- Что мы знаем о современных пиратах
- Главная причина современного пиратства – бедность
- Используют огнестрельное оружие
- Необъективная оценка сил
- Редко убивают заложников
- Часто остаются безнаказанными
- Годовой убыток от пиратства измеряется в миллиардах долларов
- Топ-10: самые шокирующие случаи современного пиратства
Что мы знаем о современных пиратах
Что представляется при упоминании пиратов? Обычно это классический образ – ветер в парусах, широкополая шляпа, попугай на плече, классическая пиратская песня «йо-хо-хо, и бутылка рома». Другой вариант – популярный образ Джонни Деппа из фильмов «Пираты Карибского моря».
Пираты существуют и в XXI веке, в самых различных образах:
- Пиратство контента (музыки, фильмов, игр и т. д.) и программного обеспечения.
- Контрабанда сигарет и поддельных медикаментов.
- Морские пираты.
Оставим в стороне кражу авторских произведений и контрабанду, в XXI веке существуют настоящие морские пираты. Это – результат плохой жизни в проблемных и мало контролируемых участках земного шара, таких как бассейн Карибского моря, острова Индонезии, Сомали и Нигерия.
Большую известность за последнее десятилетие получили сомалийские пираты, которые промышляют на морских путях, пролегающих из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал. Пиратство в этом регионе расцвело в 2005 году, после гражданской войны в Сомали.
Регион был перенаселен, гражданская война разрушила местную экономику, а в соседнем Йемене без проблем продавали оружие. Идеальные условия для появления бандитских группировок, в данном случае – пиратов. Опасным морским промыслом занялись преимущественно молодые люди 20–30 лет. Большинство из них бывшие моряки, но к пиратам примкнуло немало бывших полицейских и военных, которые умеют обращаться с оружием.
Несмотря на примитивность методов и вооружения, они несут реальную угрозу судоходной отрасли. И хотя морские пути, которыми пользуется PACIFIC ASIA GROUP, пролегают далеко от опасных регионов, само по себе пиратство, как проявление реалий прошлой жизни в современности, заслуживает внимания.
Главная причина современного пиратства – бедность
Так выглядит современный пират
Новые флибустьеры появляются в бедных регионах в силу множества причин: нет достойной работы, прокатились войны, перенаселение, доступность оружия. Классический пример – Сомали. Централизованное государственное управление здесь пало в 1991 году, началась гражданская война, которая фактически уничтожила страну, развалив ее на части.
Расположенные рядом государства воспользовались ситуацией и принялись активно «помогать» ослабевшему соседу – рыбачить и хоронить токсичные отходы в сомалийских водах. Сомалийские пираты возникли как реакция на эти действия. Первое время они даже называли себя «береговой охраной» для защиты прибрежных вод Сомали. Но парни быстро оценили новые возможности и превратили вроде бы благое начинание в криминальный бизнес.
Используют огнестрельное оружие
Современные пираты вооружены не пушками, мечами и саблями. Минимальный набор нынешних морских разбойников – пистолет или автомат (чаще всего старый Калашников). Иногда они вооружены пулеметами, минометами и гранатометами. По международным законам, торговые суда ходят без оружия на борту, поэтому не могут полноценно дать отпор.
Фактически торговое судно может защититься двумя способами:
- Наличие частной охраны на борту судна со своим оружием.
- Распыление воды из пожарных шлангов, чтобы помешать приблизиться пиратским лодкам.
Способы защиты от пиратов в одном рисунке
Необъективная оценка сил
Бывший африканский рыбак, купив автомат, уже чувствует силу. Плюс нынешние флибустьеры часто злоупотребляют алкоголем и наркотиками. В результате пираты частенько неадекватно оценивают свои возможности и пытаются атаковать военные корабли. Ничем хорошим для них это обычно не заканчивается.
Например, в 1993 году в районе Персидского залива на российский большой десантный корабль «Николай Вилков» напали несколько катеров пиратов. Морские разбойники дали очередь из пулемета в сторону корабля, но оттуда им ответила 57-мм автоматическая корабельная пушка. Пиратский план провалился, даже не начав толком осуществляться.
В 2009 году пираты напали на два американских боевых корабля: крейсер «Кейп Сент Джордж» и эсминец «Гонсалес». Итог атаки нескольких ржавых катеров на два боевых судна предсказать нетрудно – он был плачевен для нападавших.
В 2010 году в Аденском заливе пираты напали на танкер ««Московский университет». Команда спряталась в машинном отделении и попросила помощи у находившегося поблизости большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Чтобы не связываться с «самым справедливым сомалийским судом», неудачливых флибустьеров отпустили, слив топливо с их лодок.
Девиз пиратов XXI века
Редко убивают заложников
Цели разбойных нападений бывают разными: наличные деньги и ценности, груз, корабль и команда. Есть морские разбойники, которым хватает наличных денег и ценностей, но чаще пираты стараются заработать по максимуму – помимо награбленного на судне, требуют выкуп за команду и сам корабль.
Поэтому заложников обычно не убивают. Если из команды захваченного судна никто не погиб, правительства не хотят наносить серьезный ответный удар, предпочитают решить вопрос с помощью денег. А средний размер выкупа за команду – в районе 120 тысяч долларов.
Часто остаются безнаказанными
О многих случаях пиратства попросту неизвестно. Каждый торговый корабль получает страховку. Если судно заявило о пиратском нападении, страховые тарифы вырастут, плюс начнут расследование. Зачастую 1 день такого расследования стоит 1000 долларов. Поэтому большое количество нападений просто не регистрируется и пираты остаются абсолютно безнаказанными.
Так выглядит карта зарегистрированных пиратских нападений за 2016 год
Годовой убыток от пиратства измеряется в миллиардах долларов
В 2013 году Всемирный банк оценил глобальные экономические убытки от пиратства у побережья Сомали в 18 миллиардов долларов США. Это приблизительная оценка только в одном очаге пиратства. Морские разбойники активно промышляют в водах Карибского моря, у берегов Индонезии и Нигерии.
Нашим импортерам беспокоиться за груз не стоит. Пиратство в основном сосредоточено в нескольких проблемных регионах. Если PACIFIC ASIA GROUP осуществляет доставку морским путем, то обходит стороной проблемные маршруты.
Источник
Топ-10: самые шокирующие случаи современного пиратства
Само по себе слово «пират» в первую очередь ассоциируется с образами 17-века, полными удалых приключений, ходьбой по доскам, сражениями на мечах и сундуками с сокровищами. Но кто бы мог подумать, что в последние десятилетия морское пиратство вновь возродится? Только вот современные пираты совсем не похожи на тех, к которым мы так привыкли в кино. Настоящие пираты – жестокие преступники, а не романтические герои, сражающиеся за любовь и дружбу.
Современные морские бандиты чаще всего орудуют в Индийском океане, Красном море, в районе побережья Сомали и в Малаккском проливе. Они часто вооружены винтовками AK-47 и гранатометами. Плавают пираты теперь не на старинных парусниках, а на быстроходных лодках и захватывают торговые корабли, яхты и другие суда, часто забирая в плен заложников, и требуя за них выкуп. Современное пиратство представляет собой серьезную проблему для мирного населения – ежегодно происходят грабежи товаров на миллионы долларов, кровавые убийства и вероломные похищения. Перед вами 10 самых шокирующих случаев.
10. Яхта Квест (Quest)
Фото: Mass Communication Specialist Seaman Jesse L. Gonzalez
В 2011 году 4 американца отправились на каникулы своей мечты в путешествие вокруг света на яхте под названием Квест. К сожалению, плавание совсем скоро превратилось в настоящий кошмар, когда на них напали сомалийские пираты в 305 км от побережья Омана. В ответ ВМС США отправили в эту зону свой авианосец Энтерпрайз (USS Enterprise) и три других военных корабля, чтобы высвободить заложников.
В течение нескольких дней военные добрались до месторасположения Квеста, который пираты пытались отогнать к берегу Сомали. В процессе переговоров об освобождении американских граждан на борт Стеретт (USS Sterett), американского эсминца с управляемыми ракетами, поднялось 2 парламентера со стороны пиратов. Представители ВМС предложили пиратам обмен заложников на целую яхту, но бандиты отказались от такой сделки, считая, что за пленных можно получить куда как более значительный выкуп.
Пока пираты-переговорщики отплывали назад, кто-то из сомалийских бандитов выстрелил с борта Квест в американский эсминец реактивной гранатой. К счастью, они промахнулись. Следом за гранатой с палубы Квеста последовала стрельба, и американцам пришлось реагировать — команда морских котиков США получила приказ отбить яхту и спасти заложников от агрессоров. Произошло непродолжительное сражение, в ходе которого 2 пирата было убито (один был застрелен, другой — заколот ножом). Остальные бандиты сдались. К величайшему сожалению, все 4 заложника были убиты пиратами – в них стреляли, и они скончались от полученных ранений.
Американские военные также обнаружили тела еще 2 пиратов, которые были убиты ранее при неизвестных обстоятельствах. Возможно, во время изначального захвата яхты Квест американские туристы дали достойный отпор бандитам. До сих пор не ясно, что именно заставило пиратов расстрелять своих пленных. Эта история – напоминание всем путешественникам об опасностях, которые скрываются в водах удаленных морей.
9. Танкер Шомон (Chaumont)
По мнению экспертов одна из самых серьезных опасностей, связанных с современным пиратством, – это риск экологической катастрофы. Когда пираты захватывают торговые суда, они чаще всего связывают экипаж, и оставляют корабли без управления. Иногда такие суда продолжают свое движение на полном ходу по неконтролируемой траектории.
Самая ужасная ситуация – это когда захваченный корабль с промышленным грузом лишают управления в узком проливе. Это грозит почти 100% вероятностью того, что корабль разобьется, и все его содержимое (часто это нефть и резервуары с химическими жидкостями) выплеснется в океан. Именно это едва не произошло в 1999 году в Малаккском проливе между Малайзией и Индонезией, когда был захвачен французский танкер Шомон.
Пираты были вооружены мачете и атаковали танкер рано утром, быстро получив над судном полный контроль. После обездвиживания всех членов экипажа, бандиты опустошили сейф и покинули борт. Связанным морякам не удавалось высвободиться еще 35 минут, в течение которых танкер плыл на полном ходу вдоль узкого канала. Многие до сих пор считают, что это настоящее чудо, что Шомон не столкнулся с другим кораблем или с подводными скалами. Он даже не сел на рифы, выстилающие все побережье региона.
8. Сэр Питер Блэйк (Sir Peter Blake)
В 2001 году мировая общественность была шокирована убийством сэра Питера Блэйка, знаменитого мореплавателя из Новой Зеландии. Он считался одним из самых выдающихся моряков всех времен. Блэйк дважды выигрывал Кубок Америки, самый престижный трофей в яхтенном виде спорта, и поставил целый ряд мировых рекордов на своем судне. В 2001 году он начал свое путешествие по реке Амазонка в рамках исследовательской экспедиции для проверки экологического состояния реки.
В ночь на 5 декабря Блэйк и еще 14 членов экипажа на борту яхты Симастер (Seamaster) спустил якоря в пригороде Макапы (Macapa), когда на судно пробралось 8 пиратов, вооруженных огнестрельным оружием и ножами. Пока бандиты выкрикивали свои требования, Питер схватил винтовку и застрелил одного из злоумышленников. Началась перестрелка, в которой легендарный мореплаватель был убит. Бандиты обогатились на небольшой двигатель и несколько пар часов. Это и стало ценой жизни Блэйка.
Пиратство в водах Амазонки – очень распространенное явление. Многие считают, что проблема усугубилась особенно в последние годы, и что в этом районе у местных властей нет никакого влияния. На Амазонке царит полный беспредел. Трагическое убийство сэра Питера Блэйка наглядно демонстрирует все уродство современного пиратства. Оно происходит по всему миру, и опасаться разбойников стоит не только в бескрайних водах океанов, но и в других более мелких водоемах.
7. Похищение Теббутт (Tebbutt)
В сентябре 2011 года британские верноподданные Джудит Теббутт и ее муж Дэйвид (Judith Tebbutt, David) отдыхали на элитном курорте побережья Кении. Они были единственными гостями изолированного курорта, что Джудит сразу не понравилось. На вторую ночь их пребывания в отеле пару разбудили вооруженные пираты. Жену насильно посадили на борт лодки и увезли в Сомали, где ее держали в заложницах в тесном убежище.
Во время пленения женщина узнала, что ее мужа убили в ночь нападения, когда Дэйвид попытался оказать сопротивление одному из разбойников. Предположительно эти пираты были связаны с исламистской военной группировкой Аль-Шабааб (Al-Shabaab). В марте 2012 года пираты освободили Джудит после 6 месяцев заключения. Судя по всему, это произошло только потому, что родственники Теббут заплатили немалый выкуп.
6. Корабль Маерск Алабама (Maersk Alabama)
Фото: Petty Officer 2nd Class Jon Rasmussen, US Navy
Речь пойдет о торговом судне Маерск Алабама, ставшим особенно известным благодаря фильму «Капитан Филлипс» (Captain Philips), снятому по мотивам случившегося. В 2009 году к этому американскому кораблю было привлечено внимание всей мировой общественности из-за нападения на него пиратов. Судно пересекало Индийский океан, направляясь в кенийский порт Момбаса (Mombasa), когда на него напали сомалийские бандиты, приплывшие на маленькой моторной лодке. Несмотря на сопротивление экипажа, пиратам удалось подняться на борт торгового корабля.
В течение нескольких минут бандиты захватили капитана корабля, Ричарда Филлипса (Richard Phillips), но им не удалось схватить всех членов команды в числе 21 человека. Многие из моряков смогли запереться в укрепленной каюте. Экипажу удалось выключить двигатели судна, не позволив пиратам взять полный контроль над кораблем. Более того, моряки активно сопротивлялись, они даже устроили засаду и схватили в плен одного из пиратов.
Разбойники быстро поняли, что они не контролируют ситуацию и покинули корабль. Три пирата решили попробовать скрыться на спасательной шлюпке Маерск Алабамы, взяв с собой капитана Филлипса для прикрытия своих тылов во время отплытия назад в Сомали.
Шлюпку преследовало сразу несколько военных кораблей США, ведших с пиратами переговоры об освобождении капитана. Через несколько дней бесплодных переговоров и после одной неудачной попытки бегства капитана Филлипса, снайперы из числа морских котиков расстреляли всех троих пиратов. Капитан был спасен, он и его экипаж были признаны героями за их храбрость и находчивость.
5. Угон лайнера Ахилле Лауро (Achille Lauro)
Фото: D.R. Walke
Происшествие случилось в 1985 году. Ахилле Лауро был итальянским лайнером, курсирующим по Средиземному морю с 700 пассажирами на борту. 7 октября корабль пристал к берегу в Александрии. Здесь многие гости лайнера сошли на берег, чтобы посетить знаменитые пирамиды. В это самое время на корабль пробралось 4 палестинских боевика, связанных с Палестинским освободительным фронтом. Размахивая винтовками, они захватили лайнер, отдав приказ покинуть порт вместе с 400 человеками на борту, в числе которых были и отдыхающие, и экипаж. И хотя многие считают этих захватчиков террористами, технически они скорее пираты.
Вооруженные боевики требовали освободить 50 палестинских заключенных, находящихся в израильских тюрьмах. Власти Израиля отказывались отвечать на эти требования. Пираты направили Ахилле Лауро в сирийский порт Тартус (Tartus), но правительство Сирии запретило им заплывать на свою территорию. Рассерженные отказом пираты в ответ застрелили 69-летнего американского еврея на инвалидной коляске, и выбросил его тело за борт. Предположительно выбор пал именно на него по религиозным соображениям.
Затем лайнер отправился в Египет, где угонщики обратились к местным властям, освободили заложников в обмен на беспрепятственный доступ к аэропорту и получили в свое расположение самолет, на котором они собирались скрыться в неизвестном направлении. Тем не менее, после того как воздушное судно поднялось в воздух, по приказу президента США Рональда Рейгана (Ronald Reagan) его перехватили американские истребители. Рейс был вынужден приземлиться на базе НАТО в Италии, где местные власти и арестовали пиратов-угонщиков.
4. Корабль Нахам 3 (The Naham 3)
Фото: Columbia Pictures / Unproduced Screenplays
Нахам 3 был рыболовецким судном, промышлявшим в Индийском океане в 2012 году, когда на него напали сомалийские пираты. Экипаж состоял из 29 человек родом из разных азиатских стран, включая Китай, Вьетнам и Филиппины. Моряков увезли в Сомали, где их держали в пустыне. Захватчики требовали огромные деньги за возвращение пленников целыми и невредимыми.
По словам рыбаков, во время плена их часто избивали, и им приходилось есть крыс и жуков, чтобы выжить. Два члена экипажа умерло от болезней, еще один был застрелен. Спустя 4 с половиной года пираты получили за пленников значительно меньшую сумму и все-таки отпустили 26 оставшихся заложников домой. Всего они пробыли в плену 1672 дня…
3. Судно Хай Миеко (Hye Mieko)
Хай Миеко был торговым кораблем, принадлежавшим сингапурской компании, совершавшим рейс из Сингапура в Камбоджу в 1995 году, когда на него было совершено нападение. Корабль, груженный сигаретами и другими товарами на 2 миллиона долларов, так никогда и не добрался до Камбоджи. Согласно предположениям властей, Хай Миеко был захвачен китайской береговой охраной. Вероятно, экипаж вынудили проплыть еще тысячи километров через международные воды до Южного Китая.
Когда судно прибыло на место, вместе с грузом его распродали. До сих пор не известно, кто и кому продал все добро, и куда ушли все деньги. Официальный Китай отказался признать свою причастность к случившемуся, несмотря на то, что его не раз обвиняли в связях с пиратами. Что интересно, так это то, что корабль успел подать сигнал бедствия, во время которого экипаж сообщил о нападении пиратов, но никто не пришел им на помощь.
Участие местных властей в пиратских рейдах – не самое распространенное явление, но в этом случае оно было почти очевидным.
2. Нападение на лайнер Сибурн Спирит (Seabourn Spirit)
Фото: Ivan T.
В 2005 году круизный лайнер Сибурн Спирит плавал в 160 км от берега Сомали, когда на него напали пираты. Две лодки с серьезно вооруженными бандитами покружили вокруг корабля с 300 пассажирами на борту, а затем открыли огонь. Судно обстреляли из пулеметов и гранатометов несколько раз. Два сотрудника службы безопасности лайнера Майкл Гроув и Сом Багадур Гурунд (Michael Groves, Som Bahadur Gurung) предприняли попытки отразить нападение разбойников с помощью шланга высокого давления и высокотехнологичной звуковой пушки типа LRAD.
Во время схватки Гурунд был ранен осколком от взрыва гранатомета, но Гроуву удалось оттащить его в безопасное место, а после этого он продолжил бой с морскими бандитами под тяжелым обстрелом. Через полчаса пираты наконец-то сдались и отступили, а лайнер Сибурн Спирит смог отплыть дальше в море на безопасную дистанцию. За проявленную смелость Гроув и Гурунд были награждены почетными медалями из рук самой королевы Англии.
1. Грузовое судно Эрриа Инге (Erria Inge)
Австралийское грузовое судно Эрриа Инге было взято в аренду китайской компанией в 1990 году. Через несколько месяцев и владелец корабля, и компания-арендатор потеряли связь с судном и его экипажем. Считалось, что на Эрриа Инге напали пираты. Затем по ряду косвенных доказательств стало ясно, что судну дали новое название, и по поддельным документам краденый корабль использовался для доставки незаконных грузов. Пираты поступают так довольно часто, зная, что никто из простых судоходных компаний не кинется рисковать жизнью и возвращать назад свои корабли.
Загадочная история Эррии Инге получила свое продолжение в 1992 году, когда сотрудники нового владельца корабля, купившего его на металлолом, совершили необычное открытие. В давно неиспользуемой морозильной камере они обнаружили останки 10 сожженных тел. Было абсолютно неясно, кем были эти жертвы или что с ними случилось, но в участии пиратов не оставалось почти никаких сомнений. Шокирующее открытие, сделанное на борту угнанного судна Эрриа Инге, — это жуткое напоминание об опасности, которая до сих пор присутствует в современных морях.
Источник