Страны черного моря 4 класс

Содержание
  1. У Черного моря стр. 126 – 134
  2. 1) Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.
  3. 2) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.
  4. 3) По рисунку учебника (с. 128—129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.
  5. 4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.
  6. Пример экологических связей в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса
  7. Пример модели цепи питания в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса
  8. Обсудим!
  9. 1) Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол?
  10. 2) В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пещеры нуждаются в охране?
  11. Проверь себя
  12. 1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена.
  13. 2. Как нужно вести себя у моря?
  14. 2. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.
  15. Краткая характеристика зоны субтропиков для 4 класса
  16. Задания для домашней работы
  17. 1. Запиши в словарик: Черноморское побережье Кавказа, субтропики.
  18. 2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
  19. 3. Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.
  20. 4. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочин­ский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?
  21. Рассказ “Моё воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский»” для 4 класса
  22. У Черного моря (4 класс)
  23. Презентация по окружающему миру «У Чёрного моря» (4 класс)
Читайте также:  Южная область баренцева моря

У Черного моря стр. 126 – 134

1) Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.

Субтропическая зона является самой маленькой природной зоной России. Она расположена вдоль кавказского побережья Чёрного моря. Это зона с очень тёплым и влажным климатом, где растут пальмы и вечнозелёные деревья. В этой зоне очень богатый растительный и животный мир.

2) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.

Магнолия — невысокое дерево, которое проще всего узнать по нежно-розовым цветкам, а также по вытянутым листьям и плодам, напоминающим шишечки.

Инжир — плодовое дерево, которое можно узнать по изрезанным листьям и по плодам фиолетового цвета.

Абрикос также является плодовым деревом и его можно узнать по белым цветкам и плодам, которые всем хорошо известны.

Персик ещё одно плодовое дерево, которое также легко узнать по крупным и сочным плодам, а также по розовым цветочкам.

3) По рисунку учебника (с. 128—129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

В лесах субтропической зоны обитают множество насекомых — жуков, бабочек, богомолов. Там же можно встретить косуль, которые питаются травами. Кроме того, в субтропических лесах водятся ящерицы, которые охотятся на насекомых.

В прибрежных водах много рыбы, водятся медузы, в скалах гнездятся морские птицы, например бакланы и чайки. По дну ползают крабы, а к берегу часто приплывают дельфины.

4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.

Пример экологических связей в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса

Богатая растительность даёт приют многочисленным насекомым, которые питаются нектаром или листвой, корой, древесиной деревьев. Некоторые насекомые являются хищными, например богомол.

Читайте также:  Болгария черное море город

А также обилие растительности позволяет здесь себя прекрасно чувствовать копытным животным.

В море имеются свои экологические связи. Дельфины охотятся на рыб, крабы на мелких рачков и рыбёшек, рыбы питаются водорослями и ракообразными. Ну а птицы ловят рыбу.

Пример модели цепи питания в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса

Трава — Косуля — Переднеазиатский леопард

Цветы — Бабочки — Богомол.

Рачки — Рыба — Бакланы

Водоросли — Рыба — Дельфины

Обсудим!

1) Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол?

Морской конёк — формой тела похож на голову лошади, поэтому и назван коньком.

Морская игла — формой тела похожа на иголку, вытянутая и тонкая.

Богомол — часто принимает позу, которая напоминает позу молящегося человека, отсюда и получил своё название.

2) В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пещеры нуждаются в охране?

Пещеры — таинственный и удивительный мир, со своим животным и растительным миром, полный чудес неживой природы. Но при этом пещерный мир очень уязвим, и человек может легко нарушить сложившиеся в нём связи, экологическое равновесие. И тогда живой мир пещер может погибнуть, а чудеса неживой природы могут быть безвозвратно испорчены, погублены.

Проверь себя

1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена.

Зона субтропиков расположена на черноморском побережье Кавказа. Это узкая полоска тёмно-зелёного цвета.

2. Как нужно вести себя у моря?

Купаться можно только вместе со взрослыми, нельзя заплывать за буйки. На солнце следует носить головные уборы, загорать постепенно, начиная с нескольких минут, пользоваться солнцезащитными кремами. Лучшее время для загара — утро и вечер.

2. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.

Краткая характеристика зоны субтропиков для 4 класса

Название зоны: Зона субтропиков. Обозначается тёмно-зелёным цветом.

Особенности природы: Богатая растительность и животный мир. Много травоядных животных и насекомых. Есть хищные звери, птицы и насекомые. В прибрежных водах водятся рыбы, членистоногие, медузы и дельфины. Над морем летают птицы, которые питаются рыбой.

Использование зоны человеком: Человек использует зону субтропиков преимущественно как здравницу, место отдыха и туризма.

Экологическая проблема пустынь: Загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, браконьерство. Для решения этих проблем устроен Кавказский биосферный заповедник, который включает в себя всю зону субтропиков.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: Черноморское побережье Кавказа, субтропики.

Черноморское побережье Кавказа — прибрежная полоса вдоль Чёрного моря, ограниченная Кавказским хребтом.

Субтропики — природная зона с очень тёплым, мягким климатом, без холодных зим, но с жарким летом.

2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

Готовые рисунки “Как я себе представляю Чёрное море и его берега”

3. Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.

Вопросы для ребят, которые были у Чёрного моря:

1. Какой пляж у моря, песок или камни?

2. Какая температура воды?

3. Приплывали ли к берегу дельфины?

4. Много ли людей на пляже?

5. Не сгорели ли они?

6. Какие ещё места можно посмотреть на побережье?

7. Каких животных вы там видели?

8. Какие фрукты растут на берегу Чёрного моря?

9. В какое время года лучше ехать отдыхать на Чёрное море?

10. Есть ли на берегу красивые ракушки?

4. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочин­ский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?

Рассказ “Моё воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский»” для 4 класса

Национальный парк “Сочинский” был создан для охраны красивейших лесов предгорий Кавказа. Он состоит из нескольких участков, каждый из которых интересен по-своему.

Моё воображаемое путешествие в национальный парк “Сочинский” начинается с дендрария. Он состоит из нижней и верхней части. Попасть в верхний дендрарий можно в вагончике фуникулёра, из окон которого открывается роскошный вид на леса, поляны, море и окружающий город.

В дендрарии мы прошли по нескольким туристическим дорожкам, полюбовались на огромные деревья, потрогали стволы бамбука, видели павлинов. Здесь можно было просто посидеть на зелёной траве, рядом с кипарисами или пальмами, и подышать прекрасным лесным воздухом.

Вторым очень интересным местом “Сочинского” национального парка является центр восстановления леопарда, который находится в окрестностях села Монастырь. Здесь расположен вольерный комплекс, в котором сотрудники центра занимаются восстановлением популяции переднеазиатского леопарда, исконного обитателя этих мест. По вине человека он едва не вымер.

И конечно в “Сочинском национальном парке” следует посетить парковый комплекс “Южные культуры”, который находится возле Адлера. Это уникальное по красоте место, с причудливыми лужайками, клумбами, прудами и мостами. Здесь растут платаны, эвкалипты, пальмы, а в пруду плавают настоящие белые лебеди.

А также на территории национального парка огромное количество живописных водопадов, и есть самый настоящий дольмен, культовое сооружение древних людей.

Источник

У Черного моря (4 класс)

Цель урока: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Предметные УУД: получить представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны субтропиков, хозяйственной деятельности населения.

Регулятивные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Организационный момент.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, гостям, улыбнитесь

Какую природную зону изучили на предыдущем уроке?

Тест « Пустыня» ( Один ученик на компьютере, другой проходит тест ноутбуке. Сайт tested . ru . Результат теста выдаётся сразу.)

Тест « Пустыня» на бумажном носителе.( 2 – 3 ученика)

Кто нарисовал пустыню? Почему так представили?

3 человека у доски. ( Форма интервью. Обучающиеся класса задают им вопросы.)

3 . Самоопределение к деятельности.

Игровой момент. Стук в дверь . Входит почтальон ( Шух Александр. )_

— Здравствуйте! Это 4 г класс? Я принес вам письмо. Где же оно? Это новые журналы для Надежды Викторовны. Это письмо для Ольги Николаевны. А вот оно! ( Передаёт письмо.)

« Дорогие ребята! Я опять потерялся. Знаю только, что нахожусь на территории России. Помогите определить , где я .Может мне угрожает опасность?! Высылаю диск с записью того, что услышал и увидел.»

( Включаю запись морского прибоя с криками чаек.)

Что представили, когда слушали запись?

Как думаете, где оказался Незнайка? ( на берегу моря).

На территории нашей страны много морей. Посмотрите, Незнайка прислал ещё ребус. ( Назовите первую букву в каждом слове)

Около какого моря оказался Незнайка?

Назовите тему урока.

Какие задачи урока?

По какому плану изучаем природную зону?

( Изучить климатические особенности, познакомиться с растительным и животным миром, выявить экологические проблемы.)

Работа по теме урока.

а) Работа с картой.

Посмотрите на карту. Кто может показать Черное море? Покажите побережье Черного моря, окружённое горами Кавказа.

К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?

Положение какого солнышка характерно для Черноморского побережья Кавказа?

Предположите, каковы здесь погодные условия.

Б) Рассказ учителя.

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Черное море.

Высокие горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит высоко над горизонтом.

Даже летом его лучи сильно нагревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов, снег быстро тает.

В то время, когда на севере свирепствуют морозы, здесь в садах цветут розы.

Посоветуйтесь в парах, почему, в отличие от пустынь, здесь растет огромное количество растений?

Кто любит купаться?

А когда вода теплее -днем или вечером? Почему?

Вода медленнее нагревается и медленно остывает.

Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. А каков размер моря?.

Сколько с его поверхности испаряется воды?

Раз воды испаряется много, предположите ,сколько осадков здесь выпадает?

Каков здесь воздух?

Данная природная зона называется «СУБТРОПИКИ»

Что обозначает слово “субтропики”?

В переводе с латинского приставка «суб-» значит «под». Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь её маленькая часть.

В) работа в группах

Дальнейшее изучение зоны, вы продолжите в группах.

1 группа. Задание Изучить растительный мир зоны субтропиков.

( Растительный мир субтропиков _______________.

На склонах гор растут ____________.

Из тёплых стран привезены_______________.

В садах зреют_______________________.)

Сообщение об 1 -2 растениях Черноморского побережья.

Какие источники нужны для решения данной задачи. (Учебник, энциклопедия, интернет, папка «Растения природных зон России»)

2 группа. Задание Изучить животный мир зоны субтропиков.

( Животный мир Черноморского побережья ______.

Здесь есть такие насекомые, как ……….

Сообщение о 1- 2 животных .

Какие источники нужны для решения данной задачи. (Учебник, энциклопедия, интернет, папка «Животные природных зон России»)

3 группа . Экологические проблемы.

Карточка. ( Море загрязняют ……..

Люди,……., цветы,,……….. на камнях,………..насекомых,………..медуз.)

Г) Кто из вас отдыхал на Черном море? Почему родители решили туда с вами поехать?

Что интересного видели на Черном море?

Сообщение «Достопримечательности Черноморского побережья».

Наклеить на лист ( А3) растения и животных, которые живут в зоне субтропиков.

Какие вопросы остались без ответа?

Над какой темой работали?

Что больше всего запомнилось?

Что расскажите родителям о сегодняшнем уроке. Выставление оценок.

7 . Д/З. На выбор: — Нарисовать, как представили зону субтропиков.

— Написать письмо Незнайке.

— сообщение об одном из животных или растений Черноморского побережья.

Источник

Презентация по окружающему миру «У Чёрного моря» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

«У Чёрного моря» 4 класс

Бортовой журнал ___________________ Верные и неверные утверждения: ДО После 1.Черноморское побережье Кавказа расположено в степной зоне нашей страны. ДА НЕТ ДА НЕТ 2.Всубтропической зоне умеренно жаркое лето и тёплая зима. ДА НЕТ ДА НЕТ 3.В садах субтропической зоны люди выращивают грецкие орехи, абрикосы и персики. ДА НЕТ ДА НЕТ 4.В Чёрном море обитают черепахи, акулы, крокодилы. ДА НЕТ ДА НЕТ 5.На берегах Чёрного моря расположен город-курорт Сочи. ДА НЕТ ДА НЕТ

Чёрное море Эта удивительная зона расположена на побережье и занимает очень маленькую территорию. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

Здесь расположена субтропическая зона. «суб» (греч.) — «под». Эта зона расположена в умеренном поясе, но близко к Северному тропику. Субтропики – это территория под тропиками.

воздух. Водамедленно нагревается и медленно остывает. Солнцепосылает сюда прямые лучи. Оноза лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимойтеплый воздух.

Кавказские горы находятся прямо у самого побережья. Они не пропускают сюда холодных северных ветров. Поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков.

Работа по учебнику Биологи Зоологи Экологи Растения (с.130) 1.Дикорастущие,фруктовые, завезённые из тёплых стран. 2. Отличительная особенность растений. Животные (с.130) Обитатели суши. Обитатели суши,добывающиепищу в море. Обитатели моря. Человек у моря (с.131-132) Чем является для человека Черноморское побережье? Экологические проблемы.

Дикорастущие растения дуб В лесах и на склонах гор растут дубы, буки и каштаны.

Дикорастущие растения Достигает высоты 25-40 м. Бук живёт до 500 лет. Плоды (орехи) -несъедобны. Бук Каштан настоящий Дерево долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Плоды – орехи – употребляют в пищу.

Растения, привезённые из тёплых стран Растут в парках.

Фруктовые деревья В садах зреютгрецкиеорехи, инжир, абрикосыиперсики.

Отличительные особенности растений Черноморского побережья Кавказа Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым растениям.

Животный мир Черноморского побережья Кавказа

Цикада Богомол Жужелица кавказская Олеандровый бражник Обитатели суши

Косуля Ящерица кавказская

Чайки Бакланы Обитатели суши, добывающие пищу в море.

Морской конёк, морская игла, краб. Дельфин, медуза Обитатели моря.

Значение Чёрного моря для человека Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают для отдыха и лечения тысячи людей. Здесь построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты.

Задание для групп

Бортовой журнал ___________________ Верные и неверные утверждения: ДО После 1.Черноморское побережье Кавказа расположено в степной зоне нашей страны. ДА НЕТ ДА НЕТ 2.Всубтропической зоне умеренно жаркое лето и тёплая зима. ДА НЕТ ДА НЕТ 3.В садах субтропической зоны люди выращивают грецкие орехи, абрикосы и персики. ДА НЕТ ДА НЕТ 4.В Чёрном море обитают черепахи, акулы, крокодилы. ДА НЕТ ДА НЕТ 5.На берегах Чёрного моря расположен город-курорт Сочи. ДА НЕТ ДА НЕТ

Подведём итоги 11-12 баллов – «5» 9 – 10 баллов – «4» 6 – 8 баллов – «3»

Источник

Оцените статью