Транспортное значение атлантического океана для россии

Транспортно-географическая характеристика Атлантического океана

Особенности ЭГП Атлантического океана предопределяют интенсивное транспортное использование его вод и берегов. Здесь перекрещиваются многие трансокеанские маршруты, межматериковые океанские и морские пути с крупными объемами грузовых и пассажирских перевозок. На побережье океана и его морей находятся наибольшие по грузообороту порты мира, к которым приписана преобладающая часть мирового флота.

Роль Атлантического океана в перевозках

Как транспортный бассейн Атлантический океан отличают сравнительно небольшие расстояния между его западными и восточными берегами. Современное судно за трое-четверо суток пересекает океан, который теперь стал связующим звеном между Европой, Америкой и Африкой. Со времен Великих географических открытий и до наших дней Атлантика занимает ведущее место по сосредоточению транспортных магистралей и количеству перевозимых по ним грузов. Так, вначале XX в. его доля в международных морских перевозках достигала 74%, в 60-х годах она снизилась до 69% и к настоящему времени еще несколько уменьшилась. Это объясняется резким повышением в последние 20—25 лет морских перевозок нефти, которая отправляется главным образом из бассейна Индийского океана не только в Европу, но и на Дальний Восток.

Различия в уровнях экономики и политическом устройстве стран, тяготеющих к Атлантическому океану, предопределяют неравномерность в размещении судоходных трасс на его акватории, объемах и структуре грузоперевозок. Сочетание относительно благоприятных для мореплавания природных условий в Северной Атлантике, большой плотности населения и очень высокого экономического потенциала стран, расположенных по обе ее стороны, обусловило формирование самой густой сети оживленных океанских путей на акватории между 35-40° и 55-60° с.ш. Здесь, на важнейшем в океане североатлантическом направлении, проходит большое число трансокеанских широтных маршрутов, главным образом между Европой и Северной и в меньшей степени Центральной Америкой. В этом районе организовано более сотни регулярных линий США, Великобритании, Франции, Италии, Германии и других стран, а также курсирует немало трамповых судов.

Читайте также:  Волны океана во время шторма

Северная часть Атлантического океана — арена самой интенсивной мировой торговли, где проходят крупнейшие грузопотоки между государствами Северной Америки и Европы. В порты европейских стран морской транспорт доставляет различные генеральные грузы (машины, станки, приборы и пр.), американский каменный уголь, канадскую руду, химические продукты, зерно, хлопок, лесную продукцию и другие грузы. Во встречном направлении перевозятся европейские станки в Канаду, высококачественная шведская и норвежская железная руда в США, различные промышленные и продовольственные товары.

Здесь же сосредоточены и наиболее напряженные пассажирские потоки на линиях, связывающих США и Канаду со странами Западной Европы.

К североатлантическому направлению примыкают пути вокруг Скандинавского полуострова. Они в наиболее полной мере используются советским транспортным флотом для перевозок в большом каботаже между Северным и Балтийским бассейнами. Кроме того, северные районы нашей страны по этим путям получают выход во все районы Атлантики. Отдельные участки трассы вокруг Скандинавии жизненно важны дня стран Северной Европы, которые располагают большими лесными ресурсами, богатыми и разнообразными рудами, но которые испытывают недостаток в топливе.

Существенная часть экспортно-импортных морских перевозок этих стран приходится на пути вокруг Скандинавии. Широкие транспортные связи существуют между северной частью Атлантического океана и Северным морем — важным узлом мировых морских путей. К нему выходят берега наиболее развитых государств Европы, в том числе стран «Общего рынка». Для них Северное море служит важнейшей транспортной магистралью, соединяющей между собой страны этого бассейна и связывающей их с приатлантическими и другими государствами. В Северном море сходится значительная часть наиболее мощных морских грузопотоков, а на его берегах расположены самые крупные порты мира, к которым тяготеют мощные индустриальные районы Западной Европы.

В целом маршруты североатлантического направления с примыкающими трассами вокруг Скандинавии и путями в Северном море образуют наиболее грузонапряженное звено во всей системе морских перевозок по Атлантическому океану.

Читайте также:  Тихий океан режим работы

Латиноамериканское направление объединяет судоходные линии вдоль берегов Южной Америки. От Ресифи часть трасс проходит на северо-запад, к Карибскому морю и к атлантическим берегам США и Канады. Другая группа путей пересекает океан и уходит частично через Гибралтар в Средиземное море, а частично — к океанским портам Европы и через Ла-Манш в Северное море. Этому направлению свойственны трассы большой (примерно 5 — 6 тыс. миль) протяженности.

Структура грузопотоков здесь складывается на основе перевозок преимущественно топливно-сырьевых и продовольственных грузов из развивающихся стран Южной и Центральной Америки в индустриальные страны Северной Америки и Европы, откуда в обратном направлении транспортируются промышленные товары. Так, в США, Канаду и страны Западной Европы по океану транспортируются нефть и руды цветных металлов из Венесуэлы, железная руда и кофе из Бразилии, мороженое мясо и мясные продукты из Аргентины и прочие грузы. Встречные перевозки представлены различными машинами, оборудованием, лесом и лесоматериалами, химическими продуктами и другими промышленными изделиями. Морские перевозки на этом направлении носят черты, присущие грузообмену между империалистическими и зависимыми странами.

С водами, прилегающими к атлантическим берегам Африки, связаны американо-западноафриканские направления судоходства.

Первое из них включает трассы двух главных маршрутов: между североамериканскими — африканскими портами и южноамериканскими — африканскими портами.

Второе представлено транспортными магистралями, проходящими вдоль западных берегов Европы и Африки.

В результате многовекового колониального прошлого экономика западноафриканских стран пока еще развита слабо. В ней преобладает разработка богатых месторождений полезных ископаемых, выращивание и сбор сельскохозяйственных продуктов. Торговый флот во многих африканских странах только зарождается и не играет большой роли в мировом морском транспорте. Все это сказывается на структуре и объемах грузоперевозок по отмеченным направлениям, каждое из которых характеризуется однородными грузами. В традиционную номенклатуру западноафриканского экспорта входят нефть, руда, фосфориты, тропический лес, масличные культуры, натуральный каучук, кофе, какао, фрукты. Они вывозятся в страны Северной и Южной Америки, а также в европейские государства. В импортных перевозках преобладают три группы товаров: промышленные изделия, продукты питания, топливо и материалы. В масштабах Атлантического океана объемы перевозок между африканскими и другими странами сравнительно невелики.

Как уже отмечалось, последние годы большое развитие получили перевозки нефти из Индийского океана вдоль западных берегов Африки. Мощный грузопоток ее сделал это направление одним из важнейших в Атлантическом океане.

Рассмотренные экономико-географические черты этого океана указывают на многоотраслевой характер его хозяйства, в котором представлены практически все виды морской деятельности.

В отраслевой структуре экономики Атлантического океана превалирует морской транспорт, на второе место ныне выдвинулась подводная нефтегазодобыча, а затем следует использование биологических ресурсов. Такая последовательность главных направлений хозяйственной деятельности — основная региональная особенность Атлантического океана.

Источник

Транспортное значение атлантического океана для россии

Моря Атлантического океана

Три внутренних моря Атлантического океана — Балтийское, Черное и Азовское — омывают небольшие участки территории России. Все они глубоко вдаются в материк, и их связь с океаном осуществляется через другие моря и мелководные проливы. Слабая связь с океаном обусловливает их достаточно своеобразный гидрологический режим. На климат морей решающее влияние оказывает западный перенос воздушных масс.

Балтийское море древние славяне называли Варяжским. Это самое западное из морей, омывающих берега России. Оно связано с океаном через мелководные Датские проливы и Северное море. Образовалось Балтийское море в четвертичное время в тектоническом прогибе, возникшем на стыке Балтийского щита с Русской плитой. В периоды оледенений его котловина

перекрывалась материковыми льдами. В голоцене море пережило несколько озерных и морских стадий в своем развитии и, видимо, на определенном отрезке времени соединялось с Белым морем.

Глубины Балтийского моря небольшие. Максимальная глубина находится к югу от Стокгольма (470 м). В Финском заливе близ берегов России глубины менее 50 м, близ Калининградского побережья — несколько больше.

Основные черты климата Балтийского моря формируются под влиянием устойчивого переноса умеренного воздуха с Атлантики. Через море часто проходят циклоны, сопровождающиеся западными, юго-западными и северо-западными ветрами, пасмурной погодой и обильными осадками. Годовое их количество достигает 800 мм и более. Летом циклоны несут влажный прохладный воздух, поэтому средняя температура июля 16-18°С, а температура воды 15-17°С. Зимой атлантический воздух вызывает оттепели, так как его средняя температура в январе около 0°С. Прорывающийся сюда иногда холодный арктический воздух может понижать температуру до -30. -35°С. Финский залив, расположенный у границ России, зимой покрывается льдом, у берегов Калининградской области бывают лишь плавучие льды. Однако в исключительно суровые зимы замерзало все море (1710, 1809, 1923, 1941, 1955 и др.).

В Балтийское море впадает около 250 рек, однако около 20% ежегодного речного стока приносит в море р. Нева (79,8 км 3 ). Ее сток превышает сток трех других наиболее крупных рек: Вислы, Немана и Даугавы, — вместе взятых. Сток Невы зарегулирован озерами, поэтому для него характерен один весенне-летний максимум. Сильные длительные западные ветры поднимают уровень воды в восточной части Финского залива, что вызывало катастрофические наводнения в Санкт-Петербурге, расположенном в устье Невы (1824, 1924 гг.). Ограниченный водообмен с океаном и значительный речной сток обусловливают низкую соленость морской воды (2-14‰, у берегов России — 2-8‰).

Фауна Балтийского моря обеднена видами в связи с большой опресненностью, малым перемешиванием вод и бедностью планктона. Промысловое значение имеют рыбы: салака, балтийская килька, треска, сиг, уторь, минога, корюшка, лосось. В море обитает тюлень, численность которого сокращается в связи с загрязнением морских вод.

Черное море — самое теплое среди морей, омывающих берега нашей Родины. В древней Греции его называли Понт Эвксинский, что значит «гостеприимное море». По площади оно почти равно Балтийскому, но резко отличается по объему и

глубинам (см. таблицу 1). Связь Черного моря с океаном осуществляется через систему внутренних морей (Мраморное, Эгейское, Средиземное) и проливов (Босфор, Дарданеллы, Гибралтар). Наибольшая протяженность акватории Черного моря с запада на восток достигает 1130 км, максимальная ширина (с севера на юг) — 611 км, минимальная — всего 263 км.

Черное море лежит в глубокой тектонической впадине с корой океанического типа и кайнозойским осадочным чехлом. Максимальная глубина моря достигает 2210 м. Впадину оконтуривает материковый склон, который в ряде мест (особенно у Кавказского побережья) сильно расчленен подводными каньонами. Шельф наиболее развит в северо-западной части моря, у берегов Украины. Береговая линия моря слабо расчленена.

Географическое положение моря и относительно малая площадь водного зеркала определяют на всей его акватории однотипный климат, близкий к средиземноморскому, с теплой влажной зимой и относительно сухим летом. Однако орография прибрежных территорий вызывает некоторые различия в климате отдельных участков моря, в частности увеличение осадков над восточной частью в связи с влиянием горного барьера Кавказа.

В зимнее время синоптическая обстановка обусловливает преобладание почти над всей акваторией моря северо-восточных ветров со средней скоростью 7-8 м/с. Развитие сильных (более 10 м/с) и особенно штормовых ветров связано с прохождением над морем циклонов. Средняя температура воздуха зимой понижается от открытого моря к берегам. В северовосточной части, близ берегов России, она приближается к 0°С, на северо-западе составляет -2″С, а на юго-востоке + 4. + 5°С.

Летом над морем преобладают северо-западные ветры. Их средняя скорость составляет 3-5 м/с, уменьшаясь с запада на восток. Сильные, особенно штормовые, ветры летом наблюдаются редко и также связаны с прохождением циклонов. Средняя температура воздуха в августе изменяется от + 22°С на северо-западе до 24-25°С на востоке моря.

Многочисленные реки, впадающие в Черное море, ежегодно приносят в него 346 км 3 пресной воды. Наибольший сток дает Дунай (201 км 3 /год). Все реки северо-западной части сбрасывают в морю 270 км 3 /год пресных вод, т.е. почти 80% суммарного стока, тогда как реки Кавказского побережья приносят всего 43 км 3 . Наибольший сток приходится на весну, наименьший наблюдается осенью.

На поверхности моря вдоль берегов существует циклоническое течение. В центральной части моря прослеживаются два кольца циклонических течений: одно — в западной, другое —

в восточной части моря. Вдоль российских берегов течение несет воду с юга. Через проливы происходит водообмен с соседними морями. Через Босфор поверхностное течение выносит черноморскую воду, а глубинное течение поставляет в Черное море более соленую и тяжелую воду из Мраморного моря. Соленость черноморских вод в центральной части составляет 17-18‰, а с глубиной увеличивается до 22,5‰. Близ устьев крупных рек она понижается до 5-10‰.

Черное море весьма своеобразно по распределению в водной толще растворенных газов. Насыщен кислородом и потому благоприятен для жизни здесь только верхний слой до глубин 170-180 м Ниже кислород довольно быстро сменяется ядовитым сероводородом, распространенным во всей толще воды от нижней границы кислородного слоя до дна, поэтому глубинные слои Черного моря лишены жизни.

В море обитает 166 видов рыб. Среди них встречаются пон-тийские реликты (белуга, севрюга, осетр, сельдь), средиземноморские формы (кефаль, скумбрия, ставрида, барабуля, тюлька, хамса, тунец, скат и др.) и пресноводные (тарань, судак, лещ). Из млекопитающих в Черном море сохранились эндемики — черноморская афалина (дельфин) и тюлень белобрюхий, или тюлень-монах, внесенные в Красные книги.

Азовское море — самое маленькое и мелководное на планете. Площадь его 39,1 тыс. км 2 , объем вод — 290 км 3 , наибольшая глубина 13 м, средняя — около 7,4 м. Узкий и мелководный Керченский пролив соединяет его с Черным морем. Азовское море — шельфовое. Рельеф его дна достаточно прост: отмелое побережье переходит в ровное и плоское дно. Глубины медленно и плавно увеличиваются по мере удаления от берегов.

Море глубоко врезано в сушу, его акватория и объем воды малы и не оказывают существенного влияния на климат; поэтому его климату присущи континентальные черты, более ярко выраженные в северной части моря, для которой характерна холодная зима и жаркое сухое лето. В южных районах, на которые больше влияет соседство Черного моря, климат более мягкий и влажный. Средняя температура января составляет -2. -5°С, но при штормовых ветрах восточного и северовосточного направлений возможно понижение температур до -25. -27°С. Летом воздух над морем прогревается до 23-25°С.

В Азовское море впадают две крупные реки — Дон и Кубань и около 20 небольших речек. Дон и Кубань приносят в море свыше 90% годового стока речных вод, поэтому почти все пресные воды вливаются в восточную часть моря. Подавляющая часть стока

приходится на весенне-летний период. Через Керченский пролив происходит водообмен с Черным морем. Из Азовского моря вытекает около 49 км 3 воды в год, а поступает черноморской воды около 34 км 3 , т.е. преобладает вынос в Черное море. Соленость морских вод в Азовском море в первой половине столетия составляла около 11‰. Затем в связи с сокращением притока речных вод, используемых на орошение, и увеличением притока черноморских вод соленость стала возрастать и к началу 80-х годов достигла 13,8‰.

Мелководное Азовское море летом хорошо прогревается. В июле — августе средняя температура морской воды составляет 24-25°С. Максимальное прогревание (до 32°С) происходит у самых берегов. В открытом море температура не превышает 28- 28,5°С. Многолетняя среднегодовая температура воды на поверхности моря составляет 11°С.

На Азовском море ежегодно образуются льды, но в связи с частой и быстрой сменой погодных условий лед в течение зимы может неоднократно появляться и исчезать, превращаясь из неподвижного в дрейфующий и обратно. Образование льда начинается в конце ноября в Таганрогском заливе. Окончательное очищение моря ото льда происходит в марте — апреле.

Мелководность моря, хорошая прогреваемость и освещенность, перемешивание водной толщи, обильный вынос реками органических и минеральных веществ создали благоприятные условия для развития органической жизни. В Азовском море обитает около 80 видов рыб, среди которых наиболее разнообразны средиземноморские формы. Основное промысловое значение имеют тюлька, судак, хамса, лещ, осетровые.

По морям Атлантического океана проходят важные транспортные пути, имеющие большое значение во внешнеторговом грузообороте и для связей с внутренними портами. Здесь находятся незамерзающие порты России — Калининград, Новороссийск. Все три моря используются в рекреационных целях, особенно южные моря. Черноморское побережье Кавказа — один из главных рекреационных районов России. Во всех морях развито рыболовство. До 50-х годов Азовское море было главным рыбопромысловым районом нашей страны. В последние годы на акватории самих морей рыболовство занимает более скромное место.

Источник

Оцените статью