Охота на «Бисмарка»
80 лет назад в скоротечном бою в Датском проливе немцы потопили британский линейный крейсер «Худ» – самый знаменитый и сильный в то время в королевском флоте. Погиб практически весь экипаж – из 1419 человек спались только трое.
Его соперник – линейный корабль «Бисмарк» – вырвался на оперативный простор Атлантического океана. В погоню за «Бисмарком» устремились главные силы британского флота. Германский линкор был потоплен 27 мая 1941 года. Из 2200 человек команды «Бисмарка» погибли 1995.
Атлантический театр
Британский королевский флот обладал подавляющим превосходством над кригсмарине (ВМС) Третьего рейха. Так, четырем линкорам германского флота – «Шарнхорсту», «Гнейзенау», «Бисмарку» и «Тирпицу», британцы могли противопоставить 15 линкоров и линейных крейсеров (и ещё пять строилось). Также Британия имела большое преимущество в числе авианосцев, крейсеров и эсминцев.
Главную угрозу для британцев в Атлантике представляли подводные лодки рейха. Однако тевтоны решили повторить недавний опыт Первой мировой войны – крейсерские операции. Тогда германские рейдеры, высланные на океанские коммуникации, причинили немало вреда судоходству Британской империи и её союзников. В августе 1939 года тяжелый крейсер («карманный линкор») «Адмирал граф Шпее» вышел в море и в конце сентября начал крейсерские операции в Атлантике. Крейсер погиб после боя с английской эскадрой в декабре 1939 года. Но перед этим немцы успели захватить и потопить 9 судов общим водоизмещением 50 тыс. тонн. Другие рейдеры записали на свой счёт более 100 судов общим водоизмещением свыше 600 тыс. тонн.
Так, с января по март 1941 года немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» действовали в Атлантике под руководством адмирала Гюнтера Лютьенса (операция «Берлин»). Они успешно прорвали английскую операционную зону, без потерь вернулись в Брест, уничтожили 22 судна с общим водоизмещением более 115 тыс. тонн.
«Учения на Рейне»
Германское командование положительно оценило опыт действий линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров на море и много ожидало от этого способа войны. Поэтому весной 1941 года тевтоны решили устроить новый большой набег на британские конвои, следовавшие через Атлантику из США в Англию. Линкор «Бисмарк» должен был связать боем охраняющие транспорты британские крупные корабли, а тяжёлый крейсер «Принц Ойген» – уничтожить торговые суда. Предполагалось, что позднее к ним могут присоединиться линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау», остававшиеся во французском Бресте. В случае необходимости крупные надводные корабли поддержат субмарины. Для этого на «Бисмарк» направили офицера-подводника.
Операция была тщательно засекречена. Немцы провели дополнительную авиаразведку британских военно-морских баз и северной Атлантики, устроили несколько ложных радиоточек, чья активная работа должна была отвлечь противника. Операцию возглавил адмирал Лютьенс, который уже отметился при рейде линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Теперь он командовал «Бисмарком» – в то время самым сильным кораблем своего класса в мире, а по величие уступавший только британскому линейному крейсеру «Худ».
18 мая 1941 года германские корабли вышли из Готенхафена (ныне Гдыня) и направились к балтийским проливам. 20 мая немцев заметил шведский крейсер «Готланд». Швеция соблюдала нейтралитет, но уже 21 мая британцы знали о движении вражеских кораблей.
Немцы прибыли в Корс-фьорд, около норвежского Бергена. «Ойген» дозаправили. В этот же день отряд Лютьенса вышел в Атлантику. 22 мая над Корс-фьордом пролетел английский самолет-разведчик. Получив доклад авиаразведки, в английском Адмиралтействе поняли, что враг уже в океане. Командующий флотом адмирал Тови приказал крейсерам под началом контр-адмирала Уэйк-Уолкера («Саффолк» и «Норфолк») усилить наблюдение. Британские корабли уже патрулировали в Датском проливе – между Гренландией и Исландией. К югу от Исландии направили лёгкие крейсера.
Из главной базы британского флота в Скапа-Флоу (гавань в Шотландии на Оркнейских островах) вышел отряд вице-адмирала Ланселота Холланда. Он держал флаг на линейном крейсере «Худ», за которым шли новый линкор «Принс оф Уэльс» и шесть эсминцев. Отряд получил задачу блокировать выход из Датского пролива с юга. Основные силы британцев – линейный корабль «Кинг Джордж V», авианосец «Викториес», 4 крейсера и 7 эсминцев, двинулись к юго-западному побережью. Позже к ним присоединился ещё один линкор. В общем, охота на «Бисмарк» началась. Немецкая радиоразведка перехватила приказ английского адмиралтейства начать поиски двух линкоров, идущих из Бергена в северную часть Атлантического океана.
Гибель «Худа»
23 мая 1941 года в 19 час. 22 мин. британский тяжелый крейсер «Саффолк» заметил в 7 милях противника. Англичане благоразумно ушли в полосу тумана и стали следить за немцами по радиолокатору. Адмиралы Тови и Холланд получили данные о курсе, скорости и месте. Потом с немцами сблизился «Норфолк», но был отогнан огнем «Бисмарка». Британское командование получило свежую информацию. Теперь британские крейсера шли справа и слева за противником на почтительном расстоянии. Тем временем отряд Холланда шёл на запад полным ходом.
Немцы знали, что англичане «сидят на хвосте». Вечером командиру «Ойгена» Бринкману доложили о перехваченных радиограммах «Саффолка». Оторваться не удавалось. Немцы догадывались, что у врага есть приборы, которым ни туман, ни дым не помеха. Однако Лютьенс не прервал операцию и не вернулся назад. Очевидно, немецкий адмирал стремился выполнить приказ любой ценой.
В полночь 24 мая британцы потеряли радиолокационный контакт с противником. Узнав об этом, Холланд решил, что немцы оторвались от отряда крейсеров и пошли назад. Это было логично. Британский адмирал повернул за ними – на север. Холланд составил план боя: «Худ» и «Принц оф Уэльс» сосредоточат огонь на «Бисмарке», а крейсера – на «Принце Ойгене», но не известил об этом контр-адмирала Уэйк-Уолкера. В 2 часа 47 мин. «Саффолк» снова обнаружил противника. Немцы по-прежнему шли на юго-запад. «Холланд» вновь развернулся, развил почти предельный ход – 28 узлов, и потерял свои эсминцы. Они остались севернее и в бою, как и крейсеры Уэйк-Уолкера, не участвовали.
24 мая в 5 час. 35 мин. британцы обнаружили «Бисмарк». Холланд решил атаковать, не ждать подхода линкоров Тови. В 5 час. 52 мин. «Худ» открыл огонь из носовых башен с дистанции примерно 12 миль, продолжая сближаться с противником. Эта дистанция считалась опасной для «Худа»: неприятельские снаряды, падая по крутой траектории, могли поразить сравнительно слабо защищённые палубы старого крейсера. А под ними – погреба боезапаса. Оба немецких корабля согласованно обстреливали «Худа». Первый залп британского линейного крейсера лёг далеко от «Принца Ойгена». «Принц Уэльский» лишь пятым или шестым залпом попал в «Бисмарка». Зато после второго залпа германских кораблей на «Худе» начался сильный пожар погребов боеприпасов. Около 6 часов, когда противников разделяло 7–8 миль, Холланд повернул влево, чтобы ввести в дело кормовые башни. Тут «Бисмарк» угодил 380-мм снарядами главного калибра в палубу «Худа» между второй трубой и грот-мачтой. Практически немедленно произошёл мощный взрыв, «Худ» был разорван пополам и быстро затонул. Из 1419 моряков спасли только троих. Погиб и адмирал Холланд.
«Бисмарк» перенёс огонь на «Принс оф Уэльс». Вскоре в британский линкор попало три 380-мм снаряда и четыре 203-мм с германского крейсера. Серьёзных повреждений линкор не получил, однако из-за технической неисправности вышла из строя носовая башня главного калибра (356 мм), затем и кормовая. В результате у «Принс оф Уэльс» осталась одна башня главного калибра. Чтобы не разделить участь флагмана, в 6 час. 13 мин. командир Лич приказал поставить дымовую завесу и вышел из боя. В германский линкор попало три снаряда с «Принс оф Уэльс». Серьёзного урона не было. Однако один снаряд попал в носовую часть, под бронепоясом, возник дифферент, и полный ход снизился до 26 узлов. Второй снаряд пробил топливную цистерну. Не опасно, но возникла потеря топлива. Также отчётливый нефтяной след позволил британцам обнаружить вражеский линкор.
После потопления «Худа» у Лютьенса был выбор: либо вернуться в Норвегию (1150–1400 миль), либо направиться во французские порты Брест или Сент-Назер (1700 миль). Но путь в занятые немцами норвежские порты проходил слишком близко от британских баз. Кроме того, поблизости был английский линкор «Принс оф Уэльс». О том, что он получил серьёзные повреждения и выбыл из игры, немцы не знали. Также во Франции можно было рассчитывать на поддержку ещё двух германских линкоров. Они могли выйти навстречу и помочь прорваться на французский порт. Немецкий адмирал Лютьенс связался со штабом, доложил ситуацию и получил разрешение отпустить крейсер в самостоятельное рейдерство, а самому идти к французскому побережью.
Погоня и обнаружение «Бисмарка»
Получив известие о гибели «Худа», британское морское командование направило на помощь линкор «Родней», авианосец «Арк Ройял», крейсер «Шеффилд». Ещё один линкор и 4 эсминца сняли с конвоя, третий отправили из Галифакса. «Бисмарк» в 18 час. неожиданно повернул на крейсеры Уэйк-Уолкера, которые следовали за противником, и заставил их отступить. Этот маневр помог крейсеру Бринкмана затеряться в океане. Да его особо и не искали, главной целью был «Бисмарк». Через 10 дней «Принц Ойген» пришёл в «Брест».
Около 23 час. 9 английских торпедоносцев с авианосца «Викториес» вышли к линкору и добились одного попадания по правому борту. Торпеда взорвалась у мощного бронепояса и не причинила большого вреда. Примерно в 3 час. 25 мая британские крейсера потеряли противника. Они начали поиск на западе и юго-западе от места последнего радиоконтакта. Гналось за врагом и соединение Тови. Его корабли пошли на северо-восток, к Исландии. «Бисмарк» спокойно прошёл в 100 милях за ним и пошёл на юго-восток. Британцы перехватили радиограммы с «Бисмарка». Тови получил из адмиралтейства эти данные, но не точные координаты, а пеленги, рассчитывая, что на его кораблях есть радиопеленгаторы. Но их-то и не было!
В этот же день произошла ещё одна ошибка, которая неожиданно привела англичан к успеху. В 13 час. 20 мин. британцы запеленговали радиограмму, посланную с Атлантики. Её передавала германская подлодка, обнаружившая британский авианосец. Текст прочитать не удалось, но решили, что передача велась с «Бисмарка», идущего к западному побережью Франции. Затем британцы засекли активный радиообмен немецкой группы «Запад», что утвердило англичан в предыдущем выводе. Всем эскадрам приказали идти на юго-восток. Немецкий линкор в это время оторвался от противника на 160 миль.
В 10 час. 20 мин. 26 мая германский линкор обнаружили в 690 милях от Франции с британской летающей лодки «Каталина». Британцы поняли, что догнать вражеский линкор сложно. Нужно было любыми способами приостановить его. Это могла сделать морская авиация. Соединение «H» под началом адмирала Соммервилла шло из Гибралтара, имея в своём составе авианосец «Арк Ройял». В 14 час. 50 мин. с авианосца к месту обнаружения противника вылетели торпедоносцы «Суордфиш». К этому времени в районе обнаружения «Бисмарка» находился британский лёгкий крейсер «Шеффилд». Английские самолеты атаковали свой корабль, к счастью для них, ни одна из 11 торпед не попала в цель.
К 17 час. 40 мин. «Шеффилд» обнаружил немецкий линкор и начал наводить на него авиацию. В 20 час. 47 мин. 15 самолетов, несмотря на темноту, начали новую атаку «Бисмарка». Две торпеды угодили в линейный корабль. Одна попала в бронепояс, зато другая взорвалась в корме и повредила рули. «Бисмарк» утратил возможность маневра и управляемость. Интересно, что перед выходом в море Лютьенс предсказал такой исход:
Последний бой «Бисмарка»
В это время британское командование уже подумывало прекратить операцию по преследованию «Бисмарка».
Крупные корабли начинают испытывать нехватку топлива, из-за лихого марша на север. Район боя приблизился к сфере действия люфтваффе. Но удачное попадание торпеды всё изменило. Поздним вечером 26 мая немецкий линкор обстрелял «Шеффилд», ранив несколько человек. Ночью 27 мая вступил в бой с британскими эсминцами (среди них был польский «Перун»). «Бисмарк» остановился в 400 милях от Франции.
В 8 час. 47 мин. 27 мая подошли британские линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V». Они открыли огонь с 12 миль. «Родней» дал ещё и торпедный залп. «Бисмарк» стал отвечать. Но он не мог нанести большой урон врагу: линкор не мог маневрировать, уклоняться, был идеальной мишенью, а крен негативно влиял на точность стрельбы. Также одним из первых попаданий был уничтожен главный дальномерный пост.
В это время в районе сражения проходила немецкая подлодка У-556. Британские большие корабли (линкор и авианосец) шли без эскорта и не меняли курс. Цель была отличная. Но субмарина возвращалась из похода и уже использовала боезапас.
В бой вступили британские тяжёлые крейсера «Норфолк» и «Дорсетшир». В 10 часов, израсходовав снаряды, прекратил огонь главный калибр «Бисмарка», затем смолк средний. Большинство высших командиров, очевидно, погибли. На британских кораблях кончались снаряды и топливо. Адмирал Тови приказал крейсеру «Дорсетшир» добить врага. Англичане спокойно подошли к погибающему, но не сдающемуся линкору.
Британцы спокойно, как на учениях, всадили торпеды в правый борт, обошли линкор и всадили ещё одну в левый. В это время немецкие моряки, погибая, но не сдаваясь, открывали кингстоны и закладывали в турбины взрывчатку.
«Бисмарк» в этом бою показал высочайшую живучесть. И есть вероятность, что гибель корабля была вызвана действиями самих немцев. В 10 час. 36 мин. полыхающий «Бисмарк» накренился, перевернулся и затонул. Британцы спасли 110 человек, ещё троих – через некоторое время немецкие субмарины. На линкоре было 2200 человек (по другим данным – 2403). Адмирал Лютьенс и командир корабля капитан Линдеманн погибли вместе с линкором.
Немцы провели расследование гибели «Бисмарка» и пришли к выводу, что дело в нарушении режима секретности. Германское морское командование отказывается от рейдов крупных надводных кораблей и делает ставку на действия подводного флота.
Британцы же после почти мгновенной гибели «Худа» и последующего упорного сопротивления «Бисмарка» переоценили свои взгляды на боевые возможности германских кораблей. Они стали держать во флоте метрополии достаточное число линкоров и авианосцев, чтобы парировать новый рейд врага. Это ухудшило возможности британского флота на других морских театрах. Также эта операция показала возрастающую роль морской авиации, авианосцев в морских битвах.
Источник
Коллекция «Охота на Bismarck»
Общая информация
Коллекция «Охота на Bismarck» посвящена известной военно-морской операции Второй Мировой Войны — поэтому в коллекцию входят эмблемы кораблей и авиационных подразделений, которые были её участниками. Главный приз — особые камуфляжи для линкора Bismarck: «Со дна океана» и «Последний поход».
Контейнеры можно было получить:
- за выполнение заданий кампании «Охота на Bismarck» в период с 18 мая по 17 июня 2017 года;
- за выполнение испытания «Возвращение коллекции» в период 5-8, 19-22 января и 25-29 мая 2018 года;
- купив их в премимум магазине.
Курс обмена дубликатов составлял 4 к 1, курс автоматической продажи оставшихся или полученных после сбора коллекции дубликатов составлял 10 000 кредитов за 1 дубликат.
Эмблемой коллекции являлся ключ с фигурой льва — т.к. этот зверь является одним из символов Великобритании
Эмблема германского линкора Bismarck (вступил в строй в 1940 г.) – родовой герб канцлера Германии Отто фон Бисмарка, в честь которого был назван корабль.
В ходе своей единственной боевой операции линкор в сопровождении крейсера Prinz Eugen должен был прорваться в Атлантику и атаковать коммуникации союзников, но был обнаружен, а затем и перехвачен англичанами. 24 мая в Датском проливе Bismarck потопил британский линейный крейсер Hood, но сам был повреждён и вынужден отказаться от рейдерства. 26-27 мая объединённым силам Королевского флота удалось с помощью авиации лишить Bismarck способности маневрировать и затем потопить его в артиллерийском бою.
Prinz Eugen – немецкий тяжёлый крейсер типа Admiral Hipper (вступил в строй в 1940 г.). В эмблеме корабля использованы элементы герба знаменитого австрийского полководца конца XVII – начала XVIII вв. принца Евгения Савойского, в честь которого был назван корабль.
По замыслу операции «Учения на Рейне» в мае 1941 г. крейсер должен был сопровождать Bismarck во время рейда на атлантические коммуникации союзников. 24 мая Prinz Eugen участвовал вместе с линкором в бою в Датском проливе, после чего прорвался в Атлантику для одиночного рейдерства, оказавшегося безрезультатным.
Эмблема шведского авианесущего крейсера Gotland (вступил в строй в 1934 г.). Изображение основано на элементах герба исторической провинции Готланд, в честь которой был назван корабль.
Крейсер Gotland 20 мая 1941 г. первым из боевых кораблей обнаружил выход в море линкора Bismarck, о чём донёс командованию ВМС Швеции. Эта информация попала в распоряжение британской разведки и была передана в Лондон в Адмиралтейство, послужив толчком к началу охоты за линкором.
HMS Ark Royal (англ. «Королевский ковчег») – первый британский авианосец нового поколения (вступил в строй в 1938 г.), оказавший значительное влияние на развитие этого класса кораблей в Королевском флоте.
К преследованию линкора Bismarck был привлечён 23 мая 1941 г., выйдя в составе Соединения «H» из Гибралтара на перехват германского рейдера. Сыграл ключевую роль в операции – торпедоносцы его авиагруппы 26 мая сумели добиться решающего попадания в Bismarck, выведя из строя рулевое управление линкора, что позволило британским кораблям нагнать его и потопить.
Эмблема HMS Dorsetshire, тяжёлого крейсера типа County (вступил в строй в 1930 г.). На ней изображён лев – один из основных элементов герба Англии и графства Дорсет, в честь которого был назван крейсер.
26 мая 1941 г. HMS Dorsetshire был отозван от конвоя, который эскортировал, и брошен на перехват линкору Bismarck. Крейсер успел принять участие в сражении 27 мая, на последней стадии боя несколькими торпедами добив германский линкор. Большая часть выживших с потопленного рейдера были спасены именно HMS Dorsetshire.
HMS Zulu – эсминец типа Tribal (вступил в строй в 1938 г.). На эмблеме корабля были изображены элементы традиционного вооружения южноафриканского народа зулусов.
В последних числах мая 1941 г. HMS Zulu, входивший вместе с остальными кораблями 4-й флотилии эсминцев в состав эскорта одного из конвоев, был отозван для участия в преследовании линкора Bismarck. В ночном бою с 26 на 27 мая Zulu атаковал торпедами германский рейдер, несмотря на полученные от его артиллерии повреждения.
825-ая эскадрилья Воздушных сил флота
Эмблема 825-й эскадрильи Воздушных сил флота Великобритании (сформирована в 1934 г.), базировавшейся на авианосцах. Орёл и мальтийский крест символизируют авианосец Eagle и остров Мальта, на которых эскадрилья базировалась в первые годы службы.
В мае 1941 г. входила в состав авиагруппы HMS Victorious. В ночь с 24 на 25 мая восемь торпедоносцев Fairey Swordfish из состава эскадрильи предприняли атаку на линкор Bismarck, добившись попадания торпеды в центральную часть корабля и вынудив его снизить скорость. Все самолёты благополучно и без потерь вернулись на авианосец, несмотря на отсутствие опыта взлёта и посадки в ночное время суток.
Часть видовой разведки №1
Эмблема фоторазведывательного подразделения №1 – специальной части Королевских ВВС, одной из основных задач которой было отслеживание передвижений кораблей ВМС Германии.
21 мая 1941 г. пилот этого подразделения Майкл Саклинг на самолёте Spitfire PR Mk.VI обнаружил и сфотографировал линкор Bismarck и крейсер Prinz Eugen в Корсфьорде у побережья Норвегии. Таким образом, их выход в море был подтверждён, и британский Флот Метрополии начал перегруппировку сил для перехвата рейдеров.
Эмблема 209-й эскадрильи Королевских ВВС. Падающий орёл, изображённый на ней, символизирует победу над легендарным германским лётчиком-асом фон Рихтхофеном по прозвищу «Красный Барон», сбитым пилотом этой эскадрильи в 1918 г.
Именно самолёт 209-й эскадрильи – летающая лодка PBY Catalina, пилоты Дэннис Бриггс и Леонард Б. Смит – утром 26 мая 1941 г. обнаружил линкор Bismarck, контакт с которым был потерян англичанами сутками ранее. Это позволило Королевскому флоту сосредоточить силы и потопить германский линкор.
Эмблема HMS Norfolk, тяжёлого крейсера типа County (вступил в строй в 1930 г.). На ней изображены элементы герба графства Норфолк, в честь которого был назван корабль.
В начале операции вместе с крейсером Suffolk патрулировал Датский пролив. Обнаружил германские корабли 23 мая и обеспечил наведение на них английской эскадры вице-адмирала Холланда. Преследовал немецкий линкор вплоть до 25 мая, затем принимал участие в бою 27 мая, когда Bismarck был потоплен.
Эмблема HMS Mashona, эсминца типа Tribal (вступил в строй в 1939 г.). На ней была изображена Птица Зимбабве – легендарный тотем южноафриканского народа машона.
В мае 1941 г. HMS Mashona входил в состав эскорта одного из атлантических конвоев. 24 мая он был отозван для участия в погоне за линкором Bismarck. Вплоть до 27 мая эсминец вместе с линкором Rodney преследовал германский рейдер, пока не был вынужден повернуть в базу из-за недостатка горючего. На следующий день HMS Mashona был потоплен немецкими бомбардировщиками, высланными на помощь линкору Bismarck.
HMS Cossack – эсминец типа Tribal (вступил в строй в 1938 г.), прославившийся тем, что в апреле 1940 г. взял на абордаж немецкий танкер Altmark в норвежских водах, освободив около 300 пленных британских моряков. Название Cossack, в честь русских казаков, в английском флоте было традиционным и присваивалось кораблям с середины XIX в.
В мае 1941 г. – флагманский корабль кэптена Вайена, командира 4-й флотилии эсминцев, эскортировавшей британские линкоры. Когда 26 мая Bismarck вновь был обнаружен, Вайен по собственной инициативе пошёл ему на перехват. В ночь с 26 на 27 мая Cossack и другие эсминцы флотилии произвели несколько торпедных атак на германский линкор и в дальнейшем поддерживали контакт, наводя на него главные силы флота.
HMS Suffolk – тяжёлый крейсер типа County (вступил в строй в 1928 г.). Замок и ключ, изображённые на эмблеме корабля, – элементы герба Саффолкского полка, память об участии этого подразделения английской армии в обороне Гибралтара в конце XVIII в.
В мае 1941 г. вместе с крейсером Norfolk патрулировал Датский пролив. Первым обнаружил Bismarck и, поддерживая с ним радиолокационный контакт, обеспечил наведение на противника английской эскадры вице-адмирала Холланда. Участвовал в бою в Датском проливе и преследовании германского линкора вплоть до 25 мая.
HMS Renown (англ. «Знаменитость») – линейный крейсер (вступил в строй в 1916 г.). Изображённые на эмблеме классические символы – лавровый венок и факел славы – перекликаются с названием корабля.
С 23 мая 1941 г. HMS Renown под флагом вице-адмирала Сомервилла принимал участие в преследовании линкора Bismarck. 26 мая Соединение «H» во главе с линейным крейсером оказалось единственной силой, способной предотвратить прорыв рейдера во Францию. Главной задачей HMS Renown было прикрытие авианосца Ark Royal, нанесшего основной удар по германскому линкору.
HMS Sheffield – лёгкий крейсер типа Town (вступил в строй в 1937 г.). Основой для эмблемы корабля послужили элементы герба города Шеффилд, в честь которого был назван крейсер.
23 мая 1941 г. HMS Sheffield в составе Соединения «H» вышел из Гибралтара для участия в операции по уничтожению линкора Bismarck. 26 мая по приказу флагмана вице-адмирала Сомервилла крейсер установил радиолокационный контакт с германским рейдером и навёл на него самолёты с авианосца Ark Royal, которые нанесли линкору фатальные повреждения.
HMS Tartar, эсминец типа Tribal (вступил в строй в 1939 г.). Эмблему получил в соответствии с названием, с середины XIX в. по традиции присваиваемым кораблям английского флота в честь российских татар.
В мае 1941 г. HMS Tartar вместе с линкором Rodney, эсминцами Somali и Mashona входил в состав эскорта одного из атлантических конвоев. 24 мая эскорт был отозван для участия в погоне за линкором Bismarck. HMS Tartar преследовал германский рейдер вплоть до утра 27 мая, когда тот был потоплен. При возвращении в базу эсминец отбил атаку немецких бомбардировщиков и принял на борт экипаж потопленного ими HMS Mashona.
Эмблема HMS Rodney, линейного корабля типа Nelson (вступил в строй в 1927 г.). Изображённый на ней орёл, являлся одним из элементов герба знаменитого английского флотоводца XVIII в. адмирала Джорджа Родни.
После гибели линейного крейсера Hood в Датском проливе, направлявшийся в США в составе конвоя HMS Rodney 24 мая 1941 г. был брошен на перехват линкора Bismarck. Три дня Rodney участвовал в поиске и преследовании рейдера, сыграв главную роль в его потоплении в бою 27 мая.
HMS King George V – головной корабль серии британских линкоров (вступил в строй в 1940 г.). На его эмблеме изображён вензель короля Англии Георга V (1865-1936), в честь которого был назван линкор.
В мае 1941 г. HMS King George V являлся флагманским кораблём адмирала Тови, командовавшего Флотом Метрополии и руководившего операцией по перехвату и уничтожению линкора Bismarck. Участвовал в преследовании германского рейдера и потоплении его во время боя 27 мая.
HMS Victorious – один из авианосцев типа Illustrious (вступил в строй в 1941 г.), новаторских кораблей, первыми в своём классе получивших бронированную полётную палубу. На эмблеме изображена древнеримская богиня Победы – Виктория.
В мае 1941 г. только что вступивший в строй авианосец был включён в состав главных сил Флота Метрополии и принял участие в охоте на германский линкор Bismarck. Торпедоносцы 825-й эскадрильи из состава авиагруппы корабля в тяжёлых погодных условиях ночью с 24 на 25 мая атаковали Bismarck, добившись торпедного попадания и затопления ряда отсеков корабля.
HMS Maori, эсминец типа Tribal (вступил в строй в 1939 г.). Основным элементом его эмблемы было изображение одного из традиционных символов воинственного новозеландского народа маори.
В мае 1941 г. HMS Maori входил в состав 4-й флотилии эсминцев кэптена Вайена. С 26 мая участвовал в преследовании линкора Bismarck. В ходе ночного боя на 27 мая дважды предпринимал торпедные атаки на германский линкор, а на следующий день участвовал в спасении экипажа потопленного рейдера.
HMS Prince of Wales – линкор типа King George V (вступил в строй в 1941 г.). На эмблеме корабля были изображены элементы герба принца Уэльского на фоне креста Св. Георга – покровителя Англии.
22 мая 1941 г. HMS Prince of Wales в составе соединения вице-адмирала Холланда был направлен на перехват германскому линкору Bismarck. В сражении 24 мая в Датском проливе повреждён и вынужден выйти из боя, добившись при этом нескольких попаданий в Bismarck, что заставило его отказаться от рейдерства.
HMS Sikh – эсминец типа Tribal (вступил в строй в 1938 г.). Назван в честь проживающего на севере Индии народа сикхов, в культуре которого чрезвычайно почитался лев, ставший основным элементом эмблемы.
В мае 1941 г. HMS Sikh входил в состав 4-й флотилии эсминцев Королевского флота. К преследованию линкора Bismarck вместе с остальными кораблями флотилии присоединился 26 мая. Участвовал в торпедных атаках на Bismarck в ночь на 27 мая, после чего следил за ним до подхода главных сил Флота Метрополии.
Гюйс ORP Piorun, эсминца типа N (первоначальное название HMS Nerissa), построенного в Англии и переданного ВМС Польши в 1940 г. Занесённая для удара рука со скимитаром, изображённая на полотнище, – традиционный символ польского флота, используемый с XVII в.
Во время операции по уничтожению линкора Bismarck действовал в составе 4-й флотилии эсминцев британского флота. В ночь с 26 на 27 мая ORP Piorun первым установил визуальный контакт с линкором и в одиночку завязал с ним артиллерийскую дуэль, в которой ни одна из сторон не добилась попаданий.
Источник