Завод «Море» в Крыму к 2025 году построит 10 траулеров
ФЕОДОСИЯ, 11 июля – РИА Новости Крым. Феодосийский судостроительный завод «Море» заключил договор с ООО «Черноморская рыбодобывающая компания» на постройку десяти траулеров для промысла рыбы в Азовском и Черном морях. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минпромполитики Крыма.
Отмечается, что суда предназначены для промысла рыбы разноглубинными тралами, кошельковым неводом, первичной обработки улова, хранения и транспортировки улова в рефрижераторном трюме в контейнерах или наливом в охлажденном виде.
«Проект рассчитан до 2025 года, позволяет загрузить производственные мощности судостроительного завода и сделать первый шаг в возрождение рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли Республики Крым», — отметили в пресс-службе.
В профильном министерстве считают, что подготовка к реализации этого контракта поспособствует внедрению новых технологий в судостроительную отрасль, обновлению и модернизации производственных мощностей, созданию дополнительных рабочих мест.
Также в ответе министерства сказано, что суда будут зарегистрированы в Российском международном реестре, что позволит воспользоваться мерами государственной поддержки в соответствии с правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота.
В июле президент РФ Владимир Путин сообщал, что в Крыму будут субсидировать 30% стоимости судов определенных типов тому, кто будет заказывать их на крымских верфях. В связи с этим глава республики Сергей Аксенов отметил, что возрождение судостроения в Крыму происходит «сумасшедшими темпами». По его словам, крупные компании уже проявляют интерес к строительству судов и кораблей на крымских заводах на льготных условиях.
Завод «Море» работает с 1938 года, основная продукция — суда на подводных крыльях и на воздушной подушке. С середины 1980-х годов строил десантные корабли амфибийного типа «Зубр», производил теплоходы «Ракеты», «Восходы», «Кометы». Завод сочетает производство и проектно-конструкторское бюро. В 2018 году Министерство промышленной политики Крыма сообщало, что до 2021 года планируется провести первый этап модернизации предприятия, ориентировочная смета — 1 млрд рублей.
ООО «Черноморская Рыбодобывающая Компания» зарегистрировано в 2014 году в Симферополе. Предприятие занимается рыболовством, продажей рыбы и морепродуктов.
Источник
Кто стоит за аварией на заводе «Море» в Феодосии
Одной из самых больших загадок этого года вполне может стать история, связанная с производством кораблей на воздушной подушке класса «Зубр» в Феодосии. Если точно, то загадка не в начале производства, чего многие не ожидали, учитывая тот факт, что судостроительный завод «Море» долгое время находился в нерабочем состоянии, а в его крахе. Теперь обо всем по порядку.
Осенью прошлого года государственная компания «Укрспецэкспорт» заключила крайне выгодный контракт с Китаем на поставку кораблей типа «Зубр». Согласно официальным данным, сумма контракта составляла 350 миллионов долларов, и основным предприятием для выполнения заказа был выбран феодосийский завод «Море». Необходимо заметить, 52-метровый цех завода «Море» по-настоящему уникален. Эту огромную по масштабам сборочную площадку обслуживали 2 специальных мостовых крана, грузоподъемность каждого из которых составляла 50 тонн. Они совместно поднимали корабль на воздушной подушке, вес которого составляет 95 тонн.
Причина, по которой выполнение заказа было возложено на завод «Море», кроется в истории производства скоростных десантных судов на воздушной подушке типа «Зубр». Как известно, проектировать и строить подобные суда в мире были способны только шесть государств: Австралия, Англия, Новая Зеландия, Канада, США и СССР. В нашей стране производство велось только на двух предприятиях – вышеупомянутом заводе «Море» и ленинградском ЦКМБ «Алмаз».
На протяжении последних десятилетий производственная база под Феодосией была похожа на голую, выжженную землю. Завод стоял без заказов, с его территории украли все, что только смогли демонтировать. Разобрали даже подъездную железнодорожную ветку. На заработки в Россию уехали лучшие инженерные и рабочие кадры. Обвинить их в этом невозможно, так как в Петербурге корабел-фрезеровщик, приехавший из Крыма, получал более 2000 долларов, что по украинским меркам просто заоблачная зарплата.
Но в конце осени 2010 года все резко изменилось. Многие судостроители покидают благополучный Петербург и возвращаются в родную Феодосию. На заводе «Море» начала кипеть работа, для китайцев заложены два корабля на воздушной подушке по проекту 12322. Скоростной амфибийный корабль класса «Зубр» предназначен для осуществления высадки десанта на любом побережье и его дальнейшей огневой поддержки. Способен переправлять грузы весом до 150 тонн, в том числе три танка и 140 человек десантной группы. Может передвигаться со скоростью около 120 км/ч по воде, льду, земле и преодолевать различные препятствия высотой 1,5 метра. Оснащен пятью независимыми газовыми турбинами. Серийное изготовление газотурбогенераторов для «Зубров» осуществляется на заводе «Заря-Машпроект», расположенном в Николаеве.
Самое главное в этой истории то, что в соответствии с заключенным контрактом китайцы получали в свое распоряжение уникальную техническую документацию. То, что высшее руководство Китая было заинтересовано в сделке, подтверждает тот факт, что они согласились даже оплатить значительную часть долгов украинского завода «Море».
Заказ из Китая обеспечил бы крымчан работой как минимум на ближайшие пять лет. Что далее, неизвестно, но можно быть полностью уверенными, что, получив необходимую техническую документацию, китайцы начнут производство «Зубров» самостоятельно.
Один из заказанных по контракту кораблей уже был в стадии готовности, когда произошло ЧП, перевернувшее все с ног на голову. Как сообщили в МЧС АР Крым: «При перемещении корпуса корабля двумя мостовыми кранами случилось разрушение и последующее падение одного из них». На сегодняшний день это вся официальная информация с завода «Море», но есть данные, полученные от самих рабочих завода.
Согласно утверждению, кран-балки начали работать не одновременно, и конструкция упала из-за возникшего перегруза. В то же время принять или опровергнуть данную версию сложно. Машинист крана, женщина 60 лет, погибла под обломками. Всю свою жизнь она проработала на предприятии сварщиком и лишь недавно переучилась на крановщика. Кроме крановщицы, погиб пожилой сборщик судовых корпусов, которому лопнувший трос снес череп. 38-летний рабочий доставлен в больницу со сломанными ногами, и еще несколько человек получили незначительные увечья.
Сегодня первый из четырех «Зубров», предназначенных для Китая, продолжает висеть на уцелевшей кран-балке. С повисшего в воздухе корабля слетели установленные бронеплиты, произошла значительная деформация корпуса. Заводчане сообщают, что не могут опустить его вниз из-за опасности обрыва тросов и крушения уцелевшей кран-балки – «самоубийц среди нас нет».
Подобная трагедия на феодосийской судостроительной компании «Море» произошла впервые. Главная беда заключается в том, что во время падения крана произошла значительная деформация несущих конструкций главного корпуса цеха. Если рассматривать цех снаружи, то он вроде бы цел, но при внутреннем осмотре становится понятно, что он непригоден для дальнейшей эксплуатации. По сути, это крах уникального производства.
В Феодосии начала работу государственная межведомственная комиссия по установлению причин аварии. В то же время на предприятии не исключают, что в ближайшее время китайская сторона потребует выплатить неустойку и даже расторгнет контракт. Действительно, зачем платить огромные деньги «Укрспецэкспорту», если можно делать «Зубры» самим? По неофициальным данным, всю необходимую техническую документацию по проекту китайцы получили ранее срока. Большинство инженерных кадров СК «Море» уже работают в Китае, где интенсивными темпами строится подобный завод.
Кроме Украины, контракт на «Зубры» для КНР всеми силами стремилась получить Россия, даже предлагавшая китайцам альтернативные варианты. Переговоры по данному вопросу между Россией и Китаем велись на протяжении последних десяти лет, однако окончились безрезультатно. По одной из неофициальных версий, причиной безрезультатности переговоров стала неуступчивость основного разработчика — ЦМКБ «Алмаз». Согласно этой версии, питерцы соглашались передать в Китай документацию на десантный корабль лишь после поставки 10-15 кораблей «Зубр» собственного производства.
С другой стороны можно предположить, что российское высшее руководство было не заинтересовано в продаже соседнему Китаю технологий производства уникального корабля, который может изменить военный паритет в дальневосточном регионе. Например, «Зубры» — это настоящий кошмар для соседнего неуступчивого Тайваня. Их могут вполне результативно применить и в возможных пограничных спорах с самой Россией.
Получив отказ от России, Пекин достаточно быстро и главное результативно для себя договорился с Киевом. Это стало очередным успехом Украины на ниве производства и экспорта вооружений, что, несомненно, вызвало нервную реакцию в России. Сегодня многие называют катастрофу в Феодосии выгодной как для ЦМКБ «Алмаз», так и для России в целом.
Вот исходя из вышеперечисленной информации и вырисовывается четкий треугольник: в одном его углу Украина с ее уникальным производством, в другом Россия с ее не желанием предоставлять сопернику уникальных технологий и в третьем Китай, который получил все, что было необходимо, а именно техническую документацию и специалистов, и, как следствие, денег платить он не проявляет желания, а все средства, которые были вложены, они с лихвой возвратят в виде неустойки.
Источник
Завод «Море» в Крыму к 2025 году построит 10 траулеров
ФЕОДОСИЯ, 11 июля – РИА Новости Крым. Феодосийский судостроительный завод «Море» заключил договор с ООО «Черноморская рыбодобывающая компания» на постройку десяти траулеров для промысла рыбы в Азовском и Черном морях. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минпромполитики Крыма.
«При поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и правительства Республики Крым подписан договор между АО «Судостроительный завод «Море» и ООО «Черноморская рыбодобывающая компания» по строительству 10 средних рыболовецких траулеров-сейнеров для производства лова рыбы в акватории Азово-Черноморского бассейна», — говорится в сообщении пресс-службы Минпрома республики.
Отмечается, что суда предназначены для промысла рыбы разноглубинными тралами, кошельковым неводом, первичной обработки улова, хранения и транспортировки улова в рефрижераторном трюме в контейнерах или наливом в охлажденном виде.
«Проект рассчитан до 2025 года, позволяет загрузить производственные мощности судостроительного завода и сделать первый шаг в возрождение рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли Республики Крым», — отметили в пресс-службе.
В профильном министерстве считают, что подготовка к реализации этого контракта поспособствует внедрению новых технологий в судостроительную отрасль, обновлению и модернизации производственных мощностей, созданию дополнительных рабочих мест.
Также в ответе министерства сказано, что суда будут зарегистрированы в Российском международном реестре, что позволит воспользоваться мерами государственной поддержки в соответствии с правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота.
Господдержка предусматривает предоставление субсидии российским организациям путем возмещения 30% стоимости нового судна при условии размещения судостроительного заказа на отечественных верфях, его полной оплаты и использования построенного судна в целях рыболовства в течение 5 лет под государственным флагом Российской Федерации.
В июле президент РФ Владимир Путин сообщал, что в Крыму будут субсидировать 30% стоимости судов определенных типов тому, кто будет заказывать их на крымских верфях. В связи с этим глава республики Сергей Аксенов отметил, что возрождение судостроения в Крыму происходит «сумасшедшими темпами». По его словам, крупные компании уже проявляют интерес к строительству судов и кораблей на крымских заводах на льготных условиях.
Завод «Море» работает с 1938 года, основная продукция — суда на подводных крыльях и на воздушной подушке. С середины 1980-х годов строил десантные корабли амфибийного типа «Зубр», производил теплоходы «Ракеты», «Восходы», «Кометы». Завод сочетает производство и проектно-конструкторское бюро. В 2018 году Министерство промышленной политики Крыма сообщало, что до 2021 года планируется провести первый этап модернизации предприятия, ориентировочная смета — 1 млрд рублей.
ООО «Черноморская Рыбодобывающая Компания» зарегистрировано в 2014 году в Симферополе. Предприятие занимается рыболовством, продажей рыбы и морепродуктов.
Источник
Феодосийский завод «Море» судится с заводом «Пелла»
Как сообщает петербургский веб-ресурс «Фонтанка.ру» в материале Татьяны Ждановой «Море» волнуется. Крымская верфь потребовала 150 миллионов у своего куратора из Ленобласти», Феодосийский завод «Море» пытается через суд взыскать с Ленинградского судостроительного завода «Пелла» недополученные за совместную постройку кораблей 150 млн рублей.
Торжественная церемония закладки для ВМФ России малого ракетного корабля «Вихрь» (заводской номер 256) проекта 22800 на ФГУП «Завод «Море». Феодосия, 19.12.2017 (с) Виктор Коротаев / Коммерсантъ
Такой ход можно воспринять как нож в спину, ведь именно «Пелла», можно сказать, поднимала предприятие из руин, делясь деньгами, заказами, технологиями и рабочими. История совместной работы «Пеллы» и «Моря» началась в 2014 году. Тогда «материковым» предприятиям разных отраслей руководство страны поручило взять шефство над отстающими в технологическом смысле заводами полуострова. АО «Объединенная судостроительная корпорация» стала курировать «Севастопольский морской завод» и «13-й судоремонтный завод Черноморского флота». Казанскому промышленному холдингу «Ак Барс» достался судостроительный завод «Залив» в Керчи, а ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» получил ФГУП «СЗ Море».
До конца 2020 года «Пелла» арендует у «Моря» 12 объектов недвижимости, где с 2016 года занимается строительством трех малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Шторм», «Охотск» и «Вихрь». Стоимость каждого из них составляет около 5 — 6 млрд рублей. По словам представителя верфи, эти работы выполняются в кооперации с «Морем». Он также отмечает, что строительство кораблей было перенесено в Крым якобы по просьбе высшего руководства страны для того, чтобы «показать, как работать, и передать компетенции» местному предприятию. Для этого, например, «Пелла» наняла судостроителей «Моря» — вдобавок к своим, приехавшим из Ленобласти, 250 рабочим, а также пользуется логистическими услугами верфи.
На крымском предприятии сообщили, что иск как раз и связан с контрактами на строительство МРК, где предприятие выступает в качестве соисполнителя. «Завод пытается взыскать недополученные средства в рамках заявленного иска, так как решить проблему досудебными методами не удалось», — пояснили на «Море». В итоге иск почти на 150 млн рублей был подан юристами ФГУП к ООО «Интро-Пелла», «дочке» «Пеллы». В чем суть претензий, стороны пока не говорят, но, видимо, крымчане решили, что помощь с берегов Невы им уже не требуется и пора начинать зарабатывать.
«Фонтанка» направила запрос «Пелле», но на заводе не успели подготовить ответ к моменту публикации материала, объяснив это тем, что специалист, занимающийся делами «Интро-Пеллы», находится на «очень важных переговорах и недоступен».
Высокопоставленный источник в судостроительной отрасли искренне удивился, узнав об иске «Моря». «Формально крымская верфь находится на попечении у «Пеллы» и должна быть благодарна за то, что предприятие вообще пришло на эту убитую верфь и загрузило ее работой», — возмущается эксперт.
В то же время анонимный источник на «Пелле» напомнил, что еще перед тем, как приступить к основным этапам строительства трех кораблей, верфь потратила более 850 млн рублей собственных и заемных средств на модернизацию «Моря». Он предполагает: «Возможно, те 150 млн рублей, которые сейчас требует завод в Крыму, руководство «Пеллы» предлагает засчитать как частичное возмещение денег, вложенных в обновление цехов крымской верфи». При этом, по оценке участников отрасли, для того чтобы восстановить завод, помимо уже вложенных в него 850 млн рублей, необходимо еще около 2 млрд рублей.
«Пелле» еще предстоит решить вопрос, как именно она будет возвращать все потраченные на «Море» средства. Помимо списания арендной платы и стоимости других услуг в качестве компенсации, верфь, по мнению представителя «Пеллы», могла попробовать получить долю в крымском пока еще ФГУП при его акционировании. В 2014 — 2015 годах, когда ленинградские корабелы ехали поднимать феодосийское судостроение, это казалось реальным. Но теперь вряд ли случится.
Дело в том, что в мае прошлого года по решению Владимира Путина «Море» вошло в состав государственной корпорации «Ростех», а уже в 2019 году предприятие должно быть акционировано. Впоследствии акции завода планируется передать в доверительное управление «дочке» Ростеха — АО «Концерн «Калашников»». В официальных заявлениях о будущем «Моря» верфь «Пелла» не фигурирует. «Сейчас решается, чем и как загружать завод. Раньше «Море» делало суда на подводных крыльях типа «Восток» и «Комета». Подобную продукцию «Калашников» делает у себя на рыбинской верфи «Вымпел» и, скорее всего, перенесет эти компетенции на «Море», — полагает один из участников судостроительной отрасли.
«Если будет принято решение по-настоящему восстанавливать верфь в Крыму, то нужно понимать, что строительство там гражданских судов с коммерческой точки зрения невыгодно — заказчик туда не пойдет. Все перспективы «Моря» могут быть связаны только с военными судами», — считает генеральный директор ПАО «Выборгский судостроительный завод» Александр Соловьев.
Источник