- Словарь терминов по географии, 6 класс учебно-методическое пособие по географии (6 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разработка урока географии в 6 классе «Мировой океан и его части» методическая разработка по географии (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарь терминов по географии, 6 класс
учебно-методическое пособие по географии (6 класс)
Термины, встречающиеся в географии 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_terminov_po_geografii_6_klass.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
География, 6 класс.
Словарь терминов по географии, 6 класс.
- География – наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности.
- План местности – чертёж, который изображает небольшую часть земной поверхности в уменьшенном виде. На нём условными знаками показывают, чем занята местность, какие на ней размещены объекты.
- Масштаб – число, показывающее, во сколько раз расстояния на плане меньше, чем на местности. Масштаб бывает численный, именованный, линейный.
- Горизонт – окружающее нас пространство.
- Линия горизонта – воображаемая линия, как бы отделяющая небо от земли (моря).
- Ориентироваться – значит знать своё положение относительно сторон горизонта и известных объектов.
- Азимут – угол между направлением на север и направлением на заданный объект. Откладывается по часовой стрелке от направления на север, единица измерения – градус.
- Рельеф – все неровности земной поверхности.
- Относительная высота – превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой.
- Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.
- Отметка высоты – обозначение на плане – точка, около которой помещают число метров высоты над уровнем моря.
- Горизонталь – условная линия на плане, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой.
- Берг-штрих – короткая чёрточка у горизонтали, указывающая направление вниз по склону.
- Планшет – лист фанеры или картона с компасом.
- Глазомерная съёмка местности – наземная съёмка, при которой расстояния оцениваются на глаз. Полярная и маршрутная глазомерная съёмка.
- Глобус – уменьшенная модель Земли.
- Географическая карта – плоское, сильно уменьшенное изображение большой части земной поверхности. Объекты показаны условными знаками.
- Физические карты – карты на которых изображены природные объекты (материки, океаны, моря, острова, реки, озёра …).
- Контурные карты – особый вид географических карт, на которых изображены лишь очертания материков, линии рек, местоположение отдельных городов.
- Меридиан – кратчайшая линия, условно проведённая по поверхности Земли от одного географического полюса к другому.
- Параллели – линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору.
- Градусная сетка – линии параллелей и меридианов на глобусе и географических картах, разделённые на градусы.
- Географическая широта – величина дуги в градусах от экватора к северу или югу до заданной точки.
- Географическая долгота – величина дуги в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки.
- Географические координаты – широта и долгота точки земной поверхности.
- Географическое положение – местонахождение географического объекта по отношению к другим объектам.
- Послойная окраска – способ изображения рельефа при помощи цвета.
- Магматические горные породы – горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы при её остывании и затвердении: глубинные и излившиеся (гранит, пемза).
- Осадочные горные породы – горные породы, образовавшиеся на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоёмов и на суше: неорганические (обломочные и химические) – золото, платина, алмазы и органические – нефть, известняк, уголь.
- Метаморфические горные породы – горные породы, изменившиеся под воздействием температуры или давления (известняк – мрамор, песчаник – кварцит, гранит – гнейс).
- Грабен – глубокая впадина, образовавшаяся по линии разлома земной коры.
- Горст – выступ, образовавшийся по линии разлома земной коры.
- Землетрясения – внезапные движения земной коры, сопровождающиеся смещениями отдельных её участков.
- Очаг землетрясения – место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород.
- Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, находящееся над очагом.
- Вулкан – коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.
- Очаг магмы – место у верхней границы, где вещество мантии плавится.
- Лава – излившаяся магма.
- Жерло вулкана – канал, по которому поднимается магма.
- Кратер – чашеобразное углубление на вершине вулкана.
- Действующие вулканы – их извержение проходило на памяти человечества.
- Потухшие вулканы – конусообразная форма и кратер на вершине свидетельствуют об активной вулканической жизни в прошлом.
- Гейзер – фонтанирующий источник.
- Гора, холм – это выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной, подошвой, склонами: высота холма 200 м.
- Горные хребты – линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами. Они разделены понижениями — горными долинами. Самая высокая часть — гребень.
- Горы – части земной поверхности, высоко приподнятые над равниной и сильно расчленённые. Высокие (> 2000 м), средние (1000 – 2000 м), низкие (
- Равнины – части земной поверхности с различием относительных высот неровностей на ней не более 200 м. Низменности ( 500 м).
- Материковая отмель (шельф) – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижающаяся до 200 м ниже уровня Океана.
- Котловины океана – большие равнины на ложе Океана (глубина до 7000 м).
- Срединно-океанические хребты – крупнейшие формы рельефа Мирового океана, образующие единую систему горных сооружений протяжённостью более 60 000 км. Валообразные поднятия земной коры океанического типа. Относительная высота 3-4 км, ширина до 2000 км. Вдоль по оси поднятия проходит разлом – ущелье глубиной до 3 км, шириной до 50 км. На дне ущелья – излияния базальтовой магмы, на склонах хребтов – вулканы.
- Переходные области – участки земной коры дна Мирового океана со сложным рельефом и строением: чередование глубоководных желобов и вулканических островов.
- Гидросфера – водная оболочка Земли.
- Мировой круговорот воды – непрерывный процесс перемещение воды из Океана на сушу и с суши в Океан.
- Материки – огромные участки суши.
- Острова – участки суши, со всех сторон окружённые водой.
- Архипелаг – группа островов, находящихся близко друг от друга.
- Полуостров – части материков и островов, вдающиеся в Океан.
- Море – часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живущими в нём организмами.
- Внутренние моря – моря, далеко вдающиеся в материк (Чёрное, Средиземное).
- Окраинные моря – моря, расположенные по окраинам материков.
- Залив – часть океана (моря), вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном (морем).
- Пролив – сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
- Солёность воды – количество граммов веществ, растворённых в 1 л (кг) воды. Единица измерения промилле % 0
- Волна – имеет гребень и подошву .
- Длина волны – расстояние между двумя соседними гребнями.
- Высота волны – расстояние от подошвы до гребня.
- Цунами – волны, вызываемые землетрясениями и извержениями подводных вулканов.
- Течения – перемещения воды в горизонтальном направлении.
- Водопроницаемые горные породы – горные породы, пропускающие воду.
- Водонепроницаемые (водоупорные) горные породы – горные породы, не пропускающие воду.
- Водоносный слой – слой горных пород, насыщенный водой.
- Грунтовые воды – воды, находящаяся в водоносном слое, не прикрытая сверху водоупорными породами.
- Межпластовая вода – вода водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными слоями.
- Минеральные воды – воды, содержащие повышенное количество растворённых веществ и газов.
- Река – поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле.
- Исток — начало реки.
- Устье – место впадения реки в другую реку, в озеро или море.
- Речная система – главная река со всеми притоками.
- Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
- Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны.
- Пойма – часть речной долины, по которой река течёт только во время разлива.
- Паводок – кратковременный подъём уровня воды в реке (из-за сильных дождей).
- Половодье – сезонный подъём уровня воды в реке, вызываемый таянием снегов, ледников.
- Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.
- Озёрная котловина – углубление, в котором находится озеро.
- Болото – участок земной поверхности, сильно увлажнённый и поросший влаголюбивой растительностью.
- Сточные озёра – озёра, из которых вытекают реки (оз. Байкал).
- Бессточные озёра – озёра, из которых ни одна река не вытекает (Каспийское море-озеро).
- Ледник – скопление пресного льда на суше.
- Снеговая линия – граница, выше которой снег накапливается и образуются ледники.
- Морена – ледниковые отложения в виде обломков горных пород размером от песчинки до крупного валуна, принесённые ледником.
- Айсберг – глыбы льда, плавающие ледяные горы.
- Каналы – искусственные реки.
- Водохранилища – искусственные водоёмы.
- Пруды – маленькие водохранилища.
- Атмосфера – газообразная оболочка Земли.
- Тропосфера – нижний слой атмосферы.
- Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы.
- Суточная амплитуда колебания температуры воздуха – разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток.
- Годовая амплитуда колебания температуры воздуха – разность между средней температурой самого тёплого месяца в году и самого холодного.
- Средние температуры – среднеарифметический показатель температуры, исчисляемый за какой-либо промежуток времени (сутки, неделю, месяц, год).
- Средняя многолетняя температура – сумма температур за много лет, делённая на число лет наблюдения.
- Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении.
- Бриз – суточный ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.
- Муссон – сезонный ветер, дующий летом с океана на материк, а зимой с материка на океан.
- Абсолютная влажность воздуха – количество водяного пара в грамма, содержащееся в 1 м 3 воздуха.
- Относительная влажность – это отношение количества имеющейся в воздухе влаги к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре.
- Атмосферные осадки – вода, выпадающая на земную поверхность в жидком или твёрдом состоянии.
- Погода – состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-либо промежуток времени (за сутки, несколько суток, месяц, сезон).
- Облачность – степень покрытия неба облаками, выраженная в баллах по 10-бальной шкале.
- Климат – многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.
- Полярные круги – параллели 66,5 0 с.ш. и 66,5 0 ю.ш., являются границами областей, где бывают полярные дни и полярные ночи.
- Тропики – параллели 23,5 0 с.ш. и 23,5 0 ю.ш., над каждым из них один раз в год полуденное солнце бывает в зените, т.е. солнечные лучи падают отвесно.
- Морской климат – климат, в котором амплитуда колебания температур небольшая и осадки выпадают равномерно весь год.
- Планктон – мелкие растения и животные, неспособные противостоять течениям и переносимые ими на большие расстояния.
- Плодородие – способность почвы обеспечивать питание растений.
- Биосфера – сфера жизни.
- Природный комплекс – это сочетание компонентов природы: горных пород, воды, воздуха, организмов.
- Полезные ископаемые – горные породы и минералы, используемые человеком в своей деятельности.
- Географическая оболочка – взаимодействие верхних слоёв литосферы, нижних слоёв атмосферы и гидросферы.
- Расовые признаки – цвет кожи и другие внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой.
- Расы – группы людей со сходными расовыми признаками.
- Политические карты – карты, на которых изображены государства.
Источник
Разработка урока географии в 6 классе «Мировой океан и его части»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Методическая разработка урока «Мировой океан и его части» содержит конспект урока и презентацию к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_ou_mirovoy_okean_i_ego_chasti.zip | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24» Изобильненского муниципального района Ставропольского края
открытого урока географии по теме
«Мировой океан и его части»
ст. Филимоновская, 2013 г.
Тема : Мировой океан и его части.
Цели урока : применение знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях; проверка уровня усвоения системы знаний и умений.
Тип урока . Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
продолжить формирование у учащихся представления о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах; продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере Северного Ледовитого океана).
развитие мотивации учебной деятельности, развитие логического мышления и лаконичного изложения своих суждений, развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.
воспитание внимания и умения слушать, способствовать воспитанию положительного эмоционально-целостного отношения к природе; создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.
Межпредметные связи : природоведение 5 класс.
— Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.
— Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), презентация.
— Практические: работа с картой.
Формы работы учащихся :
— коллективная: во время рассказа учителя;
— индивидуальная: при работе с картами атласа, при анализе схем и рисунков;
— парная: при проверке домашнего задания.
Оборудование : физическая карта полушарий, атлас для учащихся 6 класса, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (автор А. А. Домогацких Е. М.), компьютерная презентация.
Термины и понятия урока : океан, море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг.
Ι. Организационный момент
ΙΙ. Проверка домашнего задания
1. Игра «Перестрелка». Обсуждение ответов на вопросы и задания после §25. Работа в парах — взаимопроверка.
2. Прослушивание синквейна со словом «гидросфера».
III. Изучение нового материала
Слайд № 2. Единство Мирового океана.
Мировой океан — основная часть гидросферы. Вода Мирового океана покрывает ¾ земной поверхности. 29%-суша, а 71% — океан. Площадь поверхности Земли = 510 млн.100 тыс.км 2
Площадь поверхности океана = 361 млн. км 2 .
Термин «Мировой океан» был предложен российским океанологом Ю. М Шокальским в 1917 г.
Мировой океан представляет собой единое водное пространство, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу. Мировой океан окружает материки и острова и обладает общим солевым составом.
Почему нашу планету называют Землей, а не Океаном?
Слайд № 3-4. Суша в океане.
Материки – огромные части суши, разделяющие океаны.
Общая площадь материков – 149,8 млн. км 2 .
Самый большой материк (в млн. км 2 )
Северная Америка – 21,2
Южная Америка – 17, 8
Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга. Архипелаги – Гавайские, Японские, Филиппинские острова .
Слайд №4. Острова – сравнительно небольшие участки суши, окружённые водой.
Острова по происхождению: вулканические, материковые, коралловые.
Самый большой остров – Гренландия, но и он в три с половиной раза меньше самого маленького материка – Австралии.
Материки и острова делят Мировой океан на четыре части – океаны.
Океаны Земли: Тихий океан -180 млн км 2 , Атлантический океан — 92 млн. км 2 , Индийский океан — 76 млн. км, Северный Ледовитый океан — 15 млн. км 2 .
Слайд № 6. Задания. Работа с атласом и к/к
- Найдите на карте полушарий все материки Земли и в порядке уменьшения их площади покажите. Нанесите их на к/к
- Найдите на карте по 2-3 примера крупных островов, полуостровов, архипелагов и нанесите их на к/к
- Найдите на карте все океаны Земли. Нанесите их на к/к
Слайд № 7. Части Мирового океана: моря, заливы, проливы.
Море — часть Мирового океана, отделенная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами.
Окраинные, которые расположены по окраинам материков:
Японское, Аравийской, Берингово,
Внутренние, внутриконтинентальные, которые далеко вдаются в сушу:
Чёрное, Средиземное, Балтийское.
Океанические (межостровные), которые отделены от океана островами:
Море Баффина (Сев. Ледов. Океан).
Слайд № 8. Задание.
- Пользуясь картами атласа, определите, внутренними или окраинными являются моря: Красное, Карское, Аравийское, Охотское.
- Частями, каких океанов являются эти моря.
Слайд № 9. Приём определения географического положения моря
а) в Мировом океане
б) относительно других объектов
1.Назвать и показать море; определить, к какому океану относится, как отделено от него
а) в какой части океана, между какими меридианами и параллелями находится, протяжённость;
б) какой частью омывает берега каких материков, островов; какими проливами соединено с океанами и морями
Задание. Определите географическое положение Средиземного и Берингова морей, используя таблицу.
Слайд № 10. Залив — участок водной поверхности океана, вдающийся в сушу, но свободно сообщающийся с основной частью водоема.
Слайд №11. Пролив — относительно узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.
Слайд № 12. Задание. По фрагменту карты назвать: материк,
Что ещё вы можете назвать по фрагменту этой карты?
V. Домашнее задание.
2.Выучить определения частей океана
3.В к/к отметить по 2-3 своих примеров всех частей океанов (морей, проливов, заливов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОПРОС1http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/geografiya-7-mirovoy-okean-i-ego-chastiВ каком океане находятся Канарские острова?ответ:+1 подробно:+2 с картинкой:+3 видеоролик:+4 .
ВОПРОС2http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/geografiya-7-mirovoy-okean-i-ego-chastiЭтот океан называют «Кухней погоды» т.к. он оказывает большое влияние на формирование погоды .
Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е.
В разработке представлены все этапы урока. На уроке:1) Разрабатываются совместно с обучащимися новые термины и понятия.2) Распределение живых организмов в океане в зависимости от его глубины3) ра.
Проект урока по географии в 7 классе на тему «Тихий океан», предусматривает коррекционно — развивающие обучение с применением ИКТ.Урок разработан для учащихся общеобразовательной .
Знакомство учащихся с физико-географическими особенностями Тихого океана, хозяйственной деятельностью человека в океане.
Источник