяма Баренца
Открытие Австралии и Новой Зеландии
Покорение Сибири Ермаком
Больше географических сведений вы найдете в учебнике География. Базовый уровень. 10-11 классы.
Предпосылки Великих географических открытий
Мореплаватели того времени отправлялись в путешествия не столько из любопытства, сколько руководствуясь практическими целями. В середине XV века в странах Европы стремительно росло производство товаров и активно развивались рыночные отношения. Но Константинополь находился под властью турков-османов, которые полностью контролировали торговлю европейских стран с Индией и Китаем. К тому же, европейские рудники были истощены, и возникла острая нехватка драгоценных металлов. Ставшая тогда популярной гипотеза о шарообразности Земли давала надежду на открытие морского пути в Индию. Недостаток драгоценных металлов и желание заключать торговые сделки с азиатскими странами без посредников стали катализаторами Великих географических открытий.
Столь далекие морские путешествия были возможны благодаря научным и техническим открытиям тех времен. В XV веке появились каравеллы — быстроходные парусные судна, пригодные для длительных плаваний и способные двигаться даже при встречном ветре. Были усовершенствованы компас и астролябия (инструмент для определения географических координат), доработаны навигационные карты.
Первой поиском новых морских путей занялась Португалия. В 1488 году, обогнув Африку, португальцы вышли в Индийский океан. Вскоре соперником Португалии в поиске новых торговых путей стала Испания.
В 1492 году испанец Христофор Колумб отправился в поисках Индии на запад через Атлантический океан. В результате этого путешествия он сделал открытие, изменившее представление о мире и его историю.
Открытие Америки
К концу XV века Испания укрепила королевскую власть и вышла на мировую арену как сильнейшее государство «Объединенная Испания». В 1492 году пал Гранадский Эмират, и прекратилась беспрерывная война, терзавшая Испанию. Теперь страна наполнилась безработными солдатами, превратившимися в разбойников. Идея заокеанской экспансии решила бы многие проблемы государства — разбойники снова станут воинами и будут защищать интересы Испании, а опустевшая казна пополнится за счет драгоценных металлов и специй Индии и Китая. Современник Колумба, епископ Бартоломе Лас Касас охарактеризовал конкистадоров так: «Они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце».
Открытие Христофора Колумба вполне могло принести славу и богатство вовсе не Испании, а ее главной конкурентке на торговой арене — Португалии. Именно Португальскому монарху предложил Колумб свой план. Однако же в Португалии его идею отвергли, и Колумб решил попытать удачи в соседнем государстве.
Христофор Колумб родился в Италии в небогатой католической семье. Он владел четырьмя языками и обладал неутолимой жаждой знаний. Еще задолго до своего великого плавания он зарекомендовал себя как талантливый капитан, штурман и астроном.
По традиционной версии, в 1474 году Колумб обратился к астроному и географу Паоло Тосканелли за советом, как проложить кратчайший морской путь в Индию. С помощью карт Тосканелли Колумб составил план путешествия, который и был отвергнут Португалией, но — после долгих раздумий — принят испанскими монархами.
Во время первой экспедиции Колумб получил в свое распоряжение 3 корабля и 90 моряков. В официальных документах нет указания конкретной цели экспедиции, но считается, что она заключалась в обнаружении именно Индии и налаживании с ней торговых отношений. Подтверждает это сохранившийся перечень товаров, которые короли надеялись найти за океаном: «Жемчуг или драгоценные камни, золото или серебро, пряности. ». Традиционно эти товары приписывались азиатским странам, в частности, Индии. Об этой экзотической стране на тот момент было мало что известно. Предполагалось, что Индия страна не католическая, а, возможно, мусульманская. Поэтому в составе экипажа был человек, владеющий арабским языком.
12 августа 1492 года Колумб обнаружил остров и назвал его Сан-Сальвадор. Он был уверен, что достиг берегов Индии. На самом же деле он высадился на берегах Америки. Так и была совершена «величайшая ошибка, которая привела к величайшему открытию», по словам французского географа Жана Анвиля. Аборигены встретили Колумба и его моряков как божеств, так как никогда ранее не видели светлокожих европейцев. Увы, миролюбивость не спасла коренных жителей Америки от жестокой участи, которую уготовили им испанцы.
Из путешествия Колумб привез с собой несколько «индийцев», которые на деле были американскими индейцами. Но никто этого не знал, поэтому экспедицию посчитали успешной и тут же организовали вторую.
Путешествие Христофора Колумба
Вторая флотилия Колумба была куда более многочисленной. Одним из ее участников стал будущий губернатор Кубы Диего Веласкес де Куэльяр. Эта экспедиция имела уже завоевательские цели. Началось массовое истребление местного населения, был заложен первый испанский город и проложен кратчайший путь в «Вест-Индию», как называли тогда Америку.
Тордесильясский договор
Вскоре после открытия Колумбом «Вест-Индии» стал назревать конфликт между Испанией и Португалией из-за стремления стран к первенству в освоении новых территорий.
Во избежание войны решено было заключить договор между этими странами. И в 1492 году был подписан Тордесильясский договор, по которому Португалии отходили земли Африки, Азии и Бразилии. Испанцам досталась другая «часть мира», земли которой в большинстве своем еще не были исследованы. На деле это оказалась западная часть Америки и тихоокеанские острова.
Путь в Индию Васко да Гама
Португалия не хотела отставать от Испании в покорении новых территорий. И в 1497 году снарядила разведывательную экспедицию для поиска пути в Индию вокруг Африки. Предводителем флотилии назначили молодого и неизвестного ранее придворного Васко да Гама. Король Португалии Манул I выделил для экспедиции два больших корабля. Обер-штурманом был назначен выдающийся мореплаватель Перу Аленкер. В распоряжении путешественников были передовые на тот момент карты и навигационные приборы.
Экспедиция несколько раз вступала в вооруженные противостояния с жителями Африки. В отличие от американских индейцев, они слышали о европейцах от арабов, с которыми вели торговлю. И считали, что от светлокожих моряков не стоит ожидать ничего хорошего.
Только в кенийском порту Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. Там они наняли местного лоцмана, который смог довести их корабли до Индии. Индусы встретили моряков довольно приветливо. Однако наладить торговые отношения мешали мусульманские купцы, которые давно сотрудничали с Индией. Возникали вооруженные конфликты, дела шли плохо.
Не смотря на неудачу в налаживании торговых связей, экспедиция Васко да Гама считалась успешной, ведь морской путь в Индию был проложен. А стоимость товаров, привезенных из Индии, превысила затраты на экспедицию в 60 раз.
Первое кругосветное плавание Магеллана
К 1519 году португальские колонии в Индии приносили огромную прибыль в казну. А вот Испания от колонизации Америки на тот момент мало что получала. Тогда и была организована экспедиция испанца Фернана Магеллана с целью достичь берегов Индии. Магеллан хотел найти безопасный торговый маршрут, но из-за угрозы нападения португальцев, его корабль продолжал двигаться на запад. В результате было совершено первое кругосветное плавание.
Плавание Фернана Магеллана. Источник: Климанова. География. 5-6 классы
В экспедицию отправились 5 кораблей, но из-за частых мятежей и тяжелых условий плавания через год вернулось только одно судно — «Виктория». Из пары сотен человек выжили 18 (еще 18 позже вернулись домой из плена португальцев). Сам Магеллан погиб во время битвы при Мактане. Продажа товаров, которые привезли на «Виктории» окупила стоимость экспедиции и принесла хорошую прибыль. Благодаря этому путешествию, Испания открыла западный путь к Азии, и было получено убедительное доказательство того, что Земля имеет форму шара.
Исследования Виллема Баренца
5 июня 1594 года Виллем Баренц, голландский картограф, со своим флотом отправился к Карскому морю. Голландцы рассчитывали найти Северный проход вокруг Сибири в Восточную Азию. Во время экспедиции моряки впервые увидели белого медведя. Они хотели взять его на борт, но медведю их идея не понравилась, он сопротивлялся и был убит.
Корабли Баренца достигли западного побережья Новой Земли, но из-за страха перед айсбергами вынуждены были вернуться.
В 1596 году была объявлена высокая награда тому, кто успешно пройдет Северный путь. Муниципалитет Амстердама собрал экспедицию и снова назначил руководителем Баренца. Через месяц плавания были открыты острова Медвежий и Западный Шпицберген, а также залив Раудфьорден. Баренц достиг берегов Новой Земли. Но его корабль был зажат айсбергами. Корабль сел на мель, и весь экипаж был вынужден провести зиму во льдах. Чтобы согреться, моряки использовали ткани, предназначенные для продажи, и шили из них одеяла и одежду. Только с наступлением июня несколько моряков смогли выйти в море на шлюпках. Их подобрало русское торговое судно. Баренц скончался во время экспедиции. И только 12 членов экипажа выжили. В честь Вильяма Баренца было названо Баренцево море, город на архипелаге Шпицберген и Баренцевы острова у берегов Новой Земли.
Открытие Австралии и Новой Зеландии
Существование Австралии долгое время было гипотезой. Сведения об этом континенте восходили еще к Аристотелю, но многие картографы его мнению не доверяли.
Первым европейцем, увидевшим Австралию, стал мореплаватель и губернатор Виллем Янсзон. Он совершал плавание из Нидерландов к Ост-Индии 18 декабря 1603 года. В Ост-Индии ему отдали приказ найти новые торговые пути. 26 февраля 1606 года Янсзон сошел на берег полуострова Кейп-Йорк. Это была первая официально задокументированная высадка европейцев на землю Австралии. Виллем Янсзон считал, что это не отдельный материк, а продолжение Новой Гвинеи.
Позже другой голландский исследователь и купец Абель Тасман обошел вокруг Новой Зеландии и доказал, что Австралия является отдельным материком. Он первым достиг Новой Зеландии и увидел острова Фиджи.
Неоценимый вклад в изучение южных морей внес английский исследователь Джеймс Кук. Он составил подробную карту Новой Зеландии, доказав, что это архипелаг, состоящий из двух островов. А также он первым прошел вдоль восточного берега Австралии.
Покорение Сибири Ермаком
Не только Европа стремилась к покорению новых территорий. Россия тоже не отставала. История покорения Сибири берет начало в 1552 году. Тогда русское войско завоевало Казанское ханство, и соседом России на востоке сделалось Сибирское ханство. В 1555 году сибирский хан Качум стал подданным Ивана Грозного и отправлял в казну пушной налог — ясак (одна соболиная и одна беличья шкурка в год с человека). Однако так продолжалось недолго, и хан перестал платить ясак и начал совершать набеги на племена, подчинявшиеся русскому царю.
Сибирь была богата мехами, и многие купцы стремились этими богатствами завладеть. Среди них были Строгановы, получившие от царя разрешение строить крепости на Урале, на которые часто нападали отряды сибирских князей. И Строгановы решили нанять казаков с целью обороны и захвата новых территорий в Сибири. В это же время Иван Грозный планировал отправить казаков на войну. Все понимали, что казачьи войска оттуда не вернутся. Поэтому главный атаман Ермак Тимофеевич, чтобы сберечь казаков, откликнулся на предложение Строгановых и повел свое войско в Сибирь.
Экспедиция Ермака отправилась в путь 1 сентября 1581 года. Через год небольшое войско Ермака одолело войско хана Качума и заняло крепость на реке Тобол. Но отряд Ермака был слишком мал, чтобы отстоять крепость и свергнуть хана. И Иван Грозный отправил на подмогу казакам стрелецкое войско. Однако теперь многочисленное войско покорителей Сибири испытывало голод. Этим и воспользовались воины хана, осаждавшие крепость.
Ермак Тимофеевич. Источник
Только весной завершилась осада. Казаки покинули крепость на своих стругах и разбили отряд неприятеля.
После этой победы покорение Сибири пошло стремительнее. Но хан Кучум не сдавался. Он прибегнул к хитрости: послал к крепости двух воинов, которые представились бухарскими купцами. Они сказали, что Кучум не дает им торговать с Россией и держит их караван в плену. Ермак отправился им на помощь. Но на его отряд напало войско Кучума. В этой битве и погиб Ермак, пытаясь спасти своих казаков.
И все же покорение Ермаком Сибири состоялось. После его гибели подкрепление окончательно разбило войско хана Кучума. И в скором времени в Сибири начали появляться русские города, первым из которых была Тюмень.
Итоги и историческое значение Великих географических открытий
Век географических открытий имел крупнейшие социально-экономические последствия. Торговые пути соединяли теперь все континенты. Это способствовало ускорению падения феодализма и возникновению империализма в Западной Европе. Колонии стали источниками сырья и рынками сбыта для европейских товаров. Европейцы везли в Новый Свет коров, овец и лошадей, познакомили аборигенов с новыми сельскохозяйственными культурами — пшеницей, горохом, сахарным тростником и хлопком. Европейцы же узнали вкус картофеля, кукурузы, томатов, ананасов и фасоли.
В то же время ввоз драгоценных камней и металлов из Америки способствовал резкому росту цен на предметы первой необходимости в Европе. Стремительно обогащались одни слои населения и разорялись другие.
Возникшая колониальная система, с одной стороны, объединила мир. Но с другой, разделила его на быстро богатеющие метрополии и порабощенные колонии, в которых уничтожалась культура (в частности, религия) и истреблялся народ. Между аборигенами колонизированных земель и европейцами возникали вооруженные конфликты. Европейцы имели больше преимуществ, к тому же, они привезли из Европы множество опасных заболеваний, к которым местное население не имело иммунитета.
Благодаря использованию новых сельскохозяйственных культур, в Азии значительно выросло население. Батат, кукуруза и арахис хорошо прижились на азиатских землях и успешно боролись с голодом.
Методические советы учителям
Тема Великих географических открытий — одна из самых увлекательных для школьников. Чтобы заинтересовать учащихся, достаточно рассказать подробнее о личностях первооткрывателей. Стоит предложить ученикам создать презентации или доклады о персонах, которые им наиболее интересны. Можно организовать на уроке дискуссию о плюсах и минусах колонизации.
Источник