Таблица по мировому океану 6 класс

Мировой океан

Из чего состоит океан?

Части Мирового океана

Мировой океан — это самый большой водоём нашей планеты. Он покрывает 3/4 поверхности Земли, или 361 млн км 2 . Для сравнения: площадь нашей страны (а мы живём в самой большой стране мира) равна «всего» 17 млн км 2 . В Южном полушарии воды значительно больше, чем в Северном (рис. 143).

Средняя глубина Мирового океана — почти 4 км. Умножьте площадь на глубину, и вы узнаете приблизительный объём Мирового океана.

Если бы Мировой океан покрывал поверхность всей нашей планеты, то выделять в нём отдельные части было бы невозможно. Однако на Земле есть суша: материки и острова. И они делят Мировой океан на отдельные океаны и моря. Деление это, конечно, условное.

Что означает «условное»? А вы вспомните про условные линии на карте — меридианы и параллели. На самом ли деле они существуют на поверхности Земли? Конечно, нет. Так и с границами в Мировом океане. Люди просто договорились, условились делить Мировой океан именно на такие части. Хотя ведь всем понятно, что вода в океанах одна и та же (рис. 144). Помните роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта»? Потерпевшие кораблекрушение моряки бросили в воду бутылку с письмом, в котором сообщали свои координаты. А другие моряки её выловили. Причём бросили её в Тихом океане, а обнаружили — в Атлантическом.

Читайте также:  Показать все моря атлантического океана

Прежде чем говорить об отдельных частях Мирового океана, повторим главное: Мировой океан — огромное единое пространство воды площадью 361 млн км2, которое условно делится на отдельные океаны и моря.

Чаще всего Мировой океан делят на четыре отдельных океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

Кто-то обратит внимание на слова «чаще всего». А «реже всего» как его делят? По мнению некоторых учёных, есть ещё один океан — Южный, или Южный Ледовитый, который окружает Антарктиду. Это очень спорный вопрос, специалисты ещё не решили окончательно, нужно ли его выделять. Поэтому, пока они спорят, мы поговорим только о четырёх океанах. Они точно существуют.

Самый большой океан Земли — Тихий. По площади он равен всем остальным океанам, вместе взятым. Он один занимает почти половину поверхности нашей планеты. Тихий океан не только самый большой, он ещё и самый глубокий. Именно в нём находится самая глубокая впадина. Называется она — Марианская, её глубина составляет 11 022 м!

Атлантический океан — второй по размерам. Но главная его отличительная черта заключается не в этом. Это самый вытянутый, можно сказать, самый узкий океан. Его длина превышает ширину в несколько раз.

Третий по размерам океан — Индийский. Тихий и Атлантический океаны разделяются экватором почти пополам, а Индийский необычен тем, что почти целиком лежит в Южном полушарии.

Источник

Мировой океан и его части. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Цель: познакомить учащихся с Мировым океаном, его основными частями и с сушей в Мировом океане.

образовательные:

  • объяснить особенности строения Мирового океана;
  • понятия: “Мировой океан”, “материк”, “остров”, “архипелаг”, “полуостров”, “океан”, “море внутреннее и окраинное”, “залив”, “пролив”;

развивающие:

  • сформировать навыки определения географического положения и глубины морей;
  • развитие общеучебных навыков и умений работать в парах;
  • развитие умений работать с картами атласа, с текстом учебника, с контурными картами;

воспитательные:

  • формирование естественно-научного мировоззрения о Земле;
  • формирование коммуникативных качеств учащихся, культуры общения.

Оборудование: таблица “Мировой океан, его части”, карта “Мировой океан”, Презентация “Части Мирового океана”, таблица “Как описывать географическое положение моря”, контурные карты.

Тип урока: систематизация знаний и способов действия.

Вид урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя, сообщение темы, целей урока.

II. Изучение нового материала

(Работа с физической картой полушарий, презентацией, контурными картами, текстом учебника.)

Вводное слово учителя.

– Нашу Землю часто называют “голубой”, “водной” планетой. Почему? Большая ее часть покрыта водой, которая образует Мировой океан. Это основная часть гидросферы. Чтобы лучше узнать о Мировом океане, его частях, мы отправимся в путешествие на корабле. Итак, команда набрана, все необходимое для путешествия мы взяли. Путешествие начинается!

– Мировой океан огромен, он занимает ? земной поверхности. Вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана. Назовите и покажите на карте эти океаны. (Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.)

– Нам нужно причалить к берегу и пополнить свои знания об океанах. (Учащиеся читают текст учебника, стр. 71–72 ? )

Блиц-опрос.

  1. Самый большой по площади океан? (Тихий.)
  2. Самый маленький? (Северный Ледовитый.)
  3. Самый узкий и длинный по протяженности океан? (Атлантический.)
  4. Самый холодный океан и почему? (Северный Ледовитый, на Северном полюсе.)
  5. Какой океан находиться в основном в южном полушарии? (Индийский.)
  6. Какой океан находиться полностью в северном полушарии? (Северный Ледовитый.)
  7. Где проведена граница между свободно сообщающимися океанами в южном полушарии? (по меридианам от крайних южных точек Южной Америки, Африки, Австралии.)
  8. Самый глубокий океан? (Тихий.)
  9. Как определить глубину океана на карте? (Цветом, по шкале глубин.)
  10. Что является границей между океанами? (Материки.)

Огромные участки суши называются материками. Их шесть.

  • Назовите и покажите на карте эти материки? (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.)

Небольшие участки суши, окруженные водой, называются островами. (Слайд 2, см. Приложение 1)

– Найдите на карте и отметьте на контурной карте самый большой остров на Земле… – (остров Гренландия.)

Работа в парах: найти на карте полушарий и показать своему соседу любых два острова.

Рядом, рядом острова,
Не один, да и не два,
А десятки, сотни сотен,
Жить в соседстве им охотней.
Все родные, как – никак
Значит здесь – … (архипелаг!)

Это группа островов, недалеко лежащих друг от друга. (Слайд 3.)

– Найдите на карте и отметьте на контурной карте Гавайские или Филиппинские острова. Самый крупный архипелаг – Малайский.
– Наш корабль подошел к неизвестной земле. (Слайд 2)

  • С помощью карты определите, как называется это земля? (п-ов Камчатка.)

Работа в парах: найти в учебнике определение понятия “полуостров”; найти на карте полушарий и показать своему соседу Аравийский полуостров и Индостан, отметить их на контурной карте.

Полуостров – участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан.

Загадка.

Плещут волны на просторе,
Берегов не видно в … (море.)

  • Найдите определение морю. (Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, обитателями.)
  • С помощью текста учебника определите, какие бывают моря? (Внутренние и окраинные.)
  • По каким признакам эти моря отличаются между собой? (Внутренние – это моря, которые почти со всех сторон окружены сушей, окраинные – находящиеся у краев материков.)

– Наш корабль зашел в Берингово море. К какому типу относится это море? (Слайд 3) (Окраинное.)
– А Черное море? (Внутреннее.)

Работа в парах: выполнить задание на стр. 72 учебника ? , построить схему “Типы морей”

– Теперь наш корабль бросил якорь в… (Бенгальском заливе.)
– Мы причалим к берегу и пополним свои знания.

  • Найдите и дайте определение понятию “залив”. (Часть океана, моря, вдающаяся в сушу.)

Работа в парах: найти на карте полушарий и показать своему соседу Бискайский и Мексиканский заливы, отметить их на контурной карте.

Он ведет из моря в море
Он не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив.)

– Если вы не догадались, речь идет о проливе.

  • Найдите и дайте определение понятию “пролив”. (Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.)

– Наш корабль направляется в … (пролив Дрейка.) (Слайд 4)
– Чем он знаменит? (Самый широкий.)
– Какие он соединяет океаны? (Тихий и Атлантический.)
– Какой пролив соединяет Средиземное море и Атлантический океан? (Гибралтарский.)

Работа в парах: выполнить задание 2 на стр. 73 учебника ? , указанные проливы в учебнике отметить в контурной карте.

– Итак, мы с вами осуществили кругосветное путешествие по Мировому океану.
– Что узнали? (Что Мировой океан – единое водное пространство. Он состоит из многих частей – океанов, морей, заливов и проливов. Границами между океанами являются материки, острова, архипелаги).

III. Закрепление пройденного материала

Работа по вариантам: заполнить таблицу “Как описывать географическое положение моря”, стр. 73 учебника ? .

Вариант 1 – Карское море.
Вариант 2 – Средиземное море.

(Эту работу можно начать в классе и закончить дома, как домашнее задание.)

IV. Домашнее задание

§ 24, контурная карта, таблица в тетради.

Литература

Учебник “Начальный курс географии”, авт.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюева; М.: “Дрофа”, 2006.

Источник

Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Этап подготовки к уроку

Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.

Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.

Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве

Образовательные

  • Сформировать понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”, “канал”.
  • Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей;
  • Сформировать представление о типах морей
  • Развивающие

  • Продолжить развитие умений работать с картой
  • Продолжить развитие умения работать с контурной картой
  • Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям
  • Воспитательные

  • Продолжить воспитание любви к Родине
  • Воспитание эстетического вкуса
  • I. Организационный момент (1 мин.)

    Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.

    II. Целеполагание (2 мин.)

    Учитель: (Слайд №1)

    Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.

    III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)

    2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.

    С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:

      В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).

    Приведите примеры каждого состояния.

  • Что нагревается быстрее: вода или суша?
  • Быстро ли вода отдает тепло, остывает? Почему?
  • Что такое гидросфера?
  • Какова роль воды в жизни человека?
  • Почему морскую воду называют “железной рудой”?
  • IV. Изучение нового материала (20 мин)

    Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)

    Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?

    Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.

    Площадь его около 361 млн. км 2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.

    Какие океаны Вы знаете?

    (Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.

    Дадим определение, что называется океаном.

    Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.

    Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)

    Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?

    Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.

    Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом

    Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.

    Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.

    Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).

    Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.

    А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?

    Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.

    А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?

    Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).

    И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.

    Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)

    Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:

    Пляшут волны на просторе,

    Берегов не видно в …

    Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.

    Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?

    ( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).

    Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.

    Задание: подпишите на контурной карте названия морей.

    Проверим правильность выполнения задания.

    Рассмотрим, что называется заливом.

    Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.

    Задание: подписать названия заливов.

    Проверим правильность выполнения задания.

    Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.

    Самый широкий пролив – пролив Дрейка.

    Задание: Подписать на контурной карте названия проливов

    Проверим правильность выполнения задания.

    И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке — это канал.

    Канал — искусственный пролив, созданный людьми.

    Наиболее известные каналы — Панамский и Суэцкий.

    А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.

    После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:

    1. Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
    2. Что такое солёность и в чем она измеряется?
    3. Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
    4. Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
    5. Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?

    V. Закрепление знаний (7 мин.)

    Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)

    Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).

    VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)

    Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).

    VII. Итоги урока (2 мин.)

    Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.

    VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)

    Учебник §23 — пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28

    Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3

    Спасибо за работу

    1. Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
    2. Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
    3. Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
    4. Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
    5. Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
    6. Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.

  • Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы/ Методическое пособие с электронным приложением. Серия “Современная школа”. Издательство “Глобус”, 2010 год.
  • Источник

    Оцените статью