Транспортное значение северного ледовитого океана для россии

SomeGeography.ru

Одним из важнейших транспортных путей Северного Ледовитого океана с начала XX века стал Северный морской путь (Приложение 2), связывающий российские города Мурманск и Владивосток.

Предположение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода

(так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525г. — при этом он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.

В середине XVI века англичане (X. Уиллоби, Р. Ченслер, Барроу) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. Впервые маршрут был пройден с одной зимовкой в 1878-79г.г. экспедицией шведа Нильса Норденшельда на шхуне «Вега». Впервые за одну навигацию был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».[7]

Советское государство понимало, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Мурманск с Владивостоком. В разгар гражданской войны, 2 июля 1918г., Ленин подписал постановление Совнаркома об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана.

Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как советским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.

Читайте также:  Путешествие по океану орфографических знаний презентация

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись под воздействием авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер». По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. Большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник Главсевморпути И. Д. Папанин. За самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников Главсевморпути награждены орденами и медалями СССР.

За время существования СССР исследования Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.).

Сегодня Северный морской путь — кратчайший морской путь между Дальним Востоком и Европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике. Путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 миль, то Северным морским путём — только 5770 миль.

Еще статьи по теме

Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России
Центральный экономический район — исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России — город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Положение района — цент .

Северный экономический район
Состав района (6 субъектов федерации): — Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. .

Источник

Когда и кому выгодно перевозить товары через Северный Ледовитый океан?

Северный морской путь – это комплекс транспортных коммуникаций, пролегающих по водам Северного Ледовитого и частично Тихого океанов. Севморпуть пролегает вдоль северного побережья России и является самой короткой магистралью, связывающей Европу и Азию. В советский период он был исключительно внутренней морской коммуникацией, но сегодня по нему осуществляются и международные морские перевозки грузов – в Северо-Восточную Азию, Северную Европу, а также между этими регионами.

Особенности эксплуатации Северного морского пути

Главная сложность Северного морского пути – сложная ледовая обстановка и климатические условия. Прокладка и эксплуатация маршрутов здесь возможны только с использованием специализированного ледокольного флота. Поэтому решением задач перевозки грузов через Северный Ледовитый океан сегодня занимаются немногие транспортные компании.

Преимущества Северного морского пути

Хотя сегодня Севморпуть используется меньше, чем другие морские магистрали, пролегающие по водам с более благоприятными погодными условиями, в ряде случае ему просто нет альтернатив:

  • Снабжение северных регионов России продуктами питания и товарами повседневного спроса. Доставить эту продукцию быстро и в большом количестве иными путями просто невозможно. Поэтому широко применяются морские транспортные перевозки из европейской части страны в регионы Сибири и Дальнего Востока;
  • Внутрироссийский транзит товаров, специфических для отдельных регионов. Например, доставка морепродуктов с Дальнего Востока в европейскую часть страны. Очевидно, что организация перевозок морским транспортом через Суэцкий канал в этом случае – существенно более дорогой и долгий вариант;
  • Международная перевозка груза морским транспортом из Европы в Китай. Также, как и в предыдущем случае, путь, пролегающий через Суэцкий канал, будет более чем на треть длиннее, а потому и время доставки ощутимо вырастет – даже с учетом возможной неблагоприятной ледовой обстановки на севере;
  • Организация морских перевозок нефтепродуктов и сырья, добываемого в регионах Урала и Сибири, в Азию, Европу, европейскую часть страны. В случае природного сырья перевозка морских контейнеров автотранспортом по огромной территории нашей страны просто не рентабельна.

Таким образом Северный морской путь востребован уже сегодня и в дальнейшем его роль в мировой транспортной системе будет только расти. Связано это как с таянием льдов, происходящим в последнее время в Арктике и увеличивающим пропускную способность Севморпути, так и с другими объективными причинами:

  • Самое короткое расстояние между Европой и Азией, что важно, как при морских контейнерных перевозках внутри страны (например, из Санкт-Петербурга во Владивосток), так и при международных грузоперевозках;
  • Безопасность маршрута в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал, который пролегает по водам, где развито пиратство и вблизи территорий, находящихся в руках террористических организаций;
  • Заинтересованность в развитии Севморпути не только со стороны России, но и со стороны других стран (Китая, Норвегии, США).

Таким образом у Северного морского пути есть все необходимое, чтобы стать более популярным. Уже сегодня, как показывает расчет стоимости морских перевозок, товары, перевозимые по нему, могут быть дешевле, чем аналогичная продукция, ввозимая по магистрали через Суэцкий или Панамский каналы.

Организация перевозок грузов морским транспортом по Севморпути

Компания «Sea Freight Logistics» предлагает услуги по расчету и организации морских перевозок в любом направлении. У нас можно заказать пакет услуг, включающий не только логистику и транспортировку, но и сопутствующие услуги: страхование, сюрвейерские услуги в Китае, экспедиторские услуги в порту назначения, хранение продукции на складе.

Для получения более подробной информации и заказа услуг, свяжитесь с нашими специалистами по телефону в Санкт-Петербурге: +7 (812) 317-66-30.

Источник

Транспортно-географическая характеристика Северного ледовитого океана и антарктических вод

Значительно удаленные от оживленных линий мирового судоходства, Северный Ледовитый и Южный океаны, несмотря на суровые природные условия, в некоторых районах используются как транспортные магистрали. Их основная отличительная черта — почти повсеместная круглогодичная ледовитость. Она служит основным препятствием для мореплавания, поэтому здесь применяются специальные типы транспортных судов — ледоколы и ведется научно-оперативное обслуживание флота, что заметно удорожает перевозки. Эти особенности наиболее ярко выражены в плаваниях по морям Субарктики.

Морские перевозки

Вместе с тем пути, проходящие вдоль северных берегов Евразии, значительно сокращают расстояния из северных портов европейской территории нашей страны в порты Дальнего Востока, а морские трассы Америка-но-Канадского севера — от североатлантических до северотихоокеанских берегов этих стран.

Кроме того, морской транспорт в значительной мере ключ к освоению Севера, поэтому он широко используется для грузообеспечения прибрежных районов Арктики. Плавания по арктическим морям проходят по трем главным направлениям: из Атлантического океана через Норвежское море вокруг Скандинавии в Баренцево море; из Баренцева и Белого морей на восток по Северному морскому пути (более подробно о нем см. в разделе, посвященном нашей стране); по разным маршрутам в водах зарубежной Арктики.

В этой части океана судоходство развито главным образом в районе, ограниченном меридианами 10 и 170° з.д. и параллелями 50 и 85° с.ш. на площади более 20 млн. км 2 . Здесь проходит около двух десятков традиционных ледовых трасс. Они соединяют между собой отдельные пункты Канадского Арктического архипелага, северные районы Гренландии и Аляски, западные берега Гренландии и северо-восточное побережье США и т.д. Суммарная протяженность морских путей этого района достигает примерно 20 тыс. миль.

Главная транспортная магистраль морей зарубежной Арктики — Северо-Западный проход с конечными пунктами: бухта Гуз-Бей на востоке и мыс Принца Уэльского на западе. Эта трасса имеет два варианта: северный — через пролив Парри — и южный — через проливы Канадского Арктического архипелага. Выбор того или другого из них определяется ледовой обстановкой и транспортными задачами.

Сквозные плавания по всему Северо-Западному проходу практически не совершаются, но их развитие намечается. Главное место в судоходстве по зарубежным арктическим морям занимает доставка грузов снабжения в заполярные пункты. Общий объем перевозок здесь предположительно превышает 1 млн. тонн. В поселки Аляски и Канадской Арктики суда завозят ежегодно около 100 тыс. тонн грузов, в порты Туле, Фробишер-Бей и др.— примерно 700 тыс. тонн, в устье Маккензи — 100-300 тыс. тонн, к восточным берегам Гренландии — около 200 тыс. тонн и т.п.

Интенсивность перевозок на некоторых участках Северо-Западного прохода особенно возросла в последние годы в связи с открытием нефтяных месторождений на северо-востоке

Аляски, в заливе Прадхо-Бэй. Это увеличило завоз сюда оборудования, материалов, продовольствия и других грузов. Вместе с тем возникла необходимость в морском вывозе нефти. В связи с этим были осуществлены экспериментальные плавания супертанкера с ледовым креплением «Манхеттен», которые доказали возможность танкерных перевозок. Рассматриваются проекты развития подледных транспортных рейсов атомных подводных танкеров. Все это свидетельствует о повышении значения Северо-Западного прохода как транспортной артерии зарубежной Арктики.

Морские пути Южного океана из-за их отдаленности в транспортном отношении используются весьма ограниченно. Они связывают антарктические острова с различными странами. Суда проходят через Магелланов пролив в основном при грузообмене атлантических и тихоокеанских государств Южной Америки. Видное место в транспортных перевозках по антарктическим водам занимает доставка грузов для зимовщиков Антарктиды. Транспортные суда совершают сюда регулярные специальные рейсы из стран, имеющих антарктические научные станции.

В настоящее время Северный Ледовитый океан в транспортном отношении используется гораздо интенсивнее, чем Южный. Несмотря на суровые природные условия и удаленность, арктические и антарктические воды в современных условиях включены в хозяйственное освоение, правда ограниченно. Здесь используются только биологические ресурсы, в небольших размерах добывается нефть и совершаются морские перевозки. Из этих производственных отраслей наиболее важная и развитая — рыбохозяйствен-ная, ей уступает транспорт. Вместе с тем более интенсивное освоение этих районов Мирового океана может помочь в решении многих актуальных проблем: продовольственной, сырьевой, водной.

Источник

Транспортное значение северного ледовитого океана для россии

Северный морской путь: экономико-географическое и политическое значение для России.

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Северный морской путь — самый уникальный, самый экономичный, один из самых важных для России из путей. Ведь у нее появилась уникальная экономически выгодная линия перевоза, которая простиралась от Северной и Западной Европы по арктическим морям до Восточной Азии. Разработка этого пути началась очень давно, в конце 15 — начале 16 веков. Для европейцев это было время поиска морских путей в Восточную Азию и Индию. Основной целью европейских купцов были азиатские товары. Но сухопутные торговые пути связаны с бесконечным количеством рисков: и воюющие мусульмане и постоянные войны в Европе. Что безусловно, не могло облегчать путешествия купцов.

Первыми открыли морские пути португальцы. Португальские и Испанские экспедиции открыли для европейцев два маршрута — Магелланов пролив (Южная Америка) и через мыс Доброй Надежды (Южная Африка). Обе страны: и испанцы и португальцы моментально забронировали за собой и установили абсолютный контроль на их использование. В 1488 году Бартоломеу Диаш открывает мыс Доброй Надежды, ранее он назывался мыс Бурь. Чуть позднее Фернан Маггелан открывает острова Филлипины, пытаясь достичь Америки (так и появился Маггеланов пролив в Южной Америке). Таким образом, в середине 16 века были два морских маршрута в Азию: через Мыс Доброй Надежды и через пролив Магеллана. Первым человеком попытавшимся достигнуть своих целей с помощью такого маршрута, кстати безуспешно, оказался Хью Уиллоуби. Из-за климатических условий он не смог продвинуться морским путем дальше на восток. И когда в 1648-м году атаман Семен Дежнев открыл пролив между Чукоткой и Аляской, мир всколыхнул подтвержденный им факт — между Россией и Америкой есть пролив длиной всего 4 км. Но этот путь далеко нелегок из-за климатических суровых условий. Поэтому его освоение было законсервировано. И только в конце 19 века были предприняты следующие попытки проплыть Северо-Восточным маршрутом. Исследователь из Швеции Адольф Норденшёльд в 1879 году смог совершить первое путешествие, используя русла рек. Русский исследователь Арктики, Борис Вилькицкий первый устроитель экспедиции Западно-Сибирского района. Началась она в 1914 году. Два ледокольных корабля, «Вайгач» и «Таймыр», отправились из Владивостока через Северный Ледовитый океан и должны были добраться до Архангельска, чтобы провести по пути океанические и картографические исследования, в начале июля. Исследователи проходили маршрут в экстремальных условиях, они были вынуждены зимовать закованные льдами около полуострова Таймыр с сентября 1914 по июль 1915 года. И только тогда, когда льды ослабли, экипажи кораблей продолжили свой путь, но уже обратно в Архангельск. Далее в 30-ые годы были предприняты экспедиции «Челлюскин» и «Литке». Уже к началу Великой Отечественной войны в СССР уже был накоплен внушительный опыт плавания судоходного транспорта по Арктике.

В настоящее время из-за глобального потепления для России открываются новые перспективы развития морских маршрутов северного морского пути.

Значение северного морского пути в настоящее время.

Значение СМП огромно, ведь он решает многие задачи. Я выделил три из них. Главная задача заключается в снабжении местного населения районов, находящихся за полярным кругом в обеспечении необходимыми ресурсами для построек и эксплуатации предприятий, особенно горнодобывающих комбинатов. Следующей задачей является освоение богатств природы северных территорий. Кроме этого, примерно том же районе находятся нефтегазоносные арктические шельфы, что является перспективным направлением в разработке новых нефтяных месторождений.

Таким образом, СМП является национальной транспортной линией, он объединяет в эту линию самые крупные реки Сибири, этот путь является важнейшей частью инфраструктуры Крайнего Севера, а также связывает западные районы страны и Дальний Восток. Для некоторых ключевых пунктов Арктики — Чукотки, других островов Арктического моря и поселений берега Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа — морской транспорт является единственным средством для перевозки грузов и других товаров народного потребления. Сегодня СМП — это реальный путь к природным запасам российского Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые по некоторым оценкам уже в 21 веке станут едва ли не основой ресурсно-сырьевой базы России. Продолжительность путешествия по Северного морскому пути от порта города Мурманска до Берингова пролива разная и зависит от тог, какой маршрут вы выбрали и какая погода предстоит. Выделяют следующие маршруты: Стандартный прибрежный маршрут достигает 2200 км; Центральный маршрут примерно 1900 км (от Карский ворот до Берингова пролива — 1575 км); Высокоширотный (севернее Новой Земли, Новосибирских островов и острова Врангеля) — 1812 км; Околополюсный маршрут — 1690 км.

Перспективы и стратегическое значение СМП.

На протяжении нескольких десятков лет Север и его запасы являются важными факторами обеспечения национальной экономической безопасности, которые имеют исключительно важное военно-стратегическое значение для России и ее северных территорий. Следует отметить, что СМП является национальным маршрутом России в Арктике, которая принадлежит нашей стране. Ведь Арктика — сейчас это лакомый кусок для очень многих стран. И в настоящее время идет нешуточная борьба за различные права, связанные с Арктикой. Мы иногда являемся наблюдателями такой борьбы. Например, такая организация как «Гринпис», пыталась ограничить права различных государств на воды и земли Арктики разного рода акциями и призывами. На самом деле, США таким образом пыталось выключить Россию из контроля за ситуацией в Арктике. Тема Арктики постоянно находится в центре общественного внимания. Это происходит потому что Россия имеет непосредственное отношение к Арктике в числе двадцати других государств, и она же имеет арктическую границу. Также Россия является членом Арктического совета, что не может оставлять спокойными США.

Для Российской Федерации — северный морской путь является одним из ключевых моментов развития взаимоотношений с другими странами, заинтересованными в быстрой доставке грузов и в разработке полезных ископаемых. Именно для этих целей была подписана Совместная российско-китайская декларация о дальнейшем укреплении всестороннего стратегического и кооперативного партнерства, которая стала официальной частью китайского проекта инфраструктуры «Один пояс и один путь». Кроме этого Россия сотрудничает с Южной Кореей в развитии своего Северного морского пути.

Еще отмечу, что развитие СМП напрямую влияет на развитие предприятий и промышленных объектов нашей страны. Так, например, российское правительство предполагает в качестве национального экономического приоритета рассматривать развитие судоходства и разработку ресурсов вдоль Северного морского пути. А для этого необходимо обязательно изменить уровень технологий строительства ледоколов, повысить его, вывести на новую качественную ступень, используя новейшие технологии, что неизбежно влечет за собой экономические последствия: и новые рабочие места, и повышение уровня специалистов и т.п.

Подводя итоги вышесказанного, могу заключить, что развитие СМП для нашей страны — это разработка передовых технологий и разработка инфраструктуры в экстремальном климате. По сути, это обновление или даже новое строительство экономики в сотрудничестве в Китаем и Южной Кореей. Что, безусловно, ведет к укреплению позиций нашей страны в мировом сообществе.

Источник

Оцените статью