Томас мор государственный строй

Доклад: Политические идеи Томаса Мора

  1. Введение
  2. Биография Т. Мора
  3. Основные идеи книги «Утопия»
  4. Критика «Утопии»
  5. Заключение

Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем — эпоха Возрождения — обогатила политическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую «Утопию» («Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») , восемь изданий которой, вышедшие одно за другим, были с невероятной быстротой раскуплены.

Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее «место, которого нет», стало нарицательным и дало имя целому направлению общественной мысли — утопическому социализму.

То. что «Утопия» появилась в Англии начала ХУ1 в. не было случайностью. Книга Мора — не просто игра воображения, это своеобразное, хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников.

Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся веками социальных связей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленных масс населения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в это время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от частной собственности может обеспечить социальную гармонию.

2. Биография Т. МОРА

Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона.

Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский) , а затем, по настоянию отца — видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.

В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся».

В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в 1529 г. принимает высшую должность — лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.

6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене (отказ от присяги королю как «верховному главе» английской церкви) . Спустя несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т. Мора.

3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ «УТОПИЯ»

3.1. Критика феодального и раннекапиталистического общества «Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору общества; описание государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.

Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.

«Существует большое число знатных, — пишет он, — которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса».

Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве — «огораживанию», приводящему к тому, что «овцы пожирают людей».

Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т.п.

Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами.

Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, — говорит Гитлодей, — что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе уничтожив собственность. » 3.2. Идеальный общественный и государственный строй На острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан. Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.

Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные’, граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь) .

Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц — от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.

Главная забота государства — организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

4. КРИТИКА «УТОПИИ»

По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание, вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое — в том, чтобы доказать, что этот идеал плох.

Видное место в интерпретации «Утопии» принадлежит католической литературе. Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая церковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церкви пытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл «Утопии» всего лишь в абстрактной проповеди братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков — опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека. «Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, — писал Н. Бердяев -. и ныне мы стоим перед лицом проблемы. мучительной в совершенно новом отношении: как мы можем избежать их действительной реализации? «

Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения социальных противоречий, упразднения общественного неравенства и эксплуатации. Мор — демократ и в том смысле, что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой личности.

Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопические произведения Томаса Мора и другого крупнейшего философа-гуманиста — Томмазо Кампанеллы (1568-1&39) — послужили источником для социально-политических учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона, Ш Фурье, Р. Оуэна и других представителей социалистической мысли.

1. Гвозданный В. А., Гусев Г. А., Мееровский Б. В., Сидоренко Н. А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. История западной философской мысли. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993,3г8 с.

2. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., Наука, 1986.50 с.

Источник

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ИССЛЕДОВАНИЕ УТОПИИ ТОМАСА МОРА КАК ИДЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Отчасти зарождения идей утопического коммунизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Новое мировоззрение образовалось неслучайно, оно было связано с глубокими социально-политическими изменениями в 15-16 веках в Европе. В этот момент зарождается особый класс – буржуазия.

Буржуазию отличало прежде всего незнатное происхождение и желание «быстрой прибыли». Зародился этот класс в Англии в результате свободного городского населения – купцов. С появлением мануфактур и частного производства, основанного на наемном неквалифицированном труде бывших крестьян буржуазия выделилась, как «самостоятельный» и «сильный» класс.

Стоит отметить, жизнь обычного человека 15-16 века была очень сложной и трудной. Страну раздирали войны: Война алой и белой розы (1455-1487 ),военные действия Генриха 5 с Францией, войны с Шотландией. Люди же в этой ситуации были «расходным материалом», которые были обязаны содержать знать.[1]

Именно в этот период, с переходом от традиционного общества к индустриальному, от земледелия к мануфактуре, от натурального хозяйства к заводам, связано появление гуманистический идей Томаса Мора, появившихся благодаря проблеме социального неравенства.

Томас Мор был сыном зажиточного горожанина и дочери местного шерифа. Начальное образование юный Томас получил в школе св. Антония, где учили читать и говорить на Латыни. Затем он обучался в Оксфордском университете, но его отец по примеру старшего сына (Джон Мор стал успешным юристом и получил дворянский титул), отправил юного Томаса Мора обучаться юриспруденции в одну из частных школ Англии.

Томас Мор был необычайно добросовестным адвокатом, в 26 лет его избрали в парламент, но его карьера завершилась очень быстро – Мор не хотел вводить новые налоги и после королевских репрессии ему пришлось покинуть парламент.[2]

Скорее всего это и послужило «толчком» для Томаса Мора при создании книги «Утопия», где он решил создать свое «идеальное средневековое коммунистическое государство», где провозглашалось бы равенство, которое «не ограничивалось уже областью политических прав, а распространялось на общественное положение каждой отдельной личности» с полной отменой частной собственности, как величайшего зла для всего человечества.

Трудно найти актуальную проблему социально-экономического и политического развития Англии 16 века, которая так бы или иначе не обсуждалась в «Утопии». Мор не только нарисовал в «Утопии» впечатляющую картину хозяйственного и политического развития современной ему Англии, но и показал социальные последствия экономический изменений в связи с так называемым первоначальным накоплением капитала, выразившийся в массовом обнищании мелких крестьян-держателей.

Характеристика огораживаний, данная в Утопии. Настолько яркая и правдивая, что она была использована Карлом Марксом в качестве одного из главных источников при написании знаменитой 24 главы первого тома «Капитала», посвященной генезису проблемы капитализма.

Поэтому, разрабатывая новый общественный строй, Томас Мор уделил особое внимание частной собственности. По мнению гуманиста, частная собственность порождает прежде всего жажду наживы, что влечет за собой угнетения одно класса людей, другим классом людей. Следовательно, частную собственность и деньги стоит упразднить.

Томас Мор умело «синтезировал» опыт прошлых поколений в «Утопии», опираясь на идеальное государство Платона и трактат о власти Маквиавели. Причиной написания стала жестокая Английская действительность: обнищание населения, неурожай крестьян, огораживание.[1]

Политической концепцией «Утопии» стала же светское государство с демократическим устройством. Эта была немыслимая вещь в Средневековье, где господствовала церковь.

Особое внимание Томас Мор уделял религии, по его мнению, тяжелый труд в минимальном количестве (около 6 часов в день) был просто необходим, но выше всего Томас Мор ставил «Досуг».

Под понятием «досуга» Томас Мор прежде всего означал умственный труд, который был недоступен для беднейших слоев Англии- крестьян.

«утопия» является попыткой спроектировать государство с идеальной социально-экономической структурой, т.е. такими производственными отношениями, чтоб труд шел во благо человека

На острове Утопия располагается 54 города, причем у каждого города есть свой земельный надел, где граждане занимаются земледелием- тяжелым трудом. Расстояние между городами составляет 24 мили, люди спокойно могут перемещаться между городами пешком.

В центре города находится главный город- Амурот. «Из каждого города по три старых и умудренных опытов гражданина ежегодно сходятся в Амурот обсуждать общие дела острова. Ибо этот город считается первым и главным.»

Города не ведут завоевательную политику, потому что они не имеют в этом потребности. Все необходимое в деревню поставляется из города в деревню, стоит только деревне сделать запрос на нужные ей вещи.

Политическая система государства представляет собой представительную демократию. Система выборов правителей делится на несколько уровней, сначала выбирают из 30 –хозяйств ( 1 хозяйство напоминает округ, в котором живут около 40 человек) себе должностное лицо –филарха (сифогрант). Всего их 200 человек. Затем над десятью филархами стоит человек, именующий себя транибором, он выбирается из класса ученых.

«Именно сифогранты, которых двести, поклявшись, что он изберут того,кого сочтут наиболее пригодным, определяют правителя…-одного из четырех, которых назвал народ….должность правителя постоянна на протяжении всей его жизни».[2]

Но ведь это же должно привести к неограниченной власти монарха, но Томас Мор. Видя ошибку и брешь в рассуждении, сразу говорит о возможности отставки правителя, если его заподозрят в тирании, мне кажется такое устройство немного нелогичным, ведь находясь постоянно на руководящей должности рано или поздно человек станет тираном или начнем плести заговор.

Траниборы являются советниками правителя, а сифогранты напоминают судей или же «независимых экспертов».

Законодательная власть устроена весьма просто. В первый день вносится закон на рассмотрение. В течении двух дней рассматривает сенат, состоящий из траниборов и двух постсифогрантов, на третий принимают. Томас Мор утверждает, что сделано это было для того, чтоб помешать заговору между правителем и траниборами. Но мне кажется, что если правитель находится на своем посту до конца жизни, то сговор с траниборами осложняется лишь тем, что они меняются раз в год, но не более того.

Мне кажется, что именно решение, принятое через определенный промежуток времени является правильным и разумным, но пожизненный срок правителя может перерасти сначала в ограниченную монархию (пример – Великобритания), а затем в абсолютную монархию и тиранию.

Войны утопийцы ведут с помощью наемных военных, постоянной армии нет, но любопытен следующий момент:

Томас Мор был ярым противником частной собственности, именно в ней он видел главную проблему человечества. Поэтому в романе у людей все одинаковое: дома, города, одежда, расстояние между городами.

Сами же города очень похожи друг на друга. Люди живут в маленьких «округах» по 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) по 2 года, затем половину заменяют на городское население или же на жителей других городов.

Таким образом, схожесть и одинаковость порождает согласие, нет тех, у кого-то было бы больше имущества. Можно заметить, что утопийцы ведут крайне аскетичный образ жизни, раз одежда у них из шкур животных, причем меняют они свое платье раз в год, одежда сшита из хорошей и качественной шерсти, поэтому не грязнится сильно, как полотно [2].

Мне кажется, что когда у людей все одинаковое, то им нет нужды выделяться чем-то, ведь каждый находится изначально в равных условиях. Но люди отличаются индивидуальностью, в «Утопии» складывается ощущение, что люди –это большая единая серая масса.

Но Томас Мор наоборот подчеркивает, что равенство во всем позволяет людям не только жить хорошо, но и при этом не желать большего, довольствоваться минимумом и заниматься только наукой, культурой и искусствами.

Утром, до работы жители «устраивают публичные чтения или учавствуют в них, по крайней мере приводят тех, которые отобраны для науки»

Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности; но если она останется, то и у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей.Я, правда, допускаю, что оно может быть до известной степени облегчено, но категорически утверждаю, что его нельзя совершенно уничтожить.

Всех жителей обучают прежде всего земледелию, затем уже ремеслам. Причем ремесла передаются по наследству, но если человек хочет, то он может спокойно перейти из одного «дома» в другой, где его глава «дома» обучит.

Утопийцы работают всего 6 часов в день, три до полудня и три после. К ним приставлены сифогранты, которые следят за тем, чтобы люди работали столько, сколько им положено.

Казалось бы это должно привести к ряду проблем, ведь работая всего 6 часов в день тяжело прокормить все население. Но Томас Мор уверен, что когда работает все население (правители в том числе), нет нужды работать больше, ведь всем всего хватает, а ввиду того, что нет частной собственности, то и нужды в накоплении и умножении своего имущества тоже не существует.

А Наука в обществе Утопии, имеет место в промежутках между работай:

«Эти промежутки большинство уделяет наукам.»

В то же время, за успехи в науке можно перейти в другой класс жителей Утопии, которым заменяют ремесло на науку:

И, наоборот, нередко бывает, что какой-нибудь рабочий так усердно занимается науками в упомянутые выше свободные часы и отличается таким большим прилежанием, что освобождается от своего ремесла и продвигается в разряд ученых. В свою очередь выборные должности, как было написано выше выбираются строго из ученых.

В утопии существуют рабы, они же могут быть бывшими гражданами, нарушившими закон или же гражданами других государств, к ним относятся мягче и спокойнее. Рабов не много, в каждом хозяйстве не более 2-х человек

Причем, главное отличие от Платона в его теории государства состоит в том, что здесь существуют семьи, заключаются браки, нет хаотичных и беспорядочных связей, все всем не принадлежат.[2]

Свободное перемещение между городами запрещено. Если же утопиец хочет посетить близких и друзей, то должен запросить разрешение на это. Ведь благодаря постоянному движению населения, города равны по численности.

Духовная свобода и занятие наукой— счастье и смысл жизни для жителя Утопии.

У Утопийцев есть представление о «справедливой войне», справедливая война- это войнас вторгшемся в пределы страны врагом; с вторгшемся в пределы страны союзников врагом; война за освобождение «угнетенного» народа. «Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана и от рабства; это делают они по человеколюбию.»

Во время войн, Утопийцы используют тактику «непрямых военных действий»:

Первый метод: они стараются вывести из равновесия политическую систему государства-противника. Они стремятся подкупам обеспечить себе сторонников, которые уничтожат противников Утопийцев, главу государства и его соратников (согласно списка).

«Поэтому сразу по объявлении войны они стараются тайно и одновременно развесить в наиболее заметных местах вражеской страны воззвания, скрепленные своей государственной печатью. Здесь они обещают огромные награды тому, кто погубит вражеского государя»;[2, c 245]

Второй метод: нарушения целостности общества, создание конфликтов внутри государства между отдельными общественными группами

«Если дело не подвигается путем подкупа, то утопийцы начинают разбрасывать и выращивать семена междоусобий, прельщая брата государя или кого-нибудь из вельмож надеждой на захват верховной власти. Если внутренние раздоры утихнут, то они побуждают и натравляют на врагов их соседей, для чего откапывают какую-нибудь старую и спорную договорную статью, которые у королей всегда имеются в изобилии. Из обещанных собственных средств для войны утопийцы деньги дают весьма щедро»[2].

Утопийцы — используют наемников для участия в войнах: Таким образом, они посылают на войну солдат, нанятых отовсюду»

Заполет — воинственное племя, которое наилучшим образом подходит для наемничества в армию Утопийцев.Утопицы — используются в бою в последнюю очередь.

«Редкая война начинается без того, чтобы в войске обеих сторон не было значительной доли заполетов.

После заполетов утопийцы берут войска того народа, в защиту которого поднимают оружие, затем вспомогательные отряды прочих друзей. Напоследок они присоединяют собственных граждан, одного из которых, мужа испытанной доблести, они ставят во главе всего войска. К нему назначаются два заместителя, которые, однако, остаются частными людьми, пока с начальником ничего не произошло. В случае же его плена или гибели его замещает, как по наследству, один из двух упомянутых помощников, а его, глядя по обстоятельствам -третий.»[2].

Таким образом можно сделать вывод, что Томас Мор сторонник медленного роста государства за счет пустующих земель. Причем нет нужды содержать постоянную регулярную армию и терпеть убытки, если есть возможность нанять людей за деньги, Мор беспокоится о сохранности жизни граждан Утопии, но при этом, если содержать больного дорого, предлагает эвтаназию, ведь человек, который поистине любит свое государство, откажется от своей жизни. Идеология создания прочного государства с развитой экономикой и политикой не возможна с помощью капитализма, только большая любовь к человеку и создание открытого правового общества позволит создать сильное государство без регулярной армии.

В труде средневекового философа прослеживается и революционное высказывание на тот момент по поводу эвтаназии. По поводу добровольной эвтаназии до сих пор не утихают споры в мировом сообществе врачей, кто-то считает это вынужденной мерой, а кто-то считает, что человеческая жизнь бесценна.

Иногда, чтоб понять вектор развития как страны, так и человечества в целом, имеет смысл сделать шаг назад и проанализировать парадигму развития общества и человека в целом с момента накопления, передачи человеком информации.

Таким образом, можно отметить, что «Утопия» очень похожа на «средневековый социализм», ведь государство светское и регулируется за счет идеологии всеобщего равенства. Люди не знают, что такое богатство и роскошь, живут небольшими общинами. За счет аскетичного образа жизни им нужно меньше для удовлетворения своих потребностей, а отмена частной собственности, как считал Томас Мор, защищает людей от алчности и желания богатеть за счет других. Данная модель государства не является законченной, не понятно, как можно оградить жителей от тирании правителя, который находится на своем посту пожизненно, ведь чем дольше правитель у власти, тем больше у него сил.

Мне кажется неразумно прибегать к наемной армии, ведь сегодня они их союзники, а завтра враги. Кто-то всегда может подкупить армию наемников большим количеством денег.

К сожалению, Томас Мор не уделяет внимание научно-техническому прогрессу и обходит стороной. А ведь именно наука и постоянное ее развитие позволяет создать сильное и крепкое государство. Здесь же по поводу ученых было мало конкретики. Уровень орудий труда очень низкий, население занимается пряжей шерсти и примитивными ремеслами.

Хорошая законодательная система, все решения принимаются обдуманно. Система выбора правителя поэтапная, что полностью способствует грамотному и осознанному выбору.

В утопии все достигается благодаря тому, что отсутствуют богатые и бедные, все живут в достатке, а когда человек живет в достатке и ни в чем не нуждается, у него нет повода это «отбирать» у другого.

Впоследствии Карл Марк и Энгельс будут обращаться к труду Томаса Мора, чтоб понять, как построить развитое и сильное государство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Морган О. Кеннет . История великобритании. [Текст]- Москва Весь Мир 2008 г.-666 с.

Мор, Томас «Утопия» [Текст]- Москва: Наука 1978г-416 с.

Платон. Государство. Книга V. [Электронный вариант].URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/26gos05.htm Дата проверки: 21.05.2019.

Маркс, Карл «Капитал» [Текст]- СПБ.: ИГ Лениздат , 2018 г-512 с.

Источник

Читайте также:  Эхолот гармин для моря
Оцените статью
Название: Политические идеи Томаса Мора
Раздел: Рефераты по астрономии
Тип: доклад Добавлен 11:30:24 06 марта 2003 Похожие работы
Просмотров: 19 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать