Тайна разгадана сломанный замок море взволновано тушеный кролик впр
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Грэй (не)ут..мимо изучал зáмок делая пор..зительные открытия. На ч..рдаке он наш..л (с)перва (2) стальной рыцар..ский хлам и книги перепл..тё(н,нн)ые (3) в кожу. (За)тем — и(з/с)тлевшие одежды и полчища г..лубей.
В погреб.. он то(же) увид..л (не)что интерес..ное. (З/С)десь, в мутном свет.. острок..нечных окон пр(и/е)давле(н,нн)ых треугольн..ками каме(н,нн)ых сводов ра(з/с)пол..гались маленькие и большие боч..ки. А самая большая была в форм.. плоск..го круга, она зан..мала всю попереч..ную стену. Ст..летний тёмный ду(б/п) её стенок бл..стел, как отшлифова(н,нн)ый. Среди боч..нков стояли в плетё(н,нн)ых к..рзинах пузатые бутылки (тёмно)син..го и з..лён..го стекла. На к..мнях и на земля(н,нн)ом полу р..сли серые грибы на тонк..х но(ж/ш)ках. (4) Огромная п..утина зол..тилась в дальн..м углу когда вечером со..нце высматр..вало её последн..м луч..м.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Морфемный и словообразовательный разборы слова
с перв а ← перв ый (приставочно-суффиксальный способ)
Морфологический разбор слова
1. Книги (какие?) переплетённые — причастие, н. ф. — переплетённый; от глаг. переплести.
2. Пост. — страдат., прош. вр., сов. в.; непост. — в полной форме, вин. п., мн. ч.
3. В предложении является определением.
Синтаксический разбор предложения
На камнях и на земляном полу росли серые грибы на тонких ножках (4) .
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: грибы (подлежащее, выражено именем существительным) росли (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения:
(росли) на камнях (и) на полу — однородные обстоятельства, выражены именами существительными с предлогами;
(на полу) земляном — определение, выражено именем прилагательным;
(грибы) серые — определение, выражено именем прилагательным;
(грибы) на ножках — дополнение, выражено именем существительным с предлогом (возможно: определение);
(на ножках) тонких — определение, выражено именем прилагательным.
Приведём верное написание.
Грэй неутомимо изучал зáмок, делая поразительные открытия. На чердаке он нашёл сперва (2) стальной рыцарский хлам и книги, переплетённые (3) в кожу. Затем — истлевшие одежды и полчища голубей.
В погребе он тоже увидел нечто интересное. Здесь, в мутном свете остроконечных окон, придавленных треугольниками каменных сводов, располагались маленькие и большие бочки. А самая большая была в форме плоского круга, она занимала всю поперечную стену. Столетний тёмный дуб её стенок блестел, как отшлифованный. Среди бочонков стояли в плетёных корзинах пузатые бутылки тёмно-синего и зелёного стекла. На камнях и на земляном полу росли серые грибы на тонких ножках (4) . Огромная паутина золотилась в дальнем углу, когда вечером солнце высматривало её последним лучом.
Источник
Разгадана тайна появления и исчезновения крупнейшего древнего моря на Земле
Крупнейшее в мире море Паратетис, прекратившее свое существование около 6 миллионов лет назад, стало очагом эволюции новых видов животных, сохранившихся до наших дней.
Об этом свидетельствуют два новых исследования, которые провели ученые из Университета Сан-Паулу (Бразилия) и Тюбингенского университета, пишет Science. Исследователям, в частности, удалось пролить свет на историю появления и исчезновения водоема.
Для воссоздания временной шкалы специалисты собрали информацию из геологических и палеонтологических источников. По их словам, 12 миллионов лет назад столкновение литосферных плит сформировало самое крупное озеро в мире. Когда Паратетис занимал свою максимальную площадь в 2,8 млн квадратных километров, он разливался от восточных Альп до современного Казахстана, отмечается в статье журнала Scientific Reports.
По оценкам ученых, в прошлом этот водоем содержал 1,77 млн кубометров воды, что в десять раз превышает объем всех пресных и соленых озер Земли.
Однако из-за изменений климата за пять миллионов лет существования Паратетис сильно уменьшился в размерах. Из-за усыхания в центральном бассейне озера, который находился на месте современного Черного моря, резко повысилась соленость, достигнув уровня солености сегодняшних океанов.
В результате вымерли многие виды водных живых организмов, в частности, одноклеточные водоросли и другие мелке свободноплавающие. Впоследствии, в более влажные времена озера, Паратетис населяло множество уникальных видов моллюсков, ракообразных и морских млекопитающих.
А многие из обитавших там китов, дельфинов и тюленей были миниатюрными вариантами видов, живших в открытых морях, рассказал Павел Гольдин из Института зоологии Шмальгаузена при НАН Украины, не участвовавший в исследовании. По его словам, карликовость, очевидно, помогла приспособиться к условиям усыхавшего водоема.
Усыхание озера также повлияло на эволюцию животных на суше – новые прибрежные зоны покрылись зеленью, став очагом эволюции. Данные археологических раскопок на западе Ирана показывают, что к северу от Паратетиса наряду с примитивной антилопой обитали предки нынешних коз и овец, а к югу – жирафов и слонов.
Сухие периоды более 6 миллионов лет назад вынудили этих животных мигрировать в направлении Африки, пишут ученые Тюбингенского университета в статье для Communications Earth & Environment. Там они эволюционировали, в результате чего появилось большое количество новых животных – в настоящее время ими славится африканская саванна.
Сам Паратетис прекратил свое существование около 6,7-6,9 млн лет назад, когда из-за эрозии на его юго-западе части появился выход для воды. Это русло, которое, предположительно, находится под Эгейским морем, дало начало реке, которая впоследствии дошла до Средиземного моря. Современные Черное, Каспийское и Аральское моря являются остатками Паратетиса.
Ранее OBOZREVATEL публиковал 10 интересных фактов о Черном море. Как известно, в результате загрязнения за десятки лет в нем произошли необратимые изменения экосистемы.
Источник
Тренировочный вариант №3 ВПР 2021 по русскому языку 7 класс.
Тренировочный вариант №3 ВПР 2021 по русскому языку 7 класс. Всероссийская проверочная работа 2021 по русскому языку 7 класс варианты
1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Галя шла по яблон..вому саду. Она от..скала на з..мле больш..е ж..лтое яблоко пр..к..снулась к нему губами но не с..ела а тол..ко вдохнула его м..довый зап..х. Яблоко от дыхания девоч..ки запахло ярч.. . Галя ра(з/с)смотрела его на со..нце и в глуб..не уг..дала семеч..ки. 4) Семеч..ки просвеч..вая в(з/с)драг..вали (в)нутри яблока как сер..це новор..ждё(н,нн)ого пт..нца.
Скво(з/с)ь лист..я девоч..ка увидела стар..ю яблоню мозолист..ми в..твями опл..та..щую (3) небо. (На)верху (2) какой(то) мальч..к соб..рал яблоки в переполне(н,нн)ый подол рубахи.
Яблоки уже (не)пом..щались в подоле пад..ли (в)низ. Мальч..к (не)уклюже спустился с дер..ва и(з/с)пуга(н,нн)о озираясь. Галя окликнула его. От неожида(н,нн)ост.. он ра(з/)т..рял
все яблоки и быстро поб..жал проч.. . Запнулся о корень вскочил на ноги и пр..храмывая зат..р..пился к оград.. .
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых
выделенные слова являются предлогами.
1) (В)заключени.. экспертизы не были записаны выводы.
2) Для ловли бабочек нужно что-то (на)подоби.. сачка.
3) Я всё-таки надеюсь (на)встречу с ней.
4) (Не)смотря на общее одобрение, он не был доволен докладом.
4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются
союзами.
1) Он получил грамоту за(то) выступление.
2) Мы играли, так(же) пели и танцевали.
3) Пётр то(же) попросил меня о помощи.
4) Что(бы) почитать сегодня вечером?
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Балуясь, создан, путепровод, намерение.
6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Слушая музыку Мусоргского, слышны интонации народных песен.
2) По окончании занятия мы задали вопросы учителю.
3) По прибытию на поляну мы разбили лагерь и развели костёр.
4) На отправляемые в деревню письма никто не отвечал.
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ярко сверкающее на солнце озеро показалось вдали.
2) Травы покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.
3) Сегодняшние газеты они рассматривали с особым вниманием.
4) Скоро из города пришло письмо написанное в стихах.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Анна Борисовна сидит положа руки на колени и строго глядя на ученика.
2) Как радовались мы за Анну Борисовну нашедшую выход из положения.
3) Анна Борисовна я понял ход рассуждения решая последнюю задачу.
4) Исправив ошибки в моей работе Анна Борисовна дала мне новую задачу.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−14.
Текст 2
(1)Примерно на полпути между Египтом и Вавилоном, на восточном берегу Средиземного моря, лежала небольшая страна, которая называлась Финики́ ей. (2)У финикия́ н не было ни плодородной земли, ни богатых пастбищ, однако недаром довольно долгое время финикияне считались лучшими мореплавателями, астрономами и изобретателями.
(3)Жителей Финикии издавна кормили море и морская торговля. (4)На своих скорлупках-кораблях финикийские купцы не только смело плавали по всему Средиземному морю, но и выходили через пролив в Атлантический океан. (5)Море для финикиян было не только кормильцем, но и учителем. (6)Раньше всех других народов финикияне поняли, что Земля круглая. (7)Ведь каждый раз, когда корабль приближался к берегу, сначала были видны верхушки мачт, потом – паруса, и только в последнюю очередь из-за «горба» моря показывалось всё судно. (8)Финикияне плавали не только вдоль берегов, но и в открытом
море.
(9)Финикияне сделали ещё одно очень важное открытие: они первые стали писать буквами. (10)До этого все другие народы писали специальными значками-иероглифами. (11)Каждый такой значок – полубуква-полукартинка – обозначал целое слово, поэтому иероглифов было очень много – сотни и даже тысячи: на каждое слово – свой знак. (12)Научиться писать иероглифами, конечно, было очень трудно. (13)Попробуйте-ка запомнить алфавит из нескольких тысяч «букв»! (14)Вы, вероятно, слышали высказывания о трудности китайской грамоты. (15)А финикияне догадались, что можно зафиксировать значками не слова, а звуки, из которых состоят эти слова. (16)Тогда малым числом значков можно записать любое слово. (17)Такие значки мы и называем буквами. (18)По примеру финикиян, буквами стали писать и другие народы, например греки и наши предки – славяне.
(19)Чи́сла финикияне тоже стали записывать буквами – это было гораздо удобнее и, главное, быстрее. (20)Способ записи чисел буквами перешёл позднее к грекам и к другим
народам. (21)Так что, как видите, многое досталось человечеству по наследству от древней
Финикии.
9.Определите и запишите основную мысль текста.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12–14 текста. Запишите ответ.
11.Какую роль играло море в жизни древней Финикии? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12.Определите и запишите лексическое значение слова «астроном» («астрономами») из
предложения 2.
13.Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14–15, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.
14.Объясните значение пословицы Не имей сто рублей, а имей сто друзей, запишите Ваше
объяснение.
ОТВЕТЫ
1. Галя шла по яблоневому саду. Она отыскала на земле большое жёлтое яблоко, прикоснулась к нему губами, но не съела, а только вдохнула его медовый запах. Яблоко от дыхания девочки запахло ярче. Галя рассмотрела его на солнце и в глубине угадала семечки. (4)
Семечки, просвечивая, вздрагивали внутри яблока, как сердце новорождённого птенца.
Сквозь листья девочка увидела старую яблоню, мозолистыми ветвями
оплетающую (3) небо. Наверху (2) какой-то мальчик собирал яблоки в переполненный подол рубахи.
Яблоки уже не помещались в подоле падали вниз. Мальчик неуклюже спустился с дерева, испуганно озираясь. Галя окликнула его. От неожиданности он растерял все яблоки и быстро побежал прочь. Запнулся о корень, вскочил на ноги и, прихрамывая, заторопился к ограде.
(По С. Романовскому)
2. наверху (2)
оплетающую (3)
1. Яблоню (какую?) оплетающую – причастие, н. ф. – оплетающий; от глаг. оплетать.
2. Пост. – действит., наст. вр., несов. в.; непост. – в вин. п., ед. ч., ж. р.
3. В предложении является определением.
Галя рассмотрела его на солнце и в глубине угадала семечки. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: Галя (подлежащее, выражено именем существительным) рассмотрела (и) угадала (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (рассмотрела) его – дополнение, выражено местоимением; (рассмотрела) на солнце – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (угадала) в глубине – обстоятельство, выражено именем
существительным с предлогом; (угадала) семечки – дополнение, выражено именем существительным.
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложений с предлогом: Для ловли бабочек нужно что-то наподобие сачка. Несмотря на общее одобрение, он не был доволен докладом;
2) правильное написание предлогов: наподобие, несмотря на
4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложений с союзом: Мы играли, также пели и танцевали.
Пётр тоже попросил меня о помощи;
2) правильное написание союзов: также, тоже
5. Балýясь, со́здан, путепрово́д, наме́рение
6. Слушая музыку Мусоргского, можно услышать интонации народных песен.
По прибытии на поляну мы разбили лагерь и развели костёр.
ИЛИ Когда слушаешь музыку Мусоргского, можно услышать интонации
народных песен.
По прибытии на поляну мы разбили лагерь и развели костёр
7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложения и места постановки запятой: Скоро из города
пришло письмо, написанное в стихах;
2) обоснование выбора предложения, например: причастный оборот находится
после определяемого слова и завершает предложение.
˟
ИЛИ [сущ., |п. о.|].
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе
8. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложения и мест расстановки запятых: Анна Борисовна, я понял ход рассуждения, решая последнюю задачу;
2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: это предложение с обращением и деепричастным оборотом.
ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе
9. Основная мысль текста.
Многое досталось человечеству по наследству от древней Финикии, жители которой считались лучшими мореплавателями, астрономами и изобретателями, создателями буквенного письма.
ИЛИ Открытия и изобретения древних финикиян служат человечеству на протяжении многих веков.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
10.Ответ: рассуждение
11.Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) ответ на вопрос, например: В жизни древней Финикии море играло важную
роль: оно было для них и кормильцем, и учителем.
(Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие
ответ, например: кормило море и морская торговля; знатоками мореплавания,
астрономами и изобретателями; раньше всех… поняли, что Земля круглая;
плавали не только вдоль берегов.
Возможны другие формы, другая последовательность, другое (большее или
меньшее, но не менее трёх) количество ключевых слов и словосочетаний
12.Астроном – специалист, изучающий небесные тела (звёзды и планеты);
звездочёт.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение
13.Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание стилистически окрашенного слова: зафиксировать;
2) подбор синонима к данному слову: зафиксировать – записать, запечатлеть,
закрепить.
Могут быть подобраны другие синонимы
14.Данная пословица означает: дружба дороже богатства; верные друзья важнее
материального благополучия.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы
Источник