Самые знаменитые картины морей айвазовского

Самые известные картины Айвазовского: ТОП-10 работ с фото и описанием

Мало кто знает, но Айвазовский Иван Константинович рисовал не только море. За всю жизнь художник создал около 6000 работ, среди которых можно найти изображение Пушкина, живописные пейзажи стран Востока, приморских портов, прекрасные портреты. Но самые известные картины Айвазовского написаны на морскую тематику. Бескрайние водные просторы – неиссякаемый источник вдохновения живописца армянского происхождения, творившего в XIX веке.

Девятый вал, 1850 г.

Шедевр, признанный королями и критиками, коллекционерами и обычными зрителями. Бесподобная картина, в которой талант мариниста раскрылся в полной мере. Девятый вал – огромная волна на пике своего величия, которая обрушилась во время ночного шторма на корабль, и, всё, что от него осталось – это горстка измученных людей и пара досок.

Все еще беспокойные волны качают моряков, чудом спасшихся от погибели. Но уже брезжит рассвет, небо проясняется, и шансы вернуться в гавань увеличиваются. Большая часть полотна отдана природе, розово-красному небу, зелено-черным огромным волнам, люди – хрупкие, беззащитные. Но тем значительнее подвиг, который совершают мореплаватели, борясь со стихией.

Читайте также:  Море для кильки 5 букв

Хаос или Сотворение мира, 1841 г.

Религиозная тема – редкость в творчестве Айвазовского, тем заметнее это произведение, которым заинтересовался сам Папа Римский. Понтифик сначала наградил художника медалью, а позже выразил желание приобрести. Но сделка не получилась – Иван Константинович взял и подарил «Хаос» бесплатно, чтобы картина висела в музее Ватикана.

Мир был сотворен из хаоса и основой основ было море, водная среда, что и изображено на полотне. Сильные чувства вызывает образ Бога, изображенного в виде сотканного из света силуэта человека с распростертыми над темными водами руками.

Чесменский бой, 1848 г.

Морские баталии не единожды изображались самыми разными художниками, но мрачная, красочная битва кораблей турецкого флота с русскими, произошедшая в 1770 году, написанная рукой Айвазовского, является эталоном.

Всё смешалось, и царствует разгул двух стихий – огня и воды. Кажется, будто картина, как и корабли на ней, охвачена пламенем. Моряки десятками гибнут в черном тумане, не способные разглядеть врага. Атмосферу ужаса военных действий усиливает выбор красок: все красное и черное, лишь бледно-желтая луна проглядывает среди туч, с безразличием наблюдая за дрязгами смертных.

Среди волн, 1898 г.

Написанная 80-тилетним академиком работа известна двумя фактами: это самая большая картина и у нее имеется интересная истории создания. Изначально сюжет задумывался, как размышление на одну из излюбленных тем – борьба человека со стихией.

На огромных иссиня-черных волнах качалась маленькая лодка с людьми. Но случайный зритель, некий родственник с инженерным образованием, раскритиковал выбор судна, выразив мнение, что оно тотчас бы потонуло на таких волнах. Разгневанный художник на следующий день представил переделанную работу, с которой лодка исчезла без следа, можно сказать, что и вправду, потонула.

Вид Константинополя, 1849 г.

Образ Константинополя романтизирован, воспет в картинах Айвазовского, благодаря тесной дружбе с турецким султаном, который заказал более 40-ка работ, посвященных Турции. Выставки и частые визиты художника могли бы поспособствовать развитию отношений между турками и армянами в положительном ключе. Но после погромов в 1890 г., которые устроили турки над армянами, Айвазовский выбросил все подаренные турками ордена в море и отрекся от серии тематических картин.

Тем не менее, «Вид Константинополя» – невероятно нежное, приятное взгляду произведение, которое передает признание автором красоты этих мест.

Вид Константинополя и Босфора, 1856 г.

Самая дорогая в денежном значении и самая любимая автором картина из турецкой серии, изображающая прекрасный турецкий город, ныне Стамбул. Масштабное полотно повествует о мирной повседневной жизни турецких подданных, рыбаков, готовых отправиться порыбачить с рассветом.

Спокойную ярко голубую гладь воды не нарушает ни одно дуновение ветерка, а солнце щедро делится теплом и светом с просыпающимся древним городом. Силуэт главной мечети овеян ореолом романтичности, как и прекрасный парусник, скрывающийся в предрассветном тумане на горизонте.

Тонущий корабль, 1854 г.

Бушует буря, огромные стальные волны не щадят опасно накренившееся парусное судно, которое вот-вот налетит на риф. Тревожное, невероятно эмоциональное полотно нарисовано в серо-белых цветах карандашом и сильно выделяется среди произведений мариниста.

Чувствуется безысходность разворачивающейся трагедии, которая передается через крики чаек, окруживших судно, шум волн и ветра, качающих мореплавателей. Сам корабль напоминает корабль-призрак с порванными парусами. Автор не оставляет и шанса на спасение: на первом плане видны остатки корабля предшественника, значит там риф. И название говорящее.

Радуга, 1873 г.

Эта картина – одно из самых известных полотен Айвазовского, создание которого ознаменовало новую веху в его творчестве. Казалось бы, сюжет знакомый: моряки терпят бедствие, отдавшись на волю судьбы, без возможности хоть как то управлять маленькой лодкой, которую качают огромные волны.

Они покинули свой корабль, тонущий на заднем фоне. Но цветовая гамма нова для автора. Море больше не пугает своей чернотой и бездонностью, спасшимся светит солнце, создавая ореол радуги – символа надежды. Небо сливается с океаном, но люди будут жить, поэтому один из них молится, подняв руки к небу.

Чёрное море, 1881 г.

Апофеоз гения Айвазовского, способного увлечь зрителя, изобразив лишь море и небо реалистично, но с легким налетом романтики. Морской пейзаж совершенно не скучно разглядывать: он живой, и, кажется, чудом удалось перенести на полотно еле уловимый миг подвижных вод Черного моря. Вдали виднеется маленький клочок суши, который снова, на контрасте, дает понять зрителю, насколько велика и значительная водная стихия.

Поразительно, но маринист рисовал исключительно по памяти. Особенно удивительно, как ему удавалось создать столько схожих по теме полотен, но каждый раз совершенно разных.

Море, 1898 г.

Кораблик, лазурные воды, светлый день. Пейзаж, тщательно прорисованный, идеальный, колоритный, был создан всего за пару часов прямо на глазах изумленных студентов. Так мастер дал наглядный урок начинающим пейзажистам в свои 80 лет.

Полотно – прекрасный пример, демонстрирующий с какой скоростью мог работать мастер, выдающий по 100 картин в год. Скорость не сказывалась на качестве, и работы Айвазовского разлетелись по мировым галереям и коллекциям любителей искусства, проданные за баснословные деньги.

Источник

Самые известные и красивые картины Айвазовского

Настоящая фамилия талантливейшего русского мариниста Ивана Айвазовского Ованнес Айвазян. Но фамилию семья была вынуждена поменять в результате трагических событий, связанных с преследованием и геноцидом армян со стороны турок. Родился великий художник в Феодосии, и сегодня многие знаменитые картины Айвазовского выставлены в художественной галерее этого южного города. А в нашем небольшом обзоре представим несколько наиболее известных картин талантливейшего художника.

Тот, кто интересуется живописью знает, что художник — маринист Иван Константинович Айвазовский происходит из знатной армянской семьи и настоящее имя живописца — Ованнес Айвазян. Родился Ованес 17 июля 1817 года в городе Феодосия, откуда и родилась большая любовь к морю у будущего художника.

Вид на взморье в окрестностях Петербурга, 1835

Самые знаменитые картины Айвазовского:

Девятый вал

Начнем с картины, которая обросла множеством легенд, и бесспорно является своеобразной визитной карточкой русского художника. «Девятый вал» без сомнения, самая знаменитая картина Айвазовского, которая просто не может не вызывать восхищение.

Именно в «Девятом вале» раскрылось мастерство и невероятный талант художника. Так точно и реально передан весь трагизм и губительность шторма в открытом море. Но из-за туч восходит солнце, даря морякам, зацепившимся за обломок мачты, надежду на спасение.

Интересно, но монументальное полотно Айвазовский написал всего за 11 дней. Просто поражает, какое вдохновение, невероятная сила творчества овладели в тот момент художником.

Легендарная работа Айвазовского под названием «Девятый вал» завораживает и удивляет в одночасье. Сюжет картины рассказывает о том, как группа людей, переживших кораблекрушение на маленьком обломке судна, пытается спастись от разыгравшегося шторма, но огромная волна беспощадно настигает своих жертв и вот-вот укроет в морской бездне. Морской пейзаж очень реалистично изображен и восхищает игрой красок, теней и света. Ярко-красный закат и лазурные волны словно играют с нами в прятки то скрываясь, то снова выныривая с дна морского.

Чесменский бой (1848)

Обращался художник и к славным страницам русской истории. Победное сражение российского флота над турками в Чесменской бухте летом 1770 года на полотне Айвазовского поражает реалистичностью.

Догорают мачты тонущих турецких кораблей, меж них победным строем проходят суда русской эскадры. Несмотря на кровопролитие и жестокость войны, картина поражает зрителя невероятным спокойствием. Все уже позади, время зачехлить орудия и оказать помощь раненым товарищам.

И снова сквозь темные тучи и пепел проглядывает диск солнца, как символ русской победы в морском сражении.

Радуга (1873)

Иван Константинович, выросший, и живший долго у моря был страстно в него влюблен. Но бурные события XIX века оставили свой отпечаток на творчестве мастера.

Море на полотнах Айвазовского чаще всего бурное, неспокойное, как и на картине «Радуга». Небольшое судно, не выдержав удары стихии, предательски накренилось и вот-вот пойдет ко дну. Люди в надежде на спасение пересели в крохотные шлюпки, и продолжают противостоять грозной буре.

Но и здесь, в, казалось бы, обреченной ситуации, живописец дает надежду на лучшее. Маленькая чайка, тревожно бьющаяся между небом и бушующими волнами, как бы указывает людям путь к спасению. И радуга… Библейский символ окончания потопа.

Черное море (1881)

Где-то вдали, на самом горизонте, едва просматривается силуэт корабля, а море вот-вот взыграет бушующими волнами. Второе название этой картины «На Черном море разыгрывается буря».

Глядя на полотно, просто удивляет, как живописцу удавалось так точно, едва заметными мазками передать игру волн на фоне разыгрывающегося ветра.

Пожалуй, не одному художнику, ни до Айвазовского, ни после, не удавалось так реалистично писать море, а также передавать разные его состояния.

Пушкин на берегу Черного моря (1887)

Еще в детстве маленький Ованнес познакомился с творчеством великого мастера пера Александра Пушкина, и пронес эту любовь через всю свою жизнь, и отобразил в творчестве.

В 80-е годы живописец даже создал целый ряд картин, посвященных Пушкину. А в сотрудничестве с Ильей Репиной они написали бесспорный живописный шедевр «Прощание Пушкина с морем».

Интересно, но на картине «Пушкин на берегу Черного моря» трудно понять, кто более задумчив, поэт или слегка волнующееся море.

Лунная ночь на Капри (1841)

Обращался настоящий патриот своего Отечества и к иностранным сюжетам, но море — единственная любовь художника, и всегда выступает главным героем сюжета. Иван Константинович объездил многие прибрежные города мира, и каждый старался запечатлеть на холсте.

«Ночь на Капри» достойно заняла свое место в коллекции Третьяковской галереи, и не одно поколение выросло на завораживающем, мягком и романтическом пейзаже.

Лунная дорожка, на фоне которой величественно проплывает корабль, и суетятся мелкие шлюпки, будто напоминает морякам о береге, о родном доме, где ждут и любят.

Среди волн (1898)

Закончим наш обзор картиной, которая наиболее полно отображает все творчество Ивана Айвазовского, его душу и стремление к совершенству. Так красками передать настроение моря на холсте мог только он.

Буря в самом разгаре, но до кульминации еще далеко. И снова сюжет и техника исполнения поражают своей реалистичностью.

По хронологии картина написана позже других полотен, и стала логическим, а скорее символическим, «завещанием» мастера. Вот также среди бушующих волн прошла яркая, бурная, наполненная волнительными событиями, жизнь великого русского художника, пожалуй, самого русского среди армян.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)

Это одна из моих самых любимых картин Ивана Айвазовского. Данная работа художника, который любит изображать бушующее море, кораблекрушения и штормы, напротив — очень светлая, чистая и на первый взгляд спокойная. На ней изображен бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, но несмотря на это, кажется, что ничего не предвещает беды. Море немного волнующееся, прозрачно голубое, небо усыпано белыми перинами, и лишь с одной стороны видны серые тучки, а паруса всех трех кораблей — белоснежные.

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (1842)

Работа несет в себе умиление, нежность и позитив, ведь мастер кисти изобразил радость встречи родных людей, которые не виделись долгое время. Наконец, морской царь и покровитель мореплавателей — Нептун отпустил их на сушу, где их уже встречают семьи, в данном случае — жена и дети одного из рыбаков. Айвазовский всегда работал с маслом и картины его получались как живые, яркие, красочные и сочные. Художник нарисовал эту встречу не где-нибудь, а на одной из частей Тирренского моря, на западном берегу Италии, что придает ей некий романтизм.

Буря на море ночью (1849)

А этот холст мариниста 19 века, я бы назвала — самым мрачным, трагичным и печальным среди работ Ивана Айвазовского, а делают его таковым темные краски, тусклые тона игра света, и даже яркая луна не спасает ситуацию. Бушующее, темное, почти черное море жаждет захватить в свои сети маленькое судно, так стойко пытающееся удержаться на огромных волнах. Одинокий корабль испытывает свою судьбу, попав в шторм ночью, и лишь яркая луна — единственная его спутница и подруга.

Ночь. Голубая волна (1876)

Синяя лазурь морских волн словно слилась в одну плавную линию с горизонтом, а сила водной стихии качает наклоненный турецкий парусник, уставший дрейфовать в бескрайних просторах морских, и кажется, уже отдавшийся на волю судьбы.

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)

Это удивительная работа Айвазовского! Речь идет не только о сюжете, но и о мастерстве. Посмотрите как все детально изображено, а нарисовал ее мастер кисти всего за одни сутки, особо уделяя внимание лишь морю, а не кораблям, как можно подумать, не верится, правда? Но это факт. Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти и никогда с натуры, такая тогда у него была феноменальная память. Четкость линий и натуральность всех деталей, игра света, сочетание красок и умение правильно колорировать рисунок поражают и восхищают. Не зря весь мир знает Айвазовского как мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему свету, и их у него больше шести тысяч.

Штиль (1885)

Среди множества картин, где живописец морских стихий изображает бушующую водную стихию, нашлось место и картине, на которой изображен тихий и спокойный бирюзовый штиль. Глядя на эту работу, хочется попасть на тот самый лазурный берег и насладится теплыми лучами солнца, нежась и наблюдая за дрейфующим красавцем-парусником, справа окруженным горами, а сверху окаймленным нежными, небесно-чистыми облаками.

У художника имеются и другого рода пейзажи…

Десант Н.Н. Раевского в Субаши, 1839 г.

Художник-пейзажист обожал историю родного края, поэтому в его коллекции есть целая серия художественных работ под названием батальные сюжеты, где Айвазовский изображает ход исторических морских битв и сражений. Вот несколько примеров…

Самый известный бой русской флотилии 1770 года во время русско-турецкой войны, который закончился взятием русскими турецкой крепости Наварин. Полотно дышит опасностью и пахнет порохом, поверженные корабли утопают в морской пучине, все вокруг в серых тонах и тумане, а море, на удивление, тихое и спокойное, его синие воды уже готовы принять свои первые жертвы. Художник рассказывает нам об этом событии в своей работе — достоверно, грациозно и горделиво, а еще ярко, красочно и натурально.

Русская эскадра на севастопольском рейде (1846)

Очень красивая и важная картина в коллекции Ивана Константиновича, ведь он очень любил и ценил Россию, которая была его Родиной, поэтому каждый успех и победу принимал на свой счет и гордился как своей. Он хотел показать всю мощь и красоту российского флота, и у него получилось просто великолепно.

Да, Айвазовский Иван Константинович всю свою жизнь писал в одном жанре, то есть изображал море, море и еще раз море, но мало кто знает, что в его коллекции картин есть и другие пейзажи, например, восточные сюжеты. Автор родился в Крыму и был выходцем из древнего армянского рода. Картины, передающие жизнь восточного народа, также достойны нашего внимания.

Кстати, на сайте most-beauty.ru есть интересная статья про самые красивые места Крыма.

Сцены из каирской жизни (1881)

Эту работу маринист Айвазовский написал специально к торжественному событию, а именно, к открытию Суэцкого канала в Египте в 1869 году, куда автор морских пейзажей был делегирован в составе специальной группы русских представителей. Его заданием было запечатлеть событие мирового масштаба, что у него гениально получилось. Египет и все его чудеса впечатлили пейзажиста-мариниста, что после этой работы он написал еще пару картин на восточную тематику, забыв на некоторое время про любимое море.

На лодке по Кумкапы в Константинополе (1846)

Жизненные устои и традиции Востока так повлияли на Ивана Константиновича, в результате чего в его фантазии, а позже и на полотне, появилась картина под названием «На лодке по Кумкапы в Константинополе», на которой мы видим восточных женщин и мужчин в традиционных нарядах, плывущих по реке Кумкапы куда-то по своим делам. На заднем фоне видно дом, за которым виднеется купол мечети. В этих работах художник использует новые для себя цвета и оттенки, кроме хорошо известных ему синих, белых и зеленых, с которыми он тоже отлично справляется.

Великая Пирамида в Гизе (1871)

Как ни парадоксально, но гений морских пейзажей был поражен красотой и величием египетских пирамид, и не смог удержаться, чтобы их не нарисовать. Он изобразил седьмое чудо света тоже в море, но не воды, а в море песка, охраняемое сказочным сфинксом — вечным охранником мертвых песчаных дюн. Картина выполнена в пастельных тонах, красно-коричневых цветах в изобилии света. За пирамидами виден ярко-красный закат, освещающий всю пустыню.

А о самых известных древних пирамидах мира Вы можете прочитать нашу статью!

Как истинный армянин, художник затронул в своем творчестве армянскую историю, религию. Культуру и христианские темы писал в форме библейских сюжетов.

Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в) (1892)

Самое главное событие в религии армянского народа — это его переход в христианскую веру, которое осуществил Григор-Просветитель в четвертом веке нашей эры. Именно это библейское таинство изобразил Айвазовский, по-моему, вышло очень религиозно, торжественно и таинственно.

Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)

Самый известный ветхозаветный библейский эпизод, когда Ной, уставший после длительного пребывания в ковчеге, возвращается домой на землю после Всемирного потопа, спускаясь с горы Арарат вместе со своей семьей и животными, которые спаслись.

Живя в солнечном и теплом Крыму, Иван Константинович обожал снежную и суровую зиму, любил в детстве разглядывать узоры на окнах, нарисованных морозом, обожал деревья, покрытые инеем, и огромные сугробы. Вот это все и изображал он на своих полотнах, обычные деревенские зимние пейзажи. Взгляните сами…

Зимний пейзаж (1876)

Снежная тропа то ли в лесу, то ли в парке, по которой прохаживаются люди, а по обеим сторонам стоят запорошенные снегом огромные деревья, которые словно молчаливые слушатели знают все, о чем говорят прохожие. А как красиво на картине показан белый и серый цвета! Сколько существует оттенков белого цвета, я и представить себе не могла! А вы?

Исаакиевский собор в морозный день

Санкт-Петербург — культурная столица всей России, и именно здесь Айвазовский увидел эту замечательную зимнюю картину, которую позже воспроизвел маслом на холсте. Исаакиевский собор во всей красе блестит от снега в морозный день, а возле него белые запряженные тройки с бубенцами катают дам и кавалеров на санях — самое распространенное развлечение того времени.

Мельница (1874)


Этот рисунок в жанре этюда выполнен в черно-белом цвете грифельным карандашом. Старая мельница давно стоит без дела, и только снег красиво нарисовал на ее огромных лопастях красивые узоры. Мимо, на санях и пешком, проходят прохожие, на улице пасмурно и темно и словно грустно на душе у этих прохожих. Четкие и точные линии делают эскиз совершенным и красивым. Правду говорят, талантливый человек — талантлив во всем…

В заключение

По объективным причинам невозможно рассказать обо всех картинах, ведь у Айвазовского их много, и среди них просто нет плохих. Все они великолепны и по праву признаны мировыми шедеврами живописи.

Несомненно, представленные фото репродукций величественных шедевров мастера не могут передать всей красоты и глубокого смысла сюжетов. Так что, если будете в Феодосии, обязательно посетите художественную галерею Ивана Константиновича Айвазовского. Редакция most-beauty.ru просит вас написать какие картины Айвазовского вам больше всего нравятся.

Море. Коктебельская бухта. 1853 г.

Имя армянского художника — Ивана Константиновича Айвазовского — навек запечатлено в истории русской живописи.Его вклад просто неоценим, а его работы, которых насчитывается около шести тысяч.

Шедевры Айвазовского до сих пор очень популярны и продаются на разных аукционах за большие деньги. Красивое и качественное искусство никогда не потеряет свою ценность и не выйдет из моды, в чем можно убедиться, глядя на картины гениального пейзажиста-мариниста.

А полный список его картин в высоком разрешении Вы сможете посмотреть на сайте Википедии, пройдя по ссылке.

Источник

Оцените статью