- Урока по окружающему миру . 4класс Тема «У тёплого моря» (по Сингопурской системе обучения) план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- » У теплого моря» учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урока по окружающему миру . 4класс Тема «У тёплого моря» (по Сингопурской системе обучения)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по Сингопурской системе обучения на тему «У тёплого моря». Изучение последней темы в разделе «Природные зоны России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse_u_tyoplogo_morya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 78 имени А.С.Пушкина»
Урок по окружающему миру в 4-в классе
по Сингапурской системе обучения
Тема: “У теплого моря”
Составиля: Шарафутдинова Нина Валентиновна
Неклюдова Елена Борисовна
Учителя первой квалификационной категории
Урок по окружающему миру в 4 классе
(с использованием структур по Сингапурской системе обучения- дети сидят за партами четвёрками. Все столы пронумерованы. За каждым учеником закреплён номер – 1,2,3,4 См. Приложение 1.)
Тема урока : У теплого моря
Цель : обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач. Познакомить с понятиями тропики и субтропики
— познакомить учащихся с с понятиями тропики и субтропики, разнообразием растительного и животного мира зоны субтропических лесов , раскрыть их значение в природе и жизни человека;
— способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания;
— воспитание бережного отношения к живой и неживой природе; прививать любовь;
Оборудование: проектор, дидактические материалы (карточки для выполнения заданий и тестов), презентация.
–Добрый день, ребята, какой сегодня прекрасный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Проверьте свои рабочие места. Садитесь.
II.Проверка домашнего задания.
— Я думаю, что вы много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте, сможете рассказать не только о природе каждой зоны, но и сравнить их.
— Давайте проверим, так ли это.
-У вас на столах лежат карточки с заданиями. (у каждого ребёнка)
- Прочитай, подумай
- Запиши ответы в столбик
- Обменяйся ответами с партнером по плечу
Время работы 2 минуты
Индивидуальная работа (карточки смотри в Приложении 2 .)
— Сверьте свои ответы с доской.
III.Работа над новым материалом
— Отгадайте загадку Весь год там купайся и загорай,
Нет жарче на свете ,чем этот край
-Как называется такая природная зона на территории России?
Учитель. Вопрос на доске « Что такое субтропические леса?»
Структура ДЖОТ ТОТС
Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру по плечу. Затем, оба участника по номером 1 и 2, эти половинки разделите пополам и половину отдайте партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит свой листочек на 4 части.
Задание: Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом или словосочетанием . Громко проговаривая это слово в группе, выкладывайте листочки на середину стола. Повторяться нельзя. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение — 3 минуты.
Время закончилось. — Хай файф !
Учитель: « Что такое субтропические леса?»
Участник под номером 3 , стол номер 3 зачитайте свои ответы.
— Покажите, пожалуйста, на карте Российской Федерации зону субтропических лесов . (Стол 4 участник 4) Каким цветом они обозначены?
Субтропические леса расположены на Черноморском побережье Кавказа.
Беседа сопровождается презентацией «У Чёрного моря»
- На столах лежит материал учебника и карточки с заданиями и фотографиями.
- Учащимся необходимо ознакомиться с информацией, обсудить в группах
- Представить информацию в виде постера или брошюры
- Защитить свой проект перед классом.
- Время работы 15 минут
Стол №1 Природные условия зоны субтропических лесов
Стол№2 Птицы субтропических лесов
Стол№3 Животный мир субтропических лесов
Стол№4 Деятельность человека
Стол №5«Правила поведения на природе»
Создать постер «Правила поведения на природе»
Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которые совсем несложно.
Стол №6 Животные Красной книги
Перед защитой РАБОТ проводится музыкальная разминка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР
Обобщение и итог урока:
Структура 3-2-1 (проанализируем результаты)
У каждого ребёнка листок бумаги.
- Запишите 3 важных момента, которые вы сегодня узнали.
- Запишите 2 названия постеров, которые вам понравились.
- Запишите комментарий или вопрос, который возник во время урока
Домашнее задание. С90-101 , тет с 57 зад. №3,5
Рассадка детей за столами:
Соседи по плечу: 1 и 2, 3 и 4. Соседи по лицу: 1 и 4, 2 и 3.
Определите, о какой природной зоне идет речь.
- Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота (ледяная зона)
- Растения все низкорослые, нет больших деревьев . Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев (тундра)
- Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами . Дожди выпадают редко, обычно ливневые (зона степей)
- Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины . Как правило, у всех листьев воскообразный покров (зона пустынь)
- Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания.
Сова, змея, подорожник, слизень.
Кузнечик, орел, ящерица, клевер.
(Правильные ответы — подорожник, слизень, змея, сова. Клевер, кузнечик, ящерица, орел)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждый ученик должен знать правильную картину мира, который его окружает. Очень часто на уроках по «Окружающему миру я использую ИКТ, позволяющие ярко и красочно продемонстрировать т.
урок для четвертого класса, содержащий материал по здоровьесбережению по теме «Правила закаливания».
Открытый урок по окружающему миру 4класс»Животноводство нашего края.».
Открытый урок по окружающему миру 4класс»Животноводство нашего края.».
Урок окружающего мира во 2 классе. УМК «Школа 2100». ФГОС.
Тема «Лес и человек. Правила поведения в лесу».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о состоянии объекта; выявление объекта, что он может быть в разных состояниях.Планируемые результатыПредметные знать: изменения состояния п.
Источник
» У теплого моря»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Перспективная начальная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_u_teplogo_morya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «У тёплого моря»
(Окружающий мир. 4 класс. Учитель Титова Е. И.)
С формировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
У чить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.
С овершенствовать речь, умение наблюдать.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать речь, память, мышление.
Карта природных зон; картины «Пустыня. Зона лесов. Черноморское побережье Кавказа», презентация « Черноморское побережье Кавказа », «Пустыня», «Животные Черного моря»; гербарий, глобус, тест.
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (презентация: «У Черного моря»)
— Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями.
Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.
- Проверка знаний и умений.
— В каких природных зонах мы уже побывали? (показ по карте природных зон)
— Проститься с пустыней не будем спешить –
О ней сейчас мы будем говорить.
Пустынь в России немного у нас.
О географическом положении и климате послушаем рассказ.
— У нас на прошлом уроке ребята брали задание по желанию.
— Как растения приспосабливаются к климатическим условиям пустыни?
— Какие животные населяют пустыню?
— Выберите таблицу с изображением пустыни. Объясните, почему в
пустыне такая пышная растительность. Это оазис.
- Пустыня – это место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
- У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (-)
- В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (- )
- У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо них – зеленые веточки. (+ )
- Самое быстрое животное пустыни – дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (- )
- Самый чуткий в пустыне клещ – он бежит к человеку за 5 м. ( + )
- Самая сонная в пустыне — обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь 5 лет. ( + )
- Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человек. (+ )
- В пустыне непривычно и непонятно: озера без воды, реки никуда не впадают, дождь высыхает, не долетев до земли. ( + )
Физминутка – звучит музыка (Шум моря)
— Мы с вами побывали в пустыне,
нам жарко и сейчас мы побываем на берегу моря.
Посмотрите вокруг, как здесь красиво!
Представьте, что вы сидите на теплом морском песочке,
Поиграйте с ним.
А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Мы слышим шум моря, прибой волны
И шелест волн прибрежных.
Волна беседует со мной и говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни.
Почувствуй чистый воздух моря,
Тепло и свет ласкают тело.
Расслабься и послушай тишину.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепче кулачки сожмите,
Их повыше поднимите.
Глаза откройте, проснитесь.
II . Работа над новым материалом.
Итак, мы отправляемся в путь, но не отдыхать ,
а зону субтропиков России изучать .
— На каких черноморских курортах вы отдыхали?
— Расскажите о своих впечатлениях.
— Чем вам запомнились природа и климат этой части страны?
— на доске «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона» (презентация: « У Черного моря»).
— Что же обозначает слово «субтропики»?
(Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора)
— а что означает приставка «суб-»?
— В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны. Зона субтропиков занимает небольшую территорию на берегу Черного моря. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море. В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте выясним, в чем здесь секрет.
— Как вы думаете, когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером)
— Да, вода медленно нагревается и медленно остывает.
— В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы изучаем? (В умеренном, но ближе к Северному тропику. Значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи).
— Солнце за лето нагревает море, а оно зимой отдает свое тепло побережью .
Климат (презентация: «У Черного моря»).
Демонстрируется слайд с фотографиями, иллюстрирующими погоду субтропиков.
Учитель: Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья. (Высокие горы ограждают узкую полоску побережья от холодных северных ветров.)
— Каким образом Черное море и горы Кавказа влияют на влажность побережья? (С поверхности Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в облака, из которых выпадают обильные дожди.)
Солнце так же высоко стоит над горизонтом в летние дни, что и в пустыне. Но почему в пустыне нет обилия осадков? (испарение во много раз превышает количество выпадение осадков)
Ш. Самостоятельная работа. (Работа в тетрадях на печатной основе – с.56-57)
Выступления детей. Растительный мир – презентация: «У Черного моря».
Демонстрируются слайды с фотографиями субтропических растений, произрастающих на черноморском побережье.
Учитель: — Почему растительный мир здесь очень разнообразен и богат? ( Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.)
Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.
В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то есть растут только здесь), сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым.
Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков — чайный куст и мандарины.
Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в течение года, так как чайный куст — вечнозелёное растение. Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.
Животный мир — (презентация: « Животные Черного моря»)
Учитель: — Почему, отдыхая на Черноморском побережье, мы не можем видеть крупных животных? (Потому что, на побережье располагаются
пляжи, санатории, населенные пункты.)
Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются медведь, зубр, тур, олень; мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.
Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.
Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? (это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады, в переводе с немецкого, – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.
А кто-нибудь видел богомола? А знаете ли вы что это хищное насекомое. Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится.
Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь идет о кузнечике. Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах.
В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно, нужно это увидеть.
(слайд «Животные Черного моря») Фотографии морских птиц (чайки, бакланы)
Домом для многих птиц стало побережье Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей. Птицы побережья питаются, в основном, рыбой.
В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.
Учитель: — Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.
(Слайд – «Животные Черного моря»)
Демонстрируется слайд с фотографиями морских обитателей (медузы, дельфины, камбала и др.).
Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат — хвостокол, камбала, и.т.д. А дельфины – это млекопитающие, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
В Чёрном море обитает черноморская акула – катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой рыбой и для людей безопасна.
Всероссийская здравница ( презентация «У Черного моря»)
Демонстрация слайдов с фотографиями черноморских курортов: пляжи, леса, горы.
Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период.
(для отдыха и лечения )
2.Где можно отдыхать и лечиться?
(на побережье построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты .)
3. А какие курортные города вы знаете?
( Анапа, Геленджик, Новороссийск , Туапсе, Сочи )
4. Какой вред наносят природе отдыхающие “дикари”?
( Они обрывают цветы, ломаю деревья, разжигают костры, оставляют надписи на скалах и на стволах деревьев, выбрасывают мусор, уничтожают медуз, ловят крабов)
5. Почему многие люди стремятся попасть на берег Чёрного моря в летний период?
(прежде всего, возможностью поправить своё здоровье, увидеть дивную природу, памятники прошлого )
6. Для чего нужно беречь и охранять природу Черноморского побережья?
( чтобы сохранить её такой же прекрасной и удивительной, с уникальным растительным и животным миром )
7. Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?
Прочитать по учебнику.
( бережно относиться к природе, не бросать на побережье мусор; соблюдать правила поведения на воде, купаться только со взрослыми; не злоупотреблять солнечными лучами, носить головной убор.)
8. Экологические проблемы : сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его.
- Закрепление изученного материала.
ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа” (презентация «У Черного моря»)
1. Черноморское побережье Кавказа расположено:
а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны
2. Субтропики России – это:
а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в ) небольшая зона на побережье Черного моря
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа
4. На Черноморском побережье обитают:
а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки
5. В Черном море обитают:
а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи
6. В субтропической зоне:
а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
V. Оценка за урок.
VI. Домашнее задание.
Стр. 98 – 101. Подготовить сообщение об обитателях Черноморского побережья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ «УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ», УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА «НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ», РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока: Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.Цель урока: создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образ.
Тема: Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.Цели урока: знакомство с палитрой теплых и холодных цветов.Задачи урока:· Дать понят.
Конспект урока по изобразительному искусству»Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.», 2 класс, УМК Школа России.
Урок по окружающему миру: «У теплого моря», 4 класс, Перспектива.
Конспект урока по изобразительному искусству»Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.», 2 класс.
Тема: «Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о теплых и холодных оттенках; формирование умений смешивать цвета.
Источник