Соглашение монтре по черному морю

В чем суть турецкого скандала вокруг Конвенции Монтрё

В Турции развернулась нешуточная борьба за Конвенцию Монтрё, международное соглашение, которое регулирует проход кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы. Недавно спикер парламента Турции Мустафа Шентоп заявил, что президент Реджеп Тайип Эрдоган «хоть завтра» может выйти из Конвенции. Его заявление вызвало жесткую критику, около сотни бывших адмиралов написали открытое письмо, где выразили свое беспокойство возможным выходом Турции из международного соглашения 1936 года. Этот выпад возмутил турецкое руководство, и после того, как генпрокуратура начала расследование, 14 адмиралов были арестованы.

Почему же договор вызывает столь бурные эмоции? Дело в том, что он накладывает на Турцию определенные обязательства. Согласно Конвенции Монтрё, проливы Босфор и Дарданеллы объявлены свободными для торгового судоходства, то есть Турция ничего не получает с транзита, хотя могла бы зарабатывать несколько миллиардов долларов в год. Мало того, что проливы не приносят деньги, Турция еще и обязана контролировать заход в Черное море военных судов нерегиональных стран — их общий тоннаж не может превышать 45 тыс т, а в Черном море они не могут находиться больше 21 дня. Другими словами, Турция не должна пускать американский флот, если их тоннаж превышает установленные нормы. Закрывать Босфор и Дарданеллы Анкара имеет право в случае угрожающей ей войны.

Для одних политических сил Турции, которые сегодня находятся по большей части в оппозиции, соглашение 1936 года является гарантией суверенитета страны. Для сторонников Эрдогана и тех, кто пытается отказаться от наследия Ататюрка, Конвенция Монтрё – кабальное соглашение, подобно Версальскому договору для Германии после Первой мировой войны. По большей части тема Конвенции сейчас – вопрос внутриполитической борьбы, считает главред «МК Турция», автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев.

Читайте также:  Мое море нойз смысл

«В Турции общество поляризовано. И этот вопрос как раз один из ключевых, которые делят общество на две части. Одни считают, что Турция приняла условия Лозаннского мирного договора, а потом и условия Конвенции Монтрё, потому что она была тогда слаба и не могла настоять на своих условиях. При этом, если смотреть на то, что предлагает эта Конвенция по регулированию черноморских проливов, и то, что было в Лозаннском договоре, то там заметна большая разница: Монтрё – определенная победа турецкой стороны, потому что был возвращен суверенитет над проливами», -прежде всего указал он.

«В то же время, в Турции есть определенные круги, которые вполне готовы были бы поддержать Эрдогана, а ему нужна политическая поддержка, потому что сейчас его позиции не так сильны, как ранее. Для победы в 2023 году ему нужны союзники», — сказал эксперт в беседе с «Вестником Кавказа».

Ниязбаев отметил, что по опросам Эрдоган, если бы парламентские выборы состоялись сегодня, не смог бы вместе с националистами из MHP набрать 51% голосов. Но, делая ставку на возрождение Османской империи, он может претендовать на поддержку оппозиционной партии Saadet.

Политические очки политическими очками, но теоретический выход Турции из Монтрё будет иметь серьезные международные последствия. Сейчас никакой платы за проход торговые суда не платят. Но представьте себе, если Анкара введет пошлины? Цены на отдельные товары моментально вырастут. Достаточно вспомнить, что через проливы проходит порядка 3% мировых поставок нефти. Однако не так страшна торговля, как военное дело. Все те ограничения на проход военных кораблей, о которых говорилось выше, оказываются под риском: что, если Турция начнет пропускать в Черное море американские авианосцы? Формально Россия такое решение может оспорить, ведь конвенция регулирует не только проход кораблей, но и их тоннаж и время нахождения в Черном море.

Однако США успеют воспользоваться тем временем, которое Москва и Анкара потратят на разбирательства в международных судах, и подвести, к примеру, авианосец «Гарри Трумэн» к Севастополю. О том, что в России серьезно относятся к судьбе Конвенции Монтрё, можно судить по заявлениям Кремля. В ноябре прошлого года Дмитрий Песков уже заявлял, что Россия «надеется на незыблемость норм свободы судоходства через черноморские проливы».


Стоит добавить, что тема договора Монтрё появилась во многом из-за планов строительства Турцией Стамбульского канала параллельно Босфору. В отличие от Босфора, этот морской коридор будет находиться в полном подчинении Турции. Что уже точно ясно, так это то, что иностранным торговым судам придется платить за транзит через него. А что же с военными кораблями? Будут ли на них распространяться ограничения Конвенции Монтрё? Это ключевой вопрос. Скорее всего, договор будет распространяться на фрегаты и линкоры, идущие не только по Босфору, но и по новому каналу, ведь в документе говорится не только о проходе, но и о пребывании в Черном море. Нет разницы, откуда внерегиональный военный корабль попал в Черное море, главное, чтобы его тоннаж не превышал 45 тыс т и он не находился там больше трех недель. Возможно, именно из-за этой тонкости руководство Турции и решило вынести на обсуждение соглашение Монтрё.

По самым оптимистичным оценкам, на строительство Стамбульского канала уйдет около 10 лет, однако реакцию внутри страны и за ее пределами изучают уже сейчас. Арест генералов показывает, что внутреннее сопротивление Эрдоган будет жестко пресекать. Хотя, если действовать чересчур топорно, можно проиграть следующие президентские выборы 2023 года. Что касается международной реакции, то здесь все обстоит намного серьезнее. Для отказа от Монтрё придется договариваться с рядом стран, включая Францию, Британию, Россию, Японию, Грецию и так далее. При одном сценарии Анкара может пойти на сделку со странами НАТО и в обмен на разные бонусы предложить им, свободу военного прохода в Черное море. В то же время, скажем, если Россия инвестирует в строительство Стамбульского канала, то на лучшие условия может рассчитывать она.

Это все, конечно, сценарии и расклады. Как все будет на самом деле, покажет время. В любом случае российской дипломатии нужно быть очень активной на турецком направлении, чтобы не позволить ущемить свои интересы при возможном пересмотре конвенции Монтрё.

Источник

Конвенция Монтрё о статусе проливов. Справка

Конвенция Монтрё о статусе проливов (Convention de Montreux) регулирует судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы и в Мраморном море. Пролив Босфор соединяет Черное море с Мраморным, а Дарданеллы — Мраморное море с Эгейским.

Конвенция была подписана в Монтрё (Швейцария) 20 июля 1936 года, вступила в силу 9 ноября того же года. Участниками конвенции являются 11 стран — СССР, Австралия, Болгария, Греция, Румыния, Великобритания, Кипр (с 1969), Турция, Югославия, Япония и Франция.

Конвенция состоит из 29 статей, 16 из которых касаются военных кораблей, шесть имеют отношение к гражданским судам.

Основная задача конвенции — пересмотр результатов Лозаннской конференции 1922-23 годов, на которой был утвержден принцип неограниченного прохода военных и торговых кораблей всех стран в Черное море и обратно как в мирное, так и в военное время.

Конвенция Монтрё закрепила суверенитет Турции над проливами. Предусмотренная в Лозанне международная комиссия по проливам была ликвидирована, функции по наблюдению и контролю за проходами судов через проливы перешли к Турции.

Согласно конвенции, за торговыми судами всех стран сохранена свобода прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Конвенцией признается особое положение черноморских государств. В мирное время при условии уведомления ими Турции за восемь суток военные корабли любого класса, в том числе подводные лодки, имеют право проходить через проливы.

Для военных кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу и по тоннажу. Общий тоннаж одновременно находящихся в Черном море военных судов нечерноморских государств (не более девяти судов) не должен превышать 30 тыс. тонн (или 45 тыс. в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран). Срок пребывания этих кораблей в море — не более 21 дня. Тоннаж судов одной нечерноморской страны не должен превышать 2/3 общего тоннажа находящихся в Черном море судов этих стран. Эти страны должны за 15 суток уведомить Турцию по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей.

Если одна или несколько нечерноморских стран направят в проливы суда с гуманитарными целями, то их общий тоннаж не должен превышать 8 тыс. тонн.

В статье 15 конвенции говорится, что «военные корабли, проходящие проливы транзитом, не могут ни в каком случае использовать воздушные суда, которые могли бы на них находиться».

В случае участия Турции в войне, а также угрозы войны, она может запретить проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не принимает участия, она имеет право запретить транзит судов воюющей страны.

Источник

В. Сизов «Значение Конвенции Монтрё в современных условиях»

Беспрепятственное использование проливов, соединяющих Черное и Средиземное моря, исторически является одним из ключевых факторов стабильного экономического развития причерноморских государств, расширения их сотрудничества с другими странами, а также защиты своих национальных интересов. В условиях сложной обстановки на Украине и Ближнем Востоке вопрос регулирования судоходства на Черном море становится особенно актуальным.

Конвенция по режиму прохода черноморских проливов была заключена 20 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) в ходе конференции по пересмотру первого аналогичного документа, принятого еще в 1923-м в г. Лозанна (Швейцария). Новое соглашение вступило в силу 9 ноября 1936 года. Формально срок его действия 20 лет. Однако в соответствии с положениями документа он «остается в силе сверх указанного срока до того момента, когда истекут два года после направления уведомления о денонсации в адрес правительства Франции» (депозитарий), которое обязано проинформировать об этом всех остальных участников. По состоянию на август 2019 года к документу присоединились следующие государства: Австралия, Болгария, Великобритания, Греция, Италия, Кипр, Россия, Румыния, Турция, Украина, Франция и Япония.

Конвенция Монтрё закрепила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы. В ней оговаривается, что торговые суда всех государств в мирное и военное время (когда Турция является невоюющей стороной) пользуются полной свободой прохода и плавания в черноморских проливах днем и ночью независимо от флага государства и перевозимого груза без каких-либо формальностей. Вместе с тем Анкаре предоставлено право взимать с каждого судна сбор для покрытия расходов по санитарному контролю, навигационному сопровождению и содержанию спасательной службы. Порядок и режим транзита через указанные проливы кораблей в отношении черноморских и нечерноморских государств отличаются. Из документа следует, что первые в мирное время могут проводить корабли любого класса. Запрещается только в этот период выполнять полеты палубной авиации.

Черноморские страны также имеют право проводить через проливы свои подводные лодки (ПЛ), построенные или купленные вне этого моря, в случае следования к месту базирования при условии, что Турция будет заблаговременно уведомлена о закладке или покупке таких кораблей. Кроме того, ПЛ, принадлежащие данным государствам, могут проходить через проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точная информация по данному факту будет предоставлена турецкой стороне. В обоих случаях лодки должны следовать в дневное время в надводном положении и в единственном числе.

двойной клик — редактировать изображение

Нечерноморским странам разрешается проводить в Черное море только легкие надводные корабли (НК), небольшие боевые и вспомогательные суда. Общий максимальный тоннаж всех иностранных военных судов, находящихся в состоянии транзита через проливы, не должен превышать 15 тыс. т. Их проход возможен только в дневное время, а одновременное количество не превышать девяти единиц. Суммарный тоннаж военных кораблей и судов этих государств, одновременно пребывающих в Черном море, не должен быть более 45 тыс. т, а какой-либо одной нечерноморской страны — 30 тыс. т. При этом независимо от цели пребывания они не могут находиться там более 21 сут. Необходимо отметить, что статья о суммарном водоизмещении кораблей нечерноморских государств, одновременно находящихся в Черном море, допускает ее двойное толкование. Так, Анкара и ее союзники по НАТО исходят из того, что, когда в первой половине 1980-х годов суммарный тоннаж Черноморского флота СССР превысил «по крайней мере на 10 тыс. т тоннаж наиболее сильного флота» на момент подписания Конвенции, то вступил в силу пункт b) данной статьи.

В связи с этим общий тоннаж в 30 тыс. т, предусмотренный пунктом а) для нечерноморских государств, был увеличен до максимального значения — 45 тыс. т, а одного корабля — 20-30 тыс. т. По интерпретации турецкой стороны, такое действие является необратимым. Однако требования той же статьи могут трактоваться по другому: тоннаж кораблей указанных государств следует рассчитывать «в любой данный момент» пропорционально текущему суммарному водоизмещению флотов черноморских стран. Это позволяет снизить приведенные выше лимиты до 30 тыс. и 20 тыс. т соответственно. Такого мнения придерживается Российская Федерация.

Для проведения через проливы военных кораблей турецкому правительству за 8 дней должно быть направлено по дипломатическим каналам предварительное уведомление, нечерноморским государствам — за 15. При этом необходимо указать место назначения, название, тип и количество кораблей, а также дату прохода в первоначальном направлении и при возвращении. Любое изменение сроков является предметом дополнительного уведомления не менее чем за три дня.

В случае участия Турции в войне проход военных кораблей через проливы «будет зависеть исключительно от усмотрения турецкого правительства» (ст. 20). При возникновении для Турции «угрозы непосредственной опасности» (ст. 21) могут быть приняты аналогичные меры. Однако они могут быть отменены, если Совет Безопасности ООН 2/3 голосов признает их необоснованными.

Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов воюющего государства. Военные корабли, которые, пройдя проливы, оказались вне портов основной стоянки, могут вернуться в них. Однако Турция может лишить подобного права корабли государства, вызвавшего применение соответствующих мер.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся в войне с ней, будут пользоваться правом свободного прохода и плавания в проливах при условии, что они не оказывают содействие противнику. Эти суда должны будут проходить проливы в дневное время по маршруту, который в каждом случае указывают турецкие власти.

В случае когда Анкара считает себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, свободный проход для торговых судов сохраняется, однако они могут преодолевать проливы, как и во время войны.

Черноморские страны обязаны ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего флота. Военно-политическое руководство республики рассматривает сохранение контроля над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы как один из важнейших элементов поддержания статуса региональной державы, обладающей стратегически важным географическим положением в Европейско-Азиатском континентальном районе. Монопольное право Анкары на регулирование судоходства в проливах является инструментом для оказания определенного давления на черноморские государства, ограничивая по своему усмотрению транзит военных кораблей и гражданских судов. При этом ограничение (затруднение) их прохода, а также введение полного запрета могут быть реализованы как в рамках международного права, так и в обход него.

Так, на фоне обострения отношений с Российской Федерацией в 2015 и 2016 годах фиксировались факты задержки российских гражданских судов в турецких портах и проливах под предлогом различных формальных нарушений, связанных с работой судового оборудования и систем безопасности. Кроме того, Турция периодически ограничивает право на свободное прохождение судов, объясняя это мерами по нормализации экологической ситуации в районе проливов. В феврале 2019 года, например, отмечался значительный рост времени получения разрешения на проход черноморских проливов нефтеналивными танкерами, следующими из порта Новороссийск в Европу и обратно. По официальным данным Анкары, причинами задержки стали неблагоприятные погодные условия.

Одним из путей изменения ситуации, складывающейся вокруг правового статуса Конвенции Монтрё, может стать реализация турецкой стороной транспортного проекта, получившего название «Стамбульский канал». В соответствии с ним планируется построить западнее г. Стамбул искусственный судоходный канал. Предполагается, что его длина составит 45-50 км, ширина — 400 м у основания и 500 м на поверхности, глубина — 25-35 м. К декабрю 2015 года турецкие специалисты разработали технико-экономические обоснования проекта, а в апреле 2016-го парламент Турции принял закон о выделении земельных участков для строительства канала.

двойной клик — редактировать изображение

Однако возникает вопрос о международно-правовом статусе такого проекта, в том числе в контексте действующего соглашения. По заявлениям турецкой стороны, «Стамбульский канал» является прежде всего экономическим проектом, направленным на уменьшение транзитной нагрузки на пролив Босфор и повышение безопасности торгового судоходства. Что касается международно-правового аспекта, то режим Конвенции Монтрё, охватывающий пространство от Средиземного до Черного моря, останется неизменным, в том числе для новой искусственной морской магистрали.

В отношении военных кораблей продолжит действовать установленный этим документом режим прохода через проливную зону. Однако не исключено, что в случае возникновения каких-то нештатных ситуаций в проливе Босфор (неблагоприятные климатические условия, техногенные катастрофы и т. д.) турецкая сторона, временно закрыв его для прохождения судов, направит через строящийся канал и военные корабли. По утверждению Анкары, подобные решения будут приниматься с соблюдением всех требований Конвенции Монтрё.

С 2014 года в связи с политическим кризисом на Украине и обострением российско-американских отношений США и их союзники по НАТО стремятся усилить свое военное присутствие в черноморской морской зоне: так, значительно увеличилось число заходов военных кораблей стран альянса (подавляющее большинство из них принадлежат американским ВМС) в Черное море. Одновременно возросло количество учений с участием черноморских государств — членов НАТО, Украины и Грузии, в ходе которых отрабатываются вопросы формирования оперативных соединений и групп ВМС многонационального состава и различного целевого назначения, а также их развертывания в районах предназначения. В контексте продолжения расширения своей военной деятельности в альянсе изучается возможность пересмотра отдельных положений Конвенции Монтрё, в частности снятия ограничений на водоизмещение военных судов, проходящих через Босфор и Дарданеллы, а также продления сроков их пребывания. Это позволило бы повысить оперативность развертывания формирований ОВМС НАТО на юго-восточном фланге блока и обеспечить наращивание военно-морской группировки в Черном море.

Вместе с тем согласно Конвенции Монтрё инициатива по изменению одного или нескольких ее положений может исходить только от подписавших документ государств. Решение о соответствующем пересмотре должно приниматься в большинстве случаев единогласно путем созыва при необходимости специальной Конференции (один раз в пять лет, ближайшая — до конца 2021 года). Некоторые же поправки, касающиеся суммарного тоннажа военных кораблей и судов нечерноморских государств, одновременно находящихся в состоянии транзита через проливы (ст. 14) или непосредственно в Черном море (ст. 18), могут быть приняты при согласии «3/4 договаривающихся сторон», включая 3/4 причерноморских государств, в том числе Турцию.

Источник: журнал «Зарубежное военное обозрение» №10 2019

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Оцените статью