Транспортная роль черного моря
Регионы мира
Транспортное значение
Велико транспортное значение Чёрного моря для экономики государств, омываемых этим водоёмом. Существенный объём морских перевозок составляют рейсы танкеров, обеспечивающих экспорт нефти и нефтепродуктов из портов России (в первую очередь из Новороссийска и Туапсе) и портов Грузии (Батуми). Впрочем, объёмы вывоза углеводородов существенно сдерживаются ограниченной пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы. В Ильичёвске создан крупнейший нефтетерминал по приёму нефти в рамках нефтепровода Одесса — Броды. Также существует проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис в обход Черноморских проливов. Нефтетерминалы Новороссийска способны принимать супертанкеры.
Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания, ряд сырьевых товаров и др.
Через Чёрное море проходит международный транспортный коридор TRACECA (Transport Corridor Europe — Caucasus — Asia, Европа — Кавказ — Азия). Черноморские порты являются конечными пунктами ряда Панъевропейских транспортных коридоров.
Наиболее крупные города-порты на Чёрном море:
По реке Дон, впадающей в Азовское море, проходит речной водный путь, соединяющий Чёрное море с Каспийским морем (через Волго-Донской судоходный канал и Волгу), с Балтийским морем и Белым морем (через Волго-Балтийский водный путь и Беломорско-балтийский канал). Река Дунай через систему каналов соединена с Северным морем.
По дну Чёрного моря проложен уникальный глубоководный газопровод «Голубой поток», соединяющий Россию и Турцию. Длина подводной части газопровода, пролегающей между селом Архипо-Осиповка на Черноморском побережье Кавказа и побережьем Турции в 60 км от города Самсун, — 396 км. Существуют планы расширения мощности газопровода путём прокладки дополнительной ветви трубы.
Промышленное рыболовство
Промысловое значение в Чёрном море имеют следующие виды рыб: кефаль, анчоус (хамса), скумбрия, ставрида, судак, лещ, осетровые, сельди. Основные рыболовные порты: Одесса, Керчь, Новороссийск и др.
Благоприятные климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортного региона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Южный берег Крыма (Ялта, Алушта, Судак, Коктебель, Феодосия) на Украине, Черноморское побережье Кавказа (Анапа, Геленджик, Сочи) в России, Пицунда, Гагра и Батуми в Грузии, Золотые пески и Солнечный берег в Болгарии, Мамайя, Эфорие в Румынии.
Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. В 2005 году его посетили около 9 млн туристов; в 2006 году, по прогнозам чиновников Краснодарского края, данный регион должно было посетить не менее 11-11,5 млн отдыхающих. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. Естественным продолжением российского Черноморского побережья является побережье Абхазии, важнейшие курорты которой Гагра и Пицунда были популярны еще в советское время. Развитие курортной индустрии на Черноморском побережье Кавказа сдерживается относительно коротким (например, по сравнению со Средиземным морем) сезоном, экологическими, транспортными проблемами, а в Абхазии — также неопределенностью ее статуса и угрозой новой вспышки военного конфликта с Грузией.
Источник
Транспортная роль черного моря
Велико транспортное значение Чёрного моря для экономики государств, омываемых этим водоёмом. Существенный объём морских перевозок составляют рейсы танкеров, обеспечивающих экспорт нефти и нефтепродуктов из портов России (в первую очередь из Новороссийска и Туапсе) и портов Грузии (Батуми). Впрочем, объёмы вывоза углеводородов существенно сдерживаются ограниченной пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы. В Ильичёвске создан крупнейший нефтетерминал по приёму нефти в рамках нефтепровода Одесса — Броды. Также существует проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис в обход Черноморских проливов. Нефтетерминалы Новороссийска способны принимать супертанкеры.
Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания, ряд сырьевых товаров и др.
В черноморском бассейне широко развиты контейнерные перевозки, существуют крупные контейнерные терминалы. Разиваются перевозки с помощью лихтеров; работает железнодорожные паромные переправы Ильичёвск (Украина) — Варна (Болгария) и Ильичёвск (Украина) — Батуми (Грузия). Развиты в Чёрном море и морские пассажирские перевозки (впрочем, после распада СССР их объём значительно снизился).
Через Чёрное море проходит международный транспортный коридор TRACECA (Transport Corridor Europe — Caucasus — Asia, Европа — Кавказ — Азия). Черноморские порты являются конечными пунктами ряда Панъевропейских транспортных коридоров.
Наиболее крупные города-порты на Чёрном море:
- Новороссийск, Сочи, Туапсе (Россия);
- Бургас, Варна (Болгария);
- Батуми, Поти, (Грузия);
- Сухуми, (Абхазия) (Грузия)
- Констанца (Румыния);
- Самсун, Трабзон (Турция);
- Одесса, Евпатория, Ильичёвск, Южный, Керчь, Севастополь, Ялта (Украина).
По реке Дон, впадающей в Азовское море, проходит речной водный путь, соединяющий Чёрное море с Каспийским морем (через Волго-Донской судоходный канал и Волгу), с Балтийским морем и Белым морем (через Волго-Балтийский водный путь и Беломорско-балтийский канал). Река Дунай через систему каналов соединена с Северным морем.
По дну Чёрного моря проложен уникальный глубоководный газопровод «Голубой поток», соединяющий Россию и Турцию. Длина подводной части газопровода, пролегающей между селом Архипо-Осиповка на Черноморском побережье Кавказа и побережьем Турции в 60 км от города Самсун, — 396 км. Существуют планы расширения мощности газопровода путём прокладки дополнительной ветви трубы.
Промысловое значение в Чёрном море имеют следующие виды рыб: кефаль, анчоус (хамса), скумбрия, ставрида, судак, лещ, осетровые, сельди. Основные рыболовные порты: Одесса, Керчь, Новороссийск и др.
В последние годы XX — начале XXI века рыбный промысел значительно сократился вследствие перевылова рыбы и ухудшения экологического состояния моря. Значительную проблему представляют также запрещенное донное траление и браконьерство, особенно в отношении осетровых. Так, только за второе полугодие 2005 года специалистами Черноморского государственного бассейнового управления охраны водных живых ресурсов Украины («Черноморрыбвод») на территории Крыма было раскрыто 1909 нарушений рыбоохранного законодательства, изъято 33 тонны рыбы, выловленной незаконными орудиями лова или в запрещенных местах.
Благоприятные климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортного региона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Южный берег Крыма (Ялта, Алушта, Судак, Коктебель, Феодосия) на Украине, Черноморское побережье Кавказа (Анапа, Геленджик, Сочи) в России, Пицунда, Гагра и Батуми в Грузии, Золотые пески и Солнечный берег в Болгарии, Мамайя, Эфорие в Румынии.
Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. В 2005 году его посетили около 9 млн туристов; в 2006 году, по прогнозам чиновников Краснодарского края, данный регион должно было посетить не менее 11-11,5 млн отдыхающих. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. Естественным продолжением российского Черноморского побережья является побережье Абхазии, важнейшие курорты которой Гагра и Пицунда были популярны еще в советское время. Развитие курортной индустрии на Черноморском побережье Кавказа сдерживается относительно коротким (например, по сравнению со Средиземным морем) сезоном, экологическими, транспортными проблемами, а в Абхазии — также неопределенностью ее статуса и угрозой новой вспышки военного конфликта с Грузией.
Источник
Направления развития морских пассажирских и круизных перевозок на черноморских маршрутах
Динамика объема пассажирских перевозок морским транспортом за последние 80 лет показывает, что максимальные значения наблюдались в 1960-е годы (более 22 млн человек в год). После 1980 года наметился спад объема перевозок, причем минимальных значений объем достиг в период с 1992 по 2014 год. С возвращением полуострова Крым в состав РФ наметилась положительная тенденция роста, максимальное значение объема перевозок (13 млн человек) наблюдалось в 2016 году.
Анализ нынешней ситуации в сфере морских пассажирских и круизных перевозок позволяет наметить основные направления развития этой отрасли, в том числе необходимой транспортной, туристской, курортной инфраструктуры на юге России, в бассейне Черного моря.
С.В. Боровков, генеральный директор АО «Ленгипроречтранс», к.т.н.
А.В. Селезнёва, руководитель проекта АО «Ленгипроречтранс», к.э.н., доцент
Анализ морских перевозок и турпотока
Основная масса морских пассажирских перевозок в СССР (около 60%) осуществлялась в Азово-Черноморском бассейне. В 1960-е годы в Ялтинском курортном районе ежегодно перевозилось около 2 млн человек, в Сочинском – 1,5 млн, в Сухумском – 0,9 млн. В 1970-е годы 55% объема перевозок выполнялось на судах Азово-Черноморского бассейна (6 млн человек). При этом порты Крыма и Одесса занимали по 25% общего пассажиропотока бассейна. Основными пассажирскими центрами являлись порты Одесса, Ялта и Сочи. На Азовском море главные пассажиропотоки формировались в Ростове-на-Дону и Мариуполе.
Рис. 1. Динамика объема перевозок пассажиров морским транспортом в 1940-2019 гг.
Дальние перевозки пассажиров в Азово-Черноморском бассейне осуществлялись преимущественно на Крымско-Кавказской линии. В общем объеме пассажирских перевозок свыше 80% занимали перевозки на местных и пригородных линиях, 20% – круизные. Оптимальная пассажировместимость теплоходов для внутренних круизных рейсов считалась равной 300 человек, для международных – 700-750, для пассажирских перевозок – 150-300.
Рис. 2. Количество российских туристов в наиболее предпочитаемых Черноморских городах России в 2019 г. (млн человек)
Азово-Черноморский бассейн по сравнению с другими имеет наиболее благоприятные природно-навигационные условия, хотя и в нем имеется сезонность перевозок. На период с апреля по сентябрь обычно приходится более 80% всех перевозок пассажиров, в том числе на летние месяцы с июня по август – 65-75%. Для перехода к круглогодичной работе курортов необходимо увеличить продолжительность активного курортного сезона до 7-8 месяцев.
Рис. 3. Формирование пассажиропотока морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне в 1970-е годы
По данным статистической отчетности, максимальное значение турпотока на полуостров Крым составляло в 1988 году 8,3 млн туристов. В 2019 году Краснодарский край посетили 17 млн человек, а Республику Крым – 7,4 млн человек. Наибольшая часть туристов, посетивших Крым в 2019 году, имела целью пляжный отдых – почти 80%, на лечение приезжали 15%, а удельный вес туристов, прибывших с познавательными, спортивными и деловыми целями, составил менее 5%.
При одновременном росте общего турпотока в период 2015-2019 гг. заметен его ежегодный прирост на 10-25%. Число туристов, прибывших по Крымскому мосту, ежегодно растет. Оно количес-твенно превысило число пассажиров на паромной переправе «Крым – Кавказ» в 2015-2017 гг., при этом отмечалось некоторое снижение объема авиаперевозок на полуостров в 2019 году.
Рис. 4. Динамика и структура туристского потока в Республику Крым различными видами транспорта в 2015-2019 гг.
Среди черноморских городов России по показателю количества прибывших туристов лидирующее положение занимает Сочи, на 2 месте – Анапа, на 3 месте – Геленджик, далее следуют Севастополь, Ялта и Евпатория.
Рекомендации по флоту и экономические расчеты
Традиционно в летний период на полуострове Крым отмечается практически полная загрузка морских пассажирских судов на местных линиях, что свидетельствует о востребованности данного вида отдыха у туристов. Однако, к сожалению, многие причалы находятся в аварийном состоянии и не пригодны для эксплуатации. Остро стоит проблема старения флота.
Для работы на круизных и пассажирских линиях Черного моря рекомендуется использовать разные типы флота (см. инфографику). Предлагается продолжить строительство серии теплоходов проекта 1430 с учетом современных стандартов и требований. Данный проект сочетает в себе большую вместимость, скорость и относительный комфорт (особенно после остекления среднего салона), возможность эксплуатации в морских бассейнах и высадки пассажиров у необорудованных причалов.
Проведенный анализ показал, что на круизных линиях Черноморского морского пароходства (г. Одесса) во времена СССР работало 21 морское судно общей вместимостью 12 тыс. пассажиров, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий. В год обслуживалось до 135 тыс. пассажиров, в том числе 10-15 тыс. иностранцев. Такой успех и спрос были обусловлены тем, что продолжительные круизы в среднем продавались за 50% стоимости, а иногда профсоюзы оплачивали и 90% стоимости путевки. Самостоятельно полную стоимость путевок туристы выплачивали очень редко.
При возобновлении организации туристских перевозок на черноморских маршрутах необходимо использовать несколько круизных судов так, чтобы иметь возможность пересаживать туристов на другое судно в случае шторма, поломки и отмены рейсов по другим причинам.
В результате расчетов было выяснено, что выручка от эксплуатации флота на одном причале местных пассажирских линий может составлять ежегодно, в зависимости от уровня спроса, от 0,3 млрд до 1,7 млрд рублей.
Круглогодичная эксплуатация круизного судна вместимостью 300 человек может принести доход от 0,45 млрд до 1,0 млрд рублей ежегодно при неполной загрузке. При работе 4 круизных теплоходов и планируемой неполной загрузке ежегодный доход может составить около 2,5 млрд рублей.
Таким образом, выручка от эксплуатации пассажирского флота на 10 причалах может составить ежегодно от 2,5 млрд до 10 млрд рублей при планируемой неполной загрузке теплоходов. Безусловно, эта величина будет зависеть от правильной организации перевозок, качества и доступности услуг, выбора теплоходов, наличия конкурентов, рекламы и многих других факторов.
В целях повышения качества обслуживания туристов и улучшения администрирования бюджетных поступлений предлагается создание единого оператора морских пассажирских перевозок. Таким оператором может выступить государственная судоходная компания, обеспечивающая привлечение, эксплуатацию и содержание основной части привлекаемого флота, портовой инфраструктуры и кадровых ресурсов.
Формы поддержки и развитие маршрутов
Развитие массовых морских пассажирских перевозок способно положительно повлиять на:
• улучшение доступности мест концентрации туристов;
• повсеместное развитие предприятий сферы гостеприимства;
• выравнивание распределения клиентской базы между зонами дефицитного и чрезмерного спроса на услуги туризма.
Для развития морского туризма на Черноморских линиях необходимо улучшение туристической инфраструктуры городов, обновление и ремонт отелей (пансионатов, санаториев), причалов, существующего флота и строительство нового.
Полезно будет применять специальные программы для школьников и студентов, возобновить частичное финансирование путешествий за счет профсоюзов предприятий. Для обеспечения безубыточной загрузки крупных пансионатов, отелей, домов отдыха, круизных теплоходов необходима господдержка. Например, она может выражаться в виде выделения субсидий для централизованного приобретения путевок, в первую очередь для работников бюджетной сферы и социальных групп населения (пенсионеров и малообеспеченных семей).
Реновация пассажирских теплоходов возможна за счет реализуемых в настоящее время государственных программ поддержки и развития отечественного судостроения (льготные условия лизингового судостроения, применение утилизационного гранта и приобретение поработавших нестарых готовых судов подходящего класса для морских перевозок).
Целесообразным будет развитие последовательной цепи прибрежных маршрутов, поочередно связывающих населенные пункты, объекты культурного наследия, пляжи и прочие объекты туристической инфраструктуры вдоль всего Черноморского побережья России с созданием интересных программ экскурсионного обслуживания. Переключение пассажиропотока с автомобильного на морской транспорт позволит частично разгрузить сеть автодорог и уменьшить автомобильные заторы.
Развитие бесперебойно функционирующей сети последовательных прибрежных маршрутов вдоль береговой линии с включением в нее ряда наиболее востребованных межсубъектовых скоростных маршрутов, связывающих Республику Крым с материковой частью Азово-Черноморского бассейна, а также развитие и популяризация внутренних круизных линий, ориентированных на национального потребителя, способны оказать положительное влияние на смежные отрасли экономики.
Строительство и реконструкция причалов для подхода морских пассажирских судов и обновление флота позволят увеличить количество рабочих мест для местного населения, его доходы, уровень жизни и будут способствовать увеличению поступления налогов и сборов в бюджеты разных уровней.
Источник