Угрюмый океан как понять

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Погасло дневное светило»

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» нельзя провести даже кратко, не зная событий, ставших причиной для его написания. Строки произведения вышли из-под пера еще юного мастера, когда тот пребывал в ссылке на юге России. Молодой Александр Сергеевич Пушкин первый раз прибыл на море, оно произвело на него неизгладимое впечатление, которое стало причиной создания большого количества стихотворений.

История создания элегии Пушкина

По мнению царствующего самодержца Александра I, молодой поэт распространял по России возмутительные стихи. За вольнолюбивые лирические произведения Александр Сергеевич был отправлен в изгнание. Но его друзьям удалось договориться, чтобы отправку в Сибирь заменили высылкой в южную часть России, в город Кишинев. Изгнание поэта проводилось под присмотром генерала Инзова.

После прибытия на место назначения юный творец решает искупаться в холодных водах, из-за чего сильно заболевает. Там же он встречает семью Раневских, что радует поэта и помогает ему воспрянуть духом. Они приглашают Пушкина отправиться на минеральные источники, чтобы он смог излечиться от своего недуга. Александр Сергеевич охотно соглашается, а генерал Инзов не препятствует его путешествию с друзьями.

Читайте также:  Код краски уаз патриот океан металлик

В 1820 году 18 августа Пушкин вместе с семьей Раневских отправляется в путешествие по Крыму и Кавказу. Первым местом посещения является поселок Гурзуф, куда герои добираются на военном бриге «Мингрелия». Несмотря на времяпрепровождение в компании друзей, внутреннее эмоциональное состояние поэта не улучшается.

Он все так же чувствует себя изгнанником. Но ночное путешествие, спокойное море вокруг и компания друга способствуют созданию «Погасло дневное светило». Его анализ и стихотворения «Волшебный край» Пушкина, сочиненного во время пребывания на юге, используется по плану в старших классах, чтобы донести смысл произведений автора.

В изгнании на юге России родилось много произведений, характеризующих новый романтический период в деятельности автора. Серия лирических произведений, написанных в Крыму, состоит из следующих:

  1. «Погасло дневное светило».
  2. «Редеет облаков летучая гряда…».
  3. «Кто видел край, где роскошью природы…».
  4. «Простишь ли мне ревнивые мечты…».
  5. «Волшебный край» и другие.

Стихотворения написаны в традиционном для Пушкина стиле: густые краски, которые отражают состояние творца, а не окружающую обстановку, грусть о жизни, прощание с молодостью.

Настроение и тематическое направление

Анализ «Погасло дневное светило» Пушкина показывает, что работа автора передает мысли героя, имеющие философский характер. Поэт вынужден уехать из родного дома и плыть навстречу неизведанному. Также в произведении отражаются чувства творца, вызванные этими раздумьями. Из этого становится понятно, что тематическое направление творения — изгнание, уносящее персонажа из родных мест в неизвестность.

Произведение повествует о человеке, убегающем по собственной воле от тревог. Он стремится получить новые ощущения, приезжая в неизвестную местность. Но все же в стихотворении проскальзывает его страх. Упоминание о самостоятельном побеге персонажа — характерная для романтических элегий черта.

Александр Сергеевич был изгнан из родного города, его путь пролегал не через бушующие океанские воды, а через спокойное Черное море. Но завершался он у незнакомых берегов, где его ожидала неизвестность. Оба эти образа связаны и являются проводниками романтизма и соответствующей атмосферы. Они помогают осознать всю горечь выпавшей судьбы, но также не исключают, что лучик надежды еще светит, что горести пройдут, и настанет светлое будущее.

В произведении также проглядывается тень веры. Персонаж надеется, что скоро будет получена награда за вынужденную разлуку с родным краем. Его сердце томит лучик, что судьба будет к нему благосклонна здесь, в неизвестной местности.

Кроме этого, читатель может заметить сильную привязанность к дому и родному месту обитания. Несмотря на тот факт, что отчизна предала и покинула главного персонажа, в его памяти она останется навсегда. Она — его тихая гавань, какая есть у каждого человека. Тихое место для раздумий, кладезь воспоминаний и событий, то, что люди называют домом.

Композиция стихотворения

А. С. Пушкин самостоятельно разделил произведение на части. Для этого он использовал двустрочный рефрен. Элегия состоит из следующих разделов:

  1. Романтическая обстановка.
  2. Эмоциональный фон.
  3. Прошлое.

В первой части можно заметить явное присутствие песенных мотивов. Вторая посвящается внутренним переживаниям и показывает, каково приходится персонажу. Автор знакомит читателей с его переживаниями, тоской по уходящей молодости и разлукой с домом, который мог бы стать местом воплощения всех его надежд. Также в повествовании есть толика надежды, что неизвестные события станут целебным эликсиром от душевных терзаний.

Третья часть рассказывает о противопоставлении прошедшего времени, где остались ценные воспоминания, и еще не наступившего. Но в конце читатель видит, что к персонажу приходит смирение со своей участью, и он принимает все действия судьбы.

Жанр произведения

Понять жанр стихотворения достаточно просто. Стих является характерным представителем романтической элегии. Не зря его называют «подражанием Байрону», английскому гению литературы, чьи произведения интересовали Пушкина. Действительно, замечается явное сходство между работами авторов, также от критиков не ускользнуло и то, что герои похожи. Но Александр Сергеевич в своих творениях гораздо ярче передает эмоциональный фон.

Строки стиха изложены посредством разностопного ямба. Такой размер передает стремительное движение авторских мыслей. Чередующаяся мужская и женская рифма делают произведение приближенным к обычной повседневной речи. Преподнося свое творение так, Александр Сергеевич указывает на то, что затронутая в нем тема относится не к одному отдельному лицу, а ко всем людям. В философском стихе творец затрагивает тему вынужденного отъезда, но приукрашивает ее, следуя традициям романтических элегий.

Средства выразительности

В своей работе автор прибегает к простой и ясной речи, сочетающейся с возвышенным слогом. Использование такого метода при написании сделало произведение идеальным по меркам художественных средств. В творении поэта используются и средства, придающие его работе выразительности:

  1. Эпитеты — «послушное ветрило», «угрюмый океан», «берег отдаленный», «земля полуденная», «волшебные края», «мечта знакомая».
  2. Метафоры — «мечта летает», «летает корабль», «младость отцвела».
  3. Инверсии — «земля полуденная», «туман вечерний», «пределы дальние».
  4. Перифразы — «дневное светило».

Используемые в повествовании устаревшие слова помогли автору добиться возвышенного слога.

Основная идея

Смысловое значение всего творения проявляется в последних строчках. Персонажу приходится осознать, что жизнь стала другой, и что-то изменить он не в силах. Но его переполняет готовность ко встрече со всеми тяготами и сюрпризами судьбы: тайны будущего и прошедшие события. При его смирении любовь, оставленная где-то позади, не забудется никогда. Ее сила неподвластна ни времени, ни обстоятельствам.

Идея стиха — указание на смирение. Автору пришлось на себе испытать, что значит предательство, многочисленные беды, непонимание и осуждение. Но все трудности — не помеха для дальнейшего существования. У него еще есть силы и нрав противостоять бушующим невзгодам и отстоять свое право на счастье.

Он прекрасно осознает, что случилось с ним и с его жизнью, но его мысли не зациклены на этих событиях. Автор сделал выводы, извлек необходимые уроки и продолжил свой путь.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Погасло дневное светило….» было написано в 1820 году, в период южной ссылки.

18 августа друзья взяли Пушкина в морское путешествие по Крыму. Во время плавания, на борту корабля, и было создано это произведение.

В нём поэт размышляет о превратностях судьбы, разлучившей его с милыми сердцу людьми, о воспоминаниях любви и рано ушедшей юношеской беззаботности.

2. Литературное направление

Стихотворение выдержано в духе романтизма. На это прямо указывает подзаголовок «Подражание Байрону».

Герой-романтик, образ моря как проявление слепой стихийной воли, поэтика вечного странствия, конфликт человека и общества – все эти отличительные признаки романтического произведения явно присутствуют в тексте.

3. Род

Данное произведение принадлежит к лирическому роду.

4. Жанр

По жанру оно представляет собой элегию.

Мотивы расставания с близкими, печали, робости перед будущим подчёркивают элегический характер размышлений героя.

5. Проблематика

Основная проблема, затронутая в произведении, — человек и воля судьбы.

Противопоставляя лирического героя мятежной морской стихии, Пушкин подчёркивает одиночество героя, делающее его уязвимым и одновременно сильным.

6. Тематика

Автор затрагивает такие привычные для поэтов-романтиков темы, как:

  • одиночество,
  • разлука с близкими,
  • воспоминание о прошедшей любви,
  • тоска по утраченной молодости,
  • неясность будущего,
  • разочарование,
  • поиск новых целей и идеалов.

7. Идея

Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.

Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.

Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.

8. Пафос

Пафос стихотворения – жизнеутверждение, побеждающее трудности.

Каким бы туманным ни казался путь во мгле, нужно смело плыть вперёд, рассекая килем мятежные волны. Жизнь – бесконечное движение, и пока шумит парус, есть смысл стремиться к новым горизонтам.

9. Система образов

Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.

«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.

А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.

Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем стихотворения является лирический герой (сам автор).

Он отправляется в плавание по житейскому морю и вспоминает тех, кто был ему дорог, а также тех, с кем расстался без сожаления.

Ситуация странствия обостряет тоску по первым и лёгкость прощания со вторыми. Герой яснее сознаёт истинные жизненные ценности.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – странник. Одновременно он является и кормчим, ведь ветрило ему послушно.

Поэт не желает быть праздным пассажиром на корабле – он сам намерен вести своё судно сквозь туман.

12. Сюжет

Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.

В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.

Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.

Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.

Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения делится на три части.

  • Первая часть посвящена воспоминаниям о прошлом,
  • вторая описывает настоящее,
  • а в третьей заключена мысль о будущем.

Композиционная структура полностью подчинена авторскому замыслу.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано разностопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Используется перекрёстный (АВАВ) и параллельный (ААВВ) способ рифмовки.

15. Художественное своеобразие произведения

С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.

Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.

Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.

Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).

Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.

Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.

Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.

Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.

17. Значение произведения

Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.

Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.

«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.

18. Актуальность

Состояние выбора, одно из самых трудных для каждого человека, присутствует в нашей жизни повсеместно.

Актуальность пушкинского стихотворения заключена в самом обращении к теме духовного распутья. Каким бы трудным ни казался выбор, нужно оставить заблуждения прошлого и жить, сохраняя в сердце память о тех, кто действительно дорог.

19. Моё отношение

Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».

Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.

Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.

Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

20. Чему учит

Стихотворение «Погасло дневное светило» учит стойкости и терпению.

Жизненные трудности неизбежны, сожаления о прошлом, сомнения и утраты – тоже. Важно сохранить веру в близость заветных берегов и уверенно идти к ним сквозь житейский туман.

Человек не должен пасовать перед трудностями, как бы горько и одиноко ему ни было.

Источник

Оцените статью