конспект урока «Мировой океан» 6 класс УМК «Полярная звезда»
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме
конспект урока «Мировой океан» 6 класс УМК «Полярная звезда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirovoy_okean_6_kl.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии, 6 класс. УМК «Полярная звезда»
Тема: Мировой океан.
1.Сформировать представление о Мировом океане и его составных частях (океане, море, проливе, заливе, полуострове, острове, архипелаге).
2.Сформировать знание о видах морей по географическому положению.
3.Развивать умение работать с картами.
4.Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, полуострова, острова, архипелаги на карте.
Оборудование: физическая карта мира, атлас, тетрадь-тренажер.
Проверка домашнего задания.
Что такое гидросфера?
Каков её состав?
Какими свойствами обладает вода?
Какого значение Мирового круговорота воды?
Изучение нового материала.
Звучит запись шума океанских волн.
Какие чувства у вас вызывает океан?
Индивидуальное задание на следующий урок: Подберите фрагменты из стихов, песен, художественной литературы с описанием океана. Сравните свои чувства с чувствами авторов.
Какова площадь земного шара? (510 млн кВ км).
Мировой океан – основная часть гидросферы, его акватория занимает около 361 млн кв км. Это большая часть поверхности Земли.
Что называют Мировым океаном? (учебник на стр.105).
Мировой океан – часть гидросфера, включающая воды океанов и морей.
Поверхность Мирового океана принимают за абсолютный ноль метров .
Люди выделяют между материками четыре крупные части – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны.
Часть Мирового океана, расположенная между материками, называется океаном.
Сравните площади океанов, используя учебник на стр. 105.
Границы современных океанов четко выражены вдоль берегов материков, а их морские границы проводятся условно. В южном полушарии граница между Индийским и Тихим океанами проходит по юго-западным и южным берегам островов Суматра, Ява и Новая Гвинея, а затем по меридиану мыса Игольного в Африке, а между Атлантическим и Тихим океанами – от мыса Горн в Южной Америке до Антарктического полуострова.
В северном полушарии граница между Северным Ледовитым и Тихим океанами проходит через Берингов пролив. Граница между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами проводится по параллели, проходящей через остров Исландия, затем огибает южную часть острова Гренландия и проводится по южному побережью острова Баффинова Земля.
В тетради-тренажере на стр.60 нанесите названия океанов.
В пределах океанов выделяют моря, заливы и проливы . Главное их отличие от остальной акватории – географическое положение. Все они занимают пограничное положение между сушей и открытым океаном. Внимательно приглядитесь к очертаниям материков на карте полушарий: их побережья сильно различаются на разных участках. Где-то линия берега плавная, спокойная, как например, на северо-западе Африки, где-то наоборот, причудливо изогнутая (рис.75 стр.106 учебника).
Моря могут вдаваться глубоко в сушу – их называют внутренними. Те моря, которые вдаются в сушу незначительно , называют окраинными.
Окраинные моря чаще всего отделены от основной части океана островами и архипелагами. Из-за своей близости к суше моря отличаются от открытого океана свойствами вод и глубинами. Существуют еще межостровные моря (Филиппинское). Особое географическое положение занимает Саргассово море в Атлантическом океане, расположенное между несколькими течениями.
Найдите на карте окраинные, внутренние моря, омывающие территорию России. Нанесите их на контурную карту.
Заливы – это части морей или океанов, вдающиеся в сушу . Самые большие заливы – Гвинейский, Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Персидский. На берегу Финского залива стоит Город Санкт-Петербург, а на берегу залива Петра Великого – город Владивосток.
Проливы – узкие вытянутые участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.
Найдите на карте проливы и назовите их. Нанесите один из них на контурную карту.
149 млн кв км приходится на сушу. В Мировом океане находятся материки – большие участки суши, окруженные водой . Назовите их.
Острова – небольшие участки (по сравнению с материками) суши, окруженные со всех сторон водой . Самый большой остров – Гренландский (2176 тыс кв км).
Острова по происхождению делятся на:
Материковые – образовались в результате движения земной коры и отделения от материка небольшой части, например, остров Сахалин.
Вулканические – образовались в результате подводных извержений вулканов, например, остров Исландия.
Коралловые – образовались из окаменевших остатков кораллов, например, Большой Барьерный риф.
В океане встречаются архипелаги – группы островов, лежащих недалеко друг от друга . Найдите их на карте, нанесите на контурную карту.
Полуострова – участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан. Самый большой полуостров – Аравийский ( 2730 тыс кв км).
Назовите полуострова на территории России, нанесите их на контурную карту.
Определите географическое положение Карского моря, используя рубрику в учебнике «Шаг за шагом» на стр.110.
Вывод о том, что узнали, чему научились.
Игра «Кто такой, что такое?»
Мадагаскар, Средиземное, Индийский, Антарктида. Сахалин, Аравийский, Берингов, Японские.
О чем идет речь:
Суровая и хмурая природа
С морозами и лето, и зима,
Дневное солнце светит там полгода
И столько же лежит ночная тьма,
Порой и ледоколам нет пути…
И уж тогда давай-ка на салазки
Да с полюса, как с горки, вниз лети
До Мурманска, а хочешь до – Аляски. (С.Ледовитый океан).
Он у моря – как язык.
Он берега лизать привык,
И пляж в часы прилива
Он вылизал на диво. (Залив).
Он ведет из моря в море
Он не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре.
И шум, и звон, и теснота. (Пролив).
Параграф 19 стр.105-108. Вопросы 1 – 6 на стр.110 учебника, в тетрадях тренажерах задания 4, 9-12, 19.
Источник
Урок по географии «Мировой океан» 6 класс
Урок географии, 6 класс. УМК «Полярная звезда»
Тема: Мировой океан.
1.Сформировать представление о Мировом океане и его составных частях (океане, море, проливе, заливе, полуострове, острове, архипелаге).
2.Сформировать знание о видах морей по географическому положению.
3.Развивать умение работать с картами.
4.Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, полуострова, острова, архипелаги на карте.
Оборудование: физическая карта мира, атлас, тетрадь-тренажер.
Проверка домашнего задания.
Что такое гидросфера?
Каков её состав?
Какими свойствами обладает вода?
Какого значение Мирового круговорота воды?
Изучение нового материала.
Звучит запись шума океанских волн.
Какие чувства у вас вызывает океан?
Индивидуальное задание на следующий урок: Подберите фрагменты из стихов, песен, художественной литературы с описанием океана. Сравните свои чувства с чувствами авторов.
Какова площадь земного шара? (510 млн кВ км).
Мировой океан – основная часть гидросферы, его акватория занимает около 361 млн кв км. Это большая часть поверхности Земли.
Что называют Мировым океаном? (учебник на стр.105).
Мировой океан – часть гидросфера, включающая воды океанов и морей.
Поверхность Мирового океана принимают за абсолютный ноль метров .
Люди выделяют между материками четыре крупные части – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны.
Часть Мирового океана, расположенная между материками, называется океаном.
Сравните площади океанов, используя учебник на стр. 105.
Границы современных океанов четко выражены вдоль берегов материков, а их морские границы проводятся условно. В южном полушарии граница между Индийским и Тихим океанами проходит по юго-западным и южным берегам островов Суматра, Ява и Новая Гвинея, а затем по меридиану мыса Игольного в Африке, а между Атлантическим и Тихим океанами – от мыса Горн в Южной Америке до Антарктического полуострова.
В северном полушарии граница между Северным Ледовитым и Тихим океанами проходит через Берингов пролив. Граница между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами проводится по параллели, проходящей через остров Исландия, затем огибает южную часть острова Гренландия и проводится по южному побережью острова Баффинова Земля.
В тетради-тренажере на стр.60 нанесите названия океанов.
В пределах океанов выделяют моря, заливы и проливы . Главное их отличие от остальной акватории – географическое положение. Все они занимают пограничное положение между сушей и открытым океаном. Внимательно приглядитесь к очертаниям материков на карте полушарий: их побережья сильно различаются на разных участках. Где-то линия берега плавная, спокойная, как например, на северо-западе Африки, где-то наоборот, причудливо изогнутая (рис.75 стр.106 учебника).
Моря могут вдаваться глубоко в сушу – их называют внутренними. Те моря, которые вдаются в сушу незначительно, называют окраинными.
Окраинные моря чаще всего отделены от основной части океана островами и архипелагами. Из-за своей близости к суше моря отличаются от открытого океана свойствами вод и глубинами. Существуют еще межостровные моря (Филиппинское). Особое географическое положение занимает Саргассово море в Атлантическом океане, расположенное между несколькими течениями.
Найдите на карте окраинные, внутренние моря, омывающие территорию России. Нанесите их на контурную карту.
Заливы – это части морей или океанов, вдающиеся в сушу . Самые большие заливы – Гвинейский, Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Персидский. На берегу Финского залива стоит Город Санкт-Петербург, а на берегу залива Петра Великого – город Владивосток.
Проливы – узкие вытянутые участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.
Найдите на карте проливы и назовите их. Нанесите один из них на контурную карту.
149 млн кв км приходится на сушу. В Мировом океане находятся материки – большие участки суши, окруженные водой. Назовите их.
Острова – небольшие участки (по сравнению с материками) суши, окруженные со всех сторон водой . Самый большой остров – Гренландский (2176 тыс кв км).
Острова по происхождению делятся на:
Материковые – образовались в результате движения земной коры и отделения от материка небольшой части, например, остров Сахалин.
Вулканические – образовались в результате подводных извержений вулканов, например, остров Исландия.
Коралловые – образовались из окаменевших остатков кораллов, например, Большой Барьерный риф.
В океане встречаются архипелаги – группы островов, лежащих недалеко друг от друга. Найдите их на карте, нанесите на контурную карту.
Полуострова – участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан. Самый большой полуостров – Аравийский ( 2730 тыс кв км).
Назовите полуострова на территории России, нанесите их на контурную карту.
Определите географическое положение Карского моря, используя рубрику в учебнике «Шаг за шагом» на стр.110.
Вывод о том, что узнали, чему научились.
Игра «Кто такой, что такое?»
Мадагаскар, Средиземное, Индийский, Антарктида. Сахалин, Аравийский, Берингов, Японские.
О чем идет речь:
Суровая и хмурая природа
С морозами и лето, и зима,
Дневное солнце светит там полгода
И столько же лежит ночная тьма,
Порой и ледоколам нет пути…
И уж тогда давай-ка на салазки
Да с полюса, как с горки, вниз лети
До Мурманска, а хочешь до – Аляски. (С.Ледовитый океан).
Он у моря – как язык.
Он берега лизать привык,
И пляж в часы прилива
Он вылизал на диво. (Залив).
Он ведет из моря в море
Он не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре.
И шум, и звон, и теснота. (Пролив).
Параграф 19 стр.105-108. Вопросы 1 – 6 на стр.110 учебника, в тетрадях тренажерах задания 4, 9-12, 19.
Источник
Технологическая карта по теме «Мировой океан» 6 класс «Полярная звезда»
Технологическая карта урока по теме «Что такое Мировой океан? Части Мирового океана» п.29 учебника по географии «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева , 5 – 6 классы
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
УМК урока: учебник, интерактивная доска, учебный тренажер, атлас.
1.Этап постановки цели и задачи урока «Самоопределение в деятельности». Задача этапа: мотивация учебной деятельности
Сообщает тему урока. Ставит проблему.
Мотивирует учащихся на постановку гипотез, целей, задач урока.
1.Определяем проблему урока.
У. В автобусе я случайно стала свидетелем спора двух пожилых мужчин, один из которых утверждал, что Мировой океан это все воды земного шара: реки, моря, озера, океаны. Другой же пытался ему доказать, что Мировой океан это только четыре океана. Оказывается, не все знают, что входит в понятие «Мировой океан». Сформулируйте проблему, опираясь на выше сказанное и исходя из темы урока?
( Предп. от-т: .Не все знают, что такое МО и из каких частей он состоит.) (учитель записывает проблему на доске)
У. Какие ваши гипотезы? ( Предп.от-т: 1.МО состоит из 4-5 океанов. 2.МО это все воды планеты 3.Части океана это …)
( учитель записывает гипотезы на доске)
У. Ставим цель урока ( Предп.от-т: изучить, что входит в понятие МО и из каких частей он состоит)
У. Теперь выдвигаем задачи урока.
( Предп.от-т:.Рассмотреть карту МО, прочитать учебник, выполнить задания)
-Выдвигают гипотезы; ставят цели и задачи урока.
Отвечают на вопросы учителя
Взаимодействуют с учителем во время беседы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
-Ставят перед собой вопрос: «С какой целью я пришел на урок?»
-Контролируют правильность ответов обучающихся, исправляют, дополняют отвечающих.
-Выдвигают гипотезу о конечном результате урока
2.Этап учебно-познавательной деятельности. Задача: освоение содержания учебной темы
1.Актуализация знаний. Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний
У. Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите словосочетание «Мировой океан»?( Предп.от-т: много воды, все океаны, круговорот воды в океане и т.д.)
У. Тетрадный лист на два столбика. В первом: «Я знаю», во втором «Я узнал».
( ученики записывают в первый столбик, что они знают о МО. )
У.На экране доски слайд с написанными версиями и не правильными утверждениями по новой теме. Ученики ставят «+» там, где они считают утверждение верным и «-« там, где по их мнению утверждение не верно. (Ученики работают а паре, т.к.новый материал)
( Утверждения: 1.МО -основная часть гидросферы, включающая воды океанов и морей.(+) 2. МО- это воды океанов и поверхностные воды суши (-) 3.Тихий океан занимает большую площадь, чем вся суша(+).4.Между океанами существуют четкие границы(-) 5.Индийский океан саамы маленький по площади (-) 6.Моря, заливы и проливы занимают пограничное положение между сушей и открытым океаном.(+) 7.Моря бывают внутренние и окраинные (+) 8.Залив-это маленькое море (-)
-Отвечают, на поставленные вопросы.
Изучение карты Мирового океана
Взаимодействуют с учителем во время беседы,
-Умение слушать собеседника,
Работа в паре. Сотрудничество.
Умение отстоять свою точку зрения.
Анализ своих ранее полученных знаний
Развитие интуиции на основе ранее полученных знаний и картографического материала
Контролируют правильность ответов обучающихся, исправляют, дополняют отвечающих.
с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли
2. Изучение нового материала с первичным закреплением знаний
1. У предлагает ученикам открыть карты океанов ( атлас стр. 18).
Задание: выпишите в тетрадь океаны по мере увеличения их площади. Сравните ваш результат с ссылкой в п.29, стр. 97.( Примечание: если класс более «сильный», то можно предложить составить столбиковую диаграмму площадей океана по мере их увеличения)Задание проверяется
2.У. Вопрос: Так что же такое МО ?
( ответы учащихся: ученики читают из тетрадей свои записи «Что я знаю»)
У. предлагает прочитать часть текста в п.29 «Мировой океан» и ответить на вопрос: что же такое МО ?( ответы учащихся Исправление не верных ответов в тетради)
Вопрос: Проведите четкие границу между океанами. Есть между океанами четкие границы? Кто как думает? ( ответы уч-ся из опроса выше. Исправление не верных ответов в тетради)
3.У. Вопрос: Что вы знаете о каждом океане? У .показывает на экране фото Тихого океана ( ученики читают из тетрадей свои записи «Что я знаю»). У. предлагает прочитать текст о Тихом океане в параграфе и исправить неверные свои записи в тетради.
(далее тот же прием по С-Л, Атлан., Инд. океанам)
4.У. предлагает рассмотреть карту океаном и назвать другие водные объекты в океане.
( ученики называют моря, заливы, проливы )
У. предлагает ученикам дать формулировку понятию моря .( ответы уч-ся)
У. Найдите на карте Балтийское море и Аравийское море. Чем они отличаются друг от друга? ( ответы уч-ся.Ожид.ответ: Б. море врезано в сушу,А.море нет.)
У. Найдем ответ на вопрос в тексте учебника (ученики зачитывают ответ)
У. демонстрирует на экране фото морей, уч-ся в тетради записывают море, ищут его на карте, записывают окраинное или внутреннее .(Проверка + исправление ошибок в тетради)
У. Вопрос: Ребята, я думаю, что Белое море окраинное? Подтвердите и опровергните мое мнение ( ответы уч-ся)
У. Вопрос: Какое море занимает особе географическое положение?( Саргассово)
У. Найдите на карте пролив. Как вы думаете, что такое пролив? ( ответы уч-ся. Ожид. ответ: пролив это водное пространство между двумя участками суши) Найдите в п.29 текст о проливах.( зачитываем)
У. На карте океанов найдите проливы перечисленные в тексте. Какие материки они омывают ?( уч-ся называют проливы и материки)
У. Найдите на карте залив. Как вы думаете, что такое залив? ( ответы уч-ся. Ожид. ответ: залив это водное пространство вдающиеся в сушу) Найдите в п.29 текст о проливах .( зачитывают, исправляют ошибки в тетради)
У. На карте океанов найдите заливы перечисленные в тексте. Какие материки они омывают ?( уч-ся называют заливы и материки)
У. Так что же такое моря, заливы и проливы в океане ?( уч-ся читают вывод в тексте параграфа)
Межпредметные связи с математикой: постройка столб. диаграммы.
Знакомятся с новыми определениями: море, залив, пролив.
По ходу чтения параграфа учащиеся отмечают для себя незнакомые ранее, новые слова, понятия.
Знакомятся с номенклатурой морей, заливов, проливов.
Изучают карту Мирового океана
Взаимодействуют с учителем при фронтальной беседы и ответов партнера.
Умение слушать друг друга, корректно делать замечания и исправления неправильных ответов
Источник