Самолет амфибия каспийское море

«Каспийский монстр» — секретный экраноплан Ростислава Алексеева

Экранный эффект — эффект резкого увеличения подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и других)
Википедия

В начале 1960ых годов в СССР была принята государственная программа, в рамках которой предусматривалась разработка и проведение испытаний нового типа летательных аппаратов — экранопланов. Государственной программой была запланирована постройка полноразмерного экспериментального экраноплана с реактивными двигателями. Возглавил этот проект Ростислав Евгеньевич Алексеев — известный конструктор кораблей и судов на подводных крыльях (я думаю, что многие читатели знакомы с его разработками — «Ракеты» , «Метеоры» и другие корабли активно эксплуатировались в советское и постсоветское время на Черноморском побережье и на крупных реках — Волге, Днепре и т.д.). Так и началась история героя нашей сегодняшней статьи.

Справедливости ради, экранопланы не были полноценными самолётами — за счёт экранного эффекта они парили над поверхностью на небольшой высоте — и относились к классу кораблей. Способность развивать большую скорость, возможность нести большой полезный груз и низкие требования к наличию технической инфраструктуры (экранопланам не нужен был аэродром с взлётно-посадочной полосой) — всё это привлекло к новым концептам пристальное внимание военных и спасателей. Разработка нового судна велась в обстановке строжайшей секретности в 1964-1965 годах . Результатом работы стал величественный экраноплан «КМ» . Буквы «КМ» на борту расшифровывались просто — корабль-макет , но иностранные спецслужбы трактовали их по-своему. Так появилось имя «Каспийский монстр» . Слово «монстр», как синоним слова «огромный», вполне подходило для детища Ростислава Алексеева. Шутка ли — 92 метра в длину, 544 тонны взлётной массы, 10 двигателей. «КМ» стал самым тяжёлым летательным аппаратом в мире! Лишь в 1988 году транспортный самолёт-гигант Ан-225 «Мрия» смог побить его рекорд.

Читайте также:  Опиши географическое положение черного моря

«Каспийский монстр» был спущен на воду в 1966 году и после месяца тайной транспортировки (по ночам, под покровом маскировочной сетки) благополучно прибыл в Каспийск , став на причал в плавучем доке. Начались ходовые испытания этого уникального аппарата. Руководил испытаниями лично Ростислав Алексеев, которого все инженеры и персонал уважительно величали «Доктор» . Первые испытания назывались «Полёт в доке» (именно так Алексеев записал их в полётном листе). Запустив все 10 двигателей на 40% от номинальной мощности и дождавшись, когда плавучий док вместе с экранопланом сдвинулся с места, сорвав якоря, Доктор приказал заглушить двигатели. Ростислав Алексеев добился своей цели — показал мощь новой машины государственным чиновникам, которые постоянно его торопили. А термин «полёт в доке» влился в обиход конструкторов из КБ Алексеева как обозначение мнимой демонстрации, очковтирательства, на которые приходилось идти ради вышестоящего начальства. 18 октября 1966 года «КМ» совершил свой первый полёт, налетав 50 минут на высоте 4 метров. Вместе с лётчиком-испытателем Владимиром Логиновым за штурвалом сидел и лично главный конструктор Ростислав Алексеев.

Экспериментальная машина демонстрировала впечатляющие результаты. Стабильный полёт на скоростях в 400-450 км/ч на высоте 3-4 метров над водой, отличная манёвренность, способность лететь с выключенными двигателями и взлетать в трёхбалльный шторм. «КМ» испытывался на протяжении 15 лет, давая конструкторам ценную информацию для дальнейших разработок в области экранопланостроения. Казалось, что после всего этого «Каспийский монстр» займёт достойное место в музее, как демонстрация инженерного гения Ростислава Алексеева. Но судьба распорядилась по-другому. 9 февраля 1980 года умер Доктор. А спустя несколько месяцев в аварию попал и «КМ». В одном из полётов пилот совершил ошибку, ударив экраноплан об воду. Жертв не было, «КМ» ещё неделю держался на плаву, словно не желая уходить. Но попыток спасти уникальную разработку не было и «Каспийский монстр» затонул. Так и лежит он до сих пор на дне Каспийского моря.

Читайте также:  Черное море где можно встать с палаткой

Результаты полётов и опыт, полученный при разработке экспериментального экраноплана «КМ» не пропали даром. Появились более военно-ориентированные экранопланы «Лунь» и «Орлёнок» , способные нести ракетное вооружение. Но после распада СССР они стали на вечный прикол в сухих доках. Были попытки разработать экранопланы гражданского назначения, но особого успеха они не достигли. Но в 2015 году появилась информация, что Россия собирается возобновить разработку военных экранопланов. Так что, возможно, мы ещё увидим в полёте эти удивительные машины.

Спасибо за внимание!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Основной аэродром. Вы будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫

Источник

Легендарный советский экраноплан «Лунь» — загадка, мощь и несбывшаяся надежда СССР на берегу моря в Дербенте

Пожалуй, эта дагестанская достопримечательность, расположенная недалеко от Дербента на самом брегу моря, стала такой же популярной и посещаемой, как и старинная его крепость. Ну или почти. По крайней мере, все туристы да и местные тоже приезжают сюда. За время, что мы там провели, человек тридцать приехало. Повезло хоть посмотреть на это чудо во всей красе.

Приглашаю вас на прогулку на берег Каспийского моря где-то неподалёку от села Арабляр. Смотреть мы будем огромный легендарный советский экраноплан «Лунь» — загадка, надежда и теперь уже памятный экспонат времён СССР, в который пытаются вдохнуть новую жизнь.

А теперь подробнее

Когда мы внезапно решили уехать в Дагестан, первым пунктом обозначили это место. И не прогадали. Впечатляет, конечно, это зрелище мощно. Гигантская махина, какие не каждый день увидишь, лежит на берегу. Даже издали завораживает, не говорю уже про то, как ощущаешь себя рядом. Мы не лазили внутрь, был жуткий ветер и волны, да и вроде как не разрешают. Ограничились просмотром фото изнутри в инстаграмах других блогеров.

Многие называют этот самолёт «Каспийским монстром», но это не он.

«Лунь» уже почтенный пенсионер. Его называли «убийцей авианосцев», он был скоростным и его не видели радары. Эдакий настоящий «летучий корабль». До того как его перевезли сюда, стоял ракетоносец-экраноплан в Каспийске около тридцати лет. Этот экземпляр, ставший единственным законченным из «Луней», был заложен в 1983 году на заводе «Волга» в Нижнем Новгороде, а спустя три года передан Каспийской флотилии. Опытная эксплуатация началась в 1991 году.

Всего планировалось создать восемь таких машин, но реализовали только один. И вот он перед нами.

В начале 2000-х «Лунь» был законсервирован и стоял в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Забегая вперёд скажу, что в Каспийске мы тоже побывали. Но вот на заброшенный объект завода не смогли попасть. Туда водят экскурсии, но надо заранее связываться, а мы как всегда бегом всё. Ладно, оставим на потом.

19 метров в высоту, 73 в длину, размах крыльев 44 метра, скорость хода 500 км/ч, дальность плавания 2000 км. Это всё, конечно поражает. Я даже не представляю, как это всё выглядело в полёте. Гигантский летучий корабль, не иначе! И не самолёт, и не катер. Корабль.

Зачем же его перетащили из Каспийска в Дербент и как это происходило?

В Дербенте хотят построить парк «Патриот». «Лунь» станет одним из главных его экспонатов. Правда пока он продолжает лежать на брюхе наполовину в воде, наполовину на песке пляжа. И что когда будет происходить дальше с ним, пока не сообщается. Парка нет, строительства никакого вокруг мы не заметили, хотя ездили много где по округе. Кто-то говорит, что он застрял и пока ничего с этим сделать не могут. Так или иначе, но народ к экраноплану едет и едет, количество фото в соцсетях растёт.

Буксировка из порта Каспийска до Дербента длилась 14 часов. Все СМИ писали об этом, развернули настоящую спецоперацию. Но то ли что-то в конце не так пошло, то ли ракетоносец был повреждён при этом, остался он наполовину в воде. Кто-то из тех, кто лазил внутрь, говорят о том, что потихоньку «Лунь» набирается водой. А вытаскивают его тросами и бульдозерами. Осилят ли?

В общем, почему-то очень двоякое чувство. Вроде как и гордость, и одновременное разочарование, что всё как всегда. Много шума и пиара, а в итоге.

Дагестан стал настоящим открытием сезона. Обязательно поеду снова, слишком много осталось за кадром. Я уже немало заметок из дагестанской поездки опубликовала. Все они доступны по моему хештегу # дагестан-podmoskva Заходите, читайте, комментируйте.

Если будете в Дагестане, а тем более в Дербенте, доедьте сюда. Зрелище и впечатления того стоят. Ещё несколько фотографий в галерее, листайте:

Источник

Каспийский монстр. Что за зверь этот экраноплан и почему он выброшен на берег

Если вы соберетесь посетить город Дербент, то, наверняка, услышите рекомендацию посмотреть на экраноплан, расположенный на берегу Каспийского моря недалеко от города. Что такое экраноплан и почему он там лежит я вам сейчас расскажу. Заодно узнаем стоит ли он посещения.

Итак, недалеко от Дербента , в 20-ти минутах езды, посреди пляжа у Каспийского моря лежит огромная штуковина. Не то самолет, не то корабль .

Невооруженным глазом видно, что этот монстр находится не в лучшей своей форме и, скорее всего, был построен очень давно. Это экраноплан «Лунь».

Экраноплан – это, если говорить простым языком, нечто среднее между кораблем и самолетом. Хотя относится он все-таки к кораблям. Для передвижения экраноплан использует воздух, отраженный от поверхности . В общем, он будто очень низко летит. Используя эффект экранирования (отражения).

В городе Каспийск, который находится под Махачкалой, базировалась в советское время испытательная площадка для экранопланов , используемых для военных нужд.

Первым большим военным экранопланом стал образец под названием КМ . То есть корабль-макет. Однако, американцы расшифровали буквы поинтереснее – Каспийский Монстр.

Именно этот корабль-макет стал основой для разработки экраноплана «Лунь». Поэтому можно иногда услышать, как его называют Каспийским Монстром. Хотя, строго говоря, это не так.

Хотя, может, и не каспийский, но точно монстр. Этот экраноплан-ракетоноситель имеет размах крыльев 44 метра, высота у него – 19 метров (как 7-этажка), а длина – 73 метра. Это впечатляющая птичка!

Судьба у птички незавидная. «Лунь» был допущен к эксплуатации в 1990 году . А там распад СССР. Разруха. Экраноплан был списан . И законсервирован в цеху. Сейчас он на потеху туристам вытащен на пляж.

Но зачем? Ещё недавно его хотели утилизировать.

Здесь, недалеко от Дербента строится парк «Патриот» , известный многим москвичам. Да, это будет именно тот самый «Патриот», который можно посетить в Подмосковье. Точнее, его филиал. А «Лунь» будет центральным экспонатом парка.

Состояние у «Луня» сейчас плачевное , есть дырки в корпусе, не хватает закрылок. Но обещают к открытию парка его подлатать.

Жаль, что он так мало профункционировал, но радостно, что не успели его окончательно утилизировать.

Источник

«Каспийский Монстр»

Июль 1966 года. В Пентагоне царит тихая паника — из ЦРУ поступили фото со спутника, пролетавшего над Каспием, на которых изображён невиданный летательный аппарат. Длинна — около ста метров, размах крыльев — 40 метров, V-образное хвостовое оперение и две таинственные буквы «КМ» на фюзеляже. По этим буквам американцы назвали аппарат «Каспийский Монстр», но подозревая, что на самом деле аббревиатура означала всего-навсего «Корабль-макет».

Аппарат, столь взбудораживающий умы военных того времени — детище советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева, самолёто-корабль — аппарат, использующий тягу авиационных двигателей и летающий над поверхностью воды за счёт экранного эффекта — экраноплан.

Началось все ещё в 40-е года ХХ века, когда в СССР задумались о создании боевых катеров на подводных крыльях. Разработка была поручена молодому конструктору Алексееву. В войне катера поучаствовать не успели, но были сделаны и показали свою эффективность. Наработки позволили начать работу над серией гражданских судов на подводных крыльях: «Кометы», «Метеоры» и «Ракеты» можно встретить даже в наше время.

А в 1962 году, началась разработка поистине революционного военного проекта — Экраноплана КМ.
Он должен был стать самым большим экранопланом в мире, его разрабатывали в 1965—1966 годах в условиях строжайшей секретности. На воду спустили в ночь на 26 июня 1966 года и в течение месяца, притопив, в полуразобранном состоянии и в основном по ночам буксировали по Волге — из Горького в Каспийск.

Источник

eugzolotuhin

Первый кузбасский фотоблог

Его построили в СССР для уничтожения кораблей противников, он похож на корабль фантастического кино, но уже почти тридцать лет фантастическая советская разработка ржавела и чуть не была уничтожена. Но в прошлом году экраноплан решили сохранить для истории и сделать центральным экспонатом дагестанского военно-патриотического парка. Работы только начались, но теперь хотя бы стало ясно, что чудо-техника уцелеет и не будет распилено на металлолом.

1.

Самый мощный в мире летательный аппарат советские разработчики начали строить в 60-е годы. Длина 92 метра, размах 37 и взлетная масса 544 тонны. Аппарат должен был парить над водой за счет эффекта экрана. Назывался он официально КМ, что значило корабль-макет. Но американские спецслужбы расшифровали это как «Каспийский монстр», потому что испытания экраноплана проводили в Каспийском море, недалеко от города Каспийска.

В 80-м году оригинальный «Каспийский монстр» из-за ошибки пилотов затонул. Спасать монстра не стали, но на его основе появился проект 903 «Лунь». Проект предполагал строительство восьми экранопланов-ракетоносцев, которые должны были незаметно уничтожать вражеские военные корабли.

2.

«Лунь» построили к 86-му году, переправили снова в Дагестан и начали испытания, которые завершились к 1990 году. Тогда же готовый к уничтожение врагов экраноплан был отдан военным Каспийской флотилии. По традиции «Лунь» американцы называли как и предшественника, «Каспийским монстром».

Не прослужив и года экраноплан отправили на стоянку завода под Каспийском. Развал СССР, кризис, передел собственности и прочие проблемы так и не дали экраноплану проявить себя в полноценной работе. Советское чудо военной техники осталось гнить где-то в Дагестане. Про остальные 7 «Луней», которые должны были быть построены, конечно, пришлось забыть.

3.

Про единственный в мире экраноплан-ракетоносец никто не вспоминал почти тридцать лет, его чуть было не распилили и не сдали на металлом, но каким-то чудом в начале 2020 года про него все же вспомнили и решили сохранить в истории.

Было решено по морю отбуксировать экраноплан из Каспийска в Дербент, вытащить на берег и построить вокруг «Каспийского монстра» военно-патриотический парк Патриот.

В итоге все шло по плану до того момента, пока до берега экраноплану не осталось буквально несколько метров. Произошла течь и дальнейшие работы стали опасными для техники, экраноплан продолжил покрываться ржавчиной, теперь уже где-то под Дербентом. Только в ноябре экраноплан все же смогли вытащить на берег и теперь сантиметр за сантиметром передвигают его на подушках .

4.

Ракетоносец сейчас находится где-то в 15 километрах от Дербента, около села Арабляр. Именно тут начнется строительство патриотического парка, экраноплан станет главным экспонатом, а вокруг разместят другую списанную советскую военную технику.

5.

Но уже сейчас, без всякого парка и понятных ориентиров, к этому месту постоянно ездят местные и туристы. Максимально близко к советскому монстру подъехать можно по берегу Каспия, правда, для этого нужен джип. Ну, или Жигули местных ребят, которые проедут везде.

Вокруг вовсю ведутся работы. Важно вытащить монстра в целости и сохранности, под него укладывают надутые подушки и потихонечку тянут, буквально по сантиметрам, почти ювелирная работа!

7.

8.

Размах крыла: 44 метра

Масса пустого самолёта: 243 тонны

Взлётная масса: 380 тонн

Скорость: 500 км/час

9.

10.

Тут можно увидеть небольшого человечка слева, так сказать для оценки масштабов этого по-настоящему монстра. Правда, сейчас этот каспийский монстр совсем беспомощный.

11.

Территория вокруг пока выглядит не особо привлекательно, но скоро обещают навести благоустройство. Но главное, что была решена сложная инженерная задача по буксировке и вывозу на берег.

12.

На экраноплане установлены пусковые установки противокорабельных ракет «Москит». Самих ракет, конечно, сейчас нет, как и всего секретного оборудования, которое, как говорят, сняли и сдали на секретные склады уже почти как тридцать лет назад.

Парк вокруг экранопланы обещают открыть уже в 2021 году. Посмотрим, что из этого получится.

Источник

Оцените статью