Раскопки у мертвого моря

Руины на дне Мертвого моря

Иорданские археологи вплотную подобрались к разгадке исчезновения библейских городов Содома и Гоморры, якобы стертых с лица земли 4 тысячи лет назад в результате мощного катаклизма. Священное Писание толкует это событие как кару небесную, насланную Всевышним на жителей этих двух городов за их плотские грехи. Изучив спутниковый снимок из района Мертвого моря, ученые увидели очертания руин, которые могут являться остатками древних поселений. Кстати, это не первая попытка привязать к местности эти два легендарных города, но все прежние не были достаточно убедительны для всех.

Район Мертвого моря, по предположениям ученых, уже четыре тысячи лет хранит тайну пострадавших за грехи жителей Содома и Гоморры. По снимкам из космоса специалисты определили, что руины городов могут находиться в южной, более мелкой части мертвого моря.

Море вопросов

Несмотря на то что Библия дает, казалось бы, довольно ясную подсказку того, что именно нужно искать, ни одна археологическая экспедиция до сих пор не смогла идентифицировать «города греха» среди многочисленных древних развалин. «Библейские описания относительно местоположения Содома и Гоморры двойственны. Некоторые тексты указывают на южную часть Мертвого моря, другие — на северную», — рассказал «Итогам» один из давних исследователей проблемы, профессор университета Индианы в штате Пенсильвания, доктор археологии Томас Шауб. В связи с этим и возникают горячие споры о том, где, собственно, нужно искать. И это несмотря на то, что в Библии указано, что место, где стояли города грешников, залито водой, и, следовательно, они должны находиться на морском дне. При этом археологи почему-то упорно вели поиски на побережье. Может, потому, что погрузиться в воды Мертвого моря из-за суперконцентрации соли в них нереально? Но что, если действительно на спутниковых снимках запечатлены остатки двух городов и поиск нужно вести в акватории? Томас Шауб к поискам на дне Мертвого моря относится довольно скептически, потому что геологические данные его недавней экспедиции в этот район показывают, что в третьем тысячелетии до нашей эры, то есть когда и исчезли Содом и Гоморра, уровень Мертвого моря был намного выше, чем сейчас. Логика исследователя проста: не могли же города быть построены на дне морском! «Любые руины, — говорит ученый, — которые можно сейчас увидеть под водой в южной части Мертвого моря, скорее всего, относятся к временам Рима, когда, согласно геологическим данным, уровень воды был низким». Однако это мнение оспаривает израильский историк Игорь Торик: «Были другие исследования, которые показали, что южный бассейн Мертвого моря образовался значительно позже северного. То, что уровень воды в Мертвом море был выше, — это факт, но именно в его северной части». А южного бассейна, по словам историка, тогда вообще не существовало. Он образовался якобы значительно позже, приблизительно 4 тысячи лет тому назад, то есть как раз тогда, когда предположительно погибли Содом и Гоморра. Кстати, он уверен, что поселений римской эпохи на этой территории не могло быть никак: римляне здесь ничего не строили.

Читайте также:  Ты говорила про море свободу скалы

Иорданцы, основываясь на раскопках и исследованиях американских археологов, до последнего времени придерживались версии, что на месте Содома и Гоморры находятся прибрежные поселения Баб-эд-Дра и Нумерия. Ученые нашли там следы страшного пожара, который и мог уничтожить древние поселения. «Причем, — отмечает Томас Шауб, — огонь шел именно сверху: сначала загорались крыши домов, потом они рушились и испепеляли здания изнутри. Это показали исследования руин». У этой версии есть только один существенный недостаток. Радиоуглеродные датировки свидетельствуют о том, что Баб-эд-Дра и Нумерия были разрушены не одновременно, а с разницей по времени примерно в 250 лет.

Но даже если эти два поселения и не стоят на месте Содома и Гоморры, то они могут указать на их приблизительное местоположение. Ведь, судя по византийским источникам и карте Медвы, составленной по трудам первого историка церкви Евсевия, это были густонаселенные земли. На это указывает и Библия, в которой говорится, что помимо Содома и Гоморры рядом располагались и другие города. Возможно, Баб-эд-Дра — как раз один из тех «других» городов, падший от той же катастрофы, разрушившей и библейские колыбели порока. Тогда они должны были находиться где-то рядом, и поиски у побережья Мертвого моря вполне могут увенчаться успехом.

Игорь Торик, между прочим, искренне сомневается в географических познаниях Евсевия и приводит свою точку зрения: «По Библии Содом и Гоморра должны быть ровно посередине южного бассейна Мертвого моря под водой». Более того, по его словам, в начале 70‑х годов прошлого века южный бассейн Мертвого моря пересыхал. Там проводили исследования израильские ученые и действительно нашли некие искусственные сооружения. Их толком изучить не смогли, потому что они были покрыты толстой коркой соли, а потом это место вновь ушло под воду. Сооружения как раз были найдены в самой середине южного участка Мертвого моря, то есть там, где их разглядели и на спутниковых снимках. Фактически получается, что история с обнаружением неких сооружений в 70‑х годах получает свое неожиданное продолжение.

Удар сверху

Но чтобы отыскать исчезнувшие города, не менее важно получить ответ на вопрос: что же на самом деле случилось с Содомом и Гоморрой? Узнав это, ученые получат на руки неоспоримый аргумент для будущей идентификации того или иного объекта. Содом и Гоморра, согласно Писанию, были разрушены в одночасье огнем и серой, летевшими с небес. Но это сказание ученые подвергают сомнению. «Библия — не археологический источник. Она не может все точно описывать. Все, что в ней упоминается, имеет под собой историческое основание, но насколько эти события близки к реальности, сказать невозможно», — говорит Игорь Торик. Геологические данные изучаемого района показывают, что катаклизм, уничтоживший города, не был похож ни на землетрясение, ни на извержение вулкана, к тому же район Мертвого моря никогда не являлся вулканической зоной. Геологическая ситуация на территории, где, как предполагает Игорь Торик, должны находиться Содом и Гоморра, вообще очень странная. На дне моря лежит огромный пласт соли, оставшийся после пересыхания древнего океана. В середине южного бассейна этот пласт имеет вмятину, как будто кто-то наступил сюда гигантским каблуком. Это мог быть удар какой-то неведомой силы сверху. Возможно, он и разрушил «города порока», остатки которых наблюдали исследователи в прошлом веке. Но что это был за удар, ученые ответить пока не могут. Падение небесного тела? Вполне возможно.

Быль или небыль?

Но на этом интрига не заканчивается. Некоторые ученые сомневаются в том, что Содом и Гоморра вообще реально существовали. «Истории о разрушении их в Библии могут являться сагой с назидательным уклоном», — говорит Томас Штауб, который после многолетних поисков двух городов, похоже, уже начинает терять веру в их былое существование.

Однако большинство исследователей все же сходятся во мнении, что библейским текстам в плане описания истории доверять можно. Возможно, ответа на все вопросы ученых осталось ждать недолго. Развалины библейских городов могут появиться на поверхности, потому что Мертвое море, а в особенности его южная часть, сегодня катастрофически мелеет. По расчетам ученых, полностью уникальный водоем может исчезнуть с лица Земли через 700—800 лет, а на его месте останется безжизненное пространство, какое в свое время оказалось на месте Содома и Гоморры.

Мнения

Тигран Мкртычев, доктор искусствоведения, заместитель директора Государственного музея Востока по научной работе:

— Вообще библейские описания и археология Святой земли между собой сильно коррелируются. В целом ряде случаев мы имеем буквальные сообщения ветхозаветных источников о вполне реальных событиях. Они могли быть просто интерпретированы в разных ключах, но в большинстве своем все эти описания имеют реальную историческую основу. Наверняка какой-то город в те времена постигла такая страшная участь, какая приписывается Содому и Гоморре.

Людвиг Пауль, доктор истории, профессор Института Азии и Африки Гамбургского университета:

— Содом и Гоморру можно идентифицировать по двум фактам. Во-первых, найти табличку с надписью, что бывает крайне редко, особенно в археологии тех времен, когда письменных источников практически не было. Во-вторых, найти что-то очень похожее на библейское описание, то есть остатки огня с серой. Это тоже сомнительно, потому что эти города долго находились под водой, причем в очень агрессивной среде. Мне кажется, теоретически можно допустить вероятность их идентификации, но практически это маловероятно.

просмотров всего 495 , просмотров сегодня 1

Источник

2. Раскопки Масады

В 70 г. н. э. антиримское восстание иудеев было потоплено в крови. Сотни тысяч людей погибли. Страна была опустошена, Иерусалим и его знаменитый храм были разрушены, сожжены и разграблены. Десятки тысяч пленных были уведены в рабство. Но Иудейская война на этом еще не окончилась. Сопротивление продолжали немногие храбрецы, укрепившиеся в труднодоступной крепости Масаде.

«Скалистый утес огромной высоты окружают со всех сторон обрывистые пропасти непроницаемой глубины, недоступные ни для людей, ни для животных; только в двух местах, и то с трудом, можно приступить к утесу: одна из этих дорог идет с востока, от Асфальтова озера (т. е. Мертвого моря.- И. А.), а другая, более проходимая,-с запада. Первую, вследствие ее узости и извилистости, называют Змеиной тропой. Она пробивается к выступам обрыва, часто возвращается назад, вытягивается опять немного в длину и с трудом достигает цели. Идя по этой тропе, необходимо попеременно твердо упираться то одной, то другой ногой, ибо если поскользнуться, то гибель неизбежна, так.как с обеих сторон зияют глубокие пропасти, способные навести страх и на неустрашимых людей. Пройдя по этой тропинке 30 стадий, достигают вершины, которая не заостряется в узкую верхушку, а, напротив, образует широкую поляну» [55].

Так Иосиф Флавий описывает путь к древней Масаде, представлявшей собою, по словам Флавия, «сильнейшую из всех крепостей». Само название «Масада» по-еврейски означает «крепость» («Мецада»). Она была основана хасмонейским правителем Ионатаном в середине II в. до н. э. Значительно укрепил и благоустроил Масаду царь Ирод (37-4 г. до н. э.), окруживший вершину утеса высокой белокаменной стеной с 37 башнями. Длина крепостной стены составляла 1300 м, высота-7-8 м,толщина-5-6 м. Каждая из башен достигала высоты 30-32 м. Желая подготовить себе неприступное убежище «на черный день», Ирод включил в оборонительный комплекс крепости построенный ям массивный роскошный дворец с колоннадой и четырьмя башнями высотой около 40 м. Дворец славился своей великолепной отделкой, мозаичными полами, ванными комнатами н бассейнами.

Жилые помещения для многочисленного гарнизона были пристроены к внутренней стороне крепостной стены. Внутренняя же площадь вершины, представлявшая плодородную землю, осталась незастроенной и предназначалась для возделывания и посевов на случай осады крепости. Подземные водопроводы и вырубленные в скале цистерны и водоемы обеспечивали непрерывное водоснабжение. Обширные складские помещения хранили запасы продовольствия (хлеб, масло, вино, финики, стручковые плоды) и оружие на 10 тыс. человек, а также запасы железа, меди и олова.

Однако не Ироду довелось проверить неприступность этой крепости. В 67 г. н. э., на второй год после начала Иудейской войны против римлян, в Масаде обосновались сикарии, наиболее радикальное крыло революционной партии зелотов, возглавившей антиримское восстание. Сикарии, выражавшие интересы обездоленных социальных низов – закабаленной бедноты и рабов, включили в свою программу непримиримую борьбу как с римским господством, так и с собственной имущей верхушкой. Последнее видно из того, что сикарии уничтожали долговые документы и отпускали на волю рабов, которых призывали в свои ряды.

При падении Иерусалима в 70 г. н. э. последним оплотом восставших оставалась захваченная сикариями Масада. И, несмотря на ничтожное количество оборонявших крепость, в которой едва насчитывалась тысяча человек, по существу Иудейская война закончилась лишь с падением Масады в 73 г. н. э.

Для захвата Масады римскому полководцу Сильве потребовалось три года. Около 9 тыс. рабов проводили дороги и подносили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана. Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоявшую из деревянных балок и земли, участь Масады была решена. Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством, предварительно предав огню все ценности, кроме продовольственных запасов. В речи, вложенной Флавием в уста Элеазара, главы оборонявшихся, говорится: «Но прежде мы истребим огнем наши сокровища и всю крепость… Только съестные припасы мы оставим в целости, ибо это будет свидетельствовать после нашей смерти, что не голод нас принудил, а что мы, как и решились от самого начала, предпочли смерть рабству». Речь Элеазара и описание последовавшего за ней самоубийства 960 человек принадлежат к наиболее впечатляющим страницам сочинения Флавия.

Утром следующего дня римляне через пробитую тараном брешь ворвались в пылавшую огнем Масаду. Озадаченные необычайной тишиной, они подняли шум, на который из подземелья вышли укрывавшиеся там две женщины с пятью детьми. Женщины рассказали римлянам обо всем происшедшем. Во внутреннем помещении дворца римляне нашли груды тел женщин, детей и мужчин. Этим завершается описание Флавием трехлетней осады и разрушения Масады 1890 лет назад. Развалины Масады впервые были обнаружены и отождествлены на скалах, называемых ныне Аль-Сабба, еще в прошлом веке английскими учеными Смисом и Робинзоном. Энтузиаст раскрытия тайн Масады Ш. Гутман, начиная с 1932 г., систематически изучает район Масады и его развалины. Интересными и важными результатами увенчались кратковременные пробные археологические экспедиции в 1955-1956 гг. под руководством И. Ахарони и Ш. Гутмана. В крепости были обнаружены большие складские помещения.

Складские строения делятся на три крыла и состоят из длинного ряда помещений. В южном крыле на месте арсенала обнаружена хорошо оштукатуренная; стена и обвал крыши, сгоревшей во время большого пожара, описанного Флавием. В северном крыле найдены неоштукатуренные стены и различная посуда из неизвестного сорта глины. Здесь, по-видимому, и были склады пищевых продуктов. В то время как в оружейных и прочих складах видны следы большого пожара, в помещениях, где хранились съестные припасы, никаких признаков пожара нет. Таким образом, археологически подтверждается сообщение Флавия, что повстанцы сожгли все склады в крепости, за исключением продовольственных. На очищенной части южной стеньг «дворца с колоннами» Ирода обнаружены красочные фрески с изображениями геометрических фигур и цветов. По словам руководителей экспедиции, эти рисунки отличаются высокими художественными достоинствами.

Большой интерес представляют открытые в подвалах дворца Ирода два письменных памятника – остракон и папирусный отрывок на еврейском языке. Письмо их сходно с письмом кумранских рукописей. Значение этих первых небольших рукописных памятников, найденных в Масаде, в том, что они могут быть привлечены для археологической и палеографической датировки кумранских рукописей, поскольку они прочно датируются временем до 73 г. н. э.

В том же дворце Ирода, на полу, под обвалом на месте пожара обнаружены две полосы хорошо сохранившегося пергамента, к сожалению неисписанного. Все это говорит о возможности новых открытий рукописей. A priori ясно, что сотни людей, искавших убежища в неприступной крепости, могли захватить с собой представлявшие для них ценность деловые документы, священные тексты и литературные произведения. И, быть может, пламя пожара и обвалы пощадили не только названные отрывки… Что еще может обнаружиться среди слежавшегося в течение девятнадцати веков мусора и щебня?

В октябре 1963 г. начала работу новая комплексная археологическая экспедиция во главе с проф. И. Ядином. Экспедиция, в которой принимают участие 250 человек и вспомогательные армейские подразделения, рассчитана на два раскопочных сезона по шесть месяцев каждый. Задачей раскопок является тщательное и систематическое обследование развалин и выявление всего археологического комплекса, остатков крепостных сооружений, дворцовых строений с их фресками, мозаикой и другими художественными памятниками. В ходе раскопок должны быть установлены планы всех строений, их архитектурные формы и детали; извлечены все памятники материальной культуры (орудия, оружие и предметы быта), погребенные в подвалах строений и в завалах шебня и мусора. Разумеется, заветной мечтой экспедиции являются находки рукописных памятников.

Экспедиция обосновалась к западу от скалистого утеса, на том месте, откуда римский полководец Сильва начал штурм Масады. К подножию горы через пустыню проложена 25-километровая дорога, по которой ежедневно доставляются продукты, вода и материалы.

Судя по спорадическим сообщениям прессы, в ноябре-декабре 1963 г. сделаны следующие находки. Во дворце Ирода обнаружена комната, отождествляемая с тронной (?), и ванная комната, помещение с обломками музыкальных инструментов, царская кухня и гончарная мастерская. В крепостной стене выявлены следы 200 жилых помещений. Об обитании там людей свидетельствуют остатки пищи, посуды и домашних вещей, вплоть до метлы из пальмовых листьев, перевязанных тонкой веревкой. Одно помещение на вершине отождествляется с древнейшей синагогой.

Высота слоя мусора и щебня достигает минимум 1 м. Внутри этого слоя находятся домашняя утварь, орудия труда, оружие; камни, катапультированные римлянами и ими же заброшенные железные и бронзовые наконечники стрел; 400 бронзовых чешуек художественного изготовления, по-видимому, часть бронированной одежды; 40 глиняных кувшинов с пометками их обладателей (?); сандалии; скелеты женщины и мальчика; женские украшения (кольца, серебряные броши, сосуды для благовоний из слоновой кости); остатки посуды из тончайшего стекла и др.

О размерах находок говорит тот факт, что к l.V. 1964 г. в Иерусалимский музей перевезено около 30 тонн археологических находок. Раскопки будут продолжены осенью 1964 г. Предполагается реставрация дворца и превращение его в музей.

В сообщениях прессы говорится также о находках монет и рукописей. Найден необычайно крупный клад: 2200 бронзовых и серебряных монет; 1400 монет относятся ко времени Иудейской войны и среди них три редчайшие монеты, датируемые 5-м годом восстания, т. е. 70 г. н. э.! Около 780 монет относятся ко времени Янная, Ирода и римских прокураторов. Одна монета чекана Тибериады от 99 г. н. э. свидетельствует о тем, что римский гарнизон, оккупировавший Масаду, находился в ней по крайней мере до 99-100 г. н. э.

В предварительном порядке объявлено о находке следующих письменных памятников: папирусы делового содержания на латинском и греческом языках; рукописи библейских книг, в том числе фрагменты книг Левит и Псалмов, совпадающие с масоретским текстом; 7 больших фрагментов апокрифической книги Бен-Сиры, палеографически датируемой началом I в. до н. э. Таким образом, этот текст почти современен тексту греческого перевода, сделанного в Египте внуком Бен-Сиры в 138 г. до н. э. Реставрированный проф. Биберкраутом один из фрагментов содержит главы 41-44 книги Бен-Сиры. Эта находка ставит на новую текстологическую основу изучение рукописи произведения Бен-Сиры, найденной в Каирской генизе. 200 острака с еврейскими именами представляют большой интерес для изучения палеографии и ономастики. Найдены также отрывки кожаных свитков неустановленного еще содержания.

Особое знамение имеет находка фрагментов рукописи кумранского происхождения. В 1960 г. Страгнелом были опубликованы найденные в 4-й кумранской пещере два фрагмента литургического сочинения (Sirot ‘Olat Hassabbat). Находка в Масаде фрагментов этого же сочинения представляет выдающийся интерес во многих отношениях. Найденные в Масаде фрагменты имеют прежде всего большое датирующее значение, ибо ясно, что эта рукопись была написана до падения Масады в 73 г. н. э. Следовательно, блестяще подтверждается выдвинутая на основании археологических и палеографических данных гипотеза, согласно которой кумранские рукописи были спрятаны в пещерах до 68 г. н. э. – времени захвата римлянами района Кумрана. Но в таком случае дата 68 г. н. э. является одновременно также terminus ad quern их написания. Иными словами, теперь можно считать бесспорно установленным фактом, что спрятанные в кумранских пещерах рукописи написаны до 68 г. н. э.

Далее, во фрагментах названного литургического сочинения имеются хронологические указания, которые блестяще подтверждают также правильность составленной учеными таблицы кумранского календаря. Так, в найденном Ядином в конце 1963 г. отрывке говорится: «Песнь субботнего всесожжения, шестой субботы, дня девятого, месяца второго». В отрывке, опубликованном Стратнеллом в 1960 г., говорится о седьмой субботе, падающей на 16-е число второго месяца. Обе эти даты в точности совпадают с разработанной в науке таблицей кумранского календаря [56]. Тем самым подтверждается также принадлежность авторов кумранских рукописей к ессейскому движению.

Наконец, находка в Масаде – цитадели сикариев – рукописей кумранского происхождения по-новому ставит чрезвычайно важную проблему взаимоотношений членов кумранской общины с наиболее революционными элементами страны – зелотами и сикариями в ходе антиримского восстания 66-73 гг. и вопрос об участии кумранитов в этом восстании.

Разумеется, детальное истолкование найденных в.Масаде рукописных памятников-дело будущего.

Одно уже теперь ясно: продолжающиеся раскопки Масады сулят много новых, важных и интересных сведений. Судить о них можно будет после завершения раскопок и опубликования всего найденного материала.

Примечания:

[5] Десять свитков написаны квадратным письмом.

Источник

Оцените статью