Занятие по речевому развитию «Обитатели морей и океанов — рыбы»
Бельтяевская Елена Михайловна
Занятие по речевому развитию «Обитатели морей и океанов — рыбы»
Конспект занятия по теме
«Обитатели морей и океанов — рыбы»
Бельтяевская Елена Михайловна
Цель: расширить представление детей о рыбах, закрепить умения составлять полные предложения.
— расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;
— обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;
— закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
Развивающие:
— активизировать речевую деятельность детей;
— развивать фонематический слух, навык звукового анализа;
— совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
— развивать мелкую моторику.
— воспитывать бережное отношение к живой природе;
— формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;
— воспитывать активность и любознательность.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок у нас
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
Заниматься мы начнем!
И наше занятие мы начинаем с артикуляционной гимнастики.
2. Артикуляционная гимнастика.
3 Развитие мелкой моторики с мячиком.
4. Загадка. Сообщение темы
Сейчас я вам загадаю загадку,а вы попробуйте ее отгадать:
Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?
Воспитатель: Правильно, это рыба. Как вы думаете, о ком мы сегодня будет говорить?
5. Образование прилагательных от существительных
Воспитатель: Каких рыб вы знаете?
Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)
Воспитатель: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…
Воспитатель: В реке живут…
Дети: Речные рыбы.
Воспитатель: А в море?
Ребята, как вы знаете, рыбы бывают разные:
Бывают большие и маленькие;
Туловище у рыб широкое и узкое;
Зубы у рыб бывают острые и тупые, длинные зубы и короткие;
Рыбы бывают так же толстые и худые;
Веселые и грустные;
У одних рыб нос длинный, а у других короткий;
Одни рыбы плавают быстро, а другие наоборот медленно;
Ребята, сейчас мы с вами сами превратимся в рыб. Мы превратимся с вами в дельфинов. Две руки – это наши два дельфина, сейчас они плывут вместе, затем они решили поиграть, и плывут в разные стороны, вперед, назад, противоположно. Молодцы, у нас получились замечательные дельфины.
8. Работа над закреплением частей тела рыб.
Воспитатель Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.
Дети: У рыбы есть голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза, тело рыб покрыто чешуей.
9. Образование притяжательных прилагательных.
Воспитатель: У рыбы голова чья?
Воспитатель: Плавники чьи?
Воспитатель: Хвост чей?
Воспитатель: Чешуя чья?
Воспитатель Туловище чье?
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.
10. Развитие воздушной струи.
Как вы уже знаете, рыбы бывают разные. Есть рыбы, которые умеют летать. Их так и называют летучие рыбы, они выпрыгивают из воды и парят на ветру. Но что-то пошло не так и не могут взлететь, давайте с вами поможем им это сделать. Откройте конверты достаньте от туда наших рыб, положите аккуратно на ладошки. Помните, мы вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот. Щечки при этом не надуваем. Итак, приготовились.
11. Игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну,а вы продолжайте:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как …. рыбы.
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно…. рыбка.
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая …рыбешка.
Выплывает, корм ища,
12. Разбор слова.
Воспитатель: Как вы думаете, какое общее слово у всех этих слов? (рыбы, рыбка, рыбешка, рыбища, рыбонька)
Воспитатель: Верно, слово рыба является родственником слов. Произнесите слово «Рыба». Какой первый звук вы слышите?
Воспитатель: Правильно. А какой это звук?
Дети: Согласный, есть преграда, твердый, обозначаем его синим цветом.
Воспитатель: Какой второй звук вы слышите в слове «Рыба»? и т. д.
Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием!
13. Составление рассказа по схеме-мнемотаблице.
Воспитатель: Давайте с вами по подробнее рассмотрим акулу.
Какая она по размеру?
Воспитатель: Акула хищная рыба или травоядная?
Дети: Акула это хищная рыба.
Воспитатель: Какие части тела вы знаете у акулы?
Дети: у акулы есть плавники, хвост, голова, глаза, жабры, острые зубы.
Воспитатель: Каким цветом акула?
Дети: акула синего цвета.
Воспитатель: Где она живет, в океане, аквариуме или озере?
Дети: Она живет в океане.
Воспитатель: Чем она питается?
Дети: Она питается рыбой.
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо ответили на все мои вопросы. А сейчас послушайте мой рассказ про акулу.
Это акула. Она хищная рыба. Она большая. У нее есть хвост, плавники, голова, жабры, глаза, туловище, тело акулы покрыто мелкой чешуей. Она синего цвета, а грудка белая. Акула проживает в океане и питается рыбами.
А теперь попробуйте вы составить рассказ об акуле. Сначала назовите рыбу, о которой будете рассказывать, затем назовите ее размер. Не забудьте назвать части тела рыбы, каким она цветом, где проживает и чем питается.
Молодцы, у вас получился очень хороший рассказ! А теперь попробуйте самостоятельно составить рассказ про щуку.
14.Итог: О ком мы сегодня с вами разговаривали? О рыбах. Где могут проживать рыбы? (В аквариуме, в реках, озерах, морях, океанах). Молоцы. Вы сегодня очень хорошо отвечали на все мои вопросы.
Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов» А вы знаете, что сом В синем море невесом. А вы знаете, что кит По волнам легко скользит. И огромные суда Море держит без труда! А.
Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов» Сегодня хочу поделиться с вами играми и нашими работами по теме «Обитатели морей и океанов» Медузы (Дети соединяют ладони, раздвигают.
Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ» Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ» В рамках экологической недели в нашем детском саду «Золотая рыбка» прошёл День морей и океанов.
Фотоотчёт о занятии по лепке «Обитатели морей и океанов» в старшей группе Фотоотчёт занятия по лепке в старшей группе «Обитатели морей и океанов» Цель занятия: расширение кругозора детей и представлений об обитателях.
Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов» Цель занятий. Экологическое воспитание. Формирование у детей среднего дошкольного возраста экологических представлений об обитателях.
Лэпбук «Мир морей и океанов» Лэпбук «Мир морей и океанов» Обложка лэпбука Внутреннее наполнениеИнтеграция образовательных областей: 1) Познавательное развитие 2).
Лэпбук «Обитатели морей и океанов» .
Источник
Сидим дома с пользой. Материал для бесед с детьми «Что мы знаем об аквариумных рыбках?»
Соколан Ольга Владимировна
Сидим дома с пользой. Материал для бесед с детьми «Что мы знаем об аквариумных рыбках?»
Цель беседы пополнить знания детей об аквариумных рыбах.
Задачи: Формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания; вызвать у детей желание узнать больше об аквариумных рыбах, как ухаживать за ними; развивать наблюдательность при рассматривании рыбок; воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.
Две рыбки резвятся в воде голубой,
Сверкают своей чешуей золотой.
Мелькают в реке их нарядные спинки,
И плавает рядом их мама – сардинка.
1. Общие сведения о рыбах.
Рыбы — животные, живущие исключительно в воде. Их тело покрыто чешуей, которая выделяет большое количество слизи. Это вещество помогает рыбе скользить в воде, преодолевая сопротивление. Хвост помогает рыбам передвигаться, плавники — сохранять равновесие, плавательный пузырь, который находится у нее в брюхе, — подниматься наверх и опускаться на дно. Рыбы отличаются друг от друга окраской и формой тела. Те, что живут в водах с сильным течением, имеют обтекаемую форму; обитатели тихих водоемов отличаются широким «телосложением»; а рыбы, живущие на дне, очень сплющены.
Имеет свои особенности и дыхательная система рыб. Глотая воду, они пропускают ее сквозь жабры, орган поглощающий кислород, а потом выталкивают ее через щели, расположенные за глазами.
Водные жители не очень хорошо видят, даже самым «зрячим» из них нужно приблизиться к объекту не меньше, чем на 10 метров.
У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видетькаждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой. У них нет век, поэтому они спят с открытыми глазами.
В основном рыбки передвигаются вперед, помогая себе плавниками и совершая волнообразные движения, но есть такие «экземпляры», которые плавают задом наперед. Окраска обитателей водоемов маскирует их от хищников. Живут рыбы от 5 до 100 лет. Маленькие рыбешки живут меньше — у них много врагов, а вот крупные, — те, что способны защитить себя от хищников, — долгожители.
2. Об аквариумных рыбках.
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный
Нету номера на нем
И жильцы в нем не простые
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы — знаменитые пловцы.
(Аквариум)
Начнем наше знакомство с гуппи.
Популярная и неприхотливая аквариумная рыбка, ее размер от 3 до 5 см. Гуппи получили своё название в честь английского священника и учёного Роберта Гуппи, который первый рассказал об этих рыбках. Они миролюбивы и способны уживаться с разными видами рыб. Их окраска так же индивидуальна, как отпечаток пальцев, что делает каждую рыбку уникальным и неповторимым произведением искусства. Каждая гуппи — это шедевр! Первая порода аквариумных рыбок, которая побывала в космосе, — гуппи.
Удивительно красивая, прекрасная, неприхотливая, дерзкая – все эти слова можно применить к аквариумной рыбке петушок. Аквариумные петушки имеют яркую вариативную окраску. Самцы, почти всех видов петушков, обладают шикарными, вуалевыми плавниками. А их содержание и разведение не представляет какой-либо сложности. Название свое получили из-за того, что слишком похожи на драчливых петухов.
Мы просмотрели многие фото аквариумных рыбок.Среди них были: барбусы, дискусы, скалярии,меченосцы, мулинезии и другие.
Те рыбки, которые больше приглянулись, мы решили нарисовать.
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Рыбка эта непростая,
Рыбка эта. золотая.
Мы не могли не вспомнить о золотой рыбке! Они самые популярные среди аквариумных питомцев. Интересно знать, что золотая рыбка была выведена в Китае более 1500 лет назад. Если вы думаете, что золотая рыбка — это один единственный вид, то вы ошибаетесь. Существует более 300 разновидностей. Все они отличаются друг от друга окрасом, формой хвоста, глазами, формой тела и т. д. Золотые рыбки способны прожить без еды 2-3 недели. Но ставить подобные эксперименты, конечно же, не стоит. В Китае золотая рыбка является символом удачи. Они отличаются великолепным обонянием и способны почуять еду в воде на огромном расстоянии. В отличие от большинства рыб, зрение у золотых рыбок превосходное — они различают цвета даже лучше, чем люди.
Без фантазии никак! Мы придумали свою рыбку — яркую радужную.
К вечеру было готово панно в технике пластилинографии.
Спасибо за внимание!
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста об аквариумных рыбках — гуппи. Наблюдение за рыбками в аквариуме Цель: пополнить знания детей об аквариумных рыбах – гуппи. Задачи: познакомить с особенностями строения рыб, с условиями необходимыми.
Сидим дома с пользой. Мастер-класс для родителей «Лепка ракеты с детьми младшего дошкольного возраста» 12 апреля мы отмечаем День космонавтики — один из самых любимых праздников в нашей стране. Это неудивительно, ведь в детстве многие мечтали.
Фотоотчёт «Сидим дома с пользой. День аквариумных рыбок на МAAM» Фотоотчёт «Сидим дома с пользой. День аквариумных рыбок на МААМ» Чтобы нашим ребятам, которые сейчас не посещают детский сад, не было скучно,.
Фотоотчёт «Сидим дома с пользой. Готовимся к празднику Пасхи вместе с детьми дома» Пасха – это один из самых ярких, весёлых и интересных религиозных праздников для детей и взрослых. Это тот праздник, когда за столом собираются.
Сидим дома с пользой. Фотоотчёт «Сидим дома не скучаем, дружно весело играем» Сидим дома с пользой. Самоизоляция – не повод грустить и скучать! Не знаете, чем занять ребёнка дома? Не обязательно играть на приставке,.
Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Как создать вулкан дома» На этой недели мы проходим тему: «Жизнь людей и природа в горах». Дети могут рассмотреть различные иллюстрации, энциклопедии, почитать.
Сидим дома с пользой. Мастер-класс по рисованию «Ракета», с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 8 апреля. День космической ракеты на МААМ. Сидим дома с пользой! Предлагаю вместе с ребёнком нарисовать ракету, летящую в космосе! Побеседуйте.
Сидим дома с пользой. Мастер-класс «Миниатюра «Вербочка». Пластилинография на диске с детьми-дошкольниками 11 апреля. День вербочки на МААМ Верба в народном представлении олицетворяет быстрый рост, здоровье, жизненную силу, обновление, стойкость,.
Сидим дома с пользой. Материал для бесед с детьми «О чём может рассказать обычный пакет кефира» Материал будет полезен родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста для семейных бесед в период карантина и самоизоляции.
Сидим дома с пользой. Пишем графический диктант на тему «Космос», с детьми старшего дошкольного возраста Так что же такое графический диктант? Это обучение через развлечение, приятное и полезное времяпрепровождение с детьми и конечно незаменимый.
Источник