Путешествие по северным морям россии

Северный морской путь. К мечте по краю света

Круиз по Северному морскому пути входит в число самых интересных маршрутов мира. Возможность увидеть все моря российской Арктики за одну поездку у туристов появилась сравнительно недавно ­– с 2014 года. Во многом свою роль тут сыграло и глобальное потепление. Всего за год организуют две таких экспедиции: из Мурманска в Анадырь и обратно. Маршрут экспедиционного судна проходит через самые труднодоступные уголки планеты: Землю Франца Иосифа, острова Врангеля, Новосибирские острова и архипелаг Новая Земля. Это уникальный шанс увидеть своими глазами целый параграф учебника географии и сохранить полученные знания на всю жизнь.

Путешествие через Северный Ледовитый океан начинается из порта Мурманска. В отличие от экспедиций на Северный полюс круиз по Северному морскому пути проходит не на атомном ледоколе, а на экспедиционном судне «Академик Шокальский». Это небольшой лайнер ледового класса, способный принять на борт около 50 пассажиров и 30 членов экипажа. На борту есть несколько ресторанов с питанием по системе шведский стол, лекционный зал и несколько категорий кают: от трехместных без удобств до капитанского люкса. Поскольку значительная часть пути проходит в приграничной зоне и вблизи стратегических объектов, каждый пассажир должен получить разрешение погрануправления ФСБ.

Первые два дня судно идет по Баренцеву морю в сторону Земли Франца Иосифа. Уже в первые часы с момента начала круиза велика вероятность встретить горбатых китов и гренландских тюленей. Земля Франца Иосифа включена в состав Национального парка «Русская Арктика» и состоит из более чем 190 островов. Посетить даже десятую их часть в рамках одного круиза было бы попросту невозможно. Круизное судно через бухту Тихая заходит на остров Гукера, где находится самое северное почтовое отделение в мире. Но примечателен он, прежде всего уникальным природным ландшафтом: отвесными скалами, ледниками, крупными птичьими базарами и конечно же возможностью увидеть белых медведей. Судно также причаливает на остров Чамп, на берегу которого находятся огромные идеально ровные каменные шары ­– сферолиты. Ученые до сих пор выдвигают разные теории их происхождения.

Читайте также:  Азовское море морская прогулка

Через мыс Желания судно продолжает путь в сторону архипелага Новая Земля, где расположена полевая база нацпарка «Русская Арктика». Это место слияния двух морей: незамерзающего Баренцева и Карского, которое большую часть года покрыто льдами. Путь проходит через Оранские острова ­– место гнездования арктических птиц, крошечный остров Уединения, фьорды залива Ахматовой и остров Исаченко, покрытый скудной, но чрезвычайно яркой тундровой растительностью. На ледниковых островах живут белые медведи, моржи, нерпы и гренландские тюлени, а также песцы и северные олени.

Через море Лаптевых, огибая полуостров Таймыр, экспедиция держит курс в сторону Новосибирских островов. Несмотря на то, что их площадь сравнима с размером Нидерландов, проживают здесь всего около 250 человек ­­– сотрудники Полярной станции и военные. Редкий путешественник попадает в эти края, а многие даже не смогут указать, где они находятся на карте. Новосибирские острова состоят из трех групп: Ляховские острова, острова Анжу и острова Де-Лонга. Здесь господствует суровый арктический климат, но в летние месяцы посреди тундровой растительности вырастают желтые полярные маки. В древности острова были местом обитания мамонтов.

Через сутки пути по Восточно-Сибирскому морю судно доплывает до Медвежьих островов. Их название говорит само за себя – это один из лучших пунктов для наблюдения за белыми медведями. Вся территория архипелага – а это более 815 гектаров – нежилая, на многие километры вокруг нет ни единого поселения. Здесь находится самый крупный родильный дом медведей на участке от Таймыра до острова Врангеля. Кроме того, на островах обитают 27 видов краснокнижных животных. С 2020 года территория Медвежьих островов стала заповедником: соответствующее постановление подписал глава правительства Михаил Мишустин.

Продвигаясь через Восточно-Сибирское море маршрут ведет к острову Айон, находящемуся у входа в Чаунскую губу. Здесь находится национальное чукотское село, где проживают коренные жители ­– чукчи, которые сохранили традиционный уклад. Они живут в больших чумах и пасут оленей.

Расположенный более чем в 160 километрах от большой земли остров Врангеля ­– входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на международное признание, это один из самых труднодоступных заповедников мира. Официально на острове прописан всего один человек, а его основные обитатели ­– белые медведи, которые выводят здесь потомство. Также здесь растут эндемичные растения и обитают редкие птицы, в том числе ипатка, топорики и турухтаны. На острове Врангеля находятся крупнейшие во всей Арктике лежбища моржей, и несколько сотен овцебыков, завезенных с материка. Согласно выводам исследователей, это последнее место обитания мамонтов на Земле.

Через пролив Лонга судно продолжает движение к Чукотскому морю и подплывает к птичьему острову Колючин. Летом здесь гнездятся десятки тысяч пернатых. Список необычных обитателей острова действительно богат: моевки, топорки, бакланы, чистики. Яркие птицы по оперению похожие на тропических в условиях арктической тундры смотрятся, как минимум, необычно. А вот людей на скалистом острове нет, остались только следы их пребывания: бывшая полярная станция и несколько покосившихся деревянных домиков. Медведи также облюбовали этот остров как место для вынашивания потомства. А во льдах вокруг острова навсегда застряли три корабля: «Вега», «Сибиряков» и «Челюскин».

Под конец экспедиции судно подплывает к самому краю Евразии ­– мысу Дежнева. Если на ее западную ее окраину – мыс Рока – ежедневно попадают тысячи туристов, то до восточной добираются буквально единицы. Поездка на мыс Дежнева – в принципе не может быть промежуточной остановкой пути – это важная цель путешествия. На самом мысе, названном в честь первопроходца Семена Дежнева, стоит небольшой маяк и памятник мореплавателю. До Аляски отсюда практически рукой подать ­– всего 86 километров, а в хорошую погоду вид на нее открывается с мыса. Это место встречи двух океанов: Северного Ледовитого и Тихого.

Огибая бухту Провидения в Беринговом море судно подплывает к заключительной точке маршрута – столице Чукотки Анадыре. После почти месяца пути через всю российскую Арктику судно швартуется возле самого восточного города нашей страны.

Источник

Как отправиться в экспедицию по Северному морскому пути?

Северный морской путь — один из самых значимых и уникальных маршрутов мира. Он кратчайшим расстоянием соединяет Европу с Дальним Востоком и проходит мимо самых известных арктических территорий. Этот маршрут привлекал исследователей, первопроходцев и купцов, начиная с XIII века. С середины 2000-х годов у обычных туристов появилась возможность пройти по легендарной арктической трассе! Правда, круизы по Севморпути отправляются всего лишь раз в два года. Рассказываем, чем же уникален этот маршрут и как попасть в экспедицию по нему.

Маршрут Северного морского пути

Северный морской путь (СМП) официально стартует в Мурманске. Первая часть его идет вдоль Западной и Восточной Сибири до побережья Чукотки, далее через Берингов пролив трасса проходит до Владивостока. Несмотря на суровую климатическую зону, по которой проложен путь, он остается востребованным из-за кратчайшего расстояния между Европой и Дальним Востоком.

Так, расстояние от Петербурга до Владивостока по СМП составляет 14000 км. Если же отправиться морем через Суэцкий канал, то преодолеть придется порядка 23000 км. Для северных европейских стран дорога в Азию через Арктику и Берингов пролив также будет быстрее, чем через Индийский океан. Например, из Мурманска в Йокогаму по северу нужно пройти 10700 км, а по югу уже 24000 км. В общем, выгода очевидна!

Что касается карты самого маршрута, то он проходит через пять морей акватории Северного Ледовитого океана. Далее от Чукотки до Владивостока суда плывут по Берингову морю и части Тихого океана. За все время в пути корабли проходят архипелаг Новая земля, Землю Франца-Иосифа, мыс Челюскин на Таймыре (крайнюю северную точку Евразии) и мыс Дежнева на Чукотке (крайнюю восточную точку континента). Остановки возможны в крупных портах Нарьян-Мар, Дудинка, Диксон, Игарка, Певек и Тикси.

В связи с климатическими особенностями навигация по маршруту идет лишь 2-4 месяца в году. Использование атомных ледоколов для прохода Северным морским путем позволяет совершать плавания круглогодично. Однако, из-за значительной стоимости провода судов через льды, экспедиции (в том числе и туристические) отправляются в плавание преимущественно в летние месяцы.

История освоения Северного морского пути

Первые плавания по Северо-Восточному проходу (так до XX века называли Севморпуть) совершали поморы еще в XIII веке. Правда, по арктическим территориям они проходили совсем небольшие расстояния. Настоящий бум исследования Северного морского пути случился в эпоху Великих Географических открытий. Захватившая Европу мечта найти путь в далекие и богатые азиатские земли привлекла внимание и к арктическому маршруту.

Первыми на него вышли английские и голландские мореплаватели, которые хотели проплыть севером и найти проход в Китай. Однако по скованным льдами морям им удалось продвинуться лишь до архипелага Новая Земля (Архангельская область). В начале XVII века по приказу Бориса Годунова в Западной Сибири был построен первый русский город за полярным кругом — Мангазея. Сейчас это территория Ямало-Ненецкого автономного округа. Мангазея считалась богатейшим торговым портом, куда по СМП и устремились европейские купцы. Однако после Смуты, опасаясь колонизации сибирских земель, царь Михаил Федорович запретил иностранцам плавание по северным морям. Активное исследование маршрута было отложено на несколько веков.

Интерес к СМП вернулся лишь в XIX веке. Северные и дальневосточные территории страны, богатые полезными ископаемыми, лесом и другими природными ресурсами, нужно было как-то снабжать и вывозить оттуда добытое. Тогда снова обратили внимание на арктический маршрут. Официальное открытие Северного морского пути состоялось в 1878-1879 годах, когда прошло первое плавание вдоль всей северной магистрали. Совершила его экспедиция шведа Эрика Норденшельда, снаряженная на средства шведского купца Оскара Диксона и российского предпринимателя Александра Сибирякова.

Правда, тогда плавания по арктической трассе занимали несколько лет. Чтобы преодолеть весь путь за одну навигацию пришлось ждать изобретения ледоколов. Таким образом, пройти весь Севморпуть за один сезон удалось только в 1932 году. Сделала это экспедиция под управлением советского исследователя Отто Шмидта. Первое транспортное плавание состоялось в 1935 году, тогда по северной морской трассе прошли лесовозы. До сих пор СМП остается важной транспортной магистралью страны, через которую проходит Северный завоз, снабжаются российские арктические территории и вывозятся добытые полезные ископаемые.

Экспедиции по Северному морскому пути

До 1991 года СМП был закрыт для иностранных кораблей, да и туристических круизов тогда не устраивали. Интерес к маршруту вырос в середине 2000-х годов, когда из-за глобального потепления навигация стал длиннее и частично отпала необходимость оплачивать проход в сопровождении ледоколов. Тогда же начали устраивать первые круизы по Северному морскому пути.

Сейчас международные экспедиционные суда, проезд на которых доступен туристам, отправляются по СМП раз в два года. Причем количество мест ограничено. Например, в ближайшую экспедицию по Северному морскому пути, которая состоится в августе 2021 года, сможет отправиться только 100 человек (по 50 на каждый проход). Если вы всегда мечтали увидеть за одну поездку всю Арктику и пройти легендарным маршрутом, то стоит поторопиться!

Однако не думайте, что на протяжении всей экспедиции вы будете лишь сидеть на борту корабля и смотреть на арктические просторы. За время в пути вы увидите:

  • главные достопримечательности Чукотки, мысы Челюскин и Дежнева;
  • гренландских китов и белух, белых медведей и моржей, огромные колонии северных птиц и лежбища тюленей;
  • заповедник на острове Врангеля, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • удаленные от цивилизации деревни чукчей-оленеводов и эскимосов;
  • старые маяки и заброшенные метеорологические станции на необитаемых арктических островах;
  • самую северную территорию на планете — Землю Франца-Иосифа.

Вся поездка займет 27 дней. Причем отправиться в нее можно как из Анадыря в Мурманск, так и на обратном пути из Мурманска в Анадырь. Сопровождать группу будут профессиональные гиды и ученые. Помимо прогулок и экскурсий, программа экспедиции включает научно-просветительские лекции об Арктике, истории ее освоения, флоре и фауне региона. В свободное время на корабле туристы могут отдыхать в лаунж-зоне, баре или библиотеке.

Посмотрите лекцию Григория Цидулко — зоолога, фотографа и полярного гида, который с 2012 года работает на туристических судах в Арктике и Антарктике:

Источник

Оцените статью