Таганрогский морской порт азовского моря
ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря»
347922, Ростовская обл., г.Таганрог, ул.Комсомольский спуск, 2
Справочник
Капитан морского порта Таганрог — Яранцев Василий Викторович
тел.: +7 (8634) 342-727 (просьба по вопросам дипломирования, выдачи УЛМ и другим услугам звонить непосредственно в соответствующие отделы)
факс: +7 (8634) 342-728
График личного приема граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц капитаном морского порта Таганрог
Заместитель капитана морского порта Таганрог —
Инспекция государственного портового контроля
Группа оформления приходов / отходов судов — тел.: +7 (8634) 317-633 (круглосуточно), 317-355; факс: +7 (8634) 317-659 (круглосуточно); эл.почта: cap-igpk@ampt.ru
Группа по проведению осмотров российских и иностранных судов: тел.: +7 (8634) 342-735, 342-736
Группа по организации движения, стоянки судов и транспортной безопасности — тел.: +7 (8634) 317-539 (круглосуточно), +7 (8634) 317-350
Группа организации работ в морском порту и на подходах к нему — тел.: +7 (8634) 342-722, 342-782
Отдел государственной регистрации судов — тел.: +7 (8634) 342-786
Отдел дипломирования — тел.: +7 (8634) 342-787, +7 (8634) 342-778
Морская квалификационная комиссия — +7 (8634) 342-785
Отдел выдачи удостоверений личности моряка — тел.: +7 (8634) 342-748, +7 (8634) 342-747
Дисбурсментская группа Финансово-экономического отдела Администрации — телефон: 8 (863) 310-07-31; эл.почта: dis-rostov@rostov.ampt.ru
Правила взимания портовых сборов Ставки корабельного сбора в морском порту Таганрог
Источник
Таганрогский морской порт азовского моря
ПОРТ ТАГАНРОГ расположен у мыса Таганрог, выступающего от берега в 55 милях восточнее порта Мариуполь.
Часть акватории порта Таганрог защищена — молами и дамбой. Она состоит из трех соединенных друг с другом бассейнов: Нового, Петровского и Ремонтного; в бассейнах есть причалы. Портовые сооружения имеются и вне акватории порта, защищенной молами, у северо-восточного берега мыса Таганрог; здесь также оборудованы причалы.
Через прибрежную отмель прорыт подходный канал, ведущий к входу в закрытую часть порта.
Плавание по подходному каналу и акватории порта разрешается судам, имеющим запас воды под килем не менее 30 см.
Приметные пункты. При подходе к порту Таганрог с SW первыми открываются обрыв мыса Таганрог, краны в порту и большое здание, стоящее в восточной части города Таганрог. От начала подходного канала хорошо видны находящиеся в западной части города высокая башня и несколько заводских труб. С подходного канала приметны высотные здания, на фоне которых маяк Таганрогский плохо усматривается.
Средства навигационного оборудования обеспечивают плавание на подходах к порту Таганрог и в нем самом в любое время суток.
По оси второго колена подходного канала ведет створ светящих знаков, установленных на северном молу. Так как знаки расположены близко друг к другу, чувствительность створа очень низкая и он обеспечивает безопасность плавания по второму колену канала не на всем протяжении. Подходный канал порта Таганрог ограждается светящими буями и вехами. На оконечностях некоторых молов и пирсов установлены светящие знаки и огни.
Район свалки грунта № 956 расположен вдоль подходного канала порта Таганрог в 9 кбт к W от него.
Рекомендованные пути. Суда, идущие в порт Таганрог и из него, следуют по рекомендованному пути № 31. Идя курсом 51°-231°, нужно остерегаться подводного препятствия (47°04′ N, 38°44′ Е) с глубиной над ним 4 м.
Опасности. На подходах к порту Таганрог опасность представляют главным образом затонувшие суда; некоторые из них ограждаются вехами. Кроме того, по сторонам канала имеются подводные препятствия.
Веха выставляется в 5 кбт к SE от оконечности северного мола и ограждает подводное препятствие.
Маяк Таганрогский установлен на юго-восточной окраине города Таганрог. При маяке имеется радиолокационный маяк-ответчик. Вблизи маяка расположены служебные постройки.
Подходный канал порта Таганрог прорыт через прибрежную отмель и ведет к входу в закрытую часть порта. Канал начинается в 6,9 мили к S от косы Петрушина; он имеет два колена общей длиной 10,1 мили. Ширина канала 80 м.
Скорость судов в канале не должна превышать 8 уз.
Канал подвержен обмелению.
Островок Черепаха расположен в 1,1 мили к Sот оконечности северного мола. Этот небольшой низкий островок можно увидеть только с близкого расстояния.
При нагонных ветрах островок Черепаха часто покрывается водой.
Светящий буй выставлен непосредственно к Е от островка Черепаха.
Бассейны порта. Акватория порта Таганрог разделена на три бассейна: Новый, Петровский и Ремонтный. Бассейны защищены молами и дамбой.
Кроме бассейнов, в состав порта входит Пушкинская набережная, расположенная к NW от северного мола.
Пушкинская набережная простирается в общем направлении к NW от основания северного мола; длина ее около 1 км. Набережная облицована камнем. При стоянке здесь суда не защищены от волнения и ветров от N, NE, Е и SE.
Город Таганрог, крупный индустриальный центр, расположен к NWот порта Таганрог на возвышенной части мыса Таганрог.
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК (извлечения)
Гидрометеорологические условия для плавания судов в Азовском море благоприятны с мая по сентябрь. В это время туманы отмечаются нечасто. Циклоническая деятельность ослаблена, поэтому штормовые ветры наблюдаются редко, а повторяемость сильного волнения не превышает 4 %.
С октября по апрель гидрометеорологические условия менее благоприятны. В это время активизируется циклоническая деятельность, увеличивается повторяемость штормовых ветров, а повторяемость сильного волнения достигает 18 %. Из-за осадков и тумана значительно ухудшается видимость.
Плавание судов, особенно малых, затруднительно вследствие их обледенения, которое наблюдается с декабря по март.
С января по март — апрель в умеренные и суровые зимы из-за тяжелых ледовых условий навигация обычно прекращается во всем описываемом районе.
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Азовскоеморе расположено в южной части умеренной климатической зоны, для которой характерны мягкая пасмурная зима и очень теплое, относительно сухое лето; в отдельные годы наблюдается засуха.
Зимой отмечаются штормовые холодные северо-восточные ветры большой продолжительности, часто сопровождающиеся морозами и метелями. Прохождение циклонов над Азовским морем в это время обусловливает неустойчивую и сравнительно теплую погоду.
Весной увеличивается повторяемость средиземноморских циклонов, сопровождающихся юго-западными и западными ветрами. В это время большей частью стоит ясная погода. Летом погода обычно тихая, ясная, очень теплая. Иногда отмечаются штормы шквалистого характера, сопровождающиеся грозами и ливнями.
Температура и влажность воздуха. Температура воздуха понижается с юга на север.
Самыми холодными месяцами являются январь и февраль; средняя температура воздуха в эти месяцы изменяется от — 1 °С в южной части моря до — 6 °С в северной. Абсолютный минимум температуры — 33 °С (порты Азов и Ростов-на-Дону, январь). Самые ранние морозы отмечаются в конце сентября, а поздние — в конце апреля, в редких случаях — в начале мая. Примерно один раз в пять лет, отмечаются суровые зимы с резкими и продолжительными понижениями температуры.
Самые теплые месяцы — июль и август: средняя месячная температура воздуха 22-24 °С. Наибольшие величины суточной амплитуды температуры (5—10 °С) наблюдаются летом на северо-восточном побережье.
Относительная влажность воздуха в течение года значительная. В холодный период года она составляет 80-90 %, а в теплый 55-75 %.
Относительная влажность в открытом море в среднем несколько выше, чем на побережье. В течение всего года хорошо выражен суточный ход ее с максимумом в утренние часы и минимумом в послеполуденные часы.
Ветры. В течение почти всего года над Азовским морем преобладают ветры от NE и Е. Ветры этих направлений более ярко выражены с сентября по апрель, когда общая повторяемость их составляет 30-60 %. Кроме этих ветров, с мая — июня по август увеличивается повторяемость ветров от SW и W (суммарная повторяемость их достигает 50 %).
Средняя месячная скорость ветра в течение года 3-7 м/с, причем в холодный период года она больше, чем в теплый.
Штили редки, повторяемость их обычно не превышает 7 %, и только в отдельных пунктах она увеличивается до 14 %.
Годовое число дней со скоростью ветра 17 м/с и более на побережье колеблется от 21 до 38. Ветры с такой скоростью наблюдаются чаще с октября по март, когда среднее число дней с ними 2-4 за месяц, в остальное время среднее месячное число дней с таким ветром не превышает 1-2.
Зимой ветры со скоростью 17 м/с и более наблюдаются преимущественно от NE и Е. Они отличаются большой продолжительностью, обычно охватывают все море и часто сопровождаются морозами и метелями.
Летом ветры с такой скоростью отмечаются при прохождении холодных фронтов. Чаще всего они носят шквалистый характер и, как правило, сопровождаются грозами и ливнями. Перед шквалами обычно наблюдается высокая температура воздуха.
Зимой в описываемом районе отмечаются так называемые «штормы Азовского моря» — сильные ветры от NE, опасные для судов. Они наблюдаются 20-30 раз в год, достигают большой скорости и обычно сопровождаются сильными морозами. Наибольшая продолжительность таких штормов 9 сут. Эти ветры разводят сильное волнение в вершине Таганрогского залива.
Бризы в теплое время года наблюдаются почти на всем побережье Азовского моря. Морской бриз устанавливается к полудню и достигает максимального развития к 16 ч. К 19 ч он ослабевает и после захода солнца прекращается. Береговой бриз начинает дуть с полуночи и продолжается примерно до 8-10 ч. Средняя скорость морского бриза 3-4 м/с, берегового 1-3 м/с. Наибольшая скорость бризов достигает 8 м/с. Действие морского бриза распространяется на 11-14 миль в глубь суши, берегового — на 16-19 миль в море. Среднее месячное число 10 дней с бризом составляет летом 18, осенью 8-9.
Туманы. Годовое число дней с туманами колеблется от 30 до 55.. Наибольшая повторяемость туманов отмечается с октября — ноября по 30 март-апрель, когда повторяемость туманов в открытом море составляет 5-15 %, а на побережье в среднем ежемесячно наблюдается 4-10 дней с ними. С мая по август туманы бывают не повсеместно и не каждый год. В сентябре среднее число дней с туманами составляет 1-3.
В холодный период года чаще всего наблюдаются туманы, охватывающие все море или его значительную часть. Держатся они обычно 9-12 ч, а иногда и несколько суток. Над незамерзшими участками моря в этот период нередко наблюдается парение моря. В теплый период в большинстве случаев туманы возникают ночью и утром при тихой ясной погоде. Во время тумана возможно выпадение дождя, мороси или снега.
Видимость в районе Азовского моря в основном хорошая. С апреля по октябрь преобладает видимость более 10 миль, а с ноября по март — менее 10 миль. Повторяемость видимости менее 1 мили с апреля по октябрь не превышает 4 %, а с ноября по март 12 %. Исключение составляет Таганрогский залив, где повторяемость видимости менее 1 мили с апреля по октябрь 2-11 %, а с ноября по март 25-30 %.
Облачность и осадки. Средняя месячная облачность с октября по май 5-8 баллов, с июня по сентябрь 3—5 баллов. Число пасмурных дней в году колеблется от 110 до 135, причем больше всего таких дней отмечается в Таганрогском заливе. Наибольшее среднее месячное число пасмурных дней отмечается зимой и в отдельных районах достигает 21, а среднее число ясных дней в это же время составляет 1-2 за месяц. Ясные дни наблюдаются преимущественно с июля по сентябрь, когда среднее число их 10-15 за месяц. Зимой повсеместно преобладают низкие слоистые облака, а летом — кучевые, которые развиваются над побережьем днем и к ночи исчезают.
Осадки в описываемом районе распределяются неравномерно. Наибольшее их количество выпадает на востоке района и в Таганрогском заливе (около 500 мм в год), а наименьшее — на западе района (около 340 мм в год). В отдельные дождливые годы осадков выпадает в три — четыре раза больше средней многолетней нормы, а в засушливые годы в три — четыре раза меньше этой нормы. Наибольшее среднее месячное количество осадков (до 60 мм) выпадает летом, в остальные сезоны года среднее месячное количество осадков составляет 20-40 мм.
Зимой преобладают осадки обложного характера, а летом — ливневого.
Снег выпадает обычно с ноября по март — апрель. Число дней со снегом в этот период в среднем 19—22 в южной части моря, 21-27 в северной, а в Таганрогском заливе оно достигает 36. Снежный покров обычно неустойчив и во время оттепелей исчезает. Число дней со снежным покровом колеблется от 20 на юге до 60 на севере моря.
ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Из метеорологических факторов, влияющих на гидрологический режим, наибольшее значение имеет ветер, который вызывает волнение, течения, сгоны, нагоны и перемешивание водных масс.
Колебания уровня и приливы. Колебанияуровня в Азовском море обусловлены речным стоком, атмосферными осадками, испарением, ветром (сгонно-нагонные колебания) и водообменом с Черным морем. Сток речных вод, осадки и испарение влияют на сезонный ход уровня моря; в теплый период года уровень обычно выше, чем в холодный. Наиболее высокий уровень наблюдается в июне и бывает на 18 см выше среднего многолетнего. Минимальный уровень моря отмечается в ноябре и бывает на 14 см ниже среднего многолетнего. Средний многолетний уровень Азовского моря на 30 см ниже нуля Кронштадтского футштока.
Сгонно-нагонные колебания уровня моря чаще всего наблюдаются осенью и зимой и несколько реже весной, что объясняется активной циклонической деятельностью. Такие колебания имеют важное значение для плавания, т. к. бывают велики. Так, например, в районе порта Таганрог отмечались случаи, когда при сгонах вода отступала от береговой линии более чем на 3 мили. При нагонах иногда затоплялись причалы порта, высота которых над средним уровнем моря около 2 м, и прилегающая к причалам территория. Наиболее значительные сгоны и нагоны воды наблюдаются в Таганрогском заливе и в западной части моря. Максимальная величина сгонно-нагонных колебаний уровня в районе порта Таганрог 6 м.
В Таганрогском заливе и в восточной части Азовского моря ветры от SW и W вызывают нагон воды, а ветры от NE и Е — сгон. При средней скорости нагонного ветра 15 м/с и более в вершине Таганрогского залива нагоны достигают максимальных значений. Это объясняется не только удлиненной формой залива, но и тем, что нагоны наблюдаются здесь обычно во время паводков, также обусловливающих повышение уровня.
Сейшевые колебания уровня в Азовском море выражены хорошо. Наибольшей величины (в среднем около 55 см) они достигают в Таганрогском заливе. Средний период сейшевых колебаний уровня изменяется от нескольких минут до нескольких часов.
Приливные колебания уровня в описываемом районе незначительны: величина их не превышает нескольких сантиметров.
Преобладающими ветрами в холодный период года являются ветры от NE и Е, а в теплый — ветры от SW и W.
При умеренном ветре от SW, дующем с одинаковой скоростью над всем морем, в Таганрогском заливе наблюдается нагон воды. Преобладающая скорость течений в Азовском море 0,2-0,4 уз, максимальная 1-1,5 уз. В период действия сильных и продолжительных ветров скорость течений достигает 2,5 уз.
Волнение. Режим волнения Азовского моря обусловлен небольшой площадью моря, малыми глубинами и значительной изрезанностью берегов. В описываемом районе преобладают высоты волн менее 1 м (повторяемость их достигает 75%). Повторяемость высот волн 1-2 м составляет 20-45 %, а высот волн 2-3 м — не более 13 %.
В наиболее штормовые месяцы (декабрь — март) развитие волнения в описываемом районе ограничивается наличием льда. В Азовском море наблюдаются волны, имеющие длину в основном 15-25 м, и только иногда 80 м. Период волны обычно менее 5с, крайне редко 7-8 с. В описываемом районе отмечаются короткие и очень крутые волны, представляющие опасность для малых судов.
В течение всего года в Азовском море преобладает волнение от NE Е, несколько реже — от NW и W. Ветры от NE, E и NW обычно бывают здесь самыми сильными, поэтому и волнение от этих направлений самое сильное.
Ветровое волнение в Азовском море развивается быстро. Уже через 4-6 ч после усиления ветра оно достигает наибольшего развития в зависимости от скорости ветра: при скорости ветра 5—10 м/с степень волнения равна II-III баллам, при скорости ветра 10-15 и 15-20 м/с она составляет соответственно III-IV и IV-V баллов, а при скорости ветра 20-25 м/с и более 25 м/с она равна соответственно V и VI баллам. Ветровые волны имеют малую длину и значительную крутизну и могут быть опасными для малых судов.
Из-за отражения волн от берегов часто отмечается толчея.
Температура, соленость и плотность воды. Температура поверхностного слоя моря имеет хорошо выраженный годовой ход. Наиболее низкая температура воды наблюдается в январе — феврале и составляет в большей части моря 0 °С или немного ниже. С марта температура быстро повышается и в мае достигает 18 °С. Летом температура воды в открытом море составляет преимущественно 22-25 °С, а в прибрежной зоне достигает 32 °С. Со второй половины августа она начинает заметно понижаться и в ноябре составляет 6-10 °С.
Соленость поверхностного слоя моря незначительна. В Таганрогском заливе она изменяется от 1-2 °/оо в вершине залива до 9-10 °/оо при выходе из него. Сезонные колебания солености обычно редко превышают 1 °/00; они наиболее значительны в Таганрогском заливе, где довольно велико влияние стока реки Дон.
Плотность поверхностного слоя моря наибольшая в декабре — марте и составляет в центральной части моря 1,007-1,009. В Таганрогском заливе летом плотность воды 0,998. В настоящее время в связи с увеличением солености воды наметилось также заметное увеличение ее плотности.
Прозрачность и цвет воды. Условная прозрачность воды Азовского моря очень мала вследствие обилия взвешенных частиц ила и планктона. Наименьшая прозрачность воды отмечается в восточной части Таганрогского залива, где весной и осенью она менее 1 м.
Цвет воды в открытом море обычно голубовато-зеленый, а у берегов и в заливах преимущественно зеленый и коричневый, лишь в Таганрогском и Темрюкском заливах вода коричневато-желтая. Летом при массовом развитии планктона преобладает ярко-зеленый цвет воды. При безветренной погоде весной и осенью вода имеет желтовато-зеленый цвет. Зимой вода чаще коричневая.
Обледенение судов. Значительную угрозу безопасности плавания судов, особенно малых, в Азовском море представляет их обледенение, которое наблюдается с декабря по март. Особенно интенсивным обледенение бывает в январе в юго-восточной части моря. Обледенение судов происходит при отрицательной температуре воздуха и сильном ветре, обусловливающем развитие волнения и, как следствие, забрызгивание судна забортной водой.
Обледенение может наблюдаться также при выпадении переохлажденных осадков, при нахождении судна в переохлажденном тумане и при парении моря.
Источник