- Как президенты пяти стран Каспийское море разделили
- Конституция Каспия: чего удалось достичь и что осталось нерешенным
- Чем богато Каспийское море
- Перспективы раздела
- 22-летний спор
- Все за сегодня
- Политика
- Экономика
- Наука
- Война и ВПК
- Общество
- ИноБлоги
- Подкасты
- Мультимедиа
- Политика
- Россия и четыре другие страны урегулировали продолжавшийся десятилетиями спор о статусе Каспия
- Контекст
- СОСЕДИ НИКАК НЕ ПОДЕЛЯТ КАСПИЙСКОЕ МОРЕ, ВЛАСТЬ И НЕФТЬ
- Каспий вновь становится ареной борьбы
- Каспий: упущенные возможности
- Все за сегодня
- Политика
- Экономика
- Наука
- Война и ВПК
- Общество
- ИноБлоги
- Подкасты
- Мультимедиа
- Политика
- Спор о Каспийском море
- Контекст
- Каспий: упущенные возможности
- СМИ Ирана: Каспий – зона столкновения интересов?
- Каспий вновь становится ареной борьбы
Как президенты пяти стран Каспийское море разделили
12 августа лидеры пяти стран-соседей по Каспийскому морю поставили точку в 22-летнем каспийском споре, подписав Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Ее называют Конституцией Каспия.
Это стало прорывом в затянувшихся переговорах соседей по Каспию. Но работа на этом не закончена. Конвенцию нужно ратифицировать в парламентах. А в дополнительных соглашениях проработать окончательное разграничение акватории и недр.
Текст Конвенции занимает 18 страниц. С ним можно ознакомиться по ссылке. Зарубежные эксперты назвали ее подписание «ударом по Вашингтону» и «укреплением позиций России».
«Страна» разбиралась, почему пять стран спорят уже 22 года, о чем удалось договориться в Актау, о чем не удалось, и что меняет договор о разделе Каспия.
Конституция Каспия: чего удалось достичь и что осталось нерешенным
Пользование водной поверхностью
Акваторию разделят на три зоны: внутренние воды, рыболовные зоны и общие воды. Внутренние воды будут считаться внешней границей государства, их ширина может быть 15 миль. Рыболовные зоны каждого государства — это еще плюс 10 миль. Остальная территория — общие воды.
Ни озеро, ни море
Участники Конвенции пришли к соглашению, что у водоема будет особый правовой статус, поскольку его нельзя считать ни озером, ни морем. Крупнейший в мире замкнутый водоем не считается озером из-за размера и состава воды, а морем — из-за отсутствия выхода в мировой океан. В Актау решили, что в отношении Каспия не действует Конвенция ООН по морскому праву и принципы в отношении трансграничных озер.
Военное присутствие
В Каспийском море не смогут находиться вооруженные силы третьих стран. При этом, очевидно, допускается создание военных баз для ведения военных действий против некаспийских государств.
Глава Ирана Хасан Роухани дал понять в Астане, что надеялся на более жесткие положения, вплоть до того, чтобы по Каспию не перемещались военные грузы некаспийских стран. Видимо, речь идет о пунктах пропуска в портах Актау и Курык в Казахстане, через которые американцы переправляют в Афганистан нелетальные военные грузы.
Дно и недра не разделили
Конвенция не решила острый вопрос разделения дна по которому пролегает нефтегазоносный бассейн. Отмечается, что страны будут решать вопрос по общей договоренности.
Формально Конституция Каспия дает право прокладывать каждому из пяти государств трубопроводы и кабели. Для этого нужно получить добро стороны, через сектор которой они пройдут. Но другие соседи должны дать экологическое одобрение.
Туркменский газ в Европе
С подписание Конвенции открывается перспектива поставки газа из Туркменистана в Европу. Это произойдет, если будет воплощен в жизнь проект строительства Транскаспийского газопровода. Газ из Туркменистана может выйти на европейский рынок через Азербайджан и Турцию, что в свою очередь укрепит положение Анкары.
Такой проект поддерживают в США и Европе, поскольку туркменский газ может стать альтернативой российскому. С одной стороны Конвенция устранила главное препятствие для строительства такого трубопровода — неурегулированный статус Каспия. С другой стороны, у России и Ирана появился инструмент, который может задержать строительство — для реализации проекта необходимо получить согласие всех прибрежных стран и протокол оценки воздействия проектов на окружающую среду. На сегодня туркменский газ в основном поставляется в Китай.
Дополнительные соглашения
Наряду с Конвенцией в Актау подписали ряд соглашений о сотрудничестве: по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, предотвращении инцидентов в Каспийском море.
Также стороны договорились о взаимодействии пограничных ведомств, торгово-экономическом и транспортном сотрудничестве.
Чем богато Каспийское море
Нефть и газ. В Каспийском море залегают до 50 миллиардов баррелей нефти и до 9 триллионов кубометров природного газа.
Полезные ископаемые. Кроме нефти и газа на шельфе добывают соль, глину, камень, песок и известняк.
Судоходство. Море имеет выход в Азовское море через Волгу, Дон и Волго-Донской канал. Азербайджан, Россию и Казахстан соединяют паромные переправы.
Рыболовство. Более 90% осетровых в мире вылавливают в Каспийском море. Его воды также богаты килькой, лещом, судаком и сазаном.
Рекреация. В прибрежных зонах Каспия находится множество зон отдыха с лечебными грязями, минеральными водами.
Перспективы раздела
Иностранные СМИ после подписании Конвенции отметили, что соглашение в Актау будет способствовать укреплению контроля России в регионе, а также откроет путь для крупных энергетических проектов.
Guardian пишет, что соглашение было крайне важным для Ирана, особенно в свете санкций США. После безуспешных попыток наладить торговое и дипломатическое сотрудничество с Европой Тегеран был вынужден обратиться к России и Китаю, чтобы стимулировать экономику.
Как отмечает Financial Times, сделка о разделе Каспийского моря обязывает Россию углубить сотрудничество с Ираном и подтверждает превосходство РФ, в том числе военное, в каспийском регионе.
По мнению Daily Express, подписание Конвенции связно с обещаниями Дональда Трампа ввести ограничения в энергетической сфере Тегерана в попытке добиться сокращения продажи нефти этой страной.
Турецкое издание Yeni Safak назвало договор сильным ударом по США на Каспии и ответом на агрессивную политику Трампа, поскольку документ предусматривает присутствие в регионе военных сил только тех стран, которые омывают воды Каспийского моря.
22-летний спор
Раньше статус Каспия регулировали советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов. Море находилось в общем пользовании, вопросы о праве на пользование недрами и военном присутствии не поднимались.
После распада СССР Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Иран стали выяснять правовой статус водного объекта. Переговоры начались в 1992 году. Работать над Конвенцией стали с 1996-го.
Россия и Казастан считали, что дно нужно разделить на секторы по странам, а акваторию оставить общей. В Азербайджане предлагали разделить на национальные сектора и недра, и акваторию. Позже позиция страны стала сближаться с предложениями Млсквы и Астаны. В Туркменистане не присоединись к позиции соседей из-за спора с Баку по поводу принадлежности месторождения «Кяпаз». Иран предлагал поделить Каспийское море на пять равных секторов — по 20% каждому государству.
Первый саммит лидеров прикаспийских государств в Ашхабаде (2002 год) закончился безрезультатно. В 2007 году в Тегеране лидеры пяти стран подписали декларацию, в которой были положения о суверенном праве всех государств на море и ресурсы и непредоставлении территории для агрессии против соседей по Каспию. После этого последовали встречи в Баку (2010 год) и в Астрахани (2014 год).
Проект Конвенции был согласован на совещании глав МИД прикаспийских государств в Москве в прошлом году.
Источник
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Россия и четыре другие страны урегулировали продолжавшийся десятилетиями спор о статусе Каспия
МОСКВА — Пять стран, владеющих береговой линией Каспийского моря, в воскресенье согласовали формулу разделения крупнейшего в мире внутреннего водоема и его потенциально огромных запасов нефти и газа.
Лидеры России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркмении подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, которую Кремль в своем заявлении назвал «отражающей баланс интересов» прибрежных государств.
Каспийское море, не имеющее выхода к мировому океану и менее соленое, чем он, рассматривалось Ираном и Советским Союзом — до распада СССР — как озеро с границей, четко разделяющей территории двух стран.
Но с тех пор как появились новые прилегающие государства, они стремились получить либо свои собственные зоны в акватории Каспия, либо утвердить новый подход к управлению морем, который классифицировал бы его как международные воды с территориальными зонами и нейтральными районами.
Пакт, подписанный в воскресенье в ходе встречи на высшем уровне в Казахстане, является компромиссом по отношению к обоим подходам, рассматривая поверхность моря как международные воды и разделяя морское дно на территориальные зоны.
Однако президент Ирана Хасан Рухани заявил журналистам, что раздел полезных ископаемых, залегающих на морском дне, потребует дополнительных соглашений.
Россия, главная военно-морская держава региона, выступала против разделения Каспия на национальные территории, которое ограничило бы действия ее кораблей северо-западной частью водоема. Чтобы поразить цели в Сирии, российская Каспийская флотилия осуществляла пуски ракет, которые пролетали над морем, чтобы достичь территории арабской республики. Как говорят аналитики, страна никогда не намеревалась уступать свое первенство в военном отношении.
В соглашении говорится, что ни одна страна, не имеющая береговой линии на Каспии, не может размещать в море военные суда.
Контекст
СОСЕДИ НИКАК НЕ ПОДЕЛЯТ КАСПИЙСКОЕ МОРЕ, ВЛАСТЬ И НЕФТЬ
Каспий вновь становится ареной борьбы
Каспий: упущенные возможности
Впервые транскаспийские трубопроводы для вывода на рынок энергоносителей Центральной Азии, не имеющей выхода к морю, предложили нефтяные компании в 1990-е годы, но этот вопрос был снят ими с повестки дня, поскольку правовой статус водоема на десятилетия увяз в переговорах.
Воскресное соглашение потенциально открывает море для подводных нефте- и газопроводов, против которых ранее выступала Россия, якобы по экологическим соображениям, хотя она построила такие же трубопроводы в Черном и Балтийском морях.
Конвенция гласит, что согласие на закладку новых трубопроводов необходимо получать только от стран, чьи морские территории они будут пересекать, хотя все пять государств могут иметь право голоса в вопросах защиты окружающей среды. Планируемая прокладка транскаспийского нефтепровода может облегчить экспорт с месторождения Кашаган в Казахстане, которым управляет «Эксон».
Начиная со времен администрации Клинтона, Соединенные Штаты продвигали развитие энергетических, транспортных и торговых путей через море, а также Азербайджан и Грузию, по маршруту, известному как «Южный коридор». Данная дипломатическая стратегия помогла американской нефтяной компании в заключении сделок в Каспийском бассейне.
Усилия администрации президента Джорджа Буша-младшего вывести военную мощь за рамки политики путем расширения НАТО до Грузии стали фоном войны последней с Россией в 2008 году, что свидетельствует о серьезности намерений Москвы в вопросе управления регионом.
Россия, возможно, согласилась окончательно урегулировать статус моря сейчас, после трех десятилетий возражений, не из-за продолжающегося давления со стороны Запада, а из-за растущей торговой конкуренции со стороны китайской политики «Один пояс, один путь», считает Шота Утиашвили, старший научный сотрудник грузинского Фонда стратегических и международных исследований — Фонда Рондели.
По его словам, торговые потоки из Центральной Азии и обратно были перенаправлены не в Россию, а в Иран — с китайской поддержкой. Некоторые центральноазиатские энергоносители экспортируются не в Россию, а на восток в Китай из-за трудностей с экспортом на запад, через Каспийское море, добавил он.
Туркменистан, разочарованный в своих усилиях по строительству транскаспийского газопровода, также начал работу над трубопроводом на восток через Афганистан в Пакистан и Индию, известным как трубопровод ТАПИ. Афганское правительство заявило, что посредством экономического развития он может помочь разрешить войну.
Трубопровод проходит через контролируемую талибами («Талибан» — запрещенная в России организация, прим. ред.) территорию на юге Афганистана, но поддерживается как Соединенными Штатами, так и повстанцами как позитивный фактор для будущего страны.
Хотя воскресное соглашение урегулировало статус морской поверхности и создало формулу для разделения подводных ресурсов, определение новых границ может вызвать споры.
Россия, Казахстан и Азербайджан разделили морское дно на севере, но Иран, Туркмения и Азербайджан оспаривают притязания друг друга на нефтяные месторождения в южной части моря. Каспийский бассейн рассматривается как важный источник нефти для мировых рынков за пределами Ближнего Востока.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Спор о Каспийском море
Переговоры по вопросу определения нового правового статуса Каспийского моря уже много лет ведут между собой все пять государств Прикаспийского региона, то есть Российская Федерация, Иран, Республика Азербайджан, Республика Казахстан и Туркменистан. Каждое из упомянутых государств предлагает различные меры для продвижения собственных интересов в этом водном бассейне, а также получить, насколько это возможно, наибольший доступ к ресурсам и благам, которыми располагает Каспий. А недавно от ряда высокопоставленных лиц прикаспийских государств прозвучало заявление о том, что готов проект конвенции, определяющей правовой статус Каспия и права всех пяти государств, и, похоже, именно этот проект будет обсужден и утвержден на следующем саммите глав стран региона, который должен состояться весной наступившего года. Но при этом также утверждается, что упомянутый проект никак не затронул наиболее важный вопрос о том, по какому же критерию или принципу произойдет разграничение прав на море между государствами бассейна.
Наиболее важной проблемой здесь является следующий вопрос: если в предполагаемом соглашении его политическое измерение превысит юридический аспект разграничения прав разных государств, то это фактически означает, что для Ирана появится новая «ядерная сделка», последствия которой уже невозможно будет смягчить. Интересно, что некоторые комментаторы и даже участники переговоров по правовому режиму Каспия рассматривают победу на переговорах по «ядерной сделке» как некую уникальную возможность, которая будто бы является неким исключительным способом решения также и правовой проблемы Каспия. При этом очевидно, что такой способ, учитывая статус Ирана на ядерных переговорах, сделает переговоры политическим процессом, где политика окажется намного важнее, чем определение правового статуса Каспия, и тогда переговоры почти ничего не принесут Ирану — его доля в распределении морских ресурсов окажется ничтожной.
Ранее весь правовой режим на Каспии определялся Гулистанским и Туркманчайским мирными договорами (подписанными Россией и Персией по итогам двух русско-иранских войн XIX века — прим. перев.). Эти два соглашения лишали Иран права держать на Каспии военно-морские силы, однако в них ничего не говорилось о разделении прав двух государств на поверхность моря или на его дно. Но после этих двух соглашений, которые затрагивали вопросы водопользования Каспия, появились еще два других, подписанных уже Ираном и Советской Россией, позднее СССР, которые и по настоящий момент сохраняют свою юридическую силу относительно правового режима Каспия; согласно этим соглашениям, Иран и Советский Союз имели одинаковые и равные права на использование Каспия и его ресурсов.
Далее последовал распад СССР, который, несмотря на ликование по данному поводу западных стран, не дал, однако, таких же поводов радости Ирану, и прежде всего, с точки зрения ситуации на Каспии. Поскольку теперь, по итогам распада Советского Союза, число партнеров Ирана по водопользованию на Каспии и эксплуатации его ресурсов увеличилось. И отныне все прибрежные государства, кто при поддержке Запада, а кто — России, стали каждое предъявлять свои собственные требования, так что в результате права Ирана постепенно сужались. Наконец встал вопрос о пересмотре правового режима на Каспии — и все переговоры по данному поводу проходили так, что для Ирана предполагалось наименьшая доля от благ и ресурсов этого закрытого водного бассейна. А в последние годы все эти переговоры происходили словно бы в тени ядерного соглашения, которое также подписывали, с одной стороны, Иран, а с другой — страны-посредники. И большинство участников этого переговорного процесса (со стороны Ирана — прим. перев.) стало пребывать в убеждении, что тот успех, с которым завершились ядерные переговоры с Ираном, может также автоматически перейти и на переговоры по проблеме Каспия. Но сейчас, когда наблюдается постепенный отход некоторых участников ядерного соглашения от достигнутых договоренностей, ясно, как никогда ранее, что это же самое угрожает и будущей сделке по Каспию. Политический метод решения проблемы грозит превратить эти договоренности во «вторую ядерную сделку», и снова в ходе данного процесса, политика одержит победу над правом и справедливостью.
Ресурсы Каспия: какова доля Ирана
Хотя во всех предыдущих соглашениях относительно морского бассейна правовой статус Каспия не был регламентирован, а данные соглашения не содержали детального толкования этого вопроса, все равно понятно, что регламентация «по принципу справедливости» оставит за Ираном доступ лишь к 20 % каспийских вод и их ресурсов. И все прочие прибрежные государства дали понять, что он не готовы принять какой-либо иной принцип, кроме как «взять Каспий и поделить поровну».
Контекст
Каспий: упущенные возможности
СМИ Ирана: Каспий – зона столкновения интересов?
Каспий вновь становится ареной борьбы
Но, помимо водного пространства, есть еще дно и недра Каспия, в котором сосредоточены запасы нефти, газа, произрастают морские водоросли (тоже важный ресурс), есть и другие стратегически важные ископаемые. В отношении же вод и водной поверхности также существует немало проблем, подлежащих обсуждению — правила судоходства и навигации, рыболовство, прочие виды морского промысла. И, учитывая все это, необходимо регламентировать вопросы безопасности, экологии и окружающей среды, экономического сотрудничества, и всего того, что с этим связано.
О каспийских «пристрастиях»
При этом, словно вопреки всему, что говорилось выше, Хосейн Накави Хосейни, официальный представить Комитета по национальной безопасности и внешней политике при Исламском совете (парламенте или маджлисе Ирана — прим. перев.), ссылаясь на заявление командующего Военно-морскими силами Исламской Республики, контр-адмирала Хосейна Ханзади, заявил: «Суверенитет Ирана полностью распространяется как минимум на 20% каспийских вод ». Но при этом, советник МИД ИРИ по делам Азии, Океании и стран СНГ, выступил с критикой некоторых подобных высказываний, господствующих в общественном мнении, и основанных на том, что доля Ирана, дескать, распространяется либо на половину каспийских вод, либо только на 20%, и при этом сказал: «Такой подход полностью противоречит международной правовой логике, и неясно, на основании чего он вообще возник».
Замглавы МИД Ирана Ибрагим Рахимпур, который в течение 4-х последних лет присутствовал на заседаниях и встречах министров и замминистров иностранных дел всех пяти прикаспийских государств, по поводу принятия Каспийской конвенции и относительно всех имевших место переговоров между главами МИДов Ирана, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана и России, сказал следующее: «Прошло 26 лет после распада СССР и наконец, как можно скорее необходимо решить вопрос о правовой регламентации и разграничении прав на Каспии».
По мнению многих экспертов и специалистов по морскому праву и проблемам правового статуса Каспия, чем больше противоречий на Каспии будет разрешаться не политическим, а именно правовым путем, тем надежнее гарантия того, что связи и сотрудничество между странами региона будут более прочными и долговечными. А также необходимо, чтобы Иран, для достижения успеха и удовлетворительных результатов на переговорах, использовала бы такую команду (переговорщиков — прим. перев.) и таких экспертов, которые могли бы не только убеждать других, но и были бы знакомы со стилями и методами ведения переговоров всех остальных государств региона. Иначе следует ожидать, что мы получим не решение правовой проблемы Каспия, а снова вторую ядерную сделку, будущее которой вновь будет зыбким и непрочным.
Если же Иран не сможет отстоять свои права именно таким образом и согласно его собственным интересам, ему придется передать это дело в международные суды, и максимально гарантировать свои права на Каспии путем арбитража. Но при этом следует помнить, что позиция России по Каспию в последние годы в основном не соответствовала интересам Ирана. И потому, учитывая большое влияние России в международных инстанциях и организациях, можно ожидать, что передача этих вопросов в международные суды отнюдь не увеличит, а напротив, сократит ту долю на Каспии, права на которую получит в итоге Иран.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник