Термины мирового океана география 6 класс

Словарь терминов по географии, 6 класс
учебно-методическое пособие по географии (6 класс)

Термины, встречающиеся в географии 6 класса

Скачать:

Вложение Размер
slovar_terminov_po_geografii_6_klass.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

География, 6 класс.

Словарь терминов по географии, 6 класс.

  1. География – наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности.
  2. План местности – чертёж, который изображает небольшую часть земной поверхности в уменьшенном виде. На нём условными знаками показывают, чем занята местность, какие на ней размещены объекты.
  3. Масштаб – число, показывающее, во сколько раз расстояния на плане меньше, чем на местности. Масштаб бывает численный, именованный, линейный.
  4. Горизонт – окружающее нас пространство.
  5. Линия горизонта – воображаемая линия, как бы отделяющая небо от земли (моря).
  6. Ориентироваться – значит знать своё положение относительно сторон горизонта и известных объектов.
  7. Азимут – угол между направлением на север и направлением на заданный объект. Откладывается по часовой стрелке от направления на север, единица измерения – градус.
  8. Рельеф – все неровности земной поверхности.
  9. Относительная высота – превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой.
  10. Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.
  11. Отметка высоты – обозначение на плане – точка, около которой помещают число метров высоты над уровнем моря.
  12. Горизонталь – условная линия на плане, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой.
  13. Берг-штрих – короткая чёрточка у горизонтали, указывающая направление вниз по склону.
  14. Планшет – лист фанеры или картона с компасом.
  15. Глазомерная съёмка местности – наземная съёмка, при которой расстояния оцениваются на глаз. Полярная и маршрутная глазомерная съёмка.
  16. Глобус – уменьшенная модель Земли.
  17. Географическая карта – плоское, сильно уменьшенное изображение большой части земной поверхности. Объекты показаны условными знаками.
  18. Физические карты – карты на которых изображены природные объекты (материки, океаны, моря, острова, реки, озёра …).
  19. Контурные карты – особый вид географических карт, на которых изображены лишь очертания материков, линии рек, местоположение отдельных городов.
  20. Меридиан – кратчайшая линия, условно проведённая по поверхности Земли от одного географического полюса к другому.
  21. Параллели – линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору.
  22. Градусная сетка – линии параллелей и меридианов на глобусе и географических картах, разделённые на градусы.
  23. Географическая широта – величина дуги в градусах от экватора к северу или югу до заданной точки.
  24. Географическая долгота – величина дуги в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки.
  25. Географические координаты – широта и долгота точки земной поверхности.
  26. Географическое положение – местонахождение географического объекта по отношению к другим объектам.
  27. Послойная окраска – способ изображения рельефа при помощи цвета.
  1. Магматические горные породы – горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы при её остывании и затвердении: глубинные и излившиеся (гранит, пемза).
  2. Осадочные горные породы – горные породы, образовавшиеся на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоёмов и на суше: неорганические (обломочные и химические) – золото, платина, алмазы и органические – нефть, известняк, уголь.
  3. Метаморфические горные породы – горные породы, изменившиеся под воздействием температуры или давления (известняк – мрамор, песчаник – кварцит, гранит – гнейс).
  4. Грабен – глубокая впадина, образовавшаяся по линии разлома земной коры.
  5. Горст – выступ, образовавшийся по линии разлома земной коры.
  6. Землетрясения – внезапные движения земной коры, сопровождающиеся смещениями отдельных её участков.
  7. Очаг землетрясения – место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород.
  8. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, находящееся над очагом.
  9. Вулкан – коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.
  10. Очаг магмы – место у верхней границы, где вещество мантии плавится.
  11. Лава – излившаяся магма.
  12. Жерло вулкана – канал, по которому поднимается магма.
  13. Кратер – чашеобразное углубление на вершине вулкана.
  14. Действующие вулканы – их извержение проходило на памяти человечества.
  15. Потухшие вулканы – конусообразная форма и кратер на вершине свидетельствуют об активной вулканической жизни в прошлом.
  16. Гейзер – фонтанирующий источник.
  17. Гора, холм – это выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной, подошвой, склонами: высота холма 200 м.
  18. Горные хребты – линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами. Они разделены понижениями — горными долинами. Самая высокая часть — гребень.
  19. Горы – части земной поверхности, высоко приподнятые над равниной и сильно расчленённые. Высокие (> 2000 м), средние (1000 – 2000 м), низкие (
  20. Равнины – части земной поверхности с различием относительных высот неровностей на ней не более 200 м. Низменности ( 500 м).
  21. Материковая отмель (шельф) – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижающаяся до 200 м ниже уровня Океана.
  22. Котловины океана – большие равнины на ложе Океана (глубина до 7000 м).
  23. Срединно-океанические хребты – крупнейшие формы рельефа Мирового океана, образующие единую систему горных сооружений протяжённостью более 60 000 км. Валообразные поднятия земной коры океанического типа. Относительная высота 3-4 км, ширина до 2000 км. Вдоль по оси поднятия проходит разлом – ущелье глубиной до 3 км, шириной до 50 км. На дне ущелья – излияния базальтовой магмы, на склонах хребтов – вулканы.
  24. Переходные области – участки земной коры дна Мирового океана со сложным рельефом и строением: чередование глубоководных желобов и вулканических островов.
  1. Гидросфера – водная оболочка Земли.
  2. Мировой круговорот воды – непрерывный процесс перемещение воды из Океана на сушу и с суши в Океан.
  3. Материки – огромные участки суши.
  4. Острова – участки суши, со всех сторон окружённые водой.
  5. Архипелаг – группа островов, находящихся близко друг от друга.
  6. Полуостров – части материков и островов, вдающиеся в Океан.
  7. Море – часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живущими в нём организмами.
  8. Внутренние моря – моря, далеко вдающиеся в материк (Чёрное, Средиземное).
  9. Окраинные моря – моря, расположенные по окраинам материков.
  10. Залив – часть океана (моря), вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном (морем).
  11. Пролив – сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
  12. Солёность воды – количество граммов веществ, растворённых в 1 л (кг) воды. Единица измерения промилле % 0
  13. Волна – имеет гребень и подошву .
  14. Длина волны – расстояние между двумя соседними гребнями.
  15. Высота волны – расстояние от подошвы до гребня.
  16. Цунами – волны, вызываемые землетрясениями и извержениями подводных вулканов.
  17. Течения – перемещения воды в горизонтальном направлении.
  18. Водопроницаемые горные породы – горные породы, пропускающие воду.
  19. Водонепроницаемые (водоупорные) горные породы – горные породы, не пропускающие воду.
  20. Водоносный слой – слой горных пород, насыщенный водой.
  21. Грунтовые воды – воды, находящаяся в водоносном слое, не прикрытая сверху водоупорными породами.
  22. Межпластовая вода – вода водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными слоями.
  23. Минеральные воды – воды, содержащие повышенное количество растворённых веществ и газов.
  24. Река – поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле.
  25. Исток — начало реки.
  26. Устье – место впадения реки в другую реку, в озеро или море.
  27. Речная система – главная река со всеми притоками.
  28. Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
  29. Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны.
  30. Пойма – часть речной долины, по которой река течёт только во время разлива.
  31. Паводок – кратковременный подъём уровня воды в реке (из-за сильных дождей).
  32. Половодье – сезонный подъём уровня воды в реке, вызываемый таянием снегов, ледников.
  33. Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.
  34. Озёрная котловина – углубление, в котором находится озеро.
  35. Болото – участок земной поверхности, сильно увлажнённый и поросший влаголюбивой растительностью.
  36. Сточные озёра – озёра, из которых вытекают реки (оз. Байкал).
  37. Бессточные озёра – озёра, из которых ни одна река не вытекает (Каспийское море-озеро).
  38. Ледник – скопление пресного льда на суше.
  39. Снеговая линия – граница, выше которой снег накапливается и образуются ледники.
  40. Морена – ледниковые отложения в виде обломков горных пород размером от песчинки до крупного валуна, принесённые ледником.
  41. Айсберг – глыбы льда, плавающие ледяные горы.
  42. Каналы – искусственные реки.
  43. Водохранилища – искусственные водоёмы.
  44. Пруды – маленькие водохранилища.
  1. Атмосфера – газообразная оболочка Земли.
  2. Тропосфера – нижний слой атмосферы.
  3. Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы.
  4. Суточная амплитуда колебания температуры воздуха – разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток.
  5. Годовая амплитуда колебания температуры воздуха – разность между средней температурой самого тёплого месяца в году и самого холодного.
  6. Средние температуры – среднеарифметический показатель температуры, исчисляемый за какой-либо промежуток времени (сутки, неделю, месяц, год).
  7. Средняя многолетняя температура – сумма температур за много лет, делённая на число лет наблюдения.
  8. Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении.
  9. Бриз – суточный ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.
  10. Муссон – сезонный ветер, дующий летом с океана на материк, а зимой с материка на океан.
  11. Абсолютная влажность воздуха – количество водяного пара в грамма, содержащееся в 1 м 3 воздуха.
  12. Относительная влажность – это отношение количества имеющейся в воздухе влаги к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре.
  13. Атмосферные осадки – вода, выпадающая на земную поверхность в жидком или твёрдом состоянии.
  14. Погода – состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-либо промежуток времени (за сутки, несколько суток, месяц, сезон).
  15. Облачность – степень покрытия неба облаками, выраженная в баллах по 10-бальной шкале.
  16. Климат – многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.
  17. Полярные круги – параллели 66,5 0 с.ш. и 66,5 0 ю.ш., являются границами областей, где бывают полярные дни и полярные ночи.
  18. Тропики – параллели 23,5 0 с.ш. и 23,5 0 ю.ш., над каждым из них один раз в год полуденное солнце бывает в зените, т.е. солнечные лучи падают отвесно.
  19. Морской климат – климат, в котором амплитуда колебания температур небольшая и осадки выпадают равномерно весь год.
  1. Планктон – мелкие растения и животные, неспособные противостоять течениям и переносимые ими на большие расстояния.
  2. Плодородие – способность почвы обеспечивать питание растений.
  3. Биосфера – сфера жизни.
  4. Природный комплекс – это сочетание компонентов природы: горных пород, воды, воздуха, организмов.
  5. Полезные ископаемые – горные породы и минералы, используемые человеком в своей деятельности.
  6. Географическая оболочка – взаимодействие верхних слоёв литосферы, нижних слоёв атмосферы и гидросферы.
  7. Расовые признаки – цвет кожи и другие внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой.
  8. Расы – группы людей со сходными расовыми признаками.
  9. Политические карты – карты, на которых изображены государства.

Источник

Разработка урока географии в 6 классе «Мировой океан и его части»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Методическая разработка урока «Мировой океан и его части» содержит конспект урока и презентацию к нему.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_ou_mirovoy_okean_i_ego_chasti.zip 1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24» Изобильненского муниципального района Ставропольского края

открытого урока географии по теме

«Мировой океан и его части»

ст. Филимоновская, 2013 г.

Тема : Мировой океан и его части.

Цели урока : применение знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях; проверка уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока . Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

продолжить формирование у учащихся представления о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах; продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере Северного Ледовитого океана).

развитие мотивации учебной деятельности, развитие логического мышления и лаконичного изложения своих суждений, развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.

воспитание внимания и умения слушать, способствовать воспитанию положительного эмоционально-целостного отношения к природе; создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

Межпредметные связи : природоведение 5 класс.

— Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.

— Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), презентация.

— Практические: работа с картой.

Формы работы учащихся :

— коллективная: во время рассказа учителя;

— индивидуальная: при работе с картами атласа, при анализе схем и рисунков;

— парная: при проверке домашнего задания.

Оборудование : физическая карта полушарий, атлас для учащихся 6 класса, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (автор А. А. Домогацких Е. М.), компьютерная презентация.

Термины и понятия урока : океан, море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг.

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Проверка домашнего задания

1. Игра «Перестрелка». Обсуждение ответов на вопросы и задания после §25. Работа в парах — взаимопроверка.

2. Прослушивание синквейна со словом «гидросфера».

III. Изучение нового материала

Слайд № 2. Единство Мирового океана.

Мировой океан — основная часть гидросферы. Вода Мирового океана покрывает ¾ земной поверхности. 29%-суша, а 71% — океан. Площадь поверхности Земли = 510 млн.100 тыс.км 2

Площадь поверхности океана = 361 млн. км 2 .

Термин «Мировой океан» был предложен российским океанологом Ю. М Шокальским в 1917 г.

Мировой океан представляет собой единое водное пространство, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу. Мировой океан окружает материки и острова и обладает общим солевым составом.

Почему нашу планету называют Землей, а не Океаном?

Слайд № 3-4. Суша в океане.

Материки – огромные части суши, разделяющие океаны.

Общая площадь материков – 149,8 млн. км 2 .

Самый большой материк (в млн. км 2 )

Северная Америка – 21,2

Южная Америка – 17, 8

Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга. Архипелаги – Гавайские, Японские, Филиппинские острова .

Слайд №4. Острова – сравнительно небольшие участки суши, окружённые водой.

Острова по происхождению: вулканические, материковые, коралловые.

Самый большой остров – Гренландия, но и он в три с половиной раза меньше самого маленького материка – Австралии.

Материки и острова делят Мировой океан на четыре части – океаны.

Океаны Земли: Тихий океан -180 млн км 2 , Атлантический океан — 92 млн. км 2 , Индийский океан — 76 млн. км, Северный Ледовитый океан — 15 млн. км 2 .

Слайд № 6. Задания. Работа с атласом и к/к

  1. Найдите на карте полушарий все материки Земли и в порядке уменьшения их площади покажите. Нанесите их на к/к
  2. Найдите на карте по 2-3 примера крупных островов, полуостровов, архипелагов и нанесите их на к/к
  3. Найдите на карте все океаны Земли. Нанесите их на к/к

Слайд № 7. Части Мирового океана: моря, заливы, проливы.

Море — часть Мирового океана, отделенная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами.

Окраинные, которые расположены по окраинам материков:

Японское, Аравийской, Берингово,

Внутренние, внутриконтинентальные, которые далеко вдаются в сушу:

Чёрное, Средиземное, Балтийское.

Океанические (межостровные), которые отделены от океана островами:

Море Баффина (Сев. Ледов. Океан).

Слайд № 8. Задание.

  1. Пользуясь картами атласа, определите, внутренними или окраинными являются моря: Красное, Карское, Аравийское, Охотское.
  2. Частями, каких океанов являются эти моря.

Слайд № 9. Приём определения географического положения моря

а) в Мировом океане

б) относительно других объектов

1.Назвать и показать море; определить, к какому океану относится, как отделено от него

а) в какой части океана, между какими меридианами и параллелями находится, протяжённость;

б) какой частью омывает берега каких материков, островов; какими проливами соединено с океанами и морями

Задание. Определите географическое положение Средиземного и Берингова морей, используя таблицу.

Слайд № 10. Залив — участок водной поверхности океана, вдающийся в сушу, но свободно сообщающийся с основной частью водоема.

Слайд №11. Пролив — относительно узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

Слайд № 12. Задание. По фрагменту карты назвать: материк,

Что ещё вы можете назвать по фрагменту этой карты?

V. Домашнее задание.

2.Выучить определения частей океана

3.В к/к отметить по 2-3 своих примеров всех частей океанов (морей, проливов, заливов)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОПРОС1http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/geografiya-7-mirovoy-okean-i-ego-chastiВ каком океане находятся Канарские острова?ответ:+1 подробно:+2 с картинкой:+3 видеоролик:+4 .

ВОПРОС2http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/geografiya-7-mirovoy-okean-i-ego-chastiЭтот океан называют «Кухней погоды» т.к. он оказывает большое влияние на формирование погоды .

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е.

В разработке представлены все этапы урока. На уроке:1) Разрабатываются совместно с обучащимися новые термины и понятия.2) Распределение живых организмов в океане в зависимости от его глубины3) ра.

Проект урока по географии в 7 классе на тему «Тихий океан», предусматривает коррекционно — развивающие обучение с применением ИКТ.Урок разработан для учащихся общеобразовательной .

Знакомство учащихся с физико-географическими особенностями Тихого океана, хозяйственной деятельностью человека в океане.

Источник

Читайте также:  Континент южная америка омывается водами каких океанов
Оцените статью