- МиГ-31 подняли в воздух из-за полета над Баренцевым морем военного самолета США
- Самолёты поднятые со дна озёр и морей, спустя 70 лет после окончания войны
- Со дна Чёрного моря подняли истребитель времён Великой Отечественной войны
- _x8a2878.jpg
- _x8a1437.jpg
- Самолет подняли с моря
- В Крыму со дна моря подняли истребитель Airacobra, охранявший Ялтинскую конференцию
- Случайная находка
- Героический полк
- Ялтинская конференция
МиГ-31 подняли в воздух из-за полета над Баренцевым морем военного самолета США
Российский истребитель МиГ-31БМ был поднят в воздух в связи с полетом над нейтральными водами Баренцева моря самолета базовой патрульной авиации Р-8А «Посейдон» ВМС США. Об этом сообщает Национальный центр управления обороной Российской Федерации.
«Российскими средствами контроля воздушного пространства над нейтральными водами Баренцева моря была обнаружена приближающаяся к Государственной границе РФ воздушная цель. Для опознавания и отождествления цели в воздух был поднят истребитель МиГ-31БМ из состава дежурных по противовоздушной обороне сил Северного флота», — говорится в сообщении.
После разворота американского самолета от государственной границы РФ, российский истребитель благополучно вернулся на аэродром базирования.
Весь полет МиГ-31БМ проходил строго в соответствии с международными правилами.
МиГ-31 — первый в СССР истребитель четвертого поколения, который изначально создавался сетевым: каждая машина может передавать информацию и давать указание о целях всем остальным самолетам и ПВО, что значительно увеличивает его эффективность.
Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 начались в ОКБ им. А.И. Микояна в 1968 году. МиГ-31 строился по схеме самолета МиГ-25, но с экипажем из двух человек — летчика и штурмана-оператора, размещавшихся один за другим. Прототип МиГ-31 совершил свой первый полет 16 сентября 1975 года.
Может использоваться в том числе и для координации действий авиации, частично заменяя самолет ДРЛО А-5.
Источник
Самолёты поднятые со дна озёр и морей, спустя 70 лет после окончания войны
Великая Отечественная война закончилась более 70 лет назад, но до сих пор мы слышим ее отголоски. Периодически в различных СМИ появляется информация о неожиданных и интересных находках военной техники. Сегодня я бы хотел рассказать о найденных самолетах. Самые интересные находки, конечно, те, которые найдены в хорошем состоянии, хотя сложно представить, как рухнувшая с огромной высоты «металлическая птица» может уцелеть и сохраниться до наших дней. Такими находками занимаются зарегистрированные профессиональные поисковые отряды.
На самом деле найти уцелевший самолёт, это очень большая редкость. В большинстве случаев они разбиваются вдребезги, а осколки разлетаются до 500 метров.
Собранные осколки бомбардировщика Пе-2 в Брестчине. Источник фото https://onlinebrest.by/novosti/na-brestchine-otkopali-bombardirovshchik-vremen-vov.html
У поисковиков стоит главная задача: найти кабину с останками военных и двигатель самолета, по номеру которого можно идентифицировать борт. Самой тяжелой частью самолета является двигатель. Мощный удар об землю на высокой скорости, плюс взрывная волна от горючего, вминает двигатель в землю на глубину до 6 метров.
Поисковой отряд «Северо-Запад» , под Питером, достают самолет Ил-2.
Для поисковиков это трудоемкая работа в грязи и холодной воде. К этому надо добавить кропотливую работу в архивах, которая открывает всю историю пропавшего самолета: при каких обстоятельствах пропал, численность и идентификация экипажа.
Я вам расскажу о трех случаях, когда были найдены почти целые самолеты.
Интересной находкой стал известный на весь мир одноместный штурмовик Ил-2. В августе 2018 года, в Мурманской области, со дна озера подняли самолет, которым управлял летчик А.И. Каличев.
Источник фото https://rg.ru/2018/08/09/reg-szfo/v-zapoliare-podniali-so-dna-ozera-legendarnyj-shturmovik-il-2.html
О том, что ИЛ-2 находится в озере под Мурманском, стало известно от внука легендарного летчика. Александр Каличев в своих воспоминаниях о Великой Отечественной Войне рассказал, что во время штурма вражеского аэродрома Луостари, самолет был подбит. Летчику удалось посадить штурмовик на гладь озера и спастись, но самолет затонул. В каком именно водоеме был затоплен штурмовик, летчик не помнил, поиски продолжались несколько лет.
Источник фото https://rg.ru/2018/08/09/reg-szfo/v-zapoliare-podniali-so-dna-ozera-legendarnyj-shturmovik-il-2.html
Все эти годы Ил-2 находился в мягком иле, состояние самолета специалисты расценивают, как пригодное для восстановления. После подъема самолет доставили в Новосибирск, для реставрационных работ. Планируется, что восстановленный штурмовик станет единственным в мире одноместным Ил-2, который еще поднимется в небо.
Американский «Дуглас» С-47 1943 года выпуска, совершил свой последний полет в августе 2016г. Более семидесяти лет назад самолет произвел вынужденную посадку неподалеку от таймырской деревни Волочанка.
Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html
На борту находилось 23 три человека, включая 3 детей. Спустя три дня командир экипажа Тюриков с шестью добровольцами ушли за помощью, после их никто не видел, они пропали без вести . Люди пробыли в тундре 19 дней. Свою историю, записанную химическим карандашом, они оставили на обшивке корпуса: «Сидим одни. Всё на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело» — надпись 1 мая 1947 года. Последняя надпись гласит: «11 мая, МЫ СПАСЕНЫ». 11 мая оставшиеся люди на борту были спасены.
Записка на обшивке самолета. Источник фото https://www.rgo.ru/ru/article/s-vozvrashcheniem-duglas. Фото: Семен Алексеев
Тундра и отдалённость от населённых пунктов сохранили С-47, полученный ВВС СССР по ленд-лизу в марте 1943 года. Эвакуировать самолет в то время было невозможно. О нём благополучно забыли, и он простоял в тундре, в болотах, семьдесят лет, оставшись практически целым. Специалисты уверены, что самолет можно восстановить до лётного состояния.
Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html
Летом 2016 года самолет эвакуировала команда опытных авиаторов. «Дуглас» вновь поднялся в воздух, пролетев более восьмидесяти километров на внешней подвеске вертолета. Для того, чтобы доставить самолет на реставрацию, была организованна уникальная экспедиция. В музеях России не было ни одного экземпляра самолета этого типа. «Дуглас» стал одним из главных экспонатов, музея Освоения Русского Севера в Красноярске.
Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html
Ранее, в 2015 году, при строительстве Керченского моста в районе мыса Тузла, нашли и подняли на поверхность двухместный штурмовик ИЛ-2. В кабине самолета обнаружили останки пилота, его личные вещи и орден Красного Знамени. Боеприпасы были израсходованы наполовину, летчик сражался до тех пор, пока машину можно было держать в воздухе.
Источник фото: https://crimea.ria.ru/society/20150826/1100818209.html Источник фото: https://crimea.ria.ru/society/20150826/1100818209.html Источник фото: https://crimea.ria.ru/society/20150826/1100818209.html
После исследований поисковиками Краснодарского края выяснилось, что штурмовик выпущен авиационным заводом 19 июля 1943 года. 1 ноября 1943 года самолет не вернулся с боевого задания, он был сбит в бою над Керченским проливом. В составе экипажа был 25-летний пилот гвардии младший лейтенант Ударов и 21-летний стрелок-радист гвардии младший сержант Калинкин.
Ежегодно, на территории бывшего СССР находят самолеты времен ВОВ, чаще всего «крылья Победы» не подлежат восстановлению и поднимаются со дна болот и озер по запчастям. Каждая находка напоминание об ожесточенности боев проходящих в небе, о подвиге совершенном летчиками ценой собственной жизни.
Источник
Со дна Чёрного моря подняли истребитель времён Великой Отечественной войны
25 сентября 2020
25 сентября участники совместной экспедиции Русского географического общества и Экспедиционного центра Министерства обороны России подняли со дна Чёрного моря истребитель Военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии Р-39 «Аэрокобра», произведённый в США в 1940-х годах.
С 14 по 25 сентября 2020 года в акватории Каламитского залива в районе посёлка Новофедоровка Республики Крым проходила совместная экспедиция РГО и Экспедиционного центра Минобороны России по поиску и подъёму со дна Чёрного моря истребителя «Аэрокобра». В экспедиции принимали участие добровольцы РГО, военные моряки Черноморского флота и специалисты предприятия подводно-технических работ «Пётр».
Специалисты провели поисково-рекогносцировочные мероприятия и уточнили координаты самолёта, провели подводные водолазные работы по размыву самолёта от наносного песка и грунта, остропке самолёта и подготовке его к отрыву от грунта с помощью надувных понтонов.
Подъём с восьмиметровой глубины производился с помощью специальной водолазной платформы, доставленной в район Чёрного моря из Воронежа. На финальном этапе «Аэрокобру» погрузили на борт судна Черноморского флота.
«Самолёт пролежал в воде 75 лет, это сказалось на его состоянии. К тому же, видимо, кто-то ещё пытался его поднять и повредил. Поэтому сохранность у «Аэрокобры» не очень хорошая. Но как объект военно-технической истории он представляет очень большую музейную ценность», — отметил руководитель экспедиции, специалист Экспедиционного центра Министерства обороны РФ Анатолий Калемберг.
Напомним, что впервые подводный объект обнаружили крымские аквалангисты-любители в 2017 году. Исследование самолёта проводилось в 2019 году силами экспедиции Министерства обороны России по поиску затонувших объектов времён Великой Отечественной войны с целью их идентификации и захоронения экипажа.
_x8a2878.jpg
«Мы ожидали, что он будет весь замыт песком. Но на поверхности находилась его кабина, часть моторного отсека и винт. Нам удалось найти и поднять на поверхность кислородную маску лётчика с надписью «Made in USA», — рассказал научный руководитель экспедиции 2019 года Александр Ёлкин.
Объект удалось идентифицировать по двигателю, расположенному за кабиной лётчика, и двойному остеклению кабины. Во время Второй мировой войны массово использовался только один истребитель с такой компоновкой — американский самолёт «Бэлл Р-39 Аэрокобра». Этот самолёт поставлялся в СССР до декабря 1944 года. Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено порядка пяти тысяч «Аэрокобр».
_x8a1437.jpg
Специалисты установили, что именно этот борт в составе воздушных сил Черноморского флота участвовал в воздушном прикрытии Крымского полуострова во время Ялтинской конференции в феврале 1945 года.
В Российском государственном архиве Военно-морского флота сохранился аварийный акт 1945 года, в котором говорится, что это же воздушное судно 27 июля 1945 года произвело вынужденную посадку на воду в связи с техническими неисправностями двигателя, после чего затонуло.
Источник
Самолет подняли с моря
У берегов Крыма подняли самолёт, который участвовал в воздушном прикрытии Ялтинской конференции 1945 года. Истребитель «Аэрокобра» случайно заметили аквалангисты-любители. Понадобилось несколько лет, чтобы подготовить операцию по подъёму со дна Каламитского залива. Подробности этой операции в репортаже Ростислава Колмагорова.
На семиметровой глубине водолазы работали четыре дня. Освобождали от ила корпус истребителя. И вот долгожданное завершение сложнейшей инженерной операции: фюзеляж поднимают в районе пляжа посёлка Новофёдоровка. Любое движение требует предельной осторожности: вес фрагментов — 7,5 тонн.
Самолёт П-39 «Аэрокобра» впервые за 75 лет снова на суше. Его нашли на расстоянии 800 метров от берега по такому же курсу, как он сейчас лежит. Известно, что он заходил на посадку на военный аэродром в Новофёдоровке, но что-то пошло не так, самолёт упал в воду. Сохранилась передняя часть машины и два крыла. Эти элементы конструкции сделаны из дюралюминия, прочного сплава. Хвост из стальных трубок растворился в солёной воде.
«Время и море сделали своё дело. На этой глубине при хорошем шторме волна достаёт до „изделия“ и всё, что можно, она раскидывает, рвёт», — говорит водолазный специалист Александр Фоменко.
Самолёт считался очень надёжным, на такой модели летали асы Покрышкин и Речкалов. Истребитель поставлялся в Советский союз по ленд-лизу. Архивные документы помогли восстановить историю службы именно этой машины.
«Во время выполнения учебного задания лейтенант Шишкин доложил по радио о том, что у него вышел из строя двигатель. Он был вынужден совершить посадку на воду, — рассказывает Анатолий Калемберг. — Он остался жив, вышел из кабины и на спасательном плотике благополучно добрался до берега».
Двигатель, который так не вовремя отказал, можно детально рассмотреть. Удивительно, что за столько лет сохранились провода, шестерни и даже крышка распределителя зажигания с номерами цилиндров.
«Аэрокобра» отличалась от большинства истребителей Второй Мировой именно своей компоновкой. Двигатель находился за кабиной пилота. Это обеспечивало дополнительную защиту лётчику, самолёт имел более правильную развесовку и был более манёвренным. Крутящий момент от силовой установки передавался на винт через длинный вал и редуктор в носовой части, здесь же были мощные пулемёты.
Винт, кстати, обёрнут стальным тросом, и водолазы говорят, что этот крепёж здесь очень давно. Значит, про самолёт уже кто-то знал и погружался к нему.
«У кого-то были попытки его поднять, но это уже история тёмная, мы этого не знаем, — поясняет генеральный директор предприятия подводно-технических работ Ярослав Латорцев. — Мне сложно предполагать, у нас богатый опыт подъёма такой техники. Периодически встречаешься с разным отношением. Кто-то танки резал просто на металл, сейчас танки, к примеру, КВ-1 являются редкостью. Бывали случаи, подходишь, а поверх воды он просто срезан автогеном, а что внизу осталось — лежит там».
Специалистам предстоит изучить находку, а военным решить дальнейшую судьбу самолёта. История этого истребителя тесно связана с освобождением Крыма, и вероятнее всего, он останется здесь. В реставрированном виде или же в законсервированном «Аэрокобра» может стать очередным памятником Великой Отечественной войны.
Источник
В Крыму со дна моря подняли истребитель Airacobra, охранявший Ялтинскую конференцию
СИМФЕРОПОЛЬ, 25 сентября. /ТАСС/. Экспедиция Русского географического общества (РГО) совместно с Министерством обороны России подняла со дна Черного моря истребитель Bell P-39 Airacobra из состава полка, участвовавшего в прикрытии с воздуха Ялтинской конференции лидеров антигитлеровской коалиции в 1945 году, сообщил ТАСС в пятницу специалист Экспедиционного центра Минобороны Анатолий Калемберг.
Самолет был обнаружен в 2017 году в 800 м от поселка Новофедоровка в Крыму. Исследование истребителя проводилось в 2019 году экспедицией Минобороны РФ по поиску затонувших объектов времен Великой Отечественной войны. Совместная экспедиция РГО и Минобороны РФ приступила к подъему Airacobra 14 сентября 2020 года.
«Истребитель поднят со дна моря. Он был подтянут к причальной стенке и поднят из воды краном. Истребитель переложен в грузовой автомобиль, выставлена охрана», — сообщил Калемберг.
По его словам, самолет станет экспонатом одного из музеев. «Я сторонник того, чтобы оставить самолет в Крыму, потому что история этого самолета и история этого полка тесно связаны с полуостровом, для этого надо провести консервацию узлов и агрегатов, фюзеляжа и крыльев», — отметил он.
Истребитель погиб в июле 1945 года. Во время планового учебного полета у него отказал двигатель. Летчик был вынужден совершить посадку. Самолет установили по номеру фюзеляжа и по двойному остеклению кабины. Во время Второй мировой войны массово использовался только один истребитель с такой компоновкой — американский самолет Airacobra. Этот самолет поставлялся в СССР до декабря 1944 года. Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено порядка 5 тыс. Airacobra, что составляет около половины от общего количества выпущенных машин.
В Российском государственном архиве ВМФ сохранился аварийный акт 1945 года, в котором говорится, что этот истребитель 27 июля 1945 года произвел вынужденную посадку на воду в связи с техническими неисправностями двигателя, после чего затонул.
Случайная находка
Научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Сергей Иванов рассказал ТАСС, что самолет в 2017 году обнаружил аквалангист-любитель Алексей Казаринов. Он сообщил поисковикам примерные координаты находки, но те еще почти год не могли найти место крушения истребителя.
Иванов уточнил, что самолет погиб после проведения учебного воздушного боя, им управлял младший лейтенант Владимир Шишкин, который остался жив. В найденном в архивах акте авиационного происшествия было отмечено, что летчик не дотянул до аэродрома порядка 1 тыс. м. «Увидев дым, идущий из двигателя, произвел посадку на воду. Самолет через 30 секунд затонул, летчик приплыл к берегу, имеет легкое ранение головы. Причина происшествия: из показаний летчика и характера работы мотора, предположительно, произошел обрыв шатуна», — привел Иванов данные из документа. В акте также указано, что гвардии младший лейтенант Шишкин 30 августа 1944 года окончил Военно-морское ордена Ленина авиационное училище имени Сталина. Общий налет на данном типе самолета с 27 сентября 1944 года — 32 часа 58 минут. На данном самолете он к моменту аварии имел налет — 9 часов 25 минут. Виновные в происшествии не были установлены.
Истребитель был передан по ленд-лизу в 1943 году, он принадлежал 11-му гвардейскому авиационному истребительному полку Черноморского флота, участвовал в освобождении Крыма. Полк базировался на аэродромах Евпатория и Сак.
Героический полк
11-й гвардейский авиаполк Черноморского флота был оснащен самолетами Airacobra в конце 1943 года и прикрывал высадку советского десанта на Керченский полуостров, участвовал в первом комбинированном ударе по порту города Очакова.
К началу апреля самолеты полка наносили удары по противнику в районе Перекопа и Армянска, участвовали в освобождении Севастополя. Последний бой произошел 11 мая 1945 года в небе над Севастополем, в котором было сбито два истребителя-бомбардировщика Messerschmitt Bf.110 и два гидросамолета-разведчика Arado Ar 196. Всего за годы войны летчики полка сбили 304 самолета противника, полк был награжден двумя орденами Красного знамени, удостоен почетного наименования «Николаевский», восемь летчиков удостоены звания Героя Советского союза.
Последним боевым заданием полка в Великой Отечественной войне было воздушное прикрытие Крымского полуострова. Эта ответственная задача связана с проведением Ялтинской конференции глав держав антигитлеровской коалиции, а также обеспечением безопасности прибывавших на аэродром в Саках президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и членов делегаций.
Впоследствии полк был преобразован в 241-й гвардейский авиационный истребительный полк и принял на вооружение советские реактивные МиГ-15.
Как рассказал ТАСС Александр Елкин, научный руководитель экспедиции Министерства обороны России по поиску затонувших объектов времен Великой Отечественной войны, в Крыму было найдено несколько американских истребителей Airacobra, которые поставлялись по ленд-лизу, три из них были обнаружены в Керченском проливе и один в озере Тобечик в восточном Крыму. Все они были сбиты в ходе боев за Крым и значительно разрушены.
Ялтинская конференция
В Ливадийском дворце 4-11 февраля 1945 года проходила встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции — Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Также проводились переговоры глав МИД СССР, США и Великобритании. Основным был вопрос о послевоенном мироустройстве, создании ООН. Достигнутый компромисс позволил принять Декларацию об освобожденной Европе, утверждавшей, что преобразование «должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору».
Источник