Учебный корабль комсомолец океан
Корпус судна выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали. Горизонтальный киль имел толщину листов до 20-мм. К горизонтальному килю крепились усиленные штевни. Рамы бортовых шпангоутов выполнялись из швеллерного проката и обшивались стальными листами толщиной 7-8-мм. Поперечная шпация (расстояние между шпангоутами) была различной в котельных отделениях, в оконечностях и в машинном отделении. В средней части корпуса под машинным и котельными отделениями, простиралось второе дно. Второе дно служило своеобразным фундаментом для двух паровых машин тройного расширения мощностью по 5500 л.с. каждая и 17 котлов. Снаружи днища предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса и служившие для уменьшения бортовой качки. Судно имело три палубы — верхнюю, 1-ю пассажирскую и 2-ю пассажирскую, а так же две платформы в оконечностях — носовую и кормовую. Трюм делился на отсеки водонепроницаемыми переборками. Бимсы платформ изготовлялись из уголковой стали. На носовой платформе располагались кладовые. В районе кочегарных отделений находились угольные ямы. Вторая пассажирская палуба стелилась на бимсы из швеллера. Помещения, разделённые выгородками, служили для размещения рядовых чинов экипажа судна и учащихся флотских школ машинистов и кочегаров. Первая пассажирская палуба стелилась на бимсы из швеллера. Помещения на ней разделялись выгородками из листов толщиной 1,5-2-мм. В этих помещениях размещались каюты для офицеров, каюты для преподавателей, салон, рабочие кабинеты, уборные, которые находились побортно. Все иллюминаторы имели круглую форму. Верхняя палуба настилалась стальными листами толщиной до 10-мм, которые крепились заклёпками к бимсам из швеллера. На верхней палубе располагались шпиль, надстройки, три дымовые трубы и две мачты. Носовая надстройка, состояла из двух ярусов и объединялась вместе с основной, протяжённой одноярусной надстройкой. В кормовой части судна выполнялся полуют. Помещения судна освещались электричеством и имели паровое отопление. Силуэт учебного судна с двумя облегчёнными мачтами с гафелями и тремя дымовыми трубами с небольшим уклоном назад, а так же полуютом выглядел очень изящно.
Якорное устройство состояло из 2 якорей убиравшихся в клюзы, а так же 2 верпов.
Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём, для определения, положения которого служили электрические указатели. Ручное управление рулём производилось из кормового поста.
Противопожарная и осушительная системы состояли из магистральной трубы, которая располагалась по всей длине корабля над вторым дном, паровых помп и осушительного коллектора.
Спасательные средства включали 2 паровых катера, 6 гребных катеров, 2 двадцативёсельных баркаса, 2 шестивёсельных вельбота и 1 шестивёсельный ял.
Главная энергетическая установка механическая, паровая, с 17 котлами разных систем и двумя паровыми машинами индикаторной мощностью по 5500 л.с. каждая, которые приводили во вращение два бронзовых винта.
Паровая машина тройного расширения пара имела цилиндры низкого, среднего и высокого давления, а так же функцию реверса. Обе паровые машины позволяли развивать полную скорость до 18,7 узла и экономическую скорость в 11 узлов. Котлы разных систем имели и разное рабочее давление. Питание котлов осуществлялось специальными донками. Вентиляция кочегарок производилась с помощью дефлекторов.
Электроэнергетическая система вырабатывала постоянный электрический ток напряжением 100 В.
Вооружение учебного судна состояло:
- Из 6 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, которые были расположены на верхней палубе. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Боезапас пушки состоял из 800 выстрелов. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5° составляла до 4,7 км. Вес пушки доходил до 240 кг.
- Из 2 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы «Максим» с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных на крыльях ходового мостика. Режим огня — только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, а дальность стрельбы доходила до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления. Масса установки — нет данных.
В 1903 году учебное судно «Океан» совершило своё первое дальнее плавание по маршруту Кронштадт — Порт-Артур с 500 учениками машинной школы на борту. Спустя шестьдесят одни сутки судно прибыло в Порт-Артур, где практикантов расписали по кораблям Первой Тихоокеанской эскадры.
В 1904 году судно совершило поход из Либавы до Средиземного моря сопровождая отряд крейсеров «Олег» и «Изумруд» 2-й Тихоокеанской эскадры в качестве судна снабжения с 4000 тонн кардифа и запасом пресной воды.
29 августа 1909 года «Океан» был переклассифицирован в транспорт.
Летом 1910 года на судне произошло восстание матросов, которое было поддержано частью экипажей крейсера «Громобой» и учебного артиллерийского корабля «Петр Великий».
В 1918 году «Океан» совершил поход в Германский порт Штеттин для вывоза русских раненых военнопленных, находившихся в иностранных госпиталях и желавших возвратиться на Родину по условиям Брестского мирного договора.
Осенью 1922 года судно после капитального ремонта было переименовано в «Комсомолец» и под этим названием вышло в своё первое мирное плавание.
Летом 1924 года в Кронштадте был сформирован Особый практический отряд, для обеспечения практики курсантов училища комсостава, в который вошли крейсер «Аврора» и «Комсомолец».
Летом 1933 года «Комсомолец» совершил переход в г. Мурманск, где в течении года служил в качестве штабного судна для создаваемой Северной военной флотилии.
В июне 1941 года судно после учебного плавания возвратилось в г. Ленинград, где на его борту в годы блокады размещалась школа боцманов Краснознаменного Балтийского флота.
В 1945 году «Комсомолец» прошёл капитальный ремонт и снова вошёл в строй учебных судов Балтийского флота.
В ноябре 1956 года судно было превращено в плавучую казарму и переименовано в «ПКЗ-72».
В феврале 1961 года окончательно исключено из списков флота и разделано на металл.
Строилось учебное судно на верфи судостроительной фирмы «Ховальдтсверке» в г. Киле (Германия).
Учебное судно «Океан» вступило в строй Балтийского флота в 1902 году.
Тактико-технические данные учебного судна «Океан» («Комсомолец»)
Водоизмещение: | нормальное 11675 тонн, полное 11897 тонн |
Длина наибольшая: | 149,4 метра |
Длина по КВЛ: | 143,62 метра |
Ширина наибольшая: | 17,4 метра |
Высота борта в носу: | 16,11 метра |
Высота борта на миделе: | 14,18 метра |
Высота борта в корме: | 15,15 метра |
Осадка по корпусу: | 8,4 метра |
Силовая установка: | 2 паровые машины по 5500 л.с., 17 котлов, 2 винта ФШ, 1 руль. |
Скорость хода: | полная 18,7 узла, экономическая 11 узлов |
Дальность плавания: | 6800 миль при 11 узлах |
Мореходность: | без ограничений |
Автономность: | 25,5 суток при 11 узлах |
Вооружение: | . |
артиллерийское: | 6х1 47-мм пушек Гочкиса, 2х1 пулемёта Максима. |
Экипаж: | 250 человек |
Всего построено судов в 1902 году — 1 единица.
Источник
МОРПОЛИТ
НАШ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
Учебный корабль «Комсомолец» («Океан»)
История этого необычного корабля, ранее носившего наименование «Океан», началась 28 мая 1901 года, когда на стапелях судостроительной фирмы «Ховальдтсверке» в Киле состоялась его закладка. 8 февраля 1902 года корабль был спущен на воду и в том же году вступил в строй. Спроектированный и построенный специально для обучения личного состава, «Океан» в те годы был крупнейшим представителем своего класса.
Уже в 1903 году «Океан» выдержал первое серьезное испытание, совершив дальнее учебное плавание из Балтийского моря в Порт-Артур и обратно. В первом походе нового корабля принял участие видный ученый-кораблестроитель профессор Морской академии А. Н. Крылов.
В первые годы плаваний на корабле создавалась нелегальная большевистская организация. В июне 1910 года на «Океане» вспыхнуло революционное выступление, поддержанное частью экипажей крейсера «Громобой» и учебного артиллерийского корабля «Петр Великий». Однако оно было жестоко подавлено. Летом 1916 года, окончив машинную школу, на корабль прибыл служить кочегаром матрос Анатолий Железняков, ставший потом легендарным героем гражданской войны. В дни Февральской буржуазно-демократической революции экипаж «Океана» одним из первых присоединился к восставшим. А когда пришел Великий Октябрь, двести пятьдесят вооруженных океанцев влились в сводный отряд балтийских моряков для участия в штурме Зимнего.
«Океан» явился первым советским кораблем, совершившим поход за границу, чтобы вывезти русских раненых военнопленных, находившихся в иностранных госпиталях и желавших возвратиться на Родину. Германия должна была вернуть их Советской России согласно условиям Брестского мирного договора. Первую годовщину Великого Октября экипаж судна встретил в Штеттинском порту, подняв красный флаг Страны Советов.
Осенью 1922 года корабль вышел в первое мирное плавание. В море экипаж встретил радостную весть. Отмечая большие заслуги красных военных моряков по восстановлению корабля и в связи с решением V съезда РКСМ о принятии комсомолом шефства над флотом, Реввоенсовет Республики переименовал корабль в «Комсомолец».
Настало лето 1924 года. Для обеспечения практики курсантов училища комсостава в Кронштадте был сформирован Особый практический отряд, в который вошли легендарный крейсер «Аврора» и «Комсомолец». Выйдя 10 июля в открытое море и пройдя тысячи миль, советские корабли вновь пронесли Военно-морской флаг СССР по зарубежным водам.
Младший брат Виктор Григорьевич Железняков в числе курсантов первых выпусков окончил в Ленинграде Военно-Морское училище, носящее с 1926 года имя М.В.Фрунзе. В.Г.Железняков в 1928 году был Командир канонерской лодки «Красное знамя» на ЧФ. В дальнейшем В.Г.Железняков служил командиром корабля на Балтийском флоте. Однажды во время учебного плавания в штормовых условиях произошло чрезвычайное происшествие: сильной морской волной смыло за борт матроса. Для спасения моряка в море бросился сам командир корабля Виктор Железняков. Принятыми срочными мерами матрос был поднят на борт корабля и остался жив. Однако от переохлаждения и возникшего воспаления Виктора Григорьевича Железнякова, к великому сожалению, спасти не удалось.
Летом 1933 года во время очередного плавания в Заполярье «Комсомолец» прибыл в Мурманск, где по просьбе командования создаваемой Северной военной флотилии был оставлен на год и превращен в штабной корабль, а в конце 1934 года, вернувшись на Балтику, опять стал обеспечивать практику курсантов военно-морских училищ.
В июне 1941 года корабль находился в учебном плавании недалеко от Ханко. Здесь его застала Великая Отечественная война. Возвратившись в Ленинград, «Комсомолец» на многие месяцы застыл у причала. Как и в годы гражданской войны, почти весь его экипаж сошел на берег защищать колыбель Октября, а на борту корабля в годы суровой блокады разместилась школа боцманов Краснознаменного Балтийского флота.
В конце 1944 года поступил приказ ввести корабль в строй, и снова ожили палубы «Комсомольца». Уже к 1 мая победного, 1945 года корабль, залечив фронтовые раны (в его палубах и надстройках разорвалось двенадцать фашистских снарядов), смог приступить к ходовым испытаниям.
Началась хлопотливая, насыщенная многочисленными плаваниями мирная жизнь «Комсомольца», ежегодно на его палубу поднимались будущие офицеры советского флота, чтобы пройти все азы морских наук.
В ноябре 1956 году корабль был превращен в плавучую казарму и переименован в «ПКЗ-72», а в феврале 1961 года окончательно исключен из списков флота.
Старый корабль ушел в историю, но имя «Комсомолец» еще многие годы оставалось в строю: его унаследовал один из легких крейсеров дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Водоизмещение полное 11 897 т, нормальное — 11675 т; длина 149,4 м, ширина 17,4 м, осадка 8,4 м; мощность главных механизмов 11 064 л. с.; скорость хода максимальная 18 уз, экономическая — 11 уз; дальность плавания 7000 миль. Вооружение: 4 75-мм и 2 47-мм орудия, 4 7,62-мм пулемета. Экипаж 180 человек.
В подготовке статьи использованы материалы:
1. Российский государственный архив ВМФ. Справочник по фондам. Корабли и суда (1917-1940). Часть II. 1995
2.»Героические корабли Российского и Советского Военно-морского флота»
3. Контр-адмирал Наумов Владлен Васильевич. Учебный корабль «Океан» («Комсомолец»). Часть 3.
Источник
ПАРУСНО-ВИНТОВЫЕ КОРАБЛИ
Учебный корабль «Океан» (с 1923 г. — «Комсомолец»)
1903 (Киль, Германия) — 1961 (Кронштадт)
— Водоизмещение 11 897 т — Длина — 149,4 м — Ширина — 17,4 м — Осадка — 7,62 м — 2 пар. машины 17 котлов, 2 винта — Мощность 12 830 л.с. — Скорость 18,8 узла — Дальность плавания 6800 миль — Экипаж штатный — 250 чел до 600 курсантов — Артиллерия 6 × 47-мм пушек 2 пулемёта |
Учебное судно «Океан», построенное в 1902-03 гг. в городе Киль (Германия) по проекту пассажирского лайнера. Но так как он предназначался для обучения моряков (пусть даже и механиков), то предусматривал постановку полного прямого парусного вооружения на обеих мачтах.
Что и дало повод включить его в это раздел в качестве финальной точки эпохи парусно-парового флота.
В мае 1903 г. корабль пришёл в порт приписки Кронштадт. Там он взял на борт 500 учеников машинных классов и вышел в Порт-Артур. Прибыл на место через два месяца, ученики были распределены по кораблям 1-й Тихоокеанской эскадры, а «Океан» вернулся назад.
В Русско-японскую войну он как судно снабжения до Средиземного моря сопровождал 2-ю Тихоокеанскую эскадру.
В 1906-07 годах с учебными плаваниями корабль ходил во Францию, Италию, Тунис, Алжир и Марокко. На нём была Франк оборудована химическая лаборатория.
В августе 1909 г. он стал транспортным судном. Летом 1910 года на корабле произошло восстание матросов.
В 1918—1919 годы «Океан» служил в качестве госпитального судна. В это время он под флагом РСФСР перевёз в Россию из Европы более 800 бывших военно-пленных, желавших вернуться домой.
Зимой 1922—1923 гг. корабль переименовали в «Комсомолец».
В 1920-е годы он совершил ещё несколько походов, в т.ч в Киль и вокруг Скандинавии в паре с крейсером «Аврора».
В 1933 г. судно перевели на Северный флот, где сделали штабным кораблём.
Перед самой войной «Комсомолец» вернулся в Ленинград и всю войну он стоял на Неве у Литейного моста. В него 12 раз попали снаряды, но повреждения не были очень серьёзны.
Уже в 1944 году его поставили на ремонт и к лету 1945 г. корабль вошёл в строй.
Ещё 10 лет он ходил с курсантами по Балтике. К 1956 г. он окончательно устарел, был переоборудован по казарму, а в 1961 сдан на слом.
Модель учебного корабля «Океан» («Комсомолец»)
фотографии, чертежи, схемы
Модель учебного корабля «Океан» в Центральном Военно-морском музее
Комплект чертежей модели учебного судна «Океан», разработанные польским инженером А.М.Яскулой.
Чертежи общего вида корабля с полным оснащением и его корпуса без парусов и шлюпок.
Теоретический чертёж (проекция «корпус»), схемы отдельних элементов корпуса, чертежи шлюпок.
Продольный осевой разрез корпуса судна
Чертежи модели учебного корабля «Комсомолец» из журнала «Моделист-конструктор» №10 за 1978 год.
Основная часть иллюстраций — с форума авиабазы
Источник