- Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»
- Ход занятия.
- Доклад на тему: «С.М. Слонимский. Фортепианные циклы для детей и юношества. Образная сфера. Особенности стиля. Приобщение детей к исполнению современной музыки»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»
Гульнара Давлетбаева
Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»
Программное содержание: Способствовать установлению гармонии с природой посредством изобразительного искусства, поэзии, музыки, пластики. Познакомить с творчеством художника И. К. Айвазовского. Развивать воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие, расширять словарный запас детей. Познакомить с творчеством композиторов Н. А. Римского – Корсакова, К. Дебюсси, С. Слонимского, художника И. К. Айвазовского
Материал: Репродукции картин И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Спокойное море», «Закат на море», «Бушующее море». Произведения в аудиозаписи «Море» Н. А. Римского-Корсакова, К. А. Дебюсси «Игра волн», С. М. Слонимский «Сокровища южного моря». Видео приложение «Волны моря»
Атрибуты: Шарфики, камушки, ракушки, лист формат А4, маркер.
Ход занятия.
Дети свободно заходят под шум моря….встают в круг…
М. Р. Ребята, что вы услышали когда зашли в музыкальный зал? Что они вам напомнили? Дети. Всплеск воды, журчание, шум моря, крики птиц….
М. Р. А что такое море?
Дети. Это водное пространство.
М. Р. Море – это Часть океана — большое водное пространство, ограниченное с одной или нескольких сторон сушей или островами.
М. Р. Кто из вас бывал на море? (ответы) Что вы видели на море?
М. Р. На море бывают волны, какие они бывают?
Дети. Большие и маленькие.
Волны! Чудо-волны хрустальные!
Шепот волн, перекаты камней…
Есть ли что на земле музыкальнее
Удивительней звуков морей….
М. Р. А как вы думаете большие волны под какую музыку можно изобразить?
Дети. Под громкую, волнующую, бушующую…
М. Р. Кто нам покажет, как можно показать руками большие волны?
М. Р. А маленькие спокойные волны как мы будем изображать? (показ ребенка) и под тихую музыку, плавную, спокойную.
М. Р. Молодцы ребята, вы были очень внимательны и хорошо слушали музыку и правильно старались изобразить волны в соответствии с характером музыки. А теперь присаживайтесь на стульчики.
М. Р. Да, море это неописуемая красота…
А вы знаете, что море бывает разного цвета?
Вот послушайте, как описал море в своем стихотворении поэт Григорий Поженян
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки.
Море может быть то зеленым,
С белым гребнем на резкой складке,
То задумчивым светло-синим,
Чуть колышимым легким бризом.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в часы прилива.
Море может быть голубое!
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Воспитатель. Море, как и человек, одевает свои наряды.
(Чтение ребенка стихотворения В. Орлов «Для чего морю наряды»)
М. Р. Море воспевают не только поэты, но и композиторы…Николай Андреевич Римский-Корсаков, русский композитор (внести портрет, написал музыку к былинной сказке «Садко» о певце-гусляре, и назвал ее «Море». Послушайте отрывок из этого музыкального произведения, скажите какое настроение и какой характер у этого произведения, какое море изобразил композитор, каким цветом можно изобразить эту музыку, какие музыкальные инструменты исполняют эту музыку?
Звучит «Море» из «Садко» Н. Римского-Корсакова
М. Р. Какое же море изобразил в своей музыке Н. А. Римский-Корсаков? (ведется работа с видеополотном)
Дети. Мрачное, бушующее, штормовое, взволнованное.
М. Р. Какая была мелодия?
Дети. Плавная, четкая, строгая…
М. Р. Каким цветом можно изобразить эту музыку?
Дети. Темными, холодными цветами…
Какие же инструменты исполняли это музыкальное произведение?
Дети. Перечисляют инструменты.
Ударные, духовые, струнные, клавишные…
М. Р. Весь симфонический оркестр…
Молодцы, внимательно слушали. Давайте же послушаем продолжение этой музыки и убедимся что мы подобрали верные карточки.
М. Р. Итак, это произведение называется «Море», написал Н. А. Римский-Корсаков к былинной сказке «Садко». Музыка была взволнованная, бушующая, грубая, мрачная, мелодия насыщенная, плавная, четкая, изобразили холодными тонами, и исполнял симфонический оркестр…
М. Р. Сейчас мы послушаем еще одно музыкальное произведение зарубежного композитора Клод Ашиль Дебюсси. (внести портрет). Это французский композитор. Он тоже написал музыкальное произведение «Игра волн», послушав его, вы расскажите мне какое же море изобразил композитор Клод Дебюсси в своей музыке, характер, настроение, каким цветом можно изобразить и какие инструменты исполняют это произведение.
Звучит «Игра волн» К. А. Дебюсси
(разбор произведения на видеополотно)
М. Р. Ребята, давайте же послушаем еще раз произведение «Игра волн» К. Дебюсси, и проследим, правильно ли мы выбрали карточки.
М. Р. Итак ребята, давайте же посмотрим, эти оба произведения одинаковые или разные по звучанию?
М. Р. А в чем схожесть этих произведений? В том, что их исполняет симфонический оркестр…
М. Р. Некоторые композиторы писали не только симфоническую музыку, но и фортепианную. Сергей Михайлович Слонимский это современный композитор. Он из города Санкт-Петербург. Он пишет прекрасную музыку, которая звучит в лучших концертных залах и театрах всего мира. И мы послушаем сейчас произведение о море, которое называется «Сокровища Южного Моря», а вы мне потом расскажите о каких сокровищах идет речь в этом музыкальном произведении.
Звучит «Сокровища Южного моря» С. М. Слонимского
М. Р. Какая же музыка была?
Дети. Таинственная, загадочная.
М. Р. Море в этой музыке и взволнованное и спокойное…О каких сокровищах рассказывает нам музыка?
М. Р. Вот такое таинственное произведение написал современный композитор С. М. Слонимский.
Море всегда производило на людей большое впечатление своим могуществом, бескрайностью и красотою. А в чем заключается его красота — видели не только поэты, композиторы, но и художники. Они писали настоящие морские пейзажи, которые правильно называются «Марины», а художники рисующие море – «маринистами».
Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский.
Он очень любил море и восхищался им. Я приглашаю вас отправиться в небольшое путешествие по картинам Ивана Константиновича Айвазовского, поближе рассмотреть картины этого замечательного художника.
(Дети знакомятся с репродукциями картин «Закат на море», «Взволнованное море», «Бушующее море»,рассматривают их и отвечают на вопросы:
-Какие цвета красок использовал художник)
Дети прочитают стихи В. Орлова «Я рисую море», «Отчего ты море черное?»
М. Р. Теперь мы можем с уверенностью сказать. Что поэты изображают море – с помощью слов, художники показывают различное состояние моря с помощью цвета красок, а композиторы с помощью музыки, мелодии, звуков.
Воспитатель. Как много сокровищ таит в себе море, в его таинственных глубинах скрываются роскошные кораллы, удивительные рыбки, медузы, морские звезды, а ракушек каких только там нет!
Ракушки в полоску и в крапинку тоже
И те, что на радугу цветом похожи,
И розовые, как утро,
С изнанкою из перламутра.
Ракушки простые, ракушки витые,
Соленой водой до краев налитые,
И гладкие, и ребристые,
М. Р. А сейчас послушайте попевку. О чем поется в этой попевке?
Звучит попевка «Тук-тук, камушки»
Дети. О камушках, о ракушках, о рыбках.
О сокровищах моря.
М. Р. Сейчас мы с вами споем мелодию
(Исполнение с детьми)
Ребята, вы знаете что звуки бывают долгие и короткие. В 1 фразе сколько долгих звуков? (исполнение)
Дети. 2 долгих на слова ТУК-ТУК, и 3 коротких на слово КА-МУ-ШКИ.
М. Р. А во 2 фразе?
Дети. 2 долгих на слова ТУК-ТУК и 4 коротких на слово РА-КУ-ШЕ-ЧКИ
М. Р. Молодцы. А сейчас мы исполним эту попевку очень интересно.Мы с вами используем морские сокровища: ракушки и камешки.
Исполнение попевки «Тук-тук, камушки» с природным материалом стоя.
М. Р. Ребята, вы уже говорили, что волны бывают маленькие и большие. Какими звуками можно изобразить маленькие волны?
М. Р. А как вы думаете, как графически можно изобразить маленькие волны? (рисую на листе, дети в воздухе)
Дети. На звуки «ВУ».
М. Р. А графически? (Рисую на листе, дети в воздухе)
М. Р. Вот какие волны получились у нас красивые и спокойные и взволнованные. А сейчас музыкальная загадка.
Звучит фрагмент песни «У моря музыка своя»
Дети. Песня «У моря музыка своя»
М. Р. Правильно. В этой песне есть припев, над которым мы сейчас поработаем. В этой песне композитор показал большие и маленькие волны. Мы с вами изобразили волны графически и будем петь сейчас по этим графикам. Вспомним 1 фразу «У моря, у моря, у моря музыка своя (ведем руками по графику и поем) и 2 фраза повторяется (исполнение)
А сейчас мы с вами вспомним всю песню, и исполним ее стоя. А исполнять будем ее в характере, 1 куплет мечтательно, ласково, а 2 куплет энергично, мужественно, храбро.
Исполнение песни «У моря музыка своя» стоя.
М. Р. Молодцы ребята, мне очень понравилось ваше исполнение, вы показали в своей песне, что море бывает разное и спокойное и взволнованное. Ребята, я предлагаю вам превратиться в морские волны и приглашаю вас на море (раздаются детям шарфики)
Исполнение творческого этюда «Морская стихия»
М. Р. Ребята, вам понравилось быть морскими волнами? Мне тоже очень понравилось быть морской волной, мы с вами показали что волны бывают спокойные, бушующие, высокие, огромные и в этом помогла нам музыка, она тоже была то спокойная, задумчивая, то взволнованная, величественная. Ну и сейчас музыкальная игра. Выберем морского короля, ведущего.
Исполнение игры «На море»
М. Р. Сегодня мы с вами узнали многое о море, что о море писали и поэты, познакомились с музыкой композиторов Н. А. Римского – Корсакова «Море», К. А. Дебюсси «Игра волн», С. Слонимского «Сокровища Южного моря», и познакомились с картинами художника-мариниста И. К. Айвазовского. Вы тоже можете побывать художниками и свои впечатления изобразить в своих рисунках. И хочу закончить наше занятиезамечательными стихами:
Море! Чудо хрустальное!
Шепот волн, перекаты камней…
Есть ли что на земле музыкальнее,
Удивительней звуков морей?
Формирование эмоционально-положительного отношения к красоте природы через искусство. Занятие «Море». Тема: Формирование эмоционально-положительного отношения к естественной красоте природы, выраженной в произведениях искусства, в окружающей.
Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.
Источник
Доклад на тему: «С.М. Слонимский. Фортепианные циклы для детей и юношества. Образная сфера. Особенности стиля. Приобщение детей к исполнению современной музыки»
17 декабря в МБУДО «Октябрьская ДМШ» проходил Районный методический семинар преподавателей фортепиано по обмену опытом педагогического мастерства, на котором я выступала с докладом на тему: С.Слонимский: Фортепианные циклы для детей и юношества. Образная сфера. Особенности стиля» Иллюстрировали учащиеся 4 класса Белая Лиза, Логачева Валерия и учащаяся 7 класса Цапко Василиса. Учащимися моего класса были исполнены произведения российского композитора С.Слонимского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_slonimskiy.docx | 79.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования
«Красногвардейская детская школа искусств»
Районный методический семинар по обмену опытом педагогического мастерства преподавателей фортепиано детских школ искусств и детских музыкальных школ
Преподавателя по классу фортепиано Мурадасиловой Эльвиры Сулеймановны
Тема : С.М. Слонимский. Фортепианные циклы для детей и юношества.Образная сфера. Особенности стиля. Приобщение детей к исполнению современной музыки.
1. Современная музыка. Приобщение детей к миру и языку современного композиторского искусства.
2. Сергей Михайлович Слонимский, композитор, педагог
3.Характеристика цикла «От пяти до пятидесяти».
4.Из опыта работы преподавателя (на примере пьес С.Слонимского)
6.Список использованной литературы
«Поразительная работоспособность, плодовитость. Ошеломляющая ученость. Широчайшая эрудиция. Заражающая активность и энергия. И все это вместилось в одной личности, имя которой Сергей Слонимский
Первые шаги юных музыкантов – один из сложных, ответственных и
волнующих этапов обучения как для детей, так и для педагогов. Именно на начальном этапе важно сохранитьи расширить музыкальные интересы ребенка, умело и чутко при этом подбирая репертуар. Pазнообразный хоровод новых учебных пособий и экспериментальных программ, ориентированных на новые образные сферы, ежегодно пополняет методический и репертуарный фонды детских музыкальных учреждений. Образная сфера музыки является основополагающей стороной не только исполнительства, но и музыкального творчества в целом. Именно благодаря образной сфере музыканты проникают в самую суть исполняемой музыки, используя при этом арсенал выразительных средств, таких как мелодия, гармония, ритм, динамика и тембральная окраска. Во все времена остро стоял вопрос обучения музыке подрастающего поколения, ведь музыкальное искусство не стояло на месте, оно развивалось вместе с развитием общества и техническим прогрессом. Так, современные сборники представляют богатейшие возможности для развития творческой активности малышей и увлекательного погружения в мир звуков благодаря пьесам-путешествиям по разным странам и континентам, пьесам танцевального характера, пьесам-портретам знакомых персонажей из сказок и мультфильмов;
Отечественная музыкальная педагогика имеет в своем распоряжении обширную и многообразную инструктивную литературу. В учебном процессе современной музыкальной школы наряду с традиционными классическими образцами детской музыки прошлого важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки ХХ века, в том числе композиторов – наших современников.
Одной из актуальнейших педагогических проблем на сегодняшний день становится приобщение ребенка к миру и языку современного композиторского искусства. Для ее решения требуется, прежде всего, глубокий и всесторонний анализ новых сочинений современных композиторов, адресованных юным музыкантам, так как квалифицированная педагогическая работа неосуществима без знания музыкальной литературы, составляющей современный музыкальный репертуар. Следует отметить, что современные композиторы продолжают благородное дело- создание музыки для детей, используя в ней новации, связанных с современной жизнью. Задача композитора – всегда быть в курсе новых веяний, и, конечно, создавать достойную музыку, созвучную нашему времени.
Одним из ярких явлений минувшего столетия стало многогранное творчество и просветительская деятельность петербургского композитора, пианиста, музыковеда, публициста, общественного деятеля Сергея Михайловича Слонимского. Международное и отечественное признание композитора подтверждают различные награды и звания. .Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга (1996), Профессор Санкт-Петербургской консерватории, академик Российской академии образования.
Автор 34 симфоний, 8 опер, 3 балетов, камерной и вокальной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам.
Сергей Михайлович Слонимский — российский композитор, музыковед, пианист, педагог. Родился 12 августа 1932 г в Ленинграде в семье известного писателя М. Л. Слонимского. Учился в Ленинградской консерватории по классу композиции и фортепиано. По самонаблюдению Слонимского, окончившего консерваторию по двум специальностям, как пианист он созрел раньше, чем нашел что-то свое на поприще композиции. И хотя концертирующим исполнителем Слонимский не стал, он и поныне сохраняет прекрасную пианистическую форму.
Будущий композитор унаследовал духовные традиции русской демократической творческой интеллигенции. Еще в юные годы разносторонняя одаренность поставила перед композитором непростую задачу выбора жизненного пути: «Самоопределиться мне было не так просто. В кругах старой интеллигенции я долгое время был писательским сыном. Пианисты не забывали, что я — играющий композитор, а композиторы видели во мне сочиняющего пианиста, и, возможно, будущего критика. Лишь теоретики и историки быстро и охотно признали во мне своего, музыковеда. » Действительно, создание различных литературных текстов (статей, докладов, интервью, заметок, художественных и научных работ, а также либретто опер, балетов и вокальных циклов) давно стало важнейшей проявлением деятельности музыканта
По самонаблюдению мастера его раннему увлечению словесностью всячески способствовало «мирное уютное литературное детство». Огромное влияние на формирование будущего композитора оказал отец, Михаил Леонидович Слонимский, писатель, один из членов «Серапионова братства». В доме проходили литературные вечера с участием Л. Лунца, М. Зощенко, В. Каверина, Е. Шварца и других. В юности литература помогала Слонимскому выразить те ощущения, которые в музыке пока были не подвластны. С наступлением же зрелости все сферы деятельности в равной мере стали служить решению единых творческих задач
Будущий композитор рос в атмосфере художественных исканий. Важнейшей школой для Слонимского оказался русский фольклор. Множество фольклорных экспедиций способствовали постижению народной песни, народного характера, уклада русской жизни. Композитор отчетливо понимал ценность самобытного в искусстве и стремился придать национальному началу свежее, неповторимое звучание.
Слонимский озабочен ситуацией в сегодняшней культурной жизни, когда низкопробная массовая культура нередко заполняет концертные площадки, театры, теле- и радиоэфир. В «Российской газете» Слонимский обратился с предложением «хотя бы на одном ведущем телеканале, пусть раз в месяц, но выпускать в эфир программу с названием «Час молодой души». И в ней показывать молодых людей, которые исполняют классику, сочиняют стихи, играют в театре, рисуют. Я знаю, что таких сотни тысяч. Однако на экране чаще показывают других агрессивных, грубых, привыкших все решать с помощью силы, не стесняющихся матерных слов. И тем самым создается впечатление, что вся молодежь такая. А это совсем не так. Сейчас, я это интуитивно чувствую, в новой России подспудно зреют ростки нового Возрождения. Оно придет только от нас или не придет вовсе. Но нужно поддержать эти ростки. Показать, что они, — молодые люди, живущие духовной жизнью, — не одиночки».Слонимский, как мало кто, заботится об интенсивной жизни на концертной эстраде произведений ушедших коллег. Содействует он и решению проблем детского эстетического просвещения в России.
Будучи пианистом, С. Слонимский много интересного пишет для фортепиано и многие сочинения для детей и юношества прочно вошли в педагогический репертуар. Его пьесы любят и пятилетние и зрелые музыканты, а также любители музыки всех возрастов. Они весьма разнообразят педагогический репертуар, знакомят с особенностями современного музыкального языка, расширяют кругозор, развиваютосновы пианизма – навыки и умения игры на инструменте . Его произведения, как нельзя лучше подойдут для знакомства со стилистикой музыкиXX века.
К настоящему времени обладатель столь высоких наград – признанный мэтр в среде отечественных композиторов, глава одной из петербургских композиторских школ, известный не только в России, но и за рубежом. Слонимский – композитор-универсал, который блестяще владеет буквально любой стилевой манерой. Его творческое дарование проявляется не только в «удовольствии от пребывания в любой исторической эпохе: будь то античность и Восток, средневековье и Ренессанс, барокко и романтизм, классицизм, но и в невероятной свободе, естественности высказывания». В композиторском багаже Слонимского – симфонии, концерты, оперы, балеты, кантаты, оратории, вокальные циклы, романсы, обработки русских народных песен. При этом Слонимский использует самые разные инструменты – от органа и клавесина до электрогитар, балалаек и ложек.
Особое место в творчестве С.М.Слонимского занимает детская музыка: он пишет её постоянно, на сегодняшний день он автор множества разнообразных пьес, объединенных в сборниках «От 5 до 50». В любви к маленьким музыкантам, для которых с таким завидным постоянством и великолепным мастерством работает композитор, проявляется истинная потребность его души и великое свойство заинтeресованного художника и гражданина
Фортепианные циклы «От пяти до пятидесяти»
Само название сборников «От 5 до 50» уже предопределяет некую универсальность.
К пьесам интересно обращаться и пятилетним и зрелым мастерам, а так же-любителям музыки всех возрастов.Цель – разнообразить педагогический репертуар современными произведениями разной степени трудности.
Для преподавателя здесь представлен большой выбор ярких концертных и кантиленных пьес, красочность, программность которых увлекает и развивает эмоциональную отзывчивость, а вместе с тем, овладение каждой из пьес позволяет подняться на новую ступеньку мастерства. Их можно смело назвать своего рода оригинальной школой игры на фортепиано.В них композитор развивает идею универсальности воспитания музыканта. Можно сказать, что он продолжает в этом смысле традиции Баха, создавшего своеобразный микрокосмос детской музыки эпохи Барокко, Шумана – автора детской энциклопедии романтической музыки, Чайковского, детская музыка которого представляет собой некий сплав русского романтизма и реализма .
Пять тетрадей пьес «От 5 до 50» создавались на протяжении тридцати лет и включают в себя на сегодняшний день 52 пьесы. Слонимский располагает произведения по принципу постепенного усложнения.Лаконичные и развернутые пьесы помогают естественно приспособиться к инструменту, так как очень удобны в пианистическом отношении. Каждая пьеса вписывается в круг различных педагогических задач.
Использование практически всей клавиатуры, регистровое многообразие расширяет слуховые представления ученика, помогает ему в овладении тембровым богатством рояля.
Первая тетрадь адресована была самым маленьким. В том числе «Капельные пьески», написанные по инициативе Анны Даниловны Артоболевской, школьного учителя. Это пьески для начинающих.
Далее «Сюита путешествий» и другие пьесы. Но все для начинающих.
Затем вторая тетрадь — для средних классов школы. Пьесы средней трудности.
И третья тетрадь — уже для старших школьников, для учеников консерваторий и концертирующих пианистов. В ней был цикл «Воспоминания о девятнадцатом веке», включающий довольно популярную пьесу «Интермеццо памяти Брамса. Также «Романтический вальс» и «Мадригал прекрасной даме». И в этом же третьем томе была достаточно современная по звучанию и стилю пьеса «Колокола», в которой использовалась игра на струнах
На сегодняшний день в творческом багаже композитора нет детских концертов –сравнительно несложных в техническом отношении, доступных и привлекательных как дляисполнения, так и для детского восприятия, как, например, у Д. Кабалевского (Концерт No3для фортепиано с оркестром), или у Д.Шостаковича (Концерт No2 для фортепиано соркестром). Но, несмотря на это, Слонимский достаточно определенно обозначаетансамблевый вид исполнительства как одну из важных развивающих ступенеймузыкального воспитания. Свидетельством тому – тот факт, что две тетради из пятисостоят из ансамблевых пьес.
Средства музыкальной выразительности
Композитор учитывает пианистические возможности начинающих исполнителей и, не перегружая фактуру, заботится о развитии фортепианной техники. Нередко для усиления выразительности композитор применяет такие привлекательные приемы игры, как игра на струнах, исполнение локтями, кулаком, ладонью. Для усиления выразительности композитор применяет различного рода глиссандо, восходящие и нисходящие. В лаконичных, незатейливых пьесах композитор широко использует остро-диссонирующие интервалы и терпкие созвучия, секундовые «кляксы», движение параллельными квинтами и квартами, сложносоставные аккорды – кластеры, нерегулярную ритмику, переменные размеры, обильные акценты и синкопы. Зато в лирических пьесах преобладает вокальное начало, распевность и выразительность мелодики. Медленные лирические пьесы полезны в работе над кантиленой, эмоциональной выразительностью и свободой исполнения.
Темпоритм – важная составляющая сочинений едва ли не любого
композитора. Музыка Слонимского поражает разнообразием ритмических моделей.
Для пьес из сборников характерны частые перемены размера и прихотливая игра метра, разнообразие ритмических фигур, акцентов и обилие синкоп. Все это создает яркую и образную картину пьес. В ряде произведений размер меняется чуть ли не в каждом такте. Таковы, к примеру, «Траурный марш», «Армянская песня», «Марш Бармалея». Самым эффективным образом он использует сочетание регулярной и нерегулярной ритмики, что создает впечатление «силы и напряженности, остроты и воли, а главное – внутреннюю динамику».
Применение современных звуковых эффектов
В торжественной бравурной пьесе для четырехручного исполнения «Венгерский марш» Слонимский применяет хлопки в ладоши, как бы подчеркивая чеканность парадно-маршевого шага.
Еще большую изобретательность в поисках звуковых выразительных средств проявляет автор в «Польке» (из музыки к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). На струны рояля композитор предлагает положить листки бумаги, а поверх них – гребенки. Таким образом, звучание рояля приобретает свойство «игрушечного» пианино, похожее на звенящую музыку из музыкальной шкатулки или фисгармонии. «Перед исполнением пьесы пюпитр вынимается, чтобы освободить струны фортепиано. На двух нижних однолинейных строках системы записана игра на струнах фортепиано (с нажатой педалью). В начале пьесы – тихие удары левой рукой по произвольно взятому комплексу басовых струн (на нижней линейке – самых низких, на верхней – более высоких)».
Это авторское предисловие к пьесе «Колокола»
Используя удары рукой по открытым струнам исполнитель добивается необыкновенного эффекта колокольного звона, перерастающего в заключении в колокольный набат («после пассажа по клавишам пианист встает и заканчивает пьесу, стоя за роялем, сильно ударяя сжатыми пальцами обеих рук по произвольным комплексам басовых струн»).
В данном случае произвольный выбор басовых струн, равно как и произвольный аккорд в среднем регистре, предполагают каждый раз новое звучание, иные краски, что позволяет каждый раз заново услышать эту пьесу.
Пьесы Слонимского являются богатейшим материалом для воспитания культуры педализации, поскольку в них применяются различные виды педальной техники – чередование педальной и беспедальной звучности, полная и полу-педаль, прямая и запаздывающая педаль. В некоторых произведениях авторская педаль отсутствует. Нет обозначения педали в сказках и ансамблевых пьесах.
Композитор оставляет право и выбор исполнителю сознательно искать краски, применять различные приемы. Видимо, в данном случае композитор придерживается мнения Н.И.Голубовской — замечательной петербургской пианистки, профессора консерватории, которая говорила: «С педагогической точки зрения точная запись педали порочна, так как лишает ученика инициативы: осуществление педальной идеи надо предоставить воображению пианиста. Особенно вредно то, что точная запись сосредоточивает внимание на движении ноги: приучает ногу следовать за приказом зрения, а не слуха, создает этим механические навыки вместо творческих».
Даже при соблюдении точной авторской педали, как например, в пьесе «Сокровища южного моря» при смене гармоний важно слухом проверять незасоренность звучания, а не ограничиваться движением ноги.
Физическое действие — поднятие и опускание педального рычага — не всегда гарантирует полное выключение предыдущего звучания. В некоторых тактах композитор наслаивает секунды на одной педали. «Столкновение же близких интервалов, порождающие и смешение обертонов и биение, придают роялю его подлинно романтическое звучание, его настоящую звуковую прелесть»
Как и во всей музыке, в пьесах Слонимского динамика служит сильным средством воздействия для создания художественного образа. В некоторых пьесах авторские динамические оттенки весьма скупы: два-три указания в пределах p–mf-f. Но это вовсе не значит, что произведение должно звучать однообразно, тускло, уныло. Всегда следует отталкиваться от образа, характера пьесы. Ведь яркость исполнения зависит не от реальной силы динамических оттенков, а от содержательности, диктующей их изменение.
В каждом сочинении есть фразы, кульминация и именно исходя из основных «узлов» развития произведения следует выстраивать динамический план.
Есть пьесы, в которых динамика помогает обозначить и выделить какое-либо действие. Например, в «Кузнечике» все «прыжки» насекомого обозначены не только акцентами, но и внезапным усилением звучности(f).
К опусам, в которых динамическая эффективность проявляется не только в развитии, но и в противопоставлении, можно отнести пьесу «Маленькое рондо», где каждый эпизод и рефрен звучит дважды в контрастной динамике: первый раз громко, второй – тихо. Тот же принцип использован и в «Польке белой лошади
Остановимся на понятии «оркестровать на рояле».
«Несмотря на ограниченность фортепианного звука в смысле изменяемости, пианист стремится – и должен стремиться –не к имитации других инструментов, что в буквальном смысле невозможно, но к передаче впечатления игры на других инструментах. Так, ведению смычка свойственна более пластичная, динамически гибкая линия, интонирующая тоньше, чем игра на духовом инструменте».
Например, «Колдовство Ведьмы», звучащее в низком, басовом регистре
вполне можно оркестровать валторнами, а мелодию в пьесе «Принцесса разучилась плакать» — скрипкой, поющей на фоне деревянных духовых инструментов. И в каждой инструментальной группе важно найти свой оттенок f– p.
В кантиленных пьесах необходимо динамически выделить поющий голос. Важно не только сыграть его громче, но – и это главное – не дать ему смешаться темброво с остальной тканью.
Очень часто для придания выразительности художественного образа Слонимский использует внезапные динамические «провалы», остановки, и, наоборот, вспышки на фоне мягкого, спокойного звучания. Subito p
встречается уже в самых первых пьесках для начинающих: «Лягушки», «Горькие слезы», «Под дождем мы поем», «Любовь принцессы и
охотника», «Принцесса плачет». В одном случае это игра динамическими средствами, придающая внезапную контрастность
в другом утонченность и удивление («Романтический вальс»), как отголоски темы, воспоминания («Мадригал прекрасной даме»). Чаще всего композитор применяет subito p для высказывания чего-то сокровенного, очень личного, поэтому чуткое внимание и проникновение в произведение крайне необходимы, чтобы исполнение не превратилось в формальное изменение звучности.
Подчеркнем: динамика – не украшение музыки, а выявление скрытых в
последовании нот, чувств, эмоций. Поэтому, динамические изменения являются сильным средством выражения, так как им подвластны динамические процессы как на протяжении музыкальной ткани, так и внутри самой ткани (соотношения одновременно звучащих нот). Только комплексный подход к выразительным средствам, умение органично сочетать все действующие факторы позволит исполнителю передать чувства, характер,
Подводя итог вышесказанному, отметим: использование Слонимским различных выразительных средств и современных приемов игры делают его музыку привлекательной для детского восприятия и ярко-образной, пианистически удобной в исполнении. Изучая пьесы из сборников «От 5 до 50» ребенок не только погружается в мир современного
музыкального языка, расширяя тем самым свой кругозор, но и приобретает важные, столь необходимые пианистические навыки и умения, развивает эмоциональную отзывчивость.
Рассмотрим подробнее некоторые пьесы из сборников
Открывают первую тетрадь «Капельные пьески» — яркие миниатюры для самых
Пьеса «Лягушки».представлена довольно жесткими в гармоническом отношении диссонансами -большими секундами. Сначала они звучат в среднем регистре, затем в высоком (вероятно, таковы образы лягушат). Композитор сразу же вводит ребенка в гармонический языксовременной музыки, не боясь терпких, «колючих» созвучий . Секунда здесь используется в качестве самостоятельного выразительного средства
В исполнительском отношении пьеса очень удобна, так как руки играют поочередно, в пределах октавы. Интервалы (большая, малая секунды) идеальны для исполнения маленькими ручками6.
В «Лягушках» ребенок учится играть легким staccato, передавать мелодию из рукив руку. Педаль не указана.
В забавном «Кузнечике» ребенок знакомится с пунктирным ритмом, который яркохарактеризует образ прыгающего насекомого. Динамически пьеса построена начередовании контрастов, неожиданных акцентах. Это еще больше подчеркивает остроту,упругость ритма. Пьеса помогает развить образное мышление, пространственноеощущение, координацию движений.
Пьеса «Горькие слезы» проникнута настроениями печального раздумья, скорби.
Грустные «вздохи» мелодии сопровождает аккордовая фактура. Здесь важно прослушатькаждую гармоническую функцию. Хроматические напряженные ходы передают особоесостояние глубокого душевного переживания. Полифоническое изложение, элементыимитации, трехдольный размер роднят пьесу с сарабандой.
«Считалка» — легко и непринужденно приучает ребенка к нетипичному размеру 5/8.
Метрическая единица здесь равняется двум тактам с опорой на первую долю второго такта.
Она же является каждый раз и новой мини-кульминацией, вершиной фразы. Для ровного,логически осмысленного исполнения непрерывного движения восьмыми можновоспользоваться стихотворением, предложенным А. Артоболевской:
Поочередная игра рук в восходящем и нисходящем движении помогает выработатьлегкое стаккато, шутя-любя передавать мелодию из руки в руку в довольно быстром темпе.
«Считалка» воспитывает слуховое восприятие альтерированных ступеней лада, темсамым красочно подчеркивать тональные изменения.
«Сюита путешествий» состоит из четырех разнохарактерных пьес. Все они
отличаются не только фактурными особенностями, сюжетными признаками, но иприменением в каждой пьесе разной техники письма. Так, например, миниатюра «Я гуляюбез папы и мамы» очень напоминает характер ярких детских пьес Д. Б. Кабалевского.
Шутливая, жизнерадостная пьеска в полной мере изображает восторг, гордость исамостоятельность уверенного в себе малыша, в первый раз гуляющего без
Пьеса «Сокровища южного моря» живописует глубину, таинственность подводногоцарства. Это выражено мерным «покачиванием» аккордовой фактуры в басовом регистре.
Диссонансы, необычные разрешения еще больше подчеркивают загадочность, темноту,таящую в себе некую тревогу. Затем мелодия поднимается выше в средний регистр,гармонический фон становится все прозрачнее, светлее, и в лучах света открывается всебогатство южного моря. Как будто игру солнечных бликов на воде передают звуки фа- диез и ми второй октавы, вспыхивающие на фоне мелодии, излагаемой в среднемрегистре. И снова все уходит на дно морское, «темнеет» гармоническое, тембровоезвучание репризы. Но в конце, как воспоминание о чудном видении, пьеса заканчивается «солнечным» тихим аккордом.
О том, что пьеса прочно вошла в педагогический репертуар, свидетельствует ее
включение в качестве обязательной в программу открытого детского конкурса им.А.Г.Рубинштейна «Миниатюра в русской музыке».
Огромную гармоническую и колористическую функцию выполняет педаль, поэтому в работе над этой пьесой ей следует уделить особое внимание.
«Чертово колесо» отличается от предыдущих пьес своим необычным звучанием итехникой исполнения. Мелодия исполняется легкими, острыми восьмушками на стаккато. Пьеса позволяет исполнителю играть строго позиционно,-это тоже одно из особнностей стиля, держа руки на разном уровне, как бы в два этажа. Когда праваяиграет только на белых клавишах, а левая – на черных, у каждой руки образуется своепространство, место, положение кисти над клавиатурой.
При этом «цепкие» кончики пальцев поочередно играют в правой руке на белых клавишах, в левой – на черных. Слонимский сознательно обозначает акцентна вторую долю в мелодии правой руки, как бы показывая постепенный подъем данногоаттракциона, преодоление высоты. Чем выше регистр, в котором звучит мелодия, тембыстрее темп пьесы, создавая тем самым эффект вращения, головокружительной высоты.
В кульминации на самой высокой ноте обрывается стремительное движение, и жесткиеаккорды, проходя через всю клавиатуру, «ставят» в субконтроктаве окончательную точку.
Пьеса богата интересными необычными красками «колючих» гармоний, которые проходятпо всему регистровому ряду рояля. Постоянное ускорение темпа, экспрессивный напор,растущая динамика придает пьесе яркий концертный характер. Помимо этого, «Чертовоколесо» стимулирует развитие техники, воспитывает ритмические навыки, развиваетэмоциональное исполнение учащегося.
Пьеса построена в форме рондо, которое по стилю, технике письма близко к
светлым, солнечным пьесам великого В.А.Моцарта. «Маленькое рондо» вполне можетбыть включено в репертуар ученика как пьеса крупной формы.
Заметим: несмотря на то, что все пьесы отличаются друг от друга по стилю,
воплощенным образам, манере исполнения, тем не менее, их объединяет одна общая идея– впечатления от путешествий. Как ни странно, чем разнообразнее эти картинки, тем целостнее предстает вся сюита, где одним из важных «цементирующих» принципов выступает принцип контраста.
«Маленькое рондо» также входят в качестве обязательных пьес в
программу 2 тура детского конкурса им. А.Г.Рубинштейна «Миниатюра в русской музыке».
Любимые литературные герои
Особое, трепетное отношение композитор испытывает, по всей видимости, к старой доброй сказке. В сборниках пьес «От 5 до 50» сказочным героям посвящены две сюиты –сказки («Принцесса не умевшая плакать», «Король – музыкант»), две ансамблевые пьесы-сказки по А.С.Пушкину («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»), «Песня Русалки», «Вальс Золушки и Принца», «Танец Кота в сапогах», очень популярные сольные пьесы «Марш Бармалея», «Дюймовочка»
Мудрые сказки о благородных героях с раннего детства знакомят ребенка с разными жизненными ситуациями, вводят в мир взаимоотношений между героями, помогают воспитывать нравственные, этические нормы, одним словом, — формируют личность. Помимо этого, сказка как жанр, является ценным помощником в процессе развития воображения, фантазииребенка.«В процессе воображения новые образы создаются из элементов старого, хорошо известного прошлого опыта, но элементы этих образов человек часто комбинирует, соединяя то, что в жизни никогда не соединяется.
Зная психологию детей, стремление к фантазированию, многие композиторы, создававшие детскую фортепианную (и не только фортепианную) музыку, не обходили стороной сказочных героев. Это – П.И.Чайковский с «Бабой Ягой», Э.Григ с «Эльфами», Р.Шуман с «Дедом Морозом»,
Эта линия – одна из важных и в сборниках С.М.Слонимского. В сказках – сюитах пьесы имеют не только название, но и краткое содержание происходящих событий в них.
Так, в предисловии автор объясняет, почему миниатюра названа «Принцесса плакса», для чего понадобилось «Колдовство Ведьмы», после чего «Принцесса разучилась плакать», и о чем шла речь в «Приказе Короля». Композитор пояснил как родилась «Любовь Принцессы и Охотника», и от чего вдруг снова «Принцесса плачет». Прелесть сюиты как инструктивного материала заключается не только в ее эмоциональном, художественном, пианистическом содержании. Сюита знакомит ученика с разными стилевыми признаками музыкальных произведений. Так, например, в «Приказе Короля» обнаруживаются явные черты фуги.
Призывная, торжественная тема, подчеркнутая упругим пунктирным ритмом, проходит сначала в нижнем регистре, в партии левой руки (ре-бемоль мажор), затем ей вторит ясная, звонкая тема в правой руке (ми- мажор). После чего обе темы переплетаются в аккордовой фактуре и, проходя через ре-бемоль мажор, ля мажор, окончательно утверждаются в первоначальном ре-бемоль мажоре.
В «Польке белой лошади» отчетливо слышен типичный двухдольный танец с подскоками. А в порывистой страстной пьесе «Любовь Принцессы и Охотника» прослеживается связь с особенностями композиторского письма немецкого романтика Р.Шумана.
Выделим еще одно немаловажное достоинство сюиты – это возможность педагога реализовать исполнение сюиты как одним учеником, так и целым классом, предоставив каждому ученику пьесу, соответствующую его уровню подготовки. Можно на музыкальном материале создать театрализованное представление, провести классный концерт – сказку. Можно вынести весь цикл на академический концерт, вместо стандартной программы, состоящей из полифонии и двух пьес (что разнообразит не только репертуар ученика, но и порадует свежей необычной программой слух экзаменационной комиссии). Безграничные творческие возможности в данном случае зависят от фантазии педагога, коллектива школы.
По аналогичному принципу построена сюита по сказке братьев Гримм «Король –музыкант», состоящая из четырех номеров
«Дюймовочка» образно связана с одноимённой сказкой Г.Х. Андерсена. Ее прозрачная гармония как будто живописует приключения хрупкой, крошечной сказочной девочки. Пьесу можно рекомендовать продвинутым ученикам. Здесь есть и технические трудности, и тончайшая нюансировка, и особенности педализации. Создание поэтического нежного образа под силу не каждому.
Начинается пьеса с легких восьмушек, требующих чутких, цепких кончиков пальцев. Восьмые, словно росинки в раскрывающемся цветке, «переливаются» в лучах рассвета. И вот в цветке появляется сама героиня, кружится в танце, построенном из непредсказуемых звеньев триолей. Особого внимания требует исполнение триолей. Их сложно сыграть ровно, легко, на очень тихой звучности и в то же время как бы «пропевая». Поможет в преодолении трудностей и точный выбор аппликатуры, основанный на использовании двух позиций.
Невозможно добиться нужного звучания только работая над техникой. Обязательно необходим слуховой контроль. Особенно сложно оказывается соединение триолей и четверти в конце пассажа, которая часто играется раньше времени и маловыразительно.
В первой части необходимо рекомендовать использование левой педали, особенно вначале. Что касается правой педали, то композитор указывает сплошное ее использование в этой части. Но она должна быть подчинена строгому слуховому контролю и создавать легкие, слегка «дымчатые» созвучия.
Синкопированные скачки через октаву символизируют легкие порхающие прыжки с одного цветка на другой. Все выше и выше поднимается трепетная мелодия и неожиданно все останавливается. Внезапное p, небольшая связка вводит в спокойный, размеренный по темпу средний раздел, который начинается в нижнем регистре на остинатном басу.
Задумчивость и спокойствие нарушают взволнованные квинтовые ходы в левой руке. Постепенное нарастание динамики, напряжения приводят к кульминации. И снова появляется нежная тема Дюймовочки. Тональный план основной темы приведен здесь в зеркальном отражении по сравнению с первой частью. Если в начале тема звучала в ми-миноре, затем в соль миноре, то третью часть начинает тема в соль миноре, которая позже
возвращается в «родной» ми- минор. В конце мелодия все выше поднимается в кружеве триолей и растворяется в самом высоком регистре рояля — соль-диез четвертой октавы.
Совершенно иной образ представлен в «Марше Бармалея ». Начинают «Марш» «колючие» септимы, заполненные квартой. Перемещаясь по полутонам они придают вступлению суровый, сердитый оттенок. В правой руке мелодия, опять – таки по чистым квартам, то взлетает вверх, то спускается вниз. Используя кварты, особенно их параллельное движение, композитор мастерски передает резкость, жесткость характера
главного героя. В средней части пьесы, используя высокий регистр, «скандальные» большие секунды, Слонимский накаляет агрессию до «предельной» точки (си-бемоль третьей октавы), обозначив тем самым кульминацию пьесы. После чего, «спустившись» в первоначальный регистр, снова появляется тема важного, сердитого Бармалея.
Выделим: в гармонической стилистике Слонимского исключительную роль в формировании диссонирующей вертикали играют интервалы секунды и кварты. Квартовый контур мелодики нередко организует и квартовость аккордики, как ясно видно в «Марше Бармалея». Чем экспрессивнее музыка, тем активнее вторгаются в диатонику тритоны, секунды и септимы, до предела обостряя образующиеся при этом аккорды. Акценты еще больше подчеркивают вредность и упрямство нашего сказочного героя.
Несмотря на то, что пьесы «Дюймовочка» и «Марш Бармалея» не являются единым циклом, многие исполнители, и, в частности, сам автор, часто исполняют оба произведения в одном концерте. Конечно, их объединяет родство со сказкой, оба героя – персонажи фантастические. Разные по характеру, контрастные по эмоциональному, тембровому наполнению, пьесы тем не менее удачно сочетаются друг с другом . В последнее время сказка все больше уступает место другому жанру мультипликационному фильму. Дети изначально с рождения гораздо меньше слышат сказок на ночь, чем, скажем, 20-30 лет назад. Возможно, это связано с ускорившимся темпом жизни, когда родителям просто некогда читать книжки своим детям. Отчасти, причина кроется в существенном «омоложении» бабушек, которые по той же самой
причине не имеют возможности посвящать себя «сказочному» времяпровождению с внуками. И, наконец, еще одна причина – дети сами меньше стали читать. Куда проще включить телевизор и посмотреть в «готовом» виде любое произведение. Именно поэтому большой популярностью стали пользоваться мультфильмы. Лучшие образцы этого жанра предполагают стремительное развертывание сюжета, красочность, увлекательность. В мультфильмах чаще встречаются реальные персонажи, остроумно обыгранные обычные ситуации. Слонимский, тонко чувствуя, особенности мультипликационного жанра, не раз обращался в своем творчестве к его героям.
«Мультфильме с приключениями» Здесь происходит стремительное
разворачивание сюжета, мелькание кадров с различными происшествиями. Здесь отчетливо слышны и прыжки – подскоки, и быстрые пробежки с горки на горку, и, возможно, путешествие на поезде, и взлет на самолете. В «Мультфильме» можно безгранично развивать фантазию ребенка для создания художественного образа. В свою очередь, красочное изображение в звуках знакомых персонажей, их действий, поможет ребенку вырасти и в техническом мастерстве, поскольку, пьеса несмотря на быстрый темп, практически всязвучит в среднем регистре, гаммообразные и арпеджированные пассажи позиционно удобны для детской руки.
Анализируя интервальный состав, снова встретимся с излюбленными
интервалами композитора – большая септима, малая секунда и кварта – полноправная хозяйка в гармонии многих пьес и, в частности, этой. Кварта звучит и в аккордах, и в сопровождении, и в арпеджированных последовательностях. Пьеса «Мультфильм с приключениями» на протяжении уже сорока лет по праву пользуется большой популярностью в музыкальных школах.
Из опыта работы преподавателя ДШИ в классе фортепиано
(на примере пьес С.М. Слонимского)
В работе педагога класса специального фортепиано большое значение имеет подбор репертуара.
Дети сегодня слышат много музыки самых разных стилей, в т.ч. популярной, эстрадной, джазовой и т.п. Поэтому репертуар теперь не может ограничиваться музыкой исключительно прошлых лет. Обогащать и разнообразить репертуар педагог стремится, используя различные переложения современной, популярной музыки и музыки из к/ф и м/ф. Но безусловно неоценим вклади современных композиторов.
Основной задачей в педагогической работе является воспитание эмоциональной отзывчивости у детей, заинтересованности в современной музыке, насыщенной красивыми мелодическими оборотами, гармониями, ритмами, современными звуковыми эффектами.
Я хочу перечислить произведения композитора, которые я использовала в работе с учащимися своего класса:
1.С. Слонимский «Дюймовочка» Районный Конкурс исполнительского мастерства-Белая Лиза,4 класс
2.С. Слонимский «Мультфильм с приключениями» -Логачева Валерия, Международный фестиваль «Осенний бриз», Диплом 3 степени
3. С. Слонимский «Деревенский вальс», учащаяся 7 класса, Цапко Василиса, выступление на Районном методическом семинаре преподавателей фортепиано.
В качестве пройденного репертуара изучен ряд произведений:
«Капельные пьески» (Лягушки, Кузнечик)
«Под дождем мы поем»
Музыка С.Слонимского необычайно интересная, смелая, изобретательная по выразительным приемам и звуковым краскам. Детям такая современная музыка нравится, а педагоги знают, как это важно, как это может стимулировать ребенка к творчеству. Можно порекомендовать использовать музыку автора, в частности сюиты, в качестве музыкальных проектов для воспитанников детских дошкольных учреждений и общеобразовательных
школ, подключив для этого театральную деятельность. Полезной формой знакомства с творчеством одного из интереснейших композиторов могут стать классные часы.
Несмотря на огромное многообразие детской инструктивной музыки, у каждого педагога есть свой постоянный набор «обязательных» пьес на разные виды техники для разного уровня подготовки детей.
Однако, помимо общеизвестных, часто исполняемых пьес, важно расширять репертуар и кругозор не только учеников и педагогов, но и слушателей, за счет обращения к современной музыке с ее острыми ритмами, свежими гармониями, нетрадиционными приемами игры.
Сборники пьес «От 5 до 50» С.М. Слонимского позволяют исполнителю и
слушателю познакомиться едва ли не со всем многообразием стилевых направлений музыки XX века, сплетением классических и современных композиционных приемов и средств выразительности, что так свойственно творчеству петербургского композитора.
Как показал проведенный анализ, Слонимскому удалось в своих произведениях с высочайшим профессиональным мастерством создать
собственный индивидуальный, содержательный и яркий мир детской музыки.
Многие из рассмотренных миниатюр сборников «От 5 до 50» вводят ученика в новые сферы звучаний: их музыкальный язык и особенности исполнения весьма своеобразны. Изучение композиций доказывает, как велика роль современной музыки, которая способствует углублению образно-эмоционального и интеллектуального восприятия учеником окружающей действительности. Музыка Слонимского отличается специфическим творческим темпераментом, непредсказуемым, иногда приводящим к неожиданным и необъяснимым поворотам. Больше всего в музыке Слонимского привлекает искренность и неподдельность эмоций, а также такое ценное качество как чувство юмора, и неистощимая фантазия. Использование Слонимским различных приемов выразительных средств делают его музыку привлекательной для детского восприятия и ярко-образной, пианистически удобной в исполнении.
Выделим главное: обращение к сборникам пьес «От 5 до 50» не только расширит кругозор педагогов и учеников, знакомит их с особенностями современного музыкального языка, но и поможет раскрытию творческих способностей учащихсяПрименение в концертной и педагогической практике данных произведений несомненно послужит дальнейшему продуктивному развитию современного фортепианного исполнительства и педагогики.
Источник