Жёны Чёрного Абдуллы из фильма «Белое солнце пустыни»
Уже в который раз я смотрю великолепный советский фильм «Белое солнце пустыни» и всё никак не могу сосчитать, сколько же жён было в гареме у Чёрного Абдуллы?
Почему-то этот вопрос меня тревожит в течении последних нескольких дней. Весна что ли? А может это потому что жена в командировке? И мне кажется, что вопрос о количестве жён задаю себе не только я один.
Даже в советских фильмах это встречается. Помните, что пел Никулин в фильме »Кавказская пленница или новые приключения Шурика»? А семь невест ефрейтора Збруева? А что говорил Жириновский про многожёнство, помните?
А сколько жён было у самого товарища Сухова в невольных мечтах? Считаем — девять.
Но ещё есть и Катерина Матвеевна. Значит, итого десять!
Катерина Матвеевна — актриса Галина Лучай
Кстати, красноармеец Сухов, который один стоил взвода, а то и роты, представляет в своих мечтах отнюдь не жён Чёрного Абдуллы, а совсем других девушек. У Абдуллы были и такие жёны, которых и представлять то было неприятно, а может даже и страшно (мнение автора статьи)
Я немного отвлёкся. Давайте вместе считать жён в гареме Чёрного Абдуллы, и конечно же смотреть на них.
Две свои супруги Чёрный Абдулла успел пустить в расход, как тогда говорили. Поэтому на них мы смотреть не будем. Абдулла намеревался свалить за кордон, то есть за границу, и гарем ему был не нужен. Красноармейцы успели отбить, считаем . девять жён. Итого: 9 + 2 = 11. У Абдуллы было одиннадцать жён! В фильме звучат имена лишь девяти женщин.
А теперь давайте вспомним их поимённо. На мой взгляд, самой красивой из жён, была конечно же никакая не Гюльчатай, а Зухра.
Татьяна Ткач в роли Зухры. Татьяна Ткач и сейчас красива!
Роль Зухры исполнила Татьяна Ткач. Я помню ещё одну её небольшую, но очень известную роль. В фильме «Место встречи изменить нельзя» она сыграла женщину Фокса в банде. Помните её?
Следующая жена, самая молодая из жён Чёрного Абдуллы — Гульчатай
Лидия Смирнова — Лейла. Красотка!
Зинаида Рахматова — Зульфия. Эх где мои семнадцать лет? Или даже лет тридцать пять хотя бы 🙂
Латышка Велта Деглав — Хафиза. Практически не изменилась.
Светлана Сливинская — Саида. Годы её не состарили.
Татьяна Кричевская — Джамиля. На соседку мою похожа.
Алла Лименес — Зарина. Как бы сказать по-мягче? На любителя. Видимо пьян был Абдулла, когда женился.
Всё. Всех жён Абдуллы мы с вами посмотрели и посчитали. К сожалению не нашёл фотографии Марины Ставицкой, которой досталась роль Гюзель. Есть лишь общее фото в парандже.
Приятного Вам чтения и просмотра. Хорошего дня!
PS. А если подумать, то может быть совсем наоборот. Если б я был султан — был бы холостой! В этом году фильму «Белое солнце пустыни» исполняется 52 года.
Источник
Сколько жен было у моря
Сколько было жен у Моисея ?
Виктор Кривой Рог, Украина
Как рассказывает Тора, брат и сестра Моше — Аарон и Мирьям — заметили, что после своего пребывания на горе Синай Моше живет в отдельном шатре и никогда не уединяется с женой, как это принято в брачных отношениях. Так продолжалось много лет, и с точки зрения Аарона и Мирьям поведение брата — “отстранение” от столь красивой и достойной женщины (звали ее — Ципора) выглядело неправильным. Они обсудили это между собой, а затем вызвали Моше для разговора.
В этом фрагменте сказано: “И сделала выговор Мирьям (с Аароном) Моше (за его поведение) с женой кушитской, которую он взял (в жены), ибо женщину кушитскую взял” ( Бамидбар , гл. 12, ст. 1).
Отметим, что эта фраза — очень емкая и удивительная. Разберем ее.
Почему жена Моше называется здесь “кушитской” (из народа Куш) женщиной? Ведь мы знаем, что ее звали Ципора и была она из народа Мидьян (см. Шемот , гл. 2, ст. 21).
И еще: почему в начале фразы говорится — “жену кушитскую взял”, а потом вновь, в той же фразе, повторяется — “женщину кушитскую взял”?
Мидраш Ялкут Шимони (параграф 168) рассказывает о периоде жизни Моше, начиная с того момента, когда он бежал из Египта (ему было тогда около 20-ти лет) и до события, когда он — у колодца в пустыне — познакомился с семью дочерями Итро. Одна из них — Ципора — стала его женой.
Из Египта Моше попал в страну Куш (большая империя, занимавшая территорию нынешней Эфиопии). Молодой правитель Куша сделал Моше своим советником. В период тяжелых войн, которые вела эта империя с государствами Ближнего Востока, проявились качества Моше — и в военном деле и в ведении хозяйства страны.
Правитель заболел и умер, и руководство страны попросило Моше встать во главе империи. И в знак “вечного союза” ему определили в жены вдову правителя Куш.
Однако Моше, помня наказ Авраама своему слуге Элиэзеру — не брать в жены дочерей народов, которые произошли от Хама (см. Берешит , гл. 24, ст. 3), а к ним как раз относились народы Куша, Кенаана и т.д., не стал жить с кушиткой, как муж с женой.
В конце концов, она “взбунтовалась” и уговорила царедворцев расторгнуть их брачный договор с Моше.
Моше был изгнан из Куша (с подарками, правда), и вот мы, читая Тору, находим его 50 лет спустя у колодца в пустыне страны Мидьян (юг современной Иордании).
Теперь мы понимаем, о какой “жене кушитской” вспоминает Мирьям.
И все равно неясно, почему Мирьям, говоря о настоящей жене Моше — Ципоре, припоминает вдруг давнюю историю с вдовой правителя Куша.
В Талмуде, в трактате Моэд Катан (лист 16) говорится, что слово куши (имя прилагательное от слова куш ) означает не только “чернокожий”, но и “очень красивый”. В Талмуде об этом сказано так: “Как чернокожий человек выделяется среди белых, так и очень красивый (человек) выделяется среди обычных людей. И его называют — куши ”.
Так что, делая Моше выговор, Мирьям упоминает о необыкновенной красоте Ципоры, одновременно намекая на то, что в отношениях с Ципорой он ведет себя так же, как с кушитянкой.
Осталось разъяснить два вопроса.
Первый: почему Моше, который сознательно лишил себя интимной жизни с женой из царского рода — кушиткой, так легко согласился взять в жены Ципору, которая, кстати сказать, тоже не принадлежала семье из рода Авраама?
Объяснение находим в книге Зоѓар (часть 1, лист 28). Дело в том, что душа Моше Рабейну была порождением души Эвеля (сына Адама, брата Каина). Душа Итро, отца Ципоры — порождением души Каина. Каин убил Эвеля, потому что хотел забрать себе в жены сестру, родившуюся одновременно с Эвелем (см. на сайте ответ на вопрос “Кто жена Каина?” ).
В Торе сказано, что Моше сидел у колодца , когда встретил семь дочерей Итро. Это означает, что он находился в тот момент в пророческом состоянии (как Яаков, когда — тоже у колодца — встретил Рахель; колодец — символ глубины и ясности). И увидел, что в космическом смысле Ципора — и есть его жена, что соединение с ней — путь исправления великой трагедии в истории Каина и Эвеля. Ибо она, Ципора — от сестры Эвеля.
И действительно. Итро (духовный “потомок” Каина) отдает Моше свою дочь (то есть — как бы “возвращает” сестру Эвелю, которую забрал Каин).
И это с достаточной ясностью объясняет волнение Мирьям и Аарона по поводу того, что между Моше и Ципорой, как им показалось, произошел разрыв.
А теперь — второй и последний вопрос.
Почему Моше все же уединился в шатре и жил отдельно от жены?
На горе Синай произошел надъестественный, сверхдуховный контакт души Моше с Высшими мирами. Только так могла быть получена Тора. И поскольку передача Торы — для записи — продолжалась всю оставшуюся жизнь Моше, Всевышний определил для него иной образ жизни: он поддерживал постоянный контакт — как бы объединяясь с ней — с Шехиной , средой, через которую проходит реальное ощущение Всевышнего и которая дает возможность получения Торы.
До сих пор, когда у меня спрашивали: «Кто был первой женщиной на Земле?», я отвечала стандартно: «Ева – создана Богом из ребра Адама». Теперь я знаю, что ошибалась, потому что была ещё и Лилит, которая водилась с демонами.
О том, что первых женщин было две, упоминается в мифологиях различных народов. Один из древнейших литературных памятников в истории человечества эпос «О Гильгамеше», написанный в Шумере 2000 лет назад, впервые упоминает имя Лилит. Там она предстает в виде первой женщины-демона, что жила в дупле божественного дерева. Именно Лилит – имя женщины, которая согласно мифам и даже Библии была создана до Евы.
В старом завете Пятикнижия Моисея в первой книге бытия описывается создание мира и первых людей. О появлении женщины там на самом деле говорится дважды. Про шестой день пишется: «И создал Бог человека по своему образу и подобию, как мужчину и женщину создал их». И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой.
Священники считают, что первые повествования о сотворении мира не принадлежат одному автору, а состоят из изложений двух, а то и трех различных людей. Именно этим и объясняется данное несоответствие.
Иудеи официально признают существование Лилит. Например, воспоминания о ней есть в главной книге Каббалы – Зогар, написанной во 2 веке до н. э. и книге Тора – 6 век до н. э. В еврейской мифологии центральной фигурой является демон Суккуб – душитель новорожденных, это и есть Лилит. Такой она стала после того как перешла на сторону тёмных сил. Каждая еврейская семья практиковала определенные ритуалы, чтобы защитить своего ребенка от демонической Лилит, которая могла прийти ночью и безжалостно убить дитя. Также демон представлял опасность для подростков, Лилит соблазняла их.
Первые амулеты против соблазнительницы Лилит историки датируют 8 веком нашей эры. Самые распространенные из них – это изображение ладони с написанными на ней магическими словами. Особенного размаха подобные ритуальные практики приобрели в эпоху средневековья. В средние века, в еврейских семьях юноши, достигшие 13 лет, не имели права ночевать в одиночестве во избежание быть соблазненными Лилит, которой молва приписывала необычайную красоту, наравне с присутствием копыт, перепончатых крыльев и прочих демонических атрибутов.
Самая полная версия про Лилит появляется в одном из известнейших еврейских текстов – алфавите Бен Сира, написанном приблизительно в 700-1000 гг. н. э. человеком по имени Бен Сира. Это два листа афоризмов и высказываний, 22 из которых написаны на арамейском языке и 22 на иврите. В алфавите Бен Сира описывается первая в истории супружеская измена: Лилит променяла Адама на одного из демонов.
Хотя христианство и унаследовало священное письмо иудеев, представители православной церкви полностью отрицают даже предположение о том, что до создания Богом Евы могла существовать ещё какая-то женщина. Алфавит Бен Сира для христиан не имеет никакого значения. По их мнению, этот документ вообще нельзя считать древним текстом.
Недавно американские учёные из института популяционной генетики сделали новое открытие. Исследователи пытались выяснить, каким образом гены передаются по материнской линии от поколения к поколению генетических родственников. С помощью компьютерных технологий ученые свели количество родовых линий всех женщин, живущих ныне, к двум материнским кланам, а не к одному, как считалось ранее.
Таким образом удалось доказать, что у Адама было две жены – Лилит и Ева, и от них обоих происходит человечество. Хотя ученые других стран достаточно скептически относятся к открытию американцев.
04.05.2009 Дарья Пирожкова Shkolazhizni.ru
Лилит, в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин.
[В семитской мифологии и иудаизме, Лилит — первая жена Адама. Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар. Испросив у Бога возможность рожать детей без участия мужчины, получила колдовское копьё. Частица тела Лилит, отсеченная этим копьём, становилась человеком. В иудейской мифологии описано, что взамен этого «дара» ангелы ежедневно убивали до 1000 её детей.
«Ибо до Евы была Лилит», — гласит древнееврейский текст. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882) на поэму «Eden Bower». Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему «glittering sons and radiant daughters» («сверкающих сыновей и сияющих дочерей»). Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которой следовал Россетти.
В течение средних веков она изменилась под влиянием слова «лайил», что на древнееврейском значит «ночь». Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она — ангел, ведающий рождением людей, иногда повелевает демонами, которые нападают на спящих в одиночку или на бредущих по дорогам путников. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с черными распущенными волосами.]
ДОБАВЛЕНО 19/08/2009 20:45
#2 от 19/08/2009 18:51
цитата
Nabi писал:
В старом завете Пятикнижия Моисея в первой книге бытия описывается создание мира и первых людей. О появлении женщины там на самом деле говорится дважды. Про шестой день пишется: «И создал Бог человека по своему образу и подобию, как мужчину и женщину создал их». И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой
Перечитал трижды. Где здесь сказано, что на шестой день Бог создал женщину?
C1-65A
#3 от 19/08/2009 18:53
цитата
Nabi писал:
Хотя христианство и унаследовало священное письмо иудеев
они вечно чего-то, кого-то, зачем -то наследуют, а потом выдают как ноу-хау. И проходит!
Цитата:
Лилит променяла Адама на одного из демонов
как было, так и осталось. Nabi
Alexasha
#4 от 19/08/2009 20:30
цитата
C1-65A писал:
как было, так и осталось.
Точно. Мою бывшую так и звали: Лилит Викторовна Эх Nabi, где ты был 20 лет назад
C1-65A
#5 от 19/08/2009 20:36
цитата
Alexasha, а яблочко-то вкусное было?
Alexasha
#6 от 19/08/2009 20:53
цитата
C1-65A писал:
а яблочко-то вкусное было?
Тогда -да А ща бы не ел такое
ДОБАВЛЕНО Август 19 2009
Кстати — родилась в год змеи, как и я собсна.
Nabi
#7 от 19/08/2009 21:16
цитата
Мелиор, День Шестой
1:24 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ПУСТЬ ЯВИТ ЗЕМЛЯ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА ПО ИХ ВИДАМ: СКОТ, И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, И ДИКИХ ЗВЕРЕЙ!» И СТАЛО ТАК.
1:25 И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ ПО ИХ ВИДАМ, И СКОТ ПО ВИДАМ ЕГО, И ВСЕХ, КТО ПРЕСМЫКАЕТСЯ ПО ЗЕМЛЕ, ПО ИХ ВИДАМ; И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО — ХОРОШО.
1:26 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «СДЕЛАЕМ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ НАШЕМ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ПУСТЬ ВЛАСТВУЮТ люди НАД РЫБОЙ МОРСКОЮ, И НАД ПТИЦЕЙ НЕБЕСНОЮ, И НАД СКОТОМ, И НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЕЮ, И НАД ВСЕМИ ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ, ЧТО КИШАТ НА ЗЕМЛЕ».
1:27 И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ ЕГО: ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ОН ЕГО; МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ ОН СОТВОРИЛ людей.
1:28 И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, И ОВЛАДЕВАЙТЕ ЕЮ; И ВЛАСТВУЙТЕ НАД РЫБОЙ МОРСКОЮ, И НАД ПТИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ, И НАД ВСЕЙ ЖИВНОСТЬЮ, ЧТО КИШИТ НА ЗЕМЛЕ».
1:29 И СКАЗАЛ им ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ВОТ, Я ДАЮ ВАМ ВСЮ ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЕНА, НА ЛИЦЕ ВСЕЙ ЗЕМЛИ, И ВСЕ ДЕРЕВЬЯ, НА КОТОРЫХ РАСТУТ ПЛОДЫ ИХ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ СЕМЕНА, — это ВАМ БУДЕТ ПИЩЕЙ!
1:30 И ВСЕМ ЖИВОТНЫМ ЗЕМЛИ, И ВСЕМ ПТИЦАМ НЕБЕСНЫМ, И ВСЕМУ, что КИШИТ НА ЗЕМЛЕ, В ЧЕМ есть ЖИВАЯ ДУША, — ВСЮ ЗЕЛЕНЬ ТРАВЫ Отдаю Я В ПИЩУ; И СТАЛО ТАК.
1:31 И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СДЕЛАЛ, И ВОТ — все ОЧЕНЬ ХОРОШО; И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО — ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
Мелиор, читай 1:27 тут пишется:ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ОН ЕГО; МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ ОН СОТВОРИЛ людей. Имеется в виду,что бог сразу,одновременно создал мужчину и женщину из глины.
Мелиор, И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой
ДОБАВЛЕНО 20/08/2009 00:20
Alexasha, писал:Эх Nabi, где ты был 20 лет назад мне тогда 14 лет было. Зато сейчас я- опытный и вижу баб на сквозь-как рентгеновский луч
ДОБАВЛЕНО 20/08/2009 01:15
У мусульман. Основная статья: Адам
Ислам считает Адама не только первым человеком, но и первым пророком Аллаха. В исламе существует обязательная для каждого мусульманина вера в пророков, 28 из которых упоминаются в Коране. Первым в этой плеяде стоит имя Адама Аляйхисалама, как человека, выбранного Аллахом для направления человечества на праведный путь веры и наделённого пятью качествами пророка: правдивость, верность, способность передавать Предписания и Запреты Всевышнего Аллаха, несмотря ни на какие трудности, ум и чистота нравов. Также мусульмане верят, что Адаму были посланы Аллахом первые десять (из ста) сухуфов, то есть священных свитков, предшествовавших последующим четырём священным книгам (Торе, Псалтырю, Евангелиям и Корану).
В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану.
В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины:
«Он — Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины» (32:6-7).
Вторая сура «Корова», наиболее полно раскрывает предназначение Адама:
И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо» (аят 30). И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни» (аят 31). Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — всеведущий, мудрый» (аят 32). Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (аят 33). И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса (Сатаны), [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим (аят 34). Тогда Мы сказали: «О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (аят 35).
О причинах недовольства Иблиса повествует седьмая сура «Ограды»:
Спросил [Аллах]: «Что мешает тебе поклониться, раз Я повелел тебе?» [Иблис] ответил: «Я — лучше его: Ты сотворил меня из огня, а его — из глины» (аят 12). Тогда Аллах предупредил Адама: «И тогда Мы изрекли: „О Адам! Воистину, он — враг тебе и твоей жене. Да не вынудит он вас обоих покинуть рай — ведь [тогда] ты станешь несчастным“ (двадцатая сура „Та Ха“, 117 аят). В раю тебе не придется ни голодать, ни ходить нагим, там ты не будешь страдать ни от жажды, ни от зноя». Но шайтан стал нашептывать ему: «О Адам! Не показать ли тебе древо [с плодами, дарующими] вечность и вечную власть?» [Адам и его супруга] поели [плодов того дерева], и увидели они свою наготу. Они стали прикрываться сложенными [вместе] листьями райских деревьев. Так Адам ослушался своего Господа и сошел с правильного пути. Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил на прямой путь. [Аллах] сказал: «Низойдите из рая вы оба, и одни [из ваших потомков] да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (аяты 118—123).
Коран возлагает равную вину и на Адама, и на его жену за их ошибку. Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги. В Коране нет и намёка на то, что Ева соблазнила Адама или даже на то, что она попробовала плоды до него.
Также в Коране говорится, что Аллах простил Адаму его грех до того, как отправил его на землю: «Адам ослушался своего Господа и сошёл с правильного пути. Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил на прямой путь» (сура Та Ха аяты 121—122).
В Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том, что Аллах создал человека по образу, им придуманном: «О человек, что соблазняет тебя в Господе твоём щедром, который сотворил тебя, выровнял и соразмерил, в таком виде, как пожелал, тебя устроил!» (Сура «Раcкалывание», аяты 6-7).
В Коране ничего не говорится о потомстве Адама и Евы. Не сказано в нём и сколько лет жил Адам.
История жизни Адама в мусульманской традиции
После того, как Всевышний Бог (Аллах) сотворил небо, имевшее прежде вид газа, Он сотворил солнце и луну, движущиеся в строго определённое время по заданной траектории. Только после этого Аллах приступил к созданию земли, разбросав по ней огромные горы, прекрасные реки, моря и леса. После, сотворил ангелов, которые восхваляли Аллаха и искренне поклонялись Ему. И в завершении Всевышний создал Адама, который положил начало человеческому роду, призванному населить землю, благоустраивать её и пользоваться всеми земными благами, оставляя после себя достойных преемников. Великий Аллах известил ангелов о Своём решении. Так как ангелы были приближены к Аллаху и избранны для богослужения, услышав это, они удивились: «Не дай Бог, какой-нибудь неверный поступок, совершенный нами, стал причиной этого решения. Кроме нас Ты хочешь сотворить ещё одного раба, который поклонялся бы Тебе? Ведь мы истово служим Тебе и прославляем Тебя. Хотя человек и принесёт пользу, в тоже время станет причиной раздора, разврата и будет проливать кровь».
Конечно, ангелы не возражали этому решению, они лишь надеялись, что будут наместниками Бога на земле. Чтобы рассеять их опасения, Всемогущий Аллах сказал: «Я считаю правильным осведомить вас о своём решении. Вы очень скоро увидите и поймёте глубокий смысл последнего творения, которое станет моим наместником и халифом на этой земле».
И вот началось творение нового существа. Первый этап: чтобы создать первого человека, Всемогущий Аллах подобрал особую глину, которая имела необычный вид.
Второй этап — этап изображения, когда Аллах придал Своему гончарному изделию законченный вид. И наконец третий этап — оживление. После того, как Всевышний вдохнул жизнь в новое тело, завершилось «создание». Затем Аллах вдохнул Свой дух в человека и наделил Своё творение различными способностями. Он раскрыл Адаму (да будет мир с ним!) все тайны прекрасной Вселенной, затем приказал ангелам разъяснить эти тайны. Ангелы ответили: «Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Всеведущий, Мудрый». Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им суть имён!» Тем самым Всевышний показал им, что Адам (да будет мир с ним!) выше всех и достоин быть халифом на этой земле. Убедившись в глубоком смысле последнего творения, ангелы поняли, что созданы для другой миссии.
-Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле, что вы делаете явно и что утаиваете?
Затем Всемогущий Аллах приказал ангелам и сатане, поклониться Адаму. Все, подчиняясь Аллаху, поклонились, кроме сатаны, который посчитал себя созданием более высокого порядка. «Ведь человек сделан из простой глины, а я — из огня. Почему я должен подчиняться и преклоняться перед ним, ведь я выше его!» Это высокомерие и стало причиной того, что Аллах изгнал сатану из Своего божественного мира.
Адам (да будет мир с ним!) был одинок, он нуждался в искреннем, близком друге, который успокоил бы его и спас от одиночества. Всемогущий Аллах сотворил Еву из той же глины, что и Адама, затем, одарил их своей милостью, поселив в раю.
— Помни всегда Мою милость к тебе, ведь Я тебя сотворил, как человека совершенства и вдохнул в тебя дух из себя, и приказал всем ангелам поклониться тебе, и одарил тебя всеми знаниями. Если ты проявишь свою покорность, то останешься навечно в раю. Но не забывай! Сатана твой опасный враг, остерегайся его, будь осторожен.
Адам и Ева в дружбе и согласии жили в божественном саду. Тем временем сатана замышлял, как же сделать так, чтобы Аллах изгнал Адама из рая. Ведь человек стал причиной того, что он лишился своего положения и был изгнан из рая.
Сатана решил отомстить Адаму за это, разрушив дворец счастья. К сожалению, точно неизвестно, каким же образом он проник в рай. В некоторых писаниях говорится, что сатана проник туда, изменив свой облик и, приняв облик павлина или змеи, соблазнил их. Сатана нашёл слабое место человека, он сказал Адаму: «Если ты съешь этот плод, то останешься в раю навсегда и вся власть будет в твоих руках». Обманув Еву, он заставил Адама с помощью неё, притронуться к запретному плоду. Существует много версий и точно неизвестно, что это был за плод. Некоторые толкователи ислама считают, что это было или дерево винограда, или фиговое дерево(то есть дерево инжира), или камфарное дерево. Другие считают, что был плод яблони, или плод унаби.
Стало очень тяжело, когда они спустились на землю и столкнулись со всеми трудностями жизни, и только Бог знает, сколько лет они молили о прощении, раскаиваясь и проливая слезы.
Всемогущий Аллах простил их и одарил милостью Своей. Однако теперь Адам и Ева (да будет мир с ними!) жили на земле. Они должны были тяжёлым трудом добывать себе пищу, воду, находить пригодное жильё.
По преданию Адам прожил 1000 лет на земле. Ева родила ему 40 детей — по близнецу каждый раз- мальчика и девочку. Первенцами были Габил (Хабил) и его сестра Галима (Халима). До кончины Адама чиленность его потомства с детьми и со внуками составляло около 40 000. Но все потомство вымерло кроме детей Шейса. Затем они тоже исчезли. Осталось лишь потомство Ноя (Нух) в лицах Сема, Хама и Хафиза. Сем считается отцом семитских племён (в том числе арабов), Хам — чернокожих, а Хафиз — тюрков и романеев.
Когда подросли сыновья, Великий Аллах послал им жён из рая, чтобы умножить потомков Адама. У Хабила и Кабила были свои земли и сады, с утра до вечера они трудились и работали там.
В писаниях говорится: « И ниспослал Аллах Адаму откровение о том, чтобы возложил право власти на Хабила».
Адам(да будет мир с ним!) научил Хабила как править, как жить, передал книгу, которая была ниспослана ему. Когда Кабил узнал об этом, он рассердился:
— Отец! Разве я не старше Хабила, разве я не достоин быть правителем? Адам (да будет мир с ним!) ответил:
— Сын мой! Все в руках Аллаха, он знает лучше нас.
Аллах повелел братьям принести в жертву что-нибудь из своего имущества. У Кабила была пашня. Для совершения обряда жертвоприношения он принёс остатки пшеницы, которые невозможно было употреблять в пищу. Хабил, как пастух, принёс в жертву наилучшего барана, которого он имел и Аллах принял жертву Хабила. Кабил сказал:
— Раз так, я убью тебя!
— Воистину, Аллах принимает жертву только от благочестивых. Если даже ты поднимешь руку, чтобы убить меня, я этого не сделаю, ибо я боюсь Аллаха — Господа миров!
Кабил убил своего брата и оказался в числе потерпевших урон. Он был первым, кто пролил кровь на этой земле. Тогда Аллах послал ворона и велел ему разгребать землю, чтобы показать Кабилу, как похоронить бренное тело своего брата.
— Горе мне! — воскликнул Кабил.
Закопав тело своего брата, он вернулся домой. Адам (да будет мир с ним!) увидел, что Кабил вернулся один.
— Что случилось? — спросил Адам. Где Хабил? Ведь вы были вместе?
Здесь-то Адам (да будет мир с ним!) почувствовал отношение Кабила к Хабилу и догадался, что свершилось братоубийство. После нескольких дней поисков, он нашёл место, где был похоронен его сын. Адам не мог поверить в его смерть. И тут Великий Аллах посылает ему откровение: «Не печалься, Я дам тебе сына. Назови его Шит».
Шит (да будет мир с ним!) вырос и, как повелевал Великий Аллах, Адам передал власть в его руки. Тысячу с лишним лет прожил Адам (да будет мир с ним!). Похоронили его в Гари, в месте, где ныне находится, город Неджеф в Ираке. После смерти Адама, Ева прожила только год и была похоронена рядом со своим супругом.[источник не указан 90 дней]
[История Адама и Евы в Коране и Библии
В Библии, в отличие от Корана, имеется систематизированное повествование о судьбе первых людей, изложенное в первой книге Ветхого Завета под названием «Бытие». Повествование во многом схоже с Коранической версией этой истории. На шестой день творения всего сущего: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27-28). Бог также наделил их пищей и местом проживания — Эдемом (или Раем) и посадил в нем древа, из которых более всего выделялось одно — дерево познания Добра и Зла, плодов которого вкушать запрещалось, дабы не быть изгнанными из этого места. Первоначально был создан только Адам. Богом были сотворены различного вида животные и птицы, чтобы Адам мог выбрать себе из их числа помощника и друга. Но не нашел он ни в одном из созданий помощника. И тогда «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:21-23). Адам нарёк свою жену Евой (в отличие от Корана, имя её упоминается). Однако появился Змей, который соблазнил Еву вкусить плод с запретного дерева, и за этот проступок Адам и Ева были изгнаны из рая.
Коран возлагает равную вину и на Адама, и на Еву за их ошибку. В Коране нет и намёка на то, что Ева соблазнила Адама или даже на то, что она попробовала плоды до него. Тем самым женщина не представляется искусительницей, соблазнительницей или вводящей в заблуждение.
Кораническая интерпретация проблемы спасения в общих чертах выглядит так. Как творение Божие, тем более творение избранное, наместник Бога на земле, которому даже ангелы должны были поклониться, человек изначально не может быть плох. Но именно как творение, бесконечно далеко отстоящее от своего Творца и ни в коем случае с Ним не сравнимое, человек неизбежно должен быть слаб и неустойчив. Поэтому он нуждается в постоянном руководстве Бога. Именно по этой причине, по мнению ислама, Бог периодически посылал людям Своих пророков или посланников, начиная от Адама и кончая Мухаммедом, чтобы они напоминали людям о том, что они должны делать для своего спасения.
Новозаветное же учение о спасении утверждает принципиальную невозможность спастись человеку самому по себе, каким бы совершенным законам он не следовал. Безнадёжно повреждена природа человека, и нужна жертва Самого Бога, чтобы человек мог примириться с Ним и спастись.
Упоминание в Коране о прощении Адама дало почву мыслителям и толкователям ислама прийти к выводу о том, что в Коране отсутствует понятие первородного греха, в том виде, в котором оно подразумевается в христианстве. Коран толкует проступок Адама как акт его личного непослушания Богу, не имеющий последствий для всего последующего человечества. И, хотя проступок Адама и повторяют все последующие люди, но грех каждого человека является их личным грехом. Однако в Новом Завете грех интерпретируется по-другому. В Послании к римлянам апостола Павла говорится: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). То есть греховность человека есть следствие как его принадлежности от рождения греху мира, так и подверженности личному греху.
Хотя в Коране и отсутствует идея сотворения человека по образу и подобию Бога, нельзя, однако, сказать, что идея богоподобия исламом отвергается. В данном случае арабские учёные ссылаются на некоторые хадисы, в которых говорится, что Адам создан по подобию Аллаха, однако по этому поводу между ними нет единого мнения.
Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги. Её имя, Хава, можно найти лишь в хадисах (преданиях о поступках и изречениях пророка Мухаммеда). В Коране ничего не говорится о потомстве Адама и Евы, не сказано в Коране и сколько лет жил Адам.
Более поздние мусульманские толкователи и собиратели легенд дополнили это повествование данными из Библии и Аггады и собственным поэтическим творчеством. Истории о Адаме и Еве являются довольно пространными и описывают их жизнь в мельчайших деталях. Поэтому, об истинности и объективности их говорить сложно, хотя, судя по всему, за первоисточники были взяты хадисы и другие религиозные книги. Так к примеру известный татарский писатель и учёный Фарит Яхин в книге «История пророков» («Пэйгемберлер тарихы») Адаму и Еве посвятил целых 9 страниц, рассказав о том, как задумывался первочеловек, как они согрешили, куда были изгнаны (Адам — в Индию, Ева — на Аравийский полуостров), как снова встретились, обустроились, родили детей и как умерли.
Из хадисов также можно узнать историю сотворения Хавы, количество рожденных ею детей. Хадисы рассказывают, что Хава рожала детей 20 раз, при этом каждый раз, за исключением последнего, на свет появлялись близнецы. В последний раз она родила одного ребёнка — сына. Как легко можно посчитать, за всю свою жизнь Хава родила 39 детей. Промежуток между родами составлял два года.