§ 17. Тихий океан
Тихий океан — самый большой по площади, самый глубокий и самый древний из океанов. Главные его особенности — большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, исключительное разнообразие органического мира.
Географическое положение океана. Тихий океан, еще его называют Великий, занимает 1/3 поверхности планеты и почти 1/2 площади Мирового океана. Расположен он по обеим сторонам от экватора и 180° меридиана. Этот океан разделяет и одновременно соединяет берега пяти континентов. Тихий океан особенно широк у экватора, поэтому на поверхности он самый теплый.
На востоке океана береговая линия расчленена слабо, выделяется несколько полуостровов и заливов (см. карту). На западе берега сильно изрезаны. Здесь много морей. Среди них есть шельфо-вые, расположенные на материковой отмели, с глубинами не более 100 м. Некоторые моря (какие?) лежат в зоне взаимодействия литосферных плит. Они глубокие и отделены от океана островными дугами.
Из истории исследования океана. Многие народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проникновения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Корабли Ф.Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим океаном.
Рис. 41. Морской прибой
Много сведений о природе океана было получено во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством И. Ф. Крузенштерна, М. П. Лазарева, В. М. Головни на, Ю. Ф. Лисянского. В том же XIX в. комплексные исследования велись С. О. Макаровым на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Тихого океана занимается специальная международная организация.
Особенности природы. Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.
Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глубокая Марианская впадина (11022 м).
Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме северного полярного. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводными хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.
Рис. 42. Японское море
Тихий океан — самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной — развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы — тайфуны («тайфун» означает «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.
Свойства водных масс определяются особенностями климата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяется от -1 до +29°С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.
Течения в Тихом океане согласуются с общей схемой их в Мировом океане, которая вам уже известна. Так как Тихий океан сильно вытянут с запада на восток, в нем преобладают широтные потоки вод. И в северной, и в южной части океана образуются кольцеобразные движения поверхностных вод. (Проследите по карте их направления, назовите теплые и холодные течения.)
Органический мир Тихого океана отличается необыкновенным богатством и разнообразием видов растений и животных. В нем обитает половина всей массы живых организмов Мирового океана. Объясняют эту особенность океана его размерами, разнообразием природных условий и возрастом. Особенно богата жизнь в тропических и экваториальных широтах у коралловых рифов. В северной части океана много лососевых рыб. На юго-востоке океана близ берегов Южной Америки образуются огромные скопления рыбы. Водные массы здесь очень плодородны, в них развивается много растительного и животного планктона, которым питаются анчоусы (сельдеобразные рыбы длиной до 16 см), ставриды, скумбрии и другие виды рыб. Много рыбы поедают здесь птицы: бакланы, пеликаны, пингвины.
В океане обитают киты, морские котики, морские бобры (эти ластоногие живут только в Тихом океане). Много и беспозвоночных животных — кораллы, морские ежи, моллюски (осьминоги, кальмары). Здесь обитает самый крупный моллюск — тридакна, весом до 250 кг.
В Тихом океане есть все природные пояса, кроме северного полярного. Каждый из них имеет свои особенности. Северный субполярный пояс занимает небольшую часть Берингова и Охотского морей. Температура водных масс здесь низкая (до -1°С). В этих морях происходит активное перемешивание вод, и поэтому они богаты рыбой (минтай, камбала, сельдь). В Охотском море много лососевых рыб и крабов.
Обширные территории охватывает северный умеренный пояс. Он подвержен сильному влиянию западных ветров, здесь часты штормы. На западе этого пояса лежит Японское море — одно из наиболее богатых разнообразными видами организмов.
В экваториальном поясе на границах течений, где усиливается подъем глубинных вод к поверхности и возрастает их биологическая продуктивность, обитает много рыб (акулы, тунцы, парусники и др.).
В южном тропическом поясе Тихого океана у берегов Австралии находится уникальный природный комплекс Большого Барьерного рифа. Это самый крупный на Земле «горный хребет», созданный живыми организмами. По размерам он сопоставим с Уральским хребтом. Под защитой островов и рифов в теплых водах развиваются колонии кораллов в виде кустов и деревьев, колонн, замков, букетов цветов, грибов; кораллы светло-зеленые, желтые, красные, голубые, лиловые. Здесь же обитает множество моллюсков, иглокожих, ракообразных, различных рыб. (Другие пояса опишите по карте атласа.)
Виды хозяйственной деятельности в океане. На берегах и островах Тихого океана расположено более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества. (Какие это страны?)
Рис. 43. Рельеф дна Тихого океана. Каковы особенности строения рельефа дна?
Использование природных богатств океана началось еще в древности. Здесь возникло несколько центров мореплавания — в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.
Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан (см. рис. 26). Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков. В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведут разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарганцевые руды.
Через величайший океан нашей планеты проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков. (Найдите на карте порты Тихого океана.)
Хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу XVIII в. были истреблены млекопитающие — морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции В. Беринга. На грани истребления в начале XX в. находились котики, уменьшилась численность китов. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью, некоторыми тяжелыми металлами и отходами атомной промышленности. Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества.
Задания.
- Выделите наиболее характерные черты природы Тихого океана.
- Назовите виды хозяйственной деятельности в океане. Укажите районы рыбных и других промыслов.
- В чем проявляется отрицательное воздействие человека на природу Тихого океана?
- Проложите по карте маршрут туристского судна или научно-исследовательского корабля. Объясните направления маршрутов целями плаваний.
Источник
Тихий океан должен быть он не является могут проносится ураганы
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Казалось бы, Тихий океан, если судить по его названию, должен быть безмятежным. (2)Но на самом деле он отнюдь не является спокойным местом. (3)Над водой могут проноситься сильные ураганы. (4)Цунами, вызванные землетрясениями, бывают чересчур разрушительными. (5)Они способны образовывать волны, которые со скоростью почти тысяча километров в час несутся к берегу. (6)Эти гигантские волны несут гибель всему живому.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Тихий океан должен быть (предложение 1)
2) он не является (предложение 2)
3) могут проноситься ураганы (предложение 3)
4) цунами бывают разрушительными (предложение 4)
5) волны несут гибель (предложение 6)
1) Тихий океан должен быть (предложение 1) Неверно
(1)Казалось бы, Тихий океан , если судить по его названию, должен быть безмятежным .
2) он не является (предложение 2) Неверно
(2)Но на самом деле он отнюдь не является спокойным местом .
3) могут проноситься ураганы (предложение 3) Верно
(3)Над водой могут проноситься сильные ураганы .
4) цунами бывают разрушительными (предложение 4) Верно
(4) Цунами , вызванные землетрясениями, бывают чересчур разрушительными .
5) волны несут гибель (предложение 6) Верно
(6)Эти гигантские волны несут гибель всему живому.
Источник
ОГЭ 2020: задание 2 (тест 1)
Прочитайте текст.
(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых — около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
5) они безжизненны (предложение 5)
Прочитайте текст.
(1)В истории России есть случай, когда недавно отчеканенные монеты пришлось переплавлять. (2)На них был изображён Константин — старший сын императора Александра I. (3)Ему предстояло стать царём после смерти своего отца. (4)Была отчеканена пробная партия этих монет ещё до коронации. (5)Но Константин решил отказаться от трона в пользу своего брата Николая. (6)Поэтому Монетному двору поручили в срочном порядке чеканить новые монеты.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
Запишите номера ответов.
1) монеты пришлось переплавлять (предложение 1)
2) изображён Константин (предложение 2)
3) предстояло стать царём (предложение 3)
4) была отчеканена партия (предложение 4)
5) поручили (предложение 6)
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Казалось бы, Тихий океан, если судить по его названию, должен быть безмятежным. (2)Но на самом деле он отнюдь не является спокойным местом. (3)Над водой могут проноситься сильные ураганы. (4)Цунами, вызванные землетрясениями, бывают чересчур разрушительными. (5)Они способны образовывать волны, которые со скоростью почти тысяча километров в час несутся к берегу. (6)Эти гигантские волны несут гибель всему живому.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Тихий океан должен быть (предложение 1)
2) он не является (предложение 2)
3) могут проноситься ураганы (предложение 3)
4) цунами бывают разрушительными (предложение 4)
5) волны несут гибель (предложение 6)
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Наша Земля — квартира, находящаяся на третьем этаже дома Солнечной системы. (2)Дом наш расположен в «Черёмушках» — вдали от центра огромного звёздного города. (3)В этом городе больше 100 миллиардов домов-звёзд. (4)Луч света смог бы «проехать» через наш город только за 80 тысяч лет. (5)По соседству находится множество других городов, это так называемые галактики — большие скопления звёзд.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Земля — квартира (предложение 1)
2) дом расположен (предложение 2)
3) больше домов-звёзд (предложение 3)
4) луч смог (предложение 4)
5) галактики — скопления (предложение 5)
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Байкал — самое чистое, глубокое и таинственное озеро на нашей планете. (2)Глубина этого водоёма, образовавшегося в расщелине скал, неимоверно велика. (3)На Байкале, овеянном легендами, сказаниями и преданиями, существует множество интересных мест. (4)Самому водоёму 25 миллионов лет. (5)Его питают десятки рек и речушек, вытекает из озера одна река — Ангара.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Байкал — самое чистое озеро (предложение 1)
2) глубина велика (предложение 2)
3) существует множество мест (предложение 3)
4) водоёму 25 миллионов лет (предложение 4)
5) питают десятки рек и речушек (предложение 5)
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Весной 1931 года по Земле прокатилась сенсация: американский инженер Карл Янский поймал радиопередачу из Космоса. (2)Сигналы повторялись с поразительной точностью — каждые 23 часа 56 минут. (3) Немало людей в те дни ломало голову, где находится таинственная радиостанция разумных обитателей Вселенной. (4)Потом выяснилось: радиосигналы действительно шли из глубин Космоса, но, увы, с разумной деятельностью они не имели ничего общего. (5)Их происхождение столь же естественно, как и происхождение света, идущего от звёзд и туманностей: электромагнитные волны излучает любое вещество.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) прокатилась сенсация (предложение 1)
2) сигналы повторялись (предложение 2)
3) немало людей ломало голову (предложение 3)
4) они не имели (предложение 4)
5) происхождение естественно (предложение 5)
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Очень опасно относиться к переговорному процессу с точки зрения «выиграл» или «проиграл». (2)Во-первых, думая о сиюминутном выигрыше или проигрыше, мы концентрируемся на тактике, забывая о стратегии. (З)Переговоры превращаются в дуэли, а переговорщики—в дуэлянтов. (4)Во-вторых, оценка «выиграл» или «проиграл» ещё совсем не означает «хорошо» или «плохо», потому что невозможно предугадать, как договорённости скажутся на будущих процессах. (5)Сегодня нам кажется, что мы переговоры выиграли, а завтра мы уже грустим по поводу того, что заключили столь невыгодную сделку.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) очень опасно относиться (предложение 1)
2) мы концентрируемся на тактике (предложение 2)
3) невозможно предугадать (предложение 4)
4) нам кажется (предложение 5)
5) заключили (предложение 5)
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Летописи в Киеве начали писать ещё во времена Ольги и Святослава. (2)При Ярославе в 1037—1039 гг. местом, где работали хронисты-монахи, стал Софийский собор. (3)Они брали старые летописи и сводили их в новую редакцию, которую дополняли своими записями. (4)3атем летопись стали вести монахи Печерского монастыря. (5)Игумен монастыря Никон собрал и включил в неё новые источники, проверил даты, выправил стиль. (6)В 1113 г. летописец Нестор, монах того же монастыря, создал знаменитый свод «Повесть временных лет», который остаётся основным источником по истории Древней Руси.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) летописи начали писать (предложение 1)
2) стал Софийский собор (предложение 2)
3) дополняли (предложение 3)
4) игумен собрал и включил (предложение 5)
5) который остаётся источником (предложение 6)
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Гольфстрим — самое известное океанское течение, проходящее по морю. (2)Но Гольфстрим настолько велик, что его масса больше всех рек, текущих по суше. (3)Цвет его — ярко-синий — контрастирует с зеленоватой и серой водой океана. (4)Гольфстрим начинает свой путь в Атлантическом океане недалеко от экватора. (5)Благодаря этому течению зима в Париже и Лондоне теплее, чем в южной части Лабрадора, где зимой очень холодно.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Гольфстрим — известное течение (предложение 1)
2) его масса больше (предложение 2)
3) цвет — ярко-синий (предложение 3)
4) Гольфстрим начинает путь (предложение 4)
5) холодно (предложение 5)
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Происхождение русского слова «добродетель» очевидно: доброе дело, деяние добра. (2)Слово «добродетель» может выступать как обобщающее понятие, тождественное морали: «добродетельный человек» — то же, что «высоконравственный человек», соответственно «порочный» — то же, что «безнравственный». (3)Такое словоупотребление означает одно: человек либо морален, либо нет, т.е. человек либо добродетелен, либо порочен. (4)Слово «добродетель» может иметь и более узкое толкование, обозначая одно из конкретных моральных качеств (честность, щедрость, великодушие и т.д.). (5)И в одном, и в другом значениях понятие «добродетель» сохраняет первоначальный смысл — своего рода совершенство.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) происхождение очевидно (предложение 1)
2) «добродетель» может выступать (предложение 2)
3) человек добродетелен, порочен (предложение 3)
4) слово «добродетель» может иметь (предложение 4)
5) «добродетель» сохраняет совершенство (предложение 5)
Источник