Проблемы Мирового океана
Под Мировым океаном принято понимать непрерывную водную оболочки планеты, которая окружает материки и острова, и имеет общий солевой состав.
Общая площадь Мирового океана составляет 361,3 млн. кв. км, т.е., он занимает 71% поверхности Земли.
Делится на океаны, внутри которых выделяют моря, заливы и проливы. Разделение на океаны – Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый и Южный Ледовитый – предложила в 1845 году специальная комиссия Лондонского географического общества. Потом деление пересмотрели, оставив только четыре океана, от которых зависит жизнь более 100 млн. человек, живущих на побережье.
Человечество использует ресурсы Мирового океана тысячи лет. В ХХ-XXI веке этот процесс стал более интенсивным и бездумным, что грозит серьезными проблемами для жителей планеты.
Экологическая проблема
Постоянное развитие цивилизации привело к загрязнению Мирового океана. Серьезное ухудшение наступило в 1950-х годах, когда лидирующие места в промышленности заняли химическая и нефтеперерабатывающая сферы.
Загрязнение Мирового океана происходит несколькими путями:
- Физическое. В воду постоянно попадает разный мусор, самый опасный из которых пластик, поскольку он практически не разлагается. По водной поверхности дрейфуют миллионы тонн пластиковых отходов. Только 20% подобного мусора попали с кораблей, а 80% – с суши. В результате загрязнения страдают сотни виды морских птиц и животных.
- Биологическое. В воды Мирового океана попадают разные бактерии и микроорганизмы, органические отходы, что нарушает хрупкий экологический баланс.
- Химическое. Промышленные предприятия скидывают в воду химикаты, тяжелые металлы, отходы химического производства. Они попадают в сточные воды, а затем и в океан. Первоочередную опасность составляют ртуть и пестициды. Много химии попадает в воды Мирового океана из канализации, куда люди смывают синтетические вещества и средства.
- Нефтяное. Это источник загрязнения № 1. Нефть попадает в воду, когда происходят техногенные катастрофы, крушения танкеров, бурения скважин. Морской транспорт также сбрасывает в океаны огромное количество нефтепродуктов. Разливы нефти вызывают гибель животных, рыб, птиц, препятствуют привычному теплообмену между слоями воды.
- Тепловое. Воду, которую отрабатывают электростанции, сбрасывают в моря, реки и другие источники, имеющие связь с океаном. В результате чего происходит местное повышение температуры, что опасно для многих животных, не переносящих высокие температурные показатели. Кроме того, начинают активно размножаться некоторые виды водорослей, вызывающие цветение воды.
- Радиоактивное. Эксперты установили, что Мировой океан давно стал кладбищем хранения радиоактивных отходов.
Пути решения экологических проблем
В разных странах мира принимаются специальные экологические законы, регламентирующие сброс веществ в воду. В частности, во Франции устанавливают на фабриках и заводах точки забора и сброса воды. По инициативе ООН и многочисленных институций, которые занимаются экологическими вопросами, побережье Мирового океана регулируют вертолеты, следящие за сбросами. Нарушителей штрафуют, а также привлекают к уголовной ответственности.
Кроме того, регулярно проводится чистка воды от пластика и другого мусора. В этот процесс включились эко-активисты и общественные организации, помогающие ООН и правительствам стран мира выполнять нормы и требования Конвенции ООН по морскому праву (1982), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972), Международной конвенции об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (1971 и 1974) и многих других.
В рамках Морской программы WWF создаются национальные парки, выделяются особо охраняемые природные зоны, развиваются программы не истощительного использования ресурсов Мирового океана.
Правовая проблема
Мировой океан с XVII века находился под действием доктрины свободы морей, которая ограничивала права и юрисдикцию в отношении океана до полоски моря возле побережья того или иного государства. Другая часть океана была свободной и не принадлежала ни одной из стран.
В середине ХХ века доктрину пересмотрели, поскольку страны стали заявлять претензии на морские ресурсы. Другие причины:
- Выросла обеспокоенность относительно рыбных запасов в прибрежных водах, где работали рыболовецкие суда.
- Угроза загрязнения отходами транспортных судов и нефтяных танкеров.
- Загрязнение прибрежных зон и морской флоры и фауны.
- Желание военно-морских сил сохранить присутствие на поверхностных водах и под ними.
Правовой статус Мирового океана регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву, которая и решила ряд возникших проблем. Так, были установлены права на свободную навигацию, границы территориального моря – 12 миль от берега, исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега, правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.
Документ определил создание Международного органа по морскому дну, механизмы решения конфликтов и появление Комиссии по границам континентального шельфа.
Отдельными конвенциями регулируется правовой режим морей и океанов, трансграничные рыбные запасы, в том числе мигрирующих рыб, создание специализированных организаций для мониторинга ситуации в Мировом океане и решении конфликтов.
Отдельное внимание уделяется защите морей и океанов, чем занимается Программа ООН по окружающей среде. Главная цель – способствовать безопасному экологическому использованию морских ресурсов.
Данная организация создала Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате деятельности, которая осуществляется на суше. Это глобальный межправительственный механизм, который призван заниматься проблемами и вопросами наземных, пресноводных, морских и прибрежных экосистем.
Проблемами судоходства занимается Международная морская организация, призванная сократить вредные выбросы в атмосферу и парниковые газы, которые идут от морских судов.
Глобальной проблемой Мирового океана в последние несколько десятилетий стало пиратство, развивающееся у берегов Сомали и Гвинейском заливе. Пираты подрывают морскую безопасность, угрожают морским перевозкам и людям. Также они вносят существенный сбой в торговлю, навигацию, вызывают повышенные финансовые затраты судовладельцев, выплаты страховых сборов и расходов на безопасность.
Пираты мешают доставлять гуманитарную помощь в пострадавшие районы. ООН, Международная морская организация и Управление ООН по наркотикам и преступности разрабатывают программы, направленные на борьбу с транснациональной организованной безопасностью в Африке и пиратством в Гвинейском заливе и в районе Африканского Рога.
Экономическая проблема
Мировой океан используется для добычи нефти и газа, которые находятся в морских глубинах. Размеры добычи постоянно возрастает, что угрожает экосистеме, приводит к загрязнению глубинных и прибрежных вод. Из-за этого жители прибрежных зон теряют доступ к еде и чистой воде. Кроме того, нарушается система добычи ресурсов, на которых основывается экономика многих стран.
Мировой океан дает до 90% рыбы и других морских продуктов, добывающихся в шельфовых районах. Первое место по улову занимает Китай, на втором месте находятся Чили, Япония, США, Россия. Увеличивать размеры добыч нельзя, поскольку это подорвет биологические ресурсы океана.
Многие страны осваивают глубоководную добычу нефти и газа, что приводит к удорожанию нефтепродуктов. Из-за нарушения баланса флоры и фауны некоторые государства отказываются от подобной деятельности, замораживая или совсем останавливая работы на шельфе или на дне морей и океанов.
При добыче других полезных ископаемых – кальция, магния, солей натрия, йода, брома, калия – происходит загрязнение вод тяжелыми металлами, изменение солености и температуры в океане.
Ученые научились добывать из вод Мирового океана ценные металлы, руды редких металлов и веществ. Это постепенно меняет структуру экономики стран мира. Одни государства быстро богатеют, а другие вынуждены искать средства, чтобы покупать нужные ресурсы. Подобные ситуации ведут к конфликтам, которые приводят к войнам и террористическим актам.
Мировой океан выступает главной транспортной артерией, обеспечивающей торгово-экономические связи и 60% мирового товарооборота. Появление разных видов морского транспорта привело к возникновению большого разрыва между районами производства и потребления, увеличению зависимости экономически развитых стран от регулярных поставок сырья и топлива.
Демографическая проблема
Загрязнение вод Мирового океана и постоянно растущее число жителей планеты увеличивает нагрузку на моря и океаны. Страны, занимающиеся добычей рыбы, морских животных и деликатесов, вынуждены наращивать обороты добычи. Правительство Китая, Перу, США, Японии, России, входящих в ТОП государств по добыче рыбы, поднимают закупочные цены для поставщиков, становясь монополистами.
Нагрузка на прибрежную зону возрастает и из-за того, что все больше людей перемещается к воде. Многие мечтают жить возле океанов и морей, что ведет к урбанизации прибрежных районов. Вследствие чего происходит перемещение многих промышленных ресурсов, изменение существующей инфраструктуры и сферы услуг.
Под значительным давлением оказались старинные города, которые каждый год принимают миллионы туристов, путешествующих на круизных лайнерах. Ученые уже доказали, что это наносит вред памятникам архитектуры и истории, мировым достопримечательностям. Выгоду получают только туристические компании и фирмы, вкладывающие деньги в развитие курортной инфраструктуры. При этом развивается портовая инфраструктура за счет привлечения инвестиций. С одной стороны, это выгодно, ведь создаются новые рабочие места, реализуются многочисленные проекты, растет количество инвесторов. С другой стороны, наблюдается деформация производства, промышленности, жилой инфраструктуры, транспортных магистралей, ресурсов.
Оборонные проблемы
Воды Мирового океана используются как площадки для размещения военно-морских баз, подводных и надводных судов с ядерными боезапасами. Китай, США, Россия и другие государства, входящие в ядерный клуб, не собираются отказываться от подобного размещения оружия и ресурсов, ведь так они получают максимальную мобильность с географической и стратегической точки зрения.
Владеть портами и базами на архипелагах, островах, прибрежных зонах выгодно, поскольку это позволяет ведущим странам мира получать доступ к ресурсам и сырью.
Итак, к основным проблемам Мирового океана относятся экологические, демографические, правовые, оборонные, экономические аспекты. Все они носят глобальный характер и связаны с деятельностью человека.
Источник
Я -исследователь «Проблемы Мирового океана»
проект (3 класс) на тему
Материал для проведения научных чтений в 3 классе. Материал подготовлен учеником.
Данный материал содержит цель исследования: определить проблемы, в связи с которыми происходит загрязнение Мирового океана; гипотезу исследования: Мировой океан-источник жизни на планете; задачи иссдедования: узнать, что такое Мировой океан, выяснить и изучить основные факторы, влияющие на загрязнение Мирового океана, найти факторы, которые смогут благоприятно повлиять на экологическое состояние Мирового океана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_mirovogo_okeana.docx | 602.48 КБ |
ya_-issledovatel_2.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы Мирового океана»
Выполнил ученик 3 «Г» класса
Классный руководитель Ващилина Т.В.
Цель исследования: определить проблемы, в связи с которыми происходит загрязнение Мирового океана.
Гипотеза исследования: Мировой океан-источник жизни на планете.
- узнать, что такое Мировой океан,
- выяснить и изучить основные факторы, влияющие на загрязнение Мирового океана,
- найти факторы, которые смогут благоприятно повлиять на экологическое состояние Мирового океана.
- Почему меня заинтересовала проблема Мирового океана?
Мне всегда было интересно…
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
- Что такое Мировой океан. СЛАЙД 3.
Мирово́й океа́н — основная часть гидросферы, водная оболочка Земли, окружающая материки и острова.
Учение о земных океанах называется океанологией .
Мировой океан покрывает 70,8 % земной поверхности.
Материками и островами разделяют Мировой океан на четыре большие части (океаны):
- Атлантический океан
- Индийский океан
- Тихий океан
- Северный Ледовитый океан
Иногда из них также выделяется
Составными частями Мирового океана являются — океаны, моря, заливы и проливы.
- Значение Мирового океана для планеты. СЛАЙД 4.
Мировой океан –это:
- Источник атмосферных осадков
- Регулирует содержание кислорода и углекислоты в атмосфере
- Энергетические ресурсы
- Полезные ископаемые
- Морская вода
- Бесплатная и удобная дорога
- Океан – это среда обитания для огромного количества живых организмов. В Мировом океане представлены все типы животных, для многих из них морская вода – единственная среда обитания.
- Океан – это главный регулятор климата на планете. В приморских странах климат мягче, чем в странах, находящихся внутри континентов. Это обусловлено тем, что воды океана медленно поглощают большое количество теплоты и медленно отдают его в окружающую среду.
- Переработка отходов
- СЛАЙД 5.
Океан является важным источником пищевых и минеральных ресурсов , добываемых и используемых человеком.
Побережья тёплых морей являются местом отдыха огромного количества людей из разных стран. Экономика многих прибрежных стран полностью основана на использовании океанских ресурсов: Перу – мировой лидер по улову рыбы, страны островов Полинезии, Микронезии, Меланезии – важный туристический регион. Крупнейший европейский экспортёр нефти – Великобритания – добывает нефть на шельфе Северного моря.
Проблемы Мирового океана.
Интенсивное использование океана человеком не могло не повлиять на экосистему Земли. В настоящее время человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые затронули в том числе и Мировой океан.
В прошлом веке больше всего загрязняющих веществ наблюдалось в прибрежных зонах, на побережье материков, рядом с промышленными центрами, а также рядом с крупнейшими судоходными путями. В последние 20 лет ситуация изменилась – теперь загрязняющие вещества обнаруживают даже в водах высоких широт – рядом с полюсами. Таким образом, загрязнение носит масштабный характер и затрагивает все воды Мирового океана.
На данный момент самыми загрязненными океанами принято считать Тихий и Атлантический, а самыми загрязненными морями – Северное, Средиземное, Балтийское, а также внутренние воды Персидского залива.
Проблемы Мирового океана на сегодняшний день многочисленны и многогранны, и, если они не будут решены, человечеству грозит глобальная экологическая катастрофа.
Наиболее опасные виды загрязнения:
- Нефть и нефтепродукты. Огромный ущерб нанесли катастрофы танкеров.
2007 год – шторм в Керченском проливе. 4 судна затонули, 6 сели на мель, 2 танкера были повреждены. Ущерб составил 6,5 млрд рублей. Ни один год не проходит на планете без катастрофы. Нефтяная пленка способна полностью поглощать инфракрасные лучи, вызывая гибель морских и прибрежных обитателей, что ведет к глобальным экологическим изменениям.
- Радиоактивные вещества, металлы и химикаты, поверхностные стоки химических удобрений с полей (пестицидов).
- Отходы промышленных и бытовых сточных вод. Большие прибрежные города, не справляющиеся с потоком канализационных отходов, стараются отвести канализационные трубы подальше в море, что приводит к цветению воды и нарушению биологического равновесия океана.
- Пластиковые отходы – еще один фактор загрязнения океана. Они образуют на поверхности целые острова и угрожают жизни морских обитателей. Символом загрязнения океана можно считать мусорные острова. Самый большой мусорный остров находится в Тихом океане – он достигает площади в 1 760 000 кв. км и 10 м в глубину.
СЛАЙД 8.
На данный момент загрязнение Мирового океана уже привело к таким последствиям:
- В некоторых частях океана пропадают редкие виды рыб и животных, меняется состав растительности.
- Вода становится менее чистой, появляется все больше органических и неорганических примесей.
- В среде обитания накапливаются химические загрязнители – токсические вещества.
Все перечисленные последствия загрязнения Мирового океана губительны не только для обитателей моря, но и для цивилизации. При контакте с загрязненной водой (стирка, купание, рыбная ловля) есть риск проникновения через кожу или слизистые всевозможных бактерий, вызывающих тяжелые заболевания.
Загрязнения Мирового океана способны вызвать изменения климата и погоды на всей планете.
Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики.
Охрана океана является одной из глобальных проблем человечества.
К таким печальным выводам пришли эксперты, собравшиеся в Оксфордском университете на очередном заседании Международной организации по наблюдению за Мировым океаном IPSO (International Programme on the State of the Ocean). В эту организацию входят крупнейшие специалисты из различных сфер океанологической науки.
Мертвый океан — мертвая планета, а значит, и все человечество.
Разумное использование водных ресурсов – это первоочередная экологическая задача. Несмотря на способность мировых вод к самоочищению, он не в состоянии справиться с текущими объемами загрязнения.
- Суда-губки. В целях предотвращения утечек нефти совершенствуются конструкции нефтеналивных судов. Многие современные танкеры имеют двойное дно. Для систематической очистки акваторий от случайных разливов применяются плавучие нефтесборщики и боновые заграждения. Также в целях предотвращения растекания нефти используются физико-химические методы. Создан препарат пенопластовой группы, который при соприкосновении с нефтяным пятном полностью его обволакивает.
- Важное место в предохранении гидроресурсов от качественного истощения принадлежит очистным сооружениям.
- Решить проблему с загрязнением океана можно, надо лишь научиться перерабатывать мусор, существуют различные способы утилизации отходов. Например, из отработанных автомобильных шин изготавливают современное резиновое покрытие.
Кучу пластика, плавающего на волнах океана можно было бы направить на изготовление пластиковой тары для пищевых продуктов. - Ограничить отлов рыбы.
7. СЛАЙД 12. Что делать?
Результаты исследования заставили меня задуматься,
вся жизнь на Земле связана с океаном и его обитателями, чем больше мы узнаем о проблемах этой важной системы, тем более экологически грамотным будет наше поведение. Нужно знать, что сломалось в нашем доме, чтобы уберечь его от больших бед. Мы не можем всецело полагаться только на правительственные программы и действия официальных организаций. Жизнь тысяч существ уже сегодня в наших руках. Любое великое дело начинается с малого.
Я сделал вывод: даже если мы не живем рядом с океаном, мы можем помочь сохранить драгоценные океанические ресурсы.
- Отказывайтесь от применения пластиковых пакетов, пользуйтесь многоразовыми сумками.
- Пользуйтесь общественным транспортом для уменьшения загрязнения окружающей среды автомобильными выбросами.
- Экономьте воду и энергию.
- Правильно утилизируйте пластмассы и другие продукты.
- Отправляясь на пляж, возьмите с собой мусорный пакет и собирайте в него видимый мусор.
Источник