СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЛИНЬ АЛЕКСАНДРОВА.
ШАРЫ СУСЛОВА .
К сожалению, и в античные, и в гораздо более поздние времена основным средством индивидуального спасения служил спасательный линь. А если точнее — любой попавшийся под руки трос; исторические свидетельства говорят, что веревки издревле использовались для подъема человека из воды на борт. Собственно же спасательный линь появился только в начале ХХ века. В 1914 году матрос Василий Александров сконструировал его для спасения лиц, оказавшихся за бортом. В честь этого российского матроса спасательный линь получил наименование «конец Александрова». Вероятно, своим успехом данная конструкция обязана значительному опыту матроса: он служил в спасательной службе Выборга и лучше многих представлял, какой должна быть простейшая спасательная конструкция. Конец Александрова состоит из плавучего синтетического троса, который имеет на конце петлю диаметром около полуметра; на петлю надеваются два или три пробковых поплавка оранжевого или красного цвета. Конец дополнен утяжелителем в виде кожаного или брезентового мешочка с песком для большей дальности метания.
При оказании помощи тонущему КОНЕЦ АЛЕКСАНДРОВА нужно метать петлёй вперёд, чтобы человек смог надеть кольцо с поплавками на себя. В этом случае пробки будут играть роль спасательного жилета, а петля позволит подтянуть человека к спасателю. Интересный факт: вплоть до 80-х годов ХХ века конец Александрова оснащался вместо мягкого мешочка с песком полуфунтовым свинцовым шариком. Это требовало известной осторожности при метании линя, ведь чересчур «меткий» бросок мог значительно усугубить положение тонущего.
Также подобными спасательными линями снабжаются и спасательные посты на пляжах, переправах, мостах. В советское время щиты с концами Александрова и шарами Суслова располагались на мостах через Неву в Ленинграде.
Ещё одним оригинальным приспособлением являются так называемые «шары Суслова». Они представляют собой два пробковых или поливинилхлоридных шара, соединённых друг с другом капроновым или пеньковым тросом. Способ их применения, согласно инструкции, таков: «взять шары за соединяющий их трос, произвести над головой несколько круговых движений и бросить шары Суслова в направлении тонущего. При необходимости можно соединить их с концом Александрова». Вот таким образом эти два полезных изобретения — конец Александрова и шары Суслова — оказались на одном щите спасательного поста.
На современном рынке снаряжения имеются спасательные лини и других конструкций, имеющие аналогичный способ применения. Также существут специальные ручные пушки, выстреливающие конец линя с грузиком с помощью пиротехнического заряда в сторону тонущего человека. Дальность действия таких приспособлений достигает сотен метров, что важно, если яхта движется с большой скоростью или человек за бортом был обнаружен не сразу. В сложной же ситуации на яхте спасательным линем может оказаться любой свободный конец, брошенный оказавшемуся за бортом человеку, если нет времени на поиск специализированных средств.
Поэтому, согласно МОРСКОМУ РЕГИСТРУ, любое судно обязано иметь на своём борту средства индивидуального спасения в количестве, соответствующем числу членов экипажа и пассажиров. Не составляют исключения и малые суда, в частности яхты и катера всех классов.
Индивидуальные спасательные средства — это средства, рассчитанные на использование одним человеком.
Сегодня существует большое количество всевозможных индивидуальных спасательных средств различных конструкций: спасательные круги, жилеты, нагрудники, лини. Попробуем разобраться в их многообразии.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ КРУГИ.
Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.
Спасательные круги не могут быть надувными или изготовленными из тростника, пробковой стружки или любого крошеного материала. Обычно круги изготавливаются из вспененного полистирола, пеноприта или другого синтетического вспененного материала, не впитывающего воду.
Спасательный круг должен:
— иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм;
— иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;
— иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;
— иметь массу не менее 2,5 кг.
Не менее одного СПАСАТЕЛЬНОГО КРУГА с каждого борта должны иметь СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИ длиной не менее 30 м.
50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.
ОГОНЬ БЕЛОГО ЦВЕТА должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей.
ДЫМОВЫЕ ШАШКИ ДАЮТ ДЫМ ОРАНЖЕВОГО ЦВЕТА, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма. Обычно, самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе.
Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:
— если человек упал за борт с судна, стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;
— ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК УПАЛ ЗА БОРТ ДВИЖУЩЕГОСЯ СУДНА, то подавать ему круг с линем бессмысленно — круг уйдет вместе с судном. В этом случае ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДАН КРУГ СО СРЕДСТВАМИ ПОДАЧИ СИГНАЛА: днем – с самозажигающейся ДЫМОВОЙ ШАШКОЙ, ночью — с САМОЗАЖИГАЮЩИМСЯ ОГНЕМ.
На судне также могут устанавливаться спасательные круги без дополнительного оборудования, если выполняются вышеперечисленные условия комплектации.
Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.
Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита НАЗВАНИЕ СУДНА и ПОРТ ПРИПИСКИ.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЖИЛЕТЫ.
Спасательные жилеты были запатентованы в 40-х годах XIX века, и к началу XX они уже стали широко распространенным атрибутом на американских судах. Особое постановление Конгресса обязало всех судовладельцев снабжать суда жилетами из расчёта один жилет на одного человека, находящегося на борту.
С тех пор спасательный жилет претерпел значительные изменения, пережив большое количество различных модификаций, пока во второй половине 20 века не были приняты единые стандарты, продиктованные опытом его эксплуатации.
В частности, среди основных требований, предъявляемых к спасательным жилетам, актуальны следующие:
— Должен давать возможность разворачивать человека, лишившегося сознания, лицом вверх.
— Должен давать возможность удерживать лицо человека на высоте не менее 12 см от уровня воды.
— Не должен сковывать движений.
— Должен исключить возможность неправильного надевания.
— Должен оснащаться проблесковыми сигнальными огнями и свистками.
— при прыжке в воду с высоты 4,5 метров жилет не должен причинять повреждений. Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).
Во избежание трагических случаев надо строго следовать инструкции при пользовании спасательным жилетом. Не раз потерпевшие гибли по причине неправильного использования спасательных жилетов. Наиболее известный случай — трагедия океанского лайнера «ТИТАНИК»: когда к месту катастрофы прибыли спасательные суда, был отмечен тот факт, что многие погибшие плавают в море ВВЕРХ НОГАМИ. Это было следствием НЕПРАВИЛЬНО НАДЕТЫХ ЖИЛЕТОВ: слишком низко, практически на поясе. После прыжка с борта корабля в воду люди не могли перевернуться вниз ногами из-за смещённого к голове центра тяжести и захлёбывались, оставаясь плавать вниз головой.
Другой трагический пример — крушение эфиопского авиалайнера в открытом море в 60-е годы прошлого века. Погибло большинство пассажиров самолёта, и, по рассказам выживших, произошло это из-за того, что после падения в воду пассажиры надели на себя спасательные жилеты (как и требовалось по инструкции) и начали по чьёму-то дурному примеру в панике надувать их прямо в салоне (что было категорически запрещено инструкцией). Как итог, большинство пассажиров не смогли протиснуться в аварийные люки и навсегда остались в опустившемся на дно самолёте.
ТАБЛИЦА ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДЕКСА ПО СПАСАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ.
Маркировка спасательного жилета | Для младенцев | Для детей | Для взрослых |
Размер для использования: | |||
Вес, кг | менее 15 | 15 и более, но менее 43 | 43 и более |
Высота, см | менее 100 | 100 и более, но менее 155 | 155 и более |
Каждый СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ должен быть снабжен
БЕЛЫМ СИГНАЛЬНЫМ ОГНЕМ и СВИСТКОМ.
Источник
Индивидуальные спасательные средства
Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.
Спасательный круг должен:
иметь спасательный леер, проходящий по наружному
периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;
иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;
иметь массу не менее 2,5 кг.
Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.
Спасательные круги со спасательным линем и с самозажигающимся огнем
50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.
Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика.
Эти круги не должны иметь спасательных линей. Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма.
Обычно самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе. Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:
если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;
если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно − круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть сброшен круг со средствами подачи сигнала: днем – с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью — с самозажигающимся огнем.
Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой
Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.
Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.
Спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. На суда должны поставляться спасательные жилеты трех размеров в соответствии с табл.
Каждый член экипажа и пассажир должен быть обеспечен индивидуальным жилетом. Спасательные жилеты маркируются либо весом,либо высотой, или весом и высотой вместе.
В дополнение к этому должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% числа находящихся на борту пассажиров, или такое большое количество, которое может потребоваться для того, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спасательному жилету.
Если спасательный жилет предназначен для взрослого человека весом более 140 кг и имеющего обхват груди более 1750 мм, то должно быть предусмотрено подходящее приспособление, позволяющее прикрепить жилет к такому лицу. При перевозке младенца на борту судна должен быть предусмотрен специальный жилет для младенцев.
Должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотренные для вахтенных, должны храниться на мостике, в посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.
Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с «жесткими» элементами, обеспечивающими плавучесть.
Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:
всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его переворот лицом вверх не более чем за 5 секунд;
поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над водой.
при прыжке в воду с высоты 4,5 метра жилет не должен причинять повреждений.
Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер,обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения любой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.
Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона.
Кроме того, она предусматривает возможность подкачки жилета ртом.
Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).
Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести.
Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высоты более 4,5 метров не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится прыгать с большей высоты,то следует намотать конец лямок для крепления на руку,а жилет взять в руку.
В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки. Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сиг- нальным огнем и свистком.
Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой.
Пробка выдергивается только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.
Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета.
Гидрокостюмы и защитные костюмы
Гидротермокостюм − костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм.
Также гидрокостюмы должны находиться в удаленных местах расположения плотов, количество их определяется Администрацией флага судна, но рекомендуется иметь равное вместимости плота, но не менее двух.
Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:
любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом;
температура тела человека не должна понижаться более чем на 20С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 20С;
не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;
обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метра;
обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также чтобы человек в гидрокостюме мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.
В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.
Теплозащитное средство − изготавливают из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков, предназначено для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде.
В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% от вместимости людей, но не менее двух.
Теплозащитное средство должно обеспечивать условие, чтобы температура тела человека не падала более чем на 1,5°С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.
Источник