Мировой океан
Из чего состоит океан?
Части Мирового океана
Мировой океан — это самый большой водоём нашей планеты. Он покрывает 3/4 поверхности Земли, или 361 млн км 2 . Для сравнения: площадь нашей страны (а мы живём в самой большой стране мира) равна «всего» 17 млн км 2 . В Южном полушарии воды значительно больше, чем в Северном (рис. 143).
Средняя глубина Мирового океана — почти 4 км. Умножьте площадь на глубину, и вы узнаете приблизительный объём Мирового океана.
Если бы Мировой океан покрывал поверхность всей нашей планеты, то выделять в нём отдельные части было бы невозможно. Однако на Земле есть суша: материки и острова. И они делят Мировой океан на отдельные океаны и моря. Деление это, конечно, условное.
Что означает «условное»? А вы вспомните про условные линии на карте — меридианы и параллели. На самом ли деле они существуют на поверхности Земли? Конечно, нет. Так и с границами в Мировом океане. Люди просто договорились, условились делить Мировой океан именно на такие части. Хотя ведь всем понятно, что вода в океанах одна и та же (рис. 144). Помните роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта»? Потерпевшие кораблекрушение моряки бросили в воду бутылку с письмом, в котором сообщали свои координаты. А другие моряки её выловили. Причём бросили её в Тихом океане, а обнаружили — в Атлантическом.
Прежде чем говорить об отдельных частях Мирового океана, повторим главное: Мировой океан — огромное единое пространство воды площадью 361 млн км2, которое условно делится на отдельные океаны и моря.
Чаще всего Мировой океан делят на четыре отдельных океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Кто-то обратит внимание на слова «чаще всего». А «реже всего» как его делят? По мнению некоторых учёных, есть ещё один океан — Южный, или Южный Ледовитый, который окружает Антарктиду. Это очень спорный вопрос, специалисты ещё не решили окончательно, нужно ли его выделять. Поэтому, пока они спорят, мы поговорим только о четырёх океанах. Они точно существуют.
Самый большой океан Земли — Тихий. По площади он равен всем остальным океанам, вместе взятым. Он один занимает почти половину поверхности нашей планеты. Тихий океан не только самый большой, он ещё и самый глубокий. Именно в нём находится самая глубокая впадина. Называется она — Марианская, её глубина составляет 11 022 м!
Атлантический океан — второй по размерам. Но главная его отличительная черта заключается не в этом. Это самый вытянутый, можно сказать, самый узкий океан. Его длина превышает ширину в несколько раз.
Третий по размерам океан — Индийский. Тихий и Атлантический океаны разделяются экватором почти пополам, а Индийский необычен тем, что почти целиком лежит в Южном полушарии.
Источник
Мировой океан и его части. 6-й класс
Разделы: География
Класс: 6
Цель: познакомить учащихся с Мировым океаном, его основными частями и с сушей в Мировом океане.
образовательные:
- объяснить особенности строения Мирового океана;
- понятия: “Мировой океан”, “материк”, “остров”, “архипелаг”, “полуостров”, “океан”, “море внутреннее и окраинное”, “залив”, “пролив”;
развивающие:
- сформировать навыки определения географического положения и глубины морей;
- развитие общеучебных навыков и умений работать в парах;
- развитие умений работать с картами атласа, с текстом учебника, с контурными картами;
воспитательные:
- формирование естественно-научного мировоззрения о Земле;
- формирование коммуникативных качеств учащихся, культуры общения.
Оборудование: таблица “Мировой океан, его части”, карта “Мировой океан”, Презентация “Части Мирового океана”, таблица “Как описывать географическое положение моря”, контурные карты.
Тип урока: систематизация знаний и способов действия.
Вид урока: урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя, сообщение темы, целей урока.
II. Изучение нового материала
(Работа с физической картой полушарий, презентацией, контурными картами, текстом учебника.)
Вводное слово учителя.
– Нашу Землю часто называют “голубой”, “водной” планетой. Почему? Большая ее часть покрыта водой, которая образует Мировой океан. Это основная часть гидросферы. Чтобы лучше узнать о Мировом океане, его частях, мы отправимся в путешествие на корабле. Итак, команда набрана, все необходимое для путешествия мы взяли. Путешествие начинается!
– Мировой океан огромен, он занимает ? земной поверхности. Вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана. Назовите и покажите на карте эти океаны. (Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.)
– Нам нужно причалить к берегу и пополнить свои знания об океанах. (Учащиеся читают текст учебника, стр. 71–72 ? )
Блиц-опрос.
- Самый большой по площади океан? (Тихий.)
- Самый маленький? (Северный Ледовитый.)
- Самый узкий и длинный по протяженности океан? (Атлантический.)
- Самый холодный океан и почему? (Северный Ледовитый, на Северном полюсе.)
- Какой океан находиться в основном в южном полушарии? (Индийский.)
- Какой океан находиться полностью в северном полушарии? (Северный Ледовитый.)
- Где проведена граница между свободно сообщающимися океанами в южном полушарии? (по меридианам от крайних южных точек Южной Америки, Африки, Австралии.)
- Самый глубокий океан? (Тихий.)
- Как определить глубину океана на карте? (Цветом, по шкале глубин.)
- Что является границей между океанами? (Материки.)
Огромные участки суши называются материками. Их шесть.
- Назовите и покажите на карте эти материки? (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.)
Небольшие участки суши, окруженные водой, называются островами. (Слайд 2, см. Приложение 1)
– Найдите на карте и отметьте на контурной карте самый большой остров на Земле… – (остров Гренландия.)
Работа в парах: найти на карте полушарий и показать своему соседу любых два острова.
Рядом, рядом острова,
Не один, да и не два,
А десятки, сотни сотен,
Жить в соседстве им охотней.
Все родные, как – никак
Значит здесь – … (архипелаг!)
Это группа островов, недалеко лежащих друг от друга. (Слайд 3.)
– Найдите на карте и отметьте на контурной карте Гавайские или Филиппинские острова. Самый крупный архипелаг – Малайский.
– Наш корабль подошел к неизвестной земле. (Слайд 2)
- С помощью карты определите, как называется это земля? (п-ов Камчатка.)
Работа в парах: найти в учебнике определение понятия “полуостров”; найти на карте полушарий и показать своему соседу Аравийский полуостров и Индостан, отметить их на контурной карте.
Полуостров – участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан.
Загадка.
Плещут волны на просторе,
Берегов не видно в … (море.)
- Найдите определение морю. (Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, обитателями.)
- С помощью текста учебника определите, какие бывают моря? (Внутренние и окраинные.)
- По каким признакам эти моря отличаются между собой? (Внутренние – это моря, которые почти со всех сторон окружены сушей, окраинные – находящиеся у краев материков.)
– Наш корабль зашел в Берингово море. К какому типу относится это море? (Слайд 3) (Окраинное.)
– А Черное море? (Внутреннее.)
Работа в парах: выполнить задание на стр. 72 учебника ? , построить схему “Типы морей”
– Теперь наш корабль бросил якорь в… (Бенгальском заливе.)
– Мы причалим к берегу и пополним свои знания.
- Найдите и дайте определение понятию “залив”. (Часть океана, моря, вдающаяся в сушу.)
Работа в парах: найти на карте полушарий и показать своему соседу Бискайский и Мексиканский заливы, отметить их на контурной карте.
Он ведет из моря в море
Он не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив.)
– Если вы не догадались, речь идет о проливе.
- Найдите и дайте определение понятию “пролив”. (Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.)
– Наш корабль направляется в … (пролив Дрейка.) (Слайд 4)
– Чем он знаменит? (Самый широкий.)
– Какие он соединяет океаны? (Тихий и Атлантический.)
– Какой пролив соединяет Средиземное море и Атлантический океан? (Гибралтарский.)
Работа в парах: выполнить задание 2 на стр. 73 учебника ? , указанные проливы в учебнике отметить в контурной карте.
– Итак, мы с вами осуществили кругосветное путешествие по Мировому океану.
– Что узнали? (Что Мировой океан – единое водное пространство. Он состоит из многих частей – океанов, морей, заливов и проливов. Границами между океанами являются материки, острова, архипелаги).
III. Закрепление пройденного материала
Работа по вариантам: заполнить таблицу “Как описывать географическое положение моря”, стр. 73 учебника ? .
Вариант 1 – Карское море.
Вариант 2 – Средиземное море.
(Эту работу можно начать в классе и закончить дома, как домашнее задание.)
IV. Домашнее задание
§ 24, контурная карта, таблица в тетради.
Литература
Учебник “Начальный курс географии”, авт.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюева; М.: “Дрофа”, 2006.
Источник
Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс
Разделы: География
Класс: 6
Этап подготовки к уроку
Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.
Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.
Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
I. Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.
II. Целеполагание (2 мин.)
Учитель: (Слайд №1)
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.
III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)
2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.
С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:
- В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).
Приведите примеры каждого состояния.
IV. Изучение нового материала (20 мин)
Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)
Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?
Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.
Площадь его около 361 млн. км 2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.
Какие океаны Вы знаете?
(Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.
Дадим определение, что называется океаном.
Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.
Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)
Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?
Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.
Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом
Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.
Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.
Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).
Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.
А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?
Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.
А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?
Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).
И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.
Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)
Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:
Пляшут волны на просторе,
Берегов не видно в …
Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.
Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?
( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).
Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.
Задание: подпишите на контурной карте названия морей.
Проверим правильность выполнения задания.
Рассмотрим, что называется заливом.
Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
Задание: подписать названия заливов.
Проверим правильность выполнения задания.
Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.
Самый широкий пролив – пролив Дрейка.
Задание: Подписать на контурной карте названия проливов
Проверим правильность выполнения задания.
И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке — это канал.
Канал — искусственный пролив, созданный людьми.
Наиболее известные каналы — Панамский и Суэцкий.
А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.
После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:
- Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
- Что такое солёность и в чем она измеряется?
- Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
- Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
- Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?
V. Закрепление знаний (7 мин.)
Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)
Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).
VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)
Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).
VII. Итоги урока (2 мин.)
Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.
VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)
Учебник §23 — пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28
Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3
Спасибо за работу
- Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
- Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
- Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.
Источник