Томас мор про государство

Взгляды Т. Мора на государство и право

Возрождение античного наследия повысило интерес к книге Платона “Государство”. Развитие идей Платона об общности имуществ привело к появлению произведений, заложивших основы социализма Нового времени. Существенным новшеством теорий раннего социализма было умозрительное распространение общности имуществ на всех граждан (а не только на философов и воинов, как у Платона), а также обоснование демократических учреждений в государствах, базирующихся на общественной собственности.

В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Автор книги – англичанин Томас Мор (1478–1535 гг.), правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. “Утопия” создана во время поездки во Фландрию в составе посольства.

Сочинение написано в виде диалога: мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопии .

В сочинения Мор дал резкую критику огораживания и кровавого законодательства современной ему Англии. Мор остро ставит вопрос о причинах преступности в современном ему обществе. Основная причина всех вообще пороков и бедствий, считал Mop, – частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые “подвергаются ежедневной каре, но не обузданию”, общество само “создает воров и одновременно их карает”.

Взгляд на собственность как основу общества, определяющую его структуру, психологию, нравы, учреждения, законы, позволил Мору сделать ряд новых выводов о сущности государства и права. “При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств, – писал Mop, – я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах”.

Читайте также:  Озеро рица абхазия высота над уровнем моря

Автор “Утопии” одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства, охрана его жесточайшими наказаниями отвечают интересам богачей и направлены против трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его приниженное положение не дают возможности разобраться в сложном законодательстве, истолковать и понять его запутанные положения. “Да ему и жизни на это не хватит, – писал Mop, – так как она занята у него добыванием пропитания”. Эгоизмом богачей обусловлено также применение суровых, несправедливых наказаний к неимущим, перед которыми стоит “жестокая необходимость сперва воровать, а потом погибать”.

Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии существует общность имуществ и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает общественный и политический строй утопийцев от порядков всех других государств.

Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела острова – перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др.

Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются “деревенские семьи” (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока).

Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

При описании государственных учреждений Утопии Мор во многом следовал античным образцам (государство-город, смешанная республика и др.). Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Именно поэтому должностные лица избираются из среды ученых.

Томас Мор подчеркивает демократизм учреждений утопийцев: “Между собой они живут дружно, так как ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха. Их называют отцами, и они ведут себя достойно. Должный почет им утопийцы оказывают добровольно, и его не приходится требовать насильно”. Когда возможно, государство сокращает и без того короткий (шестичасовой) рабочий день. В Утопии существует широкая веротерпимость. Там много сект и религий. Запрещено лишь возбуждать религиозный фанатизм, осуждачь верования других (однако атеисты не могут занимать должности, а также публично защищать безбожие).

Всюду, где можно, государство стремится обойтись без запретов и регламентации, ограничивающих свободу граждан. Имеются общественные столовые, но можно готовить пищу дома. “Хотя никому не запрещено обедать дома, но никто не делает этого охотно, потому что считается непристойным и глупым тратить труд на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем так близко, готова роскошная и обильная”. Государство широко использует меры поощрения лиц, совершающих полезные для общества действия. В Утопии окружены всеобщим почетом граждане, добровольно исполняющие особо трудные или неприятные работы. Вместе с тем обязанность сифогрантов – наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом.

Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. “У утопийцев законоведом является всякий, ведь. у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование. Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота – доступность понимания для всякого”.

Очень своеобразно для своего времени Мор решает проблему наказания. Протестуя против применения смертной казни за кражу, Мор противопоставлял жестокому законодательству современной ему Англии законы живущего где-то на востоке народа, по которым преступников не казнят, а присуждают к общественным работам. Аналогичное законодательство существует в Утопии; утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в “рабство”.

Рабство, о котором идет речь в “Утопии”, – совсем не то рабство, которое было известно Античному миру, – оно не пожизненно (князь или народ могут смягчить или прекратить рабство раскаявшихся и исправившихся преступников) и не наследственно. Рабами становятся также военнопленные, взятые с оружием в руках, и осужденные на казнь преступники, купленные в других странах. Основная мысль Мора сводится к тому, что принудительные работы – более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смертная казнь.

К войнам Мор относился резко отрицательно. Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал жадность и гордость богачей.

Другие произведения Т. Мора не столь значительны, как “Утопия”, принесшая ему всемирную славу. Вскоре после опубликования этой книги английский король Генрих VIII приблизил к себе Мора, назначая его на высокие государственные должности вплоть до высшей – лорда-канцлера. Разрыв Генриха VIII с римским папой явился одной из причин отставки Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Мор был казнен по обвинению в государственной измене за отказ присягнуть королю как главе церкви. Получилось, что Мор пострадал за веру; это было использовано католической церковью, канонизировавшей автора “Утопии” (1886 г.).

Последующие теоретики раннего социализма испытали на себе сильное влияние “Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ИССЛЕДОВАНИЕ УТОПИИ ТОМАСА МОРА КАК ИДЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Отчасти зарождения идей утопического коммунизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Новое мировоззрение образовалось неслучайно, оно было связано с глубокими социально-политическими изменениями в 15-16 веках в Европе. В этот момент зарождается особый класс – буржуазия.

Буржуазию отличало прежде всего незнатное происхождение и желание «быстрой прибыли». Зародился этот класс в Англии в результате свободного городского населения – купцов. С появлением мануфактур и частного производства, основанного на наемном неквалифицированном труде бывших крестьян буржуазия выделилась, как «самостоятельный» и «сильный» класс.

Стоит отметить, жизнь обычного человека 15-16 века была очень сложной и трудной. Страну раздирали войны: Война алой и белой розы (1455-1487 ),военные действия Генриха 5 с Францией, войны с Шотландией. Люди же в этой ситуации были «расходным материалом», которые были обязаны содержать знать.[1]

Именно в этот период, с переходом от традиционного общества к индустриальному, от земледелия к мануфактуре, от натурального хозяйства к заводам, связано появление гуманистический идей Томаса Мора, появившихся благодаря проблеме социального неравенства.

Томас Мор был сыном зажиточного горожанина и дочери местного шерифа. Начальное образование юный Томас получил в школе св. Антония, где учили читать и говорить на Латыни. Затем он обучался в Оксфордском университете, но его отец по примеру старшего сына (Джон Мор стал успешным юристом и получил дворянский титул), отправил юного Томаса Мора обучаться юриспруденции в одну из частных школ Англии.

Томас Мор был необычайно добросовестным адвокатом, в 26 лет его избрали в парламент, но его карьера завершилась очень быстро – Мор не хотел вводить новые налоги и после королевских репрессии ему пришлось покинуть парламент.[2]

Скорее всего это и послужило «толчком» для Томаса Мора при создании книги «Утопия», где он решил создать свое «идеальное средневековое коммунистическое государство», где провозглашалось бы равенство, которое «не ограничивалось уже областью политических прав, а распространялось на общественное положение каждой отдельной личности» с полной отменой частной собственности, как величайшего зла для всего человечества.

Трудно найти актуальную проблему социально-экономического и политического развития Англии 16 века, которая так бы или иначе не обсуждалась в «Утопии». Мор не только нарисовал в «Утопии» впечатляющую картину хозяйственного и политического развития современной ему Англии, но и показал социальные последствия экономический изменений в связи с так называемым первоначальным накоплением капитала, выразившийся в массовом обнищании мелких крестьян-держателей.

Характеристика огораживаний, данная в Утопии. Настолько яркая и правдивая, что она была использована Карлом Марксом в качестве одного из главных источников при написании знаменитой 24 главы первого тома «Капитала», посвященной генезису проблемы капитализма.

Поэтому, разрабатывая новый общественный строй, Томас Мор уделил особое внимание частной собственности. По мнению гуманиста, частная собственность порождает прежде всего жажду наживы, что влечет за собой угнетения одно класса людей, другим классом людей. Следовательно, частную собственность и деньги стоит упразднить.

Томас Мор умело «синтезировал» опыт прошлых поколений в «Утопии», опираясь на идеальное государство Платона и трактат о власти Маквиавели. Причиной написания стала жестокая Английская действительность: обнищание населения, неурожай крестьян, огораживание.[1]

Политической концепцией «Утопии» стала же светское государство с демократическим устройством. Эта была немыслимая вещь в Средневековье, где господствовала церковь.

Особое внимание Томас Мор уделял религии, по его мнению, тяжелый труд в минимальном количестве (около 6 часов в день) был просто необходим, но выше всего Томас Мор ставил «Досуг».

Под понятием «досуга» Томас Мор прежде всего означал умственный труд, который был недоступен для беднейших слоев Англии- крестьян.

«утопия» является попыткой спроектировать государство с идеальной социально-экономической структурой, т.е. такими производственными отношениями, чтоб труд шел во благо человека

На острове Утопия располагается 54 города, причем у каждого города есть свой земельный надел, где граждане занимаются земледелием- тяжелым трудом. Расстояние между городами составляет 24 мили, люди спокойно могут перемещаться между городами пешком.

В центре города находится главный город- Амурот. «Из каждого города по три старых и умудренных опытов гражданина ежегодно сходятся в Амурот обсуждать общие дела острова. Ибо этот город считается первым и главным.»

Города не ведут завоевательную политику, потому что они не имеют в этом потребности. Все необходимое в деревню поставляется из города в деревню, стоит только деревне сделать запрос на нужные ей вещи.

Политическая система государства представляет собой представительную демократию. Система выборов правителей делится на несколько уровней, сначала выбирают из 30 –хозяйств ( 1 хозяйство напоминает округ, в котором живут около 40 человек) себе должностное лицо –филарха (сифогрант). Всего их 200 человек. Затем над десятью филархами стоит человек, именующий себя транибором, он выбирается из класса ученых.

«Именно сифогранты, которых двести, поклявшись, что он изберут того,кого сочтут наиболее пригодным, определяют правителя…-одного из четырех, которых назвал народ….должность правителя постоянна на протяжении всей его жизни».[2]

Но ведь это же должно привести к неограниченной власти монарха, но Томас Мор. Видя ошибку и брешь в рассуждении, сразу говорит о возможности отставки правителя, если его заподозрят в тирании, мне кажется такое устройство немного нелогичным, ведь находясь постоянно на руководящей должности рано или поздно человек станет тираном или начнем плести заговор.

Траниборы являются советниками правителя, а сифогранты напоминают судей или же «независимых экспертов».

Законодательная власть устроена весьма просто. В первый день вносится закон на рассмотрение. В течении двух дней рассматривает сенат, состоящий из траниборов и двух постсифогрантов, на третий принимают. Томас Мор утверждает, что сделано это было для того, чтоб помешать заговору между правителем и траниборами. Но мне кажется, что если правитель находится на своем посту до конца жизни, то сговор с траниборами осложняется лишь тем, что они меняются раз в год, но не более того.

Мне кажется, что именно решение, принятое через определенный промежуток времени является правильным и разумным, но пожизненный срок правителя может перерасти сначала в ограниченную монархию (пример – Великобритания), а затем в абсолютную монархию и тиранию.

Войны утопийцы ведут с помощью наемных военных, постоянной армии нет, но любопытен следующий момент:

Томас Мор был ярым противником частной собственности, именно в ней он видел главную проблему человечества. Поэтому в романе у людей все одинаковое: дома, города, одежда, расстояние между городами.

Сами же города очень похожи друг на друга. Люди живут в маленьких «округах» по 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) по 2 года, затем половину заменяют на городское население или же на жителей других городов.

Таким образом, схожесть и одинаковость порождает согласие, нет тех, у кого-то было бы больше имущества. Можно заметить, что утопийцы ведут крайне аскетичный образ жизни, раз одежда у них из шкур животных, причем меняют они свое платье раз в год, одежда сшита из хорошей и качественной шерсти, поэтому не грязнится сильно, как полотно [2].

Мне кажется, что когда у людей все одинаковое, то им нет нужды выделяться чем-то, ведь каждый находится изначально в равных условиях. Но люди отличаются индивидуальностью, в «Утопии» складывается ощущение, что люди –это большая единая серая масса.

Но Томас Мор наоборот подчеркивает, что равенство во всем позволяет людям не только жить хорошо, но и при этом не желать большего, довольствоваться минимумом и заниматься только наукой, культурой и искусствами.

Утром, до работы жители «устраивают публичные чтения или учавствуют в них, по крайней мере приводят тех, которые отобраны для науки»

Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности; но если она останется, то и у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей.Я, правда, допускаю, что оно может быть до известной степени облегчено, но категорически утверждаю, что его нельзя совершенно уничтожить.

Всех жителей обучают прежде всего земледелию, затем уже ремеслам. Причем ремесла передаются по наследству, но если человек хочет, то он может спокойно перейти из одного «дома» в другой, где его глава «дома» обучит.

Утопийцы работают всего 6 часов в день, три до полудня и три после. К ним приставлены сифогранты, которые следят за тем, чтобы люди работали столько, сколько им положено.

Казалось бы это должно привести к ряду проблем, ведь работая всего 6 часов в день тяжело прокормить все население. Но Томас Мор уверен, что когда работает все население (правители в том числе), нет нужды работать больше, ведь всем всего хватает, а ввиду того, что нет частной собственности, то и нужды в накоплении и умножении своего имущества тоже не существует.

А Наука в обществе Утопии, имеет место в промежутках между работай:

«Эти промежутки большинство уделяет наукам.»

В то же время, за успехи в науке можно перейти в другой класс жителей Утопии, которым заменяют ремесло на науку:

И, наоборот, нередко бывает, что какой-нибудь рабочий так усердно занимается науками в упомянутые выше свободные часы и отличается таким большим прилежанием, что освобождается от своего ремесла и продвигается в разряд ученых. В свою очередь выборные должности, как было написано выше выбираются строго из ученых.

В утопии существуют рабы, они же могут быть бывшими гражданами, нарушившими закон или же гражданами других государств, к ним относятся мягче и спокойнее. Рабов не много, в каждом хозяйстве не более 2-х человек

Причем, главное отличие от Платона в его теории государства состоит в том, что здесь существуют семьи, заключаются браки, нет хаотичных и беспорядочных связей, все всем не принадлежат.[2]

Свободное перемещение между городами запрещено. Если же утопиец хочет посетить близких и друзей, то должен запросить разрешение на это. Ведь благодаря постоянному движению населения, города равны по численности.

Духовная свобода и занятие наукой— счастье и смысл жизни для жителя Утопии.

У Утопийцев есть представление о «справедливой войне», справедливая война- это войнас вторгшемся в пределы страны врагом; с вторгшемся в пределы страны союзников врагом; война за освобождение «угнетенного» народа. «Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана и от рабства; это делают они по человеколюбию.»

Во время войн, Утопийцы используют тактику «непрямых военных действий»:

Первый метод: они стараются вывести из равновесия политическую систему государства-противника. Они стремятся подкупам обеспечить себе сторонников, которые уничтожат противников Утопийцев, главу государства и его соратников (согласно списка).

«Поэтому сразу по объявлении войны они стараются тайно и одновременно развесить в наиболее заметных местах вражеской страны воззвания, скрепленные своей государственной печатью. Здесь они обещают огромные награды тому, кто погубит вражеского государя»;[2, c 245]

Второй метод: нарушения целостности общества, создание конфликтов внутри государства между отдельными общественными группами

«Если дело не подвигается путем подкупа, то утопийцы начинают разбрасывать и выращивать семена междоусобий, прельщая брата государя или кого-нибудь из вельмож надеждой на захват верховной власти. Если внутренние раздоры утихнут, то они побуждают и натравляют на врагов их соседей, для чего откапывают какую-нибудь старую и спорную договорную статью, которые у королей всегда имеются в изобилии. Из обещанных собственных средств для войны утопийцы деньги дают весьма щедро»[2].

Утопийцы — используют наемников для участия в войнах: Таким образом, они посылают на войну солдат, нанятых отовсюду»

Заполет — воинственное племя, которое наилучшим образом подходит для наемничества в армию Утопийцев.Утопицы — используются в бою в последнюю очередь.

«Редкая война начинается без того, чтобы в войске обеих сторон не было значительной доли заполетов.

После заполетов утопийцы берут войска того народа, в защиту которого поднимают оружие, затем вспомогательные отряды прочих друзей. Напоследок они присоединяют собственных граждан, одного из которых, мужа испытанной доблести, они ставят во главе всего войска. К нему назначаются два заместителя, которые, однако, остаются частными людьми, пока с начальником ничего не произошло. В случае же его плена или гибели его замещает, как по наследству, один из двух упомянутых помощников, а его, глядя по обстоятельствам -третий.»[2].

Таким образом можно сделать вывод, что Томас Мор сторонник медленного роста государства за счет пустующих земель. Причем нет нужды содержать постоянную регулярную армию и терпеть убытки, если есть возможность нанять людей за деньги, Мор беспокоится о сохранности жизни граждан Утопии, но при этом, если содержать больного дорого, предлагает эвтаназию, ведь человек, который поистине любит свое государство, откажется от своей жизни. Идеология создания прочного государства с развитой экономикой и политикой не возможна с помощью капитализма, только большая любовь к человеку и создание открытого правового общества позволит создать сильное государство без регулярной армии.

В труде средневекового философа прослеживается и революционное высказывание на тот момент по поводу эвтаназии. По поводу добровольной эвтаназии до сих пор не утихают споры в мировом сообществе врачей, кто-то считает это вынужденной мерой, а кто-то считает, что человеческая жизнь бесценна.

Иногда, чтоб понять вектор развития как страны, так и человечества в целом, имеет смысл сделать шаг назад и проанализировать парадигму развития общества и человека в целом с момента накопления, передачи человеком информации.

Таким образом, можно отметить, что «Утопия» очень похожа на «средневековый социализм», ведь государство светское и регулируется за счет идеологии всеобщего равенства. Люди не знают, что такое богатство и роскошь, живут небольшими общинами. За счет аскетичного образа жизни им нужно меньше для удовлетворения своих потребностей, а отмена частной собственности, как считал Томас Мор, защищает людей от алчности и желания богатеть за счет других. Данная модель государства не является законченной, не понятно, как можно оградить жителей от тирании правителя, который находится на своем посту пожизненно, ведь чем дольше правитель у власти, тем больше у него сил.

Мне кажется неразумно прибегать к наемной армии, ведь сегодня они их союзники, а завтра враги. Кто-то всегда может подкупить армию наемников большим количеством денег.

К сожалению, Томас Мор не уделяет внимание научно-техническому прогрессу и обходит стороной. А ведь именно наука и постоянное ее развитие позволяет создать сильное и крепкое государство. Здесь же по поводу ученых было мало конкретики. Уровень орудий труда очень низкий, население занимается пряжей шерсти и примитивными ремеслами.

Хорошая законодательная система, все решения принимаются обдуманно. Система выбора правителя поэтапная, что полностью способствует грамотному и осознанному выбору.

В утопии все достигается благодаря тому, что отсутствуют богатые и бедные, все живут в достатке, а когда человек живет в достатке и ни в чем не нуждается, у него нет повода это «отбирать» у другого.

Впоследствии Карл Марк и Энгельс будут обращаться к труду Томаса Мора, чтоб понять, как построить развитое и сильное государство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Морган О. Кеннет . История великобритании. [Текст]- Москва Весь Мир 2008 г.-666 с.

Мор, Томас «Утопия» [Текст]- Москва: Наука 1978г-416 с.

Платон. Государство. Книга V. [Электронный вариант].URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/26gos05.htm Дата проверки: 21.05.2019.

Маркс, Карл «Капитал» [Текст]- СПБ.: ИГ Лениздат , 2018 г-512 с.

Источник

Оцените статью