Политология Томаса Мора
1.Булычев, И. И. О гендерной картине мира в «Утопии» Томаса Мора // Женщина в российском обществе. – 2001. – 1/2. – С. 33–36.
2.Захарченко, Г. В. Томас Мор о системе ответственности за преступления и наказаниях у утопийцев // Гуманитарный трактат. – 2017. – 17. – С. 19–23.
3.Каспэ, И. Утопическое чтение: К вопросу о герметичности «Утопии» Томаса Мора // Социологическое обозрение. – 2017. – 1. – С. 101–125.
4.Каутский, К. Томас Мор и его «Утопия». – М., 2011.
5.Кудрявцев, О. Ф. Гуманистические представления о справедливости и равенстве в «Утопии» Томаса Мора // История социалистических учений. – 1987. – С. 197–214.
6.Мор, Т. Утопия. – М., 1978.
7.Осиновский, И. Н. Томас Мор. – М., 1985.
8.Паниотова, Т. С. Реальное и фантастическое в «Утопии» Т. Мора // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – 3. – С. 117–132.
9.Сухарев, А. П. Томас Мор – первый европеец против смертной казни // История государства и права. – 2011. – 15. – С. 43–46.
10.Тарле, Е. В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени // Тарле, Е. В. Соч. В 12-и т. Т. 1. – С. 119–266.
Томас Мор (1478-1535) был сыном лондонского юриста средней руки, отличался в детстве большими способностями к наукам и получил хорошее образование, став воспитанником главы английской католической церкви кардинала Д. Мортона, одно время бывшего лорд-канцлером Английского королевства, одного из образованнейших людей того времени. От этого кардинала у Т. Мора и осталась ярая приверженность католичеству. В 1493-1495 гг. он учился в Оксфордском университете, но по требованию отца бросил университет для обучения юриспруденции в лондонских юридических школах и для продолжения семейного бизнеса — адвокатуры. Результатом университетского образования стала приверженность Т. Мора к античной литературе и философии. Он стал главным деятелем английского Возрождения.
В 1498 г. Т. Мор знакомится с нидерландским гуманистом Эразмом Роттердамским, который именно Т. Мору в 1511 г. посвятил свою знаменитую «Похвалу глупости». Т. Мор уже в 1500 г. читал публичные лекции о «Полисе божием» Августина, что говорит об известности молодого учёного и о его пристальном интересе к политологии, причём политологии с религиозным, католическим окрасом. В 1504 г. Т. Мор становится членом парламента и пытается воспрепятствовать слишком большим налоговым требованиям короля Генриха 7-го, за что был наказан тюрьмой и штрафом отец Томаса, потому что даже король побоялся наказать популярного депутата парламента. После смерти этого короля в 1509 г. Т. Мор смог понравится новому королю Генриху 8-у до такой степени, что вчерашний оппозиционный юрист стал шерифом Лондона и посланцем лондонских купцов во Фландрии в 1515 г.
Прославившийся своей «Утопией» Т. Мор в 1529-1532 гг. стал лордом-канцлером Английского королевства, то есть фактически вторым человеком в королевстве после короля Генриха 8-го, первым лордом-канцлером Англии, который не был священником. После отказа Т. Мора перейти в англиканство – английский протестантский вариант христианства, изобретённый королём Генрихом 8-м, чтобы не подчиняться римскому папе, — был снят со всех постов и казнён (Каутский, К. Томас Мор и его «Утопия». – М., 2011). За свою приверженность католицизму он был признан святым католической церкви в 1886 г.
Главный труд Т. Мора – социально-политический и экономический проект идеального государства, названный автором им же изобретённым словом «утопия», «атопия», то есть в переводе с древнегреческого – «место, которого нет». Главная идея «Утопии» Т. Мора (1516) — создание нового общества, в котором не будет богатых и бедных, в котором не будет чрезмерной, убивающей работы одних и паразитирования, безделья других, где не будет больших различий между городом и деревней, где не будет вечно жульнической торговли, и где будет господствовать собственность общественная, а не частная (Мор, Т. Утопия. – М., 1978). По сути, Т. Мор составил один из первых в истории политологии и первый из подробных социалистический (коммунистический) проект. Т. Мор своим коммунистическим проектом пытается бороться с очевидными пороками современной ему социально-экономической системы – имущественным неравенством и угнетением (Кудрявцев, О. Ф. Гуманистические представления о справедливости и равенстве в «Утопии» Томаса Мора // История социалистических учений. – 1987. – С. 197–214). Политические противники коммунизма считают «Утопию» сочинением психически больного человека (Каспэ, И. Утопическое чтение: К вопросу о герметичности «Утопии» Томаса Мора // Социологическое обозрение. – 2017. – 1. – С. 101–125).
Главный источник коммунистических идей «Утопии» — впечатления европейцев от того первобытного коммунизма, в котором жило большинство народов только что во время Т. Мора открытой европейцами Америки (Х. Колумб открыл Америку за 24 года до выхода «Утопии») (Паниотова, Т. С. Реальное и фантастическое в «Утопии» Т. Мора // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – 3. – С. 117–132). Немалое значение имело и сочувствие Т. Мора угнетённым классам тогдашней Англии – сгоняемым помещиками с земли крестьянам, которые гибли от голода или превращались в бродяг. Из политологов наибольшее влияние на Т. Мора оказали Платон с его отрицанием частной собственности и Августин с его религиозной политологией (Тарле, Е. В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени // Тарле, Е. В. Соч. В 12-и т. Т. 1. – С. 119–266).
Интересно отношение ярого католика Т. Мора к религии в его проекте коммунистического общества. В «Утопии» разрешены все религии, но все они должны терпимо относиться друг к другу. Разрешён и атеизм, но атеистам, в отличии от верующих, Т. Мор в своём проекте идеального общества запрещает заниматься пропагандой своих атеистических идей. Священники в Утопии выборные, в их число допускаются и женщины. В руках священников находится всё образование. Вообще, описанию религиозной жизни утопийцев автор уделяет много внимания и в этом описании показывает себя религиозным реформатором католицизма. Именно приверженность реформе, а не революции заставляла Т. Мора оставаться католиком (Осиновский, И. Н. Томас Мор. – М., 1985).
Труд в коммунистическом государстве Т. Мора обязателен для всех, способных работать, но дневная продолжительность труда не должна превышать шести часов. Каждый рабочий день граждане слушают лекции по разным наукам и ремёслам, кому что по душе, и слушают музыку. В Утопии существует только пять ремёсел – шерстяное, льнообрабатывающее (этими двумя ремёслами занимаются женщины, прочими ремёслами — мужчины), камнеобработка, металлообработка и деревообработка. Занятия ремёслами передаются по наследству, однако, разрешается переходить в другое ремесло путём усыновления в другой семье. Сельским же хозяйством обязаны заниматься все – каждые два года половина семьи отправляется в деревню.
Регулярно утопиты каждые десять лет даже меняются домами, чтобы у всех всего было поровну. Живут жители Утопии большими (по сорок человек) семьями, совместно заботясь о стариках и совместно воспитывая детей. К каждой семье государство прикрепляет по два раба. Вместо торговли в Утопии господствует государственное снабжение жителей всем необходимым. Вся производимая продукция свозится на государственные склады, с которых всё это выдаётся всем, кто в этом нуждается, но если кто-то попытается взять больше потребности, обмануть государство, то он наказывается.
Несмотря на то, что труд не занимает у утопитов много времени, всем всего хватает, потому, говорит Т. Мор, что в Утопии нет бездельников – попов, монахов, богачей и их слуг, а также нищих, нет и бесполезных ремёсел. Труд обязателен для всех способных трудиться жителей Утопии, из которых, впрочем, по рекомендации священников и тайным голосованием выбираются способные к наукам, которых ввиду их научных занятий освобождают от занятий сельским хозяйством и ремеслом. Если такой освобождённый учёный не оправдывает надежд, то его возвращают обратно к физическому труду. Из этих учёных выбирают дипломатов, некоторых государственных служащих и священников.
Для больных в Утопии есть общественные больницы, где больных лечат бесплатно. Безнадёжных больных утопийцы уговаривают покончить жизнь самоубийством, но беспричинное самоубийство в Утопии считается позорным.
Государство в Утопии существует – граждане регулярно выбирают должностных лиц, но Утопия – государство всего народа, а не государство богатых, как в современной Т. Мору действительности. Все, нарушающие законы, наказываются в Утопии временным порабощением (Захарченко, Г. В. Томас Мор о системе ответственности за преступления и наказаниях у утопийцев // Гуманитарный трактат. – 2017. – 17. – С. 19–23), причём рабы содержатся в золотых кандалах, чтобы научить народ презирать золото. Другая часть рабов – иностранцы, добровольно попавшие в утопическое рабство или переданные в Утопию бесплатно преступники. Впервые в истории Т. Мор выступил за полную отмену смертной казни (Сухарев, А. П. Томас Мор – первый европеец против смертной казни // История государства и права. – 2011. – 15. – С. 43–46).
Утопиты ведут внешние войны, это неизбежно, пока вокруг Утопии существуют современные, несовершенные государства. Для успеха на войне граждане Утопии постоянно занимаются военными науками. При перенаселении Утопии утопиты колонизуют пустынные земли за границами своей страны с вытеснением местного населения. Военное дело жителей Утопии подробно описывается Т. Мором.
Добрачная половая жизнь и супружеские измены в Утопии наказываются, а разводы сильно затруднены. Законов в Утопии мало, поскольку большое количество их сильно затрудняет жизнь общества и государства. Т. Мор выступал против жестокого обращения с детьми и с жёнами, что было не редкостью в его время, а также был сторонником женского образования (Булычев, И. И. О гендерной картине мира в «Утопии» Томаса Мора // Женщина в российском обществе. – 2001. – 1/2. – С. 33–36).
«Утопия» Т. Мора стала первым социалистическим проектом в истории новоевропейской политологии, прототипом, за которым последовали социалисты (коммунисты) 18–20 вв. вплоть до советского социализма.
Источник
Политические идеи Томаса Мора
Биография Т. Мора
Основные идеи книги «Утопия»
Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем — эпоха Возрождения — обогатила политическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую «Утопию» («Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»), восемь изданий которой, вышедшие одно за другим, были с невероятной быстротой раскуплены.
Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее «место, которого нет», стало нарицательным и дало имя целому направлению общественной мысли — утопическому социализму.
То. что «Утопия» появилась в Англии начала ХУ1 в. не было случайностью. Книга Мора — не просто игра воображения, это своеобразное, хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников.
Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся веками социальных связей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленных масс населения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в это время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от частной собственности может обеспечить социальную гармонию.
Биография Т. МОРА
Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона.
Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца — видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов.Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.
В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся».
В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в 1529 г. принимает высшую должность — лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.
6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене (отказ от присяги королю как «верховному главе» английской церкви). Спустя несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т. Мора.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ «УТОПИЯ»
Критика феодального и раннекапиталистического общества
«Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору общества; описание государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.
Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.
«Существует большое число знатных, — пишет он, — которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса».
Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве — «огораживанию», приводящему к тому, что «овцы пожирают людей».
Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п.
Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами.
Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, — говорит Гитлодей, — что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе унич-тожив собственность. «
3.2. Идеальный общественный и государственный строй На острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан. ^ — Мор Т. Утопия. М.. 1978, с. 129
Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.
Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные’, граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь).
Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц — от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.
Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.
Главная забота государства — организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.
По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание, вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое — в том, чтобы доказать, что этот идеал плох.
Видное место в интерпретации «Утопии» принадлежит католической литературе. Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая церковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церкви пытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл «Утопии» всего лишь в абстрактной проповеди братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков — опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека. «Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, — писал Н. Бердяев — . и ныне мы стоим перед лицом проблемы. мучительной в совершенно новом отношении: как мы можем избежать их действительной реализации ?»
Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения социальных противоречий, упразднения общественного неравенства и эксплуатации. Мор — демократ и в том смысле, что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой личности.
Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопические произведения Томаса Нора и другого крупнейшего философа-гуманиста — Томмазо Кампанеллы (1568-1639) — послужили источником для социально-политических учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона,Ш Фурье, Р. Оуэна и других представителей социалистической мысли.
1. Гвозданный В. А., Гусев Г. А., Мееровский Б. В., Сидоренко Н. А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. История западной философской мысли. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993, 3г8 с.
2. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., Наука, 1986. 50 с.
Источник