Ту 154 над черным морем расследование

Гибель Ту-154: что известно о трагедии над Чёрным морем

Хронология

25 декабря принадлежащий Минобороны РФ среднемагистральный самолёт Ту-154 в 01:38 вылетел из Москвы (аэродром Чкаловский) и приземлился на дозаправку в Адлере.

05:25 — воздушное судно поднялось со взлётной полосы.

05:26 (примерно) — по словам очевидца, у Ту-154 пропал звук двигателей.

05:27 — самолёт не набрал высоту, совершил разворот вправо и пропал с радаров.

05:27 (примерно) — самолёт упал в море в шести километрах от берега.

07:59 — о катастрофе сообщили информагентства со ссылкой на экстренные службы региона.

08:30 — министр обороны РФ Сергей Шойгу провёл экстренное совещание по видеоконференцсвязи с руководством Вооружённых сил по организации поисково-спасательных мероприятий пропавшего в районе Сочи самолёта Ту-154.

08:46 — спасатели обнаружили предполагаемое место падения самолёта Ту-154. В акватории вблизи сочинского побережья заметили большое масляное пятно. Чуть позже — обломок шасси, а затем в полутора километрах от берега на глубине 50-70 метров — фрагменты фюзеляжа.

По факту катастрофы Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье 351 УК РФ «Нарушение правил безопасности полётов или подготовки к ним».

Сотрудники СК изъяли предполётную документацию и проводят допрос диспетчеров и технического персонала. Также в Адлер вылетела комиссия Минобороны РФ во главе с замминистра обороны РФ генералом армии Павлом Поповым.

Экипаж и пассажиры

На борту самолёта находились военнослужащие, артисты ансамбля имени Александрова и девять журналистов (съёмочные группы НТВ, Первого канала и «Звезды»). Среди пассажиров рейса была и правозащитница Елизавета Глинка, также известная как Доктор Лиза. Всего на борту находилось 92 человека.

Поисково-спасательные работы

В течение дня в ходе поисково-спасательной операции обнаружены более десяти тел погибших, личные вещи и документы. Глубина моря в районе падения самолёта составляет 50-100 метров. Обломки разбросаны на расстоянии от 1,5 до 14 км от берега. Было установлено, что Ту-154 упал в воду в 5-6 км от сочинского побережья, направляясь в сторону Анапы.

Однако поисковым работам мешает сильное течение. Позднее также выяснилось, что, как заявил глава Минтранса РФ Максим Соколов, бортовые самописцы Ту-154 не были оборудованы радиомаяками. Это существенно осложняет их обнаружение.

В свою очередь, Минобороны РФ сообщило, что операция в районе крушения самолёта проводится безостановочно и круглосуточно. Спасатели и военные занимаются изучением рельефа дна с помощью гидролокаторов. Им в помощь в район поисковых работ перебрасывают дополнительные силы и оборудование.

Что известно о лайнере RA-85572

Известно, что разбившийся лайнер Ту-154Б-2 с бортовым номером RA-85572 находился в эксплуатации советских ВВС с 12 мая 1983 года. С 4 марта 1996 года Ту-154Б-2 был на хранении. В 2000-е годы судно несколько раз поднималось в воздух и в 2009 году окончательно вернулось в строй.

Последний ремонт этого самолёта был проведён в декабре 2014 года. В сентябре 2016-го он прошёл плановое обслуживание. За всё время службы Ту-154Б-2 три раза подвергался капитальному ремонту. Впрочем, ни этот факт, ни 33 года номинальной эксплуатации с налётом в 6689 часов не дают повода называть борт RA-85572 устаревшим. Назначенный ресурс самолёта, по данным КБ, — 60 000 лётных часов или 40 лет эксплуатации. Межремонтный ресурс — 30 000 часов.

В момент трагедии воздушным судном управлял лётчик первого класса Роман Волков, у которого за плечами было свыше трёх тысяч часов практики. А штурман, подполковник Александр Петухов, в 2011 году был в составе экипажа, который смог посадить кувыркающийся в воздухе Ту-154 с бортовым номером RA-85563 (тогда у лайнера сразу после вылета отказали системы управления).

Показатель аварийности Ту-154

Ту-154 — один из самых массовых советских и российских пассажирских самолётов. Его серийное производство началось в 1970 году и завершилось в 1998-м. Всего на самарском (бывший куйбышевский) заводе «Авиакор» было выпущено более тысячи машин различных типов, часть из которых поставлялась за рубеж. Три года назад предприятие окончательно прекратило производить Ту-154.

По данным сайта aviation-safety,

с 1973 года с Ту-154 произошло 68 инцидентов (за исключением нынешней аварии) в более чем 20 странах мира. На Россию и бывший СССР приходится 24 катастрофы.

Последняя крупная трагедия Ту-154 произошла под Смоленском 10 апреля 2010 года. На борту лайнера находились представители польской военно-политической элиты, включая президента Леха Качиньского. Все находившиеся на борту 96 человек погибли. Официальная причина — ошибка польского экипажа, не сумевшего посадить самолёт на взлётно-посадочную полосу.

Ранее над Чёрным морем Ту-154 терпел катастрофу только один раз. 4 октября 2001 года украинский зенитный ракетный комплекс С-200 выпустил ракету по судну авиакомпании «Сибирь» (бортовой номер RA-85693), которое направлялось из Тель-Авива в Новосибирск. Тогда погибли 78 человек.

Предварительные версии катастрофы

25 декабря официальных версий крушения выдвинуто не было. И представители властей, и эксперты ссылались на то, что информации пока крайне мало.

Версия теракта при расследовании крушения самолёта Ту-154 не рассматривается как основная, сообщил РИА Новости источник в спецслужбах. По его словам, после прилёта в Адлер самолёт был взят под охрану.

«На борт поднимались только два пограничника и один таможенник, а из самолёта выходил только штурман с целью контроля заправки», — отметил собеседник агентства.

Он также подчеркнул, что «на данный момент нет никаких данных, свидетельствующих в пользу теракта, и органы безопасности и следствие не рассматривают эту версию как основную».

Генерал-майор, заслуженный военный лётчик России, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов в интервью RT рассказал, по каким причинам самолёт мог не подать сигнал бедствия:

«Взлёт и посадка — это самые загруженные элементы выполнения полёта. Это не просто переходные режимы, сложные по аэродинамике, там приходится выполнять очень много манипуляций. Нужно произвести комплекс манипуляций, движений органами управления, и в то же время контролировать показания десятков приборов, потому что полёт выполнялся в ночное время — это приборный полёт».

Ещё один собеседник в отрасли, который пожелал сохранить анонимность, исходя из имеющейся информации, предположил, что Ту-154 рухнул в воду невредимым. «Топливо вытекло из разрушенных от удара баков и потом поднялось на поверхность моря», — считает собеседник RT.

Версию удара самолёта о воду подтвердил RT заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. «Ту-154 стал разрушаться после удара о поверхность воды. Естественно, что повреждения получили и топливные баки. По образовавшемуся маслянистому пятну и удалось обнаружить место падения», — отметил эксперт.

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев говорит, что к трагедии могло привести множество причин:

«Отказ двигателей, некачественное топливо, отказ системы управления. В таких случаях у самолёта резко падает тяга и он сваливается в штопор или на крыло. А для выхода из штопора может не хватить скорости. Самолёт теряет управление и, двигаясь по спирали, может начать разваливаться на части», — предположил Корнев.

Впрочем, все сходятся в одном: информации о расследовании авиакатастрофы пока чрезвычайно мало, полная ясность появится только после поднятия и расшифровки чёрных ящиков.

Траур

Президент России Владимир Путин объявил 26 декабря общенациональным днём траура по погибшим при крушении самолёта Ту-154 в районе Сочи.

Источник

Трагедия, которая ничему не научила Украину: Как ВСУ сбили российский Ту-154

17 лет назад, 4 октября 2001 года, украинские военные во время учений в Крыму сбили над Черным морем российский пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь»

Трагедия произошла 4 октября 2001 года в 13 часов 45 минут по московскому времени. Пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший регулярный рейс №1812 Тель-Авив — Новосибирск, взорвался в воздухе на высоте 11 000 метров и рухнул в Черное море примерно в 200 километрах от Сочи. Все находившиеся на борту 66 пассажиров (51 гражданин Израиля и 15 граждан России) и 12 членов экипажа (граждане России) погибли.

Первые версии

Первым о произошедшем падении самолета сообщил Гарик Оганесян — командир экипажа армянского самолета Ан-24, который следовал параллельным курсом с Ту-154. Произошло это примерно через две-три минуты после того, как российский авиалайнер исчез с экранов радаров. По словам Оганесяна, слева от себя он наблюдал мощный взрыв, после чего неизвестный самолет потерял управление и упал в море.

Сразу после этого сообщения началась спасательная операция, в ходе которой были обнаружены обломки Ту-154, тела и личные вещи погибших. По поручению президента России Владимира Путина была создана специальная комиссия по установлению причин авиакатастрофы, которую возглавил секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло.

Одной из начальных версий случившегося был террористический акт на борту. С момента трагических событий 11 сентября в Соединенных Штатах прошло всего лишь три недели. Мир замер в ожидании новых атак со стороны международных исламистских группировок, о возможности которых предупреждали спецслужбы и говорили все мировые СМИ.

Однако версию взрыва на борту первыми стали подвергать сомнению представители таможенной службы международного аэропорта имени Давида Бен-Гуриона, откуда лайнер начал свой последний полет. По их словам, все пассажиры проходили жесткий контроль, включавший личное собеседование с представителями израильской службы безопасности, а багаж проходил через декомпрессионные камеры, позволяющие обезвредить взрывное устройство.

Ту-154. Фото: Belovodchenko Anton / Shutterstock.com

Второй версией крушения Ту-154 стали технические неполадки. Однако представители авиакомпании «Сибирь» опровергли возможность неисправности самолета. Разбившийся Ту-154 находился в эксплуатации всего десять лет и за два года до трагедии прошел капитальный ремонт. Управлял лайнером опытный экипаж. Командир самолета Евгений Гаров имел почти 11 тысяч часов налета, из которых почти шесть тысяч — на Ту-154. Украинская сторона при этом сохраняла молчание.

Версию, что российский самолет мог быть поражен украинской зенитной ракетой комплекса С-200, первыми сообщили американские телекомпании CBS и CNN . Произошло это через несколько часов после трагедии. Подтвердили эту информацию и в Пентагоне, сославшись на данные спутников слежения, зафиксировавших пуски ракет над акваторией Черного моря за несколько минут до крушения Ту-154 .

Примечательно, что после трагедии со сбитым украинским ЗРК «Бук» малайзийским «Боинг-777» рейса МН17 американцы так и не соизволили предъявить данные своих спутников-шпионов, которые позволили бы установить точное место пуска ракеты.

Отмазки Киева

В Киеве сначала бросились отрицать сам факт проведения учений. Затем с оговорками признали факт проведения стрельб из ЗРК на мысе Опук под Керчью, но при этом с негодованием отвергая возможность ошибочного попадания ракеты в пассажирский лайнер: мол, ракеты были без боеголовок и вообще имели дальность 5 000 метров.

Лгали министр обороны Украины Александр Кузьмук, главком войск ПВО, генерал-полковник Владимир Ткачев и его заместитель по боевой подготовке, генерал-лейтенант Владимир Дьяков, непосредственно руководивший стрельбами.

Отмазывался как мог сам президент Леонид Кучма, который сначала заявил, что азимут стрельб украинских ЗРК не совпадал с курсом рейса 1812, а затем и вовсе стал утверждать, что «теоретически возможно все» и вообще ракеты — российского производства (!). Добавим, что одним из первых украинских политиков, кто публично признал, что версия о попадании зенитной ракеты класса «земля-воздух» ВСУ в пассажирский самолет «имеет право на существование», стал тогдашний премьер-министр Анатолий Кинах.

Л. Кучма. Фото: www.globallookpress.com

Проведенное расследование установило, что ракета комплекса С-200 имела своей целью беспилотную мишень Ту-143 «Рейс», находившуюся в 50-километровой закрытой зоне. Однако радар осуществил захват сразу трех целей, среди которых были, помимо планируемой мишени, оказавшиеся за пределами закрытой зоны, но в досягаемости полета зенитной ракеты российский Ту-154 и армянский Ан-24.

При этом сразу определить, что представляют собой «цель №2» и «цель №3», украинский оператор не мог. Как стало известно из магнитофонной записи переговоров оператора наведения с командным пунктом и непосредственным руководителем ракетных стрельб, заместителем начальника ПВО Украины, генерал-лейтенантом Владимиром Дьяковым, последний при получении информации о неопознанных целях, вместо того чтобы осуществить проверку, дал команду открыть огонь.

Вместо малоразмерной и идущей на небольшой высоте «цели №1» ракета комплекса С-200 захватила и поразила более крупную и имевшую большую отражающую поверхность «цель №2», находившуюся на той же траектории на расстоянии примерно 250 километров от места старта. По трагическому стечению обстоятельств этой целью оказался гражданский рейс 1812.

Лишь под давлением неопровержимых доказательств, предъявленных следствием, в Киеве стали признавать свою ответственность за сбитый самолет. При этом Леонид Кучма призвал 10 октября «не делать из этого трагедии»: мол, такое везде случается — «не мы первые и не мы последние».

А министр обороны Кузьмук 13 октября нашел в себе силы принести извинения родственникам жертв авиакатастрофы, заявив:

Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены.

С-200. Фото: www.globallookpress.com

Почему трагедия Ту-154 так ничему и не научила Украину?

В конечном итоге Украина выплатила материальную компенсацию семьям погибших — по 200 тысяч долларов за каждого, — не признавая при этом юридическую ответственность за трагедию. Платить компенсацию в размере 15 миллионов долларов авиакомпании «Сибирь» в Киеве наотрез отказались. Судебные тяжбы по этому делу продолжались до 2013 года и закончились безрезультатно.

Отметим, что, несмотря на проведенное расследование, уголовной ответственности за халатность, приведшую к гибели 78 человек, никто из украинского военного командования так и не понес. В конечном итоге были уволены из армии главком ПВО Украины Ткачев, его заместитель Дьяков, начальник радиотехнических войск ПВО Коротков и еще ряд нижестоящих военнослужащих. 24 октября 2001 года был отправлен в отставку и министр обороны Кузьмук.

Однако близость к Кучме позволила ему уже в следующем году избраться в Верховную раду. Накануне «оранжевой революции» в сентябре 2004 года Кузьмук вновь на несколько месяцев возглавил украинское оборонное ведомство и был снят лишь после смены президентской команды. В интервью Дмитрию Гордону летом 2017 года украинский генерал вновь стал отрицать причастность Украины к гибели Ту-154, утверждая, что самолет упал вследствие взрыва на борту.

Произошедшая трагедия с Ту-154 ничему не научила Украину и ее военных. Не вызвала она и никакой серьезной международной реакции с требованиями привлечь к ответственности всех виновных. И Израиль, и Россия вполне удовлетворились выплаченными Киевом компенсациями родственникам погибших даже без юридического признания украинскими властями ответственности.

По большому счету, об авиакатастрофе над Черным морем довольно быстро забыли ввиду невозможности извлечения из нее серьезных политических дивидендов. Безнаказанность же в значительной мере способствовала повторению трагедии в гораздо большем масштабе. Правда, с одной большой разницей: уничтожение украинской ракетой зенитно-ракетного комплекса «Бук» малайзийского «Боинга-777» рейса МН17 в небе над Донбассом 17 июля 2014 года и гибель 298 человек остаются предметом спекуляций и важным элементом активной информационной войны Запада против России.

Место гибели малайзийского «Боинга-777» рейса МН17. Фото: www.globallookpress.com

Это при том, что Москва представила исчерпывающие доказательства, свидетельствующие о ее непричастности к трагедии. Тогда как Украина лишь продолжает голословно обвинять в произошедшем Россию, не предъявляя никаких доказательств и отрицая, как и в случае с Ту-154, очевидные факты.

Впрочем, стоящим за киевским режимом странам Запада не впервой использовать трагедии с гибелью десятков, а то и сотен людей как повод для информационной войны и обвинений в отношении геополитического противника. Достаточно вспомнить реакцию пресловутой «международной общественности» во главе с США на сбитый по ошибке 1 сентября 1983 года советским истребителем южнокорейский «Боинг-747» рейса KAL -007, который то ли по трагической случайности, то ли вследствие сознательной провокации оказался в советском воздушном пространстве над Сахалином.

После этой трагедии на Западе Советский Союз называли «империей зла». Спустя пять лет, в июле 1988 года, когда уже сами американцы сбили над Персидским заливом (где Персидский залив и где США!) иранский пассажирский аэробус А300, Белый дом и его сателлиты цинично назвали случившееся «надлежащей оборонительной акцией».

Источник

Читайте также:  История названия эгейского моря
Оцените статью