Статья по теме море

Статья на тему » Наши моря».

Моря классифицируют по географическому положению на внутренние и окраинные; а по глубине — на шельфовые и глубоководные.

К внутренним морям относятся Белое, Балтийское, Чёрное, Азовское моря, остальные моря — окраинные.

К шельфовым морям относят все моря Северного Ледовитого океана и Атлантического океана, омывающие Россию. Глубоководные моря — это все моря Тихого океана.

К бассейну Северного Ледовитого океана относят шесть морей: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря соединены друг с другом проливами: Карские Ворота, проливы Вилькицкого, Лонга, Санникова.

Такие моря неглубокие, потому что они находятся на материковом шельфе. Солёность небольшая из-за того, что в океан впадает много крупных рек, летом тают льды, они разбавляют воду океана. Климат морей суровый.

Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь — кротчайшая дорога от Балтийского моря до Владивостока. Большую часть года двигаться по этим морям можно лишь с помощью ледоколов. Основные порты на этом пути — Диксон , Тикси и Певек .

Атомный ледокол — это морское судно с ядерной силовой установкой , построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом . Ледоколы были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики . Россия является единственной страной, которая обладает флотом атомных ледоколов. Они нужны для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути . С 1989 года атомные ледоколы используют для туристических экскурсий, в основном — к Северному полюсу.

Читайте также:  Холодное море с островом визе

Зимой толщина льда в Северном Ледовитом океане бывает около 2 м. Атомные ледоколы способны ходить в водах, покрытых таким льдом, со скоростью 20 км/ч.

Чем дальше на восток, тем ледостав дольше. На Чукотском море лёд держится до 10 месяцев, а Баренцево море из-за отрога тёплого течения Гольфстрима — Норвежского течения — зимой не замерзает.

Климат Баренцева моря находится под влиянием тёплого Атлантического океана и холодного Северного Ледовитого. Сюда постоянно вторгаются тёплые атлантические циклоны и холодный арктический воздух, которые влияют на изменчивость погодных условий. Здесь часто бывают штормы . В течение года над морем преобладает пасмурная погода, постоянны туманы. Баренцево море — регион дислокации торгового и военно-морского флота Российской Федерации , в том числе атомных подводных лодок.

В результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года , подводная лодка К-141 «Курск» затонула в Баренцевом море в 175 км от Североморска на глубине 108 м. Все 118 членов экипажа погибли.

Лед движется в Северном Ледовитом океане под действием ветров и течений по часовой стрелке — дрейфует. Льды сталкиваются, образуют нагромождения льда — торосы.

В небе над морями Северного Ледовитого океана можно встретить необычное явление — северное сияние. Каждое сияние неповторимо. Иногда это просто зеленые полосы , которые напоминают светящийся туман . Его основной цвет — зеленый, часто с оттенками розового по краям и фиолетового в центре. Появление сияния на небе происходит благодаря солнцу: во время длительных солнечных вспышек заряженные частицы от Солнца движутся к Земле и над Северным полюсом вступают во взаимодействие с верхними слоями атмосферы. Энергия, которая высвобождается при этом процессе, и называется северным сиянием.

Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить крупное наземное животное — белого медведя, который живёт только в этих широтах. Белый медведь не впадает в спячку, исключение составляют только беременные самки. Детеныши полярного медведя остаются на месте, пока их мать охотится. Мех белого медведя жирный и водоотталкивающий, что позволяет плавать в холодной воде и выходить из нее сухим. Его лапы имеют перепонки.

Белый медведь живет до 25 лет. Крупный самец достигает 3 м в длину и весит до 800 кг, а самки почти в два раза меньше. В основном медведи едят рыбу и морских котиков. Они строят себе многокомнатные берлоги в снегу, плавают со скоростью 10 км/час и проплывают за раз до 150 км.

Все моря Тихого океана — Берингово, Японское, Охотское — окраинные. Они отделены островами: Курильскими, Командорскими, Алеутскими, Японскими, островом Сахалин, проливами Лаперуза, Кунаширским, полуостровами Чукотка и Камчатка.

Моря Тихого океана, омывающие Россию, глубокие, у них почти отсутствует шельф — материковая отмель. Расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца на границе двух литосферных плит — Тихоокеанской и Евразийской. Моря имеют гористые берега с большим количеством вулканов. Зимой они замерзают (кроме Японского).

На Тихоокеанских морях часты штормы. В Охотском море самые высокие в России приливы, их максимальный уровень достигает 13 метров.

Моря, относящиеся к бассейну Атлантического океана, — это внутренние моря. Они глубокие. Например, максимальная глубина Черного моря — 2210 м, а вот Азовское — самое мелководное море России. Наибольшая его глубина 15 м, средняя 6 м.

Балтийское и Азовское моря зимой покрываются льдом на короткое время.

В Черном море на глубине 200 м находится ядовитый сероводород, поэтому его глубины лишены жизни.

В то же время, Черное море — район с богатыми рекреационными ресурсами. Знаменитые города-курорты — Сочи, Геленджик, Туапсе, Анапа. Азовское море, Японское море также являются местами отдыха.

Интересные факты о морях:

1. Самое глубокое море России — Берингово . Его наибольшая глубина — 5500 м.

2. Самое большое по площади Берингово море .

3. Самое мелководное — Азовское море . Максимальная глубина — 15 м.

4. Самое маленькое по площади Азовское море .

5. Самое холодное Восточно-Сибирское море . Летом температура воды +1 С о .

6. Самое чистое Чукотское море .

7. Самое теплое Черное море .

Значение морей огромно — это источник пищи, регулятор климата, транспортная артерия, место оздоровления, отдыха, развлечений, источник полезных ископаемых, место базирования флота и многое другое. Кроме того, это еще источник неисчерпаемой энергии приливов. Потому крайне важно беречь ресурсы, которые безвозмездно даёт природа.

Источник

Статья по теме море

Мо́ре — часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Отличается от Мирового океана также гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимами, что связано с их окраинным положением относительно океанов и замедлением водообмена из-за ограниченности связи с открытой частью [1] . Моря также отделяют друг от друга в соответствии с их флорой и фауной (например, Эгейское море находится в Средиземном море). Для фауны морей характерно наличие эндемиков [1] .

У различных авторов, в частности, в Библии, морями может называться любое большое водное пространство (реки, озёра, заливы); например, Египетское море (Ис. 11:15) в Библии по разным предположениям обозначает или реку Нил, или часть Чермного моря; кроме того, там называется морем река Евфрат [2] .

В толковом словаре Даля море определяется как скопление горько-солёных вод в обширных впадинах или разломах земной поверхности. Таким образом, морем называют все эти произвольно разграниченные воды в противоположность земле (суше, материку). Обычно моря сообщаются с мировым океаном посредством проливов (например, Средиземное, Чёрное и другие) и носят это название правильно. Менее законно придаётся оно солёным или пресным озёрам (например, Каспий, Арал, Мёртвое море, Байкал — «Славное море — священный Байкал»). Кроме того, морем обозначают бездну или пропасть, необъятность [3] .

Объекты, именуемые морями, существуют не только на Земле: например, «Южное море» есть на Марсе и на Луне (лунным морем называется (визуально) тёмное пятно на поверхности лунного диска).

При охлаждении солёная вода превращается в «морской лёд» — это происходит ниже точки замерзания для пресной воды при температуре около −1,8°C [4] .

Источник

О том, что такое море с научной точки зрения

В наши дни каждый ребенок чуть ли не с первых своих сознательных дней знает о том, что такое море. Все мы возим малышей отдыхать на берегу соленых вод, дышать воздухом, наполненным ионами йода, и все это ради оздоровления, укрепления иммунитета и удовольствия. Но с тех пор, как дети поступают в школу, и в их программе появляются уроки географии, море становится не только местом проведения каникул, но и отдельной темой, которую надо выучить и сдать. Что такое море с научной точки зрения, чем оно характеризуется и чем отличается от прочих водных артерий и бассейнов, рассмотрим прямо сейчас.

Трактовка основного термина

Морем называется отдельная часть всего Мирового океана. Как правило, эти воды отделены особым рельефом, который находится под их толщей, или же сушей. Характерным также является то, что любое море, даже если оно открыто впадает в океан, живет своей жизнью. Над его поверхностью погодные условия не такие суровые и резкие, как над поверхностью последнего.

Аналогично дела складываются и под водой – жизнь там более размеренная, спокойная, нет резких смен холодных и теплых течений, глубоких впадин и крупных водоворотов. Следует отметить, что чем более замкнуто море сушей, тем менее разнообразная фауна в нем наблюдается. Ведь логично будет предположить, что китовые акулы не смогут из вод Атлантики попасть в Каспийское море.

Как различать моря на планете

С общим понятием о том, что такое море, мы разобрались. Теперь рассмотрим, на какие виды делятся подобные водоемы. Во-первых, моря бывают открытыми и закрытыми. В первом случае они связаны с другими, более крупными водными резервуарами (большим морем или океаном). Например, Азовское имеет выход в Черное, второе – в Средиземное, а последнее – в Атлантический океан. А вот Каспийское море является, по сути, соленым озером, так как ни один пролив не связывает его с более крупным водным резервуаром.

Границы морей также различают по особенностям микроклимата и обитателей в той или иной части вод. Например, Эгейское море на карте является частью Средиземного. Между ними нет ни суши, ни подземного возвышения или же впадины. Однако рыбы и животные, которые обитают в водах этих двух морей, значительно отличаются друг от друга.

Что еще может быть морем?

Часто морем называют очень крупные океанические заливы. В некоторых из них действительно с течением времени формируется отдельная метеорологическая и гидрологическая прослойка, а другие по-прежнему остаются частью своего океана. К примеру, Мексиканский залив многими жителями окрестных стран именуется как море, в то время как в этих водах никаких отличительных от Атлантики черт не наблюдается.

Рядом находящееся Карибское море отделено лишь островами от больших вод, однако его микрофлора слишком разнится с ними. Соседом этих двух природных резервуаров является Саргассово море, границы которого достигают середины Атлантического океана по долготе. Однако этот термин был применен только потому, что этот регион окружают с разных сторон три течения.

Моря за пределами нашей планеты

С понятием о том, что такое море, разбираются и астрономы. Только области их исследований выходят за пределы Земного шара. Как правило, данным термином именуют всевозможные пропасти, очень большие ямы, чаще всего образованные вследствие столкновения с астероидами, кратеры. Если вы начнете изучать карту Луны или Марса, то найдете там далеко не одно «море», которое лишено воды. Так называют те темные участки поверхности космических тел, которые по своим формам напоминают нам наши земные моря. Возможно, если бы на этих планетах была атмосфера, данные пропасти смогли бы наполниться водой и полностью оправдать свои наименования.

Где можно отдохнуть

Моря, список которых приведен ниже, являются наиболее популярными для отдыха. Поэтому каждый ребенок должен знать их местоположение, особенности и климат. В их числе также будут крупные заливы, которые имеют много общего с морями. Итак, это Черное, Азовское, Средиземное, Эгейское, Адриатическое, Красное, Карибское, Андаманское, Желтое моря, Персидский залив.

Источник

Морской отдых или отдых на море

Именно, «морской отдых», а не «отдых на море». Последний вариант – более широкое понятие и не предусматривает каких-либо обязательных условий. Достаточно приехать на побережье любого моря и отдыхать «на все катушку». В море заходит не обязательно… Помните анекдот про «новых русских», приехавших в Турцию и лишь на третий день узнавших от бармена, что «здесь еще и море есть!»

«Морской отдых», предполагает, как минимум плавание в прибрежном районе на плавсредствах, вместимостью 12 человек и более. Не трудно догадаться, что скутера и «бананы» в эту категорию не попадают.

Классификация морских судов

Туристические компании средиземноморских стран предлагают отдыхающим морские прогулки, путешествия и круизы различного уровня, стоимости и продолжительности. В первую очередь это зависит от морского судна, которые классифицируются по нескольким направлениям:

  • по назначению;
  • по району плавания;
  • по способу движения;
  • по типу двигателя;
  • по типу движителя;
  • по материалу корпуса;
  • по водоизмещению.

Впрочем, для пассажиров эти организационные и технические тонкости особого интереса не представляют. Редко кто из них вникает в суть различий между водометным, крыльчатым или воздушным движителем.

А вот что касается визуального восприятия, то суда должны быть красивыми, внушительным, вызывающими уверенность в надежности. Среди них:

  • океанские лайнеры. По большому счету они включены в классификацию как дань уважения к их прошлому. С появлением массовой пассажирской авиации пересечение океана на лайнере потеряло свою актуальность. Постепенно суда этой категории переходят в разряд круизных. Причем по надежности, комфорту и скорости они остаются вне конкуренции;
  • круизные лайнеры – крупные пассажирские суда с большим водоизмещением и грузоподъемностью, высокими скоростными характеристиками. Их технические возможности гарантируют высокий уровень безопасности, а продуманная и хорошо развитая корабельная инфраструктура, а также большая численность обслуживающего персонала делают плавание беззаботным и комфортным. Плюс ко всему – продуманная экскурсионная программа.
  • круизные паромы. Особая категория пассажирского водного транспорта, широко используемого на международных морских линиях средней продолжительности. Паром, совершая перевозку некоторого количество пассажиров, транспортных средств и багажа по попутным маршрутам от порта к порту, для основной массы туристов выступает круизным судном, как правило однодневным. Эта категория морских судов отличается вместительностью, высоким уровнем комфорта и безопасности. Но по скоростным и маневренным характеристикам они несколько уступают круизным лайнерам;
  • теплоходы – пассажирские транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров и проведение экскурсий для туристов в прибрежных районах. Возможны варианты смешенного (река-море) плавания;
  • яхты – далеко не все представители этой категории судов могут быть отнесены к пассажирским. К их числу относятся только крупные модели.

Прибрежные прогулки – любимое занятие туристов

Их называют по-разному: «пик-ник – рыбалка», «пиратская яхта», «круиз по островам». Не ошибусь, если скажу, что у широких туристических масс, такие морские прогулки – самые востребованные из видов развлечений. Как правило, это уже отработанные схемы, которые включают в себя такие обязательные элементы:

  • экскурсия на теплоходе, нередко стилизованном под старинные яхты, в прибрежной зоне, с заходом на острова, в курортные городки, в созданные природой, нестандартные заливы, лиманы, бухты, скопления скал, пещер и иных фотогеничных участков побережья;
  • экскурсионные группы состоят обычно из 20-60 человек, кроме экипажа их сопровождают экскурсоводы (если предусмотрен заход в порты и прогулки по островам), аниматоры, в помощь которым иногда привлекают небольшие фольклорные группы;
  • морская прогулка обязательно предусматривает бесплатные напитки и обед. Здесь каких-либо ограничений нет: от рыбы и мяса, приготовленных на барбекю на необитаемом острове до «комплексного» ланча в прибрежном ресторане:
  • использование специфических особенностей страны или региона, делающее конкретное мини-путешествие особенно привлекательным.

Туристам, отдыхающим в Греции, предлагают знакомство с тремя островами в Сароническом заливе – Порос, Идра, Эгина, каждый из которых достоин особого внимания. Впрочем, в одной из статей я рассказывал о них.

А морское путешествие вдоль истрийского побережья Хорватии, организаторы дополняют бонусом, в виде захода в Лимский фьорд. Здесь и красиво, и ресторан, главной фишкой меню которого – морепродукты, выращенные на местных плантациях.

Турецкая Алания с крепостью Кале во всей красе предстает только при выходе в море. 6,5 километров крепостных стен, усиленных 14 башнями, извиваясь по скалам на высоте 250 м над уровнем моря вызывают уважение как к строителям, так и к защитникам цитадели.

И расположенную чуть дальше от уреза воды, но не менее внушительную норманнскую крепость в сицилийском Милаццо, тоже лучше рассматривать, будучи на некотором удалении от берега.

Для тех, кто впервые ступит на палубу такого небольшого морского судна, рекомендую запастись таблетками от укачивания «Драмина». Морская болезнь – не предсказуема.

Круизные паромы

Практически все средиземноморские страны имеют в своем составе острова и полуострова, основным видом сообщения между которыми является морское. Часто порты, принадлежащие разным странам, находятся недалеко друг от друга, что обязательно сказываться на их логистике. Да и туристические агентства при разработке нового продукта для своих клиентов стараются использовать сравнительную близость туристических объектов. И здесь маломерные суда прибрежного плавания использоваться не могут.

Перевозка грузов, транспортных средств, местных жителей и туристических групп осуществляется с помощью морских паромов. Для туристов оптимальным вариантом являются грузопассажирские суда, работающие в радиусе 100-150 километрах. С учетом того, что средняя скорость парома 50-60 км/час совершать однодневные поездки на более длительные расстояния не целесообразно.

Впечатления от путешествия на морском пароме передать не просто. Извините за пафос, но человек после первого знакомства с ним начинает с особым почтением относиться к кораблестроителям. Впервые удается увидеть огромный ангар, который быстро и четко заполняется сначала транспортными средствами, а потом и людьми. Например, не самый крупный паром, «Jean De La Vallette», который курсирует между сицилийским портом Поццалло и мальтийским Валлетто – транспортное средство длиной почти 107 м, шириной – 24 м, высотой над уровнем моря – 9,4 м. может одновременно взять на борт 800 пассажиров и 230 легковых автомобилей (есть и другие варианты загрузки, в том числе большегрузными фурами и туристическими автобусами). И ведь все это должно, и будет плыть. При этом есть какое-то чувство неуверенности.

Условия этого небольшого путешествия достаточно комфортные – двухуровневая палуба с рядами кресел (очень удобных, похожих на кресла в бизнес-классе в самолетах). К услугам пассажиров буфет с закусками, выпечкой, сэндвичами, мороженным и напитками, телевизоры, рекламная продукция и различные путеводители. Естественно, есть туалеты и курительные комнаты, оборудованные на корме.

Само плавание, особенно в хорошую погоду, увлекательным не назовешь. Как только скроется за горизонтом покинутый берег и вплоть до появления порта назначения, вокруг только море и небо. Впрочем, использовать 2-2,5 часа для отдыха перед предстоящей экскурсией по Мальте, Санторини или Венеции (именно туда мне приходилось ходит на морских паромах) не худший вариант.

Круизные лайнеры

Каюсь, рассуждая о внушительных размерах морских паромов, я сознательно умолчал, что другие крупные плавсредства приходилось видеть только издалека. Но когда наш паром, заходя в порт Валлетты, прошел в непосредственной близости от круизного лайнера MSC «Splendida» (с итал.– великолепная), то показалось, будто мы идем на каком-то утлом суденышке.

Для объективной оценки моей информации, к цифрам, характеризующим паромы компании «Virtu Ftrries», приведу аналогичные данные этого круизного лайнера, входящего в первую десятку крупнейших судов мира: Длина – 333 м, ширина -38 м, количество пассажиров – 3.959 чел., высота – 18 палуб.

Конечно, в числе этих морских красавцев есть и более скромные. А маршруты, в независимости от класса судна проходят по одним и тех же городам и странам Средиземноморья: Барселона и Таормина, Мальта и Тунис, Санторини и Венеция, Дубровник и Палермо, Пальма-де-Майорка и Неаполь… Конечно, «пакет» туристических объектов, которые можно посетить, каждый подбирает самостоятельно, в соответствии со своими возможностями и рекомендациями специалистов. Отдых не из дешевых и потому банальная «поговорка на вкус и цвет – товарища» подтверждается в полной мере. Поэтому, никаких советов по выбору лайнера, а только некоторые факты, связанные с откровенными плюсами и минусами путешествия.

Что можно отнести к положительным моментам:

  • весь комплекс положительных эмоций, вызванных необычным отдыхом, качество которого, нередко, превышает уровень ожидаемого;
  • разнообразное и качественное питание, как правила по системе «шведский стол»
  • положительное влияние моря на общее состояние и здоровье человека;
  • возможность за небольшой период времени (7-14 дней) посетить несколько стран и городов, познакомиться с их достопримечательностями и полюбоваться архитектурными шедеврами со стороны моря. Продуманная экскурсионная программа освобождает от необходимости «разрываться» в незнакомых городах между интересным и еще более интересным
  • отличный сервис и продуманная корабельная инфраструктура предлагают отдых на любой вкус и возраст.

Отрицательные моменты морских круизов:

  • оборотная сторона медали организованных экскурсий – жесткая привязка временная дисциплина;
  • возможность морской болезни и чувства дискомфорта от длительного нахождения в закрытом пространстве. Отсутствие естественного освещения во внутренних каютах;
  • зависимость от погодных условий.

Хочется верить, что сложная экономическая и эпидемиологическая обстановка в Европе и мире не сильно ударит по составляющим морского отдыху.

В ролике представлен обзор изнутри одного из топовых круизных лайнеров

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Для тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен

Александр Лунькин

Хобби — туризм, фото-охота. В прошлом — военный, в настоящем, турист с действующей степенью к.н.н. , по жизни оптимист. Люблю активный отдых, здоровый образ жизни и наблюдать мир с разных его сторон. Готов поведать читателям нашего путеводителя о тех местах, где побывал, а рассказать есть о чём.

Источник

Оцените статью