Как я переплыл Атлантический океан в лодке на веслах
О решении отправиться в путешествие
В экстремальных путешествиях я не новичок. В 2006 году в составе команды Федора Конюхова прошел под парусом яхты от острова Антигуа в Карибском бассейне до порта Фалмут в Великобритании. А в 2009-м практически тем же составом мы проделали путь по маршруту Новая Зеландия – Фолклендские острова через мыс Горн*, где в прошлом утонула не одна тысяча кораблей, пытавшихся осуществить кругосветное плавание. Тогда Федор мне сказал, что после пересечения мыса Горн будет сложно найти следующую цель. Так и получилось: у меня был долгий перерыв.
В 2019 году «каникулы» закончил все тот же Конюхов. При встрече он упрекнул, что я «дома сижу». Тогда я решил, что пора перейти Атлантический океан. Но не просто так, а на веслах.
Для путешествия мне нужно было попасть в международную команду. И тут мне очень повезло. Сын Конюхова – Оскар – познакомил меня с голландцем Ральфом Туйном – опытным гребцом и высококлассным моряком, который как раз собирал морскую дружину. Обычно люди тратят на подготовку к такому путешествию 2,5–3 года. Я же попал в действующую команду, у которой уже была готова лодка.
В мире даже проводятся гонки на веслах через океаны: Talisker Whisky Atlantic Challenge через Атлантический, Great Pacific Race – через Тихий.
Россияне, которые смогли пересечь Атлантический океан на веслах:
1. Федор Конюхов – 45 дней, Канарские острова – Барбадос.
2. Владимир Максимов – 119 дней, Португалия – Барбадос.
3. Денис Горбылев – 50 дней, Португалия – Французская Гвиана.
О команде
Нас было шестеро. Все с большим багажом опасных путешествий.
Норвежец Яков Ротинг всю жизнь занимается греблей, швед Никлас Перссон – профессиональный дайвер и яхтсмен, ирландец Джеймс Моррисси бегает марафоны в 72 километра по пересеченной местности, шведка Тереза Лундгрен на яхте пересекла океан. Самый титулованный – голландец Ральф Туйн. Он в одиночку пересек три океана – Атлантический, Тихий и Индийский. Причем однажды его реально спасали в Индийском океане, когда лодку переехал супертанкер.
Наша команда: я крайний справа
В команде была одна женщина. Считается, что дама на борту – это плохая примета. Но мы не особо суеверные. Кроме того, Тереза выполняла всю ту же работу, что и остальные участники плавания, гребла на равных, никогда не просила себе послаблений.
Времени на «притирку» у нас не было, что, конечно, опасно для команды. Отсутствие еды и сна сильно изматывает, поэтому даже невинная шутка может стать причиной серьезной ссоры. К тому же, мы были из разных стран, с разной ментальностью, общались на неродном для нас языке.
Posted by Denis Gorbylev on Thursday, April 16, 2020
Особенно тяжело грести в жаркую и безветренную погоду. Ждешь любого маленького облачка и начинаешь понимать, почему раньше люди, потерянные среди океана, сходили с ума, убивали друг друга.
Во время перехода нас консультировал норвежский профессор, который оказывает психологическую поддержку, в том числе, служащим национальной армии и флота. Он рекомендовал каждое утро устраивать небольшое собрание команды, на 5–10 минут, чтобы рассказать друг другу обо всех положительных и отрицательных моментах, произошедших в течение суток. Это сильно помогало, так как когда говоришь правду в глаза другу другу, весь негатив исчезает, появляется чувство локтя.
Трудности в пути
– Мозоли
Мозоли выскакивают на пятой точке, как попкорн. Но есть способ борьбы с ними, который уходит корнями еще во времена походов викингов. На сиденье укладывается несколько синтетических или плетеных матов, которые быстро сохнут, а поверх них кидается овчина – шкура, купленная в «ИКЕЕ». Также необходимо строго следить за гигиеной, использовать специальные крема и тальк, влажные салфетки.
– Туалет
Гальюн на лодке – это ведро. Чтобы адаптироваться к таким условиям жизни, организму требуется время. Поэтому первый раз в гальюн получилось сходить через неделю.
Кстати, большинство профессиональных яхтсменов также используют ведро для этих целей. Так как оборудование – это дополнительный вес, который в условиях гонки не нужен.
О быте и питании
Пятиметровая лодка стала кухней, спальней и местом работы для шести взрослых человек. Один из членов команды так описал нашу жизнь в лодке: возьмите двуспальную кровать, разрежьте пополам, сузив до 40 см у ее основания. Постройте над ней крышу на расстоянии метра в самой высокой точке, 50 см – в самой низкой. Замените матрас пенопластом толщиной 2 см. Развесьте вдоль бортов вещи шести человек: солнцезащитные очки, фары, мокрые носки и нижнее белье. Прибавьте огнетушитель и лампу. Положите четыре спальных мешка, два из которых разорваны на куски, чтобы материал мог сохнуть.
Наша «Роза» — именно под таким названием была зарегистрирована лодка
Дополните все это остатками каши и консервов, случайно разлитых на полу. Поместите в это пространство двух людей весом 80–100 кг, которые не принимали душ в течение месяца. Добавьте еще одного человека в дневное время, когда корма слишком горячая, чтобы спать там. Все это про наш быт.
Одновременно гребли три человека. В это время кто-то один спал на корме, двое – на носу. Когда шли в тропиках, в носовую часть еще как-то задувал свежий океанский бриз, создавая прохладу, а на корме была всегда сауна.
Питались мы сублимированной экспедиционной едой (продукты, подвергнутые вакуумной сушке, которые необходимо разбавлять водой). Каждая пачка содержит 500 или тысячу калорий.
В день организму требуется 3–5 тысяч калорий. При этом в подобном путешествии важно выбрать максимально разнообразную линейку продуктов, чтобы иметь возможность изменить свой рацион. Есть одно и тоже в течение длительного времени практически невозможно, все надоедает. Но у меня, что называется, овсянка зашла, поэтому питался в основном ей. Сейчас даже дома ее ем, хотя раньше терпеть не мог.
Пакет с сублимированной экспедиционной едой
На протяжении всего путешествия мы ели только холодную еду. Потому что время, необходимое для подогрева воды, лучше потратить на сон. Прием пищи выглядел примерно так: добавил холодной воды в пакет, съел пару ложек перед сном, поспал и еще пару ложек перед вахтой.
Во время вахты можно было использовать так называемый минибар; съесть батончик, аналог протеинового – с огромным набором витаминов. Еще мы брали с собой яблоки и апельсины. Что характерно, яблоки сорта Гренни вообще не портятся и в воде могут находиться неделями. То есть совершенно непонятно, из чего сделаны, но настроение поднимают очень эффективно!
Первыми, кто намеренно пересек Атлантический океан на весельном судне, были норвежцы Фрэнк Самуэльсон и Джордж Харбо. 6 июня 1896 года они стартовали из Бэттери-Парка (остров Манхэттен) и спустя 55 дней и 13 часов добрались до архипелага Силли (Великобритания). Их путь составил 3250 морских миль.
О мусоре в океане
Сознание сильно меняется и очищается, когда видишь Млечный Путь над головой, падающие звезды или подводных обитателей, плавающих в светящемся планктоне под лодкой.
Тем печальней видеть вред, который наносят планете попытки человечества покорить или перестроить природу. По пути мимо нас проплывали пустые аэрозольные баллончики, пластиковые бутылки и прочие отходы жизнедеятельности человека. Все это производило гнетущее впечатление. А в 2006 году единственная вещь, которую я встретил в океане, был пластиковый стул, видимо, смытый с борта яхты в шторм.
При этом наблюдая за морскими обитателями, я убеждался в том, что они более разумные существа, чем мы! Так как они не загрязняют свою среду обитания, а каждый из нас это делает ежедневно.
О сложностях в пути
На 13-й день плавания у нас вышла из строя одна из солнечных панелей. Мы были вынуждены отключить все источники электропитания на лодке. В том числе штатный электрический опреснитель, с помощью которого мы добывали себе питьевую воду.
Пришлось качать воду ручным опреснителем. 40 монотонных нажатий в минуту рычага, похожего на стоп-кран, – занятие изнурительное и муторное, особенно когда приходится это делать круглые сутки. И если с помощью электричества можно выработать до 20 литров за час, то вручную – примерно 5, при этом времени тратилось в три-четыре раза больше.
Через 9 дней ручной опреснитель тоже сломался. За сутки до Кабо Верде у нас оставалось по 1,5 литра воды на человека. Солнце палило нещадно, пить хотелось невозможно, а Джеймс при этом в красках описывал, как незадолго до нашего плавания он ходил на Килиманджаро и его буквально закармливали сочными, ароматными арбузами.
Мы были вынуждены сделать остановку на Кабо Верде. Оказавшись на берегу, я первым делом заказал в прибрежном баре три литра воды со льдом и лимоном и выпил их залпом.
Отремонтировать панель в Миндело нам не удалось. В итоге мы купили 300 литров пресной воды, зарядили аккумуляторные батареи и с одним аварийным опреснителем пошли на пересечение океана курсом на Французскую Гвиану.
Для фото мы одевались, но основное время шли без одежды
А однажды нас пытались спасти. Проходящий мимо китайский сухогруз с англоговорящей командой вдруг развернулся, лег на обратный курс, потом начал гудеть. Мы связались с ним по рации: команда сухогруза решила, что мы потерпели кораблекрушение. То есть не поленились, развернулись, сожгли топливо – вот что значит моряцкая взаимовыручка!
- Рекорд Гиннеса. Первая команда из шести человек, переплывшая Атлантику по маршруту Европа – Южная Америка.
- Рекорд по времени пересечения океана по программе TRADE WINDS 2 Африка – Южная Америка. Он составляет 26 дней 9 часов 45 минут.
О финише
Знакомые шведы и испанцы, которые нас встречали, принесли на берег ананасы и шампанское. Чтобы эффектно отпраздновать успешный переход. Но так как последние 250 миль до берега мы шли на аварийном запасе воды, то шампанское интересовало мало – мы накинулись на ананасы.
За 250 миль до финиша у нас вышел из строя последний опреснитель
Первым делом я позвонил жене. До этого она «пережила» два моих перехода с Конюховым, поэтому в этот раз практически не нервничала. Отслеживала наши перемещения по спутнику. Но дочка загадала на день рождения желание, чтобы папа вернулся домой живым.
О планах
Увлечение мне помогает в работе, в Страховом Доме ВСК. Я могу моментально концентрироваться на главном, четко структурировать все процессы, отбрасывая второстепенное и ненужное. Ведь организация подобной экспедиции строится по тем же принципам, что и любой бизнес: формирование идеи, поиск ресурсов, реализация проекта.
Теперь я планирую пересечь Атлантический океан на веслах в одиночку.
Сейчас наша экспедиция участвует в премии Российского географического общества «Хрустальный глобус». Это первая в России премия в области географии и экологии. Проголосуйте за нас на сайте премии!
Источник
mytransat.com
Вы здесь
Океанские переходы (8)
Сколько времени занимает поход через океан?
Как правило, закладываются на три недели перехода (по маршруту Канары — Карибы).
На время, затраченное на переход, влияет множество факторов:
Дистанция «классического» пути с Канарских островов на Карибы составляет ориентировочно 2700 морских миль. Пересечение с Островов Зеленого Мыса (Кабо-Вердо) до Бразилии (Ресифе) в «узкой» части Атлантического океана составит ориентировочно 1700 морских миль. Логично, что чем больше расстояние, тем больше потребуется времени для преодоления этого расстояния. Второй маршрут более короткий, но предлагает яхтсменам другие трудности — пересечение зоны конвергенции в районе экватора.
Выбор сезона и направления
Правильный выбор сезона и маршрута существенно влияет на время прохождения. Идти зимой с Карибских островов в Европу — значит идти против ветра на протяжении всего маршрута.
Несмотря на условное постоянство пассатов, год от года возможны изменения силы и направления в зависимости от глобальных климатических изменений, а также наличие локальных возмущений. Кроме того, возможно, придется ждать благоприятного погодного окна в пункте отправления. Все это может увеличить общий срок перехода.
Тот случай, когда клише «длина имеет значение» работает. При движении у носа и кормы судна создаются волны, которые с увеличением скорости становятся больше. Энергия, израсходованная на образование волн, является волновым сопротивлением, величина которого определяется скоростью и длиной судна. Таким образом, яхта в водоизмещающем режиме не может развить скорость больше макисмальной скорости, соответствующей ее длине, независимо от силы ветра. Получаем, что яхта большей длины пересечет Атлантику быстрее.
Как правило, закладываются на 3 недели перехода (по маршруту Канары — Карибы).
Источник
Через Атлантику на моторах: история рекордов
Всего было 8 попыток преодолеть Атлантический океан на моторном судне за минимально возможное время. На подходе — девятая.
Недавно английская команда Atlantic Challenge Team Great Britain объявила, что успешно завершила испытания прототипа катамарана, разрабатываемого для того, чтобы побить действующий рекорд трансатлантического перехода на моторном судне. Впереди строительство полноценного скоростного катамарана. Предполагается, что судно длиной 34 метра должно развивать максимальную скорость в 70 узлов, а это без малого 130 км/ч. При этом крейсерская скорость по расчетам должна составлять 62 узла. В проекте задействована интернациональная команда инженеров и профессиональных гонщиков, хотя и под британским флагом. Маршрут – традиционный для такой задачи – из Великобритании в Нью-Йорк. Для того, чтобы побить действующий рекорд, катамарану необходимо пройти его со средней скоростью в 103 км/ч.
А история эта началась еще в 2010 году, когда гонщик XCAT World Powerboat Series Ричард Джордж рассказал своему другу и признанному авторитету в области морских гонок на моторных лодках Рою Пауэру о своей идее создать судно, способное пересечь Атлантику менее чем за 58 часов и с всего одной дозаправкой. Уже в 2011 дизайнер Роб МакКолл показал немногочисленным на тот момент членам недавно образованной команды первые рендеры будущего судна. В дальнейшем проект обрастал спонсорами и новыми участниками. Среди последних оказался и Даг Пайк – титулованный гонщик, обладатель престижной награды RYA, автор 43 книг по навигации и морскому делу. Затем к команде присоединяется известный морской архитектор Эндрю С.Н. Ли и в 2014 году в Абу Даби начинаются ходовые испытания 4-метрового прототипа будущего судна Atlantic Glider.
Наконец, в июне 2015 года Эндрю С.Н. Ли выкатывает готовый визуальный проект полноразмерного катамарана TGB 34. Предполагается, что 6 гибридных двигателей должны обеспечить судну достаточную тягу и стабильность для того, чтобы побить действующий рекорд, который составляет 2 дня 10 часов 54 минуты и 50 секунд, поставленный в далеком 1992 году. Но история соревнования на кратчайший по времени переход Атлантики на моторном судне началась еще раньше.
И началась она с имени эксцентричного миллиардера Ричарда Брэнсона. Владелец империи Virgin многие годы удивляет мир своими экстремальными выходками (многие из которых, впрочем, имеют очевидную коммерческую подоплеку). В средине 1980-х Брэнсон решил стать первым, кто пересечет Атлантический океан за рекордно короткий срок. Для этого он заказал проектирование и строительство судна Virgin Atlantic Challenger. Но первая попытка провалилась: лодка перевернулась, а Брэнсона вместе с командой спас вертолет Королевских ВВС. Тогда Брэнсон построил еще одно судно — Virgin Atlantic Challenger II. Проект обошелся ему в 1,5 миллиона фунтов в ценах 1986 года. Лодка была построена на британской верфи Lowestoft по проекту морского архитектора Сони Леви.
Challenger длиной 22 м оснащен двумя двигателями MTU мощностью по 2000 л.с. каждый. Максимальная скорость составляет 52 узла. При собственной массе 52 тонны судно может нести на борту 12,5 тонн горючего. 29 июня 1986 года Virgin Atlantic Challenger II домчался из Нью-Йорка до берегов Великобритании. Этот путь занял 3 дня, 8 часов и 31 минуту. Средняя скорость в пути составила 36,79 узла. Таким образом, Брэнсон впервые установил рекорд прохождения Атлантики на моторном судне. Кстати, Challenger здравствует и поныне: несколько лет назад его приобрел бизнесмен, владелец верфи Seahawk в Плимуте Дэн Стивенс, который сообщил, что судно до сих пор находится в превосходном состоянии и потребовало лишь незначительного ремонта (на момент покупки наработка двигателей составила всего 700 часов).
Было бы странно, если хотя бы одна крупная верфь, специализирующаяся на строительстве быстрых моторных яхт, не попыталась побить рекорд Брэнсона. Производитель яхт, которые могут пересечь Атлантику быстрее всех, — это звучит гордо и наверняка должно позитивно сказаться на продажах. Так и решили в Azimut/Benetti. 27-метровый Azimut Atlantic Challenger, построенный на мощностях верфи Benetti, был готов в 1988 году. Четыре 18-цилиндровых двигателя CRM были способны развить мощность в 8158 л.с.
Итальянский Challenger должен был преодолеть дистанцию без дозаправок и развить среднюю скорость в 40 узлов. Но не срослось: подкачала погода. На протяжении полутора тысяч морских миль судно героически сражалось волнами, однако, рекордный поход пришлось прервать. Больше Azimut/Benetti не возвращались к этой затее.
Чего нельзя сказать о Томе Джентри. Его судно под названием Gentry Eagle попыталось составить конкуренцию «Азимуту». Джентри стартовал почти в то же время летом 1988 года. И тоже потерпел фиаско из-за плохой погоды. Но он решил попытать удачи на следующий год. Не для того же он построил превосходную быстроходную лодку, чтобы вот так сдаться! А Gentry Eagle для своего времени была действительно революционной лодкой.
Построенная на плимутской верфи Vosper Thornycroft яхта длиной 35,66 м имеет водоизмещение 96 тонн. Судно оснащено двумя двигателями MTU по 3480 л.с. каждый и газовой турбиной на 4500 л.с. Таким образом, пиковая суммарная мощность силовой установки составила 11560 л.с. На борту Gentry Eagle способен нести до 37 тысяч литров солярки. Максимальная скорость составляет 63 узла. И со второй попытки у Джентри получилось! В 1989 году Gentry Eagle прошел Атлантику за 2 дня 14 часов и 7 минут с тремя дозаправками.
Следующая попытка поставить Атлантический рекорд была предпринята в 1990 году. Тогда за звание быстрейшего боролось судно на подводных крыльях Hoverspeed London. Построенная на верфи Incat Tasmania яхта длиной 73,6 м была оснащена четырьмя дизелями Ruston мощностью по 5507 л.с. каждый. Но несмотря на такой потенциал, у Hoverspeed London не получилось побить рекорд Джентри: 29 июня 1990 года судно прошло Атлантику за 3 дня 7 часов. Средняя скорость составила 36,6 узлов.
Примечательно, что одновременно с Hoverspeed, в том же 1990-м поставить Атлантический рекорд попыталась команда французского карбонового судна Jet Ruban Blue, которое спроектировал Жиль Оллье. Строительство этого 21-метрового монохулла велось на протяжении четырех лет и обошлось в 3,3 миллиона долларов в ценах 1990 года.
И все деньги и силы были, конечно, не совсем напрасны: лодка получилась выдающаяся. Вот только у нее не получилось не то что побить рекорд Атлантики, но даже – пересечь ее. Ни с первой, ни со второй попытки.
Наконец, летом 1992 года на трансатлантический маршрут вышла алюминиевая лодка Destriero водоизмещением 900 тонн. Судно длиной 68 метров, оснащенное тремя двигателями General Electric суммарной мощностью 54990 (!) л.с., во время перехода потребляло 8000 литров солярки в час. А запас топлива на борту составлял 750 тысяч литров. Его постройка обошлась по ценам того года в сумму от 40 до 50 миллионов долларов, еще 12 миллионов в проект принесли спонсоры. И этот монстр смог!
Destriero преодолела Атлантику без дозаправки за 2 дня 10 часов 54 минуты и 50 секунд. Средняя скорость в пути составила 53,09 узла, а максимальная – 59,4 узла (110 км/ч). Таким образом, Destriero поставила рекорд, который до нынешнего момента не удалось побить никому.
А попытки были – дважды в 1998 году. Алюминиевый катамаран Catalonia длиной 91,3 м был построен на верфи Incat Tasmania. 9 июня ему удалось преодолеть маршрут из Манхеттена к берегам Испании за 3 дня и 9 часов. Средняя скорость составила 38,9 узлов. А 20 июля Cat-Link V, катамаран идентичной конструкции, также построенный Incat Tasmania, завершил маршрут из Нью-Йорка в Великобританию за 2 дня 20 часов и 9 минут. Всего менее 10 часов отделяли Cat-Link V от рекорда Destriero.
Что ж, теперь мяч на стороне Atlantic Challenge Team Great Britain. И им придется сильно постараться, чтобы обновить атлантический рекорд. С средины 60-х годов высота волн в мировом океане неуклонно растет из-за глобального потепления. Поэтому для достижения времени, с которым справился в 1992 году Destriero, сейчас потребуется куда больше мощности, мореходности, расчетов и мастерства пилотов. Но и технологии за это время шагнули далеко вперед.
Источник