Богатства со дна морского
Нефтегазовые шельфовые проекты открывают новые возможности для российской экономики
Недра арктических морей содержат огромные запасы нефти и газа. Освоение шельфовых участков – дело крайне непростое, однако это создаст мощный задел для российской нефтегазовой отрасли на много лет вперед.
Тонкая грань
Континентальный шельф включает в себя морские подводные недра, находящиеся за пределами территориальных морей – такое определение содержит и российское, и международное законодательство. По Конвенции о континентальном шельфе исключительные права на разведку и разработку недр, на проведение научных исследований, на добычу минеральных и биоресурсов на таких участках имеет прибрежное государство в границах, установленных международным законодательством.
Но как быть, если на один и тот же континентальный шельф претендуют несколько государств? Например, если их берега расположены друг напротив друга, а расстояние между ними укладывается в обозначенные законом нормативы? В этих случаях границы шельфа определяются соглашениями между государствами. Так, в начале 1990 годов Россия и США договорились о разделе шельфа Чукотского моря. Еще один вариант – «разделить» шельф по принципу равного расстояния от береговых линий. Если же согласия достичь не удается, спор разрешает Международный суд ООН.
На шельф Северного Ледовитого океана кроме нашей страны сейчас рассчитывают также Норвегия, США, Дания и Канада. Неудивительно: по прогнозам, недра арктических морей содержат 83 млрд тонн углеводородов. Кроме того, чрезвычайно высоки шансы на открытие новых месторождений на еще не изученных шельфах. А их большинство: по последним данным, разведанность шельфов не превышает 4%. То есть потенциально запасы углеводородов на этих участках могут оказаться в 25 раз больше уже выявленных и теоретически превысить 2 трлн тонн.
Более 80% уже выявленного объема природных богатств приходится на Баренцево и Карское моря. В целом самым крупным и одновременно самым неизученным является шельф Сибири в Северном Ледовитом океане. А всего под юрисдикцией России сейчас находится около 5 млн кв. км континентального шельфа в рамках 14 окраинных и внутренних морей, или 1/5 площади всех шельфов Мирового океана.
Весной 2019 года специальная подкомиссия ООН одобрила заявление России на расширение площади арктического шельфа, принадлежащего нашей стране, на 1,2 млн кв. км. Осенью 2019-го в ООН поступила новая российская заявка: на присоединение хребта Ломоносова, южной оконечности хребта Гаккеля, зоны Северного полюса и других участков морского дна в Арктике. Это заявление ООН рассмотрит в феврале 2020 года. Если оно будет удовлетворено, в распоряжении России окажется еще 5 млрд тонн углеводородов.
Запасы на перспективу
Разведанные запасы шельфа Северного Ледовитого океана составляют 25% от общемировых запасов углеводородов: 90 млрд баррелей нефти, 48,3 трлн кубометров природного газа, 44 млрд баррелей газового конденсата. Около 60% этих запасов находятся на территории российского шельфа. Если же оценивать исключительно российские ресурсы, то на шельфовые недра приходится половина запасов нашего газа и четверть запасов нефти. «Чемпионом» в этом смысле оказалось Баренцево море – на него приходится 49% запасов углеводородов с российских шельфов. На Карское море – чуть более 35% и на Охотское – немногим больше 15%.
По прогнозам, к 2030 году Россия будет добывать 55% всех углеводородов Арктики. Шельфовая нефтедобыча, которую будут вести российские компании, возрастет к этому времени в 3,6 раза – до 2,2 млн баррелей в сутки.
Шельфовые проекты: достижения и планы
Первым реализованным в России проектом по добыче нефти на арктическом шельфе стало освоение Приразломного месторождения в Печорском море. Там с декабря 2013 года добычу ведет компания «Газпром нефть шельф», дочерняя структура «Газпром нефти». Уже в апреле 2014 года первая партия арктической нефти отправилась к европейским потребителям. Общие запасы месторождения оцениваются в 70 млн тонн. Пиковая добыча составит 5 млн тонн в год (сейчас – около 3,5 млн тонн). Ресурсов Приразломного с учетом постепенно нарастающей добычи хватит примерно на 35 лет.
Приразломное – единственное месторождение, разработка которого идет в условиях замерзающего моря: лед здесь держится 7 месяцев в году, а высота ледовых торосов доходит до 2 метров. Чтобы работать в таких условиях, понадобились особые технологии бурения, добычи, подготовки, хранения и отгрузки нефти, энергетического обеспечения проекта.
Разработка ведется с морской платформы «Приразломное». Это сооружение имеет площадь в два футбольных поля и весит 500 тыс. тонн. Стоит платформа прямо на морском дне, укреплена защитной щебне-каменной бермой. За счет этого эксплуатационные скважины ни на одном отрезке напрямую не контактируют с водной средой – и это притом, что общая их длина достигает 8,1 км. На платформе находится и жилой модуль, рассчитанный на 200 человек.
К 2023 году на месторождении будет в общей сложности пробурено 32 скважины: 19 добывающих, 12 нагнетательных и одна поглощающая. Благодаря двойной системе защиты риск фонтанного выброса нефти при бурении и эксплуатации практически сведен к нулю: защитное оборудование разрабатывалось с учетом особенностей работы в Арктическом регионе. Отметим кстати, что постоянный экологический мониторинг в районе месторождения ведется на участке площадью 744 кв. км.
Нефтеналивные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», суда ледового класса и с дедвейтом в 70 тыс. тонн, также строились специально для Приразломного. За 5 лет эксплуатации месторождения они перевезли уже более 12 млн тонн нефти марки ARCO – именно столько было в общей сложности добыто на Приразломном к концу 2019 году.
«Газпромнефть» ведет разработку и северо-восточного шельфа Сахалина. Поисковое бурение на Аяшском лицензионном участке началось в 2017 году. Результатом стало открытие двух месторождений: «Нептун» с запасами в 415 млн тонн нефти и «Тритон» с ресурсами в 137 млн тонн нефтяного эквивалента. Открытие этих двух месторождений, вошедших в десятку крупнейших в мире, дает возможность формирования нефтедобывающего кластера на шельфе Сахалина. Добыча на Нептуне и Тритоне пока не началась – это произойдет в 2025-2030 годах.
Освоение континентального шельфа – стратегическое направление работы и для компании «Роснефть». Сейчас она владеет 55 лицензиями на разработку шельфовых участков, общие запасы которых составляют 41 млрд тонн нефтяного эквивалента. На 45 из них компания ведет геологоразведку.
Пока основными шельфовыми проектами для «Роснефти» остаются дальневосточные: «Сахалин-1», месторождения Чайво, Лебединское и Одопту. Общий объем нефти, отгруженный с них в 2018 году, превысил 100 млн тонн. Что касается арктических проектов, с 2012 года компания проводит полевые работы в Карском, Печорском и Охотском морях. В 2017 году началось бурение скважины «Центрально-Ольгинской-1» в море Лаптевых. Так было открыто месторождение Центрально-Ольгинское с запасами в 80 млн тонн нефти.
В ходе экспедиций, организованных «Роснефтью», было открыто и пять новых месторождений в морях Западной Арктики: Победа в Карском море, Северо-Гуляевское, Медынское-море, Варандей-море и Поморское в Печорском море. Их суммарные запасы составляют 247 млн тонн нефти и конденсата и 501 млрд кубометров газа. Идут разведочные работы и на участках континентального шельфа на севере Охотского моря (участки Магадан-1,-2, -3, Кашеваровский и Лисянский).
Источник
Топливные и минеральные ресурсы Северного ледовитого океана и антарктических вод
Суровая природа полярных и субполярных районов затрудняет поиск полезных ископаемых, поэтому прибрежная зона, шельф и глубокое дно арктических и антарктических вод пока еще слабо разведаны на топливные и минеральные ресурсы. В настоящее время у берегов Северного Ледовитого океана открыто два нефтегазовых месторождения. Они находятся частично на суше и продолжаются в подводные недра. Одно из них — Прадхо-Бэй — расположено на северном берегу Аляски (США) и захватывает прилегающую часть дна моря Бофорта. Предполагают, что это самое крупное нефтяное месторождение в Северной Америке. Извлекаемые запасы жидкого топлива только на суше оцениваются в 1370-2740 млн. тонн, а под водами бухты скрыто еще не менее 3 млрд. тонн нефти.
Месторождения и запасы
К востоку и юго-востоку от Прад-хо-Бэй, в устье Маккензи (Канада), обнаружено несколько залежей нефти и газа, часть которых располагается под дном залива Маккензи. Общие запасы газа в недрах Канадского шельфа в районе моря Бофорта и в устье Маккензи достигают 1500 млрд. м 3 . Разведочное бурение в районе островов Королевы Елизаветы Канадского Арктического архипелага, проливах и заливах обнаружило месторождения газа с запасами 6,1 трлн. м 3 и реже — нефти, запасы которой достигают 3,4 млрд. тонн. США и Канада интенсивно исследуют нефтегазоносность прилежащей части Арктики.
В прибрежной зоне Южного океана разрабатывается одно нефтяное месторождение в Магеллановом проливе (Аргентина) с помощью пробуренных с суши наклонных скважин.
Изучение минеральных богатств сравнительно недавно начато в Северном Ледовитом океане, где в береговых россыпях моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и других морей содержатся различные минералы. Уделяется внимание поискам нефтегазовых месторождений в Арктике (Американское побережье) и Антарктике.
Источник
Геологоразведка на шельфе Арктики
Какие технологии используются при поиске месторождений нефти и газа на арктическом шельфе России и какие перспективы открывает его освоение
19 октября 2020
Шельфом называют продолжение континента под водой, имеющее общую с ним геологическую структуру. России принадлежит около 21% шельфа всего Мирового океана, причем большая часть приходится на Северный Ледовитый океан. Арктический шельф – это огромная кладовая углеводородов: уже разведанные месторождения нефти и газа составляют четверть от мировых запасов. Недаром страны, имеющие выход к арктическим морям, соперничают буквально за каждый метр морских границ. Россия имеет право на огромный кусок этого «пирога»: на российской части шельфа находится до 25% запасов нефти и до 70% всех разведанных запасов газа страны. Арктический шельф – залог того, что в будущем Россия не только сохранит, но и приумножит лидирующие позиции по добыче и экспорту нефти и газа. По прогнозам экспертов, к 2035 году мировой спрос на нефть вырастет на 10-15%, на газ – на 35-40%. При этом нефтедобывающие компании неизбежно столкнутся с дефицитом добычи на традиционных месторождениях и им придется осваивать трудноизвлекаемые запасы. И тогда арктическая зона станет драйвером мировой нефтегазодобычи. Чтобы реализовать этот потенциал, Россия уже сегодня ведет разведку месторождений, которые будут разрабатываться через десятилетия.
Геологическое изучение арктического шельфа стартовало в советские годы. В конце 1970-х годов по инициативе председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина началось создание арктического бурового флота для ведения шельфовых работ. За два десятилетия было построено около 600 единиц морской техники, включая буровые суда и платформы, специализированные суда и добычные платформы.
Советские геологи разведали огромные запасы нефти и газа на шельфе Баренцева и Карского морей. В период с 1983 по 1992 годы здесь было открыто 10 крупных месторождений. А к 1990 году на российском шельфе в Арктике было открыто уже 25 месторождений с извлекаемыми запасами более 430 млн тонн нефти и 8,5 трлн м3 газа. Стало понятно, что Северный Ледовитый океан – крупнейшая нефтегазоносная провинция на Земле.
Однако после распада СССР геологоразведка на арктическом шельфе была приостановлена, а буровой флот фактически утрачен. Поэтому на новом этапе освоения Арктике России приходится заново создавать исследовательский флот и разрабатывать актуальные технологии геологоразведки за Полярным кругом.
Изучение любого месторождения начинается с геофизических исследований, позволяющих получить первичную информацию о строении пород по измерению геомагнитного поля на поверхности и спланировать последующие этапы исследования территории. Сегодня для их проведения используются беспилотные летательные аппараты. Так, в августе 2020 года «Газпром нефть» провела испытания сверхдальнего беспилотника нового поколения, способного преодолевать расстояния до 1200 км. Это в 10 раз превосходит характеристики моделей, используемых для многоуровневой магнитометрической съемки на нефтегазовых месторождениях.
Такая дальность полета позволяет в любое время года вести разведку на удаленных территориях, где нет никакой наземной инфраструктуры. Ранние этапы геологоразведки с беспилотниками обходятся в 2-3 раза дешевле, чем с применением пилотируемых аппаратов. А провести их можно в 1,5-2 раза быстрее, чем с самолетов, и в 10 раз быстрее, чем при наземных изысканиях.
Важный этап геофизических исследований – сейсморазведка, которая ведется морскими судами с использованием таких инновационных методов, как сейсмика высокого разрешения, акустическая съемка ультравысокого разрешения и работа с автономным телеуправляемым подводным аппаратом. Чтобы повысить ее эффективность и безопасность, компания «Севморнефтегеофизика», дочка «Росгеологии», разработала инновационный проект геоинформационного обеспечения морских геологоразведочных работ в Арктике. Система собирает информацию о погоде, ледовой обстановке, взаимном расположении судов, проводимых ими работах и передает данные береговым службам, которые координируют действия.
Найти залежи нефти и газа и уточнить их характеристики помогают также исследования электрического, магнитного и гравитационного поля, регистрация на поверхности земли молекулярного следа углеводородов. Чтобы получить полную информацию, которая поможет оценить перспективность разработки месторождения, эти методы комбинируются.
Отечественные инновационные технологии разрабатываются и для финального этапа – поисково-разведочного бурения. Это направление признано одним из приоритетных на ближайшее десятилетие. Так, уже ведется работа над проектом строительства плавучей буровой установки высшего ледового класса, производительность которой будет в два раза выше, чем у всех существующих аналогов.
До 2026 года на арктическом шельфе предполагается пробурить около 80 разведочных скважин. Основная фаза разведочного бурения придется на 2020-2022 годы. Ведь на сегодняшний день относительно неплохо изучены лишь шельфы двух арктических морей: Баренцева моря – на 20%, Карского – на 15%. Остальные запасы углеводородов еще предстоит открыть.
Между тем одно только освоение шельфа моря Лаптевых, по современным оценкам, может принести до 8700 млн тонн углеводородов. А запасы шельфа Восточно-Сибирского и Чукотского морей могут превысить миллиард тонн – это в десять раз больше, чем Россия добывает на арктическом шельфе сегодня. В перспективе до 2035 года шельфовую добычу в Арктике предполагается утроить.
Арктика уже стала локомотивом газодобычи: на сегодняшний день в арктической зоне добывается более 80% от общероссийских объемов газа. При этом есть все основания предполагать, что шельфовые недра Северного Ледовитого океана хранят запасы не только углеводородов. Здесь могут находиться месторождения никеля, марганца, олова, платины, золота, алмазов. И сегодня они доступны, как никогда раньше. Глобальное потепление привело к таянию арктических льдов, и теперь разведку можно вести на ранее недоступных участках шельфа. Это отличная возможность раскрыть весь потенциал арктического шельфа, и Россия не намерена ее упускать.
Источник