Рыболовецкие суда открытое море

Российские и японские моряки столкнулись в Охотском море. Некоторые увидели и в этом политический аспект

Российский рыболовный траулер «Амур» 26 мая столкнулся с японским судном «Хокко-мару восемь» недалеко от острова Хоккайдо в Охотском море. Погибли три японских рыбака. Причиной столкновения мог стать густой туман, однако моряк с «Хокко-мару восемь» считает виновным в столкновении российский экипаж.

Столкновение судов произошло в 06:40 в 23 километрах от побережья порта Момбецу. Водоизмещение японского судна было намного меньше российского (9,7 тонны против 662), поэтому от удара оно перевернулось. Все пять членов экипажа оказались в море. На российском судне никто не пострадал, сообщил РИА «Новости» генконсул РФ в Саппоро Сергей Марин.

Он отметил, что экипаж «Амура» пришел на помощь морякам. Они подняли их к себе на борт и сообщили о происшествии в службу безопасности на море Японии. Однако пока помощь шла, трое умерли от переохлаждения.

По данным канала UHB News, погибли 64-летний главный инженер Кенеси Нумабата, 37-летний Масатоши Иноуэ и 39-летний Сюнсуке Конно. Капитан судна Теруеси Есиока не пострадал, а его подчиненный Кейго Сато отделался царапинами.

Туман или халатность

Одной из главных версий столкновения стал густой туман. Сергей Марин отметил, что столкновение произошло примерно на линии соприкосновения. Он предположил, что российский экипаж мог не увидеть рыболовецкую лодку.

Читайте также:  Казаки пираты карибское море

«Но ее там и не должно было бы быть, потому что слишком далеко от берега», — добавил Марин.

Регион, по мнению российских экспертов, для навигации очень сложный. Там регулярно туманы, постоянные волнения на море, их мощность составляет от трех до четырех баллов.

«В том регионе сложная навигационная обстановка в целом. Бывает, иногда в тумане, в условиях непогоды возникает какая-то проблема с радиообменом, положением координат», — отметил в беседе с «360» главный редактор информационно-аналитического портала «Новости машиностроения» Дмитрий Жаворонков.

Он напомнил, что это не первое такое происшествие. В тех водах американские корабли периодически сталкивались с другими судами, контейнеровозами.

«Пока не определено, кто виноват в столкновении, в таких случаях обычно обе стороны что-то недорабатывают по статистике. Плюс в последнее время снизился общий уровень навигационной подготовки у всех штурманов», — добавил Дмитрий Жаворонков.

Он отметил, что при столкновении большого судна с небольшим неизбежны жертвы. К тому же крупное судно невозможно быстро остановить.

Расследование

Расследование проводит отдел береговой охраны Японии, потому что столкновение произошло в территориальных водах именно этой страны. В этот момент российское судно «Амур» направлялось в порт Момбецу для разгрузки.

В Момбецу отправили следователя из комитета по транспортной безопасности страны для изучения всех обстоятельств и причин случившегося. Представители береговой охраны, по данным UHB News, не исключают халатность.

Один из выживших японских моряков уже дал первые комментарии по поводу происшествия. Он заявил, что в момент столкновения их судно стояло на месте, потому что они в этот момент работали. Японец утверждает, что именно российские моряки в них врезались, написало Kyodo.

«Во время аварии мы находились в эксплуатации и не могли двигаться в море. Российское судно столкнулось», — приводит агентство слова рыбака.

Однако владельцы российского «Амура» не исключают, что причиной ЧП стала плохая видимость, написал ФАН. Японский телеканал UHB News со ссылкой на управление береговой охраны Момбецу сообщил, что российское судно связывалось с японским, о чем была уведомлена береговая охрана Японии.

Политические последствия

На ухудшение отношений между Японией и Россией данная ситуация не должна повлиять. Такое мнение выразил заведующий кафедрой востоковедения, профессор МГИМО Дмитрий Стрельцов.

«Я знаю, что там был сильный туман и даже были какие-то предупреждения. Если это просто трагический случай, то, конечно, здесь никаких не может быть политических последствий. Это трагическое событие, там могут быть какие-то виновные, может, это неосторожность, халатность, ноговорить о том, что это политический резонанс, я бы не стал. Думаю, что никто не сомневается, что это была просто трагическая случайность, а не какие-то политические намерения», — сказал Стрельцов.

Жители Японии с ним не согласны. Многие восприняли происшествие агрессивно и считают, что Россию нужно наказать за столкновение.

«Нужно быстро выявить причину аварии. Если это русский корабль, проблемы не заставят их ждать!» — написал один пользователь портала Yahoo Japan.

Другой пользователь отметил, что не может дождаться показаний капитана. По его мнению, если виноват российский траулер, то экипаж должен быть наказан по закону.

«Если японское правительство ничего не сделает, критиковать его будет вся Япония», — добавил он.

Еще один читатель назвал Россию «страшной». Он задался вопросом, что делали российские моряки в рыбацком порту Момбецу и почему среди них нет пострадавших.

Многие выступили за экономические санкции, если вина российского экипажа будет доказана.

«Если российское судно потопило японское рыболовное в территориальных водах Японии, должны быть введены экономические санкции, японские послы — возвращены в Японию, а дипломатические переговоры — прекращены», — написали читатели Yahoo Japan.

Некоторые жители Японии выступили за объявление войны России. Они считают, что столкновение было политическим, поэтому нужно скорее начать военную операцию и вернуть Курильские острова.

Среди комментаторов нашлись и те, кто поддержал российский экипаж. Они поблагодарили за спасение японских рыбаков.

Источник

Морской пат. Япония негодует из-за задержания своих рыбаков, но не отпускает российских

Япония направила протест из-за задержания судна, которое было поймано на нелегальном лове. Но при этом продолжает удерживать российский рыболовецкий траулер, столкнувшийся в тумане с японской рыбацкой шхуной. Звучат громкие ноты дипломатических протестов, но эксперты считают, что для волнений нет причин: ситуация для обеих стран абсолютно обычная.

Российские пограничники задержали в Охотском море японскую рыболовецкую шхуну «Эйхомару-172». Судно под японским флагом застали в российской экономической зоне в Охотском море из-за незаконной ловли. Экипаж судна не выполнил требование об остановке и попытался скрыться.

Во время бегства шхуна выполняла опасные маневры и чуть не столкнулась со сторожевым кораблем. После предупредительных выстрелов шхуна легла в дрейф, ее задержали и конвоировали в сахалинский порт Корсаков для разбирательства. При осмотре на судне нашли живого краба, а также промысловое оборудование.

В ассоциации рыболовецких судов города Вакканай, к которой приписано судно, заявили, что экипаж не вел лов в водах России. То же утверждает генеральный секретарь правительства Кацунобу Като. По его словам, траулер находился в японской исключительной экономической зоне. Дипломат потребовал немедленно освободить судно и находящихся на нем рыбаков.

Траулер в заложниках

Примечательно, что в самой Японии находится российское судно «Амур». Российский рыболовный траулер столкнулся с японским судном «Хокко-мару восемь» недалеко от острова Хоккайдо в Охотском море. Причиной столкновения мог стать густой туман, однако моряк с «Хокко-мару восемь» считает виновным российский экипаж.

Так как водоизмещение японского судна было намного меньше российского, от удара оно перевернулось. Все пять членов экипажа оказались в море. На российском судне никто не пострадал, экипаж «Амура» пришел на помощь морякам. Их подняли на борт и сообщили о происшествии в службу безопасности на море Японии.

Пока помощь шла, трое умерли от переохлаждения. Японцы задержали российский траулер в качестве залога — они ждут компенсации за столкновение с рыбаками. Был подан иск в гражданский суд города Асахикава, и в рамках этого с «Амура» изъяты документы, необходимые для плавания.

Конфликта не будет

Дипломат, заместитель руководителя аппарата уполномоченного по правам человека в России, японовед Георгий Кунадзе рассказал «360», что пока рано выносить окончательное суждение о сложившейся ситуации. Он усомнился, что японцы зашли в территориальные воды России.

«Территориальные воды отсчитываются от линии отлива на 12 морских миль. А дальше начинается экономическая зона, в которой у России, как у владельца территории, от которой отсчитывается эта экономическая зона, права преимущественные. Но права запрещать лов, по-моему, у нее нет», — сказал Кунадзе.

Он отметил, что «рыбацкий конфликт», скорее всего, не вызовет обострения в отношениях России и Японии. По его словам, таких конфликтов происходит много, и не только с японскими, но и с южно- и северокорейскими, а также китайскими рыбаками. Иногда даже попадаются суда стран бывших союзных республик.

Давняя практика

Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО, доктор исторических наук Дмитрий Стрельцов в разговоре с «360» отверг версию о том, что задержание японского судна можно расценивать как попытку давления из-за столкновения рыболовецких судов Японии и России.

«Я сомневаюсь, что это может быть формой грубого давления. Данный инцидент находится в центре мирового общественного внимания, и там трудно что-либо скрыть. Думаю, что в любом случае это будет подано как совершенно независимые происшествия, не связанные между собой», — сказал Дмитрий Стрельцов.

Он отметил, что браконьерство — достаточно давняя практика, которая насчитывает десятки лет. Есть проблемы нелегального лова и контрабанды морепродуктов, когда их перегружали в открытом море с российских судов японцам. Такие случаи были, и с ними борются правоохранительные органы обеих стран.

«Были приняты соответствующие таможенные декларации, которые должны действовать в обеих странах. Нарушителей наказывают в соответствии с международной практикой. Поскольку Южные Курилы — часть территории России, нарушителей границ задерживают в соответствии с российским законодательством», — заключил Стрельцов.

Источник

Рыболовные суда: сейнер, траулер, ярусолов, дрифтер

Основная доля рыбы, попадающей на наш стол, добывается различными способами морского промысла. Для этого необходимы специализированные суда, спроектированные и оборудованные всем необходимым для вылова большого количества рыбы и немедленной переработки улова. Рассмотрим наиболее распространённые типы морских промысловых судов.

Сейнер

Своё название этот тип рыболовецкого судна получил от английского слова «невод»seine. Так называют суда, с которых осуществляют ловлю рыбы так называемым кошельковым неводом, или снюрреводом. Обычно это небольшое однопалубное судно (от 25 до 70 м в длину), ближе к носовой части которого располагается надстройка. На корме находится свободная сейнерная площадка, предназначенная для разгрузки невода и обработки улова, а также поворотная площадка, необходимая для вымётывания невода. Основное рабочее оборудование сейнера – устройства для выбирания и укладки невода (палубная лебёдка, подъёмный кран и др.), холодильники для хранения рыбы и рыбообрабатывающие машины.

Wikimedia Commons / User:NancyHeise

Крупный сейнер может быть дополнительно оборудован активными рулями, поворотными колонками, устройствами для подруливания и т.д. Поиск рыбы выполняют при помощи эхолота и другого электронного оборудования, облегчающего обнаружение косяков сельди, сайры и других скоплений рыбы. Во время ловли используется вспомогательный мотобот, несущий один конец невода. Во время поисковых переходов он крепится на буксире или поднимается на рабочую палубу. Как правило, сейнеры используются для ловли рыбы в каком-либо определённом районе, относительно недалеко от порта приписки или от рыболовецкой базы.

Траулер

По своим габаритам траулер представляет собой достаточно крупное судно экспедиционного класса, не ограниченное определённым районом плавания. Надёжный корпус с высокими мореходными качествами, как правило, изготовлен из стали. В последнее время появились траулеры со стеклопластиковыми корпусами, обеспечивающими морякам выигрыш по весу и стоимости. Траулеры обладают высоким коэффициентом автономности, так как достаточно велики, чтобы нести на борту большие запасы топлива, воды и продовольствия. Это наиболее распространённый тип промысловых судов в мире.

Wikimedia Commons / Ronnie Robertson (CC BY-SA 2.0)

Основным отличием траулеров от других промысловых судов является оборудование для ловли рыбы траловой сетью, позволяющей работать эффективным методом траления. Кроме рыболовного, траулеры обязательно оборудуются разделочным оборудованием, холодильными и рефрижераторными камерами для заморозки и хранения улова.

В зависимости от размеров и назначения, траулеры подразделяются на несколько разновидностей в зависимости от размеров судна, способов траления (бокового или кормового), наличия определённых видов перерабатывающего оборудования. Размеры траулеров варьируют в очень широких пределах: от 30-50 до 120-160 метров в длину. Крупные суда представляют собой настоящие фабрики для переработки улова, выпускающие широкий спектр продукции, от обычных замороженных тушек до консервов и рыбной муки.

Ярусолов

Для добычи некоторых видов рыбы наиболее эффективным является так называемый ярусный лов при помощи яруса – длинного стального троса, усеянного многочисленными крючками, на которые надевается наживка. Длина яруса может достигать 5 км, а количество крючков на нём – 4 500 штук. Наживку на крючки надевают вручную либо с помощью специальной установки.

Wikimedia Commons / GeSHaFish (CC BY-SA 3.0)

Трос разматывают, опуская в воду в месте крупного скопления рыбы, и тунец, треска или палтус хватают наживку, заглатывая с ней крючок, как при ловле обычной удочкой. Через некоторое время ярус поднимают, пойманную рыбу снимают с крючков и перерабатывают, после чего отправляют на заморозку. Современные ярусники оснащены автоматическим оборудованием, позволяющим очень быстро подготавливать снасти к лову и разделывать пойманную рыбу.

Дрифтер

Малое или среднетоннажное судно, предназначенное для лова рыбы длинной сетью, свободно плавающей в море и образующей в воде своеобразную стену, называют дрифтером. В России дрифтерный промысел запрещён с 2016 года, так как этот способ ловли наносит огромный ущерб морским экосистемам. В раскинутую с дрифтера сеть попадают все морские обитатели, оказавшиеся перед «стеной смерти». Многие из них не представляют промысловой ценности, поэтому рыбаки во время обработки улова выбрасывают их за борт.

Wikimedia Commons / Chris Allen (CC BY-SA 2.0)

К сожалению, большинство рыб к этому времени успевает погибнуть без воды. По оценкам экологов, из-за дрифтерного лова ежегодно гибнет около 60 000 тонн рыбы. Кроме того, в сети, помимо рыбы, часто попадают и гибнут в ней водоплавающие птицы и млекопитающие. В настоящее время дрифтеры используются преимущественно государствами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Источник

Оцените статью