- Крупнейшие подводные сокровища, которые будоражат умы кладоискателей
- Водолазы достали со дна моря затонувшие сокровища Нурбану
- Спасение сокровищ
- Найденные артефакты
- Рембрандт под водой: корабли с сокровищами на дне Балтийского моря
- Груз для императрицы
- Катастрофа у Або
- Заповедник с сокровищами
- Возможные претенденты
- Рука помощи
- Табакерки и шампанское
- Раздолье для поисков
Крупнейшие подводные сокровища, которые будоражат умы кладоискателей
Кадры, на которых подводные археологи достают самый большой клад за всю мировую историю с затонувшего испанского галеона XVIII века «Сан-Хосе», облетели весь мир. Корабль находился на дне Карибского моря у берегов Колумбии, и его стоимость оценивается в 10 миллиардов долларов. Ничего удивительного, что сегодня сокровища стали поводом для настоящего международного скандала. Поделить их между собой не могут сразу несколько стран.
Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос написал на своей странице в социальных сетях: «Отличные новости! Мы нашли галеон». Однако такую радость считает преждевременной американская компания Sea Search Armada. Ведь именно она обнаружила корабль еще 30 лет назад, в 1981 году. Тогда фирма и правительство Колумбии заключили договор о том, что все поднятые ценности поделят поровну. Но в 2011 году власти страны передумали и заявили, что клад принадлежит исключительно Колумбии. Теперь компания требует компенсацию в несколько миллиардов долларов за нарушение договора. Свои права на сокровища заявляет и Испания. Ведь именно ей принадлежал затонувший галеон Сан-Хосе. В 1708 году он вышел из колумбийского города Картахен для того, чтобы доставить богатство из латиноамериканских колоний в европейскую метрополию королю Филиппу V. Эти деньги были необходимы испанскому правительству для ведения войны против Британии.
Однако судно до места назначения не дошло, так как было атаковано английскими кораблями под командованием сэра Чарльза Уэйджера.
«Картахена была одним из самых важных колониальных портов. Она объединяла все города южной и центральной Америки. Для англичан было важно ее захватить. Ведь в таком случае они смогли бы контролировать весь Новый Свет», — сказал антрополог Карлос дель Карло.
Это сражение вошло в историю как атака Уэйджера, или Битва при Бару. Четыре британских корабля напали на 14 торговых судов Испании, легковооруженное парусное судно и три галеона. Англичане знали, что надо атаковать самые крупные суда, потому что там находится больше всего золота.
«Есть «серебряный», есть «золотой», это был «бриллиантовый» флот. Причем «бриллиантовый», потому что на нем находились в основном драгоценные камни. Запасы драгоценных камней и металлов на этом судне оценивались по нынешним временам в три миллиарда долларов, чтобы понять. Это очень огромная сумма. Одиннадцать миллионов, собственно говоря, теми деньгами», — говорит океанолог Леонид Гаврилов.
Битва между британским кораблем «Экспедишн» и испанским галеоном «Сан-Хосе» продолжалась полтора часа. Однако вскоре прогремел взрыв, и «Сан-Хосе» затонул вместе с экипажем в 600 человек и всеми сокровищами. И хотя британцы в этом морском сражении одержали победу, они остались ни с чем. С остальных кораблей им удалось добыть только несколько сундуков с испанскими песо и 14 кусков серебра. Некоторые эксперты предполагают, что испанцы специально подорвали свой корабль, чтобы сокровища не достались врагам.
«Я думаю, это равновероятная версия, и доказать ее сейчас не представляется возможным. Потому что велика была вероятность попадания английского снаряда в пороховой погреб: такие вещи происходили довольно часто в морских боях. И, с другой стороны, если испанцы почувствовали, что они обречены, что корабль будет захвачен, у них не оставалось другого выхода, как затопить его и не отдать это золото своим злейшим врагам», — сказал член Московского клуба кладоискателей Николай Черкашин.
С тех пор затонувший испанский галеон «Сан-Хосе» мечтали найти кладоискатели со всего мира. Они называли его не иначе как «чаша Грааля» всех затонувших в этих местах кораблей. По подсчетам подводных археологов, в коралловых рифах Колумбии и у берегов Вест-Индии покоится более 1000 испанских галеонов и торговых судов. Это настоящая Мекка для кладоискателей.
«Достаточно взглянуть на карту затопленных кораблей — мы увидим, что и в районе островов Карибского моря, архипелагов Карибского моря, в районе той же Аргентины и Мексики немало значков, которые означают потопленные корабли. Как правило, они все шли с грузом в Испанию, с драгоценным грузом. Поэтому «Сан-Хосе», возможно, это первая ласточка», — сказал Николай Черкашин.
Но не только Колумбия может похвастаться богатствами, которые таятся под водой. К побережью Флориды уже несколько столетий стекаются кладоискатели со всего мира. Они называют его «побережьем сокровищ». Там затонуло множество кораблей испанского императорского флота.
Корабли, наполненные богатствами из американских колоний, играли важную роль в испанской экономике XVII-XVIII веков. Метрополия нуждалась в этих деньгах как никогда. Страна переживала трудные времена. Из-за тридцатилетней англо-испанской войны казна стремительно пустела, народ беднел, а инфляция составляла 300 %.
«Ну, сколько бы золота ни было, его всегда не хватает. Тем не менее главным поставщиком серебра и золота в Европе и главным распорядителем этих богатств была Испания, потому что она 300 с лишним лет выкачивала в прямом смысле этого слова серебро, золото, драгоценные металлы, камни из стран Южной Америки и из своих колоний и благодаря этому достигла и своего могущества, и величия», — сказал Николай Черкашин.
Убедиться в том, что испанские галеоны были наполнены сокровищами, на собственном опыте смог предприниматель Джозеф Робинсон. Несколько лет назад его имя не сходило с экранов, потому что он во время своего глубоководного исследования под названием «Одиссея» сделал сенсационное открытие. На глубине почти в 400 метров неподалеку от острова Тортуга в Карибском море он обнаружил испанский галеон, которому 400 лет. Среди обломков судна Робинсон нашел старинные золотые слитки. Кроме того, им было поднято серебро, жемчуг и множество других удивительных артефактов того времени. Более того, Джозеф Робинсон создал одноименный сайт «Одиссея». На нем кладоискатель разместил фотографии и описание 17 тысяч различных предметов, которые были подняты с затонувших испанских кораблей у берегов острова Тортуга за последние 20 лет. Это глиняные кувшины, расписная посуда, монеты.
Некоторые историки называют берега Флориды не «побережьем сокровищ», а треугольником смерти, по аналогии с Бермудским. По загадочным обстоятельствам, именно здесь, на протяжении нескольких столетий тонули корабли испанского флота. Например, в 1715 году здесь ушли на дно сразу 11 кораблей двух испанских флотов: Казначейского, или по-другому Золотого, и флота Новой Испании — Серебряного.
Суда были нагружены золотом из рудников в Перу и Колумбии, а также изумрудами со знаменитых колумбийских копий. Кроме того, корабли везли золото и серебро из шахт Мексики, шелк и изделия из слоновой кости кубинских торговцев. Причем исследователи говорят, что сокровищ в трюмах было в два раза больше обычного. Дело в том, что правивший в те времена король Испании Филипп V был влюблен в герцогиню Пармскую. Для того чтобы сыграть пышную свадьбу, достойную монарха, правителю требовались немалые средства. Кроме того, на эти корабли были погружены сундуки с драгоценностями и украшениями для возлюбленной Филиппа. Корабли попали в шторм и пошли ко дну. Тогда поднять удалось лишь 30 процентов всех сокровищ. Остальная часть так и осталась лежать в морском грунте. С тех пор кладоискатели вновь и вновь погружаются в местные воды, надеясь найти этот удивительный клад.
«Я полагаю, что поднята очень небольшая часть, потому что вот только-только начался настоящий технический поиск. Подводная поисковая техника за последние 20-30 лет совершила резкий скачок вперед. Появились всевозможные сканеры, появились всевозможные гидроакустические аппараты, которые помогают находить затонувшие объекты, даже если они занесены песком, даже если они визуально с помощью телевизионных камер не просматриваются. Поэтому XXI век нам обещает не одно открытие подобного рода», — сказал Николай Черкашин.
Недавно американскому кладоискателю Бренту Брисбену с командой судна «Ля Капитана» улыбнулась удача. У берегов Флориды командой было обнаружено 350 золотых монет, отчеканенных специально для короля Филиппа V. Их общая стоимость — 4,5 миллиона долларов. Несколько лет назад клад нашли еще одни дайверы — американская семья Сэнфорд Рик и Лиза Шмитт. Это были украшения и монеты XVIII века на сумму в 300 тысяч долларов, а в 2002 году они подняли со дна в том же месте серебряное блюдо стоимостью 25 тысяч долларов.
«Об этом можно только мечтать! Найти королевские монеты, найти вещи той эпохи! Многие пытаются сделать это на протяжении 40-50 лет. И их попытки остаются безрезультатными», — рассказал кладоискатель Сэндфорд Рик.
Однако исследователи говорят, что сегодня поднята лишь половина сокровищ, которые находятся под водой. На оставшихся так и не найденными шести испанских галеонах «золотого» и «серебряного» флотов остались ценности на сумму в 250 миллионов долларов.
«Их постоянно ищут, потому что информация становится все более открытой. Есть еще такой момент, что не только серебро и золото представляют ценность. Как, допустим, нашли «Сан-Хосе»? Его опознали по бронзовым пушкам, на которых выгравированы дельфины. Стоимость этих пушек, она равняется палладию, даже не золоту. То есть если взять историческую ценность. Потому что это пушки с этого корабля», — говорит океанолог Леонид Гаврилов.
Многие суда не доплывали до Европы не только из-за бурь, опасность для капитанов торговых экспедиций представляли и вражеские английские корабли. Причем для того, чтобы уничтожить судно неприятеля, британцам не обязательно было даже стрелять. Не так давно у берегов Флориды был обнаружен галеон «Сан-Мишель Архангел». На его борту удалось найти монеты, украшения и поделки из слоновой кости. В 1659 году корабль вышел из Перу, груженный золотом и серебром, и направился в Испанию. По пути «Сан-Мишель Архангел» зашел ненадолго в Гавану, где его подстерегали вражеские суда Англии. Тогда шла англо-испанская война. Для того чтобы миновать опасность, галеону пришлось выходить в открытое море под покровом ночи в непогоду. Попав в бурю, «Сан-Мишель Архангел» затонул.
Эксперты уверены, что затонувшие галеоны еще многие десятилетия будут манить в эти края кладоискателей со всего мира, ведь повезти может любому, а испанские сокровища ждут своих новых владельцев.
Источник
Водолазы достали со дна моря затонувшие сокровища Нурбану
В 1583 году в гареме дворца Топкапы случился сильный пожар. Очень многие вещи, мебель, предметы интерьера пришли в негодность. Даже оконные рамы. Было необходимо восстановить дворец. И тогда султан Мурад III и его валиде (мать) Нурбану-султан сделали большой заказ у Венеции.
Венецианский военный корабль должен был привезти в Топкапы разные материалы, необходимые для ремонта дворца, а также много разных мелочей — мангалы для обогрева помещения, бритвы, корзины, бочки, стеклянные рамы, стаканы и так далее. Нурбану заказала зеркала, очки, ткани, оконные рамы, люстры, вазы, изделия из стекла.
В октябре 1583 года этот военный корабль под командованием 76-летнего венецианского моряка Альвизе Финарди, начал свой путь по Адриатическому морю. Это был довольно рискованный период для морских путешествий. В те времена с 15 ноября по 20 января парусный сезон прекращался. Через несколько дней корабль затонул недалеко от побережья Хорватии.
Всё заказанное султаном Мурадом и Нурбану было похоронено на 22-27-метровой глубине в море. Нурбану была очень рассержена.
Спасение сокровищ
20 лучших водолазов венецианского флота (Маноли и его команда) ныряли туда с декабря 1583 по январь 1584 года. Некоторые вещи удалось спасти и вернуть в Венецию. Но большая часть осталась на затонувшем корабле. Да и то, что спасли, Нурбану не увидела, так как в декабре 1583 года умерла.
Вероятно, операция по спасению затонувших вещей прекратилась после того, как водолазы обнаружили сундук с деньгами, жемчугом, бриллиантами и перуанскими изумрудами.
Капитан корабля Альвизе Финарди выжил, вернулся в Венецию, успел организовать торговое предприятие и стать капитаном другого корабля. Умер 28 января 1587 года.
Найденные артефакты
Больше о корабле не вспоминали. А в 1960 году место кораблекрушения ,недалеко от небольшого острова Гналич, у входа в Пашманский канал, обнаружил местный рыбак, потом бельгийские дайверы, которые не раз грабили корабль и несанкционировано вывозили оттуда артефакты.
Источник
Рембрандт под водой: корабли с сокровищами на дне Балтийского моря
На дне Балтийского моря нашли 12 затонувших кораблей. Их обнаружили во время подготовительных работ по прокладке газопровода «Северный поток — 2». По версии историков, один из кораблей потерпел крушение в конце X — начале XI века. Возможно, это боевой драккар викингов. Археологи уверяют: на дне Балтийского моря покоятся несколько тысяч судов. Многие — в отличном состоянии, в том числе и бригантина «Фрау Мария». Двухмачтовый парусник, перевозивший предметы роскоши и картины голландских мастеров XVII века, затонул более 200 лет назад. Почему корабль до сих пор не подняли на поверхность? И на каком затонувшем судне находятся сокровища для императорского двора Елизаветы I? Об этом рассказали эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Груз для императрицы
Полтора миллиарда евро — в такую цену эксперты оценивают стоимость груза на борту парусника «Фрау Мария». Коллекция саксонского фарфора, золотые и серебряные статуэтки, а главное, больше 300 картин фламандских и голландских художников — все эти ценности закупили в Амстердаме посланники Екатерины II. Полотна предназначались для Эрмитажа и Царского Села.
«Только Екатерина II могла позволить себе купить такую коллекцию картин. Там один триптих художника Доу стоил столько, что на эти деньги в Москве можно было построить трехэтажный особняк. Еще были ученики Рембрандта и так далее», — подчеркивает специалист по глубоководным работам Андрей Шпигель.
Катастрофа у Або
В октябре 1771 года «Фрау Мария» вышла из Амстердама. Когда парусник проходил мимо шведского города Або, начался сильный шторм. В этом районе десятки островов, пройти между которыми сложно, особенно в бурю и при отсутствии современного навигационного оборудования. Вскоре волна ударила корабль о скалу. Экипажу судна удалось спастись, а вот парусник со всеми сокровищами ушел на дно Балтики. Когда Екатерина узнала о крушении, то пришла в ярость. Она была уверена, что к гибели судна причастны шведские пираты. Русская императрица отправляла королю Густаву III письма с требованиями поднять корабль со дна, но послания остались без ответа. Отношения между Россией и Швецией заметно накалились.
Заповедник с сокровищами
В 1999 году затонувший корабль отыскала команда финских дайверов на глубине 40 метров. Водолазы изучили множество архивных документов, чтобы установить местонахождение «Фрау Марии». Поисковики рассчитывали, что им достанется хотя бы часть ценного груза. Как предполагают эксперты, живописные полотна и предметы роскоши почти не пострадали под водой.
«Предметы антиквариата были упакованы очень тщательно. Кожаная упаковка в свинцовых ящиках, и все это залито воском. Степень герметичности должна быть очень хорошей», — говорит историк Игорь Васильев.
Сейчас затонувшая «Фрау Мария» находится в территориальных водах Финляндии. Власти Суоми сразу отвергли притязания дайверов на сокровища. Они объявили, что все ценности на борту корабля принадлежат государству. Район оперативно занесли в список заповедников — никаких работ там проводить нельзя.
Возможные претенденты
На сокровища «Фрау Марии» могут претендовать четыре страны: Россия как «принимающая сторона», Нидерланды, откуда шло судно, Финляндия, у берегов которой находится парусник, а также Швеция, в состав которой в XVIII веке входила Финляндия. Большинство экспертов считает, что ценности по праву принадлежат России, ведь Екатерина оплатила груз и зафрахтованное судно. Однако Финляндия ссылается на свой закон о памятниках древности. Согласно документу, если затонувший корабль находится в финских территориальных водах дольше 100 лет с того дня, как страна получила независимость, он переходит в собственность государства.
Рука помощи
Российские власти не раз предлагали финнам помочь поднять судно из морских глубин без претензий на груз. Эту операцию готовы профинансировать наши меценаты. Они хотят спасти шедевры живописи, которые похоронены на дне Балтики. По некоторым сведениям, среди полотен могут быть даже картины самого Рембрандта. Российские специалисты представили финской стороне компьютерную модель аппарата, с помощью которого можно поднять парусник.
«Мы изготовили так называемую судоподъемную траверсу, где на мягких стропах, как на колыбели с управляемым подъемом, мы бы подняли этот замечательный парусник вместе с грузом, поставили бы его тут же в док, осушили и дальше уже кранами вынули груз. Вообще не составляет никакого труда», — делится Андрей Шпигель.
Табакерки и шампанское
Однако финны почему-то не торопятся спасать артефакты. Пока водолазы подняли с парусника судовую кассу, где хранилось 700 русских монет и несколько мелких предметов. Все они выставлены в музее ближайшего города Турку. А в музее города Котки хранится целая коллекция предметов роскоши, принадлежавших российскому императорскому дому. Финские ныряльщики подняли ценности с галеона «Святой Михаил». Корабль затонул в середине XVIII века.
«В 2001 году около берегов финского острова Борсте был обнаружен еще один корабль. Вез груз предметов роскоши для двора русской императрицы Елизаветы I. В этом грузе, например, было 36 золотых табакерок», — рассказывает Игорь Васильев.
Самым необычным кладом на дне Балтики считаются 4,5 тысячи бутылок шампанского урожая 1907 года. Винный склад шведские дайверы обнаружили в трюме грузового судна Йончоппинг. Во время Первой мировой войны транспорт с шампанским потопила немецкая подлодка. Четверть сотни бутылок продали более чем за три тысячи долларов. Вся партия, таким образом, оценивается примерно в восемь миллионов долларов.
Раздолье для поисков
По словам исследователей, Балтийское море — это настоящая сокровищница с кладами. В его глубинах покоятся тысячи кораблей с ценнейшими артефактами. Многие деревянные суда сохранились в отличном состоянии: вода низкой температуры спасает дерево от разложения. Кроме того, в водах Балтики не водятся корабельные черви — моллюски, которые точат древесину. Больше всего погибших кораблей находится в Выборгском заливе, где в июле 1790 года произошло крупное сражение между флотами России и Швеции.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.
Источник