Томас мор утопия одежда

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем об итальянском ересиархе Дольчино, собиравшемся построить Царство Божие на земле с оружием.

Время и место действия

Почему нам это интересно сегодня

Слово «утопия», которое изобрел член парламента, помощник городского шерифа Лондона адвокат Томас Мор, дало имя не только литературному жанру, но и целому направлению общественно-политической мысли. Образовано оно из греческих слов «топос» (место) и «у» (нет) – «место, которого нет», или «Нигдея». Утопия – это дерзкое конструирование идеального общества, фантастика, претендующая на роль социального и нравственного маяка. Таким было «Государство» Платона. Такими станут труды последователей Мора — «Новая Атлантида» Бэкона, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы и многие другие сочинения.

Вслед за Платоном Томас Мор утверждал, что там, где существует частная собственность и все меряется деньгами, правильное течение государственных и общественных дел невозможно, что государство и люди могут быть счастливы, только если между ними будет имущественное равенство. Все должно быть общим, тогда незачем будет завидовать, стараться приобрести побольше, обманывать ближнего.

Читайте также:  Море это хорошо море это мечта

Но Мор пошел дальше Платона. Он впервые заговорил о коммунизме в масштабах уже всего общества, а не отдельных общин или сословий, и распространил его не только на сферу потребления, как Платон, но и на производство. Поэтому многие идеологи коммунизма именно Мора считали родоначальником современного социализма.

Главные действующие лица

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора. 1527

Томас Мор (1478–1535) был не только знаменитым писателем, историком и выдающимся гуманистом эпохи позднего Возрождения, но и высокопоставленным вельможей. В 1529 году он даже стал лорд-канцлером Англии — вторым человеком в государстве после короля.

При этом Мор был глубоко верующим католиком. Казнили его за отказ признать законной церковную реформу, делавшую короля главой Церкви Англии, а также развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его женитьбу на Анне Болейн. При дворе его противниками стали не только сторонники новой королевы, но и влиятельная партия главного министра Томаса Кромвеля, идеолога английской Реформации, чей потомок Оливер спустя столетие возглавит пуританскую парламентскую «революцию» и станет лордом-протектором – фактическим правителем страны.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII. Около 1539-1540

Мора арестовали и заключили в Тауэр, а 6 июля 1535 года он был обезглавлен. В 1886 году Римско-католическая церковь провозгласила его «блаженным мучеником», а в 1935 году, когда исполнилось 400 лет со дня его казни, папа Пий XI причислил его к лику святых.

Золотая книжечка

Обложка американского издания в 1997 году

Свой знаменитый труд Мор опубликовал в 1516 году под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Первая часть книги — литературно-политический памфлет, беспощадная критика тогдашней Англии, например, практики огораживания, когда землевладельцы сгоняли крестьян с пахотных земель, чтобы можно было пасти там овец, шерсть которых тогда очень ценилась. Именно оттуда взят афоризм о том, что «в Англии овцы пожирают людей»:

«Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города».

Карта «Утопии» работы Авраама Ортелиуса (14 апреля 1527 — 28 июня 1598), издателя и продавца карт. Он нарисовал ее для удовольствия своих друзей, чтобы снабдить их экземпляры «Утопий»

В первой книге Мор пишет о том, насколько несовершенна социальная и политическая система, критикует смертную казнь, законы о рабочих, иронически высмеивает несовершенства духовенства и предлагает программу реформ, призванных исправить положение.

А во второй части он приглашает читателя на таинственный вымышленный остров Утопия, где нет частной собственности, все общее, люди счастливы и живут в справедливости и довольстве.

Как устроена Утопия Мора

Книга написана в форме диалога, что позволило не отождествлять высказанные в ней коммунистические рецепты устроения общества с мнением самого Мора. Недаром некоторые ученые считают «Утопию» не непосредственным выражением мировоззрения Мора, а некой литературной игрой.

Там он обнаружил возглавляемую мудрым монархом федерацию 54 городов со столицей – городом Амауротом. Все островитяне жили в хороших трехэтажных похожих друг на друга домах, которыми менялись каждые 10 лет. С тыльной стороны к каждому дому примыкали прекрасные сады: как сказано в книге, ничему другому основатель идеального государства Утоп не уделял столько трудов, времени и внимания, как устройству этих садов. Это, вероятно, должно подчеркнуть райскую природу Утопии, ведь рай часто понимают как прекрасный сад.

Все люди на острове обязаны были трудиться — как мужчины, так и женщины. Все они занимались земледелием, попеременно проживая то в городе, то в деревне, а также обязаны были владеть еще хотя бы одним ремеслом. Работали утопийцы лишь шесть часов в день – три часа до обеда и после двухчасового перерыва еще три. В остальное время они занимались музыкой, а в предрассветные часы слушали научные лекции. В этом собственно и были цель и счастье их жизни — в свободном досуге и образовании:

«Очень часто также, когда не встречается надобности ни в какой подобной работе, государство объявляет меньшее количество рабочих часов. Власти отнюдь не хотят принуждать граждан к излишним трудам. Учреждение этой повинности имеет прежде всего только ту цель, чтобы обеспечить, насколько это возможно с точки зрения общественных нужд, всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни».

Деньги использовались только для торговли с другими странами, монополия на которую принадлежала государству, а продукты между островитянами распределялись по потребностям.

Мор всячески подчеркивает разумность жизни и привычек утопийцев, их естественную склонность следовать разумному порядку. Их интересует суть вещей, а не то, как они выглядят. Поэтому, например, золото и серебро у них ценится ниже железа, ведь железо – гораздо более подходящий для разных хозяйственных нужд металл. Игрой в золотые украшения и драгоценные камни у утопийцев забавляются только дети.

Более того, из золота и серебра в его Утопии делают ночные горшки и цепи и кандалы для рабов. Да-да, в Утопии Мора есть и рабы, надо же кому-то выполнять грязные работы — до роботов и автоматики человеческая мысль тогда еще не дошла. Впрочем, с рабами утопийцы обращаются столь милостиво, что часто в них по собственной воле идут жители соседних народов, потому что рабство у утопийцев лучше, чем свободная жизнь за пределами Утопии.

Утопизм автора «Утопии»

Но именно в рационализме автора «Утопии» главная слабость его конструкции. Он совершенно не берет в расчет человеческую природу с ее неподвластными разуму страстями.

Мор считает, что стоит дать каждому причитающуюся ему долю естественных удовольствий, и люди станут счастливы. Но кто будет определять, какие удовольствия согласны с природой, а какие нет? Например, в «Утопии» верхняя одежда у всех одного цвета, поэтому незачем иметь по 4-6 платьев — так экономятся общественные усилия по шитью одежды.

«В результате этого у них каждый довольствуется одним платьем, и притом обычно на два года, в других же местах одному человеку не хватает четырех или пяти верхних шерстяных одежд, да еще разноцветных, а вдобавок требуется столько же шелковых рубашек, иным же неженкам мало и десяти. Для утопийца нет никаких оснований претендовать на большее количество платья: добившись его, он не получит большей защиты от холода, и его одежда не будет ни на волос наряднее других».

Но согласятся ли люди, особенно женщины, одеваться так рационально, безыскусно и разумно?

Интересные факты

1. Большим другом Томаса Мора был великий просветитель и деятель Возрождения Эразм Роттердамский, который посвятил ему свою знаменитую «Похвалу глупости», написанную в доме Мора в Лондоне. Восхищаясь Мором, Эразм в одном из своих писем задает риторический вопрос: «Создавала ли природа когда-либо что-нибудь более светлое, достойное любви, чем гений Томаса Мора»?

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1523

2. В юности Мор вовсе не собирался посвятить всю жизнь юридической (довольно долго он был адвокатом) и государственной карьере и долго не мог сделать выбор между гражданской и церковной службой. Одно время он даже решил стать монахом и потом до конца жизни придерживался почти монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Однако политическое призвание взяло верх — в 1504 году Мор был избран в парламент, а в 1505 году женился.

Семья Томаса Мора (Портрет семьи Томаса Мора (копия с утраченной картины Ганса Гольбейна Младшего). Сэр Томас Мор, его отец, его семья и его потомки. 1593

3. Мор отстаивал необходимость образования женщин, что было крайне необычным для того времени. Он считал, что женщины столь же способны к наукам, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери, как и его сын, получили высшее образование.

Эдвард Уорд. «Сэр Томас Мор прощается со своей дочерью»

4. Несмотря на признание мученического подвига Мора, к его «Утопии» Римско-католическая церковь благосклонна не была. Какое-то время книга была даже запрещена, а потом печаталась с купюрами. Действительно, в ней содержится осуждение и монашества как сословия бездельников, и изнуряющих тело постов. Конечно, искренне верующий в Бога Мор не отвергает религии, но одновременно рассуждает о «матери-природе» и ее «ласках», о том, что не стоит отвергать природные наслаждения, лишь бы они были в согласии с разумом. Более того, в его «Утопии» есть даже оправдание эвтаназии. Не удивительно, что некоторые католические авторы утверждают, что если бы Генрих не отрубил Мору голову, его, вполне возможно, сожгли бы по приговору папы.


Трейлер фильма о Томасе Море «Человек на все времена» (1966)

5. Русский перевод «Утопии» вышел почти одновременно с книгой А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Как отмечал советский историк и литературовед И. Н. Осиновский, это, по-видимому, «явления общественной мысли, органически близкие друг к другу. И, по понятным причинам, восприятие их русской читающей публикой было далеко не однозначным. С одной стороны, они вызывали интерес и сочувствие либерально настроенных читателей, с другой — содействовали усилению охранительных настроений и страха перед “французской заразой” у ярых приверженцев самодержавия».

Источник

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ИССЛЕДОВАНИЕ УТОПИИ ТОМАСА МОРА КАК ИДЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Отчасти зарождения идей утопического коммунизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Новое мировоззрение образовалось неслучайно, оно было связано с глубокими социально-политическими изменениями в 15-16 веках в Европе. В этот момент зарождается особый класс – буржуазия.

Буржуазию отличало прежде всего незнатное происхождение и желание «быстрой прибыли». Зародился этот класс в Англии в результате свободного городского населения – купцов. С появлением мануфактур и частного производства, основанного на наемном неквалифицированном труде бывших крестьян буржуазия выделилась, как «самостоятельный» и «сильный» класс.

Стоит отметить, жизнь обычного человека 15-16 века была очень сложной и трудной. Страну раздирали войны: Война алой и белой розы (1455-1487 ),военные действия Генриха 5 с Францией, войны с Шотландией. Люди же в этой ситуации были «расходным материалом», которые были обязаны содержать знать.[1]

Именно в этот период, с переходом от традиционного общества к индустриальному, от земледелия к мануфактуре, от натурального хозяйства к заводам, связано появление гуманистический идей Томаса Мора, появившихся благодаря проблеме социального неравенства.

Томас Мор был сыном зажиточного горожанина и дочери местного шерифа. Начальное образование юный Томас получил в школе св. Антония, где учили читать и говорить на Латыни. Затем он обучался в Оксфордском университете, но его отец по примеру старшего сына (Джон Мор стал успешным юристом и получил дворянский титул), отправил юного Томаса Мора обучаться юриспруденции в одну из частных школ Англии.

Томас Мор был необычайно добросовестным адвокатом, в 26 лет его избрали в парламент, но его карьера завершилась очень быстро – Мор не хотел вводить новые налоги и после королевских репрессии ему пришлось покинуть парламент.[2]

Скорее всего это и послужило «толчком» для Томаса Мора при создании книги «Утопия», где он решил создать свое «идеальное средневековое коммунистическое государство», где провозглашалось бы равенство, которое «не ограничивалось уже областью политических прав, а распространялось на общественное положение каждой отдельной личности» с полной отменой частной собственности, как величайшего зла для всего человечества.

Трудно найти актуальную проблему социально-экономического и политического развития Англии 16 века, которая так бы или иначе не обсуждалась в «Утопии». Мор не только нарисовал в «Утопии» впечатляющую картину хозяйственного и политического развития современной ему Англии, но и показал социальные последствия экономический изменений в связи с так называемым первоначальным накоплением капитала, выразившийся в массовом обнищании мелких крестьян-держателей.

Характеристика огораживаний, данная в Утопии. Настолько яркая и правдивая, что она была использована Карлом Марксом в качестве одного из главных источников при написании знаменитой 24 главы первого тома «Капитала», посвященной генезису проблемы капитализма.

Поэтому, разрабатывая новый общественный строй, Томас Мор уделил особое внимание частной собственности. По мнению гуманиста, частная собственность порождает прежде всего жажду наживы, что влечет за собой угнетения одно класса людей, другим классом людей. Следовательно, частную собственность и деньги стоит упразднить.

Томас Мор умело «синтезировал» опыт прошлых поколений в «Утопии», опираясь на идеальное государство Платона и трактат о власти Маквиавели. Причиной написания стала жестокая Английская действительность: обнищание населения, неурожай крестьян, огораживание.[1]

Политической концепцией «Утопии» стала же светское государство с демократическим устройством. Эта была немыслимая вещь в Средневековье, где господствовала церковь.

Особое внимание Томас Мор уделял религии, по его мнению, тяжелый труд в минимальном количестве (около 6 часов в день) был просто необходим, но выше всего Томас Мор ставил «Досуг».

Под понятием «досуга» Томас Мор прежде всего означал умственный труд, который был недоступен для беднейших слоев Англии- крестьян.

«утопия» является попыткой спроектировать государство с идеальной социально-экономической структурой, т.е. такими производственными отношениями, чтоб труд шел во благо человека

На острове Утопия располагается 54 города, причем у каждого города есть свой земельный надел, где граждане занимаются земледелием- тяжелым трудом. Расстояние между городами составляет 24 мили, люди спокойно могут перемещаться между городами пешком.

В центре города находится главный город- Амурот. «Из каждого города по три старых и умудренных опытов гражданина ежегодно сходятся в Амурот обсуждать общие дела острова. Ибо этот город считается первым и главным.»

Города не ведут завоевательную политику, потому что они не имеют в этом потребности. Все необходимое в деревню поставляется из города в деревню, стоит только деревне сделать запрос на нужные ей вещи.

Политическая система государства представляет собой представительную демократию. Система выборов правителей делится на несколько уровней, сначала выбирают из 30 –хозяйств ( 1 хозяйство напоминает округ, в котором живут около 40 человек) себе должностное лицо –филарха (сифогрант). Всего их 200 человек. Затем над десятью филархами стоит человек, именующий себя транибором, он выбирается из класса ученых.

«Именно сифогранты, которых двести, поклявшись, что он изберут того,кого сочтут наиболее пригодным, определяют правителя…-одного из четырех, которых назвал народ….должность правителя постоянна на протяжении всей его жизни».[2]

Но ведь это же должно привести к неограниченной власти монарха, но Томас Мор. Видя ошибку и брешь в рассуждении, сразу говорит о возможности отставки правителя, если его заподозрят в тирании, мне кажется такое устройство немного нелогичным, ведь находясь постоянно на руководящей должности рано или поздно человек станет тираном или начнем плести заговор.

Траниборы являются советниками правителя, а сифогранты напоминают судей или же «независимых экспертов».

Законодательная власть устроена весьма просто. В первый день вносится закон на рассмотрение. В течении двух дней рассматривает сенат, состоящий из траниборов и двух постсифогрантов, на третий принимают. Томас Мор утверждает, что сделано это было для того, чтоб помешать заговору между правителем и траниборами. Но мне кажется, что если правитель находится на своем посту до конца жизни, то сговор с траниборами осложняется лишь тем, что они меняются раз в год, но не более того.

Мне кажется, что именно решение, принятое через определенный промежуток времени является правильным и разумным, но пожизненный срок правителя может перерасти сначала в ограниченную монархию (пример – Великобритания), а затем в абсолютную монархию и тиранию.

Войны утопийцы ведут с помощью наемных военных, постоянной армии нет, но любопытен следующий момент:

Томас Мор был ярым противником частной собственности, именно в ней он видел главную проблему человечества. Поэтому в романе у людей все одинаковое: дома, города, одежда, расстояние между городами.

Сами же города очень похожи друг на друга. Люди живут в маленьких «округах» по 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) по 2 года, затем половину заменяют на городское население или же на жителей других городов.

Таким образом, схожесть и одинаковость порождает согласие, нет тех, у кого-то было бы больше имущества. Можно заметить, что утопийцы ведут крайне аскетичный образ жизни, раз одежда у них из шкур животных, причем меняют они свое платье раз в год, одежда сшита из хорошей и качественной шерсти, поэтому не грязнится сильно, как полотно [2].

Мне кажется, что когда у людей все одинаковое, то им нет нужды выделяться чем-то, ведь каждый находится изначально в равных условиях. Но люди отличаются индивидуальностью, в «Утопии» складывается ощущение, что люди –это большая единая серая масса.

Но Томас Мор наоборот подчеркивает, что равенство во всем позволяет людям не только жить хорошо, но и при этом не желать большего, довольствоваться минимумом и заниматься только наукой, культурой и искусствами.

Утром, до работы жители «устраивают публичные чтения или учавствуют в них, по крайней мере приводят тех, которые отобраны для науки»

Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности; но если она останется, то и у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей.Я, правда, допускаю, что оно может быть до известной степени облегчено, но категорически утверждаю, что его нельзя совершенно уничтожить.

Всех жителей обучают прежде всего земледелию, затем уже ремеслам. Причем ремесла передаются по наследству, но если человек хочет, то он может спокойно перейти из одного «дома» в другой, где его глава «дома» обучит.

Утопийцы работают всего 6 часов в день, три до полудня и три после. К ним приставлены сифогранты, которые следят за тем, чтобы люди работали столько, сколько им положено.

Казалось бы это должно привести к ряду проблем, ведь работая всего 6 часов в день тяжело прокормить все население. Но Томас Мор уверен, что когда работает все население (правители в том числе), нет нужды работать больше, ведь всем всего хватает, а ввиду того, что нет частной собственности, то и нужды в накоплении и умножении своего имущества тоже не существует.

А Наука в обществе Утопии, имеет место в промежутках между работай:

«Эти промежутки большинство уделяет наукам.»

В то же время, за успехи в науке можно перейти в другой класс жителей Утопии, которым заменяют ремесло на науку:

И, наоборот, нередко бывает, что какой-нибудь рабочий так усердно занимается науками в упомянутые выше свободные часы и отличается таким большим прилежанием, что освобождается от своего ремесла и продвигается в разряд ученых. В свою очередь выборные должности, как было написано выше выбираются строго из ученых.

В утопии существуют рабы, они же могут быть бывшими гражданами, нарушившими закон или же гражданами других государств, к ним относятся мягче и спокойнее. Рабов не много, в каждом хозяйстве не более 2-х человек

Причем, главное отличие от Платона в его теории государства состоит в том, что здесь существуют семьи, заключаются браки, нет хаотичных и беспорядочных связей, все всем не принадлежат.[2]

Свободное перемещение между городами запрещено. Если же утопиец хочет посетить близких и друзей, то должен запросить разрешение на это. Ведь благодаря постоянному движению населения, города равны по численности.

Духовная свобода и занятие наукой— счастье и смысл жизни для жителя Утопии.

У Утопийцев есть представление о «справедливой войне», справедливая война- это войнас вторгшемся в пределы страны врагом; с вторгшемся в пределы страны союзников врагом; война за освобождение «угнетенного» народа. «Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана и от рабства; это делают они по человеколюбию.»

Во время войн, Утопийцы используют тактику «непрямых военных действий»:

Первый метод: они стараются вывести из равновесия политическую систему государства-противника. Они стремятся подкупам обеспечить себе сторонников, которые уничтожат противников Утопийцев, главу государства и его соратников (согласно списка).

«Поэтому сразу по объявлении войны они стараются тайно и одновременно развесить в наиболее заметных местах вражеской страны воззвания, скрепленные своей государственной печатью. Здесь они обещают огромные награды тому, кто погубит вражеского государя»;[2, c 245]

Второй метод: нарушения целостности общества, создание конфликтов внутри государства между отдельными общественными группами

«Если дело не подвигается путем подкупа, то утопийцы начинают разбрасывать и выращивать семена междоусобий, прельщая брата государя или кого-нибудь из вельмож надеждой на захват верховной власти. Если внутренние раздоры утихнут, то они побуждают и натравляют на врагов их соседей, для чего откапывают какую-нибудь старую и спорную договорную статью, которые у королей всегда имеются в изобилии. Из обещанных собственных средств для войны утопийцы деньги дают весьма щедро»[2].

Утопийцы — используют наемников для участия в войнах: Таким образом, они посылают на войну солдат, нанятых отовсюду»

Заполет — воинственное племя, которое наилучшим образом подходит для наемничества в армию Утопийцев.Утопицы — используются в бою в последнюю очередь.

«Редкая война начинается без того, чтобы в войске обеих сторон не было значительной доли заполетов.

После заполетов утопийцы берут войска того народа, в защиту которого поднимают оружие, затем вспомогательные отряды прочих друзей. Напоследок они присоединяют собственных граждан, одного из которых, мужа испытанной доблести, они ставят во главе всего войска. К нему назначаются два заместителя, которые, однако, остаются частными людьми, пока с начальником ничего не произошло. В случае же его плена или гибели его замещает, как по наследству, один из двух упомянутых помощников, а его, глядя по обстоятельствам -третий.»[2].

Таким образом можно сделать вывод, что Томас Мор сторонник медленного роста государства за счет пустующих земель. Причем нет нужды содержать постоянную регулярную армию и терпеть убытки, если есть возможность нанять людей за деньги, Мор беспокоится о сохранности жизни граждан Утопии, но при этом, если содержать больного дорого, предлагает эвтаназию, ведь человек, который поистине любит свое государство, откажется от своей жизни. Идеология создания прочного государства с развитой экономикой и политикой не возможна с помощью капитализма, только большая любовь к человеку и создание открытого правового общества позволит создать сильное государство без регулярной армии.

В труде средневекового философа прослеживается и революционное высказывание на тот момент по поводу эвтаназии. По поводу добровольной эвтаназии до сих пор не утихают споры в мировом сообществе врачей, кто-то считает это вынужденной мерой, а кто-то считает, что человеческая жизнь бесценна.

Иногда, чтоб понять вектор развития как страны, так и человечества в целом, имеет смысл сделать шаг назад и проанализировать парадигму развития общества и человека в целом с момента накопления, передачи человеком информации.

Таким образом, можно отметить, что «Утопия» очень похожа на «средневековый социализм», ведь государство светское и регулируется за счет идеологии всеобщего равенства. Люди не знают, что такое богатство и роскошь, живут небольшими общинами. За счет аскетичного образа жизни им нужно меньше для удовлетворения своих потребностей, а отмена частной собственности, как считал Томас Мор, защищает людей от алчности и желания богатеть за счет других. Данная модель государства не является законченной, не понятно, как можно оградить жителей от тирании правителя, который находится на своем посту пожизненно, ведь чем дольше правитель у власти, тем больше у него сил.

Мне кажется неразумно прибегать к наемной армии, ведь сегодня они их союзники, а завтра враги. Кто-то всегда может подкупить армию наемников большим количеством денег.

К сожалению, Томас Мор не уделяет внимание научно-техническому прогрессу и обходит стороной. А ведь именно наука и постоянное ее развитие позволяет создать сильное и крепкое государство. Здесь же по поводу ученых было мало конкретики. Уровень орудий труда очень низкий, население занимается пряжей шерсти и примитивными ремеслами.

Хорошая законодательная система, все решения принимаются обдуманно. Система выбора правителя поэтапная, что полностью способствует грамотному и осознанному выбору.

В утопии все достигается благодаря тому, что отсутствуют богатые и бедные, все живут в достатке, а когда человек живет в достатке и ни в чем не нуждается, у него нет повода это «отбирать» у другого.

Впоследствии Карл Марк и Энгельс будут обращаться к труду Томаса Мора, чтоб понять, как построить развитое и сильное государство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Морган О. Кеннет . История великобритании. [Текст]- Москва Весь Мир 2008 г.-666 с.

Мор, Томас «Утопия» [Текст]- Москва: Наука 1978г-416 с.

Платон. Государство. Книга V. [Электронный вариант].URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/26gos05.htm Дата проверки: 21.05.2019.

Маркс, Карл «Капитал» [Текст]- СПБ.: ИГ Лениздат , 2018 г-512 с.

Источник

Оцените статью