Эпоха Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.)
Огромные социально-экономические изменения, произошедшие в эпоху Возрождения, нашли своё отражение и во мн. социологических концепциях , для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов, что отражало индивидуализм буржуазии. В новых трактовках государственной власти как совершенно независимой от религиозной санкции и церковного авторитета отражался факт становления и укрепления национальных государств (Н. Макиавелли, Ж. Боден, А. Моджевский и др.).
Крупными представителями социально-философской мысли эпохи Ренессанса, обосновывающими необходимость создания сильного централизованного государства, были во Франции Жан Боден (130-196) – «Шесть книг о республике», в Польше – Анджей Моджевский (103-172) – трактат «Об исправлении государства». А одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергшим теократическую концепцию государства был Никколо Макиавелли (1469-127). Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства, которое создаст необходимый порядок в обществе, обуздав изначальное зло человеческой природы. Церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству.
Его концепция государства отвергает прежнюю теократическую концепцию. Он считает, что самый мощный стимул человеческих действий – это интерес. Чтобы избежать ненависти, государю не следует зариться на имущество своих граждан и их женщин, ибо люди скорее простят смерть отца, нежели потерю имущества. Сохранение собственности лучше обеспечивается его приумножением. Но, из-за эгоизма людей происходит столкновение их интересов за собственность, которому следует поставить заслон. Он сторонник мощного централизованного национального государства, где власть принадлежит зажиточному сословию ремесленников и торговцев. В трактате «Государь » он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели.
Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали», «Советники государей», «Как избежать льстецов» и другие. Очень по современному звучат многие советы мыслителя, касающиеся деятельности правителя. Так, к примеру, следующее его высказывание: «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».
Идеи Макиавелли о возможном, иногда, использовании для усиления государственной власти и достижения своих политических целей антигуманных средств, против собственного народа, получил название макиавеллизм . Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – все это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их увидел и обобщил, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории.И, впоследствии, многиедиктаторы, и тираны использовали эти методы (макиавеллизм) в своей повседневной практике
В эпоху Возрождения появляются и утопические учения, в которых на основе «Священного писания» выдвигались требования обобществления собственности. Томаса Мюнцера (1490-12) – немецкого революционера, вождя крестьянских масс в Реформации и крестьянской войне 124-126гг. в Германии (подробно будет изложено в разделе Реформация) и Томаса Мора – английского гуманиста, автора произведения «Остров утопии …» и термина «утопия – место которого нигде нет» — считают основателями теории утопического социализма. С именем итальянского философа Томмазо Кампанеллы (168-1639), автора произведения «Город Солнца» — связывают создателя первого коммунистического общественного устройства без частной собственности, имевшей также утопический характер.
Томас Мор – основатель утопического социализма. Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого нет). Главным источником социальной несправедливости Т. Мор, вслед за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом острове нет частной собственности, и труд является обязанностью всех членов общества. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица избираются.
Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят в бога, существует полная веротерпимость. Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том, что между Богом и верующими не должно быть никакого посредника. Общение между ними должно происходить напрямую (верующий, его вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу (профессия). Работай лучше — и будешь ближе к богу.
Томмазо Кампанелла (до пострижения в 1582 г. в монахи – Джованни Доменико) (11568 – 1639) – итальянский философ, один из представителей раннего утопического коммунизма. Он разделял натурфилософские взгляды Телезио, выступал против схоластики, развивал идеи сенсуализма и деизма, которые у него сочетались с его увлечением магией и астрологией. За свободомыслие подвергался преследованиям инквизиции.
Мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1599 он попытался поднять восстание против испанских колонизаторов, но заговор был раскрыт, а сам попал в тюрьму на 27 лет. Там он написал (1602 г.) свою знаменитую утопию «Город солнца» — об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал Кампанелла обосновывал велением разума и законами природы. «Город солнца» сыграл определенную роль в развитии прогрессивной общественной мысли.
Монтень Мишель де (1533-1592 гг.). Исходный пункт учения франц. философа – скептицизм. Однако, в отличие от агностицизма, Монтень не отрицает познаваемость мира. Основное соч. – «Опыты». Часто прибегает к авторитету античных мыслителей. Однако главный авторитет для него – разум человека. Все, что относится к природе – дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума. Разум, однако, не всемогущ. Он может и заблуждаться. Девиз Монтеня – «Что я знаю!». Сомнение – двигатель знания и науки, ему подвергаются средневековая схоластика, догматы католической церкви, само христианское понятие о Боге. Здоровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки.
Мы должны считать знание процессом, а не догматом. Наши знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Потому что человек – природное существо и подчинен законам природы, он, часть всего живого, и должен жить в гармонии с природой и со всеми кто живет на земле. Отсюда и понимание свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами, есть главный принцип морали. То есть человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, а вправе стремиться к счастью в жизни земной.
Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту. Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Сознание понимал как специфическое свойство материи, смерть считал неизбежным, а бессмертие души – спорным. Поэтому ради возможности бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.
Источник
17. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы
17. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы
Томас Мор (1478–1535 гг.) – писатель социалистического направления, основным трудом которого является «Утопия» (1516 г.).
Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они используют его в качестве угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой, хитростью, обманом богачи подчиняют себе бедный народ, обездоливают его.
Т. Мор рисует воображаемую страну – «Утопию», которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить блаженной жизнью.
Утопия – государственно-организованное общество. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо – филарха. 10 филархов – 1 протофиларха. Филархи на специальном собрании избирают тайным голосованием правителя государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно, но может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, который состоит из старых и умудренных опытом граждан, избираются ежегодно. Важные дела в Утопии решаются принцепсом с участием Сената и народного собрания.
Пользующаяся симпатией Т. Мора форма правления вряд ли может быть отнесена к традиционной форме: демократической, олигархической или монархической. Это смешанное правление, которому принадлежало вобрать в себя позитивные черты традиционных форм.
Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.), автор произведения «Город солнца» (1602 г.).
С точки зрения Т. Кампанеллы, система публичной власти в государстве складывается из трех ветвей:
3. Воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, воспитание граждан.
Ветвями власти руководят три правителя: мощь, мудрость, любовь.
На вершине находится правитель – Метафизик, превосходящий всех граждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он – глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. На посту Метафизик пребывает не пожизненно, а до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, превосходящий его в знаниях, умениях, навыках, в способностях управлять государством. Когда такой человек появится, Метафизик обязан сам отказаться от власти в его пользу.
Метафизик, мощь, мудрость, любовь – единственные из магистратов, которые не могут быть смещены по воле народа и на взаимоотношения которых между собой народ не оказывает влияния. Остальные начальники и должностные лица, прежде чем попасть на тот или иной официальный пост, проходят процедуру избрания.
Сходные позиции Т. Мора и Т. Кампанеллы:
1) частная собственность является причиной всех бедствий народов, а единственным средством обеспечить всеобщее благополучие является ее уничтожение и награждение всех собственностью из общего фонда;
2) благополучие в обществе обеспечивается обязательностью производства и труда всех, организацией хозяйственной жизни;
3) государственная собственность не может быть предметом купли-продажи;
4) внутренняя торговля отсутствует, все необходимое для жизни граждане получают с государственных складов. Деньги отсутствуют. Для желающих открыта сеть общественных столовых;
5) золото, серебро используются только во внешней торговле, а внутри страны из них делают цепи и обручи для преступников;
6) самые почетные должности в государстве – землепашец, строитель, кузнец, врачеватель, учитель;
7) государство не ведет войн. Для внутренней охраны имеется небольшое войско;
8) в отдельные периоды все взрослое население привлекается к обязательным работам: выброс нечистот, земледелие, скотоводство.
Читайте также
47. Политические воззрения Т. Мора
47. Политические воззрения Т. Мора Томас Мор (1478–1535), правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. В 1516 г. он опубликовал «Золотую книгу, столь же полезную,
48. Утопическое государство Т. Кампанеллы
48. Утопическое государство Т. Кампанеллы Доминиканский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639) за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии попал в заточение на 27 лет, где написал, в ответ на «Утопию» Томаса Мора, «Город Солнца» (издано в 1623 г.). Город
17. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы
17. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы Томас Мор (1478–1535 гг.) – писатель социалистического направления, основным трудом которого является «Утопия» (1516 г.).Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они используют его в
Источник
Учение Томаса Мора и Томазо Кампанелла
Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI–XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества. К проблематике государства, права, власти мыслители-социалисты обращаются в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления.
Внутри этого движения, выражавшего извечные устремления общественных низов к социальной справедливости, складывались и циркулировали весьма разные взгляды и представления. Эти идеологические образования отличаются друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими проекты организации публичной власти будущего. Различен и содержащийся в них принцип, в соответствии с которым должен создаваться и функционировать новый миропорядок. В одних случаях на передний край выдвигается и таким принципом признается рациональность, в иных случаях – свобода, в третьих – равенство и .т. д. В таких проектах преломляется весьма различный социально-исторический опыт. То же надо сказать и о методологии проектирования социалистами системы политико-юридических институтов, пригодной – с их точки зрения – для грядущего общества. Немаловажные различия есть в манере, приемах, стиле изложения политико-юридических идеалов, фигурирующих у названных мыслителей.
Наиболее видными писателями социалистического направления в рассматриваемый период были Томас Мор (1478–1535) и Томмазо Кампанелла (1568–1639). Т. Mop – автор по-своему эпохального произведения «Утопия» (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный «Город Солнца» (1602, первая публикация – 1623 г.).
Томас Мор. Мыслитель рисует в своей книге такое общество, где ликвидация частной собственности привела к установлению равенства. Именно частная собственность — источник всех зол, бедствий в государстве. Сколько ни издавать законов в государстве, где есть частная собственность, они бессильны. Выход у человечества один – «совершенное уничтожение частной собственности».
Политическое устройство, которое Мор считает идеальным. основано на всеобщем равенстве и свободе. Его политический идеал пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ними и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями «Утопии». Главная обязанность должностных лиц состоит в том, чтобы заниматься организацией хозяйственного процесса. У Мора должностные лица — не привилегированное сословие, а слуги народа.
Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они его используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой, хитростью и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства.
В укор тогдашнему реальному обществу Т. Мор рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить почти беспроблемной, блаженной жизнью. В Утопии нет частной собственности. Земля там – собственность общественная. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Семейно-ремесленная организация составляет производственную структуру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.
Т. Кампанелла в «Городе Солнца» выделяет три ветви власти, создаваемые применительно к трем основным видам деятельности и «заведующие» каждой из них. Каковы эти виды деятельности? Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.
Венчает управленческую пирамиду верховный правитель – Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он – глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам.
В «Городе Солнца», где нет более частной собственности, земледелие, ремесла и т. д. являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами. Сообща произведенное распределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, «они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует». Не только обеспечение каждого солярия требуемой долей материальных благ и попечение о его досуге, общении, здоровье входят в круг обязанностей должностных лиц «Города Солнца». Они также планомерно обучают и воспитывают членов общины, заботятся о состоянии их духа. Значительную роль отводит им Т. Кампанелла в заботе о продолжении рода соляриев. Государство вмешивается (конечно, в интересах общего блага) даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение.
В целом в ранних социалистических доктринах присутствуют два практически несовместимых начала. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т. п. достоинств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сплошь и рядом переплетается с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личностью, с равнодушием к созданию соответствующих организационных и правовых условий для ее свободного всестороннего развития.
Другая типичная для политико-юридических воззрений социалистов рассматриваемого периода деталь. Справедливо уделяя пристальное нужное внимание вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества, на принципах коллективизма, они крайне скупо говорили (если говорили вообще) о правах и свободах индивида, о правовых связях гражданина и государства, о системе надежных гарантий таких прав и свобод и т. д. Это, кстати говоря, очень характерно и для воззрений последующих поколений социалистов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник