Тема урока каспийское море

Открытый урок географии Тема: «Каспийское море»
план-конспект урока по географии (9 класс)

«Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. « Море зовет» — это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности человека, но так же на культуру, религию, на эпос и традиции, на архитектуру, одежду, хозяйство, транспорт.

Различные сферы деятельности людей связанны с морем: рыболовство, навигация, добыча полезных ископаемых, продуктов питания. Человек издревле селился по берегам морей .Древнейшие цивилизации возникали именно на морских побережьях.

Скачать:

Вложение Размер
kaspiyskoe_more.rar 1.78 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учащимися полученных страноведческих знаний с использование в устной речи структур в косвенной речи.

Урок «Мировой океан».

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему «Вода. Вода. » Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться.

Конспект урока географии » Географическое положение Евразии. История открытия».

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме «Открытия русских пуьешественников», разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО.

УМКУчебник «Географии России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем.

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли.

Источник

Тема урока: «Каспийское озеро — море, его части, его единство»

Разделы: География

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Учебно-воспитательные цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся по пройденным темам;
  • формирование у обучающихся познавательного интереса к предмету;
  • воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

Дидактический материал: карта Каспийского озера-моря, фотографии Каспия, атласы, корабли, флажки, якорьки, карточки. Фишки, эмблемы для диспетчеров, судовые журналы для каждого члена регаты, листочки для ответов, гонг.

Подготовительный этап.

Заранее учащихся необходимо разделить на четыре команды, в каждой выбрать капитана и диспетчера.

Подготовить судовые журналы для каждого члена регаты, эмблемы для диспетчеров и весь дидактический материал.

Диспетчеры сдают зачёт на урок раньше, так как во время урока-путешествия они помогают учителю принимать зачёт у одноклассников.

Ход урока

1. Вступление. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Вы слышите эту удивительную музыку? Она зовёт нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в плавание по удивительному водоёму, который называется Каспием.

Каспийское озеро — море – самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем не связанный с мировым океаном. Каспий вытянут с севера на юг, и напоминает по форме латинскую букву S. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером — морем. Этот водный объект уникален, Каспий имеет ряд признаков моря: вода его солёная, площадь мало уступает площади таких морей, как Балтийское, Красное, Северное. Часть его растительного и животного мира носит черты типичных обитателей моря.

Озеро-море является удивительным созданием природы. Зимой северная его часть покрыта неподвижными льдами в прибрежной полосе и дрейфующими ледяными полями вдали от берега. Берега – настоящая снежная пустыня, где часто бывают вьюги и метели. В то же самое время на юге Каспия расстилаются синие прозрачные, никогда не замерзающие воды, берега покрыты роскошной растительностью, расцветают магнолии и абрикосовые деревья.

Перед нами стоит непростая цель: переплыть Каспийское озеро-море, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о нём, его частях, его единстве.

У нас четыре фрегата, и каждая команда плывёт на своём корабле. Цвет корабля соответствует цвету вашего флажка – это цвет вашей команды. Якорьки на карте – это наши с вами стоянки (столы в кабинете расставлены в форме треугольников, напоминая форму корабля).

Сначала узнаем, из какого порта мы начинаем своё плавание, и кто первым возглавит регату. Это будет та команда, которая опередит всех, при выполнении первого задания.

2.,Ролевая игра.

Задание 1. Определите координаты порта, из которого мы начинаем путешествие. Координаты записаны на доске, географические карты перед вами, а диспетчеры будут мне помогать.

Координаты 47о 07’

Ключ: Самая северная точка Каспийского озера-моря (диспетчеры поднимают руки со словами: “первая команда готова” и т.д.).

Учитель. Молодцы! Правильно! Возглавит нашу регату красный корабль, за ним плывут синий, зелёный, белый корабли (прикрепляют корабли возле первого якоря на карте).

Почётное право ударить в гонг и возвестить о начале старта регаты предоставляется капитану красного корабля (капитан бьет в гонг).

Итак, дорогие друзья, в путь! Мы начинаем наше плавание по Каспийскому озеру-морю. Что мы знаем об этом водоёме.

Ученик. Каспийское море – самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем не связанный с мирровым океаном площадью более 398000 км 2 . Расположено оно во внутренней части Евразии, и является удивительным созданием природы.

Учитель. Спасибо! Молодец! Вот и первая наша стоянка. Как называется остров, к которому мы подплываем? Ключ о Чечень.

Учитель: Правильно, но прежде чем мы отправимся в плавание дальше, выполним следующее задание: Мы знаем, что Каспий принято условно делить на части. У вас есть карточки, на которых вы должны написать на какие части принято делить Каспийское озеро-море.

Ключ: Северный Каспий, Средний Каспий и Южный Каспий.

Учитель. Ребята, сдайте свои листочки диспетчерам. Диспетчера оцените правильность ответа, оценки не забудьте поставить в судовой журнал.

Проверка правильности выполненного задания.

Учитель: Ребята, мы отправляемся в путь дальше, с помощью карт атласа определите среднюю и максимальную глубину различных частей Каспия.

Ключ:

  • Северный Каспий: средняя глубина 4,4 м., наибольшая 25м.
  • Средний Каспий: средняя глубина 192 м., наибольшая 788м.
  • Южный Каспий: средняя глубина 345 м., наибольшая 1025м.

Учитель демонстрирует обучающимся диаграмму “Условное деление Каспия на 3 части, их площадь”

.

Учитель: ребята, чтобы отправится дальше, вам нужно ещё раз вспомнить всё, что касается морей. Свои ответы записать в судовые журналы. Для выполнения задания командам даётся 5 минут.

Учитель: итак ребята последнее задание. Нужно дать характеристику минерально-сырьевым ресурсам Каспия.

Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к кону. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человечества являются его знания. В заключение слово диспетчерам. Друзья, оцените, пожалуйста, свои команды.

Диспетчера подводят итоги по судовым журналам, объявляют и комментируют оценки.

Домашнее задание составить кроссворд на тему “Озера”.

Источник

«Каспийское море-жемчужина России» разработка урока
учебно-методическое пособие по экологии (8 класс)

Знакомство обучающихся с Каспийским морем, с его историей,природой,достопримечательностями, значимостью и экологическими проблемами..

Скачать:

Вложение Размер
kaspiyskoe_more-zhemchuzhina_rossii_razrabotka_uroka.docx 33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Каспийское море-жемчужина России»

Изведать то, чего не видел сроду, —
Глазами, ртом и кожей пить простор!
Кто в океане видит только воду —
Тот на земле не замечает гор.
В.Высоцкий

Цель урока : познакомить обучающихся с Каспийским морем, с его историей,природой,достопримечательностями, значимостью и экологическими проблемами..

Образовательные: расширение и углубление знаний учащихся о уникальности Каспийского моря, закрепление умения знать, читать, ориентироваться по карте, работать с контурными картами.

Воспитательные : формирование чувства любви к родной природе; эстетического восприятия красот родной республики.

Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения, коллективной работы, поиска и обработки необходимой для урока информации из различных источников, развитие творческого мышления, речи, памяти и внимания.

Тип урока : изучение нового материала

Вид урока : Урок –конференция

Методы урока : словесный, наглядный, частично-поисковый.

Форма урока : групповая,индивидуальная

Оборудование: карта Каспийского моря, контурные карты Каспийского моря, компьютерная презентация.

Учитель: Прежде чем приступим к изучению темы послушайте стихотворение Р.Гамзатова, (видео фрагмент «Море»)

«Пусть море говорит, а ты молчи,

Не изливай ни радости, ни горя.

Великий Данте замолкал в ночи,

Когда у ног его плескалось море.

Людьми заполнен берег или пуст,

Дай морю петь, волнам его не вторя,

И Пушкин — величайший златоуст —

Молчал всегда, покамест пело море»

2.Основная часть урока.

Учитель : Вы догадались о чём пойдёт речь на уроке?

Ученики называют тему урока.

Учитель : Да, конечно, мы будем говорить о Каспийском море.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать, уйдя с урока?

Учащиеся формулируют цели урока.

Учитель : Итак, целями нашего урока будут: (слайд)

— раскрыть характеристику природных условий и природных ресурсов Каспия;

— познакомить с историей открытия и изучения Каспия;

— дать представление об эндемиках озера .

— рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Учитель: Сегодняшний наш урок мы проведём в виде форума. На международный форум приглашены делегация экологов из разных стран ,как Ближнего,так и Дальнего Зарубежья, историки,гидрологи,климатологи,зоологи,ботаники и другие специалисты.

Форум открывает министр экологии и охраны окружающей среды.

Выступление ученика: Уважаемые участники форума! Разрешите поприветствовать Вас и пожелать плодотворной работы.Как известно экологические проблемы страны влияют на экосистемы других государств.Поэтому в мире растет понимание,что в условиях глобализации стратегия активного международного сотрудничества и партнерства со всеми заинтересованными государствами ,является единственно верной и эффективной.

Для нас всегда особое значение имели отношения с нашими соседями-Россией,странами Центральной Азии,с которыми нас связывают не только общие исторические,но и единая экологическая система.

У нас общие водные ресурсы,горные экосистемы и связанные с ними транс граничные экологические проблемы.

Все это связывает нас работать в условиях тесного сотрудничества.

Цель нашего форума: решить вопросы-Кто виноват? Что делать?

Постараемся сделать выводы и предложить решения этих вопросов.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с Каспийским морем – это озеро, которое является объектом мирового наследия! Одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. Почему его называют морем узнаем у специалиста.

Географ: Почему Каспийское озеро называют морем? Причин можно назвать несколько:

Одна из причин-это внушительные размеры водоёма.

Вторая-наличие приливов и отливов, большой волны во время штормовых ветров. Все это характерно для настоящих морей.

Но здесь не названо одно из основных условий, которое обязательно должно существовать, чтобы географы могли причислить водоем к морю. Речь идет о прямой связи озера с Мировым океаном. Именно данному условию Каспий не соответствует.

Есть еще одна особенность, отличающая Каспий от моря – соленость воды в нем почти в 3 раза ниже солености Мирового океана. Объяснение этого заключается в том, что около 130 больших и малых рек несут пресные воды в Каспийское море. Волга привносит в эту работу самый существенный вклад – до 80% всех вод «отдает» озеру именно она.

Учитель: Я думаю,теперь всем стало ясно почему водоём называют морем. Как же возник водоём давайте узнаем у нашего геолога?

Геолог: : Были времена, когда Каспий соединялся с Азовским морем, а через него со Средиземным и Черным. То есть десятки тысяч лет назад Каспийское озеро являлось частью Мирового океана. В результате процессов, связанных с поднятием и опусканием земной коры, появились горы, находящиеся на месте современного Кавказа. Они обособили водоем, который был частью огромного древнего океана. Прошел не один десяток тысяч лет, прежде чем бассейны Черного и Каспийского морей разделились.

Учитель: Хотелось бы узнать о географическом положении озера и приграничных государствах.

Географ : Каспий – это внутреннее бессточное соленое озеро.Расположено на стыке двух частей света (Европы и Азии. На берегах Каспийского озера расположены пять государств – Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркмения. Территории России принадлежат западные районы Северного и Среднего Каспия. Иран расположен на южных берегах моря, ему принадлежит 15% от всей протяженности береговой линии. Восточную линию берегов делят Казахстан и Туркменистан. На юго-западных территориях Прикаспия расположен Азербайджан.По форме напоминает латинскую букву s.

Учитель : Вопрос деления акватории озера между прикаспийскими государствами вот уже на протяжении многих лет является самым острым. Главы пяти государств пытаются найти решение, которое удовлетворило бы запросы и требования каждого .

Интересно было бы узнать происхождение названия озера?

Историк: Историческое название Каспийского моря таит в себя много загадочного и интересного. Свое название это таинственное море получило в честь древних племен коневодов — каспиев, которые жили в 1 веке до нашей эры на северо-западном побережье Каспийского моря. История возникновения и существования Каспийского моря является историческим вопросом. Начиная с его возникновения и образования данное море было неоднократно переименовано и имело около 50 названий: Гирканское море, Хвалынское, Хазарское, Сихайское, Абескунское, Сарайское, Дербентское и др.

Ещё в 5 в до н. э. древнегреческий ученый Геродот писал «Каспийское море — это море совершенно особого рода. Длина его — пятнадцать дней плавания на гребном судне, а ширина в самом широком месте — восемь дней». Обращает на себя внимание тот факт, что размеры моря Геродот указывает в днях плавания на гребных судах.

Учитель: Не менее интересно путешествие по Каспию русского путешественника,русского купца Афанасия Никитина. Он побывал в Индии за 30 лет до Васко да Гамы. Афанасий Никитин с другими купцами решил поехать в Ширван торговать. Ширванское ханство лежало на юго-западных берегах Каспийского моря. Оно включало города Баку, Дербент и Шемаху. Ханство вело большую торговлю со многими странами Востока.

Около Астрахани на караван судов напал отряд татарского хана Касима. В стычке было убито несколько человек, четырех татары взяли в плен. Имущество и товары купцов, были разграблены.

Во время плавания по Каспийскому морю (оно называлось Хвалынским) корабли застигла буря. Один из кораблей был выброшен на берег у г. Терки (ныне Махачкала). Русские купцы, плывшие на нем, попали в плен к местным жителям — кайтакам. Афанасий Никитин, находившийся на корабле посла, благополучно достиг Дербента. Почти целый год провел он в Ширванском ханстве, пока не выручил товарищей из плена. Никитин отправился в Баку, а затем в Персию (Иран),а оттуда по Аравийскому морю достиг Индии.

Учитель: А теперь хотелось бы услышать климатолога…

Климатолог : Климатические условия меняются в меридиональном направлении, так как с севера на юг море протянулось почти на 1200 км. Это южное море находится в нескольких климатических зонах. На севере – в континентальной, на юге – в субтропической, в центральной части – в умеренной. Здесь часто дуют сухие ветры. В зимний сезон температура воздуха колеблется от -8 до +10 °С, в летний – от +24 до +28 °С. Со стороны России (в северной части) море подвергается сильному оледенению, толщина льда составляет около 2 метров. Лед продолжает стоять около 3 месяцев.

Географ: Крупные полуострова Каспийского моря: Аграханский полуостров , Апшеронский полуостров, Бузачи, Мангышлак, Мианкале, Туб-Караган.

В Каспийском море расположено около 50 крупных и средних островов общей площадью примерно 350 квадратных километров. Наиболее крупные острова: Ашур-Ада, Гарасу, Гум , Даш, Зира (остров) , Зянбил, Кюр Дашы, Хара-Зира, Сенги-Мугань, Чечень (остров) , Чыгыл.

Крупные заливы Каспийского моря: Аграханский залив, Комсомолец (залив) (бывший Мёртвый Култук, быв. залив Цесаревича) , Кайдак, Мангышлак, Казах (залив) , Туркменбаши (залив) (бывший Красноводск) , Туркмен (залив) , Гызылагач, Астрахань (залив) , Гызлар, Гиркан (бывший Астарабад) и Энзели (бывший Пехлеви) .

Зоолог: Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным . В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нём же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море — среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее — Каспийский тюлень . В целом характерна высокая степень эндемизма. Некоторые организмы переселились в Каспийское море совсем недавно либо в результате занесения на днищах морских судов (главным образом различные обрастатели, например митилястер, водоросль ризосоления, балянусы, а также крабы), либо путём сознательной акклиматизации человеком (например, из рыб — кефаль, из беспозвоночных — нереис, синдесмия).

Многие из них — эндемики, нигде, кроме Каспия, не встречающиеся. Высокая степень эндемизма в Каспии указывает и на древность моря, и на длительное его существование в изоляции.

На открытке: медуза Палласова меризия, моллюск дидакна (длина до 42 мм), кумовой рачок рода стенокума (длина до 6 мм), каспийская пуголовка (длина до 12 см). В круге — ветвистоусьпй рачок каспийский эвадне (длина до 2 мм).

Но наибольшее внимание привлекают птицы, которых более 400 видов. Именно поэтому Хазарский заповедник часто называют орнитологическим. Это перекресток на путях перелета и миграции птиц. Туркменское побережье Каспия буквально связывает целые континенты и части света, собирая у себя птиц из жарких тропиков и северных стран.

Здесь можно увидеть стаи белоснежных лебедей, чинные семейства уток – нырков, лысух и пеликанов. Недалеко от курортной зоны прохаживаются на мелководьях красивых и грациозные фламинго.

Ботаник: Растительный мир Каспийского моря состоит из 728 видов и подвидов низших растений и 5 видов высших. Необходимо учитывать, что морская флора существенно отличается от наземной. Если на суше преобладают высшие, то в морях — низшие растения (водоросли).
Из растений в Каспийском море преобладают водоросли — сине-зелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых — зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.

Искусствовед: . Этот водоём привлекал своей красотой , волшебством и загадочным миром еще с давних времени и находился в центре внимания не только путешественников, ученых, а также писателей и художников. Р.Гамзатов посвятил Каспию не одно стихотворение.Вот строки одного из них:

Источник

Читайте также:  Черное море это водоем или нет
Оцените статью