Умеренное волнение моря это как

Шкала Бофорта

С незапамятных времен одними из лучших мореплавателей признаются англичане. Адмиралтейские карты до сих пор считаются эталоном. А самая известная морская страховая компания-британский «Ллойд».

В совокупности с прочными английскими традициями эти факты объясняют, почему именно британец сэр Френсис Бофорт ввел в обиход стандарт для измерения силы ветра. Это событие произошло в 1806 году. По этому стандарту измеряется только сила ветра, а не сила шторма. Этот стандарт используют и сейчас.

Тогда в Британии появилась возможность прогнозировать погоду и передавать метеорологическую информацию. Но для правильной ее оценки необходимо было унифицировать данные, касающиеся ветра и его силы.

В наши дни Шкала Бофорта знакома морякам, метеорологам и туристам. Но, кроме Шкалы Бофорта, существуют еще три шкалы. С их помощью оценивают уровень морского волнения. В создание шкалы измерения волнения моря кроме англичан внесли свой вклад и россияне, и американцы.


Парусная яхта

Все варианты шкалы содержат конкретный параметр для оценки волнения. Он определяет среднюю высоту значительных волн. И называется «Significance Wave Height» (SWH).Что в дословном переводе означает: «Значительная Высота Волны».

Американцы значительными считают 30 процентов крупных волн. У англичан этот показатель-10 процентов. А в российской системе-всего лишь 3 процента.

Следовательно, волнение моря одной и той же степени четырехбалльное у американцев, пятибалльное-по английской шкале, и шестибалльное-по русской. Как же определить, что такое пять баллов? Много это или мало? Что такое сила волнения? И как оно зависит от высоты волны? Это можно увидеть из таблицы.

Читайте также:  Поселок эльбрусский высота над уровнем моря
Баллы Высота волн (SWH) Степень волнения Признаки волнения Английская терминология
0 0 Совершенно спокойное море Зеркально-гладкое море Calm glassy
1 0,1 m Спокойное море Рябь, небольшие чешуеобразные волны без пены Calm rippled
2 0,1-0,5 m Слабое волнение Короткие волны, гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену Smooth wavelets
3 0,5-1,25 m Легкое волнение Волны удлиненные, местами барашки Slight
4 1,25-2,5 m Умеренное волнение Волны хорошо развиты, повсюду белые барашки Moderate
5 2,5-5 m Неспокойное море Крупные волны, белые пенящиеся гребни занимают значительные площади Rough
6 4-6 m Крупное волнение Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру Very rough
7 6-9 m Сильное волнение Высота и длина волн заметно увеличены, полосы пены ложатся тесными рядами по направлению ветра High
8 9-14 m Жестокое волнение Высокие, гороподобные волны с длинными ломающимися гребнями. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Поверхность моря от пены становится белой Vert high
9 14 m Исключительное волнение Высота волн настолько велика, что суда временами скрываются из виду. Море в направлении ветра покрыто пеной. Ветер, срывая гребни, несет водяную пыль, уменьшающую видимость Phenomenal

В этой таблице нет упоминания о шторме. Так почему же для оценки высоты волны используется именно SWH? Физика говорит, что волны могут складываться и вычитаться. Или, по другому, интерферировать. Процесс интерференции кроме средних волн обеспечивает появление волн с другой высотой.

К примеру, у американцев 50 процентов волн будет высотой в половину SWH, а 3 процента-высотой в полторы SWH. При таком раскладе каждая 1175-ая волна может быть высотой почти в две SWH. А каждая 3.000.000-я волна может иметь высоту в две с половиной SWH.

Из этого следует, что при 4-х баллах можно увидеть волну в пять с половиной метров. Как правило, такая волна одноразовая. Наверное, это так называемые волны-убийцы, которые берутся неизвестно откуда, и внезапно исчезают.

Но возможно ли измерить высоту волны с предельной точностью? Возможен единственный верный ответ-«Нет». Для этого не существует реальных приборов.

У яхтсмена один прибор-собственный глазомер. А потом все воспринимается как у рыбаков. По разным рассказам об одном и том же событии волна может иметь разный размер. Здесь все нюансы зависят от рассказчика.

Однако доказано, что на личное восприятие такого показателя, как сила ветра, воздействуют не только субъективные, но и объективные критерии.

Субъективные-подготовленность, выносливость членов команды, состав и число членов экипажа. К объективным факторам относят условия погоды, размер судна и длительность похода.

А шторм указывается на Шкале Бофора. Она включает следующие позиции:

Это означает девять, десять и одиннадцать баллов. Поэтому шторм по определению не может быть в пять или двенадцать баллов. Шторм-только девять баллов по Бофорту. И это относится исключительно к силе ветра. И не имеет отношения к высоте волны.

Может быть полезно:

Источник

Классификация силы ветра, волнения на море и видимости

Шкала Бофорта, волнения моря, дальности видимости

0 баллов — штиль
Зеркально гладкое море, практически неподвижное. Волны практически не набегают на берег. Вода больше похожа на тихую заводь озера нежели на морское побережье. Над поверхностью воды может наблюдаться дымка. Край моря сливается с небом так, что границы не видно. Скорость ветра 0-0,2 км/час.

1 балл — тихий
На море легкая рябь. Высота волн достигает до 0,1 метра. Море по-прежнему может сливаться с небом. Чувствуется легкий, почти незаметный ветерок.

2 балла — легкий
Небольшие волны, высотой не более 0,3 метра. Скорость ветра 1,6-3,3 м/с, его можно почувствовать лицом. При таком ветре флюгер начинает двигаться.

3 балла — слабый
Скорость ветра 3,4-5,4 м/с. Легкое волнение на воде, изредка появляются барашки. Средняя высота волн до 0,6 метров. Хорошо заметен слабый прибой. Флюгер крутится без частых остановок, колышатся листья на деревьях, флаги и проч.

4 балла — умеренный
Ветер — 5,5 — 7,9 м/с — подымает пыль и мелкие бумажки. Флюгер крутится беспрерывно, гнутся тонкие ветви деревьев. Море неспокойное, во многих местах видны барашки. Высота волн до 1,5 метра.

5 баллов — свежий
Почти все море покрыто белыми барашками. Скорость ветра 8 — 10,7 м/с, высота волны 2 метра. Качаются ветки и тонкие стволы деревьев.

6 баллов — сильный
Море во многих местах покрыто белыми гребнями. Высота волн достигает 4 х метров, средняя высота 3 метра. Скорость ветра 10,8 — 13,8 м/с. Гнуться тонкие стволы деревьев, и толстые сучья деревьев, гудят телефонные провода.

7 баллов — крепкий
Море покрыто белыми пенистыми гребнями, которые время от времени срываются ветром с поверхности воды. Высота волн достигает 5,5 метров, средняя высота 4,7 метров. Скорость ветра 13,9 — 17,1 м/с. Качаются средние стволы деревьев, гнутся сучья.

8 баллов — очень крепкий
Сильные волны, на каждом гребне пена. Высота волн достигает 7,5 метров, средняя высота 5,5 метров. Скорость ветра 17,2 — 20 м/с. Идти против ветра трудно, разговаривать практически невозможно. Ломаются тонкие сучья деревьев.

9 баллов — шторм
Высокие волны на море, достигающие 10 метров; средняя высота 7 метров. Скорость ветра 20,8 — 24,4 м/с. Гнутся большие деревья, ломаются средние ветки. Ветер срывает плохо укрепленное покрытие с крыш.

10 баллов — сильный шторм
Море белого цвета. Волны обрушиваются на берег или о скалы с грохотом. Максимальная высота волн 12 метров, средняя высота 9 метров. Ветер, со скоростью 24,5 — 28,4 м/с, срывает крыши, значительные повреждения строений.

11 баллов — жестокий шторм
Высокие волны достигают 16 метров, при средней высоте 11,5 метров. Скорость ветра 28,5 — 32,6 м/с. Сопровождается большими разрушениями на суше.

12 баллов — ураган
Скорость ветра 32,6 м/с. Серьезные повреждения капитальных строений. Высота волн более 16 метров.

Шкала волнения моря

Ниже представлено описание высоты волн:

  • 0 баллов — штиль,
  • 1 балл — рябь (SWH 14,0 м).

Шкала дальности видимости

Видимость — это предельное расстояние, с которым днем обнаруживаются предметы, а ночью навигационные огни.

Видимость зависит от погодных условий.

В метрологии влияние погодных условий на видимость определяется условной шкалой баллов.

Это шкала является способом указания прозрачности атмосферы.

Различают дневную и ночную дальность видимости.

Ниже приведена дневная шкала определения дальности видимости:

До 1/4 кабельтова
Около 46 метров. Очень плохая видимость. Густой туман или пурга.

До 1 кабельтова
Около 185 метров. Плохая видимость. Густой туман или мокрый снег.

2-3 кабельтова
370 — 550 метров. Плохая видимость. Туман, мокрый снег.

1/2 мили
Около 1 км. Дымка, густая мгла, снег.

1/2 — 1 миля
1 — 1,85 км. Средняя видимость. Снег, сильный дождь

1 — 2 мили
1,85 — 3,7 км. Дымка, мгла, дождь.

2 — 5 миль
3,7 — 9,5 км. Легкая дымка, мгла, слабый дождь.

5 — 11 миль
9,3 — 20 км. Хорошая видимость. Виден горизонт.

11 — 27 миль
20 — 50 км. Очень хорошая видимость. Горизонт виден резко.

27 миль
Свыше 50 км. Исключительная видимость. Горизонт виден четко, воздух прозрачный.

Источник

Шкала состояния поверхности моря

ШКАЛА СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТИ МОРЯ — Система визуальной оценки реакции поверхности моря на силу действующего ветра, основанная на внешних признаках (рябь, брызги, барашки, пена и т. д.). Применяется 10-балльная шкала, запись производят арабскими цифрами.

Девятибалльная шкала волнения моря

Оценка волнения моря производится по 9-балльной шкале, разработанной Всемирной Метеорологической организацией (англ. World Meteorological Organization).

Волнение в баллах (Grade) Термин Английский эквивалент (Description) Высота волны в метрах (Wave height)
0 Совершенно спокойное море calm-glassy 0
1 Спокойное море calm-ripped 0–0,1
2 Слабое волнение smooth-wavelet 0,1–0,5
3 Легкое волнение slight 0,5–1,25
4 Умеренное волнение moderate 1,25–2,50
5 Неспокойное море rough 2,5–4,0
6 Крупное волнение very rough 4–6
7 Сильное волнение high 6–9
8 Жестокое волнение very high 9–14
9 Исключительное волнение phenomenal >14

Перевод: с английского на русский

с русского на английский

  • С русского на:
  • Английский
  • С английского на:
  • Русский

Морские анекдоты

Кадет спрашивает старпома:
— А правда, что Вас акула укусила?
— Правда.
— А куда?
— А вот это уже неправда!

Источник

Волнение моря

Морская поверхность редко бывает спокойной. Чаще всего она покрыта волнами. Основные причины, вызывающие возникновение волн, являются:

  • ветер
  • приливы
  • отливы
  • резкие изменения атмосферного давления
  • землетрясения
  • подводные вулканические извержения

Волны характеризуются формой, размерами, периодом колебаний и скоростью распространения. Состоят волны из чередующихся между собой валов и впадин (рис. 4.5).

Основными элементами волн являются:

  • гребень – верхняя точка волны;
  • подошва – основание впадины;
  • высота h – расстояние по вертикали от подошвы до гребня волны;
  • длина λ – расстояние по горизонтали между гребнями двух соседних волн;
  • крутизна – отношение высоты волны к ее длине;
  • скорость – расстояние, проходимое гребнем волны в единицу времени по направлению ее перемещения (м/с);
  • период – промежуток времени, выраженный в секундах, между прохождением двух последовательных гребней через одну и ту же точку пространства.

В океанах ветровые волны в среднем достигают 150 м длины, высотой 7–8 м и периодом 8–10 с. Максимальные океанские волны достигают высоты 18–25 м при длине около 400 м. На морях высота ветровых волн в среднем 5–6 м длиной около 80 м.

Сильное волнение значительно осложняет мореплавание и морской промысел, затрудняет производство погрузочно-разгрузочных работ на открытых рейдах, а также других работ на море, нередко бывает причиной гибели судов и людей.

Суда при волнении испытывают качку – бортовую, килевую и вертикальную, каждая из которых может привести к разрушению и даже к гибели судна. Так, при сильной бортовой качке судно может опрокинуться, при вертикальной качке может удариться днищем о грунт при плавании на мелководье, а при килевой качке – разломиться.

Волнение оказывает большое влияние на скорость судна, вызывает его дрейф и рыскание. При качке на волнении, особенно если судно идет в балласте, происходит оголение винтов, что отрицательно влияет на работу машин, а возникающая вибрация вредно сказывается на прочности корпуса.

При движении навстречу штормовой волне возможен слеминг, т. е. гидродинамические удары в днищевую и скуловую части корпуса, в результате чего может быть повреждена обшивка и даже набор. Одновременно вибрация и резкие встряски вызывают поломку рангоута, обрыв такелажа и трубопроводов, выход из строя электрорадионавигационных приборов, различных машин и механизмов. Особо опасны короткие (меньше длины судна) и высокие (крутые) волны.

При плавании на попутном волнении может возникнуть явление брочинга – захват судна волной, при этом наблюдается потеря управляемости и самопроизвольный неуправляемый разворот судна лагом к волне.

Брочинг возникает, если:

  • длина судна примерно равна длине волны;
  • скорость волны сопоставима скорости судна.

Штормовые волны, попадая на палубу, могут повредить палубные механизмы, грузы, смыть судовое снабжение, возникает опасность для людей. Хорошая морская практика требует, чтобы независимо от района плавания и прогноза погоды судно перед выходом в рейс было готово к любым изменениям погоды. За подготовку судна к плаванию в штормовых условиях отвечают старший помощник капитана и старший механик.

Подготовка к плаванию в штормовую погоду должна начинаться еще в порту. На этом этапе подготовки судна следует:

  • задраить горловины всех танков и отсеков;
  • задраить двери водонепроницаемых переборок;
  • танки и цистерны или полностью заполнить, или опорожнить так, чтобы в них не имелось свободных поверхностей жидкости;
  • в грузовых помещениях проверить льяла и приемные сетки, опробовать в действии водоотливные средства, проверить исправность водомерных трубок;
  • произвести тщательную штивку и крепление груза;
  • осмотреть состояние люковых закрытий, проверить плотность прилегания крышек к комингсам люков;
  • при наличии палубного груза произвести надежное крепление его найтовами.

При получении штормового предупреждения необходимо:

  • проверить закрытие трюмов и крепление палубного груза;
  • проверить крепление грузовых стрел, кранов, спасательных шлюпок, плотов, дополнительно закрепить по штормовому судовое имущество по заведованиям ответственных;
  • якоря взять на дополнительные стопора;
  • задраить люки, двери, иллюминаторы;
  • проверить чистоту шпигатов;
  • с верхней палубы удалить все ненужные растительные и синтетические тросы, а также предметы, которые могут находиться во внутренних судовых помещениях;
  • трюмные вентиляторы развернуть по ветру и закрыть чехлами;
  • обеспечить свободный и безопасный проход по верхней палубе;
  • выполнить другие меры предосторожности, зависящие от особенностей судна.

В сильные морозы вода полностью не успевает стечь за борт через штормовые портики и шпигаты и частично замерзает, начинается обледенение, нарастание льда на смачиваемых поверхностях. В результате происходит изменение водоизмещения, ЦТ судна и метацентра, крена и дифферента. Так как обледенение происходит в основном выше главной палубы, то это равносильно принятию палубного груза. Крен при обледенении может увеличиваться довольно быстро.

Борьба с обледенением судна представляет большие трудности. Развитые палубные надстройки, высокое расположение конструкций судна, подверженных обледенению, трудоемкая работа экипажа на открытой палубе в шторм – все это вместе с довольно ограниченной эффективностью средств удаления льда резко осложняет борьбу с обледенением. Не случайно, что наибольшее число аварий судов, особенно небольших, приходится на время зимних штормов в районах с низкими температурами воды и воздуха.

Не допустить интенсивное обледенение – основная задача экипажа судна, штормующего в условиях низких температур воды и воздуха. Для успешного решения этой задачи необходима надлежащая подготовка судна к выходу в море, предусматривающая снабжение судна всем необходимым для борьбы со льдом: средствами удаления льда (пешнями, ломами, лопатами, метлами и другими), водяными и паровыми шлангами для таяния и смывания льда, а также достаточным числом комплектов теплой водонепроницаемой одежды, рукавиц, монтажных поясов с карабинами, страховочных концов для членов экипажа, ведущих работы по борьбе со льдом на верхней палубе.

Для борьбы со льдом объявляется общий аврал, в котором принимает участие весь экипаж (рис. 4.8). При составлении расписания по околке льда необходимо помнить, что эта работа изнурительная и может продолжаться несколько суток подряд. Поэтому для судов, попавших в условия обледенения на длительное время, в расписании по околке льда должны быть указаны жесткие нормы времени работы (возможно до 2–3 часов) с последующим отдыхом и усиленным питанием для восстановления сил. Отмечены случаи гибели судов, когда изнуренный, обессиленный экипаж не мог продолжать борьбу с обледенением.

Литература

Матрос морского судна — Шарлай Г. Н. [2014]

Источник

Оцените статью