Тихий океан шторм моряки

Немного о шторме

Морякам часто приходится слышать вопросы от береговых жителей планеты:
— А как это «качает»? Вверх и вниз, что ли? А море красивое во время шторма? А спать от качки не хочется? Как моряки её переносят ? Корабль может перевернуться? А просто утонуть? – и так далее.

Так вот, чтобы всем было ясно, отвечу почти по порядку и, вполне возможно, расскажу что-нибудь помимо этого.

Всем со школьной скамьи известно, что перемещение потоков воздуха в горизонтальном направлении называют ветром. И чем быстрее эти самые потоки перемещаются, тем сильнее ветер. Ну, это и так ясно даже мне, а уж читатель, наверняка, усмехнулся скептически, мол, хоть и не плавали, но знаем. Честь вам за это и хвала!

Итак, приступим.
Погрузка судна в порту уже заранее принимает во внимание возможность встречи со штормом, поэтому груз укладывается в трюмах и надёжно крепится, чтобы избежать какой-либо его подвижки в море или, на худой конец, свести подвижку к минимуму. При погрузке ведётся строгий контроль за осадкой судна, которая не должна превышать допустимых для данного судна норм остойчивости и непотопляемости.

Одновременно капитан с помощниками изучают метеосводки по маршруту перехода и определяют наиболее оптимальный маршрут как в коммерческом отношении, так и в отношении безопасности.

Загрузились, убрали с палуб всё лишнее и вышли в море.

Шторм обычно налетает не сразу. Сначала он даёт знать о себе тяжёлой зыбью, которая раскачивает корабль с борта на борт или, если она встречная, корабль черпает воду носом, а иногда и кормой. Потом начинает снижаться атмосферное давление. Иногда плавно, но чаще всего резко. И вот налетает первый шквал, за ним ещё и ещё. Ведь избежать встречи со штормом почти невозможно, можно только выбрать маршрут, где его воздействие на корабль будет минимальным.
Как только судно начинает зарываться в волны, механики сразу начинают волноваться – возрастает нагрузка на главный двигатель. Винт, выскакивая из воды, «забрасывает» обороты и приходится их сбавлять. Капитан и без механиков бы дал команду на уменьшение скорости, но они всегда опережают события на 2-3 часа, портя ему настроение, которое и так не очень. Недаром штурмана утверждают, что жизнь им портят водка, женщины и механики. А механикам – водка, женщины и штурмана. Деваться некуда – средний ход, а то и малый.

Читайте также:  Источника водных ресурсов мировой океан

Чтобы уменьшить качку, капитан выбирает скорость и курс и иногда корабль идёт совсем не туда, куда нужно. Делать нечего – судно, экипаж и груз важнее точного времени прибытия в порт назначения.

Ветер усиливается до штормового, Океан катит многометровые седые волны, горизонт из-за морских брызг совсем не виден, ветер свистит в снастях. Романтики никакой! Экипаж, расписанный по вахтам, занимается своей обычной работой, если не выходит из строя какой-нибудь важный механизм. Тогда — полундра, аврал и прочие хлопоты, которые иногда длятся сутками напролёт.

Обычно вахта на морских судах несётся четыре через восемь. Это значит, что четыре часа моряк на вахте, потом восемь часов отдыхает. Не верьте тому, что прочитали! Судовые специалисты в дополнение к вахтам имеют ещё и собственные заведования, обслуживать которые во время вахты далеко не всегда удаётся. Так что рабочий день у моряка ненормированный. Отсюда и лексика морская тоже ненормированная. А вы как думали? Интересно, а как береговой человек отреагирует на то, что его вторую неделю подряд будят в два часа ночи потому, что вышел из строя агрегат, который находится в его заведовании? А человек только в полночь сдал вахту!

Немного отвлеклись, но не зря.

Что же такое «качка»? Спешу огорчить тех, кто уверен, что это всего лишь «вверх-вниз». Ребята, это не качели в парке! Там вы заплатили за пятиминутное удовольствие по таксе и, укачавшись, пошли отпиваться пивом или квасом. В море за качку платят морякам. Только вот она не кончается через пять минут. Если корабль через сутки вышел из шторма, то считайте, что ему повезло. Обычно это длится гораздо дольше, иногда – весь многосуточный переход. Так вот, качка в море – это зарывание носом в волны, перекатывание по палубе десятков тонн морской воды, это дикая тряска судна, вошедшего в резонанс с самим собой, это мощные удары волн по корпусу судна, от которых иногда ломаются фальшборты, а металлическое леерное ограждение просто скручивается в рулоны, это. Иногда это потеря палубного груза, когда не выдерживают надёжные, как казалось в порту, крепления. Когда судно кренится на один борт до тридцати градусов и уже через десять-двенадцать секунд лежит с таким же креном на другом борту, трудно поймать себя в пространстве. Выход на открытые палубы запрещается, а вахты всё равно никто не отменяет, потому что вахты — это жизнь в самом прямом смысле этого слова.

В самом лучшем случае моряк сдаёт вахту, ничего с его заведованием не случается и он идёт отдыхать. Ну, ну. Поспать ему вряд ли удастся. Он все восемь часов «отдыха» будет содрогаться вместе с судном, елозить, раскорячившись, по кровати от кренов, слушать грохот чего-то незакреплённого в каюте или в коридоре и, промаявшись положенное для отдыха время, он побредёт сначала в столовую или в кают-компанию, чтобы ошпариться чаем, и с покрасневшими от бессонницы глазами запишет в журнале: «Вахту принял такой-то. ». Но не тут то было! Капитан, чумной от бессменного торчания на мостике и очень расстроенный из-за разбившейся любимой кружки, отправит его назад в каюту, потому что моряк прибыл на мостик в тапочках, а не в жёстко закреплённой на ногах обуви. Понимая капитанскую правоту, но не принимая её по определению, моряк скользит вниз по трапам, думая о капитане то, что бы вслух бы никогда не сказал.

А капитан объявляет по судовой трансляции:
— Внимание, через десять минут всей палубной команде выйти для крепления ящика у трюма номер четыре по правому борту!

И не надо смотреть на часы! Сейчас не важно — три часа дня или ночи. Важно поймать ящик, чтобы он не улетел за борт, разрушая всё, что попадётся ему на пути. Судно сбавляет ход до минимального, делая подветренным правый борт, старпом даёт необходимые распоряжения и палубная команда в спасательных жилетах, чертыхаясь, осторожно выбирается на палубу ловить этот проклятый ящик неизвестно с чем внутри. Они поймают его, поймают и закрепят, не сомневайтесь! Старпом доложит капитану и судно добавит ход.

А тут, как на беду, встречное судно и по правилам вы должны уступить ему дорогу. Приходится менять курс и корабль начинает болтать ещё сильнее, а скорость падает до нуля, потому что встречные ветер и волны иногда бывают сильнее судового двигателя.

В машинном отделении шторм воспринимается ещё хуже. Как уже было сказано, вахты никто не отменял и вахтенный механик и моторист делают регулярные обходы машинного отделения, проверяя параметры всех работающих механизмов. Конечно, размах качки в «машине» гораздо меньше, чем на мостике, но всё усугубляется изобилием запахов, присущих всем механизмам, грохотом двигателя и жарой, особенно, если судно штормует в тёплое время года. Тогда в некоторых местах машинного отделения температура может превышать шестьдесят градусов, а идти туда всё-равно надо, потому что там тарахтит насос охлаждения и его надо обязательно проверить.

Всем известно, что существует такая дрянная штука, как морская болезнь. Но никто не знает её точных симптомов. Общепринято считать, что при ней «отдаётся дань Владыке Морскому», то есть моряка непрерывно тошнит. Есть такие и немало. Но кто-то другой просто не может во время качки есть, а кто-то «трескает» всё подряд безостановочно, хотя при нормальной погоде и выглядит нормальным человеком. А кто-то вообще не реагирует на болтанку никаким образом. Всё это – симптомы морской болезни. Даже третий вариант – отсутствие реакции на качку – тоже своего рода аномалия. Существует твёрдое правило: только работа способна побороть эту болезнь. Будешь валяться в кровати – хана, никогда не придёшь в себя, пока штормит.

Может ли корабль перевернуться или утонуть? Может, конечно, хотя современные корабли сделаны с очень большим запасом плавучести, поэтому такие случаи крайне редки. Они просто невозможны, если соблюдены все правила погрузки, люковые закрытия надёжно задраены, судовой двигатель и руль работают исправно, а экипаж грамотно управляет судном в штормовых условиях.

После шторма жизнь не кажется более прекрасной, чем до него. Экипаж начинает «считать раны», нанесённые штормом и поверьте, что их всегда много. Это могут быть погнутые леера, подорванные стойки фальшборта, унесённые за борт спасательные круги, затопленные водой цепные ящики и многое другое. А на палубы и надстройки слабонервным лучше не смотреть. Недавно выкрашенный «кормилец» весь порыжел от морской воды и понадобится уйма времени, чтобы вернуть его в приличный вид.

Вот и получается, что море красиво только с берега. Хотя, можете мне не верить, не обижусь. А шторма – это часть жизни любого моряка. Не очень приятная, но неизбежная.

Источник

Под волной-небоскребом: коварные западни, которые таит океан

Представьте себе волну с девятиэтажный дом. Это шторм в 12 баллов в Тихом океане. Огромный корабль весом 80 тысяч тонн бросает как щепку. В бурю по каютам летает все, что не приколочено. Волны обладают такой мощью, что могут разломать надвое любое судно. Как сухогруз Arvin у берегов Турции с украино-российским экипажем на борту. В этом крушении из 12 выжили только шесть членов экипажа.

Во время шторма волны могут достигать 16 метров, но и это не предел. Моряки рассказывают о волнах-одиночках высотой с небоскреб. До недавнего времени рассказы о волнах-убийцах считались мифами. Пока не обнаружились достоверные доказательства этого загадочного явления. Что такое бродячие волны-убийцы, и как они образуются? Об этом рассказывает программа «Засекреченные списки» на РЕН ТВ.

Девятый вал

Мировой океан до сих пор не изучен. В нем есть капканы, из которых невозможно выбраться. В апреле 1966 года в Атлантику вышел новый итальянский лайнер «Микеланджело». А спустя несколько дней он чудом добрался до места назначения. Из-за повреждений судно трудно было узнать. Трое погибших, 50 покалеченных. По словам очевидцев, лайнер внезапно накрыло девятым валом. Тогда им поверили не все. И только через 30 лет волну-убийцу зафиксировали и официально подтвердили ее существование. Однако ни одного документального кадра этого редкого явления не существует до сих пор.

Волна свыше 26 метров однажды ударила по норвежской газодобывающей платформе Дропнера. А в 2000 году Европейское космическое агентство в рамках проекта MaxWave насчитало сотни гигантских гребней. Спутники зафиксировали, что они появляются в Атлантическом океане раз в два дня.

«Судно идет в спокойном море, просто небольшая качка, на небе ясно. И вдруг приходит внезапная волна, которая не пять-шесть метров высотой, а 20-30 или все 35 метров. На нее не успеть правильно среагировать, и она действительно может разрушить судно», — рассказывает директор Физико-технологического института МИРЭА РТУ Роман Шамин.

Что такое тягун

Волны, почти схожие с полумифическими «одиночками», часто достигают берегов. Их удары обрушиваются на набережные Индонезии, Португалии, Гавайев. Осенью 2020 года явление зафиксировали даже на мысу Бабкина в Приморском крае России. Громадные блуждающие волны опаснее всего для моряков и пассажиров круизных лайнеров.

Но есть и другие, невидимые волны-убийцы. Они охотятся на мирных купальщиков у самой кромки воды. Жертвами каждый год становятся сотни людей. Такие волны называют тягунами.

Они незаметно утягивают людей от берега в открытое море. Бороться с сильным подводным течением невозможно. Чтобы вытащить из воды жертву тягуна, отдыхающим порой приходится выстроиться в живую цепь! Такие волны часто возникают у побережий Черного и Азовского морей, а потому отдых на популярных курортах может быть смертельно опасен. Для страховки следует выучить признаки тягуна и способы борьбы с ним.

Тягуны характеризуются сильным обратным течением, эффектом отбоя. Вода отбивается от берега и уходит в противоположном направлении, увлекая за собой людей и легкие предметы. Насторожить пловца должна полоса воды — темнее или светлее, чем справа и слева, мелкие волны на фоне спокойного моря, а также отсутствие пенной шапки на одном из участков прибоя. Если течение уже уносит человека от берега, действовать ему нужно строго по правилам. Плывя против течения, человек может погибнуть. Эксперты советуют плыть параллельно берегу. Выбраться с территории волны-тягуна и только тогда грести к суше.

В 2020 году кайтсерфер Сергей Мысовский отдыхал на острове Маврикий. Мужчина вспоминает, что океан удивил его сразу — волны были хаотичными. А потом он увидел брошенную доску и человека, который еле держался на воде. Сергей бросился на помощь. Дорога была каждая секунда — бедолагу уносило прочь от берега.

«Просто отдал ему свою доску, и мы стали выгребать, он как бы лежал на ней, а я держал доску за нос», — делится Сергей Мысовский.

Водовороты

Но и это не все смертельные ловушки океана. Гигантские водные воронки способны утягивать на дно не только людей, но и целые корабли. Около японского поселка Порт Оарай в Тихом океане образовалась громадная дыра в воде.

Водоворот может поглотить приблизившуюся лодку или яхту. Еще один громадный водоворот под названием Наруто — тоже у берегов Японии. Скорость течения здесь может составить 15 метров в секунду. А диаметр самого завихрения — около 20 метров. Суда обходят это место стороной. Мощь 15-метрового водоворота в проливе Сальстраумен в Норвегии впечатляет еще больше. Скорость потока достигает 40 километров в час. А воронка Корриврекан в Шотландии даже пользуется популярностью среди туристов. Некоторые специально подплывают максимально близко, чтобы пощекотать себе нервы.

Истории из жизни, самые безумные выходки, экстремальные ролики, поразительные поступки блогеров и еще многое другое смотрите в топ-листах программы «Засекреченные списки» на РЕН ТВ каждую субботу в 15:00.

Источник

Российский флот «вышел на охоту» за американскими субмаринами в Тихом океане

Для оценки боеготовности и отработки навыков применения подводных сил ВМС США вывели в Тихий океан 12 атомных подводных лодок различного назначения. Субмарины покинули военно-морские базы Перл-Харбор, Бремертон и Сан-Диего для участия в масштабных учениях Agile Dagger 2021, состоявшихся 4 июня.

«Учения Agile Dagger 2021 позволяют нам проверить наши возможности и продемонстрировать боевые способности быстро развертывать подводные лодки в Тихом океане», — заявил контр-адмирал Джефф Джаблон, командующий подводными силами Тихоокеанского флота США.

Эти учения ВМС Соединенных Штатов были запланированы непосредственно перед анонсированной ранее встречей российского президента Владимира Путина с его американским коллегой Джо Байденом, которая состоится 16 июня. Ожидается, что лидеры РФ и США обсудят важные вопросы, касающиеся взаимоотношений двух держав.

Los Angeles-class fast-attack #submarine #USSChicago (SSN 721) departs Joint Base Pearl Harbor-Hickam today, part of the one-third of #PacificSubs getting underway for Exercise Agile Dagger 2021: https://t.co/Wwo1QJ6dhB

— Indo-Pacific Defense FORUM (@IPDefenseForum) June 12, 2021

Наблюдатели прямо связывают проведение учений флота с предстоящей беседой лидеров. Предполагается, что таким образом Белый дом пытается сформировать некий фактор силы, который мог бы оказать воздействие на переговорный процесс, создав для Вашингтона более крепкие позиции.

Однако реакция Москвы не заставила себя долго ждать: на «охоту» за американскими подлодками вышла эскадра кораблей российского Тихоокеанского флота. Выполнив переход дальностью порядка 4 тыс. километров, она произвела развертывание в назначенном районе.

Вышедшие в море силы насчитывают около 20 надводных кораблей и судов. Среди них:

  • гвардейский ракетный крейсер «Варяг»;
  • большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев»;
  • фрегат «Маршал Шапошников»;
  • ракетные корветы «Громкий», «Совершенный», «Герой России Алдар Цыденжапов»;
  • корабль управления «Маршал Крылов»;
  • госпитальное судно, танкеры и другие суда обеспечения.

Нужно отметить, что Тихоокеанский флот России впервые за многие годы действует таким большим составом в дальней зоне, демонстрируя способность купировать военные угрозы со стороны моря.

Авиация дальнего действия тоже оказывает поддержку флоту: противолодочные самолеты Ту-142МЗ выполнили несколько полетов в район проведения учений. Они присоединились к решению задач противолодочной обороны, ставшей одним из главных сценариев ответных военных учений. Тем самым смысл затеянных американцами учений Agile Dagger 2021 был нивелирован.

Как видно, Вашингтон не отказывается от политики, основанной на силовом давлении на политических оппонентов, особо не скрывая своих намерений.

Необходимо также напомнить, что в эти дни НАТО под руководством Пентагона проводит еще два крупных военных мероприятия, провокационный характер которых не оставляет никаких сомнений. Речь идет об учениях Baltops 2021 в Балтике и Sea Breeze 2021 в акватории Черного моря.

Можно с уверенностью сказать, что мероприятия США и Североатлантического альянса объединены одним замыслом. Они проводятся незадолго до переговоров президентов двух стран, разногласия между которыми зашли очень далеко, судя по антироссийским санкциям и одностороннему отказу от демилитаризационных договоров.

Сами лидеры трезво оценивают перспективы встречи и не ожидают значительных прорывов в снижении сложившейся напряженности, при этом полагая, что, вероятнее всего, какое-то понимание будет достигнуто.

А пока два флота в самом центре Тихого океана, выполнив боевое развертывание, занимаются демонстрацией силы: американцы — напирая на наступательный характер действий, русские моряки — показывая умение обороняться.

Источник

Оцените статью