- Судоходство в Волго-Донском бассейне, Азовском и Каспийское море
- Ограничит ли Керченский мост судоходство на Азовском море?
- Азовское море вежливо и необратимо превращено во внутреннее море России
- Азовский конфликт: как Россия «отжимает» Азов
- «Имеем право досматривать – и досматриваем»
- «Россия пойдет на эскалацию, это неизбежно»
- Керченский кризис: захваченные корабли возвращаются
- «Выдумка российских властей»
- Крымские воды: переиграть Россию
Судоходство в Волго-Донском бассейне, Азовском и Каспийское море
В середине месяца полностью открылась навигация по внутренним водным путям в волжском регионе. Стали доступны такие порты как Тольятти, Самара, Ульяновск и с возросшей вариативностью по портам погрузки ставки на рейсы из реки плавно пошли вверх. Спрос на тоннаж из этих регионов сейчас сохраняется, в основном, в направлении Каспия.
В связи с низким спросом на каботажный флот, привыкший работать на рейдовую перевалку порта Кавказ, многие Фрахтователи, отгружающие из портов Волги, меняют логистику с прямых конвенционных теплоходов река-море на доставку каботажниками до морских портов и дальнейшей перевалкой в Ростове или Астрахани. В среднем, это снижает себестоимость на 5 долларов и одновременно не дает речному рынку расти.
На иранском направлении есть серьезный риск — участники рынка с опасением относятся к новостям о включении США корпуса стражей исламской революции, фактически являющегося иранской регулярной армией, в число террористических организаций. Трейдеры напуганы дальнейшими возможными осложнениями во взаиморасчетах с Иранскими импортерами, от которых и так в последнее время все платежи проходят с большими задержками. В то же время, в середине апреля Национальный центр по управлению кризисными ситуациями в Иране сообщил о прогнозируемой засухе в летний период, а значит вероятен низкий урожай местной пшеницы. Можно ожидать отмену эмбарго на поставки пшеницы и роста экспорта ячменя, кукурузы и рапса из России.
На Турецком направлении из-за сложной политической и экономической ситуации экспортные отправки зерна за период март-апрель 2019 сократились почти в 2 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К началу отчетного периода ситуация не спешила исправляться, в том числе и из-за роста цен на зерно на внутреннем рынке в России.
Говоря о зерновых, интересно соотношение между ставками фрахта и объемом экспорта:
По данным Россельхознадзора, общее количество переваленного зерна в портах Азовского моря в первом квартале 2019 года сократилось примерно на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В той же пропорции, с 26$ в 2018 до 15$ в 2019 году, снизились ставки фрахта на маршруте Ростов – Мармара.
Динамика ставок за апрель и сравнение с показателями 2018:
неделя | Ростов – Мармара USD | Астрахань – Иран USD | ||
2018 | 2019 | 2018 | 2019 | |
14 | 32 | 19 | 36 | 30 |
15 | 26 | 17 | 35 | 30 |
16 | 22 | 17 | 34 | 30 |
17 | 19 | 19 | 33 | 30 |
Апрель 2019 на азовском направлении показал большую стабильность, чем в предыдущем году, когда ставки за месяц драматически упали в 1,7 раза и к концу периода были на уровне нынешнего года.
Каспийский регион в этом году показал абсолютную стабильность, апрель 2018 был отмечен плавным падением до 33$ за тонну груза, что на 3 единицы выше сегодняшней цены услуги.
Источник
Ограничит ли Керченский мост судоходство на Азовском море?
Украинские эксперты подтвердили DW опасения Киева о том, что возведение Россией моста через Керченский пролив серьезно ограничит судоходство на Азовском море и вызовет убытки украинских портов.
Строительство Керченского моста
Чем ближе активная фаза строительных работ по возведению Россией мостового перехода через Керченский пролив, тем сильнее интерес к возможным экономическим рискам и последствиям проекта. Киев утверждает, что только из-за временного ограничения судоходства в Керченском проливе украинские порты потеряют полмиллиарда гривен. Об этом в интервью DW заявил замминистра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк.
«Те параметры осадки, которые самостоятельно устанавливает Россия, могут нанести значительный ущерб нашим Бердянскому и Мариупольскому торговым портам на Азовском море», — уверен Лавренюк. Интервью с ним вызвало широкий отклик, в том числе, критические оценки аргументов замминистра, поэтому DW решила вернуться к теме судоходства на Азовском море и в Керченском проливе.
Ограничения габаритов и их последствия
Как известно, министерство транспорта РФ в августе и сентябре на 23 суток суммарно хочет запретить судоходство через пролив в период установки на штатные опоры арок пролетного строения мостового перехода через Керченский пролив.
Украина подчеркивает, что не давала РФ разрешения на строительство моста через Керченский пролив
«В целях обеспечения безопасности строительства транспортного перехода через Керченский пролив приказываю установить 3-6, 8-10, 14-21, 28-31 августа и 1-4 сентября 2017 года с 00.00 до 24.00 местного времени запретный для плавания кораблей и судов район в акватории Керченского пролива», — сказано в проекте приказа министерства, размещенном на Федеральном портале проектов нормативных актов.
В письме и.о. капитана морского порта Керчь к морским агентам уточняется, что для обеспечения безопасности во время действия этих ограничений габариты судов, которые смогут пройти под арками, не должны превышает 160 метров, ширина — 31 метр, надводный габарит — 33 метра. А осадка судна должна быть не больше 8 метров.
Большие судна заходят в порты Азовского моря
Обеспечением безопасности мореплавания и поддержание паспортных глубин акваторий украинских портов занимается госпредприятие Администрация морских портов Украины (АМПУ). DW обратилась к нему с просьбой объяснить, какие суда заходят в Бердянский и Мариупольский порты, и повлияют ли габаритные ограничения, вводимые РФ, на работу этих портов. В ответе АМПУ сообщается, что средние габариты судов, обрабатываемых в украинских морских портах Азовского региона, таковы: длина — 175 метров, ширина — 27 метров, осадка — 9,6 метров.
Кроме того, часто в морской порт Мариуполь заходят суда типа «Панамакс» со следующими габаритами: длина — 225 метров, ширина — 32,5 метра, максимальная осадка — 14 метров, надводный габарит — 37,5 метров. «Самое большое судно, которое было обработано в морском порту Мариуполь, имело полную грузоподъемность 94 тысячи тонн, длину 235 метров, ширину 38 метров, максимальную осадку 14,5 метров, высоту 49 метров», — указывается в ответе АМПУ на запрос DW.
Кроме этого, в нем говорится, что движение судов в акватории Азовского моря и через судоходные каналы, в частности, Керчь-Еникальский канал в Керченском проливе, связывающий Азовское и Чёрное моря, регулируется Международной конвенцией по морскому праву от 1982 года.
Достаточно ли глубины?
Согласно «Океанографическому атласу Черного и Азовского морей», который подготовлен «Укрморкартографией», филиалом гидрографической службы Украины «Госгидрография», Азовское море относится к типу внутренне-материковых шельфовых морей. Учитывая морфологические признаки — к плоским морям. Это самое мелкое море в мире, средняя глубина его составляет 7 метров, максимальная — 15 метров, находится она в центре моря. Это следует из карт морских глубин, предоставленных на запрос DW «Укрморкартографией». Там сообщили, что на основных судоходных маршрутах периодических ведутся работы по углублению, и глубина там может меняться.
Карта Азовского моря
Особенностью Азовского моря является ежегодное образование льда в его акватории, даже в относительно мягкие зимы. Поэтому Украина опасается, что если Россия начнет строительство по судоходному ходу, то лед на мостовых сваях будет задерживаться и будут образовываться ледовые пробки. По словам замминистра инфраструктуры Юрия Лавренюка, из-за этого зимой движение по Керчь-Еникальскому каналу, единственному пути для прохождения Керченским проливом больших кораблей, будет закрыто вообще.
Политическая составляющая проекта
В связи с этим украинская сторона напоминает, что не давала России разрешения на строительство моста через Керченский пролив. Об этом говорится в ответе МИД Украины на запрос DW относительно реакции Киева на введение РФ временных ограничений судоходства через Керченский пролив августе и сентябре 2017 года.
Источник
Азовское море вежливо и необратимо превращено во внутреннее море России
Азовское море явочным порядком, вежливо и необратимо, превращено во внутреннее море России
Продолжаем увлекательную эпопею относительно резкого изменения правил судоходства в акватории Азовского моря. Самое главное: Азовское море явочным порядком, вежливо и необратимо превращено во внутреннее море России.
Я не знаю, как бы оно могло быть, веди себя Украина в соответствии со своим ничтожным статусом, но на сегодняшний день раздутые амбиции, подогретые кураторами, привели туда, куда и должны были привести. То есть, привели в стойло для свиней. И сейчас мы в этом убедимся.
Итак, нам доподлинно известно, что Украина задержала два российских корабля: рыболовецкое судно «Норд» и танкер «Механик Погодин». В настоящее время «Норд» пришвартован в порту Бердянск, а «Механик Погодин», соответственно, в Херсоне.
Поначалу действительно казалось, что на подобные действия Россия, «как всегда», отвечала лишь «выражением озабоченности» и прочими протестами, вкупе с бесплодными заявлениями. Однако понимающие люди помалкивали и ждали развития событий, которые не замедлили нарастать снежным комом, ибо в России, со времён Сирии, сложилась, ранее незамеченная, традиция: дипломаты, политики и силовики (военные) действуют в исключительно тесной взаимосвязи, когда на выходе получаем максимальный результат, подпадающий под определение асимметричный ответ.
По данным Украины, за прошедшее лето российская береговая охрана задержала для досмотра более 150 судов, следующих через Керченский пролив в порты Бердянска и Мариуполя. Каждое судно задерживалось, как правило, на срок от одного дня до нескольких суток. Суммарное количество дней задержки приближается к одному году. Безусловный приоритет прохождения под Крымским мостом отдаётся судам, следующим в российские порты.
На настоящий момент задержаны и поставлены на бессрочный рейд три украинских судна: рыболовецкие «ЯМК-0041» и «ЯОД 2105», а также танкер «Amadore», приписанный к мальтийскому порту Валетта и принадлежащий одесскому судовладельцу.
А теперь немного лирики, связанной с рыболовным азовским промыслом. Если кто не в курсе, то азовский осётр из всех осетровых является наиболее ценной породой, как в плане самой рыбы, так и чёрной икры. Уже давно (с 90-х годов) лов этой рыбы и добыча икры жёстко запрещены в России ввиду их практически полного исчезновения, несмотря на титанические усилия береговых рыбохозяйств, от Темрюка до Таганрога, каждый сезон выводивших миллионы (если не миллиарды) мальков и выращивающих их для выпуска в море.
Несмотря на принимаемые меры, все последние годы осетра самым хищническим способом вылавливали украинские моряки. Особенно это процветало зимой, когда осётр уходил для зимовки в самое глубокое место в центре моря и, пользуясь контролем над большей частью акватории, его просто выгребали рыболовецкими тралами, сводя к нулю все усилия по восстановлению популяции. Прекратить этот беспредел стало возможным лишь после присоединения Крыма, но наиболее решительные действия были предприняты лишь в этом году, когда явочным порядком Россия исключила лов осетра полностью. Убедиться в этом легко: вся акватория Азовского моря, независимо от координат, зачищена от всех украинских рыболовных судов. И не только рыболовных, но и от всех посудин с украинским флагом, что легко проверить на сайте Marine Traffic.
Если любое из украинских судов выйдет в море, оно незамедлительно будет задержано. Таковы правила, установленные Россией в акватории Азовского моря после украинского беспредела с российскими кораблями. А всего-то прошло менее года с момента возведения Крымского моста. То ли еще будет с теми портовыми городами окраины, которые лишились рыболовецкого бизнеса.
Источник
Азовский конфликт: как Россия «отжимает» Азов
Больше года российские спецназовцы блокируют Керченский пролив. Украинские военные говорят, что корабли ФСБ России не стесняются подходить вплотную к украинским берегам на Азовском море, при этом они ничего не нарушают. Азовское море – неклассическое в понимании международного морского права. Дело в том, что в 2003 году Украина и Россия подписали договор о так называемом совместном море.
Чем это соглашение обернулось для Украины после начала агрессивных действий России на Азовском море, разбирались журналисты Крым.Реалии.
Мариупольский морской торговый порт называют морскими воротами Донбасса, он – крупнейший на Азовском море. Последние пять лет порт переживает не лучшие времена – количество заходящих в порт и выходящих из порта судов уменьшилось более чем наполовину.
«Если раньше из Мариупольского порта грузы отгружались практически на все континенты земли – Северную и Южную Америку, Африку, Юго-Восточную Азию, Китай, Индонезию и даже Японию – то на сегодняшний день в Юго-Восточную Азию из Мариуполя невозможно отправить судно. Соответственно, география Индийского океана и Тихого океана потеряли актуальность для Азова», – говорит начальник Администрации морских портов Украины в Мариуполе Игорь Барский.
Зачем Россия превращает Азовское море в озеро? | Крым.Реалии ТВ (видео)
No media source currently available
А причин тому несколько: военные действия на Донбассе, сооружение Керченского моста – теперь не все суда могут пройти под ним по размерам – и блокада российскими спецслужбами Керченского пролива.
«Имеем право досматривать – и досматриваем»
В апреле 2018 года украинские пограничники задержали рыболовецкое судно «Норд», так как оно неоднократно заходило в закрытые Украиной крымские порты. Российская же сторона это задержание восприняла как провокацию и устроила блокаду для судов, идущих в Украину.
«Такие досмотры проводятся не на дискриминационной основе… Простой судов перед прохождением Керченского пролива не связан с украинским контролем. Этот порядок обусловлен специфическими габаритами канала, в частности, предполагает лоцманскую проводку, для чего корабли предварительно формируются в караваны, что занимает определенное время», – пыталась пояснить действия России на море официальный представитель МИД России Мария Захарова в ноябре 2018 года.
При этом в российских СМИ даже не скрывали, что на самом деле блокада – это ответ на задержание судна «Норд».
«Есть конвенция, есть морское право, и имеем мы в связи с этим право досматривать – и досматриваем», – сказала в эфире на телеканале «Россия-1» российская телеведущая Ольга Скабеева.
«Россия пойдет на эскалацию, это неизбежно»
Постоянный мониторинг ситуации в Черном и Азовском морях в Украине проводит украинская неправительственная организация «Майдан иностранных дел» вместе с украинским сайтом Black Sea News. У специалистов есть данные по каждому плавсредству. Так, за май-июль 2018 года российские спецслужбы задержали более 80 судов, направлявшихся в Украину. А среднее время простоя на вход в Азовское море с нескольких часов выросло до пяти дней. На выходе в Черное море ситуация была практически такой же: в августе-октябре суда простаивали в среднем по 3-4 дня.
Морской бой. Как это было? (видео)
No media source currently available
В ноябре того же 2018 года корабли украинского флота попытались пройти через Керченский пролив. Российские спецслужбы их не пустили, обстреляли и задержали. Тогда россияне взяли в плен 24 украинских моряков и захватили три украинских военных корабля. Через десять месяцев военные вернулись домой, а захваченные ФСБ украинские корабли «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» 18 ноября 2019 года вышли из аннексированного Крыма и 20 ноября вернулись на материковую часть Украины.
Керченский кризис: захваченные корабли возвращаются
Теперь суда, идущие в Азовское море, больше не задерживают, однако время простоя все равно колеблется от суток до двух. А для бизнеса – владельцев груза – это убытки в десятки тысяч долларов.
«Это элемент давления и элемент гибридной войны. Они хотят сделать Азовское море российским озером», – уверен начальник Администрации морпортов Украины в Мариуполе Игорь Барский.
«Выдумка российских властей»
До аннексии Крыма прохождение Керченским проливом, как говорят, от буя до буя, занимало не более трех часов. Теперь все суда, кроме очереди на лоцманское сопровождение, вынуждены ждать и визита ФСБ.
«Подходят они практически на резиновых лодках. С этих лодок при ветре, при качке очень сложно высадиться. Вот и получаются эти задержки сутки-двое, то есть пока россияне не могут высадиться на эти суда. Сам же досмотр – это проверка судовой роли и паспортов моряков, паспортов экипажа. Такая проверка занимает 10 минут, остальное время те, кто досматривают, сидят на судне, пьют чай и высиживают тот норматив, который им выделен – час на судно», – поясняет из-за чего происходят такие задержи Игорь Барский.
Крымские воды: переиграть Россию
Крым.Реалии провели свое наблюдение. Поскольку сесть на торговое судно и пройти под Керченским мостом возможности нет, выручает интернет – можно проследить за плавсредством онлайн. На навигационном сервисе MarineTraffic мы выбрали два корабля, которые из одного места, примерно в одно и то же время должны были пройти похожим маршрутом через Азовское море в Россию и в Украину.
Российское судно Viking из Стамбула в Ростов-на-Дону стартовало 5 ноября, на следующий день из того же порта, но уже в Бердянск, двинулось панамское судно Ibrahim Konan. Оба корабля поставили на якорь перед Керченским проливом. Панамское судно подошло к точке наблюдения 8 ноября в 21:10, а российское – 9 ноября в 3:55. В Азовское море Viking вышел 10 ноября в 13:00 и за сутки дошел до Ростова-на-Дону. Время простоя и прохождения Керченского пролива составило 33 часа. Ibrahim Konan повезло больше – Керченский пролив он преодолел за 27 часов 40 минут и чуть более чем за сутки дошел до места назначения – Бердянска.
Таким образом судно под панамским флагом, чтобы пройти Керченский пролив простояло на 5 часов меньше, чем судно под российским флагом. Исследование Крым.Реалии – один отдельно взятый пример, но если сравнивать его с масштабной аналитикой Black Sea News, такой результат скорее исключение, чем правило.
«Эти задержки нужно исключить, их не должно быть. Это выдумка российских властей для того, чтобы как-то объяснить необходимость защиты и контроля безопасности установленного моста», – настаивает начальник Администрации морпортов Украины в Мариуполе.
Украинские пограничники российские суда не останавливают, но за пограничниками ФСБ следят, говорит командир Мариупольского отряда морской охраны Николай Сиринский.
«Для нас нет разницы, какой порт назначения, у нас есть только законные основания. Если судно ничего не нарушает, мы его не останавливаем. Азовское море должно быть свободным для плавания под флагами разных стран», – отмечает военный.
В скорое возвращение свободного судоходства на Азовском море портовики не очень верят и готовятся к дальнейшим убыткам. Но допускать банкротство в порту не намерены, здесь углубляют дно у причалов и почти достроили новый зерновой комплекс.
Справка: после аннексии Россией украинского Крыма в 2014 году правительство Украины объявило все крымские порты закрытыми, вход в них любого судна является нарушением не только законодательства Украины, но и международных норм судоходства.
Источник