Транспортные ресурсы черного моря

Транспортные ресурсы черного моря

Велико транспортное значение Чёрного моря для экономики государств, омываемых этим водоёмом. Существенный объём морских перевозок составляют рейсы танкеров, обеспечивающих экспорт нефти и нефтепродуктов из портов России (в первую очередь из Новороссийска и Туапсе) и портов Грузии (Батуми). Впрочем, объёмы вывоза углеводородов существенно сдерживаются ограниченной пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы. В Ильичёвске создан крупнейший нефтетерминал по приёму нефти в рамках нефтепровода Одесса — Броды. Также существует проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис в обход Черноморских проливов. Нефтетерминалы Новороссийска способны принимать супертанкеры.

Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания, ряд сырьевых товаров и др.

В черноморском бассейне широко развиты контейнерные перевозки, существуют крупные контейнерные терминалы. Разиваются перевозки с помощью лихтеров; работает железнодорожные паромные переправы Ильичёвск (Украина) — Варна (Болгария) и Ильичёвск (Украина) — Батуми (Грузия). Развиты в Чёрном море и морские пассажирские перевозки (впрочем, после распада СССР их объём значительно снизился).

Через Чёрное море проходит международный транспортный коридор TRACECA (Transport Corridor Europe — Caucasus — Asia, Европа — Кавказ — Азия). Черноморские порты являются конечными пунктами ряда Панъевропейских транспортных коридоров.

Наиболее крупные города-порты на Чёрном море:

  • Новороссийск, Сочи, Туапсе (Россия);
  • Бургас, Варна (Болгария);
  • Батуми, Поти, (Грузия);
  • Сухуми, (Абхазия) (Грузия)
  • Констанца (Румыния);
  • Самсун, Трабзон (Турция);
  • Одесса, Евпатория, Ильичёвск, Южный, Керчь, Севастополь, Ялта (Украина).
Читайте также:  Айвазовский картины море с кораблями

По реке Дон, впадающей в Азовское море, проходит речной водный путь, соединяющий Чёрное море с Каспийским морем (через Волго-Донской судоходный канал и Волгу), с Балтийским морем и Белым морем (через Волго-Балтийский водный путь и Беломорско-балтийский канал). Река Дунай через систему каналов соединена с Северным морем.

По дну Чёрного моря проложен уникальный глубоководный газопровод «Голубой поток», соединяющий Россию и Турцию. Длина подводной части газопровода, пролегающей между селом Архипо-Осиповка на Черноморском побережье Кавказа и побережьем Турции в 60 км от города Самсун, — 396 км. Существуют планы расширения мощности газопровода путём прокладки дополнительной ветви трубы.

Промысловое значение в Чёрном море имеют следующие виды рыб: кефаль, анчоус (хамса), скумбрия, ставрида, судак, лещ, осетровые, сельди. Основные рыболовные порты: Одесса, Керчь, Новороссийск и др.

В последние годы XX — начале XXI века рыбный промысел значительно сократился вследствие перевылова рыбы и ухудшения экологического состояния моря. Значительную проблему представляют также запрещенное донное траление и браконьерство, особенно в отношении осетровых. Так, только за второе полугодие 2005 года специалистами Черноморского государственного бассейнового управления охраны водных живых ресурсов Украины («Черноморрыбвод») на территории Крыма было раскрыто 1909 нарушений рыбоохранного законодательства, изъято 33 тонны рыбы, выловленной незаконными орудиями лова или в запрещенных местах.

Благоприятные климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортного региона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Южный берег Крыма (Ялта, Алушта, Судак, Коктебель, Феодосия) на Украине, Черноморское побережье Кавказа (Анапа, Геленджик, Сочи) в России, Пицунда, Гагра и Батуми в Грузии, Золотые пески и Солнечный берег в Болгарии, Мамайя, Эфорие в Румынии.

Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. В 2005 году его посетили около 9 млн туристов; в 2006 году, по прогнозам чиновников Краснодарского края, данный регион должно было посетить не менее 11-11,5 млн отдыхающих. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. Естественным продолжением российского Черноморского побережья является побережье Абхазии, важнейшие курорты которой Гагра и Пицунда были популярны еще в советское время. Развитие курортной индустрии на Черноморском побережье Кавказа сдерживается относительно коротким (например, по сравнению со Средиземным морем) сезоном, экологическими, транспортными проблемами, а в Абхазии — также неопределенностью ее статуса и угрозой новой вспышки военного конфликта с Грузией.

Источник

Транспортные ресурсы черного моря

Регионы мира

Транспортное значение

Велико транспортное значение Чёрного моря для экономики государств, омываемых этим водоёмом. Существенный объём морских перевозок составляют рейсы танкеров, обеспечивающих экспорт нефти и нефтепродуктов из портов России (в первую очередь из Новороссийска и Туапсе) и портов Грузии (Батуми). Впрочем, объёмы вывоза углеводородов существенно сдерживаются ограниченной пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы. В Ильичёвске создан крупнейший нефтетерминал по приёму нефти в рамках нефтепровода Одесса — Броды. Также существует проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис в обход Черноморских проливов. Нефтетерминалы Новороссийска способны принимать супертанкеры.

Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания, ряд сырьевых товаров и др.

Через Чёрное море проходит международный транспортный коридор TRACECA (Transport Corridor Europe — Caucasus — Asia, Европа — Кавказ — Азия). Черноморские порты являются конечными пунктами ряда Панъевропейских транспортных коридоров.

Наиболее крупные города-порты на Чёрном море:

По реке Дон, впадающей в Азовское море, проходит речной водный путь, соединяющий Чёрное море с Каспийским морем (через Волго-Донской судоходный канал и Волгу), с Балтийским морем и Белым морем (через Волго-Балтийский водный путь и Беломорско-балтийский канал). Река Дунай через систему каналов соединена с Северным морем.

По дну Чёрного моря проложен уникальный глубоководный газопровод «Голубой поток», соединяющий Россию и Турцию. Длина подводной части газопровода, пролегающей между селом Архипо-Осиповка на Черноморском побережье Кавказа и побережьем Турции в 60 км от города Самсун, — 396 км. Существуют планы расширения мощности газопровода путём прокладки дополнительной ветви трубы.

Промышленное рыболовство

Промысловое значение в Чёрном море имеют следующие виды рыб: кефаль, анчоус (хамса), скумбрия, ставрида, судак, лещ, осетровые, сельди. Основные рыболовные порты: Одесса, Керчь, Новороссийск и др.

Благоприятные климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортного региона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Южный берег Крыма (Ялта, Алушта, Судак, Коктебель, Феодосия) на Украине, Черноморское побережье Кавказа (Анапа, Геленджик, Сочи) в России, Пицунда, Гагра и Батуми в Грузии, Золотые пески и Солнечный берег в Болгарии, Мамайя, Эфорие в Румынии.

Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. В 2005 году его посетили около 9 млн туристов; в 2006 году, по прогнозам чиновников Краснодарского края, данный регион должно было посетить не менее 11-11,5 млн отдыхающих. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. Естественным продолжением российского Черноморского побережья является побережье Абхазии, важнейшие курорты которой Гагра и Пицунда были популярны еще в советское время. Развитие курортной индустрии на Черноморском побережье Кавказа сдерживается относительно коротким (например, по сравнению со Средиземным морем) сезоном, экологическими, транспортными проблемами, а в Абхазии — также неопределенностью ее статуса и угрозой новой вспышки военного конфликта с Грузией.

Источник

Хоз-енное значение Черного моря. ( полезные ископаемые, транспортные пути, порты, промысловые животные)

Велико транспортное значение Чёрного моря для экономики государств, омываемых этим водоёмом. Существенный объём морских перевозок составляют рейсы танкеров, обеспечивающих экспорт нефти и нефтепродуктов из портов России (в первую очередь из Новороссийска и Туапсе) и портов Грузии (Батуми). Нефтетерминалы Новороссийска способны принимать супертанкеры. Впрочем, объёмы вывоза углеводородов существенно сдерживаются ограниченной пропускной способностью проливов Босфор и Дарданеллы. В городе Южный построен нефтетерминал по приёму нефти в рамках нефтепровода Одесса — Броды[51]. Также существуют проекты строительства нефтепроводов Бургас — Александруполис (в конце 2011 года его строительство было отложено на неопределённый срок из-за отказа Болгарии) и Самсун — Джейхан в обход Черноморских проливов[52]. По дну Чёрного моря проложен глубоководный газопровод «Голубой поток», соединяющий Россию и Турцию. Длина подводной части газопровода, пролегающей между селом Архипо-Осиповка на Черноморском побережье Кавказа и побережьем Турции в 60 км от города Самсун, — 396 км[53]. Существуют планы расширения мощности газопровода путём прокладки дополнительной ветви трубы, а также строительства нового подводного газопровода «Южный поток»[54].

Через Чёрное море проходит международный транспортный коридор TRACECA (Transport Corridor Europe — Caucasus — Asia, Европа — Кавказ — Азия)[55]. Черноморские порты являются конечными пунктами ряда Панъевропейских транспортных коридоров.

На рубеже XX и XXI веков больше половины перевозок по Азово-Черноморскому бассейну приходилось на внешнюю торговлю. Помимо занимающих основное место нефти и нефтепродуктов вывозятся руды, металл, цемент (в последние годы одним из основных вывозных товаров стало зерно, ранее, наоборот, ввозившееся через черноморские порты). Основные объёмы ввоза приходятся на руды цветных металлов, металл, сахар и другие продукты питания, машины и обо­рудование[56]. В черноморском бассейне широко развиты контейнерные перевозки, существуют крупные контейнерные терминалы. Развиваются перевозки с помощью лихтеров; работает железнодорожные паромные переправы Ильичёвск (Украина) — Варна (Болгария) и Ильичёвск (Украина) — Батуми (Грузия). Развиты в Чёрном море и морские пассажирские перевозки (впрочем, после распада СССР их объём значительно снизился).

Наиболее крупные порты на Чёрном море по грузообороту (данные за 2010 год)[57]: Новороссийский морской торговый порт (Россия, 76,2 млн т), Констанца (Румыния, 36,4 млн т), нефтяной порт Каспийского трубопроводного консорциума (Россия, 34,9 млн т), Одесский морской торговый порт (Украина, 24,7 млн т), Туапсинский морской торговый порт (Россия, 18,5 млн т), Южный морской торговый порт (Украина, 18,2 млн т), Мариупольский морской торговый порт (Украина, 15,9 млн т), Ильичёвский морской торговый порт (Украина, 15,0 млн т), Эрдемир (Турция, 13,0 млн т).Промышленное рыболовство Промысловое значение в Чёрном море имеют следующие виды рыб: килька (шпрот), кефаль, анчоус (хамса), скумбрия, ставрида, судак, лещ, осетровые, сельди[10]. Основные рыболовные порты: Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск и др.

В последние годы XX — начале XXI века рыбный промысел значительно сократился вследствие перелова рыбы и ухудшения экологического состояния моря. Значительную проблему представляют также запрещённое донное траление и браконьерство, особенно в отношении осетровых. Так, только за второе полугодие 2005 года специалистами Черноморского государственного бассейнового управления охраны водных живых ресурсов Украины («Черноморрыбвод») на территории Крыма было раскрыто 1909 нарушений рыбоохранного законодательства, изъято 33 тонны рыбы, выловленной незаконными орудиями лова или в запрещённых местах.

Источник

Ресурсы Черного моря

Чёрное море появилось более 5,3 млн лет назад в результате разделения океана Тетис.

Сейчас море относится к бассейну Атлантического океана. Отличительной чертой является то, что оно ограничено берегами со всех сторон.

В море уже на глубине 150-200метров практически невозможно обнаружить признаки жизни из-за высокой концентрации сероводорода.

На политической карте можно заметить, что оно омывает берега 7 стран: Абхазии, Болгарии, Грузии, России, Румынии, Турции и Украины.

Море обладает огромным разнообразием органического мира и природных ресурсов. Чем ещё богато Чёрное море? Как человек влияет на его экологию?

↑ Ресурсы Черного моря

Биологические ресурсы Черного моря — это рыба, растения, газ и нефть.

↑ Что добывают

Животный мир не обладает столь большим количеством видов как в других морях. Здесь не водятся морские звёзды, кораллы, осьминоги, каракатицы. Рыбы в основном представлена следующими видами:

  • хамса
  • скумбрия и сардина
  • кефаль
  • кошачья акула и катран
  • килька и анчоусы
  • хищный луфарь
  • скаты
  • морской дракончик и другие

Есть и те, которые по вине человека были занесены в Красную книгу: шип, морской конёк, русский осётр, белуга.

Беспозвоночные — мидии и устрицы, раки и креветки, стали объектом вылова. Всего добывают в год около 300 000 тонн морепродуктов.

Растения главным образом представлены одноклеточными и многоклеточными водорослями:

  • кладофора бродячая
  • ульва
  • взмарник
  • водоросли-эфемеры
  • каллитамнион
  • филлофоры
  • зостера

  • Есть разведанные на шельфе месторождения нефти и природного газа. На шельфе сейчас ведётся их активная разработка предприятием «Черноморнефтегаз».
  • Залежи железомарганцевых руд, а в акватории моря — запасы гравия и строительных песков.
  • Мелководье богато ракушечником, используемый для производства стекла и в строительстве.

↑ Ущерб

Из-за активной деятельности человека происходит быстрое сокращение животного и растительного мира. Некоторые виды сейчас даже оказались на грани вымирания! Чтобы не допустить полного исчезновения, были созданы заповедники: Карадагский, Дунайский, Черноморский.

↑ Экологическое состояние

Вода Чёрного моря за последние годы стала всё больше загрязняться нефтепродуктами, стоками и промышленными отходами. К большому сожалению, экологическая состояние ежегодно только ухудшается, хотя человек предпринимает все попытки, чтобы исправить ситуацию.

↑ Заключение

Чёрное море одно из самых удивительных мест на планете Земля. Оно одновременно является важным месторождением природных ресурсов, районом транспортных перевозок, местом отдыха туристов и стратегически важным объектом. Однако из-за невежества человека и халатного его отношения к окружающей среде море переживает не лучшие свои времена.

Источник

Оцените статью